Малокомплектная школа что это
Малокомплектная школа
Школы признаются малокомплектными исходя из численности учителей и учеников, удаленности от их от других образовательных организаций, транспортной доступности. Критерии для признания школы малокомплектной указаны в Законе № 273-ФЗ «Об образовании» и в СП 2.4.3648-20.
Какая школа считается малокомплектной
В законах нет такого официального понятия как «малокомплектная школа». Косвенно об этом говорится в статье 99 Закона № 273-ФЗ. Там указано следующее:
Как правило, малокомплектные школы располагаются в селах и деревнях, не имеют параллельных классов. Одному учителю приходится вести несколько классов, преподавать разные предметы.
Чем отличается от обычной школы
В СП 2.4.3648-20 есть несколько точных критериев, по которым школы признают малокомплектными. По удаленности и транспортной доступности это следующие признаки:
В отношении численности учеников и учителей малокомплектных школ применяются следующие показатели:
Закрытие малокомплектных школ не допускается без учета мнения жителей. Для этого создается региональная комиссия, которая проводит публичные слушания.
Малокомплектная школа в законе об образовании
Есть три типа малокомплектных начальных школ, в зависимости от количества учеников и особенностей преподавания:
Закон об образовании гарантирует ученикам малокомплектных школ полноценный доступ ко всем стандартным образовательным программам. Для этого власти могут использовать дистанционные формы обучения через интернет, когда по отдельным предметам привлекаются учителя из других образовательных организаций.
Выплаты семьям, где есть ученики малокомплектных школ
Приоритетной задачей для поддержки малокомплектных школ является обеспечение бесплатного горячего питания. С 2020 года все регионы поэтапно вводят его в учеников начальных классов. Так как в удаленных школах сложно организовать полноценное горячее питание, некоторые регионы выделяют семьям продукты на детей.
Малокомплектная школа — начальная школа, в которой учителей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновременно снесколькими классами.
Выделяют несколько типов малокомплектных школ:
• в однокомплектной школеодин учитель обучает детей всех классов;
• в двухкомплектнойобучение ведут два учителя, причем каждый — в двух классах одновременно;
Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями:
• отдаленностью от больших городов;
• сложившимися отношениями между людьми;
• отсутствием других очагов культуры в населенном пункте;
• нестабильностью коммуникации (телевидения, почты).
На качество воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Отсутствуют должности- организатора внеклассной работы, руководителя кружков. Отсюда, как следствие, школа становится центром воспитательной работы с детьми и взрослым населением, а учитель — ее организатором и проводником. Динамика развития сети малокомплектных школ неравномерна. В одних регионах их численность уменьшается, в других, наоборот, возрастает. Кроме уже названных причин — уменьшения рождаемости и значительной миграции, на этот процесс влияет изменение структуры производства. Пока есть школа, живет поселок, действует рудник, эксплуатируется магистраль.
У малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное — небольшое число учеников в школе, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 20— 30 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.
Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные, способные ученики. А если класс маленький, их может и не оказаться. Тогда и учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам, по способностям в такой школе тоже нельзя.
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА
школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Распространены во мн. странах, гл. обр. в сел. местности. В СССР до нач. 70-х гг. термин «мало-комплектная» применялся в отношении к нач. школе, в к-рой учащиеся двух, трёх или четырёх классов объединялись в один класс-комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом-комплектом работает один учитель. Если в начальной М. ш. 2 или 3 класса-комплекта, то в ней работают соответственно 2 или 3 учителя. В Рос. Федерации с 1990/91 уч. г. оплата труда учителя нач. М. ш. исчисляется за каждый класс независимо от кол-ва детей, поэтому объединение детей разных классов в один комплект не является обязательным.
Специфика нач. М. ш., обусловливающая нек-рую усложнённость педагогического процесса, состоит в необходимости самостоят. работы учащихся одного класса в то время, когда учитель занят с др. классом. Решению этой проблемы способствуют специально разработанные для М. ш. дидактич. материалы, к-рые содержат алгоритмич. указания, направляющие деятельность учащихся. В ряде М. ш. внедряются также лингафонные устройства, к-рые в известной мере подменяют деятельность учителя и т. о. оптимизируют самостоят. работу учащихся.
В 70-е гг. в понятие «малокомплектная школа» начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняе-мостью классов. Многие М. ш. характеризуются не только наличием классов-комплектов в нач. звене, но и отсутствием нек-рых классов ср. ступени.
Малая наполняемость классов М. ш. ср. и ст. ступени ограничивает возможность применения ряда пед. методов и приёмов, обусловливает повышенный контроль и опеку со стороны учителя, снижает темп урока, но в то же время создаёт лучшие условия для индивидуализации обучения.
В пед. практику постепенно внедряются особые формы организации уч. занятий, к-рые снижают отрицат. последствия малой наполняемости классов: однотемные и повторительные уроки при вертикальном объединении двух классов; блок уроков, включающий урок-лекцию, уроки самостоят. работы и уроки обобщения и контроля; уроки-зачёты, на к-рых учащиеся ст. классов опрашивают младших. наиб. сложная форма — обобщающе-повторит. уроки для учащихся классов одной параллели разных М. ш.
В малонаселённых регионах Рос. Федерации удельный вес М. ш. в структуре шк. сети постепенно возрастает. М. ш. становится одним из гл. селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского х-ва.
М. ш. обладает рядом преимуществ перед обычной. Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совм. работы с семьёй, тесный контакт с производств. окружением, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником — эти и нек-рые др. особенности позволяют организовать уч.-воспитат. процесс на высоком уровне эффективности.
Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на уч. деятельность и преподавание в М. ш. оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие кинотеатров, музеев, крупных б-к, более низкий образоват. уровень населения и др. Это усугубляется тем, что из-за недифференциров. подхода к оплате пед. труда в неполных средних и средних школах учителям нек-рых специальностей не хватает нагрузки для получения полной ставки заработной платы. Отсутствие в М. ш. параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Чтобы обеспечить уч. нагрузку в пределах нормы, одному учителю приходится вести неск. предметов. Науч. рекомендаций о распределении предметов между учителями-предметниками нет, и практически распределение осуществляется произвольно, исходя из потребностей школы. Такие условия предъявляют высокие требования к подготовке педагогов М. ш.
Общая методика обучения и воспитания эффективна лишь в классах с обычной наполняемостью. В малых же классах использование этой методики приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей, низкой эффективности уч.-воспитат. приёмов и методов.
Несмотря на известные недостатки и высокие экон. затраты на содержание М. ш., их наличие в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.
Решению мн. проблем М. ш. способствует объединение неск. школ по терр. признаку. В такие объединения на равных правах входят как пед., так и ученич. коллективы неск. М. ш. Терр.-метод. объединения позволяют расширить круг пед. средств и методов, оптимизировать уч.-воспитат. работу.
Лит.: Кондратенков А. Е., Сел. общеобразоват. школа на совр. этапе; Суворова Г. Ф., Совершенствование уч. процесса в малокомплектной нач. школе, М., 1980; Обучение в малокомплектной сел. школе: 5—9 кл., пед. ред. Г. Ф. Суворовой, М., 1990; Заик и и М. И., Феномены малокомплектных школ, Г., 1990; его же, Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации уч. процесса. Нижний Новгород, 1991.
Что такое малокомплектная школа?
Что такое малокомплектная школа? Кто и на основании каких критериев устанавливает её статус? Как финансируются малокомплектные школы? Как комплектуются классы? Как оплачивается труд учителей малокомплектных школ, имеющих неполную нагрузку? Какова процедура закрытия сельских малочисленных школ? На все эти вопросы можно найти ответы в нормативных правых документах и рекомендациях Минпросвещения России.
Так, частью ч. 4 ст. 99 ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что органы государственной власти субъектов РФ относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно разрабатывают порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным, учитывая при этом региональные, социально-экономические, демографические и другие особенности региона. азовательная организация может быть признана малокомплектной при наличии следующих критериев: удаленность образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортная доступность и (или) численность обучающихся.
СанПиН 2.4.2.2821-10 в п. 2.5 установил, что в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км, для обучающихся основного общего и среднего общего образования — не более 4,0 км, а в I климатической зоне — 1,5 и 3 км соответственно. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Обратим внимание, что согласно п.4 ст.99 ФЗ «Об образовании в РФ» для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.
В соответствии с п. 2.2 Приложения 2 к приказу Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 определенным категориям учителей (1-4 классов, русского языка в школах с родным (нерусским) языком обучения в начальных классах, физкультуры, иностранного языка в школах поселков лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов), которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Согласно ст.22 ФЗ об образовании в РФ принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы органов государственной власти субъектов РФ, регулирующей деятельность малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, Минпросвещения России направило в регионы инструктивное письмо от 26 августа 2019 г. № ТС-2008/0 с следующими рекомендациями органам государственной власти субъектов РФ:
1. Обратить внимание на применение в Федеральном законе вариативной нормы при определении критериев отнесения образовательной организации к малокомплектной в отношении транспортной доступности и численности обучающихся:
— образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций транспортной доступности и численности обучающихся;
— образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности или численности обучающихся.
При определении удаленности следует учитывать пункт 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, определяющий радиус доступности для обучающихся образовательных организаций по уровням образования.
2. В рамках выработки критериев сохранения малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельской местности, руководствоваться положениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р:
— восстановить и развить сеть дошкольных образовательных организаций и малокомплектных общеобразовательных организаций на основе создания образовательных организаций типа «детский сад-школа»;
— оказывать поддержку малокомплектным детским садам и школам в сельской местности;
— укрепить сферу дополнительного образования и развития детей в сельской местности, используя инфраструктуру малокомплектных образовательных организаций, в том числе в качестве культурно-просветительских и досуговых центров в сельских населенных пунктах для проведения спортивных, культурных, просветительских и праздничных мероприятий;
— развивать сеть специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
3.При разработке порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации учитывать следующие критерии:
— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных соответствующим ФГОС;
— наличие/отсутствие влияния образовательной организации на социально-экономическую и социокультурную ситуацию территории;
— партнерское участие в жизни сельского поселения, городского микрорайона;
— транспортную безопасность;
— наличие в населенном пункте детей дошкольного возраста и наполняемость дошкольных групп;
— наличие квалифицированных педагогических кадров для организации полноценного учебного процесса. При этом для сохранения педагогического состава субъектам РФ необходимо предоставлять гарантии педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в полном размере;
— удаленность от социокультурных центров и возможность использования инфраструктуры в качестве культурно-просветительских и досуговых центров;
— возможность использования спортивных и иных сооружений образовательных организаций для занятий населения спортом.
Отметим, что Минпросвещения России в рекомендациях обратило внимание органов государственной власти субъектов РФ, что различные модели образовательных организаций, учитывающие социально-экономические особенности и этнокультурную специфику региона, применимы и к малокомплектным образовательным организациям, расположенным в городской местности.
Источник:
Инструктивное письмо Минпросвещения России от 26 августа 2019 г. № ТС-2008/03 по вопросу совершенствования правового регулирования деятельности малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.20212 №273-ФЗ
Приказ Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601
Малокомплектная школа что это
В России около 3000 малокомплектных школ. На всех не хватает — в некоторых селах их никогда не было или недавно закрыли. Разбираемся, зачем нужны малокомплектные школы, как работают и нужно ли их спасать.
Что такое малокомплектная школа?
Малокомплектной называют школу без параллельных классов: как правило в ней учится до 30-40 учеников, иногда и меньше.
Располагаются в небольших населенных пунктах и спасают ребят от долгих поездок в райцентр. В некоторых малокомплектных школах может учиться всего 9 ребят, они занимаются вместе по всем предметам. Учителей в малокомплектных школах мало, как правило, не больше пяти. Они ведут сразу несколько предметов и совмещают должности: один учитель может быть и библиотекарем, и сторожем. Бывают одно-, двух- и трехкомплектные школы в зависимости от количества учителей, работающих с детьми.
Села держатся за малокомплектные школы. Если ребенку негде учиться, скорее всего родители переедут в более крупный город. Это приведет к умиранию села. Возить ребят в школы в других городах не всегда удобно. С одной стороны, по программе «Школьный автобус» в села выделяют транспорт. С другой стороны, дороги от сел до городов оставляют желать лучшего и перевозить по ним детей небезопасно даже в новых автобусах. Впрочем, в крупных школах закрытию малокомплектных тоже не рады: детей станет больше, а площадь и количество педагогов останется прежним.
По каким нормам они работают?
Малокомплектная школа работает по тем же нормам, что и другие школы — подчиняется закону «Об образовании», подзаконным актам, СанПинам. Правда с последними не всегда получается: в некоторых сельских школах до сих пор нет туалетов в здании.
Педагоги в малокомплектных школах получают зарплату вне зависимости от количества учеников. Но для этого школу должны признать малокомплектной. Это право отдано региональным властям. Они должны разработать критерии для присвоения статуса малокомплектной школы и присвоить его или нет. Как правило, в регионах действует три критерия — отдаленность от других школ, численность учеников, транспортная доступность. Если до школы можно добраться, а до других школ нет, если учеников в ней не больше 40 и есть учителя, то школа может получить особый статус и нормальное финансирование. Если этого не происходит, иногда за школу вступается село — проводят митинги, пишут жалобы в прокуратуру.
Даже если статус получен, педагог может зарабатывать меньше средней зарплаты в регионе. Потому что в малокомплектной школе он может работать только на ставку — классов мало, мало и детей. Но если он ведет несколько предметов, то, скорее всего, зарплата будет на уровне региона.
С 2016 года в 45 регионах действуют программы по возвращению учителей в сельские и малокомплектные школы. В некоторых регионах, например, в Пермском крае, даже выделяют субсидии на покупку жилья. Но о результатах этих программ говорить пока рано.
Что делать, если ее закрывают?
По закону «Об образовании» (ст.22, п.12) школу в сельском поселении нельзя закрывать без учета жителей. Этот пункт был внесен в закон только в 2017 году и сейчас он развязывает руки жителям. Если схода не было, если мнение не учитывают — закрытие незаконно. Однако суды не всегда встают на сторону жителей, несмотря на прописанную норму.
В любом случае, если школу собираются закрыть, нужно собирать сход сельских жителей и протоколировать его решение. Нужно учесть все аргументы и развернуто их перечислить. Протокол нужно отправить в районный департамент или отдел образования. На обращение должны ответить в течение 10-14 дней. Департамент должен сослаться на нормативные акты, при этом отсутствие бюджетных средств не аргумент. Если школа нужна, то регион обязан выделять средства. Если департамент не отвечает на письмо жителей или делает это неверно, нужно обратиться в прокуратуру. Туда нужно отправить копию протокола и ответа департамента.