Маршрут 1 в эрмитаже что включает в себя
Маршруты посещения Эрмитажа в 2021 году
Реалии 2021 года вносят изменения в работу всех учреждений культуры России, в том числе и музеев. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге всегда посещало множество туристов, наших и иностранных.
Чтобы уменьшить риск заражения ковидом, руководство музейного комплекса еще в 2020 году приняло решение развести людские потоки по регламентированным маршрутам.
На посещение Эрмитажа по любому из маршрутов дается сеанс длительностью 2 часа. Одновременно запускается не более 100 человек.
Маршрут №1 по Эрмитажу
Этот маршрут считается традиционным, его выбирают для первого похода в Эрмитаж. По нему в допандемийное время чаще всего и водили экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые знаменитые экспонаты искусства Высокого Возрождения.
Туристы, купившие билеты за полную стоимость идут через главный вход Зимнего с Дворцовой площади под аркой, затем через внутренний Большой Двор по указателю к Иорданской лестнице.
Льготные категории граждан, а также их сопровождающие с билетами общей категории, заходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это устроено специально, чтобы избежать скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку к цене. К началу маршрута проходите, следуя распоряжениям служащих музея и направляющим стрелкам-указателям.
Мы рекомендуем приобретать билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией в бесплатном приложении, которое устанавливается на Ваш телефон. Аудиогид проведет Вас по маршруту и ознакомит с главными экспонатами музея:
На заметку: только этот путь подходит для маломобильных граждан, так как между этажами имеются подъемники.
План маршрута №1 по Эрмитажу
Маршрут №1 начинается для всех посетителей с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «снимавшейся» во многих исторических фильмах.Далее путь ведет вас в парадные залы Зимнего дворца:
Из Аполлонова зала Вы попадаете в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: здесь выставлена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «Прекрасная Садовница» из собрания полотен Лувра.
По Романовской галерее, где уже выставляются экспонаты западноевропейского искусства, вы попадаете в Павильонный зал со знаменитыми часами.
Важно: Не стоит выбирать самое позднее время посещения, так как с 2020 года Павлина не заводят.
От прекрасной птицы – переход в Новый Эрмитаж к самым знаменитым шедеврам из коллекции российских императоров. Вас ожидают картины великих мастеров:
И, конечно же, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.
Далее указатели ведут к искусству Древних Греции, Рима и Египта. Мальчикам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.
Если из отведенных 2 часов времени еще достаточно, поднимитесь на 3 этаж Зимнего дворца в Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков, чтобы увидеть полотна Рубенса и его учеников, Джордано, Голциуса, последователей Караваджо и других художников.
По прохождении маршрута выходите из Эрмитажа на Дворцовую набережную к знаменитым атлантам.
Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга
Этот путь знакомства с сокровищами Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается у Церковной лестницы идет через покои императорской семьи, залы русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов выводит туристов к галереям с творениями мастеров Высокого Возрождения.
При этом помните: времени на путешествие у вас также 2 часа. Стоит ли гнаться за количеством?Логичнее выбрать маршрут №2, если вы уже были в Эрмитаже ранее и хотите посмотреть что-то новое, необычное. Тем, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам этот путь не подходит, так как его большая часть лифтами не оборудована.
Купившие билеты на этот маршрут по полной стоимости, проходят через вход на Дворцовой площади, во Большом дворе ориентируются на указатели к Церковной лестнице. Льготники и их сопровождающие ищут вход с Шуваловского проезда. Билеты на второй маршрут доступны онлайн на официальном сайте.
План маршрута №2 по Эрмитажу
От Церковной лестницы и Малой дворцовой церкви вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для проживания императоров и их семей, начиная с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец был возрожден после страшного пожара 1837 года. Часть интерьеров архитектор Стасов восстановил по имевшимся чертежам, большинство создал заново в стиле ампир.
Ваш путь пройдет через:
По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж к залам с произведениями искусства и предметами быта народов и государств востока, при чем маршрут разделяется на несколько направлений.
Информация по секрету от бывалых : после каждого из них можно вернуться к лестнице и выбрать следующее.
На третьем этаже вам доступны два направления с творчеством народов:
Можно исключить восточное искусство, продолжив«русское» направление №3 с семью залами обстановки времен Екатерины II и покоями императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, включающими:
После их осмотра вы выйдете к двум залам с произведениями французского искусства XVIII века.
Направление №4 от «Темного» коридора с шпалерами французского и фландрийского производства ведет через залы:
Именно через последний зал можно перейти в другую часть Зимнего дворца, чтобы попасть в финале к Высокому Возрождению, но поскольку время осмотра лимитировано, на этом стоит закончить осмотр по второму маршруту, а не пытаться «объять необъятное». Служащие музея подскажут, как пройти к выходу на Дворцовую набережную.
Маршрут №3 по Эрмитажу
Если вы прошли Зимний дворец, Малый и Новый Эрмитажи неоднократно, музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле здания Главного Штаба.
Часы работы этого филиала, условия приобретения билетов такие же, как и Эрмитаже. Время на осмотр экспозиций стандартное – 2 часа.Вход – на Дворцовой площади, выход – у Певческого моста через Мойку.
В программе осмотра:
Кроме того, гостям предлагается познакомиться с интересными документами и экспонатами, связанными с работой министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений русской Гвардии, в разные периоды жизни страны.
В недавно возрожденном храме Александра Невского открыта выставка богослужебных предметов, относящихся к первой четверти XIX века, в том числе:
Для третьего маршрута по Эрмитажу также доступны билеты с аудиоэкскурсией, благодаря которой Вы не заблудитесь в музее и узнаете много нового:
Внимание: для маломобильных граждан доступно несколько залов, их список и организацию помощи уточняют заранее по телефону 8-812-495-71-71.
Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2021 году
В период пандемии летом 2021 года экскурсии проводятся в индивидуальном порядке – группой до 10 человек.
Цена билетов – 1000 руб.(входной билет и экскурсионное обслуживание), льгот нет. Исключение – детский вариант «В мире прекрасного» со стоимостью 600 руб.
Взрослым гостям предлагаются визиты:
Узнать больше о Золотой кладовой, режиме работы и стоимости билетов в 2021 году Вы можете здесь, о Бриллиантовой кладовой здесь.
Временные выставки
В стоимость билетов на маршрутах № 1 и 2 по Эрмитажу включены временные выставки. Они располагаются в разных залах музея. Часть доступна только на маршруте №2 (например, «Дорожный сундук Александра III), другие – в обоих направлениях (например, «Искусство Средневековья из галереи Умбрии»).
Временные экспозиции вы можете посетить и отдельно, вне установленных маршрутов. Время проведения, сеансы и цены изучайте здесь.
График сеансов, единый для любого маршрута
Дни недели | Сеансы для основной категории посетителей | Сеансы по специальному предложению льготным категориям |
вторник-воскресенье | 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 | 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00 |
среда, пятница, суббота (доп.) | 17-30, 18-00 | — |
Выходной день – по понедельникам, а также в государственные праздники 1 января и 9 мая.
Полезные советы
Контроль времени ведут служащие музея. В любое время они могут попросить показать ваш онлайн-билет и проверить часы сеанса.Смотрители подскажут при необходимости и нужное направление на развилках маршрутов.
В отзывах о различных маршрутах посещения Эрмитажа туристы говорят, что режим вполне комфортен. Небольшое количество человек, одновременно пребывающих в зале, отсутствие иностранцев и постоянно говорящих гидов дают возможность спокойного обозрения шедевров. Ограничение по времени не перегружает информацией голову.
ЭРМИТАЖ
МУЗЕЙ РАБОТАЕТ! НОВЫЕ ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ
Эрмитаж работает по специальным правилам:
Режим работы: Главный музейный комплекс (Зимний дворец) и Главный штаб
Время работы:
Выходной:
Посещение музея осуществляется только по сеансам: 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 16.00, 16.30, 17.00, 17.30, 18.00, 18.30, 19.00.
Продолжительность сеанса 2 часа.
Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса.
Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
Маршруты по Эрмитажу
Для посетителей открыты все залы и выставки, но посещение музея возможно только по специально разработанным маршрутам.
Выбрать маршрут вы можете при входе в музей.
С 1 сентября 2021 разрешено переходить с одного маршрута на другой в процессе посещения музея, снята строгая маршрутизация.
В Главному музейном комплексе доступны 2 маршрута, в здании Главного штаба – один маршрут.
При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.
При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.
Выбрав этот маршрут, вы увидите одну из лучших в мире коллекций живописи импрессионистов и постимпрессионистов: знаменитую галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены шедевры кисти Матисса, Пикассо, Мориса Дени и многих других. В маршрут входят залы памяти Карла Фаберже, Музей Гвардии и экспозиция “Министерство иностранных дел России”, вы также сможете познакомиться с искусством XX-XXI веков и посмотреть временную выставку «Студия 44. Анфилада».
Путеводитель по Эрмитажу
Что стоит знать перед посещением?
Режим работы
Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.
Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.
Гардероб и турникеты
После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.
Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.
О маршруте
Музейная экспозиция
Эрмитаж или Зимний дворец?
Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.
Посольская (Иорданская) лестница (2)
Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.
Большой фельдмаршальский зал (193)
Петровский зал (194)
Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями (1). На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.
В центре зала стоит трон Петра Великого (1). Над троном — сам Петр с Минервой (2), аллегорической фигурой Славы.
Гербовый зал (195)
Военная галерея (197)
Большой тронный (Георгиевский) зал (198)
Аполлонов зал (260/261)
Романовская галерея (259)
В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.
Павильонный зал (204)
Часы «Павлин»
Советская лестница (206)
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.(207)
Зал Тициана (221)
Кающаяся Мария Магдалена
«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.
Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане (1), старуха-служанка на заднем (2) плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет (3).
Зал Леонардо Да Винчи (214)
Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.
Мадонна Бенуа
Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.
Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.
Мадонна Литта
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.(216)
В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.
Лоджии Рафаэля (227)
Зал Рафаэля (229)
Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле (1) и Святое Семейство (2). Давайте рассмотрим их поближе.
Мадонна Конестабиле (1)
Святое семейство (2)
Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.
Зал Микеланджело (230)
Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.
Зал Рембрандта (254)
Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.
Даная
Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.
У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.
Возвращение блудного сына
Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».
Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.
Советская лестница (206)
Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.
Двадцатиколонный зал (130)
На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.
Колыванская ваза (128)
Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.
Египетский зал (100)
Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.
Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.
Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг (1). Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).
Галерея Растрелли
Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.
Главные места Эрмитажа: что посмотреть в первую очередь
Чтобы осмотреть все, что находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вы потратите около 10 лет! Здесь и коллекции российской и западноевропейской живописи, и скульптуры, и предметы искусства, быта, и археологические памятники древнего Востока, Египта, Греции и Рима, драгоценности, Оружейная палата, аутентичные и воссозданные дворцовые интерьеры и многое другое.
Главными шедеврами Эрмитажа считаются «Мадонна Литта» Да Винчи и «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко и «Юноша с лютней» Караваджо, «Даная» Рембрандта и «Танец» Анри Матисса; здесь выставляются работы Ренуара, Пикассо, Моне, Рафаэля, Микеланджело, Веласкеса, Рубенса и многих других великих авторов. Всего же в коллекции музея находится более 3 миллионов экземпляров произведений искусства.
Общая информация: что находится в Эрмитаже
Эрмитаж состоит из нескольких музейных комплексов, а именно:
Главный корпус в Зимнем дворце
Перемещаться между этажами можно по парадной Иорданской лестнице, либо на лифтах. Первый этаж Зимнего дворца состоит из следующих залов:
Экспонат из Египетского зала Эрмитажа
Георгиевский зал на картине Ухтомского
Главный штаб
Так выглядит посещение Главного Штаба с аудиоэкскурсией WeGoTrip
Зимний дворец
В Зимнем дворце Петра I доступны к осмотру интерьеры сооружения, а именно погреба, сени, парадный двор, столовая, Зал гравюр, Зал портретов, галереи и некоторые другие залы. Во дворце Меншикова тоже открыты внутренние помещения здания.
Обратите внимание, что Меншиковский дворец находится на Университетской набережной, в стороне от Главного корпуса и Главного штаба.
Иорданская лестница в Зимнем дворце
Эрмитаж: какие залы посмотреть в первую очередь
Обычно прогулка по Главному корпусу Зимнего дворца начинается с Иорданской или Церковной лестниц. О том, что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь, мы написали ниже: