Малышка на миллион чем заканчивается
«Малышка на миллион»: в чем настоящий смысл фильма?
Для неподготовленного зрителя, а тем более для юного человека этот фильм может оказаться вредным. Ошибочно рассматривать киноленту как прививку от контактных единоборств, где возможны смертельные травмы и увечья. Наоборот, в фильме оправдано существование «темной» стороны спорта. И, на самом деле, фильм не о боксе, а об отцах и детях. Более того, в историю о девушке-боксере «вшито» несколько идей, отводящих внимание от действительно важных проблем в профессиональном спорте.
Герои фильма «Малышка на миллион»
Главным героем необходимо считать не Мэгги Фицджеральд в исполнении Хилари Суэнк, а персонажа Клинта Иствуда – тренера и катмена Фрэнки Данна. В эпилоге «Скрэп», старый боксер Эдди Дюпбри, которого играет Морган Фримен, пишет письмо дочери Данна о том, каким был ее отец. Она уже много лет не поддерживает с отцом никакой связи. Таким образом, фильм рассказывает о Фрэнки Данне и его сложном выборе. А главной проблемой являются отношения отцов и детей. Все конфликты в фильме происходят от недостатка отцовского внимания, любви, мудрости и заботы. Но обо всем по порядку. Познакомимся поближе с героями фильма.
Фрэнки Данн — главный герой фильма.
Тренер Фрэнки Данн
Фрэнки Данн – «лучший в своем деле специалист по рассечениям», — сообщает зрителю голос рассказчика. – «Тренером стал в 1960-х». В первых сценах фильма происходит знакомство Данна с Мэгги: «Я вам задолжал, знаком с вашей мамой?». Начало диалога может характеризовать Фрэнка следующим образом. Во-первых, он деликатен в финансовых вопросах. На протяжении фильма он «учит» финансовой грамоте своих подопечных: «откладывай деньги на покупку дома», «ищи товар по выгодной цене». Во-вторых, раз допускает вопрос о возможном родстве с незнакомкой, в молодости мог быть тем еще Дон Жуаном. Деньги и взаимоотношения с людьми (родственные, дружеские и деловые связи) – это рамки, сквозь которые мы попытаемся разглядеть проявления характеров и действий героев.
«Убитая» тачка Фрэнка.
Деньги
Дочь (взаимоотношения с людьми)
В фильме есть сцена, в которой Фрэнк рассказывает Мэгги о дочери: «Она была очень спортивной». В этот момент камера фиксирует тяжелый взгляд Данна и он замолкает. Зрители так и не узнают, в чем причина разлуки Фрэнка с собственной дочерью, но в этой сцене присутствует намек, на то, что дочь тянулась к нему, «была спортивной». Зачем ребенку тренера интересоваться спортом? Чтобы быть рядом с отцом. Но у Фрэнка было правило: он не тренирует девчонок. Это только моя догадка, но, возможно, дочь Данна стремилась в бокс, а он этого не хотел. Других объяснений нет. Фрэнки пишет письма своей взрослой дочери, но получает всегда назад конверты со штемпелем «Вернуть отправителю».
Никто не видит страданий Фрэнка.
Религия и чувства
Поскольку Фрэнк главное действующее лицо киноленты, авторы прорисовывают его образ гораздо детальнее. Например, показывают его сложные взаимоотношения с религией, не способной ни излечить его душу от страданий, ни принять сложный жизненный выбор.
Данн не может открыто говорить о собственных чувствах, к откровенности он приходит в финале фильма. Он регулярно ходит в церковь, где задает священнику провокационные вопросы о религии, доводя собеседника до гнева. При этом он страдает в одиночестве и молит Бога, по всей видимости, о скорейшем завершении собственных страданий.
Внимание — спойлер! Мэгги просит Данна об эвтаназии (практика прекращения жизни человека). Он ищет поддержку в храме. Священник твердо просит Фрэнка «уйти в сторону», не вмешиваться и не брать на себя тяжкий грех. Совершенная в фильме эвтаназия оправдывается моралью, заключенной в словах друга Фрэнки – старого боксера «Скрэпа». Мэгги получила свой шанс исполнить мечту (старик сравнивает путь героини с безликой массой людей, проживающих «серую» жизнь, «убирая за кем-то объедки»). По мнению «Скрэпа» Фрэнка винить не в чем, он помог воплотить мечту. Мы подробнее вернемся к разбору этого эпизода в части описания «Скрэпа».
Фрэнк читает стихи, в то время как «Скрэп» — комиксы.
Увлечения
Фрэнк читает на на ирландском стихи Уильяма Батлера Йейтса, главы Ирландского Возрождения. Эта деталь то и дело всплывает в фильме, в том числе как противопоставление со «Скрэпом», который читает комиксы, но при этом глубже видит и анализирует события повседневной жизни. Интеллектуальность противопоставляется жизненной мудрости.
Эдди Дюпбри, он же «Скрэп»
«Скрэп» — старик, в прошлом боксер. Лишился глаза на боксерском матче, где его подставил менеджер. Фрэнк тогда был в углу «Скрэпа» и до сих пор корит себя, что не остановил тот бой и не спас зрение своему подопечному.
«Скрэп» — старый боксер, потерявший глаз в последнем поединке.
Деньги
Эдди живет в зале, еле сводит концы с концами. У него, банально, нет денег даже на новые носки. Но он покупает платные трансляции боксерских матчей, то есть отдает последние деньги своей страсти. Он является нищим, в том смысле, что ему нечего принести в дар ближнему. «Скрэп» приглашает Мэгги в кафе, но за ужин платит она (сцена знакомства с менеджером Микки Мэком).
Вообще, все главные персонажи, показаны бедными, но не преступившими через свои убеждения, и, главное, сохранившие веру в мечту. Мечтой авторы оправдывают и бедность, и утрату здоровья, и даже эвтаназию. В тоже время, преступившие через моральные принципы персонажи получают шанс на обогащения. Боксер «Большой Уилли», чтобы принять участие в титульном бое отказывается от Фрэнка как от тренера, хотя тот на протяжении 8-ми лет его готовил. Но у тренера Данна нет связей и влияния в боксерских кругах.
Религия
Для «Скрэпа» бокс является настоящей религией, догмы которой он выводит, разъясняя причины спортивных событий. Он «снимает» с Фрэнка чувство вины за матч, в котором лишился глаза. «По крайней мере, у меня был шанс», — говорит герой Моргана Фримена. Имеется в виду шанс быть кем-то значительным, возможность боксировать за титул. Такой возможностью «Скрэп» готов оправдать тяжелые травмы и увечья боксеров. Он и формулирует мораль истории Мэгги: «Гореть ярко, но недолго. Оно того стоит, ведь это воплощение мечты». Такова правда «Скрэпа».
Герой Моргана Фримена знает все, что происходит в зале бокса.
Взаимоотношения с людьми
«Скрэп» на протяжении всего фильма является теневой фигурой. Он знает все, что происходит в зале. Более того, его действия и являются причиной практически всех ключевых событий. Именно герой Фримена сводит «Большого Уилли» с менеджером, который организует титульный бой для подопечного Фрэнка. Он же начинает помогать Мэгги тренироваться, всячески ее поддерживая. В трудную минуту горя и отчаяния укрепляет веру Фрэнка в неизбежности страшного решения – эвтаназия Мэгги.
Герой Моргана Фримена вносит в фильме очень опасную идею. Опасную, прежде всего, для молодых людей, очарованных спортом и не осознающих до конца всех сторон жизни, ее сложность. Он делит мир на две части. «Серый» мир, в котором люди обречены на низкооплачиваемый труд, жизнь впроголодь, отсутствие перспектив. «Яркий» мир, где люди сгорают на пути к мечте, где ради шанса взобраться на олимп (дойти до титульного боя) люди готовы жертвовать здоровьем и жизнью. То есть «Скрэп» проповедует ценности человека, способного отрешиться от мирского, от привязанностей, от инстинкта самосохранения. Он мог бы также готовить смертников и революционеров, которые опасны для общества. Именно поэтому устами «Скрэпа» людей, которые ищут способ отдать жизнь за идею, направляют в профессиональный спорт. Это гораздо безопаснее для социума.
«Скрэп» берет под опеку потерянного юношу Дилана Баджа.
«Скрэп» берет под свое крыло потерянного молодого человека Дилана Баджа по прозвищу «Шлеп-бам-бам». Этот комичный персонаж на самом деле дает понять, что самым главным в фильме «Малышка на миллион» является не столько спорт, а отношения отцов и детей. Далее кратко опишем историю Баджа.
Дилан Бадж, он же «Шлепок», «Опасный» и «Шлеп-бам-бам»
«Опасный» слаб физически, слаб духом, но он ищет опору в этом сложном мире, в котором его бросили близкие люди. «Новый бойфрэнд его мамы привез Баджа в Лос-Анджелесс, высадил на одной из улиц и уехал».
У Дилана нет отца, так же как и у Мэгги. Как и она, он тянется к сильному авторитетному мужчине, который способен «научить жизни», а в случае Мэгги привести к титульному бою. Бокс здесь выступает в качестве метафоры жизни. Тренер – это отец, который учит жить. Вот поэтому в фильме так остро обозначена личная драма Фрэнка, отрезанного от своей плоти и крови – от дочери. И поэтому единственным светлым воспоминанием Мэгги в её тяжелой жизни является отец.
«Опасный» изображет Шорелла на ринге. Тот на эту шутку затаил обиду и злобу.
Дилан Бадж как бы дублирует историю Мэгги. В зале есть некий боксер Шоррел по прозвищу «Танк», злой и мстительный человек. Он затаил обиду на шутку «Опасного» и решил отомстить. В конце фильма он жестко избивает «Опасного» под улюлюканье толпы приятелей. Шоррел в фильме – это мразота, у которого в жизни, скорее всего, также не было отца в духовном значении этого слова: некому было научить его БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Мэгги Фитцжеральд, она же «Малышка на миллион»
Мэгги – 31 год, она работает официанткой в дешевой закусочной. Живет бедно. Это подчеркивается различными деталями: для себя она собирает объедки со столов; расплачивается за боксерскую грушу горой мелочи; не имеет ни ТВ, ни магнитофона.
По своему характеру Мэгги сама простота. Она работает в зале до изнеможения, лишь бы ее заметил тренер. Мэгги не обладает ни хитростью, ни способностью ко лжи или какой-то игре. Она прямолинейна во всем. Камера ловит реакции героини Хилари: восторг при виде лачуги «Скрэпа», воодушевление перед титульным боем и, конечно, разговор с Фрэнки Данном об их тандеме.
Единственным человеком, кто называл ее «любимой» был отец Мэгги. В фильме нет и намека, что героиня кроме бокса была чем-то или кем-то увлечена. Самым светлым воспоминанием для Мэгги является образ отца, которого «так не хватает». Фрэнки ей заменяет отца, а она становится для него дочерью. Он дает ей прозвище «Мо Кушла» — «моя кровь и плоть» в переводе с ирландского языка.
Так же как и в короткой истории «Опасного» Мэгги встречается на ринге с беспринципной грязной боксершей Билли по прозвищу «Голубая медведица». Соперница нарушает правила боя (боксирует за гранью фола) и фактически наносит травму, в результате которой Мэгги остается парализованной. Билли как и Шорелл не умеет БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. И, если Шорелла наказывает «Скрэп», он расправляется с ним на ринге, отправляя в глубокий нокаут, то для «Голубой Медведицы» авторы фильма вовсе не ищут наказания. Ее грязные действия никак не порицаются и не обсуждаются, вроде как это запрещено и правилами бокса ….
Воспоминания об отце — самые светлые в жизни Мэгги. Она обретает отца в образе тренера Фрэнки Данна.
С другой стороны на протяжении карьерного восхождения Мэгги мы наблюдаем, как она укладывает пачками на настил ринга своих соперниц и только в предпоследнем бое спрашивает у тренера: «Что со здоровьем этой девчонки?». Фрэнк обрывает дальнейшее развитие мысли, не позволяя Мэгги переживать о здоровье противницы. Так же и зрителю не позволяют задаваться подобными вопросами: что же стало с этими нокаутированными девушками и тетями? Диалог о здоровье соперницы следует понимать как социальную установку: неважно, что происходит с боксерами после боя – травматизм это норма. Поэтому в конце фильма мы не увидим справедливого наказания для беспринципной «Голубой Медведицы».
Главная тема фильма — взаимоотношения отцов и детей. Отсутствие отца, как человека формирующего духовное начало в человеке, травмирует и калечит персонажей кинокартины.
Главная тема в фильме
Мэгги на автозаправке наблюдает за девочкой с собакой. Ей эта картина напоминает о детстве. Об отце, который единственный, кто ее любил в жизни. Образ отца для Мэгги – это самое светлое воспоминание в жизни. Он умер, когда она была еще ребенком.
Фрэнки Данн заменяет для Мэгги отца. Я думаю, что в боксе она компенсирует боль от утраты отца. В тандеме с Фрэнком она проживает дочерне-отцовские отношения. Тренер заботится о ней, учит ее, проводит с ней время – делает все то, чего она не получила в детстве из-за смерти родного отца.
Кроме того, образ отца в фильме пусть не явно, но проступает как символ духовного начала. Покинутые своими отцами второстепенные персонажи, ищут опору в зале бокса («Опасный») или катятся в ад, не имея в жизни твердых духовных ориентиров (Шорелл, Билли).
Малышка на миллион смысл фильма
«Малы́шка на миллио́н» (англ. Million Dollar Baby ) — спортивная драма Клинта Иствуда. Главные роли исполняют Клинт Иствуд и Хилари Суэнк. Фильм получил четыре «Оскара» (лучший фильм, режиссура, актриса — Хилари Суэнк, актёр второго плана — Морган Фримен).
Содержание
Сюжет [ править | править код ]
31-летняя официантка Мэгги Фицджеральд (Хилари Суэнк) приходит в секцию бокса: в зал, принадлежащий старому тренеру и промоутеру Фрэнки Данну (Клинт Иствуд). Данн, талантливый тренер, отказывается работать с ней, так как он «не тренирует девчонок». Несмотря на это, Мэгги усердно тренируется сама, постепенно заслуживая уважение у многих в зале, в том числе у друга Данна — старого боксёра Эдди Дюпри (Морган Фримен), по прозвищу «Металлолом» (англ. Scrap-Iron ). Дюпри потихоньку начинает тренировать Мэгги, которая оказывается очень способной ученицей.
Тем временем, от Данна уходит его лучший ученик, претендент на титул чемпиона мира по боксу — Уилли Литтл. Данн, долгое время отказывавшийся от любых предложений устроить Литтлу бой за чемпионский титул, шокирован уходом ученика. Одновременно, впечатлённый трудолюбием Мэгги, Данн, с подачи Дюпри, берётся её тренировать. К его удивлению, Мэгги оказывается очень талантливым боксёром и вскоре начинает выступать на ринге. Данн, поначалу отказавшись быть менеджером девушки, в итоге соглашается им стать и постепенно начинает испытывать к ней отцовские чувства в то время, как его родная дочь отказывается поддерживать с ним какие-либо отношения. К Мэгги приходит успех, она одерживает ряд побед и начинает получать высокие гонорары. Её знают под прозвищем «mo chuisle» (из-за надписи на боксерском халате, подаренном Данном). Большинство противников Мэгги посылает в нокаут в первом же раунде.
При этом, будучи выходцем из «белого мусора», она разочаровывается в своей семье, которой безразличны её успехи и нужны лишь её деньги, в результате чего Мэгги тянется к Данну.
Данн в ужасе отказывается, а Мэгги несколько раз пытается покончить с собой, прокусив себе язык. Врачи предотвращают самоубийство, усугубляя моральное состояние Мэгги.
Однажды ночью Данн приходит в палату и, перед тем как вколоть Мэгги смертельную дозу адреналина, объясняет смысл её прозвища «mo cuishle». В переводе с гэльского языка это означает «Моя бесценная» (букв. «мой пульс»).
В ролях [ править | править код ]
Актёр | Роль |
---|---|
Клинт Иствуд | Фрэнки Данн Фрэнки Данн |
Хилари Суэнк | Мэгги Фицджеральд Мэгги Фицджеральд |
Морган Фримен | Эдди Дюпри Эдди Дюпри |
Джей Барушель | «Опасный» «Опасный» |
Энтони Маки | Шоурелль Берри Шоурелль Берри |
Майк Колтер | Уилли Литтл Уилли Литтл |
Нед Айзенберг | Сэлли Мендоза Сэлли Мендоза |
Брюс МакВитти | Микки Микки |
Бенито Мартинес |
Управляющий у Билли
Создание [ править | править код ]
2004. США. 132 минуты.
Жанр: драма / спортивный.
Режиссер: Клинт Иствуд.
Сценарий: Пол Хаггис,
Оператор: Том Штерн,
Композитор: Клинт Иствуд, Дэвид Пото-Разель.
В главных ролях: Хилари Суонк, Морган Фриман, Клинт Иствуд.
В ролях: Джей Барушель, Майкл Колтер, Люсия Рижкер.
Награды:
4 «Оскара» — лучший фильм года, режиссер, актриса (Х.Суонк), актер на второстепенной роли (М.Фримен).
«Сезар» — лучший иностранный фильм.
2 «Золотых глобуса» — лучший драматический фильм, лучший режиссер.
2 премии Ассоциации национальных кинокритиков — лучший фильм, лучшая актриса.
Гильдия режиссеров Америки — лучший режиссер — К.Иствуд.
2 премии Гильдии американских актеров — лучшая актриса, лучший актер второго плана (М.Фримен).
Премия американского киноинститута — AFI — лучший фильм.
Broadcast Film Critics Association — лучшая актриса.
Boston Society of Film Critics — лучшая актриса.
Chicago Film Critics Association — лучший режиссер.
Ассоциация киносценаристов Америки — премия за «открытие сезона» (П.Хэггис).
David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм.
Ассоциация кинокритиков Австралии — лучший фильм.
Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм.
Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм, лучший иностранный режиссер, приз зрительских симпатий.
Sant Jordi Awards — лучшая иностранная актриса..
Интересные факты о фильме:
За основу фильма взяты три рассказа из сборника Джерри Бойда: «Взгляд обезьяны», «Малышка на миллион» и «Замороженная вода».
Кроме Хилари Суонк, на роль пробовалась Эшли Джадд. А первым кандидатом была вообще Сандра Баллок.
Суонк упорно занималась боксом и нарастила мышечную массу в размере 8 кг.
Фильм сняли за 37 дней, притом, что выделено было 39. «Стахановский труд» — норма для Иствуда.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм «Малышка на миллион»
Фильм о личной ответственности за судьбу другого человека. Тема классическая. Но в данном случае, она осложняется возрастом главного героя. Главный герой — пожилой менеджер и тренер по боксу Фрэнки Данн, глубоко порядочный, остро переживающий человек. Когда-то в молодости он рискнул — выставил на титульный бой своего многообещающего питомца Эдди, хотя и не считал его в достаточной степени подготовленным, и вот результат: во время боя тот получил тяжелую травму и ослеп на один глаз — со спортивной карьерой пришлось завязать. Это происшествие нанесло и Фрэнку травму, правда, психологическую. Потом, открыв свой собственный захудалый тренажерный зал, Фрэнк взял туда администратором Эдди, как вечное напоминание о своей тяжелой вине. За долгие годы, прошедшие с тех пор, несмотря на тренерские способности и таланты воспитанников, ни один боксер под руководством Фрэнки не принял участие в титульном бое… и всем им приходилось покидать нерешительного наставника, уходить к более циничным и прагматичным менеджерам. То есть, надо понимать, что Фрэнк Данн — это не маленький принц Сент-Экзюпери. Он уже знал, что такое ответственность, но не уследил, не сберег, не спас. И отсюда — сильнейшее чувство вины, четкое осознание совершенного греха. И страх.
Вот такой драматический сюжет представил на суд зрителя Клинт Иствуд, и просто удивительно, как удалось звезде «спагетти-вестернов» вырасти в талантливого, думающего режиссера (хотя 13 лет назад он уже прославился — к сожалению, невразумительным ревизионистким вестерном «Непрощенный», который был перегружен тоскливым психологизмом). Фильм «Малышка на миллион» отличается как раз реалистичной интонацией, умелым монтажом, он преисполнен спокойного достоинства и подлинного трагизма. Вообще говоря, картина Иствуда посвящена не только нравственному пути человека, примерившему на себя одежду Бога, и сполна испытав все душевные страдания только потому, что имел такую способность — со-страдать и брать на себя полную ответственность за чужие судьбы (единственным его мерилом являлась собственная совесть). Фильм заканчивается многоточием и предлагает зрителю самому додумать, найдет ли душевный покой главный герой, в двух побочных сюжетных линиях (решенных, надо сказать, прямолинейно в лоб) он отражает общий духовный кризис, постигший Америку, а может быть, до кучи, и Старый свет. С одной стороны — кризис христианства в современном мире, выраженный в беседах и взаимном непонимании Фрэнки и поверхностного патера, а с другой стороны — разрушение семейных ценностей в угоду новому, либерально-безответственному, сугубо материалистическому и эгоистическому сознанию. Вот и остается главному герою черпать внутренние силы в самом себе, а человек, увы, слаб и не совершеннен, он пуст, как железная бочка, — если внутри нету Бога.
Мор: Рецензия на фильм «Малышка на миллион»
«Малышка на миллион» Иствуда не плоха. Отнюдь. После стольких ведер дерьма, которые на нее вылили «просвещенные киноманы» (тм), фильм меня удивил. Это неспешная, отчасти морализаторская, но при этом очень естественная история. Ну так и Иствуд уже не мальчик, для него наступило время размышлений, он укрупняет мелкое, заостряет внимание не на боксе, не на воле к победе, не на каких-то там Великих Свершениях, а на одном свершении — желании староватой для бокса женщины стать первой. Наивная, но упертая Мэгги ставит себе одну вполне конкретную цель — и идет к ней. Это лобовой напор, прямолинейное решение — одно-единственное, но влекущее за собой еще одно, еще, целую лесенку, вершиной которой становится бой за титул. Победа дается Мэгги как раз за счет этого восторженного напора, каждый раз, укладывая противниц в первом же раунде, она смотрит как-то по-детски, словно удивляется: «Черт, я это сделала!». Она мотылек, который подлетел к старому, скуповатому, но любящему свое дело тренеру, сел ему на плечо и не улетал, пока тот не посадил на ладонь. Она обречена с самого начала, это очевидно, но готова заплатить за свой взлет, лишь бы не продолжать это бессмысленное существование. Никакой стратегии, краткосрочные решения, преданность человеку, который все-таки взялся за нее. После проигрыша Мэгги видит нового врага — свою беспомощность — и отрезает с присущей ей хваткой. И делает верный выбор. Очень человечная, немного сентиментальная вещь, к коцу начинающая поднимать больше, чем способна. Угловатый, немного бестолковый взгляд Суонк тут как нельзя к месту. «Малышка на миллион» похожа на героический рассказ дедушки, когда одновременно интересно и в то же время сильно пахнет пылью, а к концу он начинает откровенно уже поучать.
Если вы фанат спорта, боевых искусств, или просто любите хорошее кино, то, возможно, вы уже видели великолепную драму о женском боксе «Малышка на миллион». Безумно трагическая история в исполнении Клинта Иствуда, Моргана Фримана и Хилари Суонк не оставит равнодушным никого. В драме есть всё – и отношения с родителями, и любовь, и предательство, и мечты, к которым маленькая и хрупкая девушка идёт через кровь и пот. Мечты, умирающие на ринге.
Правда, мало кто знает, что в основе ленты лежит реальная история, куда более трагичная и куда более невзрачная. В ней нет голливудского лоска и американской мечты. Зато куда больше крови. С бюджетом в 30 миллионов долларов фильму удалось собрать в мировом прокате сумму в 7 раз большую. По сюжету милая и сексуальная официантка, 31 летняя Мэгги Фицджеральд, приходит в зал к двум ветеранам. Потрепанные друзья Клинт и Фриман играют старого боксёра с инвалидностью по прозвищу Металлолом (Морган Ф.) и стареющего тренера и промоутера Фрэнки (Иствуд собственной персоной).
Мэгги упорно тренируется одна, по-детски наивно игнорируя советы старых боксёров проваливать из мужского спорта. Пока однажды, проводя свой день рождения «бездарно» колотя грушу, не изливает душу старому тренеру, от которого не так давно отказался его лучший ученик. А за душой у девушки и правда ничего нет, кроме желания заняться хоть чем-то стоящим. Брат сидит в тюрьме. Отец давно умер. Мать страдает ожирением. Денег не хватает даже на еду. Несчастная и прекрасная официантка подъедает стэйки за посетителями дешевой забегаловки, чтобы по ночам ронять слёзы на боксерские перчатки.
Тяжелая драма 2004 года окутана некоторым ореолом наивности. Рассказанная история ужасает, но создаётся ощущение, что всё, что окружает нас в этом фильме, является какой-то идеалистичной картиной, полной надежд, мечтаний и сострадания. И лишь строки «основано на реальных событиях» заставляют вашего ScientaeVulgaris идти дальше, смахивая мозолистыми руками скупые мужские слезы. И этот туман распадается сразу же, как только мы узнаем всю правду.
Персонаж милой Мэгги списан с реального человека. Боксёр и спортсменка Кэти Далам, и история её боя с Сумиа Анани. Кэтрин или просто Кэти. В мае этого года ей исполнится 60 лет. И она далеко не так мила и сексуальна, как Мэгги. В 14 лет у неё был зафиксирован подростковый алкоголизм, она получила бакалавра в художественной школе, и всё, что она умела, это рисовать цветы акварелью. Решив изменить свою жизнь и отказаться от алкоголя, она отслужила 4 года в армии США. После службы она занялась вторым образованием, получила степень магистра в психологии, устроилась на работу где-то в Миссури в качестве консультанта – помогала справиться с последствиями токсикологических зависимостей другим людям.
Она была физически крепкой, и, чтобы бороться со стрессом, занималась бегом. До тех пор пока её не сбил автобус. Из-за полученных травм спины бегать ей стало сложнее и она решила сменить вид спорта, записавшись в секцию кикбоксинга, затем сменив её на бокс. До момента ДТП она готовилась участвовать в спортивном марафоне. Желание сделать что-то значимое, получить награду или поучаствовать в чём-то, не оставляло Кэти, и в 1996 году, узнав о менеджере, который ищет женщин-боксёров, она решила обратиться к нему. К этому времени Кэти занималась боксом ровно 2 месяца. Менеджер действительно был пожилым в его 60 лет, но в отличии от Клинта Иствуда в фильме, он не был боксёром или тренером в прошлом, его не интересовало ни будущее ни прошлое его бойцов. Ему нужно было пушечное мясо для отборочных боёв. Кэти получила «боксерскую лицензию» – разрешение на соревновательные бои за 1 день до своего первого поединка.
Начинающему психологу разовый доход в 300 долларов за один вечер на ринге показался неплохим способом заработать и проверить себя. Её оппонентом стала Сумиа Анани. Представьте себе 37-летняя одинокая женщина-психолог с недостатком денежных средств и спортом, как отдушиной. И Сумиа – 24-летняя спортсменка, занимавшаяся тяжелой атлетикой и участвовавшая в подпольных боях уже несколько лет к этому времени. А теперь вышедшая на профессиональный ринг. К слову, в 34 Сумиа уже завершила свою карьеру в боксе. Спустя целых 10 лет после рокового боя, она ушла из спорта после двух поражений, будучи всё ещё младше девушки, чью жизнь она сломала, на целых 3 года.
Судейство было на очень низком уровне. Рефери отвлекался, часто не замечая происходящее – он почти не стремился разводить бойцов или прерывать контакт. Сам бой остановили на 4-ом раунде из-за состояния спортсменки. К этому моменту Кэти пропустила более 150 ударов и больше не могла стоять на ногах. За все 4 раунда к ней ни разу не подошел доктор. Нос был сломан в первом раунде. Оба бойца были в крови, но это была кровь только Кэти. Она не могла нормально дышать. Женский бокс был на пике популярности, а если вы посмотрите сам матч, вы сможете услышать крики из толпы – «Убей её!». Зрители хотели крови. А девушка была пушечным мясом.
Не смотря ни на что, Кэти самостоятельно покинула ринг. Доктор, который был на поединке, пришел на него с женой и детьми. Он так и не подошел к Кэти. Её единственный болельщик, и единственный человек, которому она была не безразлична – её сестра – сразу заметила, что Кэти с трудом её видит. Она была бледной и холодной. Не могла дышать, теряла сознание. Стефани (сестра) пыталась вызвать доктора, но тот уже был занят следующим поединком. Когда к вечеру Кэти всё же удалось доставить в больницу, уже никто не надеялся, что она выживет. Один из 150 ударов разорвал сосуд в головном мозге.
В приемном отделении при поступлении была проставлена запись – глубокая кома. Со слов нейрохирурга, при снятии части черепа для операции на открытом мозге, в потолок операционной ударил фонтан крови. Внутричерепное давление было критическим, артериальный сосуд нельзя было восстановить. Левое полушарие было необратимо повреждено. Характер травмы больше соответствовал пулевому ранению или автокатастрофе.
Стефани, вспоминая те события сегодня, рассказывает, что выслушав доктора, рассказавшего о её состоянии перед операцией, ожидала скорее запроса согласия на трансплантацию. Она всё ещё была с фотоаппаратом на шее – на него она фотографировала бой. После того, как Кэти пережила операцию, сестра так обрадовалась за неё, что сделала снимок прямо в отделении реанимации, куда её пустили буквально на несколько мгновений.
В отличии от фильма, семья Кэти не бросила её. На фото – младший брат, отец и младшая сестра. В результате травмы и операций после неё, Кэти почти ослепла, потеряла память, утратила способность к устной речи, вынуждена была заново учиться ходить. Страховая компания после выписки из больницы отказалась от Кэти, предоставив реабилитацию родным и близким. Вместо миллиона долларов, как в голливудском сценарии, она получила обещанные 300 долларов. Ни тренер, ни федерация бокса, ни её соперница не пытались ей помочь, ни тем более Клинт Иствуд, Лэйкшор Интертеймент и Уорнер Брозерс не давали ей денег. Никто не отговаривал её от суицида. Её желание бороться дальше – было её собственным, и её семьи.
Сейчас она живёт на пособие, снимая крохотную подвальную комнату в своём родном городе. Она вернулась к рисованию и её иногда донимают журналисты. Её физическое состояние почти не изменилось с момента операции. У неё проблемы с кратковременной памятью, координацией, речью. Почему так вышло, что красотка Хилари получила несколько миллионов долларов, а девушка, которую она сыграла – ни цента? Юриспруденция в царстве демократии не всегда работает с целью достижения всеобщей справедливости.
Историю Кэти пересказал Ф.К. Туле, который, в свою очередь, является всего лишь творческим псевдонимом реального тренера Джерри Бойда, усопшего за 2 года до выхода фильма. Свой сборник он назвал «Горящие канаты: истории из угла ринга» и посвятил Дабу Хантли, который привел его в бокс. Они как раз наиболее близки к образу двух стариков в фильме: Фримана и Иствуда. Незадолго до своей смерти Бойд работал как ассистент и катмэн (доктор по рассечениям) у тренера Хантли, который тогда «вёл» профессионального боксёра-женщину Джули Крокет. Но история Джули полная противоположность событиям фильма. Женщина успешно выступила три боя подряд, скопила нужную сумму денег и ушла из бокса, сколотив кантри группу.
Поэтому, с формальной точки зрения, Иствуд просто купил пересказ истории о Кэти, затем добавил туда сюжет с теми персонажами, у которых он её и купил, и сделал тем самым новое художественное произведение по мотивам воспоминаний двух стариков о реальном матче.