Маркетплейсы что это такое и чем они лучше интернет магазинов
Как устроены маркетплейсы: тонкости работы и отличия от интернет-магазина
Что такое маркетплейс?
Маркетплейс — это интернет-платформа, на которой продавцы и покупатели находят друг друга и взаимодействуют между собой.
У таких платформ бывает очень разная специализация — от универсальных торговых площадок с товарами на все случаи жизни до отраслевых маркетплейсов услуг. Например, финансовых, страховых или консалтинговых.
В зависимости от конкретной площадки продавцами могут выступать как компании, так и физлица. Платформы для c2c-торговли вроде «Авито» тоже относятся к маркетплейсам.
Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина?
Между ними есть несколько основных отличий.
Интернет-магазин обычно торгует товарами одного или нескольких брендов. В маркетплейсе представлена продукция многих продавцов, часто — из множества разных категорий. В этом смысле он похож на большой онлайн-гипермаркет.
У многих интернет-магазинов есть представительство в офлайне. У маркетплейсов таких представительств обычно нет, зато есть пункты выдачи товаров.
Маркетплейсы, как правило, тратят много внимания и ресурсов на привлечение пользователей. Поэтому аудитория и трафик у них больше, чем у интернет-магазинов. Кроме того, развитая логистика позволяет маркетплейсам работать с более широкой географией.
Сколько всего товаров продается на маркетплейсах?
В России цифры скромнее. По данным Data Insight, на крупных универсальных маркетплейсах (таких как Wildberries или Ozon) в 2020 году было продано товаров на ₽721 млрд. Площадки выполнили 405 млн заказов со средним чеком ₽1780.
Такие платформы занимают чуть больше четверти в общем объеме российского онлайн-ретейла. Но они растут быстрее глобальных площадок. В 2020-м российский рынок маркетплейсов прибавил 108% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом.
Крупнейшие в мире маркетплейсы по доле посещения их сайта на 2020 год
Почему маркетплейсы растут так быстро?
В 2020 году основным фактором роста для всей электронной коммерции, включая маркетплейсы, стала пандемия коронавируса. Онлайн-покупки оказались самым удобным и безопасным способом приобрести нужные товары.
Но помимо коронавируса и вызванных им ограничений у рынка есть и другие драйверы. Прежде всего, цифровизация бизнеса, развитие логистики и технологий онлайн-продаж.
По мнению экспертов, быстрый рост рынка также связан с низким порогом входа на маркетплейсы для продавцов.
Андрей Тыщенко, региональный директор по России, СНГ и Восточной Европе, Dynamic Yield:
«Даже те компании, у которых до 2020 года не было своего веб-сайта, внезапно вышли в онлайн. Но у новичков e-commerce зачастую не хватает серверной инфраструктуры, чтобы справиться с ростом трафика и требованиями, которые предъявляются к участникам рынка.
С другой стороны, такие компании как Amazon и Walmart уже обладают опытом и инфраструктурой, необходимыми для удовлетворения потребностей покупателей. Как следствие — барьер для входа в глобальные маркетплейсы как никогда низок, а развиваться в «изоляции» сегодня уже абсолютно бессмысленно».
Как покупать на маркетплейсах дешевле?
На некоторых площадках действуют правила и акции, позволяющие покупателям получать индивидуальную скидку. Например, на Ozon на страницах товаров (правда, далеко не всех) есть кнопка «Хочу скидку». С ее помощью можно запросить у продавца персональную скидку или предложить свою цену. При этом продавец вправе принять заявку или отклонить ее. Если ответа не поступило в течение 48 часов, заявка автоматически отклоняется.
На других маркетплейсах, например, в «СберМегаМаркете», проводятся акции вроде «Гарантии лучших цен». Если вы нашли в интернете нужный товар дешевле, чем предложено на площадке, разницу обещают вернуть бонусными рублями. Похожие опции есть и в интернет-магазинах, таких как «М.Видео».
Чем крупные маркетплейсы отличаются друг от друга?
Об этом РБК Тренды напрямую спросили представителей нескольких площадок. Они упомянули целый ряд отличий.
«Яндекс.Маркет»:
СберМегаМаркет:
Wildberries:
Похожие преимущества можно выделить и у площадки Lamoda.
«AliExpress Россия»:
Кому стоит размещаться на маркетплейсах?
Как правило, маркетплейсы наиболее эффективны для небольших компаний и предпринимателей, которые не готовы заниматься продвижением своих товаров, логистикой и хранением. Крупные площадки с постоянным трафиком помогают им найти своего потребителя.
На «Неделе ретейла 2020» эксперты также отмечали, что на маркетплейсах хорошо себя чувствуют компании, копирующие популярные бренды.
Какие товары лучше продавать на маркетплейсах?
Главное — выбрать товар со стабильным и высоким спросом. Механизм продаж на маркетплейсе опирается в основном на поисковый алгоритм. А пользователь обычно приходит на площадку уже с желанием приобрести тот или иной продукт.
Также важно, чтобы ваш товар не проигрывал конкурентам по цене или качеству. Даже если площадка практикует правило «один товар — один поставщик», у потребителей всегда есть возможность сравнить условия с другими магазинами и маркетплейсами.
Среди самых подходящих для маркетплейсов позиций эксперты называют автотовары, игрушки, телефоны и планшеты, продукты питания и изделия hand-made.
Какие модели сотрудничества есть для продавцов?
Разные площадки берут на себя различный объем задач. Но чаще всего предлагаемые модели укладываются в три схемы работы:
При такой модели маркетплейс не занимается доставкой и клиентским сервисом. После оформления покупки за все отвечает продавец.
Продавец привозит товары на склад маркетплейса, а до покупателя их доставляет сама площадка.
Продавцу достаточно доставить товар на склад маркетплейса. Остальные заботы, включая упаковку, площадка возьмет на себя. Такая схема эффективнее всего при большом потоке заказов.
Чаще всего площадки предлагают продавцам несколько моделей работы на выбор. Многие платформы постоянно расширяют список доступных опций, поэтому условия лучше уточнять непосредственно на маркетплейсе.
Что нужно, чтобы начать продавать на маркетплейсе?
Формально требования довольно простые: необходимо заполнить заявку или анкету и пройти процедуру регистрации. Но в Сети встречаются жалобы на то, что пройти процедуру регистрации удается не всем. Иногда ответ на заявки продавцов задерживается или вообще не приходит.
Большинство площадок работает как с юридическими лицами, так и с ИП. Некоторые (например, Wildberries и «AliExpress Россия») также сотрудничают с самозанятыми.
У части маркетплейсов есть особые требования к продавцам или отдельным товарам:
Какие комиссии берут маркетплейсы с продавцов?
Чаще всего размер комиссий варьируется в зависимости от категорий. Например:
При этом у многих площадок есть дополнительные сборы за расчетно-кассовое обслуживание и доставку.
Какие есть риски при работе с маркетплейсами?
За рубежом самый громкий скандал был связан с копированием товаров крупными площадками. В частности, Amazon обвиняли в том, что он создает бренды-клоны популярных продуктов. Но в России эксперты и сами продавцы чаще всего обращают внимание на другие проблемы.
Александр Борисов, председатель Совета ТПП по развитию потребительского рынка, президент Московской международной бизнес-ассоциации:
«В целом взаимоотношения между владельцами маркетплейсов и поставщиками складываются по-рабочему. Однако болезни роста сказываются и здесь. Наиболее болезненными для продавцов являются:
Политика крупных маркетплейсов, привлекающих клиентов низкой ценой на все, приводит порой к снижению качества и однообразию ассортимента. При этом негативная реакция покупателей переходит не на маркетплейс, а на продавца товара и представленный им бренд».
На сложности, с которыми сталкиваются продавцы, уже обратили внимание в Минпромторге России. По данным СМИ, ведомство направило письмо более чем десяти площадкам с указанием на проблемные вопросы. Среди них — принудительные скидки и снижение цен, сложности с доставкой, расчетом комиссий и регистрацией, слишком строгие упаковочные стандарты и неаккуратное хранение.
Что говорят продавцы о сотрудничестве с маркетплейсами
Александр Блохин, CEO компании «Кофтеныши» (в ноябре 2020 года Wildberries заблокировал компанию из-за отказа предоставить скидки):
«Мы начинали продажи со своего интернет-магазина, но понимали, что на маркетплейсах есть наши покупатели. Для увеличения объема продаж мы туда и вышли.
Такие площадки показывают свою экономику — там нет больших прямых затрат на привлечение трафика, зато намного больше расходы на «обслуживание продаж» — комиссии маркетплейса, логистика, возвраты, хранение.
То, что нас заблокировали, вскрывает одну большую проблему — отсутствие регуляции на рынке.
При текущем положении дел многие бизнесы могут в один клик модератора потерять поток выручки и разориться. Для того же Wildberries это будет просто потеря одного из десятка тысяч поставщиков, а для экономики — банкротство компании, рост числа безработных, задержки по выплатам поставщикам. В итоге все небольшие компании подобные риски заложат в стоимость, что отразится на ценах для конечного потребителя».
Денис Демидов (продает автоэлектронику):
«У каждого маркетплейса свои проблемы, но есть и общая беда — длительная заморозка средств, что серьезно роняет оборачиваемость по сравнению со своим сайтом.
Главный вывод — не класть все яйца в одну корзину.
Второй вывод — минимум эмоций, максимум прагматизма, просто закладывать конкретные «закидоны» конкретного маркетплейса в цену товара и работать со всеми, где есть хоть какие-то продажи».
Как будет развиваться рынок маркетплейсов?
В ближайшие несколько лет аналитики из Data Insight ожидают роста интернет-торговли более чем на 25% в год. Вместе с e-commerce будут набирать обороты и маркетплейсы.
В 2023 году минимум половина онлайн-продавцов будут присутствовать на таких платформах, отмечают в Gartner. Здесь прогнозируют и бурное развитие корпоративных маркетплейсов, которые начнут продавать чужие товары.
Я покупаю все на маркетплейсах
И трачу меньше, чем могла бы
Шесть лет я работала редактором на сайте одного маркетплейса и знаю такие магазины изнутри.
Маркетплейс, где я работала с 2013 года, продавал товары для спорта, туризма и активного отдыха. И хотя в 2018 году он закрылся, я поняла, что можно доверять таким сайтам и покупать на них нужные товары без подвоха.
Сейчас у меня двое детей и нет машины, чтобы ездить за покупками. Поэтому уже два года я заказываю вещи, одежду и продукты на маркетплейсах. На примерах «Гудса», «Озона», «Вайлдберриз» и «Беру» расскажу, как нахожу товары по самой низкой цене, пользуюсь программами лояльности и сколько экономлю на доставке.
Что такое маркетплейс
Буквально это переводится как «рыночная площадь». Представьте палатки на рынке: в одной — овощи, в другой — одежда, в третьей — запчасти для велосипеда. Я прихожу и за один раз покупаю огурцы, ползунки и камеру для колеса. Дома говорю: «Я купила это на рынке». Хотя по сути я сделала покупки у трех разных ИП, которые арендовали там место. Маркетплейс — это тот же рынок, только в интернете.
Мелкие магазины заключают с маркетплейсом договор и размещают фото и описания своих товаров. Маркетплейс рекламирует эти товары, и покупатель заказывает их через его сайт. Потом маркетплейс передает заказы магазинам, и те привозят товары со своих складов. Но в отличие от рынка магазины не платят за аренду страниц на сайте, а перечисляют маркетплейсу комиссию с каждой продажи.
Есть маркетплейсы, которые продают только определенные товары. Например, «Ламода» — одежду, «Юлмарт» — в основном электронику. Я работала в «Активизме-ру» — он торговал спорттоварами.
Другие маркетплейсы продают вообще все. За рубежом так делают «Алиэкспресс», «Амазон» и «Ибэй». В России у меня на слуху «Озон», «Вайлдберриз», «Беру» и «Гудс». Там я и покупаю. Могу одновременно заказать макароны, подгузники и холодильник на одном маркетплейсе, а по сути мне их предоставят три разных интернет-магазина.
Маркетплейсы делятся на те, которые продают только чужие товары, и те, которые вместе с чужими продают еще и свои. У компании, где я работала, не было ни склада, ни шоурума: она только передавала заказы магазинам. В наш офис часто приезжали покупатели, чтобы примерить кроссовки или лыжную экипировку. Они думали, что на сайте указан адрес шоурума, а по факту его не было. Мы продавали только чужие товары.
«Озон» и «Беру» сами выступают как прямые продавцы и имеют склады с товарами, хотя у каждого еще больше двух тысяч магазинов-партнеров.
На странице товара на маркетплейсе я всегда могу посмотреть, кто его прямой продавец. Но не факт, что условия у прямого продавца будут такие же выгодные
Р дороже, чем на «Беру»» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Эти сапоги на сайте прямого продавца продаются только оптом, по 6 пар. И стоят на 1151 Р дороже, чем на «Беру»
Р дороже, чем на «Беру»» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что мне нравится в маркетплейсах
Можно заказать все и сразу. Обычные интернет-магазины торгуют чем-то одним: техникой, продуктами, одеждой или инструментами для ремонта. Товары из разных категорий надо заказывать в разных магазинах, каждому платить за доставку и потом еще ждать пять разных курьеров.
Маркетплейсы продают сразу все. Недавно мне привезли с «Озона» мультиварку, подгузники, книгу по редактуре и 100 баночек детского пюре. Самые разные товары маркетплейс объединяет в одну доставку.
Я заказываю на маркетплейсах все, кроме скоропортящихся продуктов — их покупаю в обычных супермаркетах. Изредка беру детям игрушки по акциям в «Детском мире» или «Кораблике» возле дома.
Вот что обычно заказываю в маркетплейсах:
Из всего этого списка я только с одеждой стараюсь перестраховаться. Обычно, если одежда маломерит или большемерит, в отзывах об этом пишут. Но я не рискую и заказываю одежду только на «Вайлдберриз», потому что у них есть примерочная рядом с моим домом, а у остальных маркетплейсов нет.
На «Озоне» я одной доставкой заказала детскую книгу, аквафумигатор и малярный скотч
Можно купить товары, которые закончились в обычных магазинах. Партнеры маркетплейса, где я работала, иногда убирали с сайтов товары прошлых сезонов, а у нас они продолжали продаваться.
Например, в один магазин горнолыжных костюмов пришла новая коллекция. Костюмы из старой он стал продавать со скидкой. Несколько костюмов не купили ни в этом сезоне, ни в следующем. Владелец магазина не хотел, чтобы на его сайте были позапрошлогодние вещи, и решил оставить их описания только на нашем сайте. Со временем эти костюмы через нас раскупили.
Р вместо 9999 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как я трачу меньше на маркетплейсах
Покупаю по самой низкой цене. Мои бывшие коллеги постоянно следили за ценами у конкурентов. Если где-то такие же велосипеды, как у нас, продавались дешевле, мы просили наших партнеров — продавцов велосипедов — снизить цену.
Я замечала, что на «Гудсе», «Озоне», «Вайлдберриз» и «Беру» цены тоже часто ниже, чем в мелких магазинах. Думаю, и они следят за конкурентами. Благодаря этому я не сравниваю цены в ста мелких магазинах, а иду сразу на маркетплейсы, «Яндекс-маркет» и в официальный магазин производителя. В итоге быстро нахожу самую выгодную цену.
На «Вайлдберриз», «Беру» и «Озоне» один товар — один поставщик. А на «Гудсе» можно купить вещь у разных продавцов и выбрать лучшую цену.
Сообщаю, что у конкурентов цена ниже, и получаю скидку. Промониторить все цены в интернете невозможно, и маркетплейсы привлекают к этому покупателей. «Гудс» и «Вайлдберриз» дадут мне скидку на товар, если я сообщу, где он дешевле. Для этого на страницах товаров есть специальная форма.
Но сообщать можно не о любых магазинах. Например, «Вайлдберриз» принимает к сравнению цены на технику у крупных конкурентов: «Эльдорадо», «Техпорта», «Евросети», «Связного» и десятка других. На детские товары — у «Акушерства», «Бабаду», «Детского мира», «Кораблика» и так далее. Ссылка на полный список всегда есть в форме для заявки.
Пользуюсь внутренними акциями маркетплейсов. Маркетплейс, где я работала, часто делал скидки на целые категории товаров: на все роликовые коньки или на всю велоэкипировку. Причем у партнеров, которые предоставляли эти товары, в это время скидок могло не быть. Разницу в цене для нас компенсировала комиссия от продажи. Зная об этом приеме, я всегда ищу на любимых маркетплейсах подобные акции.
Мне на почту приходят рассылки со скидками, но я редко их читаю. Вместо этого смотрю разделы с акциями на маркетплейсах и ищу промокоды на скидку, когда нужна какая-то вещь.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
В магазине от производителя и на «Вайлдберриз» джемпер Viaville стоил одинаково — 3850 Р
Р — дешевле, чем у производителя. А со своей скидкой 15% я купила его за 2539 Р и сэкономила 1311 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Я дождалась на маркетплейсе скидок. С ними даже без моей личной скидки джемпер стоил бы 2987 Р — дешевле, чем у производителя. А со своей скидкой 15% я купила его за 2539 Р и сэкономила 1311 Р
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р — дешевле, чем у производителя. А со своей скидкой 15% я купила его за 2539 Р и сэкономила 1311 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Коплю бонусы. Бонусной системой я пользуюсь на «Гудсе», «Озоне» и «Беру». «Гудс» возвращает баллами до 25% стоимости покупок, дарит бонусы за отзывы и на день рождения. Ими я оплачиваю до 50% заказа.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Зарабатываю накопительную скидку. На «Вайлдберриз» чем больше заказанных товаров я выкупаю, тем выше скидка на все следующие покупки. Минимальная накопительная скидка — 5%, максимальная — 17%.
При расчете «Вайлдберриз» учитывает:
Мой процент выкупа = 26 785 / (34 967 − 1938) × 100% = 81,1%. Моя постоянная скидка на все товары — 15%.
Чтобы самим не считать процент выкупа и скидку, за этим можно следить в личном кабинете
Выкупать 100% у меня не получается: я не всегда угадываю с размерами одежды и обуви, которые заказываю. Чтобы сразу заказать нужный, я внимательно читаю отзывы: люди часто пишут, если вещь маломерит или большемерит. А если магазин прямого продавца рядом с домом, иду туда на примерку, а потом заказываю нужный размер на «Вайлдберриз» со скидкой 15%.
Иногда я отказываюсь от товара, потому что он некачественный или пришел не того размера. Тогда я фотографирую брак или бирку с размером и пишу обращение в раздел «Проверка товара». Это можно сделать до 23:59 того дня, когда оформляется отказ. В обращении прошу не снижать мне процент выкупа. Заявку рассматривают три дня и присылают ответ.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Чтобы не ошибиться с размером, я примерила этот халат в магазине «Инканто», там он стоил 3999 Р
Р благодаря своей скидке 15%. Так потратила на 600 Р меньше, избежала отказа и увеличила процент выкупа» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
А потом заказала его на «Вайлдберриз» за 3399 Р благодаря своей скидке 15%. Так потратила на 600 Р меньше, избежала отказа и увеличила процент выкупа
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р благодаря своей скидке 15%. Так потратила на 600 Р меньше, избежала отказа и увеличила процент выкупа» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
К заявке о проверке товара я прикрепляю фото или видео. На них видны дефекты и маркировка магазина
Как меньше платить за доставку
Стоимость покупок для самой дешевой доставки из маркетплейсов в Люберцы
Маркетплейс | Минимальная стоимость доставки | Курьером | В постамат или пункт вывоза |
---|---|---|---|
«Озон» | 0 Р | от 3500 Р | от 500 Р + полная предоплата |
«Беру» | 0 Р | от 2499 Р | от 2499 Р + полная предоплата |
«Гудс» | 1 Р | — | от 1000 Р + полная предоплата |
«Вайлдберриз» | 0 Р | любая | любая |
Доставку курьером я заказываю редко. Чтобы не набирать на большие суммы, выбираю пункт самовывоза или постамат — в моем районе их много. Но некоторые приходится караулить: постамат «Озона» в 100 метрах от моего дома всегда занят. Чтобы привезли туда, я оформляю заказы в 7 утра.
Если что-то пошло не так
Меня пугает только то, что маркетплейсы — посредники, а не непосредственные продавцы. Я боюсь, что однажды из-за этого не смогу вернуть бракованные вещи или сдать в ремонт технику на гарантии.
Например, в правилах возврата «Гудс» сказано, что, если товар пришел бракованный или вообще не тот, обращаться нужно к его прямому продавцу. А все, чем поможет «Гудс», — направит ему фото дефектов и пришлет мне образец акта о претензиях.
Пока товары с браком мне попадались только на «Вайлдберриз», и я их не выкупала. На других маркетплейсах я еще не оформляла возврат. А с другими проблемами писала в службу поддержки, и мне помогали.
В другой раз «Озон» доставил мне розовый беговел, а не синий. Я брала его для сына, и цвет был важен. Я позвонила на горячую линию и объяснила ситуацию. Менеджер забронировал мне ячейку в постамате у дома и назвал код, чтобы ее открыть. Я поместила туда беговел, курьер забрал его на следующий день, а вместо него положил туда новый, нужного цвета.
Маркетплейс vs свой что выбрать и надо ли выбирать
Маркетплейсы скоро перетянут на себя весь трафик и больше нигде в интернете продавать будет невозможно. Иногда так кажется, когда смотришь статистику продаж. На самом деле продавать на маркетплейсах выгодно не всем и не всё. Поэтому присвоить они не смогут.
При выходе на маркетплейс вы можете получить прибыльный канал продаж для вашего бизнеса, а можете потерять время и деньги. Предлагаем разобраться вместе:
Особенности работы популярных маркетплейсов
Самые популярные маркетплейсы в России в 2021 году: Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет (объединился с бывшим «Беру»), AliExpress, Lamoda, СберМегаМаркет (это бывший СберМаркет, объединившийся с Goods.ru). Все эти площадки стремятся стать универсальными — продавать любые товары из разных категорий. Кроме Lamoda, где акцент пока сделан на одежду, аксессуары и косметику.
Что учесть при выборе маркетплейса:
Важно: условий работы много и они меняются — маркетплейсы пытаются привлечь на свою сторону больше продавцов, поэтому снижают комиссии, вводят дополнительные услуги. А иногда, наоборот, ужесточают условия. Поэтому каждую площадку надо проверять отдельно. Возможно, данные в этой статье устареют уже через месяц.
Кратко о каждом маркетплейсе:
Работает только с юридическими лицами и ИП. Тут можно и продавать товары собственного производства, и перепродавать. Хранить товары можно на своём складе или на складе Ozon. Во втором случае проще с доставкой — площадка берёт на себя логистику, но нужно будет подключить электронный документооборот. Если храните на своём складе, доставку можно организовать самостоятельно или использовать Ozon Логистику.
Комиссия за продажу от 4% до 15% в зависимости от категории товара. Стоимость хранения на складе и доставки индивидуальна, зависит от нескольких параметров.
Выплаты 2 раза в неделю. Для продавцов, которые выполняют условия площадки, выплаты могут быть каждый день.
Wildberries
Работает с юридическими лицами, ИП и самозанятыми. В приоритете производители. Если перепродаёте, нужно разрешение производителя на продажу товара. Хранение и доставка на стороне маркетплейса. Площадка устраивает принудительные распродажи, в которых нельзя не участвовать.
Комиссия за продажу от 5% до 15% в зависимости от категории товара. Хранение на складе и доставка оплачиваются отдельно и рассчитываются для каждого товара.
Выплаты каждую неделю.
Открытой Базы знаний об условиях сотрудничества у площадки нет. На странице для партнёров после начала регистрации доступна оферта.
Яндекс.Маркет
Работает с юридическими лицами и ИП, с производителями и продавцами. У площадки несколько моделей работы:
Товарные объявления
С объявлений посетители попадают на сайт продавца и там уже оформляют покупку. Обработка заказа, хранение, доставка — всё на стороне продавца. Сайт продавца должен соответствовать требованиям Маркета.
Минимальная стоимость перехода на сайт продавца зависит от и рассчитывается и обновляется ежедневно. Комиссия списывается с баланса продавца на Маркете.
Продажи на маркетплейсе
Оплата товара происходит на стороне маркетплейса (то есть так же, у остальных площадок). Продавец может хранить и доставлять заказы сам, а может поручить эти работы площадке.
Комиссия 2% от цены товара, плюс 1% за приём и перечисление платежей. Стоимость хранения и доставки оплачивается отдельно и зависит от выбранной модели работы. Выплаты на следующий день после оплаты покупателем.
AliExpress
Работает с юридическими лицами, ИП и самозанятыми. Принимаются и производители, и продавцы. Продажи по России. Хранение и доставка либо на стороне продавца, либо можно подключить дропшиппинг от «Цайняо».
Комиссия 0% в течение 6 месяцев на первые 100 заказов. После этого — в зависимости от товарной категории. Выплаты в любое время по запросу в личном кабинете продавца.
Lamoda
Работает с юридическими лицами и ИП. У продавца должен быть зарегистрированный товарный знак на продукцию или официальное разрешение от правообладателя на использование этого знака. Площадка использует электронный документооборот, его придётся освоить продавцу.
Комиссия предположительно открыто площадки эту информацию не даёт. Размер комиссии для каждого продавца считается индивидуально. В стоимость комиссия включено хранение товара на складе маркетплейса, доставка до покупателя, возвраты.
Выплаты каждую неделю.
Открытой Базы знаний для продавцов нет, часть информации можно узнать на странице для партнёров и в форме заявки.
СберМегаМаркет
Работает с юридическими лицами и ИП. Могут выставлять свои товары и производители, и продавцы.
У маркетплейса две схемы работы:
Комиссия за продажу от 4% до 20% в зависимости от категории товара. Комиссия за доставку заказа до покупателя — 50 рублей за заказ весом до 25кг, 150 рублей за заказ весом от 25кг.
Выплаты 2 раза в неделю.
Больше информации о работе в Справке маркетплейса.
Когда стоит выходить на маркетплейс
Условия на всех маркетплейсах разные: комиссии, доставка, наличие или отсутствие склада. Плюс на площадках есть рекламные возможности для продавцов — за отдельную плату можно оказаться выше в поиске по товарам, попасть в рассылку, разместить баннер.
Прежде, чем выбирать, стоит тщательно изучить справочные материалы, а если их нет — подать заявку и до подключения расспросить менеджера или службу поддержки.
Постарайтесь выяснить у площадки данные по продажам именно в вашей товарной нише: какие товары самые популярные, каков уровень спроса и конкуренции, как быстро растут объёмы продаж в интересующих вас категориях, планы продвижения и развития. Это поможет выбрать подходящий маркетплейс.
Выходите на маркетплейс, если:
Вот что говорит по поводу последнего условия владелец pokupkiru.ru Максим Ваторин:
«Оптовики и производители начинают выходить на маркетплейсы. Таким образом они становятся конкурентами для своих же покупателей — розничных магазинов. Естественно, производитель может предложить цену ниже. Маркетплейсы поощряют низкую цену, люди хотят покупать дешевле. В таких условиях розничный магазин просто не может конкурировать. Поэтому перепродавать на маркетплейсах рисковано. Лучше, если у вас собственный бренд, тогда ещё можно побороться за внимание покупателя».
Плюсы и минусы маркетплейсов для продавцов
Главное преимущество маркетплейсов — огромная аудитория. Людям удобно покупать всё сразу в одном месте. Если они уже покупали на маркетплейсе, то им легче вернуться туда, а не искать магазины в интернете. Получается, маркетплейс заменяет покупателю поисковик, и если вашего товара нет на площадке, то клиент о нём не узнает.
Ещё несколько плюсов, характерных не для всех маркетплейсов:
Звучит отлично, по пока на маркетплейсах продаёт не каждый. Судя по нашему опросу владельцев бизнеса в рассылке и в соцсетях Эквида, на маркетплейсах продают только 40% продавцов.
Главная причина, почему остальные медлят — «не знаю, как начать, боюсь сделать ошибку». И с этого начинаются минусы :
Минусов получилось больше, чем плюсов, потому что маркетплейсы — сложные сервисы. Но это для продавцов. Для покупателей площадки становятся всё удобнее, потому что именно клиенты — главная цель маркетплейсов. Если и вы хотите этих клиентов заполучить, придётся разбираться и осваивать площадку.
Плюсы и минусы своего сайта для продавцов
Если сравнивать свой сайт с маркетплейсами, то минусы и плюсы зависят от того, какую именно модель работы с маркетплейсом вы выбрали — просто витрина, целиком весь фулфилмент или промежуточный вариант.
Преимущества собственного сайта:
В работе с собственным у вас больше свободы и вариантов действий, вы можете быть гибкими и подстраиваться под ситуацию. Но есть и сложности:
Не смотря на сложности, продавцы не отказываются от развития и продвижения собственного сайта даже после выхода на маркетплейс: «Лучше получить заказ на собственном сайте, чем отвезти палету на любой маркетплейс», — говорит владелец «Тумяу» Марк Ермаков в нашем интервью.
Как бы выглядел ваш
Как совмещать работу сайта и маркетплейса
Мы уверены, что не нужно выбирать. Стоит совмещать оба канала: получить доступ к клиентам, которые покупают только на маркетплейсе, и иметь собственный надёжный канал продаж в виде сайта, если на маркетплейсе пойдёт не так (например, поднимут комиссию).
Мы поговорили с продавцами на Эквиде, которые уже торгуют на маркетплейсах, и можем дать пару советов:
Насколько успешным будет ваш выход на маркетплейс, зависит от многих факторов: товара, расположения, цены и себестоимости, наличия у вас времени и помощников… Не угадаешь, надо пробовать. Если у вас есть опасения и вопросы, пишите в комментариях.
Возможно, у вас уже есть большой опыт продаж на маркетплейсах и с в этой статье вы захотите поспорить. Пожалуйста, не сдерживайтесь, тоже пишите в комментариях. Тема обширная, чем больше опыта и мнений мы соберём, тем легче читателям будет принять верное решение.