Мальчик ударил девочку в школе что делать
Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе
Учитель истории и отец троих детей, который сталкивался с проблемами школьной травли, рассказывает о том, как родители должны бороться и заступаться за своих детей, если тех обижают в школе.
Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих. Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному. Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.
Первое. Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же «фамилию», которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.
Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца. Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть. А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.
Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.
Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.
Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?
Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.
Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд. Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести. Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.
Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.
Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.
После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.
Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.
Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов. Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт. При этом надо понимать, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации» трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на «рассмотрение по компетенции», то есть школе. Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.
Если ничто не работает
Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала. Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.
Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.
Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы. Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений. Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.
Сын бьёт девочек
Спасибо за быстрый отклик. Постараюсь подробно все изложить.
С лета мы ждём второго ребёнка. Почему я не написала сразу? Не вижу именно в этом проблемы. Мой сын (Миша его зовут) сам просил брата, упрашивал. Именно брата, сестру категорически не хочет. Я долго не решалась. И мы ему сказали очень мягко. И говорили и говорим, что мы его любим и будем любить, что для него ничего не изменится в худшую сторону. Он вроде очень адеквтно воспринял новость, обрадовался, что брат. Разговоры об этом слез не вызывают. А вот беседы по поводу связи битья девочек и расставания папы и мамы вызывают слёзы и видны внутренние переживания.
Насилия в прошлой семье были. Со стороны папы. К сожалению, и само расставание было очень бурным. Как я не пыталась сгладить и утихомирить, папе нужен был фарс и огласка побольше. Я пришла за Мишей в дет сад. Туда неожиданно пришёл и папа. Взял нас обоих и просто отвел к моей маме. Без вещей, без всего. У меня в одной руке сумка с паспортом, в другой ручка ребёнка. По дороге он меня обвинял во всем. А по сути просто выгнал нас из дома. Ребёнку я пыталась объяснить, почему так произошло, но без негативных характеристик папы не обошлось (( (. Хотя я свою долю вины старалась не отрицать.
Ребёнок переживал развод в основном в больницах, я с ним соответственно. Мне кажется, что я перенесла развод оч легко. Хотя моя мама уверяет, что мне было очень тяжело.
Сейчас отношения с бывшим у меня сложные. Он замучил меня судами и приставами. Мы видимся только летом. А с сыном они общаются 1 раз в неделю по скайпу и телефону.
С момента развода до появления нового мужа, тогда ещё не мужа, молодого человека, прошло 1, 5 года. Его выбрал сам Миша из всех мужчин, которые были рядом со мной на тот момент. Миша и отчим даже внешне очень похожи. Отношения у них хорошие. Но миша не уважает его, как папу. Он относится к нему как к приятелю. Отчим с первого дня любит Мишу как своего. И отдаёт все своё ради Миши, не балует, но готов последнее ему отдать.
Теперь про характеристику сына. В целом общение и с детьми, и со взрослыми очень лёгкое. Легко идёт на контакт. Незнакомых взрослых сначала немного стисняется. Буквально первые 5 мир. Потом легко со всеми общается, открыто. С незнакомыми детьми легко идёт на контакт. Знакомится сам. Принимает, когда с ним знакомятся или начинают играть. Гуляет во дворе. Общается и с девочками и с мальчиками. Никого не обижает. Если обижают, даёт сдачи.
Часто слишком быстро на мой взгляд начинает называть просто общение дружбой, а приятеля другом.
Если не брать поведение в школе, которого я не вижу, а только читаю жалобы, то миша очень воспитанный мальчик, он знает как вести себя в театре, за столом, при взрослых. Не произносит бранных слов. Хотя конечно знает их много. Первый не начнёт обзываться. Отзывчивый и готов придти на помощь. Послушный в меру.
С лета мы ждём второго ребёнка. Почему я не написала сразу? Не вижу именно в этом проблемы.
А я бы еще раз предложила посмотреть на эти перемены в жизни сына, как возможную причину для изменения поведения.
После прежних изменений, развода, появления нового мужа мамы, сейчас ребенок снова ждет перемен, они могут пугать, ведь в прошлом перемены были не всегда приятными.
Даже без прошлого опыта появление нового ребенка в семье всегда означает потерю для старшего статуса единственного ребенка, и может проживаться очень эмоционально.
Почаще говорите с сыном, уделяйте ему внимание, рассказывайте о том что Вы всегда будете его любить, что он очень важен и ценен для Вас.
Почаще говорите с сыном, уделяйте ему внимание, рассказывайте о том что Вы всегда будете его любить, что он очень важен и ценен для Вас.
И я отчим, и отчим постоянно говорим Мише об этом. И вроде эти слова находят отклик в Мише. Но либо ему мало этого, либо это не помогает. Причем тут девчонки, какую именно злобу он вымещает на них?
Не может ли оказаться так, что это я обиженная на весь свет и это проецируется вот так на ребенка?
Как именно? Какие шаги, этапы? Каково должно быть мое поведение?
Разговаривать с сыном о Вашей семье, о ее устройстве, что отчим несет ответственность за Вас и детей, когда сын вырастет у него тоже будет своя семья, где он будет главой. Своим поведением показывать что и Вы прислушиваетесь к отчиму, что он имеет решающий голос в принятии решений.
Причем тут девчонки, какую именно злобу он вымещает на них?
Девочки могут символизировать как его злость или обиду на маму, за то что у нее будет другой ребенок например, или просто как более слабые могут быть удобным объектом для негатива, если его «плохие» чувства не принимаются в семье. Сдерживать в себе не получается, потому что много переживаний и он с ними не справляется, и тогда можно на девочках их отреагировать.
Откройте мне, пожалуйста, глаза. Где я ошиблась? Что мне сейчас надо экстренно предпринять? Ведь осознание и принятие перемен не будет одномоментно, этот процесс идет уже несколько месяцев и пока безрезультатно.
В первую очередь говорить с сыном и слышать его, как он сам объясняет свое поведение. Говорить о своих чувствах с ним искренне, что Вы чувствуете вину за его поведение, беспокоитесь что в чем то ошиблись и не знаете как исправить. Что он Вам посоветует? Как Вы можете ему помочь, чтобы его поведение изменилось?
Что он Вам посоветует? Как Вы можете ему помочь, чтобы его поведение изменилось?
И еще вопрос в связи с этим. Как мне поработать с собой? Как перенастроить правильно себя? Что изменить в себе?
насчёт вытягивания переживаний, как Вам кажется стоит ли их вытягивать?
Каждый родитель стремится максимально обезопасить своего ребенка от всех жизненных напастей. Однако невозможно подстраховаться от всего. Касается это и школьных разборок.
Мы расскажем, как правильно действовать взрослым в конфликтных ситуациях между несовершеннолетними. Объясним, как не усугубить проблему и оградить ребенка от нападок школьников или учителя.
Что делать в первую очередь, если ребенка избили в школе?
Даже самый хладнокровный родитель, узнав об избиении своего чада, зачастую теряет голову и совершает необдуманные поступки. Готовность защищать любой ценой и выраженная агрессия могут привести к печальным последствиям тех, кто изначально был в статусе потерпевшей стороны.
Первое, что следует сделать, получив информацию об избиении ребенка – успокоиться. Не можете унять эмоции – обращайтесь к юристу, который с холодным разумом возьмется представлять интересы вашей семьи.
Второй шаг – закрепить все имеющиеся доказательства избиения. Прежде всего, это телесные повреждения. Желательно обратиться не просто к врачу (в травмпункт или в приемный покой любой клиники), а направиться прямиком к судмедэксперту. Заключение такого специалиста в дальнейшем будет существенным преимуществом как в разговорах с обидчиком, так и в возможном обосновании требований перед судом. Кроме того, эксперт направит и к узким специалистам, обнаружив, например, скрытые повреждения. Не будет лишним обращение к психологу, который также подготовит свое письменное заключение.
Медицинские работники, которые выявили у ребенка гематомы, переломы, колотые или резаные раны, иные серьезные повреждения, обязаны самостоятельно сообщить об этом в полицию.
К кому обратиться за помощью, чтобы привлечь хулиганов к ответственности?
Школа – учреждение, которое отвечает за безопасность детей, находящихся на его территории. Директор школы – то должностное лицо, которое обязано следить за обстановкой в школе и принимать непосредственное участие в разрешении школьных проблем.
Если вы (или ваш юрист) считаете, что проблема не критична, можно попытаться решить ее на уровне класса, через классного руководителя.
Начальное общение с директором по факту избиения желательно закрепить письменным заявлением. Это не позволит руководству школы замолчать ситуацию или отделаться разговорами. Более того, заявителю обязаны будут предоставить письменный ответ по поставленным в заявлении вопросам.
Составлять жалобу директору школы должен юрист. От приведенных аргументов и указанных требований будет зависеть дальнейшее развитие событий.
Если директор школы не реагирует на обращение либо халатно относится к своим обязанностям, следует направить жалобу его руководству. Это может быть районный отдел образования, Департамент или Управление (в зависимости от того, где расположено учебное заведение).
За помощью можно обратиться в местное подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН). По заявлению сотрудники проверят ситуацию, вызовут на беседу родителей хулигана, при наличии оснований поставят его на учет.
Не исключено обращение в полицию (даже если это обязан был сделать обследовавший ребенка медик). Однако при этом необходимо осознавать: если факт избиения не будет подтвержден, встанет вопрос о ложном доносе, за что предусмотрена уголовная ответственность.
Если ситуация требует жесткого вмешательства со стороны надзорных органов, когда, например, образовательные или правоохранительные структуры не принимают должных мер, не дают четких ответов – направляйтесь в прокуратуру. Она в кратчайшие сроки проведет проверку, примет действия к наказанию виновных лиц. Разумеется, обращение должно быть письменным, в нем надо раскрыть суть сложившейся ситуации, основываясь на конкретных фактах и доказательствах.
Обращение в надзорные и правоохранительные структуры повлечет необходимость общения вашего ребенка с их сотрудниками.
Разрешение конфликта собственными силами
Не каждый школьный конфликт, даже если он заканчивается синяками, требует вмешательства сотрудников сторонних структур. Особенно когда речь идет о рядовых потасовках мальчиков или единичных гиперэмоциональных стычках девочек. Во многих случаях, достаточно обсудить ситуацию с родителями хулиганов. Сделать это можно двумя способами:
Что грозит школьным хулиганам?
Ошибочно мнение, что несовершеннолетние всегда избегают ответственности. Уголовный кодекс строг к тем, кому уже исполнилось 14 лет, но касается это причинения вреда здоровью средней тяжести и более серьезных преступлений. За побои ответственность по КоАП наступает еще позже – с 16 лет. Судимости у хулиганов помладше не будет. Тем не менее в случае привлечения к разбору ситуации правоохранительных органов, возмездия юным бандитам не избежать. Это, во-первых, будет постановка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних, что существенно ограничит свободу хулиганов в настоящем и создаст проблемы в будущем. Во-вторых, семьям такой шпаны обеспечено пристальное внимание органов опеки, что психологически будет давить на родителей и, соответственно, на виновников ситуации. Кроме того, за неисполнение родительских обязанностей возможно наложение штрафа. В-третьих, за вред, причиненный избиением, родители пострадавшего ребенка вправе требовать компенсации морального вреда и возмещения вреда материального.
Школьного дебошира, который избивает учащихся, могут исключить из школы. Насколько это реально в конкретной ситуации, поможет разобраться юрист, после изучения устава и внутренних документов учебного заведения.
Что грозит учителю, ударившему школьника?
Мера ответственности педагога, который ударил ученика, зависит от степени тяжести причиненного вреда. Так, например, легкий вред здоровью может повлечь арест до 4 месяцев, исправительные работы до года или обязательные до 480 часов либо штраф до 40 тыс. руб. (или в размере дохода учителя до 3 месяцев). Существеннее вред – весомее уголовная ответственность.
Если учитель неоднократно бил ребенка, он будет судим за истязание. Мера ответственности по данной статье – от 3 до 7 лет лишения свободы.
Уголовный кодекс предусматривает дополнительные меры ответственности к педагогам. Лица, ненадлежаще исполняющие свои обязанности, когда это сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетними, могут лишиться свободы на срок до 3 лет.
Даже если побои учителя не нанесли вред здоровью ребенка, педагог понесет ответственность. Это будут обязательные работы до 120 часов, административный арест до 15 суток или штраф до 30 тыс. руб. Кроме того, виновный, наверняка, будет уволен из школы.
Резюме
Оценку каждой конкретной ситуации с избиением несовершеннолетнего должен дать юрист. Он же определит направление действий по его защите и предполагаемую меру наказания преступников. Это позволит родителям не наломать дров и максимально быстро разрешить проблему, не меняя школу и не коверкая психику своего ребенка.
Получить профессиональную консультацию в столь щекотливом и непростом деле можно у наших специалистов. Звоните нам или оставляйте свои вопросы в форме чата, и вы гарантированно получите помощь.
Что делать, если ребенок в школе ударил девочку, а ее мать написала заявление участковому?
Добрый день, Татьяна так как ваш сыну не исполнилось 14 лет, никакой ответственности он нести не будет. Так же виновата школа- ст. 1073 УК РФ :
3. Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.
Подскажите что нам делать, говорить и как себя вести? я очень переживаю… Причем девочка сама провокатор и постоянно с мальчиками дерется.
Не волнуйтесь. На беседе с участковым, напишите обьяснительную и укажите факты которые подтвердят то, что ваш сын не виноват а защищал себя.
Не переживайте, скорее всего ничем страшным это не кончится. Это формальность. Участковый обязан проводить опрос и брать объяснения по заявлениям о преступлении. Ребенок 8 лет не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Как следствие — ничего не грозит. Как себя вести — это на ваше усмотрение.
Дополню, что в случае, если никаких телесных повреждений другому ребенку нанесено не было, а семья благополучная у вас — на учет в комиссии по делам несовершеннолетних скорее всего не поставят.
Что нам можно сделать чтобы не поставили? девочка которую ударил сама постоянно задирается и дерется с мальчиками.
Если есть свидетели и очевидцы, то отпираться и говорить, что Ваш сын этого не делал, бессмысленно. Лучше сказать, что этого больше не повториться и возместить девочке и ее маме затраты на лечение и моральный вред. Все зависит от степени тяжести причиненного вреда, установленного врачебной комиссией
Поставят вашего сына на учет или нет, в целом зависит от инспектора по делам несовершеннолетних.
Если у вас остались вопросы, вы можете написать мне в чате и заказать персональную платную консультацию или подготовку документов по вашему вопросу. Желаю Вам удачи и всех благ!
Мой ребенок бьет других детей. Что делать?
Разбираемся с детской агрессией
В детских конфликтах обычно принято жалеть пострадавшую сторону. Но что если обидчик тоже страдает? Агрессия у детей, как правило, напрямую связана с некими переживаниями, которые находят таким образом путь наружу. И если ребенок бьет сверстников, не нужно его стыдить и обвинять — нужно постараться выяснить, что же такого происходит у него в душе.
Психолог портала «Я — родитель»
Каждому родителю рано или поздно приходится сталкиваться с ситуациями, когда их ребенок становится участником или даже зачинщиком драки. И это нормальный этап развития социальных навыков малыша. Но зачастую такие поступки вызывают у мам и пап стыд, вину перед окружающими и, как следствие, раздражение и злость на самого ребенка. В результате атмосфера в семье портится, и это отражается на всех. Поэтому лучше сразу разобраться, что же произошло на самом деле, почему это произошло и что могут сделать родители, чтобы ситуация не повторялась.
Прежде всего необходимо учитывать возраст ребенка. Младший дошкольник зачастую использует силу в качестве эксперимента: чтобы узнать, насколько он сам силен, а также проверить реакцию оппонента. К тому же он пока не знает, как можно уладить конфликт без применения силы. В школьном возрасте большинство детей уже знают, что драться нельзя. Однако им пока тяжело управлять своими негативными эмоциями, поэтому, когда разумные доводы в споре заканчиваются, в ход идут кулаки.
Важно учитывать и то, насколько часто ребенок дерется. Если это единичные случаи, то физическая агрессия могла быть вызвана как раз тем, что у ребенка пока не получилось справиться со своими чувствами во время спора. Не стоит его за это ругать, а после обсуждения данного случая наедине не нужно вспоминать об этом. Если же драки повторяются регулярно, родителям стоит обратить на это особое внимание.
Однозначно стоит насторожиться, если ребенок дерется очень часто и при этом получает удовольствие от нанесения ущерба окружающим.
В этом случае у физической агрессии могут быть более глубокие причины, с которыми необходимо разобраться как можно скорее, чтобы избежать усугубления ситуации. Для этого лучше обратиться за консультацией к психологу.
Причины «драчливости»
Выделяют три основные причины повышенной конфликтности ребенка: семья, сверстники и информация, получаемая из внешних источников.
Семья для ребенка — это его маленький мир, где он впервые получает информацию обо всем, в том числе о правилах и моделях поведения. Конфликтное поведение родителей внутри семьи или по отношению к окружающим может стать для ребенка примером «нормы», которому он будет подражать при общении в детском саду или школе. Поэтому прежде чем наказывать ребенка за бесконечные драки, стоит проанализировать, как члены вашей семьи ведут себя в спорных ситуациях.
Склонность к физической агрессии также может быть следствием протеста ребенка против семейных правил. Особенно так происходит в семьях, где воспитание слишком ограничивающее, авторитарное, либо, наоборот, попустительское.
Агрессивные модели поведения могут быть позаимствованы ребенком из внешних источников информации: фильмов, мультфильмов, компьютерных игр или телепередач, которые он смотрит. Поэтому задача родителей — фильтровать доступную для ребенка информацию.
Можно также выделить следующие факторы, которые провоцируют малыша начинать конфликты с окружающими:
Что делать родителям
Безусловно, действия родителей будут различными в зависимости от конкретной ситуации. И прежде чем ругать или, наоборот, оправдывать своего ребенка, стоит оценить все обстоятельства произошедшего конфликта. Необходимо учитывать и его глубинную причину, а не только повод, вызвавший начало спора между детьми.
Можно дать общие рекомендации, которые помогут родителям справиться с «трудным» поведением ребенка:
Дошкольнику важно объяснить, как следует себя вести и почему, научить его конструктивному поведению. Для этого лучше всего использовать игровые методы (например, разыгрывание ситуаций с помощью кукольного театра) или сочинение терапевтических сказок с героями, похожими на самого малыша. Конечно, это лучше делать не в момент конфликта, а позже, когда эмоции уже улеглись.
Школьника уже можно спрашивать о его мнении насчет того, что чувствовал он сам и оппонент, что он сделал не так, как можно было лучше поступить в сложившейся ситуации. В конце разговора необходимо закрепить договоренность относительно будущих подобных ситуаций («Если Ваня опять сделает так-то, ты, вместо того, чтобы драться, ответишь ему то-то или сделаешь то-то»).
Детям школьного возраста лучше предоставлять возможность самим нести ответственность за причиненный ущерб: извиниться самостоятельно перед пострадавшей стороной или починить испорченные во время драки вещи (возместить их стоимость).
В целом воспринимайте любое негативное поведение ребенка как сигнал о том, что он нуждается в вашей помощи и поддержке.
Возможно, он столкнулся с трудностями, с которыми не в силах справиться самостоятельно. Возможно, он просто не знает, как выразить собственные негативные чувства, которые его переполняют. А может быть, его жизненная ситуация кажется ему безвыходной. Если вы увидите за этим нелицеприятным поведением то, в чем нуждается ваш ребенок, вам будет легче понять его и помочь ему.
Главное — оставайтесь в контакте с ребенком и четко давайте ему знать, что независимо от того, что вы осуждаете его поведение, вы не перестаете его любить.
Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более семи лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов — и с позиции родителей, и с точки зрения ребенка.