Маркетплейсы это простыми словами что
Бизнес на маркетплейсах: как начать продавать
Продавать товары и услуги можно с помощью своего сайта или соцсетей, но есть вариант использовать сторонние площадки, которые называются маркетплейсами. Рассказываем, как они устроены и какую пользу приносят предпринимателям.
Содержание статьи
Что такое маркетплейс
Это цифровой торговый центр, который дает возможность торговать сторонним предпринимателям. Если говорить проще, то это сайт, где размещают свои товары для продажи. В обычном торговом центре платят аренду, а здесь комиссию с проданной вещи.
Например, производитель одежды выкладывает на маркетплейс футболки за 1500 рублей. При продаже 30% забирает себе площадка, а остальное уходит предпринимателю (комиссия везде разная).
Важно не путать маркетплейсы с сайтами-агрегаторами. Последние просто предлагают пользователям перейти на сайт продавца, чтобы купить нужную вещь. Маркетплейс же берет сделку на себя, то есть оформление и расчет проходят на сайте. Кроме этого, маркетплейсы предлагают дополнительный сервис:
Генеральный директор центра сертификации «Верно делаем» Даниил Дондупов считает, что маркетплейсы подходят многим, но не всем:
«Это хорошо почти любому товарному бизнесу со средним чеком до 5 тыс. руб. и маржинальной прибылью не менее 30%. В противном случае можно уйти в минус, когда маркетплейс без вашего ведома включит акцию на ваш товар. Более дорогие товары плохо продаются на маркетплейсах, потому что пока еще покупатели на маркетплейсах — не самая платежеспособная аудитория, очень чувствительная к цене»
Сооснователь сервиса по продвижению на маркетплейсах Market Manager Иван Скориков согласен с этим, но считает, что у бизнеса должны быть реалистичные и взвешенные ожидания. Их можно разделить на 3 группы в зависимости от востребованности товара:
«1. Категория очень популярна на маркетплейсе, присутствует много конкурентов, у вас практически неограниченный рекламный бюджет и в штате имеются квалифицированные специалисты. В этом случае вы можете ожидать от маркетплейсов высоких продаж.
2. Категория очень популярна на маркетплейсе, присутствует много конкурентов, но у вас сильно ограничены ресурсы. От маркетплейсов вам не стоит ожидать высоких продаж и, скорее всего, вам будет невыгодно размещаться на площадках.
3. Категория не имеет спроса на маркетплейсах, в этом случае все остальное не сильно важно и мы вам рекомендуем использовать площадки только в качестве рекламного инструмента (просто светить ваш бренд на популярной площадке)»
Как работают маркетплейсы
Обычно маркетплейсы разделяют по принципам работы:
Вертикальные
Такие площадки продают один тип услуги, сами выставляют цены, а продавцы подстраиваются под условия. Один из самых ярких примеров — Яндекс.Такси.
Горизонтальные
Площадки продают разные товары и услуги, которые объединены одним смыслом или направленностью. Например, profi.ru предлагает найти мастеров разных профессий: от репетиторов до сантехников.
Глобальные
Площадки продают абсолютно разные товары со всего мира. Например, Wildberries, где можно купить любой товар от футболки до посуды.
Если говорить о принципах работы, то они примерно одинаковые. Предприниматели оставляют товары на складе маркетплейса или в своем помещении. После этого нужно выложить товары на площадку и сделать описание. Когда приходит заявка, операторы маркетплейса сообщаю об этом продавцу. Нужно подготовить товар и отправить его в службу доставки маркетплейса. После этого 1-2 раза в месяц площадка перечисляет предпринимателям деньги.
На чем зарабатывают маркетплейсы
Конечно же, площадки не работают бесплатно. Они развивают бизнес-модель с разными способами монетизации. Эксперты выделяют 7 способов, которые используют маркетплейсы, чтобы заработать деньги:
Есть и комбинированный способ монетизации, когда маркетплейс использует разные модели взаимодействия с продавцами. Например, комиссия с товара и платное размещение объявления в более заметных местах.
Преимущества работы с маркетплейсами
Малый и средний бизнес на подобных площадках получает опыт и некоторое упрощение процесса продажи. Если только заходишь на рынок, то можно построить всю дистрибуцию через площадки и не думать о создании собственного отдела продаж. Маркетплейсы самостоятельно привлекают трафик, и на подобные сайты заходят миллионы пользователей, которые идут за определенными товарами, не надо тратить силы для привлечения пользователей. Но есть и другие плюсы:
Низкий бюджет для старта
На маркетплейсе все процессы отработаны. Поэтому не придется потратить большие средства, чтобы запуститься. В обычном случае пришлось бы создать сайт, закупать трафик, заниматься продвижением, развивать бренд. На это уходят большие суммы. Это все равно придется делать в той или иной мере, но на маркетплейсе все делается быстрее.
Развитие бренда
На площадках молодые предприниматели сразу оказываются рядом с известными компаниями. Например, покупатель ищет свитшот компании Adidas, а площадка предполагает похожие товары от бренда «Горький» по более низкой стоимости. Вполне реально, что пользователи перейдет на страницу менее известной компании и совершит покупку.
Упрощенная доставка
Маркетплейсы берут на себя все вопросы по доставке. По сути, нужно вовремя привезти товары в службы отправки и все. Вопросы, каким способом товар доедет до заказчика, в какие сроки, где его заберут — это головная боль площадки.
Иван Скориков подчеркивает, что некоторый бизнес может обойтись и без своих складов:
«Фулфилмент – комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. Так же как и с логистикой, многие компании не имеют собственного склада для хранения товара, а маркетплейсы за эту услугу при хорошей оборачиваемости практически ничего не берут с клиента»
Финансовые расчеты
Почти всегда вопросы оплаты маркетплейсы берут на себя. Поэтому предприниматели не занимаются настройкой платежей на сайте и не вникают в подробности финансовых расчетов. Если торговать только через маркетплейсы, можно обойтись и без контрольно-кассовой техники.
Выход на международный уровень
Предприниматели получают возможно продавать товары на рынки Европы и США. При этом маркетплейсы весь процесс доставки возьмут на себя, а продавцам не придется проходить регистрацию как участникам внешнеэкономической деятельности.
7 недостатков работы с маркетплейсами
В бизнесе не бывает все гладко и идеально. У маркетплейсов есть и минусы, которые лучше знать, чтобы не было неприятных сюрпризов. Главный минус — нахождение в тени площадки. Большинство пользователей просто покупают товары и обращают внимание исключительно на цену. Если компания закроет продажи на площадке, большая часть покупателей останется на маркетплейсе и продолжит покупать у других продавцов. Есть и другие минусы:
1. Высокая комиссия
Площадки берут разный процент, но он может доходить до 70%. И тогда сложно сохранить конкурентную цену, да и можно ничего не заработать в попытках сохранить привлекательную цену на фоне конкурентов.
2. Сложность оформления документов
Просто так на площадку не попасть. Если продаете товары других брендов, то придется доказать, что имеете на это право. Перед началом торговли придется разбираться в условиях, предоставлять пакет документов. Это не всегда просто и быстро.
3. Юридический статус
Для продажи придется оформить статус Индивидуального предпринимателя или ООО. С физическими лицами работают Магазин Вконтакте и Wildberries, а последние разрешают торговать и самозанятым. Правда, с дополнительной комиссией.
4. Специализация маркетплейсов
Большая часть площадок специализируется на определенных товарах. Например, одежда или бытовая техника. Если предприниматель продает, например, украшения или спортивный инвентарь, трудно подобрать подходящее место для продаж.
5. Соблюдение правил площадки
Необходимо внимательно читать условия сотрудничества. Площадка диктует правила игры. Например, маркетплейс объявил о тотальной распродаже и предприниматели должны подчиниться. Иногда это приводит к тому, что торговать просто невыгодно.
6. Электронный документооборот
Практически все площадки используют сервисы ЭДО. Малому бизнесу это не всегда выгодно, но если хотите торговать на площадке, то придется внедрять эту систему у себя.
7. Штрафы
Площадки строго штрафуют предпринимателей за нарушения сотрудничества. Цифры могут достигать сотен тысяч рублей. Например, компанию оштрафуют, если нет подтверждения на право торговать определенным брендом.
Сооснователь компании «Сайкл Ресайкл» Татьяна Матвеева считает, что предприниматели должны готовиться к плохой работе технической поддержки:
«Складывается впечатление, что на всех площадках техпод работает плохо. Могут проигнорировать вопрос или, как на Ozon, отвечать очень медленно. У нас был случай на Wildberries, когда нас просто перекинули в чат, где куча других пользователей задавали свои вопросы по другим темам. Не факт, что в этом чате вам ответят»
Даниил Дондулов предупреждает, что на маркетплейсах сегодня очень большая конкуренция:
«Высокая конкуренция почти во всех очевидных товарных нишах. Сегодня это уже алый океан, и заходить туда нужно или с товаром своего производства (там, как правило, более высокая маржинальность), или с интересно упакованным товаром высокой уникальности»
Как выбрать маркетплейс: критерии выбора площадки
Проведите анализ перед тем, как выбирать площадку. Вы заранее должны составить финансовую модель и представлять, сколько вам принесут продажи через маркетплейс.
Не забудьте проанализировать целевую аудиторию. Если есть база клиентов, то проведите опрос в личном общении, через социальные сети или по электронной почте. Возможно, ваш бизнес только начинает продажи, тогда посмотрите, где продают товары конкуренты.
Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак советует внимательно изучить товары, которые активно продаются на маркетплейсе:
«Не каждый маркетплейс подходит под все виды товара. Например, если вы продаёте фабричные изделия, то они хорошо могут пойти на WildBerries, Ozon, Яндекс.Маркет. Если у вас товары ручной работы, то на массовых площадках они идут хуже, чем на Livemaster.ru или Lmbd.ru. Ozon сейчас пробует развивать направление продажи услуг. Это западный тренд, к которому мы неминуемо придем. Также, если смотреть на запад, через несколько лет нас ждет появление эффективных нишевых маркетплейсов. Например, маркетплейсы по продаже спортивного оборудования или фототоваров. То есть, маркетплейсы будут уходить от широкого ассортимента в узкие ниши. Во многом это связано с тем, что WildBerries и Ozon прочно засели в нише широкого ассортимента и вряд ли стоит ожидать появления новых мощных игроков на этом рынке. А потому, единственный путь развития – нишевые площадки»
Кроме этого, изучите следующие критерии:
Размер комиссий и платежей
Понятно, что чем они меньше, тем лучше. Но надо все просчитать. Aliexpress берет меньше 10%, а Lamoda забирает от 40 до 70%, но если клиенты предпочитают второй маркетплейс, то придется торговать на нем.
Сроки выплат
Узнайте, когда площадка выплачивает деньги. Это может происходить на следующий день, раз в неделю или месяц. Подберите удобный вариант, который не оставит бизнес без оборотных средств.
Доставка
Большинство маркетплейсов берут на себя все процессы по отправке товаров: доставка до пунктов самовывоза, постаматов, отправка курьерскими службами. Но особенности встречаются. Маркетплейс может выставить требование, чтобы склад предпринимателя был в определенном радиусе от сортировочного склада. Если склада нет, то продавец самостоятельно доставляет заказ в пункт сортировки. Это не всегда удобно и выгодно.
Размещение на других площадках
Часть маркетплейсов запрещает размещать товары на других ресурсах. Подумайте, не уменьшит ли это ваши продажи.
Допуск на площадку
Маркетплейс имеет право установить входящие требования к партнерам: регистрация торговой марки, сертификаты на продукцию, разрешение на продажу определенной марки, наличие ООО.
Кстати, в блоге ПланФакта есть статья о том, как правильно получить сертификат соответствия.
Возврат товара
Отдавайте предпочтение площадке, которая берет на себя весь процесс возврата товаров от клиентов.
Будьте готовы, что придется помучиться с оформлением документов. Некоторые площадки выставляют очень много требований и долго изучают заявления. У многих появляются сложности с выгрузкой товара на сайт: описание, качество картинки и куча других параметров.
Сооснователь компании по регистрации товарных знаков TOVGA Максим Лобанов считает, что необходимо подумать о регистрации товарного знака:
«Необходимо позаботиться о регистрации бренда в качестве товарного знака в Роспатенте. Во-первых, чтобы вы не использовали чужой зарегистрированный товарный знак и не получили иск на сумму от 10 тыс. до 5 млн. рублей по ст. 1515 ГК РФ. Во-вторых, чтобы кто-то другой не начал использовать ваш бренд для продажи своих товаров»
Как начать продавать на маркетплейсах: пошаговая инструкция
Как писали выше, сначала придется определиться с площадкой. После этого нужно будет сделать пять шагов:
Шаг 1. Регистрация
Это простая и стандартная процедура, которая ничем не отличается от регистрации на других сайтах
Шаг 2. Подготовка документов
Это сложнее, но если ведете бизнес, то большая часть документов у вас уже есть:
Шаг 3. Регистрация ЭДО
Эдо — это электронный документооборот. Площадки обмениваются документами только через подобные системы. Поэтому если у вас ИП или ООО, то придется пройти регистрацию в подобной системе:
Шаг 4. Подписание договора с маркетплейсом
Площадки в большинстве случаев предлагают 3 вида сотрудничества:
Шаг 5. Оформление карточек товаров
После этого придется заполнять карточки товаров, загружать товары и иллюстрации на сайт. Скорее всего, с первого раза будут ошибки. Это вас не должно расстраивать, они случаются у всех. Начинайте работать, как только пройдете регистрацию.
Есть и не совсем очевидная подготовка. Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец рекомендует предпринимателям подготовить к работе и бухгалтерию:
«При сотрудничестве с маркетплейсами есть некоторые особенности даже на упрощенке. Площадки берут комиссию, и это надо учитывать. Автоматические банковские онлайн-бухгалтерии этого не умеют. Как правильно: если у вас УСН(Доходы), то делаете приход на полную стоимость товара, а потом расход на сумму комиссии. Иначе будет занижение выручки, ФНС может пересчитать цифры и оштрафовать. При УСН (Доходы минус расходы) алгоритм такой же. Просто если этого не сделать, то будет переплата или недоплата по налогам. Налоговики пока не пристально следят за такими операциями. Но думаю, скоро начнут, так как количество поставщиков у площадок неумолимо растет»
А Татьяна Матвеева предупреждает, что придется заняться и не совсем очевидными способами продвижения:
«Мы довольны маркетплейсами. Действительно, это хороший способ получения новых клиентов. Но продажи вряд ли начнутся сразу. Нам пришлось просить знакомых делать покупки именно с площадок и выкладывать фотографии заказов. Только после этого у нас начались продажи»
ТОП-10 популярных маркетплейсов России
Это не рейтинг, а выборка популярных площадок, где предприниматели могут найти покупателей для товаров и услуг.
1. Wildberries
Одна из самых популярных площадок России. 7 миллионов пользователей в день, которые покупают разные товары от одежды до кормов для животных. Площадка проводит обучение и помогает с реализацией товаров. Из минусов можно отметить комиссия, которая зависит от товаров: от 5 до 15%, требование сертификатов, плату за возврат товаров.
2. Ozon
Международная площадка, которая продает практически все. Нет фиксированных комиссий, есть множество дополнительных инструментов для продвижения. Но за некоторые товары придется заплатить комиссию 15%, у площадки не очень удобное расположение складов, а выплаты происходят 2 раза в месяц.
3. Яндекс.Маркет
Раньше эта площадка носила название «Беру», а потом произошло слияние. Маркетплейс активно развивается и в продвижение вкладываются большие деньги. Площадка предлагает довольно низкие комиссии от 2 до 9%, но пока есть проблемы с продвижением внутри маркетплейса.
4. Lamoda
У этой площадки платежеспособная аудитория, персональные менеджеры и куча инструментов для продвижения. Но вот работает маркетплейс в большинстве случаев только с производителями, берет комиссию до 70%, требует размещать не менее 50 позиций и наличие сертификатов и ГОСТов.
5. Сбермегамаркет
Маркетплейс от знаменитого магазина М.Видео, который в 2021 году купил Сбер и поменял название. Площадка выплачивает деньги 2 раза в неделю, а фиксированную комиссию снимает только с выкупленных товаров. Но у площадки нет своих складов, а у партнера место отгрузки должно быть в пределах 50 км от Москвы. Но сейчас на площадке все меняется из-за нового собственника. Поэтому условия могут поменяться.
6. СДЭК Маркет
Площадка молодая, пока у нее небольшая посещаемость и нет широкой известности. Но зато есть бесплатные периоды, низкая комиссия и быстрая доставка.
7. Леруа Мерлен
Это известный бренд строительных материалов, который развивается онлайн и в качестве стационарных магазинов. У площадки хорошая посещаемость и помощь в реализации товаров. Главный минус, что они очень жестко отбирают поставщиков. Молодым компаниям очень трудно туда пробиться.
8. KazanExpress
Площадка активно развивается и вкладывает большие деньги в рекламу и продвижение. Поставщики получают возможность быстро выводить деньги. Но пока эта площадка в стадии развития, и есть проблемы с организацией доставки.
9. Все инструменты
Самая удобная площадка для тех, кто занимается инструментами. У площадки огромный авторитет среди поставщиков и покупателей. Техническая поддержка работает на высоком уровне, но вот стать продавцом на этом маркетплейсе — очень трудно. К поставщикам предъявляют серьезные требования по опыту работы и ведению бизнеса.
10. Aliexpress
Пожалуй, это самая известная площадка в мире с огромной посещаемостью и отработанными инструментами продвижения. Комиссии небольшие, но и наценка страдает. Общение с клиентами ложится на плечи самих продавцов, но при этом площадка предъявляет жесткие требования.
Маркетплейсы — это хороший способ для поиска клиентов. Они дают возможность бизнесу продавать заранее «прогретым» покупателям. Но нужно просчитать все риски и экономику, чтобы продажи приносили прибыль.
Что такое маркетплейс
Выясняем, что представляет собой одна из наиболее быстрорастущих и прибыльных форм торговли в сети. Поговорим о маркетплейсах: какими они бывают, как работают, почему так популярны и стоит ли примыкать к ним.
Как работают маркетплейсы
Маркетплейс (дословно переводится как «торговое место » ) – это площадка для торговцев, рукодельников, арендодателей и производителей, помогающая разыскать подходящую платежеспособную аудиторию. А для покупателей администрация маркетплейса выступает в роли агрегатора, собирающего всех продавцов (бренды, компании и индивидуальных предпринимателей) в единую базу. Получается что-то в духе цифровой ярмарки с унифицированным методом оплаты, удобной доставкой и повышенной безопасностью.
Также создатели маркетплейса курируют, наращивают, модерируют базу торговцев и иногда помогают партнерам в распространении товаров/услуг. Наличие одной или нескольких перечисленных выше опций зависит от специфики конкретной площадки, ее направленности и целевой аудитории.
Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина? Два ключевых фактора
Они действительно похожи. Но как это выглядит для покупателя? Он заходит на сайт, видит там список товаров, добавляет в корзину все, что ему понравилось, затем вводит платежные данные, указывает адрес доставки и ждет, когда ему привезут заказанные гаджеты/одежду/еду. Простой алгоритм, который действительно не отличить от аналогичного в случае с онлайн-магазином.
Разница заметна на стороне владельца маркетплейса. Есть два существенных отличия.
Первое отличие: нет складов и своих товаров
Интернет-магазины зачастую продают товары, которые были приобретены ими у поставщика. То есть товары, продающиеся на стандартных онлайн-площадках, хранятся у их владельцев, а дополнительные поставки осуществляются через партнеров.
У маркетплейсов зачастую нет даже складов для товаров. Взять к примеру Amazon. Большая часть товаров, которые продает эта компания, ей не принадлежит. Это десятки тысяч партнеров, выбравших Amazon в качестве площадки для торговли.
Такой подход упрощает расширение бизнеса, внедрение новых категорий товара, подключение новых партнеров и т.п. Но в то же время растет степень ответственности. Площадка для торговли не может проверить каждую единицу товара, а это повышает уровень брака и риск быть обманутым при покупке товара или услуги. Могут доставить сломанный гаджет или не предоставить такси в назначенное время.
Второе отличие: собственные механизмы оплаты и доставки
Если маркетплейс не несет ответственности за качество товара, то чем он вообще занимается? Берет на себя организацию торговли. Разработчики платформы создают пространство, в котором бренды могут найти покупателей, а покупатели товар.
Администрация маркетплейса создает для обеих сторон следующие механизмы:
Эти три аспекта обычно сложно даются отдельным онлайн-магазинам, ведь это требует больших вложений, в то время как крупные торговые площадки становятся все более технологичными и «доступными» в плане комфорта для пользователей за счет упрощения выбора, оплаты и доставки.
Lamoda, например, не владеет товаром, который продает, но обеспечивает клиентов бесплатной доставкой одежды, возможностью примерить ее и вернуть. Классические магазины одежды таким похвастаться не могут.
Некоторые маркетплейсы не предоставляют своих курьеров, а пользуются услугами других компаний. Некоторые доставляют товары почтой, кто-то использует ТК. Иногда работают курьеры и водители по найму.
Разновидности маркетплейсов
Помимо четырех тематических групп, маркетплейсы делят еще по двум признакам.
По типу предоставляемых услуг
Вертикальные – в эту категорию относятся маркетплейсы, которые продают товары из разных источников, но при этом работают только в одной нише. Опять же приведу в пример Lamoda. У площадки много партнеров-поставщиков: всем известные H&M, Native, Converse и даже GUCCI предлагают свои товары на Lamoda, но сам сервис не уходит за пределы продажи одежды.
Горизонтальные – сюда относятся сервисы и магазины, предоставляющие разные виды услуг с общей характеристикой. В их числе платформа Etsy, помогающая мастерам со всей планеты продавать товары ручной работы, или же сервис UpWork, объединяющий фрилансеров из разных стран.
Глобальные – думаю, из названия понятно, что речь идет о крупных площадках-мастодонтах из серии Amazon, Ebay, Ozon, Wildberries и т.п. Они торгуют буквально всем, что может купить человек – о т продуктов питания и игрушек для взрослых до ноутбуков с автомобилями, причем это могут быть как новые товары от производителей, так и Б/У.
По типу участников торговли
Аббревиатура расшифровывается как Customer to Customer, то есть «покупатель покупателю». Этот тип подразумевает продажу чего-либо или оказание услуг физическими лицами. Крупные бренды и корпорации здесь обычно не задействованы. В числе таких платформ Авито, где большую часть позиций составляют Б/У-товары от обычных пользователей. Аналогичная ситуация в Airbnb – л юди сдают и арендуют жилье других физлиц.
Да, возникают прецеденты, когда на Авито или в Airbnb приходят бренды, но они все еще составляют меньшую часть пользователей. Более того, они зачастую принимают условия маркетплейса и не уводят клиентов оттуда.
Аббревиатура расшифровывается как Business to Customer, то есть «бизнес покупателю». Под эту категорию попадает большая часть названных ранее компаний. Модель B2C действует на всех площадках, где крупные компании и бренды продают свои товары физическим лицам. Это всеми любимый Aliexpress, наш аналог Amazon в лице «Беру», та же Lamoda и все в этом таком духе.
Business to Business, то есть «бизнес бизнесу». Из названия понятно, что один бренд/производитель будет взаимодействовать с другим брендом/продавцом. Такая модель используется в оптовых закупках.
Плюсы размещения на маркетплейсах
Большой поток трафика. Аудитория у маркетплейсов действительно внушительная. В сутки через них проходят миллионы пользователей. Добиться таких цифр для собственного онлайн-магазина сложно – у йдет много ресурсов на продвижение и разработку технических решений. Маркетплейс же возьмет на себя всю пыльную работу. Достаточно заплатить за размещение, и гигантская аудитория у вас в руках.
Торговля на международном рынке. Чтобы запустить свой онлайн-магазин в другой стране, придется вложить много денег и потратить кучу времени. В случае с маркетплейсами все проще. Они уже работают в других странах, и вам для вывода своего товара за границу нужно лишь подписать договор с торговой площадкой и заплатить комиссию.
Не нужны свои технические решения. Независимо от того, какую платформу вы выберете, у нее уже есть сайт, приложение, система оплаты товаров, логистическая контора, служба доставки и т.п. Есть готовая инфраструктура, вам же остается лишь стать ее частью.
Также благодаря маркетплейсам можно наткнуться на новую аудиторию, потому что ваш товар могут заметить люди, изначально не планировавшие его покупать или даже не знавшие о его существовании. При развитии собственного сайта такое вряд ли случится. А еще маркетплейсы умеют удерживать аудиторию и заставлять ее возвращаться за счет продуманных маркетинговых инструментов.
Минусы размещения на маркетплейсах
Высокая конкуренция. Торговая площадка не делает преференций в пользу кого-либо участника торговли. На ней могут уживаться несколько сотен брендов, занимающихся реализацией товаров из одной категории. И тут уже за маркетинг придется отвечать продавцу: либо пропихивать свой товар на главную страницу маркетплейса за деньги, либо cнижать цену.
Зависимость от правил торговой площадки. Нельзя устраивать распродажи, когда вздумается. Нельзя отказаться от распродаж, когда это вздумается маркетплейсу. Вы ничего не решаете и практически не распоряжаетесь товаром.
Отсутствие контакта с клиентом. Люди будут покупать не у вас, а у маркетплейса. Поэтому впечатления от хорошей одежды будут связаны с Lamoda, а не с брендом, который изготавливает эту одежду. Но и плохие эмоции тоже будут связаны с торговой площадкой, а не поставщиком.
Кому стоит размещаться на маркетплейсах, а кому нет?
Изучив минусы и плюсы платформы, вы наверняка и так уже поняли, нужен вам маркетплейс или нет, но вот еще пара советов:
Вместо заключения
Маркетплейс – не панацея, спасающая бизнес, а лишь дополнительный инструмент. Не стоит полагаться лишь на один канал продаж и забывать про другие направления. Важно всесторонне развивать бизнес и адаптироваться под требования именно вашей компании.