Марксистская теория происхождения государства утверждает что государство образовалась
Марксистская теория происхождения государства: плюсы и минусы
Марксистская теория происхождения государства
Марксистская теория — философское, экономическое и политическое учение. Главной идеей является мнение о том, что государство — закономерный результат развития общества. Экономический прогресс рассматривается как главная причина социально-классовых изменений.
Основоположники
Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов.
Изначально марксистская теория происхождения государства базировалась на понятиях Ф. Энгельса, отраженных в его книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Труд этот был создан с использованием практического и теоретического материала, изложенного историком Л. Г. Морганом в книге «Древнее общество». Энгельс систематизировал идеи, описанные ученым и этнографом по теме первобытного строя, но привнес свои материалистические взгляды на появление частной собственности и права.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные положения теории
Основные положения теории затрагивают процесс образования государства и влияющие на это факторы. Представители теории считали, что государство существовало не всегда. Изначально были общества, которые не нуждались в государственной власти. Экономическое развитие вызвало раскол общества на классы с противоречивыми экономическими интересами, между ними началось противостояние. Во избежание коллапса появилась необходимость в стоящей над обществом силе, которая бы устраняла столкновения и наводила порядок. Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, и есть государство.
Критерии теории
Марксистская теория выделяет три формы появления государства:
Плюсы и минусы
Достоинства
Некоторые положения теории являются неоспоримыми. Они сыграли важную роль в формировании понятий о теориях происхождения государства.
Недостатки
Основной недостаток теории — однобокость. Представители не учитывали психологический, нравственный и этнический факторы. Именно поэтому им не удалось объяснить причины и этапы становления государственных образований.
Е. Дюринг имел претензии к теории, ссылаясь на психологический фактор. Он писал о психологии человека и его тяге к войне. Энгельс игнорировал этот фактор, ссылаясь исключительно на экономику, как главную движущую силу истории.
С. С. Алексеев и В. М. Корельский не спорили, что классовая борьба повлияла на возникновение государства. Однако полагали, что возникновение классов не может служить единственной причиной его появления. Ученые ссылались на примеры появления государства в доклассовом обществе и считали, что на процесс образования государства влияют и другие факторы.
Марксистская теория происхождения государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основоположники теории
Материалистическая (марксистская, историко-материалистическая, диалектико-материалистическая – это всё является названиями данной т.) теория происхождения государства связывает происхождение государства с образованием частной собственности, разделением общества на классы, межклассовыми противоречиями. Опираясь на мнение сторонников этой теории, государство является продуктом и проявлением непримиримых противоречий между классами.
По мнению специалистов, данная теория отличительна чёткостью и ясностью базовых положений, стройностью логики и, конечно же, являет собой наибольшее достижение теоретической мысли.
Данная теория возникла в 19 веке. Более полное изложение базисов этой теории содержится в трудах:
Сущность марксистской теории происхождения государства
Согласно мнению Энгельса, государство живет не вечно. Существовали общества, обходившиеся без государственной власти, государства. На конкретной ступени развития экономики, которая с необходимостью связывалась с разделением общества на классы, государственность стала в силу данного раскола необходимостью. В то время, когда в обществе появляются классы с противоборствующими интересами в сфере экономики, начинается их противостояние. Для того, чтобы данное противостояние не вело к коллапсу общества, необходима стоящая сверху над обществом сила, которая бы умерила столкновения, удерживала его в границах порядка. Эта сила, которая произошла из общества, но уже преподносящая себя над ним и наиболее отчуждающая себя от него, и является государством.
Готовые работы на аналогичную тему
Государство отличается от родоплеменной организации разделом подданных по критериям территориального характера. Так как базой существования родовых объединений являлась связь членов рода с конкретной территорией, то с ростом мобильности населения, которая была вызвана экономическими причинами, родовое общество перестает исполнять собственную функцию. Гражданам была предоставлена возможность самостоятельного осуществления своих общественных прав и обязанностей там, где они жили, безотносительно к племени и роду.
Публичная власть набирает силы по мере обострения классовых противоречий внутри самого государства, и по мере того, как взаимодействующие государства разрастаются и становятся наиболее населёнными. Для поддержания данной публичной власти важны такие взносы граждан, как налоги. По мере развития цивилизации становится мало и налогов: государство совершает займы, государственные долги.
Владея публичной властью, а так же правом по взысканию налогов, чиновники приобретают образ органов общества, они будто над самим обществом, именно это находится под обеспечительным авторитетом законов, которые наделяют их неприкосновенностью.
Так как государство возникало из потребностей удерживать в узде противоборство классов, то по общему правилу оно является государством самого могучего, господствующего в плане экономики класса, становящимся при помощи государства политически господствующим классом и приобретающим этим образом новейшие средства подавления и эксплуатации угнетённых классов.
Античное государство являлось, прежде всего, государством рабовладельцев при подавлении рабского слоя, феодальное государство представлялось органом дворянства при подавлении крепостных, а так же зависимых крестьян, а представительное же государство эпохи Нового времени являлось орудием эксплуатации наемнического труда капиталом.
В виде исключений обозначены такие периоды, когда борющиеся классы достигли такого равновесия сил, что власть государства на какое-либо время получила известную самостоятельность в отношению к обоим классам. Такова, к примеру, абсолютная монархия 17 и 18 веков, удерживающая в равновесии дворянство, буржуазию против друг друга.
В большей части известных в истории государств, права, предоставляемые гражданам, были соразмерными с положением имущественного характера, и этим напрямую заявляется, что государство является организацией имущего класса в защите его от неимущего. В Афинах и Риме это объяснялось разделением граждан на категории имущественного типа, в средневековом государстве феодального типа уровень политического влияния определялся размером землевладения. В эпоху Нового времени это получило отражение в избирательном цензе при выборах в верховные государственные органы.
Марксистская теория государства и права (классовая теория)
Марксистская теория государства и права (классовая теория) – это концепция, созданная на базе взглядов философского, экономического и политического учения, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Появление государства, согласно этой теории, связано с развитием экономики. Это определило социально-классовые изменения в обществе, а также обеспечило материальные условия возникновения государства и права. Согласно мнению авторов теории, противоречия между социальными классами общества, противоречий между ними, а также образование частной собственности обуславливает появление государства.
Марксистская теория государства и права (классовая теория) – основные идеи
Основоположники марксистской теории (классовой теории)
Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.).
Зарождение и становление идей марксистской теории приходится на вторую половину XIX века. Идеологическую базу концепции составляют работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция Ленина «О государстве». В свою очередь, основу книги Энгельса составляли труды Моргана, которые были опубликованы в его работе «Древнее общество». Энгельс систематизировал взгляды американского этнографа на древнее общество, утвердил классовый подход к появлению государства и частной собственности, делал попытки доказать, что материальные условия первобытного общества непосредственно влияют на возникновение и развитие государства. Марксистская теория достаточно длительное время базировалась именно на взглядах Энгельса, которые были изложены в его книге. По мнению автора, обществу, чтобы не прийти к коллапсу, необходима сила, которая будет из него же, но стоять выше и удерживать народ в границах порядка. Самый значительный вес имели данные о перерастании родового строя в организацию общества путем становления государственности.
По мнению сторонников данной теории, марксистская концепция являет собой большое достижение научной мысли, она ясна и логична, последовательна и убедительна. Впервые внимание теоретиков было обращено на закономерности, которые существовали между возникновением частной собственности, развитием общества и экономики и возникновения государства и права. Базируясь на научных основах, в ней были раскрыты реальные причины и условия возникновения некоторых государств Европы. Но все же данная теория не учла многих факторов, влияющих на становление государственности, например психологический, этнический, биологический факторы.
Читать о других теориях происхождения государства и права:
Марксистская теория происхождения государства
Содержание
Основные положения теории
Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.
Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.
Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые были не известны родовому обществу.
Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.
Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.
Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.
Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.
В виде исключения встречаются также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.
Кроме того, в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения. В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы.
Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.
По мнению сторонников данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться к такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой производству. Результатом этого является неизбежное исчезновение классов, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.
Критика теории
Теория Маркса о происхождении государства
Марксистская теория – философское, экономическое и политическое учение, созданное К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, Л. Морганом. Согласно выдвинутой идее, государство является закономерным результатом, возникшим из-за развития общества. В особенности отмечается важность экономического прогресса, как главной причины социально-классовых изменений.
В марксизме экономика выдвигается в качестве основы образования государственного устройства и права, поскольку она обеспечивает необходимые материальные условия.
Теория права Энгельса
Длительное время марксистская теория происхождения государства и права базировалась на взглядах Ф. Энгельса, опубликованных в его книге. Однако она была создана с использованием практического и теоретического материала, собранного и изложенного этнографом, археологом и историком Л. Г. Морганом в труде «Древнее общество». Он систематизировал идеи и данные, описанные ученым и другими этнографами по теме первобытного строя, но привнес свои материалистические взгляды на появление частной собственности и права.
По мнению Энгельса, материальные условия играли одну из первостепенных ролей в жизни первобытного общества, поскольку были связаны с:
Для выделения общих процессов развития была использована информация о родовых связях индейцев Северной Америки, собранная и изученная Л. Г. Морганом. С ее помощью планировалось объяснить аналогичные изменения в греческой, римской и германской культуре.
Наибольшее значение представляли данные о том, как родовой строй перерос в государственную форму организации общества.
Теория права Ленина
Вклад в развитие марксисткой теории сделал и В. И. Ленин, изложив свои взгляды и идеи в лекции «О государстве», прочитанной в 1919 году во время Гражданской войны. Руководствуясь актуальными на тот момент сложившимися условиями, он рассмотрел принудительные и насильственные действия, оказываемые правительственными органами.
Знаменитый российский революционер продвигал мнение, согласно которому такая политическая форма организации социума является:
Ленин был убежден, что посредством государственных органов можно управлять всеми рабами.
Причины появления
Марксистская теория рассматривает возникновение государства с двух позиций:
Экономическое развитие первобытных людей послужило предпосылкой трех крупных событий в сфере социального разделения труда:
Рисунок 1. Возникновение государства
Вышеперечисленные причины стали основой для образования частной собственности. В результате общество раскололось на антагонистические классы, враждующие между собой. Это создало условия возникновения государства как инструмента, изобретенного классом собственников для подавления и эксплуатации других людей.
Марксизм выделяет причины образования государственного устройства, а также его связь с экономическими факторами. Недостаток марксистской теории заключается в том, что она абсолютизирует роль, которую играют экономические и классовые условия, игнорируя при этом назначение государства в общесоциальном, регулятивном и арбитражном плане. Исторический опыт развития западной демократии показывает, что со временем эксплуататорский строй смог видоизмениться, дав возможность большинству выражать собственную волю.