Маркированные товары что это
Этап 1
Эксперимент
Это время и возможность «протестировать» систему и наладить процессы, которые станут обязательными. В период эксперимента «Честный ЗНАК» выдаёт КиЗ бесплатно.
Этап 2
Регистрация в «Честном ЗНАКе»
Это обязательно — все, кто продаёт продукцию, должны оформить электронную подпись и электронный документооборот. И приступить к маркировке остатков, а потом и новой продукции. Каждый код для нового товара стоит 50 копеек без НДС, эти деньги идут государству.
Этап 3
Запрет оборота немаркированных товаров
С этого момента продажа продукции без кодов — нарушение закона, которое сулит штрафы.
Актуальные сроки смотрите на сайте «Честного ЗНАКа». В перечне ниже укажем только текущие даты запрета на продажу немаркированных товаров (они могут меняться).
Что и когда маркировать
Меховые изделия
Дата запрета: 12 августа 2016
Что относится к категории: предметы одежды из дубленых и выделанных шкур и натурального меха песца, кролика, зайца, норки, нутрии, лисицы, овчины и других видов.
Не относятся: перчатки, головные уборы, обувь и спортивная одежда с мехом.
Обувь
Дата запрета: 1 марта 2020
Маркировка остатков: до 1 мая 2020
Что относится к категории: мужская, женская и детская обувь, в том числе спортивная для разных видов активности.
Табак и табачная продукция
Дата запрета: 1 июня 2020
Что относится к категории: сигареты, сигариллы, папиросы, сигары; курительный, жевательный и трубочный табак.
Не относятся: электронные сигареты и вейп.
Лекарства
Дата запрета: 1 июля 2020
Дата запрета для препаратов из категории высокозатратных нозологий: 1 июля 2019
Что относится к категории: все лекарства, а также ветеринарные препараты, сухие травы, БАДы и материалы для инъекций и перевязок (вата, шприцы, бинты и проч.).
Фототехника
Дата запрета: 1 октября 2020
Маркировка остатков: до 1 декабря 2020
Что относится к категории: фотокамеры (зеркальные, матричные, плёночные, GoPro), лампы-вспышки, объективы и другие комплектующие.
Парфюмерия
Дата запрета: 1 октября 2020
Маркировка остатков: 30 сентября 2021
Что относится к категории: духи и туалетная вода для розничной продажи.
Не относятся: растворы эфирных масел и водные дистилляты.
Шины и покрышки
Дата запрета: 1 ноября 2020
Регистрация в «Честном ЗНАКе»: в течение 7 дней с момента, как стали участником оборота.
Маркировка остатков: до 1 марта 2021
Что относится к категории: шины и покрышки для всех видов легкового, грузового, гоночного и воздушного транспорта, в том числе сельскохозяйственной и промышленной спецтехники.
Товары лёгкой промышленности
Дата запрета: 1 января 2021
Маркировка остатков: до 1 февраля 2021
Что относится к категории: столовое и постельное бельё, трикотажные блузки, предметы одежды и аксессуары из натуральной и композиционной кожи, пальто, куртки и плащи из любых материалов.
Не относятся: ремешки для часов.
В стадии эксперимента
Велосипеды
Предполагаемая дата запрета: 31 мая 2020
Что относится к категории: велосипеды, велотехника с мотором, рамы.
Молочная продукция
Предполагаемая дата запрета: 1 декабря 2020
Что относится к категории: сгущённое и несгущённое молоко, сливки, сыворотки, сыры, кефир, творог, йогурты, сливочное масло, мороженое и фруктовый лёд.
Кресла-коляски
Предполагаемая дата запрета: 1 июня 2021
Что относится к категории: кресла-коляски с ручным и электрическим приводом.
Какие товары надо маркировать в 2021 году
В 2021 году расширили список товаров, которые надо маркировать. Но маркировать нужно не все виды продукции, а только определенные позиции. Например, одежда подлежит маркировке, но юбки и брюки пока маркировать не надо.
Евгений Бельский
В 2021 году расширили список товаров, которые надо маркировать. Теперь туда добавили товары легкой промышленности, шины и некоторые виды молочной продукции.
Правда, маркировке подлежат не все виды продукции, а только определенные позиции. Поэтому, если работаете с одной из этих групп, не торопитесь. Возможно, ваши товары пока не надо маркировать. Проверить точный перечень товаров можно на сайте системы «Честный знак».
В статье разберемся, какие товары надо маркировать сейчас и как отслеживать новые изменения, чтобы не получить штраф.
Группы товаров для обязательной маркировки
Сейчас надо маркировать такие группы товаров: табак, шубы, обувь, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и покрышки, товары легкой промышленности, духи и туалетная вода, молочная продукция.
Категория | С какого числа маркировка обязательна | Время на маркировку остатков | Особенности |
---|---|---|---|
Табак | 01.07.2019 | Сигареты и папиросы — закончилось. Другие табачные изделия — до 01.07.2021 | С 01.07.2021 надо маркировать всю табачную продукцию |
Меховые изделия | 12.08.2016 | Закончилось | Исключений для предметов одежды из меха нет |
Обувь | 01.07.2020 | Закончилось | Исключений для вида обуви нет |
Одежда, постельное и кухонное белье | 01.01.2021 | до 01.05.2021 | Не вся одежда подлежит обязательной маркировке. К примеру, не надо маркировать футболки, юбки и брюки. А кожаную одежду, пальто и куртки, женские блузки или постельное белье маркировать обязательно |
Лекарства | 01.07.2020 | Закончилось | Лекарства, произведенные до 01.07.2020, можно продавать без маркировки до окончания срока годности — п. 7.1 ст. 67 Закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 01.10.2020 | Закончилось | Маркировать надо все фотокамеры |
Шины и покрышки | 01.11.2020 | до 01.03.2021 | Для шин и покрышек нет исключений |
Духи и туалетная вода | 31.03.2020 | до 31.10.2021 | Все товары этой товарной группы маркировать обязательно |
Для молочной продукции маркировка вводится поэтапно.
Ситуация с молочными товарами быстро меняется. Актуальные даты и изменения надо отслеживать на сайте «Честный знак».
Молочная продукция | С какого числа маркируют |
---|---|
Мороженое и сыры | С 01.06.2021 |
Молочные продукты со сроком годности более 40 дней | С 01.09.2021 |
Молочные продукты со сроком годности менее 40 дней | С 01.12.2021 |
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Маркировка товаров в экспериментальном режиме
Для некоторых групп товаров маркировка проходит в экспериментальном режиме. Это значит, что их, возможно, добавят к списку обязательных, но пока компания сама решает, маркировать товары или нет. Это такие группы:
Если ваши товары есть в этом списке, стоит отслеживать ситуацию: когда сроки эксперимента закончатся, маркировку могут сделать обязательной.
Где смотреть обновления в законах о маркировке товаров
Ситуация с маркировкой меняется постоянно. Государство регулярно добавляет новые виды продукции и товарные группы. Важно отслеживать и проверять актуальную информацию по своему виду продукции. Вот как это сделать:
Шаг 1. Зайти на сайт системы «Честный знак». На главной странице сайта перечислены группы товаров, которые надо маркировать.
Шаг 2. Открыть свою группу и посмотреть детали. Например, «Товары легкой промышленности».
В разделе надо посмотреть, с какой даты началась маркировка данной группы товаров и когда заканчивается.
Шаг 3. В разделе «Товары, подлежащие маркировке» надо посмотреть точный перечень товаров. В таблице будут указаны конкретные товары, которые надо маркировать, и их коды ОКПД 2 (для произведенных в России) и ТН ВЭД ЕАЭС (для ввезенных границы).
Шаг 4. Проверить коды товаров в справочнике. Чтобы проверить, попадает ли ваш товар под обязательную маркировку, сравните его код с кодами товаров, опубликованных на сайте «Честный знак» в вашей товарной группе.
Товар по кодам ТН ВЭД ЕАЭС можно проверить в справочнике «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза». Там будет подробное описание каждого типа товара.
Товар по кодам ОКПД 2 можно проверить в справочнике «ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности». Там также будет подробное описание каждого типа товара.
Сколько стоит настроить маркировку товаров
На примере молочного производства
С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.
Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:
О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.
Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.
Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года
На кого возложена обязанность по маркировке товаров
Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:
Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.
О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.
Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.
Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:
За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.
Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке
Не все товары входят в перечень товаров, подлежащих маркировке. Да и сроки, когда маркировка станет непременным атрибутом производства и продаж, варьируются в зависимости от вида товара. Ниже приведем перечень товаров с обязательной маркировкой в 2021 году:
Далее в таблице приведем данные о том, какие товары подлежат обязательной маркировке в течение 2021 года.
Также следует иметь в виду, что для некоторых видов товаров есть свои законы о маркировке товаров с 2021 года — это различные распоряжения и постановления Правительства РФ.
Например, в список товаров для маркировки в 2021 году также входят:
Наравне с обязательной маркировкой товаров проводятся экспериментальные маркировки. Какие товары подлежат маркировке в виде эксперимента, посмотрите в таблице:
Отметим, что список для ИП маркировки товаров с 2021 года не отличается от аналогичного списка для организаций. То есть в части маркировки товаров никаких поблажек для ИП нет.
Что относится к одежде, подлежащей маркировке
Много вопросов вызывает обязательная маркировка одежды с 2021 года. Рассмотрим подробнее, что относится к одежде, подлежащей маркировке.
Как видим, маркировка одежды с 2021 года обязательна не вообще для всей одежды, а лишь для некоторой ее части. То же самое относится к обязательной маркировке детской одежды: ей подлежит не вся детская одежда, а лишь перечисленная в таблице.
При определении, входит ли одежда в перечень товаров для маркировки с 2021 года, необходимо руководствоваться технической документацией к товару, а не ее внешним видом. Производителям следует внимательно и максимально точно выбрать код ТН ВЭД и соотнести его с кодами, указанными в распоряжении об обязательной маркировке.
Порядок маркировки товаров подробно описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и узнайте алгоритм маркировки.
Переходные периоды для некоторых видов товаров
Для того чтобы товары, подлежащие маркировке, правильно оформить, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и нанести на товары специальные коды. Кроме того, розничные продавцы обязаны указывать в чеке код товара в любом случае. До 20 апреля было послабление в этой части при продаже товаров через курьера или по почте.
Даже после введения обязательной маркировки были установлены переходные периоды, в течение которых допускалось маркировать остатки товаров и еще торговать непромаркированными изделиями. Для каждого вида продукции свой срок, установленный постановлениями Правительства РФ.
Какие именно товары входят в список с переходным периодом и каков этот переходный период, смотрите в таблице:
Итоги
Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утвержден Правительством РФ. Переход на обязательную маркировку происходит постепенно, в течение продолжительного времени, с разными сроками маркировки разной продукции и с установленным плавным переходным периодом.
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
В России вводится обязательная маркировка товаров. Производство и розница уже работают с ЕГАИС и маркировкой меховых изделий, в экспериментальном режиме — с лекарствами, табачной продукцией, обувью и драгоценностями. А к 2020 году маркироваться будут обязаны более десятка категорий товаров.
Разберёмся, что такое маркировка, зачем она нужна, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.
Подробнее о маркировке:
Что такое маркировка
Сама маркировка — это специальный штрих-код, который наносится на товар. Такой код можно увидеть на бутылке шампанского:
В системе маркировки товару присваивается уникальный идентификационный код. По нему отслеживается движение товара с момента производства или импорта до продажи. На каждом этапе эти данные передаются в информационную систему.
Зачем нужна маркировка
В России очень много подделок. Например, лекарства — их подделывают, ввозят незаконно. Так в аптеки попадает очень много контрафакта. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги. Соответственно, они не проходят проверки и не контролируются ни в производстве, ни в качестве сырья. Это значит, что государство не знает ничего про производителей этого контрафакта и не может контролировать качество лекарств. В итоге покупатель тратит деньги на поддельный и некачественный товар.
Государство сделало первый шаг в борьбе с контрафактом в 2005 году: тогда в России запустилась первая волна ЕГАИСа, и для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Каждой произведенной бутылке присваивался код PDF417, марку с кодом приклеивали на бутылку, а сам код отсылался на сервер в ведомство Росалкогольрегулирования — ФСРАР.
Так государство имело контроль над производимой спиртной продукцией и знало, сколько производится и ввозится легального алкоголя в год. Но потом власти увидели, что алкоголя продаётся больше, чем производится — значит, в стране всё равно остаётся контрафакт.
Поэтому в 2015 году был подписан 182-ФЗ, который регламентировал, что каждый магазин должен считывать марки алкогольной продукции. Помимо товарного штрих-кода, кассиры и продавцы считывают штрих-код PDF417, когда принимают и продают товар. Все данные отправляются в ФСРАР, и ведомство видит, что конкретный магазин принимает и продаёт конкретные бутылки. Эти нововведения помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.
Подробнее о ЕГАИС в блоге Дримкас:
Сервис маркировки табака, обуви и других товаров
Помогаем принимать маркированные товары по электронным накладным, автоматически заносить в базу, списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах и не нарушать закон.
Чтобы торговать алкоголем в России, нужно получить алкогольную лицензию. Но продавцам обуви, одежды или фототехники лицензия не нужна — поэтому нужно было придумать другой способ борьбы с контрафактом. Так появилась маркировка.
Какие товары будут маркироваться
Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. Другие товары маркируются добровольно и в экспериментальном режиме, но маркировка для них станет обязательной уже в 2019 году. Пока неясно, когда будут маркироваться все лекарства и как будет маркироваться одежда из секонд-хенда и б/у техника.
Список товаров, подлежащих маркировке, будет увеличиваться. В систему маркировки товары будут вводиться с 2019 по 2024 год.
Товар | Маркировка в режиме эксперимента | Обязательная маркировка |
Меховые изделия | с 12 августа 2016 года | |
Алкоголь | с 1 января 2016 года | |
Лекарства | с 2017 года | неизвестно |
Изделия из золота и серебра, драгоценные камни | с 1 июня до 1 ноября 2018 года | неизвестно |
Табачная продукция | с 1 января до 31 декабря 2018 года | с 1 марта 2019 года |
Обувь | с 1 июня до 31 декабря 2018 года | с 1 июля 2019 года |
Духи и туалетная вода | с 1 декабря 2019 года | |
Шины и покрышки пневматические резиновые новые | с 1 декабря 2019 года | |
Предметы одежды из натуральной или композиционной кожи | с 1 декабря 2019 года | |
Женские трикотажные блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания | с 1 декабря 2019 года | |
Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия | с 1 декабря 2019 года | |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное | с 1 декабря 2019 года | |
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки | с 1 декабря 2019 года |
Почему маркировка не станет проблемой для бизнеса и покупателей
Простой в производстве штрих-код. Алкоголь по ЕГАИС маркируется штрих-кодом PDF417, меховые изделия — кодом RFID. Но первый код не всегда считывается сканером, а второй — сложный и дорогой в производстве. Чтобы минимизировать нагрузку на бизнес и покупателей, для всех остальных товаров ЦРПТ выбрал двухмерный код Data Matrix — самый дешевый и быстрый в производстве. Для работы с ним нужен только 2D-сканер. Благодаря этому сильно минимизированы затраты на работу с новой системой маркировки.
Передача данных в систему маркировки через ОФД. Вся розница, у которой есть касса, должна передавать данные в ОФД. И это самый простой способ для передачи данных о маркированном товаре. Так ЦРПТ решил добавлять к товару дополнительный штрих-код, который сканируется при продаже и затем добавляется в чек. Принцип как у ЕГАИС, только его упростили: убрали дорогие марки, программный модуль, накладные расходы.
Кому и как готовиться к маркировке
Маркировка действительно мало повлияет на бизнес. Но она несёт изменения в бизнес-процессах: в приёмке, хранении товаров и продаже. К тому же каждое предприятие будет обязано работать только с маркированным товаром, если маркировка для этой категории товаров — обязательна. Ответственность за приёмку и продажу контрафакта будет лежать только на магазине.
Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.
Что нужно для работы с маркировкой:
Что изменится в бизнес-процессах
Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить системы и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, нужно выполнять и в системе маркировки. Всё это можно будет сделать в Кабинете Дримкас.
Продажа. На кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и штрих-код маркировки. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.
Например, так работают с табачной продукцией в системе маркировки ИС МОТП:
Какое оборудование работает с маркировкой
Все кассовые решения Дримкас уже умеют работать с маркировкой. Дримкас участвует в эксперименте по маркировке и сотрудничает со всеми службами, которые работают с этой системой: начали работу с ЦРПТ, который отвечает за системы отслеживания товаров по маркировке.
С маркировкой не смогут работать автономки. Эти кассы не идентифицируют товар и работают по сумме, не списывают товар по базе данных. К такой кассе не подключается сканер — а идентифицировать товар можно только 2D-сканером, подключенном к кассе. Автономок на рынке много, но с маркировкой они работать не смогут. Например, если товара нет на кассе, владелец магазина не сможет гарантировать, что их продал кассир.
Некоторые производители предлагают автономные кассы как готовые решения для ЕГАИС и работы с алкоголем. Но такие кассы не подразумевают подключение 2D-сканера, идентификацию товара и установку УТМ — а всё это обязательно для ЕГАИС. Когда пользователи понимают, что касса не может работать с ЕГАИС, производители предлагают купить к автономке дополнительный компьютер. Уже с ним возможны подключение сканера, отсылка, сравнение и учёт данных для ЕГАИС. Такая покупка стоит времени и денег.
Если вы приобретаете автономную кассу, вам нужно будет докупить компьютер для учета товаров и подключения сканера. Это сложнее и дороже, чем купить онлайн-кассу, которая готова ко всем изменениям в законе.
Если магазин будет продавать контрафакт и не учитывать товары с обязательной маркировкой, будут санкции и штрафы.
Все для маркировки — от приемки до списания
В Кабинете Дримкас магазин принимает маркированные товары по электронным накладным — система автоматически заносит их в базу. Потом товары можно списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах.