Марийские узоры и что они означают
Марийские узоры и что они означают
Значение орнаментов марийской вышивки
В традиционном марийском орнаменте использовался геометрический мотив, выраженный изображением комбинаций различных геометрических фигур.
Зооморфные и антропоморфные мотивы воспроизводили стилизованные фигуры животных, птиц и людей.
Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев.
Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя.
При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом».
На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок её состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор в виде цветка или лепестков. Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.
Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.
Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило «обнажение головы».
Основная же функция, объединяющая головные уборы всех групп марийцев, заключалась в предназначении для оберега их владельцев.
Используются нитки двух цветов: красного и чёрного. Сама техника исполнения узоров уже является оберегом. Присмотревшись к узору, вы ощутите «рябь в глазах», т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на неё, от недобрых взглядов и сглаза.
Для оформления платка по краям использовали особый орнамент. Широкая центральная полоса композиции вышивается набором. Вкладывая ещё больший труд и умение, создавали двустороннюю вышивку.
Головной убор шымакш носили женщины северо-восточных районов Республики Марий Эл (ныне это Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Советский, Куженерский, Параньгинский, частично Моркинский районы). Шымакш шили из прямоугольного куска холста с конусообразным колпаком. Вышивкой заполняли колпачок и конец позатыльня.
О шымакше хочется сказать особо, чтобы лучше объяснить несомую им информацию.
Традиционная марийская религия почитает духов Природы. Древние марийцы знали о существовании природных сил воды, земли, солнца и т.д., которые давали энергию человеку. Через определенное состояние духа и произносимые слова молитвы наши предки умело пользовались такими силами. Им также были известны каналы притока энергии в человеческое тело. И именно на головном уборе типа шымакш марийские женщины запечатлевали такое миропонимание, марийцев.
Этот головной убор привлекал внимание многих исследователей материальной культуры марийцев своей оригинальностью и красотой вышитого шелком орнамента. Вся орнаментированная плоскость шымакша разбивается как бы на три части. «В верхней узор состоял нередко из нескольких прямоугольных розеток или полос вышивки, затем шёл скомпанованный как бы самостоятельно узор средней части, сгруппированный вокруг белой не заполненной вышивкой полосы, конец позатыльня (хвост) зашивался узкими полосками, состоящими из чередующихся мотивов».
Марийские узоры и что они означают
Сегодня мы расскажем вам о марийских национальных орнаментах
В традиционном марийском орнаменте использовался геометрический мотив, выраженный изображением комбинаций различных геометрических фигур. А теперь постараемся рассказать о некоторых названиях.
Орнамент маритÿр (марийской вышивки) образован из геометрических и геометризированных мотивов зооморфного и растительного характера.
Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш.
Головной убор шымакш носили женщины северо-восточных районов Республики Марий Эл.
Ознакомление с орнаментом марийской вышивки
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный и зооморфный.
Геометрический орнамент — состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов.
Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами.
Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь — символ добра и красоты.
Марийский орнамент и узоры, трафареты по клеточкам, значение, рисунки
Марийцы – поволжско-уральский народ, на данный момент проживающий в республике Марий-Эл. Этот древний финно-угорский народ владеет богатой культурой. В статье охвачена одна из отраслей марийской культуры, а именно её орнамент и узоры.
Особенности национальной культуры марийского народа
Как и все славянские народности, марийцы имеют собственный национальный костюм, стиль его украшения и символику национального орнамента. И этот рисунок на одежде особенно важен.
Он – один из важнейших отраслей прикладного народного искусства. В его чертах отражаются уникальные этнические особенности, локальные обычаи и традиции в области искусства, эстетические вкусы, моральные и духовные устои, а также понятие красоты.
Символика
Обычно реальные образы и мотивы преобразовываются и стилизуются, образуя метафору на основе природы и быта окружающей народ среды. Например, символ солнца, воды означают рост, рождение, обновление и величие.
Изначально каждый герой, образ, мотив имел свой собственный знак:
Марийский орнамент и узоры — отражает их значение терминология. Например, бараний рог назывался «тага шур», серповые зубцы – «сарла пу», «церквы вуй» — так назывался православный крест.
Мастерицы искали вдохновение в формах и чертах природы. И описывали ими свою жизнь, рассказывали историю своей родины, семьи, деревни нитками на сарафанах и рубахах. К примеру, ромб обозначал, что семейная и личная жизнь полностью в порядке, треугольник сообщал об обратном.
Марийский орнамент имел следующие основные мотивы:
Также женские и девичьи костюмы часто дополнялись нагрудными украшениями из монет и бисера. Так делали, потому что считали, что звон серебра отпугивает нечисть.
Как рисовать марийский орнамент по клеточкам
Марийский орнамент и узоры, изображённые на клетчатой бумаге – интересный и простой вариант освоения марийской вышивки для новичков.
Марийские орнаменты по клеточкам рисуют, предварительно просчитав количество клеток
Пошаговое рисование:
Как рисовать
До изображения узоров необходимо определиться с рядом параметров и разобраться в них:
Цвет – решающая деталь в рисунке. Он определяет смысл, настроение и характер орнамента. Цветовая палитра также важна. Важнейшие черты оформлялись красным, и его самые разнообразные оттенки также были в работе. Контурные линии оформлялись чёрным и редко появлялись жёлтые и зелёные оттенки.
Но главным оттенком у жителей Марий-Эл был белый – цвет доброты и света. В него иногда добавляли красные оттенки, символизирующие огонь жизни, силу. И черный – для границ.
Как рисовать солнце
Существует большое количество вариаций изображения марийского солнца. Каждый угол и изгиб несёт в себе определённую информацию. Для начала необходимо научиться рисовать самый простой вариант. Нет определённых инструкций по изображению солнца в марийском орнаменте, но есть некоторые правила и основные положения, которых стоит придерживаться.
Например, в узоре солнца в марийской культуре должны присутствовать следующие элементы:
Следуя следующему алгоритму и включая перечисленные элементы в рисунок, можно добиться успеха.
Марийский орнамент, узоры — значение такого орнамента, как солнце — жизнь, плодородие
Алгоритм выполнения работы:
Как рисовать фон
Марийский орнамент и узоры включают в себя не только мотивы для рисунков, но и элементы для оформления базы, фона. Фон из марийского орнамента, как правило, не всегда нужен цельный.
Но в качестве декоративного оформления краёв рисунка, одежды, предмета интерьера это может быть неплохой идеей. В любом случае, фон в марийском стиле – несколько видов узоров, связанных между собой (их число не должно быть слишком большим). Есть и более сложные оформления, но к ним следует приходить постепенно.
Фон многое говорит о предмете, где он находится. Он как общая аура, настраивает смотрящего на определённую волну, создает специфическую атмосферу. В качестве основной детали, из которой будет создаваться задний план, обычно выходит знак солнца, символ православия — крест, плодородия и благосостояния.
Чтобы нарисовать простой фон, нужно:
Марийские узоры на одежду
Марийцы предпочитали применять орнаменты в одежде не для украшения, в качестве оберегов. Их вышивали на открытые участки, самые важные или самые слабые части тела, по их мнению.
Использовали соответствующие символы – обереги. Обычно они располагались на груди, рукавах, поясах и головных уборах. А также на занавесках, подушках, оконных затворках и украшениях. Лучше всего изображать на одежде символы солнца, птиц, лебедей, змей. Все они служат сильнейшими оберегами от злых и нечистых сил.
Для того чтобы нарисовать на одежде орнамент, следует:
Рисунки на занавески
Рисунки на шторы – своеобразный оберег и благословение. В древности он значил очень многое. Поэтому нужно ставить в приоритет символы солнца, знаки птиц, парнокопытных, кресты, квадраты и розетки.
Оформление может быть как по краям, так и полноценной картиной по всей площади полотна. Для оформления краёв можно использовать фоновые узоры, для самого рисунка – всё, что угодно. Это зависит от тематики и предназначения занавески.
Если она будет находиться в доме охотника – лучше изображать на ней оленей, бараньи рога и солнечные знаки. Олень – символ удачи. Баран или бык, а точнее, их рога – символы благословения, святости. Солнце – символ света и доблести.
А если семья жреца, священника нуждается в новых шторах, то лучше изображать на них кресты, солнце, бабочек, деревья. Кресты – символ православия и Солнца – одного из важнейших богов в языческой религии. Бабочки – символ чистоты и божественной красоты. Деревья – символы соединения 2-х миров – земли и неба, знак начала, истины.
Рисунки на рамку
Марийский орнамент и узоры не предусмотрены для украшения рамок, но могут быть использованы в этом направлении.
В качестве узора на рамку лучше всего использовать фоновые орнаменты. А выбирать символы – это личное дело каждого, поскольку фон зависит от смысла продукта.
Марийские орнаменты для вышивки
У марийских искусниц ни один узор не повторялся. Каждая вносила в вышивку свой мотив, идеологию, душу. Порой творение марийки-мастерицы повествовало об её собственной жизни, переживаниях, истории. Вследствие огромного потенциала и долгой, упорной работы мастериц, появилось достаточно много техник вышивки, способов украшения отдельных деталей и манер работы.
Например, «шарпан» — женский головной убор, так же как и «платки», и «шымакш» имели двусторонний узор. У такого способа была своя техника. Она заключалась в том, что прошивка была одинаковой с 2-х сторон.
Этой техникой можно вышивать горизонтально, вертикально и по диагонали при условии соблюдения же размеров.
Несколько более редких и просто оставшихся значений деталей марийской вышивки:
Чем больше и ярче было дерево, тем благополучней и крепче молодая семья. Выглядит как красный ромб с резными загнутыми крестами внутри.
Лёгкие марийские орнаменты
Новичкам можно практиковать простые, но красивые элементы:
Народные поверья гласят, что бабочки служат вместилищем душ, проводниками в мир иной.
Разнообразный марийский орнамент и красивые узоры – достояние русской нации. Увлекаться этим занятием есть дань национальной культуры. Освоить искусство несложно, если следовать специальным схемам.
Оформление статьи: Натали Подольская
Видео о марийских узорах
Марийский орнамент, узоры — значение в вышивке:
Марийские узоры и что они означают
На протяжении веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые сегодня можно назвать произведениями народного искусства. В наше время найти мастеров традиционной вышивки непросто.
Марийская вышивка непосвященному человеку непонятна: у любого глаза разбегутся от разнообразия цветных узоров. Между тем, каждая линия, каждый знак имели свой смысл, были одним из средств общения. Язык вышивки передавался из поколения в поколение. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству обращения с иголкой. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и приготовить приданое.
Вы знаете, что обозначают марийские символы в оберегах? Краевед, мастер марийской вышивки Ираида Степанова поделилась своими знаниями.
Родовое дерево (Еш пушеҥге).
Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.
Великая матерь (Шочынава)
Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.
Оберег мужской силы (Oрма)
Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.
Сторож дома (Сурт орол)
Квадрат — это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.
Дерево (Пушеҥге)
Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.
Оберег груди (Чызе орол)
Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.
Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ)
Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.
Лошадь (Имне)
Символ трудолюбия, благополучия, достатка.
Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.
Бабочка (Лыве)
Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.
Солнце (Кече)
Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.
Му: Исследовательская работа на тему: «Значение орнаментальных символов мари»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Мишкино
муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся, участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества»
«Значение орнаментальных символов мари»
Подготовила: Шамратова Софья Владимировна,
учащаяся 9А класса
МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино
с. Мишкино ул. Мира, д.46
Руководитель: Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 с.Мишкино
с. Мишкино ул. Мира д.46
adyeva 1976@ mail / ru
1. Религиозно-мировоззренческие представления марийцев ………. ………..5
2. Значение орнаментальных символов мари ………………………………….6
3. Отражение представлений о мироздании в орнаменте мари ……. 7
4. Традиционные цвета в орнаментальной символике народа мари ………….8
Использованные источники …………………………………………………. 12
Проблематика. В настоящее время повышается интерес к вопросам возрождения традиций, обычаев и культуры народа, к символам, имеющим, по мнению многих, обереговое, охранное значение. Кто-то использует предметы китайской культуры – денежную жабу, денежное дерево и т. д. Считаем, что важно знать культуру своего народа, не «оглядываясь» на то, что нам чуждо.
Тема работы: «Значение орнаментальных обереговых символов мари». Гипотеза : символика марийских орнаментов отражает национальный колорит и характер народа.
Цель исследования: выявление значения символики орнаментов мари.
В связи с этим были определены задачи исследования:
1. Сбор, изучение, анализ и обобщение информации по теме «Значение орнаментальных символов мари».
2. Провести опрос на знание значения орнаментов мари.
Исследование проводилось с сентября по ноябрь 2017 год, МР Мишкинский район РБ, с. Мишкино.
Основными источниками информации для нас стали работы: И.А.Степанова «Маритур: Встречи с марийской вышивкой»
Г.И. Соловьева «Орнамент марийской вышивки»
2.Сбор, изучение, анализ и обобщение материала помог подробно изучить различную информацию для цельного представления о проблеме.
2.Метод сравнения позволил определить, какая литература точнее и подробнее отвечает на поставленные вопросы, прийти к логическому решению и получить достоверный материал.
4.Методом индукции из общего представления о предмете (т.е. о народных орнаментах) мы выявили частный случай (обереговое значение символа).
5. Методом опроса определили уровень знания значений орнаментов – символов среди населения народности мари.
6. Метод интервьюирования позволил нам проконсультироваться и у специалистов, занимающихся исследованием марийской культуры в Мишкинском районе.
1. Религиозно-мировоззренческие представления марийского народа
Почитание духов-матерей (ава) воды, огня, ветра, земли, поля и других небесных и земных объектов и явлений окружающей природы является характерной особенностью финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. 2
Таким образом, символы народа мари являются отражением характерных особенностей, связанных с религией этого народа – язычеством, но, в то же время идет четко прослеживающееся сходство с культурой других народов.
2. Значение орнаментальных символов мари
Марийское народное искусство имеет многовековые традиции. Свое отношение к красоте мари выражали в бытовых предметах, одежде, украшениях. Символика их орнамента многообразна и интересна, он использовался везде: на одежде, на кухонной утвари, на украшениях, в доме.
Солнце (Кече). Кече — Кугу Юмо (Солнце — великий бог) – один из символов, отражающий религиозное мировоззрение марийцев в прошлом. Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, использовался в качестве оберега на головных уборах, одежде. Исследователь Н.В. Никольский писал: «марийцы питают … благоговение к солнцу». 4
Великая матерь (Шочын-Ава) Мать рождения, богиня плодородия, покровительница мир, ей поклоняются наравне с высшими «мужскими» богами. Человек родился, его земная жизнь находится под покровительством Шочынава. Способствует реализации предназначения человека.
Камилянов В.А. сообщил о том, что есть два понятия, связанные с Шачын-Авой Пюрышо – (Ось мира, связанная с Полярной звездой), Илыш Шогын Ава – связанная с Большой или Малой Медведицами.
Родовое дерево (Еш пушеҥге). Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья. (По сведениям Камилянова В.А, символ означает круглогодичный цикл: зима, весна, лето и осень. Символ используется при обозначении Кюсото – священной рощи).
Лошадь (Имне). Оберег благополучия, символ трудолюбия. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало. Конь или лошадь — одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов и христианских святых.
Первопредок (Кугыен) – Орион, символ первого человека, прародителя человечества (Адам).
4.Традиционные цвета в орнаментальной символике мари
Мы ориентировались на орнаменты, которые использовались в вышивке народа мари, поэтому рассмотрели традиционно использовавшиеся цвета.
Темой нашей работы было «Значение орнаментальных обереговых символов мари». Мы выдвинули гипотезу: символика марийских орнаментов отражает национальный колорит и характер народа.
Мы осуществили сбор, изучение, анализ и обобщение информации по теме «Значение орнаментальных символов мари».
Также провели опрос на знание значения орнаментов мари среди взрослых представителей мари и подростков. Итог был таков – практически никто не знает значения символов и их названия.
Цель исследования, поставленная в начале работы, была нами достигнута. Собран материал, который может быть использован на уроках ИЗО, занятиях кружка ДПИ, краеведческих работах.
При опросе взрослые представители мари высказали замечание: представленные орнаменты относятся к культуре луговых марийцев Марий Эл, и восточные марийцы Республики Башкортостан не знают их. На вопрос: «Какие обереговые орнаменты восточных марийцев вы знаете?» внятного ответа мы не получили. В связи с возникшим вопросом мы проконсультировались с Ибулаевым А. В., главным специалистом ИКЦ «Мишкино» и Камиляновым В.А., и.о. главного редактора газеты «Келшымаш», переводчиком, исследователем финно-угорской мифологии.
Изыскания в данном направлении было решено объединить, что послужит для реализации следующего проекта «Обереги восточных марийцев».
В рамках работы мы разработали эскизы оберегов (за образцы взяты символы вышивки), на деревянную круглую заготовку нанесли марийский орнамент. Каждый оберег дополнили информацией, раскрывающим значение символа, что позволяет не только любоваться оберегом, использовать его в качестве этно-украшения, но и приобщаться к культуре марийского народа.
Список источников и использованной литературы
Степанова И. «Маритур» встречи с марийской вышивкой, 2005.
Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки, Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 1982.
Майкова Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари. Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 2009г.
Яковлева В. Я. О марийской вышивке – Труды МарНИИ – Й-Ола, 1951г.