Манвантара что это такое
Манвантара
Содержание
Теософский словарь
Тайная Доктрина
Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая и, в то же время, вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях, между которыми царствует мрак тайны Не-Бытия; несознательное, вместе с тем Абсолютное Сознание, непостижимая, тем не менее, единая самосущая Реальность; истинно, «Хаос для чувств, Космос для разума». На эзотерическом языке ее единое абсолютное свойство, вечно непрекращающееся Движение, называется «Великим Дыханием [2] », и является непрестанным движением Вселенной в смысле беспредельного, вечносущего Пространства. То, что лишено движения не может быть Божественным. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе.
Эзотерическая Философия, рассматривая каждую конечную вещь, как Майю (или иллюзию неведения), неизбежно должна рассматривать в том же свете и каждую интра-космическую планету и тело, ибо они являются организованными, следовательно, конечными. Потому выражение – «Оно исходит извне во внутрь» и т.д., относится, во-первых, к заре Манвантары или к великой новой эволюции, после одного из полных периодических разложений всякой составной формы в Природе, от планеты до молекулы, в ее ультимативную сущность или элемент; и, во-вторых, к частичной или местной Манвантаре, которая может быть солнечной, или даже планетной.
Не физические организмы, еще менее их психические принципы, остаются в status quo, на протяжении великой Космической или даже Солнечной Пралайи, но только их «акашные или астральные «фотографии». Но на протяжении малых Пралай, захваченные «Ночью», планеты остаются не тронутыми, хотя и мертвыми, именно, подобно огромному животному, захваченному и врезанному в полярных льдах и в силу этого оставшемуся без изменений в течение веков.
Семь Вечностей означают семь периодов, или же период времени, равный семи периодам одной Манвантары на протяжении Махакальпы или «Великого Века» (100 Годов Брамы), составляющего итог в 311 040 000 000 000 лет
что есть истинное эзотерическое значение Манвантары или, вернее, Ману-антары? Буквально оно означает – «Между двумя Ману», которых 14 в каждом Дне Брамы, и подобный День состоит из 1.000 совокупностей четырех Веков, 1.000 «Великих Веков или Махаюг». Теперь, проанализируем слово или наименование Ману. Востоковеды в своих словарях говорят нам, что термин «Ману» происходит от корня «man», «мыслить», отсюда «мыслящий человек». Но эзотерически каждый Ману, как очеловеченный покровитель своего особого цикла (или Круга), есть лишь олицетворенная мысль «Божественной Мысли» (как Герметический Пэмандр); потому каждый Ману является особым богом, создателем и формировщиком всего того, что является в продолжении его соответствующего цикла бытия или Манвантары. Фохат исполняет поручение Ману (или Дхиан-Коганов) и побуждает идеальные прототипы развертываться изнутри, то есть пройти постепенно, по нисходящей скале, все планы от нуменов до низшего феноменального, чтобы, наконец, расцвести на последнем в полную объективность, – в высшую степень Иллюзии, или грубейшую материю.
Духи тех, кто «сходят и восходят» в течение эволюции цикла, переступят «железом опоясанный мир» лишь в день их приближения к порогу Паранирваны. Если они достигнут его, они будут покоиться в лоне Парабрамана или в «Неведомой Тьме», которая тогда станет для них Светом на протяжении всего периода Махапралайи – «Великой Ночи», именно 311,040,000,000,000 лет погружения в Брамане. День «Будь с Нами» и есть этот период Покоя или Паранирваны. Он отвечает Дню Последнего Суда христиан, так грубо материализированному в их религии
Оккультизм разделяет периоды Покоя (Пралайи) на несколько видов: существует Индивидуальная Пралайа каждой Сферы, когда человечество и жизнь переходят на следующую – семь малых Пралай в каждом Круге; Планетная Пралайа, когда семь Кругов закончены: Солнечная Пралайа, когда вся система приближается к концу и, наконец, Всемирная Пралайа, Маха или Брама Пралайа, при завершении Века Брамы. Это главные Пралайи или «Периоды Разрушения». Имеется много других малых, но мы сейчас не можем ими заниматься.
Сказано, что Космическое Представление не существует во время периодов Пралайи, по той простой причине, что нет никого и ничего, что бы могло воспринять его воздействие. Невозможно никакое проявление сознания, полусознания или даже «несознательной преднамеренности» иначе, как через материальный проводник: то есть, на нашем плане, где человеческое сознание в своем нормальном состоянии не может подняться за пределы того, что известно как трансцендентальная метафизика; и дух вливается в поток индивидуальной или подсознательной субъективности лишь через какой-либо молекулярный агрегат или проводник.
ОТДЕЛ VII ДНИ И НОЧИ БРАМЫ
Таковы наименования, данные Периодам, называемым Манвантарой (Ману-антара или между двумя Ману) и Пралайей или Растворением; одно относится к активным Периодам Вселенной; другое – к временам относительного и полного Покоя ее, все равно, наступают ли они в конце Дня, Века или Жизни Брамы. Эти Периоды, следующие один за другим в правильной последовательности, называются также Малой и Великой Кальпами, Minor и Mahâ-Kalpas, хотя точно говоря, Маха-Кальпа не есть День, но целая Жизнь или Век Брамы, ибо в «Brahmâ Vaivarta» сказано: «Хронологи исчисляют Кальпу по Жизни Брамы. Малые Кальпы, как Самварта и остальные, – многочисленны». Строго говоря, они бесконечны; ибо они никогда не имели начала, или другими словами, никогда не было первой Кальпы, так же как никогда не будет последней – в Вечности.
Одно условие должно быть особенно отмечено ученым, изучающим религию индусов в Пуранах. Никогда не следует принимать встречаемые там утверждения буквально и только в одном смысле; и особенно те, которые относятся к Манвантарам или Кальпам, должны быть поняты во многих смыслах. Так эти Века относятся в одних и тех же выражениях, как к Большим, так и к Малым Периодам, к Маха-Кальпам и к Меньшим Циклам. Матсья, или Аватар-Рыба, был до Вараха или Аватара-Вепря; потому аллегории должны относиться как к Падме, так и к настоящей Манвантаре, а также к Малым Циклам, имевшим место со времени нового появления нашей Цепи Миров и Земли. А так как Матсья – Аватар Вишну и Потоп Вайвасваты правильно связываются с событием, происшедшим на нашей Земле в течение этого Круга, то, очевидно, если оно может относиться к до-космическим событиям, до-космическим, в смысле нашего Космоса или Солнечной Системы, то, в данном случае, оно имеет отношение к далекому геологическому периоду. Даже Эзотерическая Философия не может претендовать на иное знание, кроме знания путем аналогического вывода из того, что произошло перед новым появлением нашей Солнечной Системы и до последней Маха-Пралайи. Но она определенно учит, что после первого геологического перемещения оси Земли, которое закончилось потоплением в глубинах морей всего Второго Материка с его первобытными расами – из этих очередных Материков или «Земель» Атлантида была четвертым – произошло другое смещение в силу того, что ось заняла свой прежний градус уклона так же быстро, как изменила его перед этим. Воистину, Земля была еще раз поднята из Вод – как наверху, так и внизу, и vice versa. В те дни «Боги» ходили по Земле; Боги, не люди, как мы знаем их сейчас, говорят предания. Во втором томе будет указано, что исчисление Периодов в эзотерическом Индуизме относится как к великому космическому, так и к малым земным событиям и катаклизмам; то же может быть доказано и относительно имен. Например, имя «Юдиштира» – первого Короля Шаков (Shaka), открывающего эру Кали Юги, которая должна продолжаться 432 000 лет, есть имя настоящего Короля, жившего за 3102 года до Р. Хр. – и оно же относится и к Великому Потопу, во время первого погружения Атлантиды. Он «Юдиштхира, рожденный немедленно после потопа на горе о ста вершинах, на конце мира, за пределы которого никто не может выступить». Мы не знаем ни об одном «потопе» за 3102 г. до Р. Хр., ибо даже потоп времени Ноя по иудео-христианской хронологии имел место за 2349 лет до Р. Хр.
Это относится к эзотерическому подразделению времени и к тайне, объясненной в ином месте, и потому это может быть, сейчас, оставлено в стороне.
Посмотрим, однако, каковы были эти три вида Пралай и каково народное верование по этому вопросу. На этот раз оно сходится с Эзотеризмом.
О Пралайе, перед которой протекли четырнадцать Манвантар, со столькими же их Руководителями и Ману, в конце которой происходит временное Растворение Брамы, в Вишну Пуране сказано в сжатых словах:
Это то, что мы называем в Эзотерической Доктрине Солнечной Пралайей. Когда Воды достигают области Семи Риши, и Мир, наша Солнечная Система, становится одним Океаном, они останавливаются. Дыхание Вишну становится мощным Вихрем, дующим еще Сто Божественных Лет пока не разгонятся все тучи. Тогда Вихрь вновь поглощается; и ТО,
Это есть «Случайная» Пралайа; что же есть тогда Растворение (Пракритика) Элементов? Парашара следующим образом описывает это Майтрейе:
26. Пралайя и Махапралайя, Манвантара и Махаманвантара. День и Ночь Брамы, Вдох и Выдох. День «Будь с нами». Судный День, Конец Света
26. Пралайя и Махапралайя, Манвантара и Махаманвантара. День и Ночь Брамы, Вдох и Выдох. День «Будь с нами». Судный День, Конец Света
В оккультной литературе можно встретить следующие понятия – Пралайя, Махапралайя, Манвантара, Махаманвантара. Каков их смысл?
Все перечисленные термины мы можем встретить в индуистской литературе.
Пралайя (от санскр. Pralaya) – «разрушение». Соответственно, Махапралайя (от санскр. Mah?-pralaya) – «великое разрушение».
Манвантара (от санскр. Manvantara) – «период Ману». Махаманвантара (от санскр. Mah?-manvantara) – «великий период Ману».
В чем же заключается различие между Пралайей и Махапралайей, а также между Манвантарой и Махаманвантарой?
Как вы заметили, слова «Махапралайя» и «Махаманвантара» содержат корень «маха», что с санскрита переводится как «великий, большой».
Во время Махапралайи Дух и Души отсутствуют, ибо Пралайя – это Покой, Освобождение от Проявленности.
Проявленность – это Манвантара, а Непроявленность – это Пралайя.
Здесь говорится как о Пралайях, так и о Махапралайях, о Манвантарах и о Махаманвантарах.
Пралайя – это Вдох Брамы. Брама – это Дух. А Манвантара – это Выдох Брамы.
Выдох и Вдох Брамы – это постоянно протекающий процесс творения и разрушения Духа (импульса творения).
Этот процесс происходит в каждой элементарной частице в каждый момент времени, пока существует эта Вселенная. Пока длится Махаманвантара. И прекращается только с наступлением Махапралайи.
В этом и заключается разница между простой Пралайей и Махапралайей.
Во время Махапралайи исчезает вся Проявленная Вселенная. А Пралайя – это термин, относящийся только к исчезновению Духа в какой-то конкретной частице.
Точно такая же разница между Манвантарой и Махаманвантарой.
Махаманвантара – это возникновение всей Проявляющейся Вселенной. В то время как Манвантара – это Выдох, рождение Брамы, возникновение Духа, Импульса в частицах.
В эзотерических трудах, в частности, в книгах А.Бейли, Е.Блаватской, Н.Рериха можно встретить такие выражения, как «День Брамы» и «Ночь Брамы». Что это такое?
Брама – это то же самое, что и Брахма – Дух, Энергия, Вторая Ипостась Творца, Абсолюта.
Естественно предположить, по аналогии с человеческим образом жизни, что День Брамы – это период активности, а Ночь – время Отдыха.
Однако что же нам называть Днем и Ночью Брамы – Манвантару и Пралайю или Махаманвантару и Махапралайю?
Ответ – видимо, Днем Брамы можно называть как Манвантару, так и Махаманвантару, а Ночью Брамы – и Пралайю, и Махапралайю.
То же самое, очевидно, можно сказать относительно Выдоха и Вдоха Брамы. Выдох – это День Брамы, а Вдох – его Ночь. С помощью Вдоха и Выдоха можно охарактеризовать общий период Проявленности или Непроявленности Бога – речь идет о Махапралайе и Махаманвантаре. И частный, конкретный акт, совершающийся в пределах отдельной Души (элементарной частицы) – Пралайя и Манвантара.
В то же время, Ночь Брамы, его Вдох – это период или момент пребывания Пространства в состоянии Небытия. Соответственно, День Брамы, Выдох – это период или момент Бытия, Проявленности Вселенной.
Во время Махапралайи Проявленная Вселенная отсутствует. Не существует ни Эфира (Духа), ни элементарных частиц (Душ), есть только чистое Пространство (Материя).
Нет ни одного химического элемента. Небесных тел тоже нет, и поэтому нет привычного процесса развития жизни на планетах. Пространство пусто.
Но эта пустота вовсе не означает, что в нем прекращаются те глубинные процессы сознания, разума, о наличии которых мы догадываемся, но абсолютно ничего не знаем.
Понятие «Бытие» относится только к проявлениям Бога-Пространства, к двум его Ипостасям – Духу и Душе – и к их комбинациям. Само Пространство (Материя) существует всегда и не исчезает.
В состоянии Махаманвантары в Пространстве появляется все то, о чем оно мечтало и грезило в своем сне «ночью», в состоянии Пралайи.
Вероятно, что только эта Махаманвантара отмечена присутствием Эфира и элементарных частиц.
Возможно, что в следующую Махаманвантару привычный для нас сейчас лик проявленной Вселенной изменится до неузнаваемости, и все Законы Природы будут совершенно иными.
Конец Махаманвантары и начало Махапралайи знаменуется процессом «растворения», исчезновения всего того, что было проявлено в период Махаманвантары. К примеру, эта Махаманвантара, в период которой мы сейчас существуем, завершится исчезновением Эфира и элементарных частиц. А вместе с ними исчезнет и все сущее.
Переход Вселенной из проявленного состояния в непроявленное, из Манвантары в Пралайю, именуется в Станцах Книги Дзиан «Великим Днем “Будь с Нами”», а в Библии – «Страшным Судом» (или «Судным Днем»).
«Это Кольцо, названное “Не преступи”, для тех, кто нисходят и восходят; кто в течение Кальпы продвигаются к Великому Дню “Будь с Нами”…» (Станца 5.6). «Стремительный и Лученосный порождает Семь Лайа Центров, которых никто не одолеет до Великого Дня “Будь с Нами”» (Станца 6.2).
«В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков…» (Новый Завет, «Послание к Римлянам Святого Апостола Павла»).
Иначе День «Будь с Нами», Судный День можно назвать «Концом Света», поскольку Свет – это синоним Духа, и прекращение процесса проявленности Абсолюта следует связывать именно с исчезновением Духа – т. е. Света. Это и есть – Конец Света.
Сколько уже было Махаманвантар и приходивших им на смену Пралай, никому не ведомо. По крайней мере, на Земле.
Если использовать компьютерную терминологию, то Махапралайю можно сравнить с Перезагрузкой, вслед за которой будет представлен новый вариант Вселенной.
Помните, когда мы описывали строение Элементарных частиц, то говорили о Зоне Разрушения – области на периферии любой частицы, где происходит разрушение эфира (Духа)? Так вот, Пралайя (с санскр. – разрушение) – это и есть разрушение, растворение, исчезновение Эфира, Духа.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
9-й лунный день Опасный день. Создаем защиту от сглаза и порчи
9-й лунный день Опасный день. Создаем защиту от сглаза и порчи Этот день лунного месяца считается неблагоприятным, даже опасным. Вполне вероятно, что вы с самого утра почувствуете беспричинную тревогу, беспокойство и раздражительность, а возможно и головную боль.Всего в
8-й лунный день: День усвоения энергии и информации. Возможны первые результаты!
8-й лунный день: День усвоения энергии и информации. Возможны первые результаты! Восьмые лунные сутки – это своеобразный итог всему проделанному вами в течение первых семи лунных дней. В этот день, как и в любой другой, оканчивающийся на восьмерку (18-й, 28-й), происходит
9-й лунный день: День очищения и защиты. внимание, опасный день!
9-й лунный день: День очищения и защиты. внимание, опасный день! Сегодня опасный день! Если вы не примете меры, вам может очень сильно не повезти. Есть, напоминаем, дни «везучие», а есть опасные, и 9-й – первый из них в лунном месяце. Сегодня нужно залечь на дно: не строить
23-й лунный день: Время разгула энергетических вампиров. Внимание! Опасный день
23-й лунный день: Время разгула энергетических вампиров. Внимание! Опасный день Двадцать третий лунный день – опасный. Его символ – мифическое чудовище «КРОКОДИЛ МАККАРА», кровожадный полурыба-полукрокодил-полузмей, который всех пожирает. Сегодня день обольщения,
29-й лунный день. Внимание! Самый опасный день лунного месяца
29-й лунный день. Внимание! Самый опасный день лунного месяца Это самый опасный день. Весь негатив, вся грязь, которую вы нахватали за месяц, под воздействием мощных гравитационных возмущений стремится наружу, чтобы быть уничтоженной. Когда «чернуха» собрана в кучу, с ней
День и ночь
День и ночь Одно из основных содержательных двоичных противопоставлений, составляющих систему, с помощью которых описывался мир. Они определяли пространственные, временные, социальные характеристики мира. Дуалистический принцип противопоставления благоприятного-
День первый. С нами солнце и луна…
День первый. С нами солнце и луна… Выдвинулись в Петрозаводск на поезде. Повезло. В купе, кроме нас, никого. Белье чистое, «кровати» удобные. С собой шампанское. Т. предлагает откупорить сразу же. Почему бы нет? Выспались, и рано с утра на перроне молодой человек с табличкой,
Когда спишь день и ночь и не высыпаешься
Когда спишь день и ночь и не высыпаешься Посадите любое деревце или кустарник со словами:Я тебя посадила, и ты теперь моя сила. Ты растешь, и моя сила растет. Иногда посматривайте, не сломал ли кто вашу посадку, а то вновь сила уйдет. Если такое случится, посадите
10. Что есть Судный День?
10. Что есть Судный День? 1. Второе пришествие Христа несет Господню Сыну дар: услышать Голос, Глашатай Божий, провозглашающий, что ложь есть ложь, а истина останется навечно истиной. В этом суждении заканчивается восприятие. Сначала ты видишь мир, принявший это как истину,
66. В чем заключаются методы «вдох-выдох» и «вдох-вдох-выдох»
66. В чем заключаются методы «вдох-выдох» и «вдох-вдох-выдох» При выполнении некоторых упражнений нужно дышать следующим образом: при одном движении делать вдох при другом – выдох. Этот способ называется «вдох – выдох» В других же случаях иногда приходится делать два
День и ночь
День и ночь Поначалу земля была распахнута Вивасвате[1] и длился бесконечный сияющий день. Поэтому первыми появились дети Вивасваты и Саранью[2] Яма и Ями[3], поднявшие веки в один миг, чтобы лицезреть Солнце и под ним синий океан. Брат и сестра, близнецы, стали мужем и женой, и
ГЛАВА II. СУДНЫЙ ДЕНЬ
ГЛАВА II. СУДНЫЙ ДЕНЬ В буддизме и в индуизме о Судном Дне сказано мало, ибо они исповедуют доктрину Кармы, однако в Коране он встречается в различных сурах. Ему придается огромная важность. И в Библии об этом Судном Дне говорится очень много раз.Судный День, о котором
Глава II Судный день
Глава II Судный день — А вот и Андрей Леонидыч! — бросился он навстречу высокому человеку спортивного телосложения. С виду одет Андрей был очень просто: джинсы да свитер, однако куплены эти вещи были, очевидно, в супердорогом бутике.— Спасибо за «Черный квадрат», Андрей
Глава 4 Бог – это день и ночь
Глава 4 Бог – это день и ночь Бог – это день и ночь, зима и лето,война и мир, удовлетворенность и желание.Морская вода одновременно и чиста, и грязна:рыбам – пригодна для питья и целительна,человеку же непригодна для питья и губительна.Природа дня и ночи одна.Путь вниз и
Манвантара и Пралайя
Тема самопознания мне была интересна практически с детства — в том или ином виде.
Я немало читал литературы по этой тематике, в том числе и из сферы эзотерики.
В текстах различных статей, посвященных самопознанию, я встречал такие понятия, как Манвантара и Пралайя. Они достаточно красивы на слух и несут определенный оттенок таинственности, чего-то неведомого.
Когда я просматривал материалы по Манвантаре и Пралайе бегло, то быстро делал вывод, что эту тему по-быстрому изучить не получится. Очень уж масштабная.
Но при этом — и очень интересная.
К тому же, я уже в курсе, что понятия Манвантара и Пралайя присутствуют не только в индуизме, но так же и в Теософии.
И вот, наконец, дошли руки чуть поглубже вникнуть в эти понятия.
Чем и хочу здесь поделиться…
Сразу отмечу, что это чисто ознакомительный материал. Можно сказать — первое знакомство с этими интересным понятиями.
Понятия Манвантара и Пралайя берут свое начало в индуизме, а точнее — в космологии индуизма.
История
Манвантáра («период Ману», «века Ману») — мера времени в индуизме, эпоха божеств — дэвов.
Согласно Пуранам 1 манвантара = 1/14 кальпы = 71 3/7 чатуръюг = 857 142 лет дэвов = 308 571 428 солнечных лет.
В каждой манвантаре мир, создаваемый заново, имеет своих богов и героев.
Пралáйя ( «разрушение») — период отсутствия активности во Вселенной, наступающий после каждой кальпы. Длится 4,32 млрд земных лет.
Чатур-юга — временной цикл продолжительностью 4 320 000 земных лет, разделенный на четыре юги (эпохи): Сатья-югу («золотой век», 1 728 000 лет), Трета-югу («серебряный век», 1 296 000 лет), Двапара-югу («медный век», 864 000 лет) и Кали-югу («железный век», 432 000 лет).
Кáльпа («порядок», «закон») — единица измерения времени в индуизме и буддизме. Кальпа — период проявления активности, жизни Вселенной (фаза проявленной Вселенной) противопоставляется пралайе — фазе непроявленной Вселенной. Обе фазы составляют по 4,32 млрд земных лет.
Махапралáя («великое разрушение») — полное разрушение Вселенной (по истечении махакалпы) со смертью творца Брахмы, которое происходит каждые 100 лет Брахмы (311,04 трлн земных лет).
Таким образом Манвантара и Пралайя — это временные циклы, но очень глобальные, вселенские циклы, относительно наших земных.
В описании к этим циклам указано их соотношение с нашими земными годами. И раз они являются циклами, то приблизиться к пониманию этих явлений можно рассматривая какие-то естественные природные циклы, например, цикл дня и ночи, годовой цикл смены сезонов. Ведь согласно изречению Гермеса Трисмегиста «что наверху — то и внизу, что внизу — то и наверху».
В описании мы встречаем сравнение этих масштабных циклов с днем и ночью, а также с годами.
В индуизме кальпа — это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги).
По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню.
Ночь знаменует собой уничтожение мира и гибель дэвов.
Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 млрд лет.
Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток (тридцати дней и тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы (3,1104⋅1012 обычных лет) — из двенадцати месяцев.
Брахма живёт сто лет (3,1104⋅1014, или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых Он умирает и весь материальный мир уничтожается.
Во время этого великого уничтожения, называемого махапралайя, прекращает существование космос и гибнут дэвы.
Согласно «Бхагавата-пуране», после того, как заканчивается жизнь Брахмы, весь космос входит в тело Маха-Вишну, заканчивая тем самым своё существование.
По прошествии периода времени, равного жизни Брахмы, космос опять проявляется: из тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается Брахма и начинается новый цикл кальп.
Каждая кальпа делится на 14 периодов манвантар, продолжающихся по 306 720 000 лет с интервалами в 1 851 429 лет между ними (так как точное значение кальпы — 308 571 429 лет).
Цикличность
Учитывая, что в описаниях приводятся соотношения этих масштабных циклов к нашим земным (в отношении к нашим земным годам), попробуем провести некоторые параллели, чтобы лучше охватить соотношения этих циклов, их периодичность, чтобы представить их более наглядно. Для этого я составил табличку.
Из таблички мы видим, что все эти циклы взаимосвязаны и бОльшие циклы состоят из меньших. Также можно заметить упоминание так называемых юг, и в частности Кали-югу (в которой, согласно индуизму, мы сейчас находимся).
Сáтья-юга — первая из четырёх юг, или эпох в индуистском и буддийском временном цикле. Считается “золотым веком” — эпохой истины и чистоты. Согласно традиционным представлениям индуизма, её продолжительность составляет 1 728 000 лет, а длительность человеческой жизни в Сатья-югу составляет 100 000 лет.
Трéта-юга — вторая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Следует за Сатья-югой и предшествует Двапара-юге. Наиболее важными событиями этой юги были явление пятой, шестой и седьмой аватар Вишну — Ваманы, Парашурамы и Рамы. Трета-юга длится 1 млн. 296 тыс. лет и благочестие уменьшается на четверть, хотя люди по-прежнему очень возвышенны.
Двáпара-юга — третья из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. В восходящей Дайва-юге-следует за Кали-югой и предшествует Трета-юге. В нисходящем полуцикле, соответственно, следует за Трета-югой и предшествует Кали-юге.
Кáли-юга — четвёртая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния в век Сатья-юга. Варианты трактовки названия: «век демона Кали», «железный век», «век раздора». В индийской литературе приводятся разные датировки Кали-юги. Согласно пуранам, Кали-юга началась в полночь 18 февраля или 23 января 3102 года до н. э. (по григорианскому календарю), в момент, когда Кришна покинул землю и вернулся в Вайкунтху. Продолжительность Кали-юги составляет 432 тыс. лет.
Таким образом, юга — это определенный этап цикла, имеющий определенную длительность.
Условно юги можно сопоставить сезонам: Сатья-юга — весна, Трета-юга — лето, Двапара-юга — осень, Кали-юга — зима.
Интересно отметить, что длительность различных юг отличается друг от друга.
В совокупности четыре юги составляют Чатур-югу (или Маха-югу).
И уже на на основании Маха-юг определяется длительность Манвантары.
И далее уже длительность Пралайи определяется через длительность Манвантары.
Эволюция
Но длительность циклов — это один из аспектов данного явления. Другим же аспектом является эволюционная составляющая. И этот аспект можно рассмотреть по аналогии с нашим земным годом.
Каждый год состоит из менее длительных циклов: из четырех сезонов, 12 месяцев, 365 дней.
Каждый цикл связан с обращением небесных тел: вращением Земли вокруг своей оси, вращением Луны вокруг Земли, вращением Земли вокруг Солнца. И каждый этап цикла характеризуется какими-то своими особенностями.
День отличается от ночи. Каждый сезон отличается друг от друга. Длительность дня в каждый сезон отлична.
То есть каждый цикл задает определенный тон другим циклам, которые входят в него.
И каждый цикл имеет свои особенности в зависимости от этапа более иерархически высокого цикла.
И в этом плане цикл обращения Земли вокруг Солнца имеет над собой иерархически более высокий цикл — вращение Солнечной системы вокруг своей оси, вращение Солнечной системы вокруг центра галактики.
И эти циклы определенным образом влияют на нашу Солнечную систему и на планету Земля. Каждый внешний цикл проходит какую-то свою фазу, которая окрашивает определенными особенностями все системы, которые таки или иначе включены в этот цикл.
И тут можно отметить такой момент: для нас, как для живущих на Земле существ, есть циклы очевидные и неочевидные.
Очевидные для нас циклы мы можем воспринимать своими органами чувств. Мы видим смену дня и ночи, мы видим смену сезонов. Мы подстраиваемся под эти циклы и для удобства даже вывели определенные шкалы: циферблат часов, календарь и т.д.
Но помимо очевидных для нас циклов, есть и неочевидные, которые мы напрямую не воспринимаем.
Например, мы не воспринимаем вращение Солнечной системы вокруг своей оси, не воспринимаем вращение Солнечной системы вокруг центра галактики. Но современные приборы уже фиксируют эти факты.
На картинке это можно представить таким образом:
То есть в космосе все небесные тела так или иначе движутся. Мы это можем наблюдать, насколько позволяют наши органы чувств и приборы.
Поступательное развитие
Как мы можем заметить на фоне наблюдения годового цикла природы, все живые существа согласуются с этим циклом.
Весной жизнь пробуждается: деревья пробуждаются ото сна, всходят ростки трав, всходят семена деревьев. Животные рождают детенышей. Птицы откладывают яйца и выводят птенцов. На деревьях появляются цветы и завязи плодов. Жизнь набирает свою активность.
Летом жизнь входит в свой пик активности. Активно цветут растения. Детеныши крепнут и обучаются жизни. Зреют плоды, появляются семена.
Осенью жизнь постепенно замедляется. Животные делают запасы, набирают жирок на зиму, подготавливают жилище для зимовки. Растения сбрасывают зрелые плоды, которые взойдут следующей весной. Все постепенно затихает.
Зимой жизнь природы практически останавливается. Динамика жизни сводится к минимуму, все затихает и умолкает.
Я описал проявления сезонных циклов для средней полосы. Но с теми или иными особенностями они присущи другим широтам. Где-то всего два проявления сезонности. Где-то нет таких кардинальных отличий лета от зимы. На так или иначе сезонность — вполне очевидное и понятное явление.
И в этом плане интересно заметить, что как бы ни были различны сезоны, но каждый год все повторяется снова: всходят ростки, распускаются листья и цветы, рождаются детеныши, звери сменяют шубку и т.д.
Но на фоне этих сезонов и лет, происходят еще и индивидуальные циклы каждого живого существа. Каждый год несет в себе что-то новое. Каждая форма жизни приспосабливается к тем внешним условиям, которые проявляются каждый год.
Если год выдался засушливым, то живые существа приспосабливаются к засухе. Если выдался холодным — приспосабливаются к холоду. И каждый год происходит развитие. Выживают те особи, которым таки удается приспособиться к внешним условиям.
То есть каждый год, хоть он и похож на предыдущий, но он уникален.
И живые существа каждый год проживают по новому. Ведь у них еще есть свои индивидуальные циклы развития: младенчество, отрочество, юность, зрелость, взрослость, старость. Эти циклы уникальны для каждой формы жизни. И какие-то формы жизни проходят эти циклы за минуты, а для каких-то форм жизни эти циклы длятся годами, а то и десятилетиями и столетиями. И эти индивидуальные циклы согласованы с другими циклами: они зависимы от внешних циклов, приспособлены к ним.
Если обратиться к символам, описывающим циклы, то в определенном смысле они описываются кругом.
Круг подчеркивает повторяемость событий и явлений, определенные закономерности.
Он хорош для вникания в эти закономерности, для понимания последовательности этапов циклов.
Но круг в определенной степени ограничен. Он указывает на непрерывную повторяемость событий, но не показывает начала и конца для этих циклов. То есть круг — это локальное представление цикла.
Но он не отражает место этого локального цикла в более глобальном процессе.
А в глобальном процессе у каждого цикла есть свое начало и свой конец.
Цикл вращения планеты вокруг своей оси возник в тот момент, когда небесное тело стало вращаться вокруг своей оси.
Цикл вращения планеты вокруг звезды возник, когда она стала вращаться вокруг звезды и когда эта планета вообще возникла.
К тому же после возникновения планета какое-то время могла не вращаться. То есть цикл вращения мог возникнуть не одновременно с возникновением этого небесного тела.
В окружающей нас жизни мы видим, что цикл какой-то форы жизни возникает в момент зарождения этой жизни. Можно посеять зерно весной, а можно посеять его осенью. Условия примерно одинаковые, но взошедшее осенью зерно обречено на гибель (если это не озимое растение). А посеянное весной будет жить, вырастет и даст плоды при благоприятных условиях. И в этом смысле, для описания локального цикла на фоне более глобального больше подходит символ спирали.
Спираль
В природе мы его встречаем в разных проявлениях
Этот символ встречается также во многих культурах и описывает эволюционное развитие.
Ведь каждый виток спирали — это что-то новое, не похожее на предыдущий цикл. Каждая форма с каждым циклом претерпевает определенные изменения.
Эволюция
В Теософии понимание эволюции включает в себя некий Высший Смысл появления Вселенной и развития различных форм. А так же подразумевает наличие творящего Существа — Демиурга. Согласно замыслу которого и происходит эволюция.
А об этом уровне мы не можем ничего знать наверняка, так как нам не за что зацепиться своими органами чувств. Наша объективная история насчитывает всего несколько тысяч лет. И если учесть тот факт, что за последние сто лет история активно переписывалась под влиянием различных политических сил. То что говорить о сведениях, возраст которых тысяча и более лет? Мы не можем полагаться на их достоверность. И что уж говорить о периодах в несколько десятков и сотен тысяч лет? Мы можем о них лишь размышлять.
Однако, есть факт, что циклы существуют. И каждый локальный цикл включен в более глобальный, то однозначно то, что эти глобальные циклы существуют и определенным образом влияют на все формы жизни, которые существуют в конкретной точке, ограниченной локальной внешней средой со своими локальными циклами.
Учитывая то, что понятия Манвантары и Пралайи описаны в Пуранах, которые, согласно традиции индуизма, были даны людям в конце IV тысячелетия до н. э. (в самом начале Кали-юги), то можно предположить, что это была своего рода Весть человечеству на пороге Кали-юги, в преддверии погружения в эру невежества и утраты тонких смыслов, утраты понимания Мира и Вселенной, на пороге глобальных войн и соперничества между народами.
И в этом плане эти глобальные циклы можно рассматривать с исследовательской позиции, вникать в них и стараться проследить какие-то взаимосвязи, зависимости.
И на фоне этих циклов мы можем увидеть общечеловеческую духовную культуру гораздо более широко. А так же мы можем получить в понимание эволюции в более глобальном смысле, не привязанном только лишь к земной эволюции, как она рассматривается современной наукой.
Вращение Солнечной системы
Если вернуться к нашей Солнечной системе и представить себе то, как мы ее понимаем на основании тех знаний, которые заложены в нас школьной системой, то мы представим себе примерно такую картинку:
Вокруг Солнца вращаются планеты. У каждой планеты свое название.
Вокруг каких-то планет есть спутники и астероиды.
Каждая планета крутится вокруг своей оси.
Все вроде логично, укладывается в то, что мы видим на небе. Что-то видим глазами, что-то в телескоп. В чем-то верим тем, кто это видит в телескоп.
Но стоит отметить, что в этом всем описании Солнце — неподвижно.
У нас с самого детства у всех существует устойчивое убеждение, что есть некое НЕПОДВИЖНОЕ (!) Солнце в космосе, вокруг которого вращаются планеты.
И есть далеееекие-далеки звезды, созвездия, галактики. И они есть как некий фон на небе, типа отверстий в куполе.
Во всяком случае, если в это тему не вникать и руководствоваться только школьной программой, то складывается примерно такое понимание.
Но на самом деле картинка такая:
На самом деле — Солнце тоже движется движется в космосе!
Оно летит в космическом пространстве с огромной скоростью!
Подумать только: Солнце летит в космическом пространстве со скоростью 70 000 км/час
СЕМЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ километров в час.
И планеты вращаются вокруг Солнца с учетом того, что оно летит в пространстве с такой немыслимой скоростью.
На следующем видео это движение очень красиво показано в динамике:
То есть каждые при каждом обороте планеты вокруг Солнца она проходит совершенно уникальную траекторию в пространстве.
Каждый оборот вокруг своей оси планета совершает в новой точке пространства.
И так как вместе с планетой движемся и мы, то каждый из нас в каждый миг времени находится в другой точке космического пространства.
И каждую точку этого космического пространства звезды освещают под своим углом.
И если рассматривать взаимное расположение звезд относительно нашей планеты, то со временем эти углы меняются на ооочень маленькие величины, которые ни наши органы восприятия, ни даже сверхточные приборы не могут зафиксировать. Особенно, когда речь идет о периодах в тысячи, десятки тысяч и миллионы лет.
И тут стоит отметить, что мы не можем получить подлинное знание об устройстве Вселенной, измеряя ее изнутри нашего локального планетного цикла. У нас для этого нет инструментов. Мы не сможем получить подлинное знание, пока не сможем охватить этот объем своим сознанием, пока не представим в полноте всю картину, учитывающую многие взаимосвязанные элементы, пока построим аналогии локальных процессов и циклов с глобальными процессами и циклами.
Но такие масштабы не подвластны тому инструменту, который является в науке основным — наш ум. Конкретный практический ум.
Во все времена информация о столь глобальных космических процессах приходила исключительно из сакральных источников.
Будь-то индуизм или Теософия — это не что иное, как сакральные источники. Поэтому там и существует описание столь глобальных, поистине вселенских явлений, как Манвантара и Пралайя.
Планетарная и Солнечная эволюция
И в этой связи очень интересной является теософская схема, в которой рассматривается планетарная и солнечная эволюция.
Схема очень сложная, и я не буду здесь её детально расписывать (тем более, что и сам не до конца в ней разобрался), но главное тут нам увидеть как многообразно это спиральное устройство эволюции, сколько в нём уровней этого спирального движения.
То есть это некий мета-цикл, который когда-то возник и находится в какой-то определенной своей точке. Согласно тем же Пуранам, мы можем получить представление о том, в какой конкретной точке этого цикла мы находимся — о Кали-юге.
В общем-то примерно сходится по ощущениям.
Далее, на предыдущей схеме упоминается так называемая “обскурация планетных цепей”. Это понятие также описано в “Тайной Доктрине” Блаватской и означает буквально следующее:
После того как жизненная волна покидает сферу планетной цепи, чтобы перейти на следующую, то оставленная сфера впадает в своего рода анабиозное состояние, которое называется обскурацией.
Когда жизненная волна оставит все сферы, что происходит в конце какого-либо круга, то в этом случае вся семеричная планетная цепь находится в обскурации.
Жизнь замирает… Это состояние можно сравнить со спячкой животных в зимний период, готовых проснуться с первыми лучами весеннего солнца.
Здесь необходимо сделать небольшое уточнение. После того как жизненная волна покинула сферу она не сразу же перемещается на следующую, а задерживается на некоторое время в мире следствий, для очередного отдыха «между сфер», если можно так выразиться.
Этот период отдыха пропорционален времени активного существования на сфере.
Аналогичный отдых достигается и после завершения одного круга, перед тем как начать следующий. Но в этом случае продолжительность его будет много дольше, чем когда заканчивается эволюция на сфере.
Надеюсь термин «малая пралайа» не запутает читателей. Вообще пралайа означает конец какого-либо цикла жизни. Поэтому можно сказать, что малая пралайа наступила и для планетной цепи, которая находится в обскурации.
Очень часто выражение «малая пралайа» используется чтобы отличить состояние покоя планет (обскурация) от состояния покоя живых существ (пралайа).
В теософической литературе можно встретить различное использование этих выражений. Состояние покоя жизненной волны между сферами так же может именоваться малой пралайей.
Манвантара – термин противоположный пралайе.
Если пралайа означает конец жизненного цикла, то манвантара наоборот означает его начало.
Когда период малой пралайи заканчивается и наступает черед малой манвантары (следующего круга), сфера А, находившаяся до этого в состоянии обскурации «оживает» и вновь готова принять царства для продолжения эволюции.
Остальные сферы продолжают находиться в обскурации.
«Существует три вида Пралай и Манвантар.
1. Общая или Маха-Пралайя и Маха-Манвантара.
2. Солнечная Пралайя и Манвантара.
3. Малая пралайя и Манвантара.
Когда Маха-Пралайя закончена, мировая Манвантара начинается.
Тогда вся Вселенная должна быть эволюционирована заново.
Когда наступает Пралайя солнечной системы, она касается лишь этой солнечной системы.
Одна солнечная Пралайя равна семи малым пралайям.
Малые пралайи касаются лишь нашей маленькой цепи планет, обитаемых и не обитаемых человеком. К подобной цепи принадлежит наша Земля. Кроме этого, в малой пралайе существует еще условие планетного покоя, или, как говорят астрономы, “смерть” – подобно нашей теперешней Луне, где скалистое основание планеты существует, но жизненный импульс покинул ее. Например, представьте себе, что наша Земля принадлежит к группе семи планет или обитаемых человеком миров, более или менее эллиптически расположенных. Наша Земля находится в самой низкой центральной точке орбиты эволюции, на половине круга – мы назовем первую планету А, а последнюю – Z. После каждой солнечной Пралайи происходит полное уничтожение нашей системы и ее абсолютное, объективное преобразование, каждый раз все более совершенное, нежели предшествующее.
[Источник]
Таким образом, обскурацию можно условно сравнить с зимой, когда все живое замирает и впадает в спячку, в ожидании весны (или следующего цикла). А Манвантару и Пралайю в этом контекстном ряду можно сравнить с воплощением и развоплощением, только уже на уровне планеты (либо Солнечной системы).
Как некоторые планетные формы жизни проходят несколько циклов воплощения/развоплощения на планете (во время воплощения планеты), так и планеты проходят несколько циклов воплощения/развоплощение во время жизни звездной системы.
Так и звездные системы воплощаются и развоплощаются во время жизни галактики.
Вот такой обзорный экскурс в историю понятий Манвантара и Пралайя.
Понятия эти многомерны. Их можно рассматривать с разных позиций, проводить различные аналогии.
Но в общем и целом они достаточно интересны и позволяют взглянуть на человеческую эволюцию в расширенном ключе, рассмотреть человеческую эволюцию в связи с эволюцией планетарной и солнечной (или звездной). И таким образом, при осмыслении окружающего нас мира, можно взглянуть на окружающие нас формы жизни в этом же контексте эволюции, рассмотреть их как те этапы, которые мы, будучи людьми, уже прошли.
А также взглянуть на те формы жизни, которые нам еще предстоит пройти. Ведь эволюция — это не то, что мы можем выбирать или нет. Раз мы существуем на этой планете, раз мы воплотились людьми, то значит нас касаются и те законы эволюции, которые заложены в нас природой.
А что такое движение планетарной и солнечной систем за миллионы лет можно наглядно представить, посмотрев следующее видео.