Маккаби что это означает
Маккаби
В конце XIX века зародилось движение еврейских спортивных клубов, которые в 1912 г. были объединены в Палестине в Маккавейскую федерацию (от Маккавеев). В 1921 г. был создан Всемирный союз Маккаби.
В Израиле Маккаби — наиболее частое, наряду с Хапоэлем, названия спортивных клубов.
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Маккаби» в других словарях:
Маккаби (баскетбольный клуб — Маккаби (баскетбольный клуб, Тель Авив) У этого термина существуют и другие значения, см. Маккаби Тель Авив. Маккаби (Тель Авив) Играет в Ligat HaAl … Википедия
Маккаби (баскетбольный клуб) — Маккаби (Тель Авив) Играет в Ligat HaAl, Евролига УЛЕБ Основан 1932 Зал Nokia Arena (11000 мест) … Википедия
Маккаби Тель-Авив (баскетбольный клуб) — Маккаби (Тель Авив) Играет в Ligat HaAl, Евролига УЛЕБ Основан 1932 Зал Nokia Arena (11000 мест) … Википедия
Маккаби (футбольный клуб — Маккаби (футбольный клуб, Хайфа) Маккаби Полное название Футбольный клуб «Маккаби» Хайфа Основан 1913 … Википедия
Маккаби Ахи (футбольный клуб — Маккаби Ахи (футбольный клуб, Назарет) Маккаби Ахи Полное название Футбольный клуб Назарета «Маккаби Ахи» (ивр. מועדון כדורגל מכבי אחי נצרת) Основан 1967 Стадион … Википедия
Маккаби Ирони — Маккаби Ирони … Википедия
Маккаби Тель-Авив — «Маккаби» Тель Авив баскетбольный клуб из Тель Авива. «Маккаби» Тель Авив футбольный клуб из Тель Авива. «Маккаби» Тель Авив спортивное общество из Тель Авива. См. также Маккаби … Википедия
Маккаби Бнот Ашдод (баскетбольный клуб) — Маккаби (Бнот Ашдод) מכבי בנות אשדוד Цвета Желтый и Синий Основан [[1991 год в спорте|1991]] Город Ашдод … Википедия
Маккаби (футбольный клуб, Нетания) — У этого термина существуют и другие значения, см. Маккаби. Маккаби (Нетания) … Википедия
Маккаби (баскетбольный клуб, Тель-Авив) — У этого термина существуют и другие значения, см. Маккаби. Маккаби (Тель Авив) Цвета Желтый и Синий Основан 1932 Город Тель Авив … Википедия
«Маккаби» всемирное спортивное общество
Всемирное спортивное общество «Маккаби» видит свою цель в укреплении физического здоровья еврейского народа, считая это залогом духовной силы нации, в оказании всемерной поддержки Государству Израиль и развитию национального самосознания и чувства национального единства в евреях, где бы они ни жили. Девиз Всемирного спортивного общества «Маккаби» — «В здоровом теле здоровый дух»; приветствие — «Будь сильным и отважным!» ( хазак ве-эмац).
Первичной ячейкой Всемирного спортивного общества «Маккаби» является местный спортивный клуб, действующий независимо и на демократической основе; в каждой отдельной стране клубы объединены в территориальную организацию «Маккаби», которая направляет своих делегатов (пропорционально численности своих членов) на проводящийся каждые четыре года конгресс «Маккаби», где избирается состав постоянных органов — исполнительного комитета, президиума, дисциплинарного суда и контрольной комиссии. Штаб-квартира Всемирного спортивного общества «Маккаби» находится в Тель-Авиве. С 1932 г. раз в четыре года «Маккаби» проводит в Израиле международные спортивные игры по образцу Олимпийских игр — Маккабиаду. Для обеспечения проведения этих игр в 1953 г. в Рамат-Гане была построена «олимпийская деревня» — «Кфар-Маккаби», где, наряду с общежитиями для прибывших на Маккабиаду спортсменов и предприятиями бытового обслуживания, действуют спортивные комплексы, включая плавательный бассейн. Общество «Маккаби» признано Международным олимпийским комитетом в качестве спортивной федерации олимпийского разряда и является членом Всемирного союза международных спортивных федераций.
Истоки «Маккаби» восходят к концу 19 в., когда с распространением сионистской идеологии (см. Сионизм) группы еврейской молодежи начали создавать гимнастические клубы, видя в физическом оздоровлении еврейского народа необходимую предпосылку для реализации сионистского идеала. Первый такой клуб возник в 1895 г. в Стамбуле и носил название Еврейский гимнастический клуб. В 1897 г. гимнастический клуб был открыт в Пловдиве (Болгария). В 1898 г. М. Нордау призвал с трибуны 2-го Сионистского конгресса уделить особое внимание развитию еврейского спорта, успехи в котором будут способствовать росту национального самоуважения и уверенности в себе. Это обращение получило широкий резонанс и сыграло решающую роль в развитии идеи еврейского национального спорта. В том же году в Берлине открылся гимнастический клуб «Бар-Кохба», в последующие 40 лет своей деятельности оказавший формирующее влияние на развитие еврейского спорта, а в Вене — гимнастический клуб « Ха-Коах» («Сила»); вслед за ними возникли гимнастические клубы в Софии, Бухаресте, Бельцах, Кракове, Львове, Познани, Лейпциге и других городах Центральной и Восточной Европы.
В 1900 г. берлинский «Бар-Кохба» начал выпуск первого еврейского спортивного периодического издания «Юдише турнцайтунг». На 4-м Сионистском конгрессе в Базеле (1903) состоялись показательные выступления 35 выдающихся гимнастов из различных еврейских гимнастических клубов Европы; тогда же было принято решение о создании Союза еврейских гимнастических клубов — «Юдише турнершафт», насчитывавших к этому времени около 1,5 тыс. членов. В том же году состоялся учредительный съезд Союза. Число еврейских спортивных клубов и их членов быстро росло; на съезде «Юдише турнершафт», состоявшемся в 1911 г. в Гамбурге, было объявлено число членов организации — около двадцати тысяч. В 1913 г. в честь очередного Сионистского конгресса в Вене состоялось показательное выступление еврейских гимнастов; в параде приняла участие тысяча спортсменов. В 1915 г. еврейский спортивный клуб «Маккаби» был открыт в Варшаве, в 1916 г. в Петрограде еврейский гимнастический кружок при ОЗЕ был преобразован в спортивный клуб «Ахдут». В апреле 1917 г. был открыт спортивный клуб «Маккаби» в Одессе, городе, ставшем штаб-квартирой центрального комитета Всероссийского союза еврейских спортивных клубов «Маккаби» (председателем центрального комитета стал Я. Грановский; 1894–1918). Шестой съезд движения Хе-Хавер, состоявшийся в Петрограде в апреле 1917 г., призвал создать по всей стране сеть еврейских спортивных клубов «Маккаби». К августу 1917 г. их насчитывалось 125, в основном в районе бывшей черты оседлости, но были организованы клубы «Маккаби» и в Москве, Петрограде, в Сибири, на Урале и на Кавказе. В Одессе в 1917–19 гг. выходил ежемесячный журнал «Маккаби». С окончательным установлением советской власти деятельность «Маккаби» стали ограничивать, а в середине 1920-х гг. она была полностью прекращена. С «Маккаби» было связано движение скаутов ( цофим), превратившееся в 1922 г. в социалистическое движение Ха-Шомер ха-ца‘ир. В середине 1920-х гг. русскоязычные евреи Харбина (см. Китай) создали клуб «Маккаби», просуществовавший с перерывами до 1945 г.
В 1921 г. во время 12-го Сионистского конгресса в городе Карлови-Вари (Чехословакия) было создано Всемирное спортивное общество «Маккаби» в качестве органической части мирового сионистского движения. Это организационное изменение было вызвано стремлением подчеркнуть тесную связь между еврейскими спортивными обществами и сионизмом, а также создать единые организационные рамки для еврейских гимнастических клубов и других еврейских спортивных организаций и обществ. Штаб-квартира Всемирного спортивного общества «Маккаби» размещалась в Вене, а затем (с 1927 г.) в Брно (Чехословакия) и с 1929 г. в Берлине. В 1929 г. общество «Маккаби» организовало международные игры «Маккаби» в Мериш-Острау, а в 1930 — в Антверпене. В том же году в Германии и Чехословакии было основано поселенческое движение Маккаби ха-ца‘ир, основавшее ряд сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль (Ма‘ян-Цви, Маццува, Кфар-Руппин, Солелим).
В 1929 г. в Остраве были проведены европейские игры обществ «Маккаби». На состоявшемся там же конгрессе Всемирного спортивного общества «Маккаби» И. Иекутиэли, представитель израильского филиала общества, внес предложение о проведении в стране всемирных игр «Маккаби» — Маккабиады. Предложение встретило горячую поддержку делегатов конгресса, и в 1932 г. на новом стадионе в Тель-Авиве была торжественно открыта I Маккабиада, в которой, кроме местной команды, приняли участие команды из 21 страны. В 1933 г. в Праге были проведены очередные европейские игры «Маккаби», а в следующем году — зимние игры в Закопане (Польша). В 1935 г. в Тель-Авиве была проведена II Маккабиада с участием 1,7 тыс. спортсменов из 27 стран.
С приходом к власти в Германии нацистов в 1933 г. штаб-квартира Всемирного спортивного общества «Маккаби» была переведена в Лондон. На конгрессе в Женеве в 1939 г. было принято решение о разделении исполнительного комитета организации на две части со штаб-квартирами в Лондоне и Тель-Авиве. В 1948 г. впервые конгресс «Маккаби» был проведен в Израиле, который с тех пор стал единственным местопребыванием исполнительных органов Всемирного спортивного общества «Маккаби».
К началу Второй мировой войны Всемирное спортивное общество «Маккаби» насчитывало более двухсот тысяч членов в 38 странах, включая большинство стран Европы, Эрец-Исраэль, Турцию, Египет, Китай, Австралию, Южную Африку, Северную Америку и некоторые страны Южной Америки. Организация оказывала заметное влияние на жизнь еврейских общин, а ее местные лидеры были среди признанных руководителей своих общин. Спортивные достижения местных клубов «Маккаби» были весьма значительны. Так, венский клуб « Ха-Коах» был призером австрийских чемпионатов: футбольного 1924/25, по водному поло 1926, 1927 и 1928, борьбе 1924 и 1925, по хоккею 1924/25, 1934/35 и 1937 и по настольному теннису 1936/37; клуб добился также выдающихся успехов в легкой атлетике, плавании и фехтовании. Клубы « Ха-Гиббор» (Прага), « Ха-Гиббор» (Брно) и «Бар-Кохба» (Братислава) поочередно занимали первые места на чехословацких чемпионатах по плаванию между 1918 г. и 1938 г. Каирское общество «Маккаби» было многократным чемпионом Египта по баскетболу. Варшавское — достигло значительных успехов в гимнастике и было многократным победителем польских чемпионатов по боксу.
Уничтожение большей части европейского еврейства нацистами и установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы привело к резкому сокращению численности членов Всемирного спортивного общества «Маккаби» в Европе: однако в Северной и Южной Америке, Южной Африке и Австралии движение приобрело более массовый характер. В 1950 г. в Израиле была проведена III Маккабиада; в 1953 г. — IV, и с тех пор Маккабиады регулярно проводятся в Израиле каждые четыре года. В 1959 г. в Копенгагене была возобновлена традиция европейских игр «Маккаби»; в 1962 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) были проведены первые южноамериканские игры общества, а в 1966 г. в Сан-Паулу (Бразилия) состоялись Панамериканские игры «Маккаби». В целом, однако, с возникновением Государства Израиль характер всемирного движения «Маккаби» изменился: не только организационный центр общества находится в Израиле, но и вся его деятельность ориентирована на Израиль.
В Эрец-Исраэль начало движению «Маккаби» было положено в 1906 г., когда в Яффе был открыт первый в стране гимнастический клуб «Ришон ле-Цион». Постепенно клуб разросся — были открыты дополнительные секции (юношеская, женской гимнастики, борьбы) и отделение в Тель-Авиве. В том же году в Иерусалиме А. Елином был открыт спортивный клуб «Бар-Гиора», просуществовавший, однако, лишь три года. Вслед за яффским «Ришон ле-Цион» были открыты спортивные клубы под различными названиями в других городах Эрец-Исраэль — в Петах-Тикве, Ришон-ле-Ционе, Реховоте, Нес-Ционе, Гедере. В 1911 г. А. Елин основал в Тель-Авиве спортивное общество «Маккаби» (впоследствии также «Маккаби-Исраэль», в отличие от Всемирного спортивного общества «Маккаби»). На съезде представителей спортивных клубов, состоявшемся в 1912 г. в Нес-Ционе, было принято решение об объединении этих клубов в федерацию «Маккаби»: федерация включала 20 местных клубов, число членов которых достигало двух тысяч. Члены клубов «Маккаби» организовывали публичные гимнастические выступления, служившие своего рода демонстрацией спортивных достижений общества.
Во время Первой мировой войны деятельность «Маккаби» в Эрец-Исраэль практически прекратилась и возобновилась лишь с установлением британской власти. В 1919 г. в Иерусалиме состоялся первый съезд «Маккаби», в котором приняли участие 11 спортклубов страны, а также представители дамасского клуба «Маккаби». В 1920 г. состоялось первое публичное гимнастическое выступление, организованное тель-авивским клубом «Маккаби». В 1920–32 гг. состоялись еще семь подобных спортивных мероприятий на общенациональном уровне. Одним из значительных достижений общества было издание профессионального спортивного ежемесячника, освещавшего спортивную жизнь страны, координировавшего и направлявшего деятельность клубов и внесшего огромный вклад в разработку спортивной терминологии на иврите.
Принципиальная идеологическая установка «Маккаби», видевшего в развитии физической культуры и спорта неотъемлемую часть общего процесса национального возрождения в рамках сионистского движения, сделала его активным участником общественной жизни страны; не было ни одной национальной задачи, в решении которой члены «Маккаби» не внесли бы значительный вклад. При «Маккаби» (Яффа) был создан духовой оркестр «Киннор Давид» («Арфа Давида»), ставший образцом подобных оркестров при других клубах; эти оркестры сопровождали общественные празднества и гулянья, выступали на городских церемониях и т. п. Когда в стране развернулась кампания под девизом «Еврей, говори на иврите!», члены спортивных клубов общества были среди ее активистов. Во время арабских беспорядков 1928–29 гг. члены «Маккаби» приняли активное участие в обороне ишува. Спортсмены общества были среди первых добровольцев Еврейской бригады.
Методы работы клубов в Эрец-Исраэль были единообразны: общая физическая подготовка по шведской системе и специальные тренировки в упражнениях на снарядах по немецкой системе. Первым видом спорта, в котором спортсмены Эрец-Исраэль достигли значительных успехов, был футбол. Еврейские футболисты успешно перенимали спортивный опыт у своих противников — футбольных команд, составленных из военнослужащих британского гарнизона, и даже сумели отвоевать у них кубок Палестины. Большой вклад в развитие футбола внесло посещение страны в 1924 г. футбольной командой венского « Ха-Коах», тогдашнего призера Австрии и одной из сильнейших команд Европы. Руководство «Маккаби» в Эрец-Исраэль считало необходимым развивать международные связи общества, в первую очередь — путем участия команд и спортсменов страны в международных турнирах и соревнованиях; в 1925 г. делегация спортивного общества, включавшая футбольную сборную и группу атлетов, приняла участие в состязаниях в Вене во время проходившего там Сионистского конгресса. Футбольная команда провела 20 матчей, в основном — с еврейскими командами, сумев победить в 13 из них и добиться ничьей в четырех. В 1926 г. при клубе «Маккаби» (Хайфа) была открыта первая в стране плавательная секция. В 1928 г. по инициативе «Маккаби» была основана Палестинская футбольная федерация, а в 1931 г. — Федерация любительских спортивных клубов, ставшая членом международных федераций легкой атлетики, бокса, борьбы, штанги, гимнастики, тенниса, фехтования, плавания, водного поло, баскетбола и настольного тенниса, а также Палестинский олимпийский комитет.
В 1930 г. вторая спортивная делегация «Маккаби» Эрец-Исраэль приняла участие в играх Международного спортивного общества «Маккаби» в Антверпене. Группа мотоциклистов, составлявшая часть этой делегации, совершила пропагандистский мотопробег через Балканы и Центральную Европу в Антверпен; на следующий год был совершен еще один мотопробег, на этот раз через Синай и Египет, финишировавший в Лондоне. В 1932 г. общество «Маккаби» страны участвовало в I Маккабиаде (см. выше). В 1933 г. спортивная делегация «Маккаби» выезжала на европейские игры в Прагу. В 1934 г. «Маккаби» представляло Эрец-Исраэль на Азиатских играх в Дели и международных женских атлетических соревнованиях в Лондоне. В 1935 г. в Тель-Авиве была проведена II Маккабиада. Сотни зарубежных участников этой Маккабиады нелегально остались в подмандатной Палестине. В 1936 г. футболисты «Маккаби» совершили турне по США, а в 1939 г. посетили Австралию. В 1937 г. команда «Маккаби» по водному поло посетила Египет. В 1947 г. легкоатлетическая сборная «Маккаби» представляла Эрец-Исраэль на чемпионате средиземноморских стран в Афинах.
В 1944 г. общество «Маккаби» провело первый, ставший затем традиционным хануккальный (см. Ханукка) пробег с факелом. Этот факел зажигается у могил Маккавеев в Моди‘ине, и бегуны по эстафете доставляют его в Иерусалим, где со времени провозглашения еврейского государства его вручают президенту страны. Аналогичным образом зажигается огонь Маккабиады при открытии очередных игр.
«Маккаби» является вторым (после « Ха-По‘эл») по численности спортивным обществом Израиля, охватывающим около 30 местных клубов с общим числом членов около сорока тысяч человек. Общество добилось высоких спортивных успехов как на национальном, так и на международном уровне. Так, в 1967 г. команда «Маккаби» (Тель-Авив) вышла в финал розыгрыша Кубка обладателей кубков европейских стран по баскетболу, в 1977 г. и 1981 г. победила в основном европейском баскетбольном турнире — розыгрыше Кубка европейских чемпионов, в 1980, 1982, 1987 и 1988 гг. занимала второе место. Футбольный клуб «Маккаби» (Тель-Авив) завоевал в 1968 г. Кубок азиатских чемпионов.
Клубы «Маккаби» занимают ведущие позиции и во внутренних чемпионатах по самым популярным видам спорта в Израиле: футболу и баскетболу. В 1980-х гг. чемпионами страны по футболу были «Маккаби» (Нетания), «Маккаби» (Хайфа) и «Маккаби» (Тель-Авив). Мужская баскетбольная команда «Маккаби» (Тель-Авив) — бессменный чемпион страны 1970–88 гг. В составе этой команды выступали самые прославленные спортсмены Израиля — Т. Броди и М. Беркович.
В XIII Маккабиаде, состоявшейся в 1989 г., приняли участие спортсмены из 45 стран. В начале 1989 г. состоялся учредительный съезд сторонников воссоздания спортивного движения «Маккаби» в Литве. Весной 1989 г. были созданы спортивные клубы «Маккаби» в Вильнюсе, Каунасе, Шяуляе и Клайпеде; осенью 1989 г. — в Москве и Риге.
«Кайрат» сыграет с «Маккаби» из Хайфы (да, опять!). Но почему в Израиле у всех команд одинаковые названия?
Антон Лысяк пытается разобраться.
Алматинцев можно назвать самой израильской командой чемпионата. И дело тут совсем не в Гае Ассулине или Йоссефе Шекеле, которые в разное время играли за «Кайрат». Команда из южной столицы уж очень часто встречается с представителями Израиля.
Алматинцы пересекались с «Маккаби» из Хайфы и Тель-Авива, а также играли против «Хапоэля», что представляет Беер-Шеву. Названия городов всегда неразрывно связаны с израильскими клубами, иначе можно просто запутаться.
Сейчас только в Премьер-лиге Израиля можно найти 4 «Маккаби» и 6 «Хапоэлей», а еще есть «Ирони», «Бейтар» и «Бней».
Что же все это означает? Давайте попробуем разобраться.
Сейчас модно говорить, что спорт – вне политики. Но в Израиле, похоже, думают совсем иначе. Два основных спортивных общества страны «Маккаби» и «Хапоэль» напрямую связаны с политикой и религией.
«Хапоэль» (хотя в русскоязычных изданиях Израиля все же «Апоэль») – это клуб рабочих, созданный еще в начале прошлого века. В логотипе любой команды с таким названием вы найдете несколько коммунистических символов – серп, молот и спортсмена-боксера. Члены «Хапоэля» в основном были социалистами и даже участвовали в ежегодных парадах на 1 мая. Хотя и сейчас коммунистическое прошлое никто не забыл.
Иногда вместе с «Хапоэлем» встречается слово «Ирони» (хотя есть и самостоятельные клубы с таким названием). На иврите это значит «городской», так называли команды, у которых не было ярко выраженной социальной позиции. Но горожан сейчас не так много, лишь одна команда в Премьер-лиге и две в лиге Леумит (первый дивизион).
Название «Маккаби» происходит от религиозного Маккавеи. Это династия евреев-мучеников. Они сыграли важную роль в становлении евреев как нации, о чем даже упоминалось в Библии. Религиозность этого спортивного общества можно определить по эмблеме – найти «Маккаби» без звезды Давида на лого почти невозможно.
«Хапоэль» и «Маккаби» – это два главных оппонента в израильском спорте (речь не только о футболе). Причем болельщики поддерживают не только клуб, но и придерживаются философии или политического уклона.
Президент Израиля Реувен Ривлин, несмотря на свои религиозные взгляды, в юности выступал за социалистический «Хапоэль» Ришон-Ле-Цион. Другого клуба в окрестностях просто не было. Отец будущего президента даже заключал с клубом специальное соглашение, чтобы Ривлин не ходил на коммунистические парады.
Третьей по мощности ассоциацией считается «Бейтар» – в Премьер-лиге сейчас только один клуб, но есть несколько в дивизионах ниже. Эта сионистская организация появилась в Риге в 1923-м. Спортивных задач тогда никто не ставил, основная цель – создание полноценной армии для еврейской самообороны. Клуб, как и его болельщики, придерживаются правых взглядов, но не поддерживают ни одной из действующих в Израиле партий.
В конце 2020-го многих удивила новость о новом владельце иерусалимского «Бейтара». Сообщалось, что клуб может купить шейх Хамад бин Халифа аль-Нахайян из Эмиратов. Загвоздка в том, что за всю историю «Бейтара» в составе не было ни одного араба или мусульманина, а главная кричалка болельщиков – «смерть арабам».
Доходило даже до крайностей. В 2019-м активные фанаты «Бейтара» потребовали у своего игрока нигерийца-христианина Али Мохамеда, сменить имя на менее арабское. Тогда президент клуба заявил, что подаст в суд на тех, кто выдвинул такие требования.
Тут же стоит рассказать и противоположный случай. «Бней» Сахнин – это наполовину арабский клуб в Премьер-лиге Израиля. Команду создали палестино-израильские бизнесмены, а состав формируется по этническому признаку, где 50% игроков – арабы, а вторая половина – евреи. Что интересно, «Бней» играет на стадионе «Доха», построенным на деньги правительства Катара.
В 20 веке в большинстве городов Израиля создавались спортивные сообщества, на основе которых и базировались будущие клубы. Почти в каждом уголке страны был собственный «Маккаби», «Хапоэль» или «Бейтар». Впрочем, в Казахстане и Россия была похожая история со «Спартаком», «Динамо» или СКА.
В эпоху приватизации связь с первоначальными названиями и значениями в Израиле потихоньку ослабевает. Все чаще израильские клубы находят частных владельцев, которые не хотят ассоциировать свой бренд с религией или политикой, поэтому нередко названия меняют на более нейтральные.
Хотя даже сейчас в высшей лиге Израиля есть лишь один клуб, который никак не связан с крупными спортивными сообществами – это «Ашдод», получивший название в честь города.
Фото: «Кайрат», «Маккаби Хайфа», «Бней Сахнин»
Йеhуда Маккаби (Иуда Маккавей)
Содержание
«Маккаби»
Биография
Восстание против Антиоха Эпифана
На начальном этапе восстания Иеhуда следовал тактике постоянного нанесения противнику неожиданных ударов из засады, избегая решительного сражения. Уже в самом начале Иеhуде удалось разбить небольшой отряд сирийцев под командой Аполлония; большое значение имел его успех в битве при Бет-Хороне (к северо-западу от Иерусалима), в которой Маккаби разбил отряд сирийского военачальника Серона. Выбор поля сражения и искусное размещение тех сил, которыми располагали повстанцы, обнаружили блестящий полководческий талант Иеhуды.
В еще большей мере военные способности Маккаби проявились в сражении, в котором приняли участие значительные регулярные силы сирийцев под руководством опытного военачальника Горгия. Благодаря быстрому ночному переходу Иеhуда ускользнул от Горгия, намеревавшегося захватить противника в его лагере, а затем, в то время как Горгий искал повстанцев в горах, неожиданно атаковал сирийский лагерь у Эммауса (южнее Бет-Хорона); Горгий с остатками своих войск был вынужден отступить на приморскую равнину.
Поражение Горгия сделало очевидным для сирийцев, что речь идет о серьезной и затяжной войне. Против Маккаби во главе значительных военных сил выступил царский наместник Лисий.
Освобождение Иерусалима
В сражении у Бет-Цура (к югу от Иерусалима) Иеhуде удалось разбить численно превосходящие силы противника и открыть путь на Иерусалим. Войдя в город, он совершил очищение оскверненного Храма, в котором затем, после трехлетнего перерыва, была восстановлена традиционная служба.
Проведенное по этому поводу восьмидневное празднество (164 г. до н. э.) отмечается с тех пор ежегодно с 25-го кислева по третье (или второе) тевета как праздник обновления Храма — Ханука. Освобождение Иерусалима и возобновление храмовой службы было первым шагом на пути к независимости страны.
Дальнейшее освобождение Земли Израиля
Известия о нападениях на еврейские поселения в Гиладe (Заиорданье) и Галилее заставили Иеhуду Маккаби выступить на север. Он отправил своего брата Шимона в Галилею, а сам вместе с другим своим братом, Ионатаном, направился в Гилад, где разбил аравийских кочевников, осаждавших укрепленные города евреев. Затем, двинувшись на юг, Иеhуда нанес поражение идумеям, после чего взял Хеврон и, спустившись к морю, направился к Иерусалиму. Там он осадил в городской крепости Акра сирийский гарнизон.
Конфликт с Лисием
Лисий и молодой царь Антиох Эвпатор, сменивший умершего Антиоха Эпифана, привели на помощь осажденным сильное войско; сирийские силы вошли в Иудею с юга и осадили Бет-Цур. Маккаби выступил навстречу неприятелю, но, потерпев поражение около Бет-Зхарии, вернулся в Иерусалим. Взяв Бет-Цур, сирийцы подошли к Иерусалиму и осадили Иеhуду на Храмовой горе.
Положение осажденных было крайне трудным, однако ситуация неожиданно изменилась: до сирийского лагеря дошло известие, что Филипп, бывший главнокомандующим при Антиохе Эпифане, намеревается захватить власть в Сирии. Лисий предложил Иhуде компромисс, на который тот согласился: эдикты Антиоха Эпифана, направленные на эллинизацию еврейской религиозной жизни, отменялись и религиозная свобода евреев была восстановлена.
Внутренний раздор
Однако завершение борьбы за религиозную свободу не принесло стране внутреннего мира: после заключения соглашения в стране началась борьба между поборниками религиозной ортодоксии во главе с Маккаби и проэллинистическими кругами. Усиление первых заставило эллинистическую партию искать покровительства у нового царя Сирии Деметрия I.
Деметрий отправил в Иудею войска под предводительством Бакхида. Сирийские войска овладели Иерусалимом. Правителем Иудеи был назначен видный военачальник Никанор. Несмотря на военные успехи, сирийцы были готовы пойти на компромисс, однако Иеhуда решил продолжать борьбу. Военные действия возобновились, и в 161 г. до н. э. (13 адара) в сражении у Адассы (в русс. трад. Хадаши ; в 9 км к северу от Иерусалима) Иехуда Маккавей одержал победу над силами Никанора и вновь занял Иерусалим. В память об этой победе было установлено ежегодное празднование «Дня Никанора».
Стремясь к достижению полной политической независимости, Иеhуда Маккаби направил послов в Рим. В 161 г. до н. э. между Иудеей и Римской республикой был заключен договор, согласно которому Рим поддерживал дружественный нейтралитет с Иудеей, и, следовательно, де-юре признавал Иудею как суверенное государство.
Через несколько месяцев после поражения Никанора Деметрий послал в Иудею новые силы под командой Бакхида. На этот раз сирийские силы настолько превосходили численно войска Иеhуды, что большинство его воинов покинуло поле боя, предложив ему последовать их примеру и отложить сражение до более благоприятной ситуации.
Смерть Иеhуды
Однако Иеhуда решил принять сражение, произошедшее возле Эласы (около Бет-Хорона), где он и оставшиеся верными ему воины пали в бою. Тело Иехуды Маккавея было увезено с поля боя его братьями и погребено в Модиинe. Один из величайших еврейских полководцев, Иеhуда Маккаби стал символом вождя-героя, отдавшего жизнь за свободу своего народа в борьбе против чужеземного ига. Источником сведений о жизни Иеhуды Маккаби являются книги Маккавеев и Иосиф Флавий.