Макрография у детей что это

Коррекционный курс по нейрограмматике

Данные обследования школ и детских садов по этому вопросу, проведенного специалистами Министерства образо­вания и науки РФ (Цветкова Л. С. с соавт., 2006), показали, что 85 % детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля, а 25 % детей — в специализированной коррекционной помощи.

Наибольшую группу в массовой общеобразовательной школе, как отмечает большинство исследователей, традиционно составляют дети «группы риска».

Для освоения грамматики у детей должны быть следующие предпосылки:

3.Отношение к чтению.

4.Мотивация к письму, как к деятельности.

При обследовании детей школьного возраста выявляются следующие нарушения работы мозга, вызывающие трудности овладения грамотным письмом:

Наличие разнообразных трудностей усвоения грамматики детьми школьного возраста с ОВЗ приводит к необходимости создания коррекционного курса «Нейрограмматика», который включает следующие разделы:

Недостаток позотонической регуляции

Обеспечивается рефлекторной деятельностью стволовых отделов мозга и отвечает за поддержание удобной позы, баланса, мышечного тонуса.

Приводит к трудностям удержания статичной позы, нарушениям целенаправленной концентрации на речевом и зрительном материале, размашистость и нерасчетливость выполнения графомоторных функций.

Коррекционная работа: правильная организация места занятий, дыхательные упражнения с пропеванием гласных звуков, самомассажи с проработкой проблемных функций: растираем части лица, сопровождая согласными звуками, массажируем ладони и стопы ритмическими ударами, массажируем пальцы су-джоком и называем слова, начинающиеся на определенную букву, «буквенные классики».

Слабость активационной деятельности и недостаток концентрации

Обеспечивается работой среднего мозга. Истощаемость, снижение интереса к деятельности, отвлекаемости, апатии или расторможенности, неусидчивости. Неравномерность начертания букв (микро- или макрография), задержка становления автоматизированного письма.

Коррекционная работа: упражнение «Тренер и дети», «Бессмысленное письмо», «Уничтожь ералаш», двигательные игры со стоп-сигналом.

Продолжение в документе «Коррекционный курс по нейрограмматике».

Источник

Другие нарушения речи

Существуют другие нарушения речи, приведём здесь их названия и определения.

Акайрия (от греч. kairos — мера, надлежащая норма) — повторение пациентами одних и тех же вопросов, жалоб в тех же самых выражениях и интонациях по нескольку раз в день без какой-либо на это необходимости. Проявление назойливости, прилипчивости. Другие названия: симптом Аствацатурова (1928), симптом Турзо, симптом навязчивых ламентаций (от итал. lamento — жалоба, плач).

Акатаграфия (от греч. katagrapho — записывать) — перестановка слогов в словах, слов в предложениях. Симптом лобно-органического повреждения.

Макрография у детей что это. Смотреть фото Макрография у детей что это. Смотреть картинку Макрография у детей что это. Картинка про Макрография у детей что это. Фото Макрография у детей что этоПри нарушениях речи советуем обратиться к психиатру

Акатафазия (от греч. kataphasis — утверждение, согласие) — аграмматизмы в экспрессивной речи, связаны с нарушением грамматической и синтаксической организации речи. По другим сведениям, проявляется использованием в речи фонологически близких слов вместо адекватных семантически; в этом смысле близка к вербигерации.

Ангофразия (от греч. angst — страх) — включение между слов фраз посторонних и ничего не означающих гласных, двугласных и носовых звуков, а также слов, замедляющих и делающих аритмичной речь (а-а-а, э-э-э, енг, анг, так сказать, вот, ну и др.). Связана со страхом публичных выступлений и делающаяся позже дурной привычкой.

Брадилалия, брадифразия, брадилогия, брадифазия (от греч. bradis — медленный) — замедление темпа речи, симптом заторможенного мышления. Характеризует депрессию, органическое повреждение таламуса и чёрной субстанции мозга, а также мозжечка. Мозжечковая брадилалия сочетается со скандированной речью и нарушением просодической стороны речи.

Брадилексия — замедление темпа чтения у пациентов с общей замедленностью движений — брадикинезией. Наблюдается при экстрапирамидной патологии, эпилепсии, кататоническом субступоре, истерии (в последнем случае носит как бы нарочитый характер).

Глоссолалия (от греч. glossa — язык) — аффективно обусловленное ускорение речи с появлением в ней множества парафазий и неологизмов. Описана при радении в некоторых сектах, в состоянии эзальтации, истерического экстаза, суженного сознания. Возникает остро, обычно у внушаемых индивидов, нередко под влиянием индукции. Речь эмоционально окрашена, сопровождается общим возбуждением. Отличается от неоглоссии тем, что последняя не связана с аффектом и обнаруживает тенденцию пациентов к изобретению собственного языка.

Дислогия — неспособность точно и недвусмысленно выражать свои мысли устно. Связана с неясностью понятий, отчего выбираемые слова обладают другими, запутывающими коннотациями (от лат. con — вместе, noto — отмечаю, обозначаю), меняющими семантику высказываний. Аналогичной бывает при этом и письменная речь.

Диспросодия — нарушение мелодики речи, отчего последняя напоминает иностранный акцент. То же, что и апросодия.

Идиоглоссия (от греч. idios — свой, собственный) — нарушение речи, при котором некоторые обычные слова заменяются другими, лишёнными смысла, или непонятными звуками (Perri). Описана при олигофрении. Тем же термином обозначают неспособность издавать горловые и нёбные звуки при отсутствии органической и функциональной патологии аппарата речи.

Ксенолалия (от греч. xenos — чужой) — изменение структуры звуков речи таком образом, что она начинает походить на иностранную. Наблюдается при экстрапирамидной патологии, сенсорной афазии.

Макрография — письмо с чрезмерно крупными буквами, отчего на одной странице едва умещаются 2–3 десятка слов. Вероятно проявление двигательной дискоординации органического происхождения, встречается при микропсии, может быть связана с иными, неясными причинами. К макрографии не относится психологически понятная особенность такого письма. Так, девочка пишет деду крупными буквами, зная, что тот недослышит.

Макрофония — очень громкая речь. Наблюдается у маниакальных пациентов, в состоянии кататонического возбуждения, а также у индивидов со снижением слуха.

Микрография — письмо с чрезвычайно маленькими буквами. Наблюдается при паркинсонизме, депрессии, иногда — кататонии, встречается при макропсии.

Микрофония — очень тихая речь. Наблюдается при органической патологии мозга, истерии, депрессии.

Оговорки — подмена одних слов, фраз другими, не соответствующими предмету мысли. Не следует смешивать с проявлениями вербальной парафазии. Оговорки заключают в себе некие скрытые от сознания пациента мысли. Так, верующий благодарит газету за «освящение» важных тем. Вероятно, в это время он думал о чём-то связанном именно с освящением чего-то, но эти мысли не вполне осознавал, не обратил на них достаточного внимания. Или оратор говорит, что намерен подчеркнуть «это предложение», так как во время своего выступления не отрывается от написанного текста. Содержание некоторых оговорок явно указывает на то, что пациенту не хотелось высказывать соответствующие мысли. Например, он благодарит кого-то за «уход» от встречи вместо того, чтобы сказать о своём нежелании видеть этого человека.

Тут как бы сталкиваются две противоположные мысли, из которых высказывается соответствующая желанию. Наконец, оговорки могут не иметь никакого психологического содержания. Так, больная эпилепсией отмечает, что вместо слова «холодильник» она произносит почему-то «телевизор», словом «книга» называет «печь» и т. д. «Я, — продолжает она, — заговариваюсь, понимаю, что говорю не то, а слова вылетают не те, что нужно, а такие, о чём я совсем в это время и не думаю». Речевых припадков у больной не обнаружено, но в данном случае нельзя, по-видимому, исключить возможность их появления. Иногда подмены слов и фраз могут предшествовать появлению речевого автоматизма, указывая тем самым на скрытое существование другой, антагонистической личности. Возможно также, что оговорки возникают и при нарушениях самовосприятия, если принять, что формирование мысли — это и есть акт самоосознавания.

Олигофазия (от греч. oligos — малый) — чрезвычайно скудный запас слов, обычно недостаточный для выражения повседневных впечатлений. Описана А.Н.Бернштейном (1912) у пациентов, страдающих эпилепсией. Обеднение активного лексикона сочетается при этом с упрощением грамматической структуры устной и письменной речи. Обнаруживается в затруднениях называния показываемых пациентам предметов, а также их изображения. Острая послеприпадочная олигофазия выступает проявлением преходящей амнестической афазии. Прогрессирующая олигофазия характеризует развитие эпилептического слабоумия, является типичным признаком последнего (Блейхер, 1963). Олигофазия, кроме того, — обычное явление олигофрении. Степень последней в большинстве случаев находит выражение в объёме активного и пассивного лексикона. Значительно снижается активный, в меньшей степени — пассивный словарный запас при органических ослабоумливающих процессах. Нормы лексикона, очевидно, зависят от принадлежности пациентов к той или иной культуре.

Палинграфия — обратное или зеркальное письмо. Не следует смешивать с палиграфией. Проявление в письме палилалии. Оба симптома часто сочетаются при кататонии, поражении стриарной системы мозга. Наблюдается при постэнцефалитическом паркинсонизме, болезни Пика, псевдобульбарном синдроме.

Палинлексия — обратное или зеркальное чтение.

Паралексия — правильное чтение без понимания смысла прочитанного.

Речь витиеватая — напыщенная, с выражением ложного пафоса речь, оставляющая впечатление многозначительной, несколько заумной. Наполнена громоздкими грамматическими оборотами, лишена простоты, ясности, недвусмысленности. Симптом резонёрства.

Речь геев — у мужчин выглядит как жеманная, с кокетливыми интонациями речь. У женщин, напротив, отличается грубыми интонациями и подчёркнуто мужскими выражениями.

Речь зеркальная — произнесение слов с их конца. Описана при шизофрении, детском аутизме.

Речь манерная — словесное гримасничанье, речь вычурная, ломаная. Свойственна гебефреническим пациентам.

Речь монотонная — речь с недостаточно выделенными интонациями голоса словами, фразами. Наблюдается при паркинсонизме, а также при эмоциональном притуплении.

Речь пуэрильная (от лат. puerilis — детский) — речь, напоминающая детскую: картавая, сюсюкающая, с детскими искажениями слов и интонациями. Симптом пуэрилизма (варианта истерического психоза), а также кататоно-гебефрении.

Речь реактивная — автоматические, как бы рефлекторные речевые реакции на звуки, но не на содержание посторонней речи, смысл которой не воспринимается. Описана при сенильной деменции А.В.Снежневским.

Речь рифмованная — неуместное использование в повседневной речи рифмования слов, большей частью по их созвучию. Встречается у маниакальных и кататонических пациентов, а иногда у пациентов с эпилепсией.

Речь скандированная или разрубленная на слоги (от лат. scando — размеренно читать) — замедленная речь с произнесением слов по слогам, иногда с распевными интонациями. Наблюдается при повреждении мозжечка — рассеянном склерозе. Один из симптомов пентады Марбурга (1936), включающей также битемпоральное побледнение дисков зрительных нервов либо их атрофию, выпадение брюшных рефлексов, нистагм и интенционный тремор. Пентада характеризует проявления рассеянного склероза. Включает в себя триаду Шарко (1865): нистагм, интенционный тремор и скандированную речь.

Речь слащавая — речь вкрадчивая, льстивая, со склонностью употреблять уменьшительно-ласкательные и хвалебные обороты. Расценивается как выражение дефензивного (от фран. defetnsive — охранять; обороняться) компонента эпилептоидной пропорции темперамента, то есть склонности накапливать готовность к ответной реакции (в противоположность склонности к импульсивным реакциям). Наблюдается у ряда пациентов с эпилепсией, а также у некоторых эпилептоидных психопатов.

Речь спастическая — беспорядочная по ритмике, скачкообразная речь при спастическом состоянии мышц аппарата артикуляции. Может быть также при нейролептическом экстрапирамидном синдроме.

Речь эксплозивная (от лат. explodo — извергать с шумом) — аритмичная речь, в которой периоды растягивания и задержки вокализации сменяются словесными «выбросами», во время которых речь ускоряется и делается несоразмерно громкой. Описана при поражении полушарий мозжечка.

Тахилалия (от греч. tachi — ускорение) — ускоренный темп речи, наблюдается у маниакальных пациентов, при некоторых других формах психического возбуждения. Не следует смешивать с речевой поспешностью — склонностью к скорым и необдуманным ответам на вопросы.

Фонастения — тихая, переходящая порой в шепотную и беззвучную речь депрессивных пациентов.

Источник

Макрография

Макрография у детей что это. Смотреть фото Макрография у детей что это. Смотреть картинку Макрография у детей что это. Картинка про Макрография у детей что это. Фото Макрография у детей что это

Макрография (мегалография) – это почерк, характеризующийся написанием чрезмерно крупных графических элементов. При макрографии буквы и цифры имеют размер свыше 1 см, из-за чего на странице умещается не более 10-20 слов. Встречается в структуре неврологических синдромов (мозжечковой атаксии, церебрального глиоматоза), расстройств зрения и психики (микропсии), нарушений письма (оптической дисграфии). Пациенту с макрографией показано психоневрологическое, офтальмологическое, логопедическое обследование. При выборе лечебной тактики учитывается ведущий синдром, проводится медикаментозное лечение, психотерапия, логопедические занятия.

Причины макрографии

Овладение письмом

На начальном этапе обучения письму все дети пишут излишне крупными буквами, не соблюдают строку и поля на странице. Элементы несоразмерны друг другу, отличаются различной высотой и протяженностью, имеют разный наклон. Иногда отмечается слишком сильный нажим, тремор руки. Данные особенности письма у старших дошкольников объясняются недостаточной сформированностью зрительно-моторных координаций, сильным функциональным напряжением и быстрым утомлением при письме.

Однако крупные буквы в начальный период обучения письму не являются патологическим признаком. По мере тренировки руки почерк становится более ровным и уверенным, ученик научается соотносить размеры букв с границами строки. Если же тенденция к написанию больших графических элементов сохраняется и принимает стойкий характер, необходим поиск первопричины макрографии.

Аутизм

Начертание чрезмерно высоких и широких букв характерно для детей с высокофункциональным аутизмом. Исследования показывают, что буквы, которые пишут дети с РАС, в среднем на 1 см выше и на 4 см шире, чем у обычных детей. Размер и наклон букв в процессе письма у детей-аутистов постоянно меняется. Макрография при аутистических расстройствах объясняется сложностями с мелкой и крупной моторикой, оптико-пространственной и зрительно-моторной координацией.

Оптическая дисграфия

Изменение почерка по типу микрографии или макрографии встречается у детей, страдающих оптической дисграфией. Ведущий механизм – трудности овладения графическими символами из-за сниженного, рассогласованного контроля зрительной и моторной реализации акта письма. Наряду с заменами и смешением сходных букв, недописыванием или написанием лишних элементов отмечается своеобразие почерка: неровные, угловатые, «дрожащие» буквы, имеющие разную величину и наклон. Характерен медленный темп письма, большое мышечное напряжение при движениях кисти, быстрая утомляемость руки.

Макрография у детей что это. Смотреть фото Макрография у детей что это. Смотреть картинку Макрография у детей что это. Картинка про Макрография у детей что это. Фото Макрография у детей что это

Мозжечковая атаксия

Расстройство моторных функций, в частности произвольных движений кистей рук, необходимых для реализации письма, происходит при поражении мозжечка различной этиологии. Мозжечковая атаксия может возникать при следующих нозологиях:

В речевом статусе выявляется специфическая мозжечковая дизартрия, для которой, в первую очередь, характерно расстройство устного высказывания. Речь становится прерывистой («рубленой»), диспросодичной, иногда больной выкрикивает отдельные звуки. На письме отмечаются явления макрографии: неуверенный размашистый почерк, укрупнение букв, трудности плавного соединения элементов.

Дальнозоркость

Мегалографическое письмо может указывать на наличие гиперметропии. При дальнозоркости чтение вблизи улучшается при увеличении размера шрифта. Аналогичная ситуация отмечается и на письме: почерк становится растянутым, с большими расстояниями между словами, буквы приобретают округлую форму и большой размер. У пожилых людей с пресбиопией почерк укрупняется, т. е. развивается возрастная макрография.

Микропсия

Данное расстройство может быть обусловлено как зрительными патологиями (паралич аккомодации, поражение желтого пятна сетчатки), так и психосенсорными нарушениями (синдром Алисы в стране чудес). При микропсии видимые объекты кажутся мелкими, уменьшенными в размерах, что не соответствует действительности. На письме может наблюдаться макрография. Нарушается реальное восприятие размеров букв, из-за чего пациент их изображает чрезмерно крупными.

Биполярное расстройство

Для маниакальной стадии заболевания характерно возбуждение, скачка идей, что отражается на письме. Больные пишут много и увлеченно, однако мысли излагают бессвязно и непоследовательно. Буквы приобретают большие (иногда гигантские) размеры, из-за чего на одной странице умещается только несколько строчек или слов. За один раз больной может исписать целую тетрадь. Чаще всего неоправданно большими буквами пишутся местоимения «Я», «Вы». Письмо в целом небрежное, неразборчивое, иногда новые слова пишутся по уже написанному тексту. В фазу депрессии макрография сменяется микрографией.

Диагностика

При микропсии необходимо проведение комплекса диагностических мероприятий, направленных на выявление центрального механизма изменения почерка. Пациент нуждается в осмотре врача-невролога, офтальмолога. При необходимости проводится психолого-педагогическое обследование (консультация нейропсихолога, логопеда). Основные диагностические этапы:

Макрография у детей что это. Смотреть фото Макрография у детей что это. Смотреть картинку Макрография у детей что это. Картинка про Макрография у детей что это. Фото Макрография у детей что это

Лечение

Макрография – это следствие основного неврологического, офтальмологического, нейропсихологического синдрома, поэтому ее коррекция не является самоцелью и не осуществляется изолированно. Более того, устранение мегалографии не всегда возможно. Так, при прогрессирующих заболеваниях головного мозга в далеко зашедших стадиях отмечается полный распад письменной речи.

Основной упор при проведении лечения направлен на ликвидацию причин основного заболевания, повлекшего за собой изменение почерка в виде макрографии. Иногда по мере улучшения соматического статуса почерк приобретает прежний вид.

Терапия основного заболевания

При заболеваниях, сопровождающихся мозжечковой атаксией, основу лечения составляет фармакотерапия (ноотропы, витамины, метаболические препараты, антикоагулянты и др.). Для укрепления мышц и нормализации координации моторики первостепенное значение имеет двигательная реабилитация: лечебная физкультура, механотерапия, эрготерапия.

В лечении макулодистрофии используется комплексный подход, включающий медикаментозную терапию (витамины, антиоксиданты, пептидные биорегуляторы), интравитреальные инъекции ингибиторов ангиогенеза, лазерную коагуляцию сетчатки, удаление эпиретинальных мембран. В случае макрографии, обусловленной аномалиями рефракции, осуществляется подбор очковой коррекции либо выполняются рефракционные операции по методике LASIK.

Пациентам с аутизмом рекомендована когнитивно-поведенческая терапия, обучение навыкам самообслуживания и социального взаимодействия. Психотерапевтическое лечение также показано лицам с дереализационным синдромом. Эффективны методы психоанализа, гештальт-терапии, поведенческой терапии.

Логопедическая коррекция

Логопедические занятия необходимы детям с оптической дисграфией, РАС, пациентам после инсульта, у которых на письме отмечается макрография. Ребенка или взрослого учат удерживать строку, писать буквенные символы одинакового размера высотой около 5 мм. Основные направления работы включают развитие или восстановление:

Источник

Другие нарушения речи

Существуют другие нарушения речи, приведём здесь их названия и определения.

Акайрия (от греч. kairos — мера, надлежащая норма) — повторение пациентами одних и тех же вопросов, жалоб в тех же самых выражениях и интонациях по нескольку раз в день без какой-либо на это необходимости. Проявление назойливости, прилипчивости. Другие названия: симптом Аствацатурова (1928), симптом Турзо, симптом навязчивых ламентаций (от итал. lamento — жалоба, плач).

Акатаграфия (от греч. katagrapho — записывать) — перестановка слогов в словах, слов в предложениях. Симптом лобно-органического повреждения.

Макрография у детей что это. Смотреть фото Макрография у детей что это. Смотреть картинку Макрография у детей что это. Картинка про Макрография у детей что это. Фото Макрография у детей что этоПри нарушениях речи советуем обратиться к психиатру

Акатафазия (от греч. kataphasis — утверждение, согласие) — аграмматизмы в экспрессивной речи, связаны с нарушением грамматической и синтаксической организации речи. По другим сведениям, проявляется использованием в речи фонологически близких слов вместо адекватных семантически; в этом смысле близка к вербигерации.

Ангофразия (от греч. angst — страх) — включение между слов фраз посторонних и ничего не означающих гласных, двугласных и носовых звуков, а также слов, замедляющих и делающих аритмичной речь (а-а-а, э-э-э, енг, анг, так сказать, вот, ну и др.). Связана со страхом публичных выступлений и делающаяся позже дурной привычкой.

Брадилалия, брадифразия, брадилогия, брадифазия (от греч. bradis — медленный) — замедление темпа речи, симптом заторможенного мышления. Характеризует депрессию, органическое повреждение таламуса и чёрной субстанции мозга, а также мозжечка. Мозжечковая брадилалия сочетается со скандированной речью и нарушением просодической стороны речи.

Брадилексия — замедление темпа чтения у пациентов с общей замедленностью движений — брадикинезией. Наблюдается при экстрапирамидной патологии, эпилепсии, кататоническом субступоре, истерии (в последнем случае носит как бы нарочитый характер).

Глоссолалия (от греч. glossa — язык) — аффективно обусловленное ускорение речи с появлением в ней множества парафазий и неологизмов. Описана при радении в некоторых сектах, в состоянии эзальтации, истерического экстаза, суженного сознания. Возникает остро, обычно у внушаемых индивидов, нередко под влиянием индукции. Речь эмоционально окрашена, сопровождается общим возбуждением. Отличается от неоглоссии тем, что последняя не связана с аффектом и обнаруживает тенденцию пациентов к изобретению собственного языка.

Дислогия — неспособность точно и недвусмысленно выражать свои мысли устно. Связана с неясностью понятий, отчего выбираемые слова обладают другими, запутывающими коннотациями (от лат. con — вместе, noto — отмечаю, обозначаю), меняющими семантику высказываний. Аналогичной бывает при этом и письменная речь.

Диспросодия — нарушение мелодики речи, отчего последняя напоминает иностранный акцент. То же, что и апросодия.

Идиоглоссия (от греч. idios — свой, собственный) — нарушение речи, при котором некоторые обычные слова заменяются другими, лишёнными смысла, или непонятными звуками (Perri). Описана при олигофрении. Тем же термином обозначают неспособность издавать горловые и нёбные звуки при отсутствии органической и функциональной патологии аппарата речи.

Ксенолалия (от греч. xenos — чужой) — изменение структуры звуков речи таком образом, что она начинает походить на иностранную. Наблюдается при экстрапирамидной патологии, сенсорной афазии.

Макрография — письмо с чрезмерно крупными буквами, отчего на одной странице едва умещаются 2–3 десятка слов. Вероятно проявление двигательной дискоординации органического происхождения, встречается при микропсии, может быть связана с иными, неясными причинами. К макрографии не относится психологически понятная особенность такого письма. Так, девочка пишет деду крупными буквами, зная, что тот недослышит.

Макрофония — очень громкая речь. Наблюдается у маниакальных пациентов, в состоянии кататонического возбуждения, а также у индивидов со снижением слуха.

Микрография — письмо с чрезвычайно маленькими буквами. Наблюдается при паркинсонизме, депрессии, иногда — кататонии, встречается при макропсии.

Микрофония — очень тихая речь. Наблюдается при органической патологии мозга, истерии, депрессии.

Оговорки — подмена одних слов, фраз другими, не соответствующими предмету мысли. Не следует смешивать с проявлениями вербальной парафазии. Оговорки заключают в себе некие скрытые от сознания пациента мысли. Так, верующий благодарит газету за «освящение» важных тем. Вероятно, в это время он думал о чём-то связанном именно с освящением чего-то, но эти мысли не вполне осознавал, не обратил на них достаточного внимания. Или оратор говорит, что намерен подчеркнуть «это предложение», так как во время своего выступления не отрывается от написанного текста. Содержание некоторых оговорок явно указывает на то, что пациенту не хотелось высказывать соответствующие мысли. Например, он благодарит кого-то за «уход» от встречи вместо того, чтобы сказать о своём нежелании видеть этого человека.

Тут как бы сталкиваются две противоположные мысли, из которых высказывается соответствующая желанию. Наконец, оговорки могут не иметь никакого психологического содержания. Так, больная эпилепсией отмечает, что вместо слова «холодильник» она произносит почему-то «телевизор», словом «книга» называет «печь» и т. д. «Я, — продолжает она, — заговариваюсь, понимаю, что говорю не то, а слова вылетают не те, что нужно, а такие, о чём я совсем в это время и не думаю». Речевых припадков у больной не обнаружено, но в данном случае нельзя, по-видимому, исключить возможность их появления. Иногда подмены слов и фраз могут предшествовать появлению речевого автоматизма, указывая тем самым на скрытое существование другой, антагонистической личности. Возможно также, что оговорки возникают и при нарушениях самовосприятия, если принять, что формирование мысли — это и есть акт самоосознавания.

Олигофазия (от греч. oligos — малый) — чрезвычайно скудный запас слов, обычно недостаточный для выражения повседневных впечатлений. Описана А.Н.Бернштейном (1912) у пациентов, страдающих эпилепсией. Обеднение активного лексикона сочетается при этом с упрощением грамматической структуры устной и письменной речи. Обнаруживается в затруднениях называния показываемых пациентам предметов, а также их изображения. Острая послеприпадочная олигофазия выступает проявлением преходящей амнестической афазии. Прогрессирующая олигофазия характеризует развитие эпилептического слабоумия, является типичным признаком последнего (Блейхер, 1963). Олигофазия, кроме того, — обычное явление олигофрении. Степень последней в большинстве случаев находит выражение в объёме активного и пассивного лексикона. Значительно снижается активный, в меньшей степени — пассивный словарный запас при органических ослабоумливающих процессах. Нормы лексикона, очевидно, зависят от принадлежности пациентов к той или иной культуре.

Палинграфия — обратное или зеркальное письмо. Не следует смешивать с палиграфией. Проявление в письме палилалии. Оба симптома часто сочетаются при кататонии, поражении стриарной системы мозга. Наблюдается при постэнцефалитическом паркинсонизме, болезни Пика, псевдобульбарном синдроме.

Палинлексия — обратное или зеркальное чтение.

Паралексия — правильное чтение без понимания смысла прочитанного.

Речь витиеватая — напыщенная, с выражением ложного пафоса речь, оставляющая впечатление многозначительной, несколько заумной. Наполнена громоздкими грамматическими оборотами, лишена простоты, ясности, недвусмысленности. Симптом резонёрства.

Речь геев — у мужчин выглядит как жеманная, с кокетливыми интонациями речь. У женщин, напротив, отличается грубыми интонациями и подчёркнуто мужскими выражениями.

Речь зеркальная — произнесение слов с их конца. Описана при шизофрении, детском аутизме.

Речь манерная — словесное гримасничанье, речь вычурная, ломаная. Свойственна гебефреническим пациентам.

Речь монотонная — речь с недостаточно выделенными интонациями голоса словами, фразами. Наблюдается при паркинсонизме, а также при эмоциональном притуплении.

Речь пуэрильная (от лат. puerilis — детский) — речь, напоминающая детскую: картавая, сюсюкающая, с детскими искажениями слов и интонациями. Симптом пуэрилизма (варианта истерического психоза), а также кататоно-гебефрении.

Речь реактивная — автоматические, как бы рефлекторные речевые реакции на звуки, но не на содержание посторонней речи, смысл которой не воспринимается. Описана при сенильной деменции А.В.Снежневским.

Речь рифмованная — неуместное использование в повседневной речи рифмования слов, большей частью по их созвучию. Встречается у маниакальных и кататонических пациентов, а иногда у пациентов с эпилепсией.

Речь скандированная или разрубленная на слоги (от лат. scando — размеренно читать) — замедленная речь с произнесением слов по слогам, иногда с распевными интонациями. Наблюдается при повреждении мозжечка — рассеянном склерозе. Один из симптомов пентады Марбурга (1936), включающей также битемпоральное побледнение дисков зрительных нервов либо их атрофию, выпадение брюшных рефлексов, нистагм и интенционный тремор. Пентада характеризует проявления рассеянного склероза. Включает в себя триаду Шарко (1865): нистагм, интенционный тремор и скандированную речь.

Речь слащавая — речь вкрадчивая, льстивая, со склонностью употреблять уменьшительно-ласкательные и хвалебные обороты. Расценивается как выражение дефензивного (от фран. defetnsive — охранять; обороняться) компонента эпилептоидной пропорции темперамента, то есть склонности накапливать готовность к ответной реакции (в противоположность склонности к импульсивным реакциям). Наблюдается у ряда пациентов с эпилепсией, а также у некоторых эпилептоидных психопатов.

Речь спастическая — беспорядочная по ритмике, скачкообразная речь при спастическом состоянии мышц аппарата артикуляции. Может быть также при нейролептическом экстрапирамидном синдроме.

Речь эксплозивная (от лат. explodo — извергать с шумом) — аритмичная речь, в которой периоды растягивания и задержки вокализации сменяются словесными «выбросами», во время которых речь ускоряется и делается несоразмерно громкой. Описана при поражении полушарий мозжечка.

Тахилалия (от греч. tachi — ускорение) — ускоренный темп речи, наблюдается у маниакальных пациентов, при некоторых других формах психического возбуждения. Не следует смешивать с речевой поспешностью — склонностью к скорым и необдуманным ответам на вопросы.

Фонастения — тихая, переходящая порой в шепотную и беззвучную речь депрессивных пациентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *