Малахитовая шкатулка символ чего
Тайны малахитовой шкатулки. Фото уральских малахитовых месторождений
Редкой красоты камень малахит не зря фигурирует едва ли не во всех сказах уральского писателя Павла Бажова, известных по всему миру. Хоть этот минерал и был известен ещё древним египтянам, настоящую популярность он приобрёл в 1635 году после открытия знаменитых уральских малахитовых рудников, которые по праву считаются гордостью нашего края.
Факты о малахите
Уральский малахит, Меднорудянское месторождение, Нижний Тагил.
Кольцо и серьги с Уральским малахитом
Месторождения малахита
Меднорудянское месторождение около Нижнего Тагила было открыто в 1722 году и ныне считается отработанным. Но это не значит, что его запасы полностью исчерпаны: работы в промышленном масштабе действительно не ведутся. Но, побродив по этой местности, особенно весной, всё же можно найти небольшие кусочки малахита, которые подходят для изделий. Также пенсионеры часто находят у себя в гаражах и сараях остатки дореволюционной роскоши прошлого века, очень хорошие коллекционные образцы. В сокровищнице каждого коллекционера есть кусочек знаменитого Уральского малахита из Тагила.
Вот несколько фото самого Меднорудянского месторождения и найденного там малахита:
Также на Урале можно найти этот прекрасный минерал на месторождении Гумешки, Полевской, о котором писал Бажов.
И оттуда у нас есть фотографии:
Пусть в настоящее время крупнейшие месторождения малахита находятся в Германии и Румынии, в Китае и Австралии, именно наши, Уральские камни несут в себе тот самый дух сказов Бажова и дореволюционного ювелирного искусства.
Малахитовая шкатулка символ чего
В истории почти всех народов определенные изделия из камня становились особенно приметными в культуре, в религии, в быту, превращаясь в некий символ той или иной страны. У древних египтян им стало вырезанное из камня изображение жука скарабея, в Древней Греции — изящные мраморные статуэтки, в Китае — изделия из нефрита, хочкары — каменные надгробные плиты — у армян, в средневековой Европе — четки и кресты, изготовленные из гагата, янтарные украшения — у народов Северной Европы. В России с развитием камнерезного дела на Урале таким национальным символом выступили изделия из малахита и особенно малахитовые шкатулки. Они были чем-то большим, чем просто распространенным промыслом. Изделия из уральских камней стали носителем традиций народного камнерезного искусства.
Шкатулки и ларцы работы уральских мастеров можно было видеть и в домах людей богатых и у людей среднего достатка. В XVIII и XIX веках изделия с Урала завоевали международную славу, во многих музеях Европы их можно увидеть и сейчас.
Кроме малахита, камнерезы в России пользовались и другими камнями: яшмой, орлецом, родонитом, мрамором, агатом. Самое удивительное, что прекрасные произведения искусства, которые поражают своим совершенством по сей день, чаще всего создавались крепостными мужчинами и женщинами, не имевшими возможности получить даже примитивного образования, никогда не выезжавшими за пределы своей волости, и, конечно, почти не знавшими, что и как работают мастера в других землях. Все, что у них было,— это природный материал — камень, природный врожденный вкус, природное трудолюбие и учитель красоты — сама природа. До всего остального доходили своим умом. И дошли, достигнув замечательных высот прикладного искусства, создав свою технику, свой стиль, свои традиции.
Первое, что бросается в глаза, когда рассматриваешь великолепные малахитовые изделия,— исключительная естественность, ненарочитость в использовании материала. Малахит, выполняющий декоративную функцию, благодаря своему цвету и рисунку создает иллюзию естественного природного орнамента. Но на самом деле этот орнамент составил мастер.
Уральские малахитовые изделия, а их вырабатывалось великое множество —
тут были и письменные приборы, и крышки книжных переплетов, всевозможные коробочки и табакерки, подставки для карандашей, подсвечники, ларцы, шкатулки и прочее,— изготовлялись примерно по одному образцу. Вначале изделие выполнялось в металле (шкатулки) или в камне (столешницы), а затем на поверхность его наклеивали пластинки малахита. (Эта техника напоминает технику флорентийской мозаики) Когда в работу шел другой, более твердый и прочный камень, металлом пользовались как каркасом, в котором закрепляли детали, вырезанные из камня. Перед сборкой все каменные детали шлифовали и полировали.
Искусство мастера должно было сочетать в себе умение создать изящную форму, перевести ее в металл, чаще всего латунь, а затем подобрать и выполнить само малахитовое покрытие всей наружной поверхности шкатулки. Иногда изделие дополняли и другими декоративными деталями.
В начале прошлого века поток уральских малахитовых изделий начал иссякать. И если раньше их можно было найти в любом магазине, купить в рядах ремесленников на базаре, то сейчас малахитовую шкатулку встретишь в редком доме и даже не в каждом музее. Дело в том, что добыча малахита на Урале стала постепенно падать и в настоящее время практически совсем прекратилась. Из дешевого поделочного камня, добывавшегося многотонными глыбами, он превратился у нас в камень почти ювелирный, который стали считать на граммы. Это и послужило причиной прекращения производства малахитовых изделий.
Однако если отвлечься от малахита, надо заметить, что интерес вообще к изделиям из камня нисколько не угас, более того, год от года он возрастает — и в этом видна тенденция всеобщего внимания к естественным природным материалам, к народным промыслам. Украшения и другие изделия из недорогих поделочных камней широко вошли в нашу повседневность. И, конечно же, выполненная со вкусом шкатулка из камня, пусть не малахита, всегда будет желанным подарком, предметом, на который можно любоваться и любоваться.
Вы тоже можете самостоятельно попробовать свои силы в изготовлении шкатулки.
Технология ее изготовления будет отличаться от технологии уральских мастеров: работа с металлом здесь исключена. Появление эффективных клеев, таких, как БФ-2, и особенно эпоксидных, позволило отказаться от металлического каркаса и дало возможность прочно склеивать друг с другом все необходимые детали.
С чего начинать работу, если вами овладела идея сделать шкатулку? Прежде всего нужно выполнить эскизный чертеж с учетом имеющихся каменных пластинок. Выбора формы изделия и других вопросов, связанных с художественными проблемами, мы здесь касаться не будем — к услугам художника музеи, книги, альбомы. Небольшая статья никак не сможет дать тех сведений, которые можно найти только там.
Один из возможных вариантов — шкатулка, сделанная преподавателем московского института С. Тришиным. Шесть полированных пластин из армянского мохового агата — это дно, четыре стенки и крышка. Они вырезаны из одной агатовой миндалины, из этого же камня сделаны две ножки, ручка и две небольшие призмы, фиксирующие крышку. Все детали шкатулки, в том числе суконные полоски на торцах стенок и металлические декоративные полоски, скреплены при помощи клея.
Выбирая конструкцию и разрабатывая эскиз, нужно учесть некоторые технические проблемы, которые могут возникнуть во время работы. Например, изготовление стенки шкатулки. Она может быть целиковой или составной. Очень интересные рисунки в камне обнаруживаются, если составить пластинку из двух соседних срезов. Здесь можно использовать эффект калейдоскопа, а при подборе пластин применить зеркало, как «орудие поиска».
Гораздо легче изготовить пластинку, у которой торцы образуют углы в 90 °, чем, например, углы в 45°. Но острые углы скрывают шов. В шкатулке С. Тришина торцы стенки образуют с поверхностью угол в 45°.
Дно шкатулки можно выполнить двумя способами. В первом случае стенки ставятся на дно и приклеиваются к нему. Однако образующийся внизу шов приходится заклеивать декоративными металлическими полосками. В другом варианте дно помещают внутрь стенок. И хотя в первом случае работа менее сложная, чтобы скрыть шов, нередко действуют по второму варианту.
Когда авторский замысел полностью созрел, пластины приготовлены и соответствуют тому, что изображено на эскизе, можно приступить к их обработке. Лучше всего начать с коротких боковин. Для этого к деревянному бруску, несколько меньшему окончательных габаритов пластин, приклеивают сургучом обе боковины и совместно обрабатывают на чугунной планшайбе. Так же нужно обрабатывать все остальные детали. Если крышка или стенки шкатулки составные, то обрабатываются они тоже совместно. Склеивают их на плоской поверхности, подложив под склеиваемую деталь лист бумаги. Как в любом деле, конечный результат будет зависеть от замысла и мастерства исполнителя.
Кроме шкатулки, пользуясь теми же приемами, можно сделать чернильный прибор, стакан для карандашей, подсвечник и т. д.
Шкатулка С. Тришина сделана из агата. Но очень хороши для той же цели яшма, родонит, нефрит, лазурит, мрамор. Несколько слов о мраморе. Камень этот настолько мягкий, что поддается обработке твердосплавным инструментом и шлифуется обыкновенной шкуркой. Это обстоятельство позволяет сделать корпус шкатулки из цельного куска. В заготовке по внутреннему периметру просверливается ряд сквозных отверстий, перемычки между ними прорезаются пилкой по металлу или надфилем. После удаления серединки внутренняя поверхность выравнивается напильником и шлифуется шкуркой. Донышко делается и монтируется по обычной технологии. Крышка может быть изготовлена из одной заготовки, а фиксирующий уступ на ней лучше выпилить напильником. Мраморная шкатулка получится очень привлекательной, особенно если она сделана из красивого камня, тщательно и если удалось найти хорошее соотношение ее размеров, внешних и внутренних.
По мере накопления опыта появится желание взяться за все более сложные и интересные вещи. Можно, например, сделать шкатулку, у которой в прорезные стенки вставлены пластинки из другого камня. Можно украсить крышку друзой кристаллов, причем друзой не только естественного происхождения, но и составленной из различных по форме и цвету кристаллов, обычно в природе не существующих. Очень хорош для каменных изделий нефрит. Его исключительная вязкость позволяет вырезывать особенно тонкие элементы, отчего все произведение приобретает изящество, легкость и прозрачность. Нет сомнения, что творчество самодеятельных художников-камнерезов послужит делу возрождения традиционного промысла России.
Изготовление дна шкатулки
Обработка парных деталей
Обработка поверхностей склеивания
Так склеивают составные детали из камня
Чтобы крышка не соскакивала, к ней приклеиваются ограничительные призмы
Схема изготовления цельного корпуса мраморной шкатулки
Фиксирующий уступ крышки мраморной шкатулки
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА
МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА
С глубокой древности внимание человека привлекал малахит. Удивительно, но возраст самого раннего малахитового изделия составляет более 10 500 лет. На Руси этот самоцвет всегда считали символом исполнения желаний. Свое название камень малахит получил от греческого слова «малахе», что означает – «мальва» или от «малакос» — мягкий. Первая версия основана на сходстве цвета камня с листьями мальвы. А вторая версия – на физическом свойстве самоцвета (см. таблицу ниже).
ОПИСАНИЕ И СВОЙСТВА КАМНЯ МАЛАХИТ С ФОТО
Малахит – камень, свойства которого относят его к классу карбонатов. Является ценным поделочным материалом. Образование кристаллов происходит в виде тонких иголочек, никогда не растущих поодиночке. Они разрастаются из центра, создавая лучистые шары – своеобразные сферолиты. Такие сферолиты наползают друг на друга, образуя при этом почковидные и гроздевидные сростки. Эти образования питаются за счет медных растворов, содержащих разное количество меди. Именно поэтому для каждого слоя характерен свой оттенок.
Посмотрите на изображенный малахит, фото хорошо отображает его оттенки: от голубовато-зеленого до темно-зеленого (практически черного) с ярко-выраженными рисунками на срезе. Особенно хорошо узоры просматриваются на срезах, сколах после их полировки. Рисунок представляет собой красивые узоры из колец и переплетения полосок разной толщины. Высокую ценность имеют образцы с тонкими концентрическими кольцами. Такую разновидность называют «павлиньим глазом» или «камнем». При обработке минерала его декоративные свойства стараются выделить как можно ярче, особенно его полосчатость.
Малахит встречается в двух видах:
Плисовый — минерал густо-зеленого цвета с волнисто-полосчатой структурой и характерным шелковистым блеском;
Бирюзовый – голубовато-зеленая разновидность, концентрически полосчатая. Особой популярностью пользуется бирюзовый самоцвет с тонким рисунком, с так называемым, павлиньим глазом.
КАМЕНЬ МАЛАХИТ НА ФОТО
Изначально минерал использовали в качестве медной руды, потому как в большей степени он состоит из карбоната меди.
Для натурального, необработанного малахита характерен слабый блеск, но на изломе после полировки заметна бархатистость, благодаря чему самоцвет прозвали «бархатной рудой».
Обладая невысокой прочностью и плотностью, минерал может разрушаться от высокой температуры, горячей воды. Также он неустойчив к аммиаку и кислотам.
При нагревании камень начинает темнеть, а при контакте с кислотой, он растворяется, выделяя углекислый газ. Также необходимо избегать механического воздействия – малахит легко царапается.
Посмотрите на камень малахит на фото, своей удивительной красотой он обязан присутствию в составе меди и геологическим процессам. Нарастание кристаллов зависит от объемов свободного места. А ширина чередующихся светлых и темных слоев в минерале зависят от количества меди в медносульфатном растворе, являющемся основой образования. Оптические свойства самоцвета также зависят от этих показателей.
Цвет малахита напоминает бирюзу и является одним из самых красивых оттенков зеленого.
Однако цветовая гамма в пределах одного образца изменяется по глубине, насыщенности цвета, создавая при этом удивительно красивый полосчатый рисунок, уникальный для каждого образца.
КАК ВЫГЛЯДИТ МАЛАХИТ
Все, кто видел, как выглядит малахит, согласятся, что он является одним из самых красивых камней. Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого присутствуют в этом камне.
Неповторимое своеобразие самоцвету придает причудливая текстура.
В зависимости от угла падения луча света, одни участки минерала выглядят светлее других, так называемый плеохроизм. Согласно классификациям минералога из Германии М. Бауэра и академика А.Е. Ферсмана, малахит занимает лидирующие позиции среди полудрагоценных камней, наряду с лазуритом, горным хрусталем, агатом и яшмой.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА
О малахитовой шкатулке знает каждый, кто читал в детстве сказки Бажова о хозяйке Медной горы. Но не только малахитовая шкатулка изготавливается из этого красивого самоцвета.
Из него вырезают чаши, вазы, облицовочные пластины для интерьера и инкрустации мебели.
Ювелирных дел мастера используют самые красивые самоцветы в виде кабошонов для вставок в ювелирные украшения.
Крупные изделия из малахита изготавливаются с использованием техники мозаики. Данный метод русской мозаики был использован при облицовке колонн в Исаакиевском соборе. Для этого минерал распиливался на пластины, которые в дальнейшем вырезались и подгонялись, соответствуя рисунку. Таким образом, пластины сливаются в один узор. Поверить, что это не целый косок камня, а сложенная умелыми руками мастеров мозаика – очень сложно.
В России малахит известен с XVII в., но массовое применение камня началось только в XVIIIв., когда нашли огромные малахитовые монолиты на Гумешевском руднике. С тех пор минерал стал украшать дорогие дворцовые интерьеры. С середины XIX в. с Урала привозили десятки тонн ежегодно. В Государственном Эрмитаже на знаменитый Малахитовый зал понадобилось 2 т малахита. Тут же находится и большая малахитовая ваза. Изделия из малахита можно встретить и в Большом Кремлевском дворце в Екатерининском зале. Но самыми удивительными по размерам и красоте считаются колонны у алтаря Исаакивского собора, их высота составляет 10 м.
Непосвященные думают, что колонны и вазы – монолитные изделия. На самом деле эти изделия изготовлены из гипса, металла или другого материала. А сверху они облицованы малахитовыми плитками – своеобразной малахитовой «фанерой».
Физико-химические свойства малахита
При этом, чем больше был исходный кусок малахита, тем большего размера из него вырезалась плитка. А для экономии ценного природного материала толщина плитка порой составляла 1 мм. Но главная хитрость заключалась в укладке плитки тактом, учитывая узор, чтобы каждая из них являлась продолжением предыдущей.
МЕСТОРОЖДЕНИЯ МАЛАХИТА НА УРАЛЕ
Малахит является ценной промышленной рудой. Но ее значение весьма ограничено, так как малахитовое скопление сосредоточено в верхнем, быстро вырабатываемом слое медного месторождения. Натечный малахит с красивым рисунком представляет ценный поделочный камень, широко используемый в декоративно-художественных изделиях.
Сегодня минерал поставляется из Заира, Африки, Казахстана, Западной Европы. В виде большой массы самоцвет встречается реже. В России первенство по добыче занимает Меднорудянский рудник, находящийся вблизи Нижнего Тагила, на втором месте – Гумешевский рудник, где была добыта большая малахитовая глыба, вес которой составил 1,5 т.
Глыба находится в Горном институте. Существуют и другие уральские месторождения. Также малахит встречается в Казахстане и Алтае. Если раньше была основная добыча малахита на Урале, то сегодня в этой местности она прекращена, так как месторождения эти истощились. А когда-то это были очень богатые малахитовые скопления.
Кстати, уральский малахит обнаружили еще в 1635 году, а уже в XIX в. его добывали до 80 т в год. Это были увесистые глыбы высококачественного природного минерала. Вес самой большой глыбы составил 250 т, ее нашли в 1835 г., а в 1913 г. была обнаружена глыба с массой более 100 т.
Плотный малахит в сплошных массах шел на украшения из малахита (подвески, колье, серьги, перстни, запонки), а отдельные зерна распределенного в породе минерала (землистый малахит) и небольшие скопления чистого самоцвета использовались для изготовления высококачественной зеленой краски, так называемой «малахитовой зелени». Не стоит путать «малахитовую зелень» с «малахитовым зеленым», являющимся простым органическим красителем и имеющим общее с минералом, разве что цвет.
В Екатеринбурге до революции можно было наблюдать синевато-зеленые крыши многих особняков. Красились они малахитом, который привлекал не только ценителей всего прекрасного, но и мастеров по выплавке меди. Медь добывалась исключительно из того камня, который не представлял ценность для художников и ювелиров. Цельные куски использовались только для изготовления украшений.
В меньшем количестве, но сегодня также добывается малахит, добыча ведется в Западной Европе: в Шесси, Рецбании, Корнуолле, на Гарце. Главные на сегодня месторождения малахита ювелирного и отделочного качества находятся в Демократической Республике Конго. Для африканского камня характерны правильные концентрические кольца небольшого размера с более контрастной сменой темных и светлых слоев. В отличие от этого минерала, уральские самоцветы имеют неправильную форму колец.
КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНЫЙ МАЛАХИТ?
Большой спрос на украшения с малахитовыми вставками обусловил появление на рынке синтетического аналога – искусственного, синтетического малахита. В этих условиях появляется вопрос о том, как отличить натуральный малахит. Одним из основных способов синтеза имитации является прессование натуральной малахитовой крошки, размером до 5 мм. В обязательном порядке при высокой температуре добавляется соответствующие красители и отвердители. А так как высокая температура частично разрушает натуральный малахит, то в синтетическом аналоге появляются линии зеленого и грязно-коричневого цвета. В таких образцах отсутствует неравномерность, характерная для натурального материала.
Синтетические камни тусклее природных. Поэтому, перед тем как определить, малахит это или имитация, необходимо внимательно посмотреть на минерал, покрутить его.
Хотя подделки минерала – весьма примитивные. Сложность получения синтетического минерала высокого качества состоит в том, что для этого камня, в отличие от многих других, не прозрачность и химическая чистота являются основными критериями, а цветовая палитра и текстура. Рисунок на отполированной малахитовой поверхности является неповторимым.
Внешний вид минерала зависит от размера, формы и взаимной ориентации кристаллов, из кото