Маржа и себестоимость в чем разница

Наварить и развиваться: как отличить наценку от маржи

Когда в переговорах один предприниматель говорит про маржу, а другой подразумевает наценку, возникают проблемы. Наценка формирует цену, а маржа помогает развивать бизнес. Это разные вещи. Мы разобрались, как их различать.

Я решила создать интернет-магазин и пошла на форум изучать ценовую политику конкурентов. Наткнулась на опрос:

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Форумчане голосовали, делились опытом и спорили: можно ли выжить с маржой 20-30% на косметику и 80% на ювелирку. Кто-то пожаловался, что продает вип-розетки через интернет-магазин с наценкой 25%, а его друг на Петроградке торгует такими же с наценкой 500% — 700%. Это работает, потому что он предлагает знакомым дизайнерам откат 20%. Тут пришел Артем и сказал, что маржа и наценка отличаются друг от друга, как яблоко от вишни. А опрос бессмысленный, потому что маржа не бывает больше 100%. Давайте разберемся, прав ли Артем.

Что такое наценка

Наценка — это отношение валовой прибыли к себестоимости. Она помогает понять, сколько мы «наварили».

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Предположим, мы торгуем мячами. Мы платим за каждый мяч 75 ₽ производителю и 25 ₽ транспортной компании за доставку: 100 ₽ — это себестоимость. Если мы продали мяч за 130 ₽, то получили 30 ₽ валовой прибыли. Валовая прибыль важна для бухгалтерии, но не показывает, сколько мы заработали: 30 ₽ это много или мало?

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Чтобы понять выгоду, делим валовую прибыль на себестоимость — получаем наценку 30%.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Из всех этих показателей только наценка имеет смысл для бизнеса.
Мы продали мяч с наценкой 30%.
Конкурент — с наценкой 20% (40 ₽ разделить на 200 ₽). Мы «наварили» 30%, конкурент — 20%.
Неважно, сколько в рублях заработали мы, сколько — конкурент. Очевидно, мы продали мяч выгоднее

Что знаемЧто понимаем
Мы продали мяч и заработали 30 ₽.
Конкурент заработал 40 ₽
Ничего. Непонятно, много или мало мы заработали. Кажется, конкурент заработал больше
Мы купили мяч за 100 ₽ и продали за 130 ₽.
Конкурент — купил за 200 ₽ и продал
за 240 ₽
Мы «наварили» 30 ₽ на 100 ₽, конкурент — 40 ₽ на 200 ₽. Разница в 10 ₽, а расходы у нас в два раза меньше. Кажется, мы продали мяч выгоднее

Наценка показывает выгоду от продажи товара и помогает сравнить себя с конкурентами без привязки к деньгам.

Что такое маржа

Маржа — отношение валовой прибыли к выручке. Она помогает понять, какую часть выручки мы кладем себе в карман.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Мы продаем мячи по 130 ₽ и получаем валовую прибыль 30 ₽. От продажи мы выручили 13000 ₽ — столько лежит в кассе. Но как узнать валовую прибыль? Сколько мы заработали? Чтобы это понять, рассчитаем, сколько валовой прибыли получаем с каждого рубля от продажи мяча. Это и есть маржа.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа 23% означает, что с каждого 1 ₽ от продажи мы кладем себе в карман 23 копейки.

Рассчитаем, сколько мы получили валовой прибыли при выручке 13000 ₽.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Наша валовая прибыль составила 3000 ₽ — столько положим себе в карман.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа показывает, какую часть выручки от продажи товара мы кладем себе в карман. Она помогает управлять бизнесом — регулировать цены, объемы продаж, ассортимент товаров — и получать желаемый доход.

Максимальный размер наценки и маржи

Наценка может быть любой. Мы купили мяч за 100 ₽ и продали за 500 ₽ — наценка равна 400%. Размер наценки может ограничить только законодательство и здравый смысл.

Размер маржи ограничен. Мы нашли мяч на улице и продали его за 500 ₽. Раз он достался нам бесплатно, его себестоимость равна нулю. Поэтому 500 ₽ — наша валовая прибыль, а маржа равна 100%. Мы не заработаем больше, чем выручили за товар — маржа не бывает больше 100%.

Артем оказался прав:
— маржа и наценка — разные вещи;
— наценка может быть любой, а маржа — не больше 100%.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Как наценка участвует в ценообразовании

Представим, что помимо мячей мы торгуем десятками других товаров с разной себестоимостью и ценой. Без наценки мы не поймем, сколько на чем зарабатываем и какой товар продавать выгоднее.

Мы не знаем наценку. Кажется, больше всего мы зарабатываем на боксерских перчатках, меньше всего — на скакалках и бадминтоне.

ТоварСебестоимостьЦенаВаловая прибыль
мяч100 ₽130 ₽30 ₽
скакалка30 ₽50 ₽20 ₽
бадминтон120 ₽140 ₽20 ₽
боксерские перчатки60 ₽100 ₽40 ₽
ласты70 ₽100 ₽30 ₽

Посчитаем наценку. Оказывается, мы больше зарабатываем на боксерских перчатках и скакалках. У этих товаров одинаковая наценка, хотя валовая прибыль от продажи пары боксерских перчаток вдвое больше. С наименьшей выгодой мы продаем бадминтон. Хотя от его продажи мы получаем такую же валовую прибыль, как от продажи скакалки. Без наценки мы не разберемся, чем торговать выгоднее.

ТоварСебестоимостьЦенаВаловая прибыльНаценка
мяч100 ₽130 ₽30 ₽30%
скакалка30 ₽50 ₽20 ₽67%
бадминтон120 ₽140 ₽20 ₽17%
боксерские перчатки60 ₽100 ₽40 ₽67%
ласты70 ₽100 ₽30 ₽43%

Не зная наценку, мы не понимаем выгоду от продажи товара, а значит, можем продешевить.

Несколько месяцев подряд мы продаем мячи по 130 ₽. Значит ли это, что мы зарабатываем одинаково? Нет, если себестоимость мячей изменилась.

МесяцСебестоимостьЦенаВаловая прибыльНаценка
январь100 ₽130 ₽30 ₽30%
февраль110 ₽130 ₽20 ₽18%

Узнаем, сколько нам надо «наварить» в феврале, чтобы продать мяч с выгодой, как в январе. Зная новую себестоимость и нужную наценку, определяем валовую прибыль.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Прибавим к себестоимости нужную валовую прибыль и установим цену 143 ₽. Теперь мы не продешевим — продадим товар с такой же выгодой, как в январе. Так наценка формирует цену.

МесяцСебестоимостьЦенаВаловая прибыльНаценка
январь100 ₽130 ₽30 ₽30%
февраль110 ₽143 ₽33 ₽30%

Наценка — инструмент ценообразования. Она позволяет сравнить разные периоды и товары, узнать, как работают конкуренты, и скорректировать свои цены.

Как маржа помогает бизнесу развиваться

Предположим, мы потратили на покупку мячей 10 000 ₽ и выручили от их продажи 13 000 ₽. Валовая прибыль — 3 000 ₽. Из них 2 000 ₽ пошли на операционные расходы: аренду помещения, оплату электроэнергии и зарплату продавцам. После этого у нас осталась чистая прибыль 1 000 ₽.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Узнаем, какую часть выручки «съели» операционные расходы.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Определим, какая часть выручки осталась в виде чистой прибыли.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Мы положили в карман 23% выручки от продажи мячей. Но часть этих денег мы потратили на аренду помещения, электроэнергию и зарплату — операционные расходы «съели» 15% нашей выручки. Оставшейся чистой прибылью мы можем распоряжаться на свое усмотрение — это 8% выручки.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа показывает, как мы ведем бизнес.

БизнесМаржаОперационные затратыПрибыль / убыток
В плюсах — маржа больше операционных затрат23%15%8%
На нуле — маржа равна операционным затратам23%23%0%
В минусах — маржа меньше операционных затрат23%25%−2%

Зная размер операционных затрат, мы знаем, какой должна быть минимальная маржа, чтобы не разориться. Так мы можем регулировать цены, объемы продаж и влиять на размер прибыли. Если арендодатель повысит арендную плату и уровень операционных затрат сравнится с маржей, мы перестанем получать прибыль. Тогда придется что-то решать. Вариантов много:

Что мы выберем, зависит от ситуации. Главное — вовремя увидеть выгоду и воспользоваться ей или предотвратить назревающую беду, если что-то пошло не так. Маржа поможет разобраться.

Маржа — инструмент оценки эффективности продаж и принятия управленческих решений.

Подведем итоги

Наценка показывает, сколько мы «наварили» на себестоимости товара и помогает не продешевить, если поставщик повысил цены. Наценка может быть любой.

Маржа говорит, сколько мы положим в карман с каждого вырученного рубля и помогает решить, как развивать бизнес — снизить операционные расходы, повысить цену, сменить поставщика или начать продавать что-то новое. Маржа не может быть больше 100%.

Прежде чем обсуждать с коллегами бизнес, убедитесь, что говорите об одном и том же.

Источник

Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и наценка: в чем разница и как рассчитать

Маржу и наценку используют при определении цены товара. Они могут совпадать в абсолютном значении, но отличаются в процентном. Рассказываем, в чем разница.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Прибыль всех предприятий торговли строится по простой формуле: купить дешевле — продать дороже. Для формирования цены на товары/услуги используют понятия наценки и маржи, которые многие считают синонимами. На самом деле, они отличаются: наценка используется в контексте закупочной цены, а маржа — для определения цены продажи и служит показателем эффективности работы.

Разберемся подробнее что такое наценка, формула расчета.

Наценка и формула расчета

Наценка — это добавка к закупочной цене (себестоимость) товара/услуги, которая составляет доход организации. Она нужна, чтобы отбить затраты на транспортировку, зарплату, аренду офиса, склада и получить прибыль. Величина наценки зависит от товара, состояния рынка, конкуренции, целевой аудитории.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Например, компания торгует газировкой. Одна бутылка в закупке обходится 50 рублей, в магазине её продают за 120 рублей. Разница между покупкой и продаже 70 рублей — это наценка в абсолютном значении.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Для расчета финансовых показателей в компаниях не используют абсолютные значения, только относительные в процентах. Так можно сравнить разные показатели друг с другом.

То есть в процентном отношении наценка будет равна:

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

В нашем примере наценка составит: 70 руб / 50 руб · 100% = 140%

Наценка может иметь любое значение и быть больше 100%. Наценка всегда соотносится с закупочной ценой и показывает, на сколько увеличена конечная стоимость по сравнению с начальной.

Что нужно учитывать при расчете наценки

конкурентоспособность товара — чем больше у него преимуществ относительно аналогов, тем наценка выше;

место компании на рынке — чем лояльнее к ней относятся потребители, чем престижнее бренд, тем наценка выше;

стратегию развития предприятия: при больших объемах продаж устанавливают низкую наценку, при маленьких — высокую;

расходы на единицу товара — транспортировка, хранение, упаковка и т.д.;

законодательные ограничения: федеральные законы (№381-ФЗ от 28.12.2009) и региональные акты, которые регламентируют наценку на медицинские товары, детское питание и т.д.

Правильная наценка позволяет покрыть расходы, связанные с закупкой и реализацией товара и получить компании прибыль.

Маржа и формула расчета

Это разница между отпускной ценой и ценой закупки (себестоимостью). Маржа всегда считается от конечной стоимости продукта. В отличие от наценки, она показывает рентабельность продажи. Это самый первый вид прибыли, который получает компания.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Вернемся к примеру с газировкой и посчитаем маржу. В абсолютном значении она будет такой же, как наценка: отпускная цена минус себестоимость, т.е. 120–50=70 рублей. Но для анализа финансовых показателей используют относительное значение маржи:

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Получаем, что маржа равна: 70 руб / 120 руб · 100% = 58,3%

Значит, что в отпускной цене заложено 41,7% себестоимости и 58,3% маржи. То есть с каждого рубля за проданную газировку компания зарабатывает 58,3 копейки прибыли. Это значение показывает прибыльность товара и эффективность работы компании.

Маржа не может быть выше 100%. Её обычно рассчитывают на конец периода — отчетного месяца, квартала, года, чтобы посмотреть, насколько прибыльной была работа компании.

Как маржа связана с наценкой

Зная маржу, можно посчитать наценку на товар. Рассмотрим на примере с газировкой:

Наценка = маржа / (100–маржа)
Наценка = 58,3 / (100–58,3) = 140%

И наоборот, если известна наценка, вычислим маржу:

Маржа = наценка / (100% + наценка)
Маржа = 140 / (100+140) = 58,3%

Выводы

1. Наценка — показатель, который рассчитывается от закупочной цены. Он может быть выше 100%.

2. Маржу считают в контексте отпускной цены. Показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля проданного товара. Маржа всегда ниже 100%.

3. Разница между маржой и наценкой: наценка показывает добавочную стоимость к продукту, а маржа — прибыльность товара и эффективность работы.

4. Чем больше наценка, тем больше маржа. Маржа всегда ниже наценки.

Источник

Маржа и себестоимость в чем разница

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница5 МИН

Чтобы оценить эффективность и рентабельность бизнеса, нужно разобраться, насколько он маржинальный. Объясняем, как считать маржинальность, чем она отличается от прибыли и наценки.

Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть фото Маржа и себестоимость в чем разница. Смотреть картинку Маржа и себестоимость в чем разница. Картинка про Маржа и себестоимость в чем разница. Фото Маржа и себестоимость в чем разница

Что такое маржа и маржинальность

Маржа — это разница между себестоимостью товара и ценой, по которой продают товар. В себестоимость входят все издержки на производство, закупку, упаковку и логистику товара, в том числе траты на сырьё, газ, свет и зарплату сотрудников.

Маржинальность можно считать по разным формулам. Если хотите узнать маржу в деньгах (в абсолютной величине), используйте эту:

МАРЖ = Ц − СТ

Ц — цена
СТ — себестоимость
МАРЖ — маржинальность бизнеса

Если нужна маржинальность в процентах — эту:

МАРЖ = (Ц − СТ) / ОП × 100 %

Зачем считать маржинальность

Маржинальность, наценка и прибыль. В чём разница?

Наценка не то же самое, что и маржа. Путаница возникает потому, что для наценки и маржи нужна одна и та же формула, если считать в деньгах. Поэтому считайте в процентах.

Маржинальность = (Цена — Себестоимость) / Цена × 100 %

Наценка = (Цена — Себестоимость) / Себестоимость × 100 %

При вычислении маржинальности нужно делить на цену, по которой товар продаётся, а при расчёте наценки — на себестоимость. Наценка неограниченна и может быть любой в зависимости от расходов продавца и востребованности на рынке. Маржинальность же имеет верхнюю планку и не может быть выше 100 %.

Прибыль — это доход бизнеса за вычетом обязательных расходов, но до налогов. Чистая прибыль — это доход после налоговых выплат.

Чистая прибыль = Выручка − Себестоимость товаров − Управленческие и коммерческие расходы − Прочие расходы − Налоги

Виды маржинальности для разных товаров

К низкомаржинальным относятся товары первой необходимости: бытовая химия, детское питание, бакалея. В этой сфере много конкурентов и небольшая наценка — 10–20 %.

Все расчёты проведены на примере ИП, работающих по УСН 6 %.

Пример

К среднемаржинальным товарам относятся бытовая техника, стройматериалы, электроника. Конкуренция на этих рынках высока, но товары используются долго и могут стоить дорого. Здесь наценка побольше — в среднем 50 %. Продаются такие товары в меньшем объёме, чем низкомаржинальные, но тоже пользуются спросом.

Пример

Высокомаржинальные товары — это продукты, спрос на которые стабильно высокий. Они окупаются благодаря высокой наценке, достигающей 300–500 % и более.

Пример

Компания продаёт воздушные шарики с гелием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *