Маркетинг или менеджмент что лучше выбрать
Что важнее: маркетинг или менеджмент?
Что первично – яйцо или курица? Кто сильнее – кит или слон? К таким же вечным риторическим вопросам относится вопрос приоритетности маркетинга и менеджмента в компании. От чего в большей степени зависит успех фирмы – от умения подать себя, продать произведенный продукт (или услугу) или способности правильно выстроить все внутренние процессы, системы контроля и качества и взаимоотношений с клиентами, разделить полномочия и ответственность?
С некоторыми оговорками («не уверен, что стоит противопоставлять эти два «течения мысли», «грань между маркетингом и менеджментом весьма расплывчата и условна», «здесь уместно сравнение с двумя сторонами монеты») участники «Бойцовского клуба» «Ко» пытаются все же ответить на вечный вопрос. Независимый консультант Константин Терехин уверен: дайте потребителю причину для приобретения именно вашего товара или услуги, а уже потом управляйте этим процессом. По мнению Бориса Щербакова, гендиректора компании Oracle СНГ, никаким маркетингом не заменить жесткого контроля качества на всех уровнях производства.
Константин Терехин, независимый консультант:
«Если сознательно поляризовать ситуацию «или-или» и считать, что маркетинг – это «продажи», а менеджмент – «управление», то я отдам приоритет продажам.
Очевидно, что любое коммерческое предприятие имеет своей целью извлечение прибыли, которая, в свою очередь, возникает в результате обслуживания клиентов, голосующих, как известно, деньгами. Любое коммерческое предприятие должно выстраиваться от продаж. Если потребитель не готов заплатить за товар или услугу, то эта компания неизбежно обанкротится, какими бы совершенными технологиями управления она ни обладала.
Поясню свою точку зрения на примере АО «ГАЗ». Одно предприятие выпускает две марки: «Волга» и «Газель». Один менеджмент, а какие разные продажи. Ларчик открывается просто, если подойти к проблеме с точки зрения стратегического маркетинга. Позволю себе напомнить основной критерий маркетинговой стратегии: «одно решение гарантирует успех». То есть стратегия продаж должна содержать один (!) ответ на вопрос: почему клиент будет покупать наш товар или услугу?
Десятилетний успех «Газели» объясняется просто: при всем богатстве выбора альтернативы нет. В данной ценовой нише не существует иного полуторатонного грузовичка. «УАЗы» – это полноприводные вездеходы грузоподъемностью 700 кг. «Бычки» – уже трехтонки. Таким образом, если вам нужен развозной грузовичок или пассажирский мини-вэн, то это однозначно «Газель».
Ситуация с «Волгами» диаметрально противоположная. Все усилия менеджмента «ГАЗа» вряд ли смогут кардинально изменить ситуацию. С точки зрения потребителей, «Волга» не является представительским автомобилем. В современной России к таким маркам относятся (даже подержанные) Audi А8, Mercedes Е-класса, Lexus и т. д. Сегмент же покупателей, предпочитающих «Волгу» (включая госорганы), стремительно уменьшается. Хочу подчеркнуть, что вполне сознательно не касаюсь вопросов цены, надежности, межсервисного пробега и т. д. На мой взгляд, все дело в восприятии потребителем именно марки, а не самого товара.
Эту проблему инструментами менеджмента не решить. Вы можете создать самую лучшую мотивацию сотрудников, занятых производством и сбытом «Волги», внедрить самые жесткие критерии качества производства (а на «ГАЗе» это уже сделано), решить массу других проблем. Но вряд ли вам удастся переубедить сотни тысяч потенциальных клиентов.
Вывод. На любых рынках (за исключением монопольных) потребителям всегда принадлежит основная рыночная власть. Поэтому дайте потребителю причину для приобретения именно вашего товара или услуги, а уже потом управляйте этим процессом».
Борис Щербаков, Oracle СНГ:
«При прочих равных я бы делал акцент на управленческой составляющей бизнеса.
Например, на рынке сотовой телефонии, где в погоне за потребителем компании соревнуются в оригинальности тарифов, в подсчете мертвых душ, зачастую в некорректности рекламы – и все лишь для того, чтобы убедить покупателя: «Бери мое!» На самом деле основное соревнование за клиента идет внутри каждого из сотовых операторов. Менеджмент – это создание профессиональных команд во всех производственных подразделениях, наладка бизнес-процессов и управление ими, построение современных информационных систем, исключающих сбои в биллинге, в финансовых операциях, в управлении отношениями с клиентами в целом. Именно от качества менеджмента в широком смысле этого слова зависит качество предоставляемой услуги и, следовательно, удовлетворенность потребителя! Но вместо этого – раздражающая реклама и немыслимые ухищрения в составлении новых и новых тарифов, от которых уже рябит в глазах. Наверное, всему этому есть какое-то экономическое объяснение, но иногда мне кажется, что в раскручивании элемента маркетинга внутри компании в большей степени заинтересованы отдельные сотрудники, осваивающие соответствующие бюджеты. Ну и креативные агентства всех мастей, для которых бюджет клиента – вообще хлеб насущный.
Когда я расставляю таким образом приоритеты, я ни в коем случае не хочу низвести роль маркетинга в процессе развития бизнеса до нуля. Правильно подать себя очень важно. Но за внешним имиджем, за шелухой рекламных и брендинговых акций должна стоять крепкая, профессиональная менеджерская функция. И никаким маркетингом не заменить жесткого контроля качества на всех уровнях производства. Как бы ни позиционировали продуктовую сеть маркетологи (у меня перед глазами пример «Перекрестка») – «средний класс», «выше среднего» или еще как-то, – если продавцы предпочитают стоять спиной к покупателю, это уже проблема менеджмента, работы с персоналом, и маркетинг здесь бессилен – клиент найдет более предпочтительный формат общения в другом соседнем магазине. На конкурентных рынках, к которым относится продуктовый ритейл, это станет заметно в самое ближайшее время.
Но в неконкурентных отраслях (а к ним я отношу все сферы взаимодействия государства со своими гражданами) – тем более не до маркетинга, хотя многие государства тратят немалые ресурсы на создание и поддержание своего реноме в глазах граждан. В России пока идет – с переменным успехом, судя по последним непопулярным и криво проведенным реформам – базисная работа по созданию инфраструктуры, процессов взаимодействия с клиентами (коими в данном случае являемся все мы). Здесь менеджмент значим, как нигде, пожалуй».
Что такое менеджмент? Маркетинг против Менеджмента кто главнее?
Помню, в детстве, часто мы спорили, кто сильнее: терминатор или робокоп? Если бы хищник дрался с чужим, кто бы победил? (тогда никто и подумать не мог, что снимут такой фильм).
Прошло время, а подобные вопросы все так же мучают сознания уже взрослых по виду, но детей по натуре.
Итак, что же важнее для компании? Менеджмент или маркетинг? Конечно, вопрос смешной и глупый – компания не может эффективно работать без менеджмента и маркетинга одновременно – отчеканит любой студент бизнес-факультета. И в целом, будет прав. Но мы забываем, что в реальной ситуации никогда не бывает достаточно ресурсов. Представляем, что освободилось 1 место. Или Выдели денег, чтоб взять одного супер-классного специалиста. Кого же лучше взять? Менеджера? Или маркетолога? На зарплату хватит только одному…
Для того чтобы понять, кого нам выбрать, следует сперва четко распределить, кто за что отвечает. Если с маркетингом все более-менее ясно (смотри, тут: https://marketnotes.ru/about_marketing/marketing_basic/), то вот с менеджментом все намного сложнее.
Мне трудно назвать сейчас хоть один ВУЗ в Одессе, который не выпускал бы менеджеров. Доходит до абсурда, что тот же Гидромет или Политех выпускает менеджеров… Спрашивается – менеджеров ЧЕГО? Погоды? Или менеджер-компьютерщик? Тяжело понять студентов, которые туда поступают… Но с другой стороны, им-то ладно, они не в курсе. Но как понять руководство такого ВУЗа, которое открывает специальность менеджмента в непрофильном институте?
Итак, сейчас слово менеджмент приписывают практически ко всем специальностям: sales-менеджер, аккаунт-менеджер, менеджер по VIP-клиентам, маркетинг-менеджер, PR-менеджер, promo-менеджер, менеджер по производству, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджер, менеджер по развитию, менеджер по персоналу… Перечислять можно долго и нудно. И это все менеджмент? А может все же отдел кадров? Бухгалтерия? Производство? Отдел продаж? Я думаю, это заблуждение (умышленное или нет) идет в первую очередь из-за неправильной сути. У менеджмента, как известно, 4 основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. И получается, что КАЖДЫЙ человек, кто что-то планирует, что-то делает, заставляет себя или других это делать и проверяет – является менеджером? В широком смысле этого слова, бригадир у грузчиков – тоже менеджер по перевозкам. Под функции подходит. И даже по названию. Ведь многие переводят менеджмент – как управление. Но это не совсем так.
Если обратиться немного к истории, что мы обнаружим, что впервые термин менеджмент был внесен неким Йозифом Шумпетером (год не помню, кому надо ищите, найти легко). Так вот, до этого, было 3 основных фактора производства: земля, капитал, труд (ну или орудия производства, средства производства и само производство). Так вот, этот самый Шумпетер ввел четвертую составляющую – квалифицированную работу менеджмента, которая из этих 3 элементов делает нечто цельное. У самого менеджмента масса определений, но мне больше всего нравиться типа такого: Менеджмент – это работа с целью получения эффекта синергии на предприятии. Т.е. суть сводиться к тому, что 1+1=3. Умелый менеджер организовывает производство таким образом, что сумма компании как единого целого намного выше, чем каждая единица работала бы отдельно и потом их просуммировали.
В моем понимании (совсем не обязательно единственно верным), менеджер – это руководитель, а любой руководитель обязан владеть навыками менеджмента – будь то начальник цеха, бригадир, директор по маркетингу или кем-то еще. Просто у каждого более развита одна из функций.
Но во главе должен стоять САМЫЙ ГЛАВНЫЙ МЕНЕДЖЕР, который, по сути, и олицетворяет собой реального руководителя, капитана.
Теперь, кто же важнее? Ведь отдел маркетинга решает такие вопросы, как что производить, кому продавать, по какой цене, в каком объеме… в какой упаковке, сколько денег тратить о рекламе и т.д… Т.е. по сути практически ВСЕ важнейшие вопросы проходят через него (вон как на схеме видно, отдел маркетинга всюду сует свой нос).
Я думаю, что в разные периоды жизни компании, этот акцент имеет разное значение. Если рассмотреть классический жизненный цикл товара, то я бы расставил этот акцент так:
Внедрение (выход на рынок): главное маркетинг. Без маркетинговой стратегии, знания рынка, конкурентов и потребителей – выхода не будет как такового вообще.
Стадия роста (бурный рост): вышли здорово, набираем обороты, спрос превышает предложение. Все супер. Тут и менеджмент и маркетинг одинаково важны. Маркетинг нужен для того, чтоб более стремительный был рост, лучше угадывать предпочтения потребителей, адекватность цен. Менеджмент – чтоб обеспечивать необходимое производство, умело управлять людьми и финансовыми потоками. Чаще всего на этой стадии спрос опережает предложение. Если выбирать все-таки, кто главнее – то, наверное, менеджер.
Зрелость – я бы все же сделал ставку на менеджера. На этом этапе компания чаще всего собирает прибыль с данного товара. Безусловно, маркетинг нужен, но не так, как умелое управление. Никаких особых разработок, инвестиций, перемен…Маркетинг тут скорее в «поддерживающем» режиме.
Спад – как бы высоко ты камень не подбросил, он всегда упадет вниз. Доказано Ньютоном Хотя, если запустить со скоростью, 9,6 км/с то камень выйдет из атмосферы и будет летать вокруг Земли (за цифры не ручаюсь, можете перепроверить, но порядок такой). Так вот, рано или поздно, на любом рынке будет спад. И как это не печально на практике, в теории – самый интересный момент. Ведь тут может произойти два диаметрально противоположных варианта: продажа товара может сойти полностью на нет, а может открыться «второе дыхание» и пойти новый виток в развитии, с внедрения. Исходя из этого и расставляются приоритеты. Например, было принято решение о закрытии направления, или продажи части предприятия, которое на спаде… В этом случае волевое решение менеджера о ликвидации запасов, увольнении или перепрофилировании персонала, изменение политики и т..д. (хотя в случае продажи, возможно, придется обращаться к маркетологам, чтоб они написали красивый отчет и планы, вместе с финансистами). Если же руководство считает, что товар был «недопонят рынком», и все еще имеет потенциал, то здесь, задача для маркетинга – найти новое УТП, правильно его преподнести и заново запустить всю схему, начиная от внедрения (наша стиральная машинка – не только отлично стирает, но еще и стильная тумбочка! Сэкономь на мебели!).Или просто выход на другой рынок.
В процентном соотношении менеджмента и маркетинга мне видится так:
Внедрение: маркетинг 80%, менеджмент 20%.
Рост: менеджмент 60% маркетинг 40%.
Зрелость: менеджмент 70%, маркетинг 30%.
Спад: менеджмент 70%, маркетинг 30% или маркетинг 70% менеджмент 30%, зависит от стратегии.
Безусловно, это всего лишь общая схема, которая имеет очень много НО и ограничений. Есть сезонность, спады в экономике, меняющаяся политика фирмы и руководства, новые игроки, изменения процесса производства и т.д. В бизнесе вообще нет «общих правил», есть только рекомендации, которые раньше работали или не работали.
В итоге скажу так: на предприятии одинаково важно иметь и профессиональных маркетологов, и менеджеров. Более того, все маркетологи, а равно как и другие руководители, должны обладать хорошими навыками менеджмента (а менеджеры знаниями хотя бы основ маркетинга). Но в разные периоды жизни компании, акценты по важности между этими, вобщем-то неразделимыми понятиями, можно расставлять по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Но пренебрегать ни тем ни другим точно нельзя!
Что выбрать: маркетинг или менеджмент? Чем отличается профессия маркетолога и профессия менеджера?
Тему начну с письма одного нашего будущего коллеги. Это письмо и послужило причиной написания этой записки.
Здравствуйте Павел Евгеньевич.
Я стою перед сложным жизненным выбором. В этом году мне нужно поступать в универсисет (я из Украины) но я не могу определиться с направлением. Я выбираю между маркетингом и менеджментом.
Не могли бы Вы более подробно (простыми, понятными словами) описать данные направления. Я хочу идти на эти направления поскольку не вижу себя обычной «офисной крысой», а хочу активно участвовать в жизни фирмы, компании и так далее. Я хочу получить должность на которой мое слово будет не пустым местом. Я хочу что-то решать, что-то придумывать. Может у Вас есть какие-то определенные тесты, анкеты и т.д. которые мне помогут определиться. Это очень важно для меня и я буду очень рад Вашему ответу. Заранее спасибо.
Маркетинг: наука и ремесло
Маркетинговым мышлением должны обладать представители довольно широкого спектра профессий. Любой, кто что-либо делает ради покупателя, с целью делать его жизнь лучше, упростить покупателю выбор товаров, помогает покупателю получить удовлетворение о услуг и товаров, которые предлагает компания, должен обладать этим особым мышлением. Думать, как маркетолог, обязательно должны:
Кто такой специалист?
Итак заниматься чем-то: продавать, перекладывать на столе бумажки, писать отчеты, планировать работу, прогнозировать результат, налаживать взаимоотношения, контакты с прессой, государственными структурами, магазинами, представителями оптовых компаний, рисовать рекламные макеты, размещать рекламу, придумывать тексты и заниматься веб-мастерингом (разработка сайтов) – вся эта разнообразная работа – это специальная работа или работа специалиста.
Специализация специалиста
В компании всех сотрудников группируют по направлениям. Традиционно направлений пять (может быть и больше и меньше):
Другие маркетингово-ориентированные специалисты, занимаясь продвижением товаров (промоушеном) могут специализироваться: один – на популяризации товаров через розничные точки продаж, другой – через продажи оптом, с использованием опыта и системы распределения других, дистрибьюторских, компаний. Опут первого специалиста не применим в работе второго.
Над каждым направлением поставлен руководитель-менеджер: начальник отдела, руководитель группы. Над всеми направлениями стоит еще одна группа менеджеров — менеджмент общего руководства. Они себя называют высший менеджмент или ТОП-менеджмент. Это особые специалисты – специалисты в управлении.
Кто такой маркетинговый специалист?
Маркетолог – это общее и собирательное понятие, означающие и специальные знания и навыки в области той или ной специализации маркетинга. Очень рекомендую прочесть заметку на полях о том, что же такое маркетинг.
Главное, что маркетолог – это философия и отношении к рыночной деятельности, это специалист в науке маркетинга и проповедник идей маркетинга! Без этого маркетолога не бывает. Убери отношение, философию и эмпатию и останется только специалист и хороший человек, только упаси Бог пускать такого в рынок! Пусть сидит в бухгалтерии, крутит гайки на заводе или управляет командой специалистов в офисе.
Кто такой менеджер?
Менеджер – это специалист в управлении. Это не специалист в маркетинге, в разработке креаливных макетов илив специфике полиграфической печати. Менеджер – это:
Рыночный (маркетинговый) менеджмент
Из всех групп в разделе «Специализация (выше) для нас с Вами интересна одна – маркетинг: реклама и продвижение. Все сотрудники этой группы призваны нести знание о товаре и о самой компании в массы — в рынок. Сотрудники занимаются разработкой самых нужных для рынка товаров и услуг, выработкой простых и доходчивых методов коммуникации с клиентами, партнерами, друзьями компании, представителями власти и т.п., со всеми, кто тем или иным образом заинтересован в товаре, может повлиять на его судьбу.
Я бы не сказал, что эта группа менеджеров — самая креативная и творческая в компании. Не меньше творчества, с кажем, в работе сотрудников отдела продаж или у разработчиков новых продуктов на производстве. Не меньше драйва они испытывают от результата своей деятельности, но я остановлюсь на работе, связанной с рынком – удовлетворением потребностей людей, которые за это удовлетворение готовы заплатить.
Менеджер без маркетинга
Итак, выучившись, студент с дипломом «менеджера» на руках может руководить! Может выбрать для себя одно из направлений и специализироваться на одном из видов менеджмента. Если менеджер, хорошо выполняя работу по финансовому планированию, руководит процессом производства или развития промышленного предприятия – он просто хорошо выполняет свою работу и он — не маркетолог. Менеджеры без маркетингового образования прекрасно руководят процессами, происходящими внутри компании, они замечательно отрабатывают менеджмент коммуникации с поставщиками и контрагентами, вот только к покупателям, клиентам, рыночным посредникам допускать менеджера без маркетингового образования и маркетингового мышления не стоит. Понятно да?
Про маркетинг и институт
Маркетингу учит только рынок!
Чему же учат в институтах?
Маркетинговые профессии?
Более чем подробно описал знакомые мне специализации маркетинг-менеджеров вот в этой заметке. Хочется добавить, что что это в какой-то мере исчерпывающий список. Если Вы знакомы с другим менеджментом, допустим, менеджментом по организации печати визиток, то к маркетингу этот менежмент стоит столько близко, насколько философия маркетинга близка тем, кто этим процессом занимается.
Что же выбрать: маркетинг или менеджмент?
По сути верно сформулированный выбор стоит:
Если вы хотите заниматься финансовым менеджментом – ваша дорога к профессии лежит через ВУЗы с кафедрам управления финансами.
Получав диплом маркетинг-менеджера стать управляющим в ГАЗПРОМе вполне реально, хотя управленцев-экономистов или управленцев-юристов там жалуют больше.
Если хотите стать управленцев в области маркетинга, то факультеты менеджмента ВУЗов с сильной кафедрой маркетинга – это для вас. Если вас занимают преспективы: разработки нового продукта, реализации креативных идей, управление разработкой промышленного дизайна, освоение новых коммуникаций с людьми, создание новых рынков сбыта – если вам близки идеи маркетинга, то помимо специальности менеджмента вам придется освоим одну из длинного списка маркетинговых профессий. Маркетинговый факультет – все это даст, но это будет только начало. Дальше предстоит выбрать и освоить одну из маркетинговых профессий и придется стать специалистом в одном из направлений маркетинга, а позднее, и получить углубленные специальные знания – придется стать специалистом и начать стоить карьеру.
Ну вот это пока все. Появится вопросы, пишите на форуме маркетологов, в почту. Отвечу всегда, пусть и не всегда час-в-час с вашим письмом. Удачи.
Отличия маркетолога от менеджера
Приветствую, читатель blogmarketologa.ru. Сегодня мне довелось услышать фразу об отличиях маркетолога и менеджера. Дословно не напишу, где она была выкопана, тоже не знаю, но суть ее такова: «Маркетологи должны создавать и продавать продукт, а менеджеры – управлять процессами и кадрами». А дальше, как в песне: «Ну, все понятно, но что конкретно». Вот на эту тему и предлагаю подискутировать в комментариях. А пока мой взгляд на вещи.
Для начала, решил посмотреть, что в Интернете пишут по поводу отличий маркетолога и менеджера… Много забавного удалось прочитать Однако истину удалось найти с большим трудом. Да, и есть ли она истина?
Сначала разберемся в определениях
Все определения брал на просторах всемирной паутины, так что, пожалуйста не сильно критикуйте.
Маркетолог (англ. market – рынок или торговля; греч. logos – учение или наука) – другими словами – изучающий рынок или торговлю.
Менеджер (англ. manage – управлять, руководить) – т.е. руководитель.
По определения все просто и даже почти понятно. Однако смысл многих определений часто забывается, перевод и интерпретация хромают, и на выходе получается совершенно иная картина мира. Маркетолог у нас занимается всем, включая составлением макетов и заказом канцелярии для офиса (прочтите обязанности маркетолога, которые ранее публиковал на блоге). Менеджером могут назвать кого угодно (офис-менеджер, например, а ведь из обязанностей тут только кофе клиентам принести).
Да современные реалии уже сильно изменились и все понятия перепутались. Мир нам не поменять, но предлагаю хотя бы на страницах этого блога расставить все по своим местам. Добавляйте комментарии – будет интересно.
В чем же отличия менеджера и маркетолога?
Область деятельности маркетолога – это стандартный комплекс маркетинга 4P.
Область деятельности менеджера (управленца организации в целом) – это компания, её развитие и направления.
Я не однократно писал, что делает маркетолог. Менеджер же должен лишь определять цели и ставить задачи. Если хотите, менеджер говорит ЧТО ДЕЛАТЬ, а маркетолог говорит КАК ЭТО СДЕЛАТЬ и запускает механизм по реализации задуманного.
Естественно при реализации плана, специалисту по маркетингу придется взаимодействовать с людьми, управлять коллективом, продумывать нюансы и особенности, т.е. выполнять обязанности управленца. Но, а как иначе? Запуск маркетинговой акции или процесс выкладки товара на полках магазина, определение направления развития ассортимента компании, да и многое другое – все это потребует определенного персонала. Везде есть люди, которыми нужно управлять.
При этом любой процесс нужно курировать. Обсуждать нюансы, следить за мелочами, четко понимать, как должно все работать. Кто все это делает? Управленец? Нет, конечно, он должен думать о глобальном, например, о стратегии развития компании. Все это ложится на плечи маркетолога. Обо всех, абсолютно всех телодвижениях в компании маркетолог должен знать и контролировать.
Где же отличия? А их нет. Все дело в иерархии. Любое свое действие маркетолог должен согласовать и получить одобрение. С кем и у кого? С менеджером и у него же. А дальше полный карт-бланш. Собственно, именно поэтому меня и зацепила озвученная в самом начале фраза, так как далеко не всегда специалист по маркетингу отвечает лишь за товар (услугу). Очень часто на его плечи ложатся и процессы, и управление персоналом. И это правильно. Иначе маркетолог превращается в офис-менеджера, заказывающего визитки 2 раза в год. Согласны?
Маркетинг и менеджмент – что это и отличия
Маркетинг и менеджмент – понятия, которые хотя бы раз в жизни слышали все люди. Их используют в бизнесе и предпринимательской деятельности, во время обучения на различные профессии, связанные с общением с людьми, ведением дел и финансами. Если по роду своей деятельности человек никак не связан с этими профессиями, ему будет сложно найти ответ на вопрос, что же представляют собой эти термины, в чем состоят главные отличия и особенности. Для устранения пробелов в знаниях потребуется сначала дать каждому из них определение, а затем сравнить по основным критериям.
Определение понятий
Эффективность работы бизнеса оценивается по самым разным критериям. Одними из самых важных являются маркетинг и менеджмент. Отличать эти понятия друг от друга необходимо
для успешного ведения дел и построения успешных торговых схем. Продвижение услуг или производимых товаров – это важная, но далеко не единственная составляющая доходной работы индивидуального предпринимателя или коммерческого предприятия. Также маркетинг и менеджмент применяются в процессе управления разнообразными социальными системами. Они не приносят прибыли, но нуждаются в правильном и выверенном руководстве. Именно поэтому важно знать точное определение каждого из рассматриваемых терминов.
Маркетинг – это процесс, под которым принято понимать реализацию (продажу) произведенных товаров. Они поступают от бизнесмена потребителю после прохождения ряда этапов. Они включают в себя анализ рынка, а также спроса и предложения, предпочтений покупателя, изучение текущей макроэкономической ситуации, как в регионе, так и в целом по стране. На основании полученных сведений производитель начинает изготовление товаров. Характеристики готовых изделий должны отвечать результатам исследований. Оценкой эффективности маркетинговых мероприятий выступает процентный показатель проданной продукции от той, что была произведена на предприятии, а также рентабельность бизнеса.
Менеджмент – это процесс, который подразумевает разработку и внедрение разнообразных социально-экономических систем, а также их последующее администрирование. Набор подходов для грамотного управления позволяет предприятию не только работать, но развиваться и совершенствоваться. Важно в процессе понимать, что не все системы, в которых осуществляется и применяется понятие менеджмента, используют дополнительно маркетинг. Менеджмент также используется организациями, которые не являются коммерческими. В этом случае мероприятия проводятся для того чтобы продвинуть услуги и привлечь внимание потенциальных клиентов.
Сравнение
Менеджмент является национальным по методам управления. Каждая страна подбирает оптимальные способы, исходя из культурных традиций, менталитета людей, их привычек и предпочтений. В случае с маркетингом можно использовать любые действующие схемы продвижения, так как все они универсальные. Отличия имеются исключительно в схемах ведения продаж. Каждый специалист в этой сфере знает, какие существуют грани, что можно делать для ускорения реализации, а от чего лучше отказаться.
Нужно учитывать, что перестраивать выбранные подходы к управлению сложно. Они часто требуют от руководителей принятия волевых решений. Маркетинговые схемы должны быть созданы с тем учетом, чтобы их в любое время можно было без потерь для бизнеса переключить на другие рынки. Организация новых мест для продаж, встраивание в новые условия – все это должно быть прописано в маркетинговых схемах. Менеджмент обладает большей инерцией. Связано это с тем, что перестроение отнимает у предприятия больше времени для вхождения в прежние темпы работы.
Выводы
Масштаб – один из критериев, который нужно учитывать во время сравнения терминов. Маркетинг в 90% случаев является составным элементом менеджмента. С его помощью проводится основной этап реализации произведенных товаров и услуг. Это показатель качества управления компанией. Менеджмент привязан к культуре и традициям страны, маркетинг же является интернациональным. Гибкость также свойственная для этих понятий. В случае с маркетингом созданные схемы сразу реагируют на изменения рынка. Менеджмент также отвечает сложившейся ситуации, но с небольшой задержкой. Оценка эффективности – главный критерий успешного управления. В случае с менеджментом потребуется провести ее в несколько этапов. Маркетинг показывает результаты практически сразу.