Марсельеза французской живописи что это

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ на баррикады

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ на баррикады

В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: «Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты». Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу: «Хочется писать на сюжеты революции». Художник и раньше неоднократно говорил о желании писать на современные темы, но очень редко реализовывал эти свои Желания. Происходило это потому, что Делакруа считал: «. следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. Мы должны обходиться в картинах без моделей. Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, который мы хотим передать: модель либо вульгарна, либо неполноценна, либо красота ее настолько иная и более совершенная, что все приходится менять».

Так постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало «выглядеть мелким» и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Изумление и энтузиазм, пережитые в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая настоящее величие, которое он никогда в ней не видел и которое искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине. О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали. Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.

Художнику уже становится мало фигуры одного только д’Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

Композиция картины очень динамична. В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, она движется в направлении переднего плана картины и вправо.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа. Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться. И вот, опережая толпу, из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все величие его картины не может заслонить того впечатления, которое вначале оказывается лишь еле заметным. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа, и от более поздних ценителей и критиков. Даже 25 лет спустя, когда публика уже привыкла к натурализму Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед «Свободой на баррикадах», забывая о всякой сдержанности выражений: «Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна. Нам нечего делать с этой постыдной мегерой!».

Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине? Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп, который старался представить свой приход к власти чуть ли не единственным содержанием революции. Многие художники, взявшиеся именно за такой подход к теме, устремились по пути наименьшего сопротивления. Революция, как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует. Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года, и «три славных дня» предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного. К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена «Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа» или полотно О. Берне «Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль».

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Картиной «Свобода на баррикадах» заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину и приложил много усилий, чтобы она попала в Лувр. Однако после захвата власти «буржуазной монархией» экспозиция этого полотна была запрещена. Только в 1848 году Делакруа смог еще один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после поражения революции она надолго попала в запасник. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно привыкли видеть в этой картине «Марсельезу французской живописи».

«Сто великих картин» Н. A. Иoнина, издательство «Вече», 2002 г.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

Источник

Семиотика революции

Марианна и Марсельеза, колпак и кокарда, дерево и петух: гид по бунтарской символике

Фригийский колпак

Он же «красный колпак» и «колпак свободы». Широко распространенный символ борьбы за свободу, одновременно усвоенный по обе стороны Атлантики и венчающий голову Марианны, эмблему Департамента армии Соединенных Штатов и флаг штата Нью-Йорк.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что этоЛюдовик XVI во фригийском колпаке пьет за здоровье французов. Карикатура неизвестного художника. 1792 год © Wikimedia Сommons

В римский период похожую шапку носили вольноотпущенники, то есть освобожденные рабы, получившие римское гражданство, — она называлась «пилей». По-видимому, основную роль в популяризации колпака сыграл убийца Цезаря Марк Юний Брут, сделавший из него логотип свержения тирана и чеканивший его на монетах собственного производства, которые по обычаю того времени выполняли, в частности, пропагандистские функции.

Почему фригийский колпак так полюбился революционерам, достоверно неизвестно. Возможно, дело в распространенном среди них культе Брута: в годы Террора люди часто меняли свои излишне христианские имена на более революционные — Марат, Цезарь, Жерминаль и в том числе Брут. Тогда же колпак стал использоваться как неофициальный форменный головной убор в якобинских администрациях на местах.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Впервые фригийский колпак появился на печати Сената в 1831 году — там его на шесте держала Свобода

Изображает Испанскую Республику, раздираемую федералистами и унитаристами. Фригийские колпаки — на головах у Республики и Федерализма в образе журналиста и политического деятеля Хосе Марии Оренсе

На аверсе — голова Брута, на реверсе — пилей между двумя кинжалами. Надпись «eid. mar.» расшифровывается как «eidibus martis» — «в мартовские иды», то есть 15 марта по римскому календарю. В этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь

© Ancient Coins Search Engine

Сегодня практически так же выглядит эмблема Департамента армии Соединенных Штатов. Надпись над фригийским колпаком: «Это мы будем защищать»

С плаката американцев призывают самостоятельно выращивать себе овощи, чтобы государство могло сосредоточиться на поставках продовольствия в армию. На плакате Колумбия, одетая в американский флаг и фригийский колпак, засевает землю

Фригийский колпак появляется на гербах многих стран Нового Света, в том числе Кубы, Никарагуа, Сальвадора и Гаити

© Фотография пользователя john_n / flickr.com

В 2013 году в Бретани прошли масштабные манифестации против введения экологического налога (ecotaxe). Демонстранты выходили на улицы в красных колпаках, а само движение, выступления за которое в некоторых городах привели даже к столкновениям с полицией, получило название «Красные колпаки»

© Mal Langsdon / Reuters

Изображает празднование на Марсовом поле в честь второй годовщины взятия Бастилии. Символическую композицию венчает красный фригийский колпак

«Древо свободы должно быть посажено незамедлительно! Это то, что необходимо сделать — и при этом быстро! — чтобы спасти страну от разрушения. Согласно мнению клуба вигов 14 февраля 1797 года». Вместо древа свободы — копье, на которое насажена голова лидера вигов Чарльза Джеймса Фокса

Самое запоминающееся появление колпака в его новом символическом качестве произошло 20 июня 1792 года, когда разъяренная толпа ворвалась в королевский дворец Тюильри в Париже. Один из демонстрантов протянул королю Людовику XVI красный колпак. Растерянный монарх, не зная, что ему ответить, надел колпак на голову, что на некоторое время смягчило гнев толпы.

Кроме того, красный фригийский колпак еще в 1675 году дал название восстанию бретонцев против королевских налогов (его обычно называют «Восстание красных колпаков») и остается символом бретонского противостояния политике центральных французских властей по сей день: в последний раз бретонцы выходили на улицы в красных колпаках осенью 2014 года.

Кокарда

Фрагмент второй части фильма «Французская революция: годы света» (1989), режиссер — Робер Энрико 17 июля 1789 года Людовик XVI принимает трехцветную кокарду из рук маркиза де Лафайета, только что назначенного командующим Национальной гвардией © Chaîne de ZORROBRESIL / YouTube

Слово «кокарда» со временем обросло националистическими коннотациями, ура-патриотических артистов иногда пренебрежительно называют «кокардье». Как физический предмет сейчас используется в авиации — и на парадных шляпах студентов парижской Политехнической школы.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Марианна

Марианна — один из немногих республиканских символов, постоянно присутствующих в современной французской действительности. Первое появление Марианны на революционной сцене произошло в октябре 1792 года, когда в далекой от Парижа коммуне Пюилоран была написана песня «La guérison de Marianne» (дословно «Исцеление Марианны»). В этой песне девушка по имени Марианна впервые олицетворяла Республику. Имя Марианна, сочетавшее в себе два имени и потому казавшееся аристократам вульгарностью, революционеры стали соотносить с образом Родины-матери. Один из самых ярких образов Марианны написал в 1830 году Эжен Делакруа.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что этоМарианна на плакате 1940 года«Свобода Франции. Права французам» © The National Archives, United Kingdom

В современной Франции Марианна продолжает символизировать Республику — ее бюсты стоят во всех госучреждениях, а со времен освобождения страны от немецкой оккупации во Франции регулярно издаются специальные марки с портретами Марианны. Поскольку собственного лица у нее нет, в образе Марианны по очереди предстают самые красивые женщины страны — Брижит Бардо, Мирей Матье, Софи Марсо, Инес де ла Фрессанж, Катрин Денев и многие другие.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что этоПочтовая марка Франции с лицом Инны Шевченко © flickr.com

В 2013 году новой Марианной стала одна из участниц антиклерикального и феминистического движения Femen Инна Шевченко. Выбор вызвал скандал во французском обществе — многие политики и общественные деятели призвали бойкотировать марки с лицом Шевченко.

Марсельеза

В фильме Майкла Кертиса «Касабланка» (1942) посетители кафе пением Марсельезы заглушают голоса нескольких немецких офицеров, поющих популярную у нацистов песню «Стража на Рейне» © CortoMaltese86 / YouTube

После освободительной войны в Греции и волны революций в Европе Марсельеза стала международной песней левого сопротивления. В 1941 году в оккупированной части Франции гимн запретили, а в коллаборационистской зоне Виши она осталась национальным гимном, но к ней прибавили строчку, восхваляющую маршала Петена. В 1946 году статус Марсельезы в качестве главной песни страны был закреплен конституцией Четвертой республики. Сегодня она по-прежнему сохраняет значительность: постоянное засвистывание Марсельезы корсиканскими и алжирскими болельщиками спровоцировало правительство в 2003 году ввести наказание за оскорбление национальной символики.

В России Марсельеза с новым текстом, написанным народником Петром Лавровым, была гимном при Временном правительстве © hauntingeurope / soundcloud.com

Версия Марсельезы в исполнении Сержа Генсбура привела к огромному скандалу во Франции: военные посчитали ее провокацией и антимилитаристской акцией © mynciee / YouTube

Гильотина

Сцена казни активистки Сопротивления Софи Шолль из байопика Марка Ротемунда «Последние дни Софии Шолль» (2005)

Последняя публичная казнь с помощью гильотины состоялась во Франции в 1939 году, но сама практика сохранялась дольше: Гитлер за время своего правления гильотинировал больше людей, чем французы во времена Террора.

Дерево свободы

Дерево свободы — символ, на который в равной степени могут претендовать американцы и французы: оно появилось уже во время американской Войны за независимость, начавшейся в 1775 году, но настоящий революционный размах приобрело уже во Франции, в 80–90-х годах XVIII века. В каждой деревне, коммуне и городе было свое дерево свободы; в Париже первое появилось в 1790 году. В 1870 году, во времена Парижской коммуны, высадка революционных деревьев снова приобрела популярность.

С деревом свободы связана, пожалуй, самая знаменитая цитата Томаса Джефферсона: «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение».

Главное современное напоминание о дереве свободы — монеты евро. Кроме того, в современной политической практике дерево использует французская правая партия UMP (и ее критики).

Галльский петух

Петух впервые появился во французской символике еще в Позднее Средневековье, в качестве символа Франции и ее короля: на латинской омонимии слов «петух» и «галл» (gallus) играл еще Светоний в «Жизни двенадцати цезарей». Революционеры попытались присвоить петуха, сделав его еще одним революционным символом — наравне с Марианной и красным колпаком. В результате петух подменил собой королевскую геральдическую лилию. Часто его изображали во фригийском колпаке. При Наполеоне петух впал в немилость, но после 1830 года вернулся на гербы, монеты и фасады домов. Сейчас петуха можно видеть на гербе Французской федерации
футбола.

Источник

Франсуа Рюд. Марсельеза

Обращение художников Франции к темам истории поднимало гордость народа, напоминало о замечательных событиях его прошлого.

Франсуа Рюд (1784-1855)
«Выступление волонтёров», или «Марсельеза»
Фрагмент

Произведение, созданное несколькими десятилетиями спустя после Великой французской революции 1789 года, может быть, ярче и полнее, чем какое-либо другое, отражает пафос, героический порыв, патриотизм, подъем народных масс в эпоху революции. Как и Делакруа в картине «Свобода на баррикадах», скульптор достиг большой выразительности сочетанием условных и реалистических приемов. Рюд дает жизненные фигуры, но одевает своих героев в античные одежды.

Франсуа Рюд (1784-1855)
«Выступление волонтёров», или «Марсельеза»

Художник прибегает к обобщенным мощным формам, построенным на контрастах светотени. Вся группа дана в сильном движении, отчего еще более усиливается драматический эффект. Особенно резко оно выявлено в центральной женской фигуре. Зритель слышит призыв к борьбе, крик, вырывающийся из широко раскрытого рта.

Франсуа Рюд (1784-1855)
«Выступление волонтёров», или «Марсельеза»
Фрагмент

Триумфальная арка расположена на площади Шарля де Голля (прежнее название площади — Площадь Звезды). Арка находится в верхней части Елисейских полей, на холме Шайо.

Триумфальная арка расположена на площади Шарля де Голля (прежнее название площади — Площадь Звезды). Арка находится в верхней части Елисейских полей, на холме Шайо.

*Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей

Источник

Свобода на баррикадах (свобода, ведущая народ), делакруа, 1830

Марианна с флагом республиканской Франции и ружьем ведет за собой народ. На голове ее —фригийский колпак. Кстати, он же был прообразом шапочки якобинцев во время Великой Французской революции и считается символом свободы.

Сама Марианна — главный революционный символ Франции. Она олицетворяет триаду «Свобода, Равенство, Братство». Сегодня ее профиль размещён на государственной печати Франции; хотя бывали времена (уже после революции 1830-го, кстати), когда было запрещено использовать ее образ.

Описывая смелый поступок, мы обычно говорим, что человек с голыми руками пошел на врага, предположим. У Делакруа французы шли с голой грудью и в этом выражалась их отвага. Потому и у Марианны грудь голая.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что этоМарианна

Рядом со Свободой — рабочий, буржуа и подросток. Так Делакруа хотел показать единство французского народа во время июльской революции. Есть версия, что человек в цилиндре — сам Эжен. Не случайно же он написал брату: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».

Картина была впервые выставлена почти через год после революционных событий. Государство с восторгом приняло ее и купило. Однако следующие 25 лет доступ к полотну был закрыт — дух свободы был настолько силен, что его от греха убрали подальше от разгоряченных июльскими событиями французов.

События июля 1830 года вошли в историю как три славных дня. Карл Х был свергнут, на престол взошел Луи-Филипп, герцог Орлеанский, то есть власть от Бурбонов перешла к младшей ветви, Орлеанскому дому. Франция осталась конституционной монархией, но теперь принцип народного суверенитета возобладал над принципом божественного права короля.

Пропагандистская почтовая открытка, направленная против Парижской коммуны (июль 1871 года)

Карл Х хотел восстановить порядок, царивший до Великой французской революции 1789 года. И это очень не нравилось французам. События развивались стремительно. 26 июля 1830 года король распустил палату представителей, ввел новые цензы в избирательное право.

Недовольные его консервативной политикой либеральная буржуазия, студенты и рабочие 27 июля подняли бунт. Через сутки баррикадных боев на сторону восставших начали переходить вооруженные солдаты. Лувр и Тюильри были блокированы.

И 30 июля над королевским дворцом взвился французский триколор.

Главный романтик европейской живописи Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа в 1798 года.

Много лет спустя, когда Эжен будет блистать в обществе и покорять дамские сердца, интерес к нему будут подогревать сплетни относительно тайны рождения. Дело в том, что точно нельзя сказать, чьим сыном был Эжен.

По официальной версии, отцом был Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел. По альтернативной — Шарль Талейран или даже сам Наполеон.

Благодаря своей неугомонности Эжен чудом пережил трехлетний возраст: к тому времени он едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок для овса; «горел», когда над его кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания; «травился», наглотавшись краски-медянки. Классический путь страстей и испытаний героя романтизма.

Когда встал вопрос о выборе ремесла, Делакруа решил заниматься живописью. У Пьера Нарсиса Герена он освоил классическую базу, а в Лувре познакомился с родоначальником романтизма в живописи Теодором Жерико. В то время в Лувре было немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Рубенс, Веронезе, Тициан — дни пролетали незаметно.

Успех пришел к Делакруа в 1824 году, когда он выставил картину «Резня на Хиосе». Это было второе полотно, представленное публике. Картина явила ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал ее «жутким гимном року и страданию».

Посыпались обвинения в чрезмерном натурализме, а после следующей картины — «Смерть Сарданапала» — еще и в неприкрытом эротизме. Критики никак не могли понять, зачем полотно, словно бы кричит, грозит и богохульствует.

Но именно такой аккорд эмоций понадобился художнику, когда он взялся за «Свободу, ведущую народ».

Вскоре мода на бунт прошла, и Делакруа начал искать новый стиль. В 1830-х он побывала в Марокко и был обескуражен увиденным. Африканский мир оказался не таким шумным и праздничным, каким представлялся, но патриархальным, погруженным в свои домашние заботы. Делакруа сделал сотни эскизов, которые использовал следующие 30 лет.

Вернувшись во Францию, Делакруа понял, что значит востребованность. Заказы приходили один за другим. В основном это были официальные вещи: роспись в Бурбонском дворце и Лувре, украшение Люксембургского дворца, создание фресок для церкви Сен-Сюльпис.

Все у Эжена было, все его любили и, несмотря на его развивавшуюся болезнь горла, всегда ждали с его колкими шуточками. Но, сетовал Делакруа, все боготворили работы прошлых лет, свежие же оставались без внимания. Делакруа, получая комплименты на картины 20-летней давности, мрачнел. Скончался он в 65 лет от той самой болезни горла, и сегодня его тело покоится на Пер-Лашез.

История одного шедевра. Делакруа. «Свобода на баррикадах»

История одного шедевра

Эжен Делакруа. «Свобода на баррикадах»

В 1831 году в Парижском салоне французы впервые увидели картину Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Мощью, демократизмом и смелостью художест­венного решения полотно произвело ошеломляю­щее впечатление на современников. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул:

«Вы говорите — глава школы? Скажите лучше — глава мятежа!»

После закрытия салона правитель­ство, напуганное грозным и вдохновляющим при­зывом, исходящим от картины, поспешило вер­нуть ее автору. Во время революции 1848 года ее вновь поставили на всеобщее обозрение в Люксембургском дворце. И вновь вернули художнику.

Лишь после того, как полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, оно попало в Лувр.

Здесь хранится и поныне это одно из лучших созданий французского романтизма — вдохновенное свидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу.

Какой же художественный язык нашел молодой французский романтик, чтобы слить воедино эти два, казалось бы, противоположных начала — широкое, всеобъемлющее обобщение и жестокую в своей обнаженности конкретную реальность?

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

…Париж знаменитых июльских дней 1830 го­да. Воздух, пропитанный сизым дымом и пылью. Прекрасный и величавый город, исчезающий в пороховом мареве. Вдалеке едва заметно, но гордо высятся башни собора Парижской богоматери — символа истории, культуры, духа французского народа.

Оттуда, из задымленного города, по развали­нам баррикад, по мертвым телам погибших то­варищей упрямо и решительно выступают вперед повстанцы. Каждый из них может умереть, но шаг восставших непоколебим — их воодушевляет воля к победе, к свободе.

Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, в страстном по­рыве зовущей за собой. Неиссякаемой энергией, вольной и юной стремительностью движения она подобна греческой богине победы Нике.

Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского наро­да. Она направляющая сила движения группы на баррикадах. От нее, как от источника света и центра энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе.

Находящиеся в непо­средственной близости к ней, каждый по-своему, выражают причастность к этому воодушевляю­щему и вдохновляющему призыву.

Справа мальчишка, парижский гамен, разма­хивающий пистолетами. Он ближе всех к Свобо­де и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. В стремительном, по-мальчи­шески нетерпеливом движении он даже чуть опережает свою вдохновительницу. Это предшествен­ник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отвер­женные»:

«Гаврош, полный вдохновения, сияю­щий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Он сновал взад и вперед, поднимался вверх, опус­кался вниз, снова поднимался, шумел, сверкал радостью. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать.

Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина? Да, конечно, его нищета. Были ли у него крылья? Да, конечно, его веселость. Это был какой-то вихрь. Он как бы наполнял собою воздух, присутствуя одновременно повсюду…

Огромные баррикады чувствовали его на своем хребте».

Гаврош в картине Делакруа — олицетворение юности, «прекрасного порыва», радостного прия­тия светлой идеи Свободы. Два образа — Гавроша и Свободы — как бы дополняют друг друга: один — огонь, другой — зажженный от него факел. Генрих Гейне рассказывал, какой живой от­клик вызвала у парижан фигура Гавроша.

«Черт возьми! — воскликнул какой-то бакалейный тор­говец.— Эти мальчишки бились, как вели­каны!»

Слева студент с ружьем. Прежде в нем видели автопортрет художника. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Его движение более сдержанно, более сконцентрированно, осмыслен­но.

За ним выступает столь же от­важно и решительно настроенный рабочий с саблей.

У ног Свободы раненый. Он с трудом приподнимается, чтобы еще раз взглянуть вверх, на Свободу, увидеть и всем сердцем ощутить то пре­красное, за что он погибает. Эта фигура вносит остродраматичное начало в звучание полотна Де­лакруа. Если образы Свободы, Гавроша, студента, рабочего — почти символы, воплощение непре­клонной воли борцов свободы — вдохновляют и призывают зрителя, то раненый взывает к состра­данию. Человек прощается со Свободой, проща­ется с жизнью. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв.

Его фигура переходная. Взгляд зрителя, до сих пор завороженный и увлеченный революционной решимостью восставших, опускается вниз, к под­ножию баррикады, покрытому телами славных по­гибших солдат.

Смерть представлена художником во всей оголенности и очевидности факта.

Картина написана 32-летним художником, который был полон сил, энергии, жаждой жить и творить. Молодой живописец, прошедший школу в мастерской Герена, ученика знаменито­го Давида, искал собственные пути в искусстве. Постепенно он становится главой нового направления — романтизма, пришедшего на смену ста­рому — классицизму.

В отличие от предшествен­ников, строивших живопись на рациональных основах, Делакруа стремился взывать прежде всего к сердцу. По его мнению, живопись должна потрясать чувства человека, целиком захватывать его той страстью, которая владеет художником. На этом пути Делакруа вырабатывает свое твор­ческое кредо.

Он копирует Рубенса, увлекается Тернером, близок к Жерико, любимым колорис­том французского мастера становится Тинторетто. Приехавший во Францию английский театр увлек его постановками трагедий Шекспира. Од­ним из любимых поэтов стал Байрон. Из этих увлечений и привязанностей складывался об­разный мир картин Делакруа.

Он обращался к историческим темам, сюжетам, почерпнутым из произведений Шекспира и Байрона. Его вообра­жение волновал Восток.

Но вот в дневнике появляется фраза:

«Почувст­вовал в себе желание писать на современные сю­жеты».

Делакруа заявляет и более определенно:

«Хочется писать на сюжеты революции».

Однако окружающая романтически настроенного худож­ника тусклая и вялая действительность не давала достойного материала.

И вдруг в эту серую обыденность как вихрь, как ураган врывается революция. Весь Париж покрылся баррикадами и в течение трех дней на­всегда смел династию Бурбонов. «Священные дни Июля! — восклицал Генрих Гейне.— Как прекрасно было солнце, как велик был народ париж­ский!»

5 октября 1830 года Делакруа, очевидец рево­люции, пишет брату:

«Я приступил к картине на современный сюжет— «Баррикады». Если я не сражался за свое отечество, то по крайней мере буду делать живопись в его честь».

Так возник замысел. Вначале Делакруа заду­мал изобразить конкретный эпизод революции, например «Смерть д’Арколя», героя, павшего при захвате ратуши. Но художник очень скоро отка­зался от такого решения. Он ищет обобщающий образ, который воплотил бы в себе высший смысл происходящего.

В поэме Огюста Барбье он нахо­дит аллегорию Свободы в виде «…сильной жен­щины с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах…». Но не только поэма Барбье натолкнула художника на создание образа Сво­боды. Ему было известно, как яростно и само­отверженно боролись француженки на баррика­дах.

«И женщины, прежде всего женщины из простонародья — раз­горяченные, возбужденные — воодушевляли, по­ощряли, ожесточали своих братьев, мужей и де­тей. Они помогали раненым под пулями и кар­течью или бросались на своих врагов, как львицы».

Делакруа, вероятно, знал и об отважной девушке, захватившей одну из пушек неприятеля. Потом ее, увенчанную лавровым венком, с триумфом несли в кресле по улицам Парижа под приветствен­ные крики народа. Так уже сама действительность давала готовые символы.

Делакруа оставалось лишь художественно ос­мыслить их. После продолжительных поисков наконец выкристаллизовался сюжет картины: ве­личественная фигура ведет за собой неудержимый поток людей. Художник изображает лишь неболь­шую группу повстанцев, живых и погибших.

Но защитники баррикады кажутся необычайно мно­гочисленными. Композиция строится так, что группа сражающихся не ограничена, не замкнута в себе. Она лишь часть нескончаемой лавины лю­дей.

Художник дает как бы фрагмент группы: рама картины обрезает фигуры слева, справа, снизу.

Обычно цвет в произведениях Делакруа приоб­ретает остроэмоциональное звучание, играет до­минирующую роль в создании драматического эффекта. Краски, то бушующие, то затухающие, приглушенные, создают напряженную атмосферу. В «Свободе на баррикадах» Делакруа отходит от этого принципа. Очень точно, безошибочно выби­рая краску, накладывая ее широкими мазками, художник передает атмосферу боя.

Но колористическая гамма сдержанна. Дела­круа заостряет внимание на рельефной модели­ровке формы. Этого требовало образное решение картины. Ведь, изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Поэтому фигуры почти скульптурны. Поэтому каждый персонаж, являясь частью еди­ного целого картины, составляет и нечто замкну­тое в себе, представляет собою символ, отливший­ся в завершенную форму. Поэтому цвет не только эмоционально воздействует на чувства зрителя, но несет и символическую нагрузку. В коричнево-сером пространстве то здесь, то там вспыхивает торжественное трезвучие красного, синего, бело­го — цветов знамени французской революции 1789 года. Неоднократное повторение этих цветов поддерживает мощный аккорд трехцветного фла­га, реющего над баррикадами.

Картина Делакруа «Свобода на баррикадах» — сложное, грандиозное по своему размаху произ­ведение.

Здесь сочетаются достоверность непо­средственно увиденного факта и символичность образов; реализм, доходящий до брутального на­турализма, и идеальная красота; грубое, страш­ное — и возвышенное, чистое.

Недаром многие критики, даже доброжелательно настроенные по отношению к Делакруа, были шокирова­ны новизной и смелостью картины, немыслимыми для того времени. И недаром позже французы назвали ее «Марсельезой» в живописи.

Являясь одним из лучших созданий и порожде­ний французского романтизма, полотно Делакруа остается уникальным по своему художественному содержанию.

«Свобода на баррикадах» — един­ственное произведение, в котором романтизм с его вечной тягой к величественному и героичес­кому, с его недоверием к действительности обра­тился к этой действительности, был ею вдохнов­лен и обрел в ней высший художественный смысл.

Но, отвечая на зов конкретного события, внезап­но изменившего привычное течение жизни целого поколения, Делакруа выходит за его пределы. В процессе работы над картиной он дает волю свое­му воображению, отметает все конкретное, пре­ходящее, единичное, что может дать реальность, и преображает ее творческой энергией.

Это полотно доносит до нас горячее дыхание июльских дней 1830 года, стремительного рево­люционного взлета французской нации и являет­ся совершенным художественным воплощением прекрасной идеи борьбы народа за свою сво­боду.

Е. ВАРЛАМОВА

«Свобода, ведущая народ на баррикады»

В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: “Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты”. Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу: “Хочется писать на сюжеты революции”. Художник и раньше неоднократно говорил о желании писать на современные темы, но очень редко реализовывал эти свои Желания.

Происходило это потому, что Делакруа считал: “…следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. Мы должны обходиться в картинах без моделей. Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, который мы Хотим передать: модель либо вульгарна, либо неполноценна, либо Красота ее настолько иная и более совершенная, что все приходится менять”.

Марсельеза французской живописи что это. Смотреть фото Марсельеза французской живописи что это. Смотреть картинку Марсельеза французской живописи что это. Картинка про Марсельеза французской живописи что это. Фото Марсельеза французской живописи что это

Красоте жизненной модели художник предпочитал сюжеты из романов. “Что же следовало бы сделать, чтобы найти сюжет? – спрашивает он себя однажды. – Открыть книгу, способную вдохновить, и ввериться своему настроению!” И он свято следует своему собственному совету: с каждым годом книга все больше становится для него источником тем и сюжетов.

Так постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало “выглядеть мелким” и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Изумление и энтузиазм, пережитые в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая настоящее величие, которое он никогда в ней не видел и которое искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

Июльские дни отозвались в душе Эжена Делакруа замыслом новой картины. Баррикадные бои 27, 28 и 29 июля во французской истории решили исход политического переворота.

В эти дни был свергнут король Карл X – последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов. Впервые для Делакруа это был не исторический, литературный или восточный сюжет, а самая настоящая жизнь.

Однако, прежде чем этот замысел воплотился, ему предстояло пройти длинный и сложный путь изменений.

Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине.

О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали.

Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.

Художнику уже становится мало фигуры одного только д’Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам.

Масштабность, ощущение необъятности и размаха происходящего – вот что сообщает Делакруа своему огромному полотну и чего не дало бы изображение частного эпизода, пусть даже и величественного.

Композиция картины очень динамична. В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, она движется в направлении переднего плана картины и вправо. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа.

Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться. И вот, опережая толпу, из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой.

На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам.

Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует – она ободряет и возглавляет восставших.

При работе над картиной в мировоззрении Делакруа столкнулись два противоположных начала – вдохновение, внушенное действительностью, а с другой стороны, уже давно укоренившееся в его сознании недоверие к этой действительности.

Недоверие к тому, что жизнь может быть прекрасна сама по себе, что человеческие образы и чисто живописные средства могут передать во всей полноте замысел картины.

Это недоверие и продиктовало Делакруа символическую фигуру Свободы и некоторые другие аллегорические уточнения.

Художник переносит всё событие в мир аллегории, отражаем идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: “Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс – это бог”) в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной.

Аллегорическая Свобода полна жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы – силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр.

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все величие его картины не может заслонить того впечатления, которое вначале оказывается лишь еле заметным.

Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа, и от более поздних ценителей и критиков.

Даже 25 лет спустя, когда публика уже привыкла к натурализму Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед “Свободой на баррикадах”, забывая о всякой сдержанности выражений: “Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна. Нам нечего делать с этой постыдной мегерой!”

Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине? Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп, который старался представить свой приход к власти чуть ли не единственным содержанием революции.

Многие художники, взявшиеся именно за такой подход к теме, устремились по пути наименьшего сопротивления. Революция, как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует.

Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года, и “три славных дня” предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного.

К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена “Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа” или полотно О. Берне “Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль”.

Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной и исключительной, как это может показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны.

В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем – представители вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов.

И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается уже в них, в фигуре Свободы достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка.

А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка – маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.

Картиной “Свобода на баррикадах” заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину и приложил много усилий, чтобы она попала в Лувр. Однако после захвата власти “буржуазной монархией” экспозиция этого полотна была запрещена.

Только в 1848 году Делакруа смог еще один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после поражения революции она надолго попала в запасник.

Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно привыкли видеть в этой картине “Марсельезу французской живописи”.

Анализ картины Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»

Проверила преподаватель
по ИЗО Гиндина О.В.

1-Введение. Описание историко-культурного контекста эпохи.

Романтизм сменяет эпоху
Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода и фотографии и фабрично-заводских окраин.

Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы.

Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax.

Развитие романтизма в
живописи протекало в острой полемике с приверженца классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни».

В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия.

Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико

Историческими вехами, определяющими
развитие западноевропейского искусства
середины XIX столетия, были европейские революции 1848-1849 гг. и Парижская коммуна 1871 г.

В наиболее крупных капиталистических странах происходит бурный рост рабочего движения. Возникает научная идеология революционного пролетариата, создателями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Подъем активности пролетариата вызывает бешеную ненависть буржуазии, объединяющей вокруг себя все силы реакции.

С революциями 1830 и 1848-1849 гг. связаны наивысшие достижения искусства, основаны направлениями которого в
этот период были революционный романтизм
и демократический реализм. Самыми яркими представителями революционного романтизма в искусстве середины XIX в. Были французский живописец Делакруа и французский скульптор Рюд.

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте»[2] (1822), выставленная им в Салоне.

Творчество Эжена Делакруа может быть разделено на два периода. В первый-художник был близок к действительности, во второй-постепенно отходит от нее, ограничиваясь сюжетами, подчерпнутыми из литературы, истории, мифологии. Наиболее значительные картины:

«Резня на Хиосе» ( 1823-1824, Лувр, Париж) и «Свобода на баррикадах» ( 1830,Лувр,Париж)

Картина «Свобода на баррикадах».

Революционно-романтическое
полотно «Свобода на баррикадах»
связано с июльской революцией 1830 г. В Париже.

Художник конкретизирует место действия-справа вырисовывается остров Сите и башни собора Парижской Богоматери.

Вполне конкретны и образы людей, социальную принадлежность которых можно определить и по характеру лиц, и по костюмам. Зритель видит восставших рабочих, студентов, парижских мальчишек и интеллигента.

Это аллегория
Свободы, ведущей за собой народ
( отсюда второе название картины-Свобода, ведущая народ).

Картина была выставлена в
Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.Однако затем на протяжении почти двадцати пяти лет из-за революционного характера сюжета произведение Делакруа не выставлялось.

В настоящее время находится
в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Композиция картины очень
динамична. Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней».

В самом деле, художник придал своей героине и величавую осанку «Венеры Милосской», и те черты, которыми наделил Свободу поэт Огюст Барбье, певец революции 1830 г.: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнём в глазах, быстрая, с широким шагом».

Свобода поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа: мастеровые, военные, буржуа, взрослые, дети.

Постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало «выглядеть мелким» и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Изумление и энтузиазм, пережитые
в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая
настоящее величие, которое он никогда
в ней не видел и которое
искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

Июльские дни отозвались в душе Эжена Делакруа замыслом новой картины. Баррикадные бои 27, 28 и 29 июля во французской истории решили исход политического переворота.

В эти дни был свергнут король Карл X — последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов. Впервые для Делакруа это был не исторический, литературный или восточный сюжет, а самая настоящая жизнь.

Однако, прежде чем этот замысел воплотился, ему предстояло пройти длинный и сложный путь изменений.

Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине. О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали.

Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.Художнику уже становится мало фигуры одного только д’Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев.

Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

При работе над картиной в мировоззрении
Делакруа столкнулись два противоположных
начала — вдохновение, внушенное действительностью, а с другой стороны, уже давно
укоренившееся в его сознании недоверие к этой действительности.

Недоверие к тому, что жизнь
может быть прекрасна сама по себе, что человеческие образы и чисто
живописные средства могут передать во всей полноте замысел картины.

Это недоверие и продиктовало Делакруа символическую фигуру Свободы
и некоторые другие аллегорические уточнения.

Художник переносит всё событие
в мир аллегории, отражаем идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду
Мане: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс — это бог») в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной.

Аллегорическая Свобода полна
жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы — силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр.

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все
величие его картины не может
заслонить того впечатления, которое
вначале оказывается лишь еле
заметным.

Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных
стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне
колебание Делакруа между искренним
желанием показать действительность (какой
он ее видел) и непроизвольным стремлением
поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи
забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной
и исключительной, как это может
показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи
по существу и по своей роли тоже аллегоричны.

В их лице Делакруа как
бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или
художник) с ружьем — представители
вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные
образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов.

И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается
уже в них, в фигуре Свободы
достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая
парижанка.

А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает
пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка — маленький
гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет
Гаврошем.

Картиной «Свобода на баррикадах» заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину
и приложил много усилий, чтобы
она попала в Лувр. Однако после
захвата власти «буржуазной монархией» экспозиция этого полотна была запрещена.

Только в 1848 году Делакруа смог еще
один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после
поражения революции она надолго
попала в запасник.

Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно
привыкли видеть в этой картине «Марсельезу французской живописи».

Картина изображена на холсте. Нарисована она была маслом.

Тема революции и свободы
до сих пор будоражит не только великие умы, но и народ. Сейчас свобода человечества находится
под руководством власти. Людей ограничивают во всем, человечеством движут деньги, а во главе стоит буржуазия.

Сейчас очень много
художников, поэтов, авторов, которые
в своих картинах, стихах отображают состояние страны. По мнению многих — все движется к революции. В
странах западной Европы уже отмечены попытки революционного восстания
против власти.

В 21 веке у человечества больше возможности выходить на митинги, пикеты, манифесты, рисовать и создавать
тексты( но есть исключения, если текст отнесут к экстремизму), в которых они смело показывают свои позиции и взгляды.

С недавнего времени тема свободы и революции в России тоже стала наиболее актуальна, чем
была раньше. Все это связано с
последними событиями со стороны
оппозиции ( движения «Левый фронт», «Солидарность», партия Навальнова и Бориса Немцова)

Все чаще и чаще мы слышим лозунги, призывающие дать свободу
и сделать переворот в стране. У современным поэтов четко это выражено в стихах. Пример –Алексей Никонов. Его революционный бунт и своя позиция по отношению ко всей ситуации в стране отображается не только в стихах, но и в его песнях.

Я тоже считаю то, что нашей
стране нужен революционный переворот. Нельзя отбирать у человечества свободу, заковывать их в кандалы и заставлять работать на систему. У человека есть право выбора, свобода слова, но и это пытаются отобрать. И нет границ-младенец ты, ребенок или взрослый человек. Поэтому мне очень близки картины Делакруа как и он сам.

Ссылки, по которым была написана контрольная работа.

Свобода, ведущая народ

Делакруа (1798–1863).
Тип: Картина маслом на холсте.

Месторасположение: Лувр, Париж.

Делакруа

Сильное влияние на французскую живопись 19-го века оказал один из самых известных мастеров романтизма. Тем не менее, на Делакруа в значительной мере повлияли старые мастера, такие как Паоло Веронезе и Рубенс, а также более поздние художник, например, Гойя.

Романтическая экспрессивность художника состояла из комбинации классических элементов живописи, барочных цветов и шероховатого реализма. Заядлый путешественник ассимилирует цвета и мотивы Северной Африки и Испании.

Более свободную и красочную манеру письма художник перенимает в процессе общения с английскими мастерами Джоном Констеблем и Уильямом Тернером.

Синопсис

«Свобода, ведущая народ» — это одновременно политическая и аллегорическая работа. Картина, созданная в период с октября по декабрь 1830 года, представляет собой пример французского романтизма, но при этом развивает идеи реализма.

Эта работа посвящена июльской революции 1830 года, при которой был свергнут король Франции Карл X, что привело к восхождению на трон его двоюродного брата — Луи-Филиппа I.

Впервые продемонстрированная на Парижском салоне 1831 года, где вызвала переполох из-за своего политического значения, композиция демонстрировала аллегорическую фигуру Свободы (известную как Марианна, национальный символ Французской Республики), ведущую свой народ к победе по телам павших товарищей. Правой рукой она поднимает триколор, в левой держит мушкет со штыком. Из-за своего политического содержания картина длительное время была скрыта от общественности.

В картине на фоне собора Нотр-Дам изображены повстанцы различных социальных классов, что видно по их одежде и вооружению.

Например, размахивающий шашкой человек — представитель рабочих слоев общества, фигура в шляпе — представитель буржуазии, а мужчина на коленях — сельский житель и, вероятно, строитель. Два мертвых тела в мундирах на переднем плане, скорее всего, это солдаты из королевского полка.

Маленький мальчик часто ассоциируется с Гаврошем, персонажем книги Виктора Гюго, несмотря на то, что картина была написана за двадцать лет до ее публикации.

Над композицией доминирует Свобода, вызвавшая скандал среди первых зрителей.

Делакруа изображает ее не красивой идеализированной женщиной, а грязной, полуголой и мускулистой активисткой, переступающей через трупы и даже не обращающей на них внимания.

Посетители выставки в Париже называли женщину торговкой или даже путаной. Героиня, несмотря на всю критику, символизирует молодого революционера и, само собой, победу.

Некоторые искусствоведы утверждают, что Делакруа, создавая свою Свободу, вдохновлялся статуей Венеры Милосской (ее автором считается Александрос Антиохийский), что подчеркивает классицизм композиции. Об этом также говорит классическая драпировка желтого платья. Цвет флага намеренно выделяется на фоне серой цветовой гаммы холста.

Свобода, ведущая народ обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Историческая живопись (архив)

Объект «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа

Классическая экскурсия по архитектуре и экспонатам великого музея. Представлен один из наиболее популярных маршрутов, предлагаемых самим музеем.
Экскурсия состоит из 41 эпизода. Общая продолжительность звучания около 118 минут
Продолжительность экскурсии с учетом перемещений около 4 часов

Прародителем Лувра стала крепость, заложенная в 12 веке. Став жилищем Франсуа Первого, позже Лувр превратился в блестящую резиденцию Короля-Солнце, Людовика Четырнадцатого.

В 1793 году Французская Республика официально утвердила открытие музея Лувр. Таким образом, Лувр является одним из старейших музеев мира.
В 1981 году Франсуа Миттеран объявил о начале программы «Большой Лувр».

В рамках проекта бывший дворец был отреставрирован и преобразован в современный музей.

Сайт достопримечательности

www.louvre.fr (французский, английский, китайский, японский)

Технические подробности

Дата основания музея: 1793 год
Количество посетителей (2008): 8,5 млн
Коллекции разделены на 8 тематических разделов
Коллекция живописи включает более 6000 экспонатов
Коллекция Египетского отдела (50 000 экспонатов) – одна из крупнейших в мире

Интересные легенды и факты

Длина коридоров Лувра составляет 42 км – марафонскую дистанцию.

Местоположение и как добраться

Режим работы

Музей закрыт во ВТОРНИК
По средам и пятницам: 9-00 – 22-00
В остальные дни: 9-00 – 18-00

Стоимость посещения

Постоянные коллекции:
Полный билет: 9,00 EUR
Вечерний билет (по средам и пятницам 18-00 – 21-45): 6,00 EUR
Временные выставке в холле Наполеона:
Полный билет: 9,50 EUR
Комбинированный билет (постоянные коллекции и временные выставки в холле Наполеона):
Полный билет: 13,00 EUR
Вечерний билет (по средам и пятницам 18-00 – 21-45): 11,00 EUR
Каждое первое воскресенье месяца вход БЕСПЛАТНЫЙ (не включает посещение временных выставок в холле Наполеона)

Особенности поведения

ДРЕСС-КОД

Полезная информация

Имеется возможность покупки билетов через интернет. Очереди в самом музее за билетами небольшие в силу множества автоматов и живых кассиров.

Наличие «родных аудиогидов»

Предлагаются аудиогиды на французском, английском, немецком, итальянском языках.
Гид информативно очень полон, прекрасно структурирован; замечательная оригинальная подача информации.

В силу большого объема и сложной структуры интерфейс гида не очень интуитивен, придется потратить некоторое время, чтобы разобраться со сложной системой окон.

Стоимость: 6,00 EUR
Наша оценка – 5 за информацию и подачу, 4 – за интерфейс

Рекомендации по осмотру

Очень рекомендуем выбрать для знакомства с музеем один из маршрутов, предлагаемых на официальном сайте.

Темы некоторых маршрутов: Шедевры Лувра; Охота на Львов – французская скульптура; Натюрморты в живописи Северной Европы; Каллиграфия в исламском искусстве; Код да Винчи: выдумка и факты.
Приводится также примерная длительность каждого маршрута.

Наш аудиогид объединяет 2 базовых маршрута, идеальных для первого посещения музея: Шедевры Лувра и от Дворца к Музею (история Лувра).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *