Маржинальная культура что такое
Топ-5 высокомаржинальных культур в России и главные угрозы для них в 2021 году
Специалисты компании «Август», крупнейшего российского производителя химических средств защиты растений, перечислили самые прибыльные массовые сельскохозяйственные культуры, а также основные угрозы для урожая этих культур в нынешнем сезоне
Наиболее высокодоходным для аграриев сегодня считается выращивание зерновых, подсолнечника, рапса, льна масличного и кукурузы. При этом основной задачей для получения прибыли становится не снижение издержек на сельхозпроизводство, а увеличение урожайности.
Зерновые
Вот уже в течение нескольких лет погода и зависящие от нее урожаи оставляют желать лучшего и в Европе, и в США. Мировые центры производства хлебных злаков страдают от дефицита осадков. На глобальном рынке на зерновые держатся высокая цена и устойчивый спрос – до такой степени, что по маржинальности эти культуры на сегодняшний день обогнали многолетнего безусловного лидера – подсолнечник.
«В России тем временем урожаи зерновых колосовых достаточно высокие, – отмечает начальник отдела развития продуктов компании «Август» Дмитрий Белов. – В нашу пользу работает разнообразие почвенно-климатических зон: например, у нас есть Центральная Россия и, в частности, Центральное Черноземье, где сейчас практически отсутствует лимитирующий фактор влаги, в отличие, скажем, от южных регионов».
Это не значит, что в 2021 году проблем не возникнет, хотя некоторые эксперты, в том числе аналитическая служба Минсельхоза США (USDA), спрогнозировали для России очередной рекордный урожай пшеницы. Так, нынешней весной в Центральном Черноземье вследствие сухой осени и плохой перезимовки озимых была высока доля «выпавших» площадей. Например, в некоторых хозяйствах Воронежской области пересеивать яровыми пришлось 100% полей. Из-за снежной плесени – грибного заболевания, которое поражает растения во время затяжной весны, – погибла часть озимых на Алтае, в Удмуртии и Башкортостане. Достаточно редкое заболевание – склеротиниоз – также проявило себя в Удмуртии, Башкортостане и Мордовии. Учитывая эту ситуацию, можно предположить, что цены на пшеницу, рожь и ячмень в 2021 году не снизятся. Из дополнительных угроз можно назвать таких вредителей, как хлебные блошки и проволочник, а в ряде регионов по причине резкого повышения среднесуточной температуры воздуха посевы пострадали от термического ожога.
Подсолнечник
Несмотря на действующие механизмы регулирования цен на семена подсолнечника, он остается высокомаржинальной культурой с большим экспортным потенциалом. В 2021 году к посеву было запланировано около 8 млн га данной культуры, однако здесь следует учесть, что погибшие озимые пересеивали в том числе подсолнечником. Тенденция увеличения площадей под ним в 2021-м, таким образом, продолжается.
Обещающие прибыль «золотые цветы» аграрии стремятся уберечь всеми силами – не зря подсолнечник считается флагманской культурой с точки зрения прогресса в применении средств защиты растений. «Однако ухудшить урожай в текущем году способны такие болезни, как фомоз и фомопсис, вызывающие некроз тканей растения, ложная мучнистая роса, корзиночные гнили, ботритиниоз (серая гниль) и склеротиниоз. Хотя последний проявил себя на зерновых озимых, нужно иметь в виду, что для грибов рода склеротиния растениями-хозяевами являются и подсолнечник, и рапс, и соя, а учащающемуся поражению посевов склеротиниозом способствует соответствующая структура севооборота», – рассказывает Дмитрий Белов.
В России культура потребления рапсового масла в пищу не развита – в отличие от Европы. Также все виды растительных масел охотно закупает Китай. По-прежнему растет потребность в рапсовом масле из-за увеличения мирового производства биодизеля, в качестве сырья рапс необходим для изготовления технических масел и смазочных материалов, в производстве бытовой химии и парфюмерии. Все это поддерживает статус рапса как высокомаржинальной масличной культуры. В России озимый рапс все шире распространяется с юга на север, где больше влаги, в том числе осенью, соответственно, ниже риск плохой перезимовки посевов. Площади посевов ярового рапса в последние годы тоже имели тенденцию к увеличению.
«Однако в этом году урожайность рапса, а следовательно, и динамика роста площадей его посевов под большим вопросом. В ряде регионов, где изначально из-за снегопадов влаги было достаточно, поля тем не менее слишком быстро просохли: снег, как говорят, оказался «пустым». В целом в 2021 году для рапса основной угрозой можно считать погодные условия», – считает Дмитрий Белов.
Лен масличный
В 2020-м стремительное повышение закупочной цены на семена этой культуры стало сюрпризом для производителей. Масличный лен в недалеком будущем вполне может проявить себя как соперник рапса – по крайней мере, на тех землях, где погодные условия не позволяют рассчитывать на его стабильно высокие урожаи. Льняное семя и масло льна все шире применяется в производстве пищевой продукции во всем мире, но главный фактор, определяющий рост цен, – это использование льняного масла как технического сырья в промышленности, в частности, лакокрасочной.
Масличный лен сеют достаточно рано, он менее восприимчив к неблагоприятным погодным условиям, и дефицит влаги для него не столь губителен, как ее переизбыток. Среди болезней, которые могут навредить культуре в 2021 году, следует выделить прежде всего фузариозное увядание и пасмо льна – болезнь, значительно ухудшающую качество его семян. На ранних этапах развития льну также может серьезно угрожать проволочник.
Кукуруза
Популярность «царицы полей» снизилась в южных регионах России, однако в Центральном Черноземье сегодня удается получать высокие урожаи этой культуры – около 70 ц/га. В целом площадь ее посевов растет – в том числе за счет необходимости в яровом севе на месте поврежденных озимых. Экспортный потенциал кукурузы крайне высок, востребована она и на внутреннем рынке, это также важная культура для животноводства.
«С точки зрения маржинальности особенно выделяется сахарная кукуруза, используемая для консервирования: на нее установились очень высокие закупочные цены и зачастую ее выращивают по контрактам, заранее заключенным с производителями. Поэтому любая ошибка может обойтись дорого. Основные объекты контроля среди вредителей – это хлопковая совка, гусеницы которой селятся в початках, нанося им необратимые повреждения и делая их непригодными для использования, а также стеблевой кукурузный мотылек», – рассказывает Дмитрий Белов.
Как отмечают эксперты «Августа», основная задача земледельцев в России на сегодняшний день – это именно увеличение урожайности, а не снижение производственных издержек, которое практически потеряло свою целесообразность. Для урожая 30 ц/га требуется примерно тот же уровень затрат, что и для урожая 60 ц/га, однако себестоимость центнера зерна во втором случае снижается, а маржинальность растет. «Чем выше становится урожайность, тем сильнее возрастает потребность в агростраховании – от болезней, сорняков, вредителей. И российские сельхозпроизводители сегодня подходят к «здравому минимуму» затрат на возделывание культур: больше, скорее всего, можно, но меньше – точно нельзя», – делает вывод Дмитрий Белов.
(Источник: пресс-служба АО Фирма «Август»).
Самые маржинальные культуры 2021 – мировая суперчетверка
Посевная кампания-2021 года во многих регионах России завершилась только к концу мая. Причиной тому стали неблагоприятные погодные условия, а также не до конца восстановленные после пандемии Covid-19 экономические связи. И все же, несмотря на это, в ряде хозяйств были засеяны рекордные площади под ключевые сельскохозяйственные культуры.
По мнению руководителя германской семеноводческой компании «Штрубе Рус» Пеер Ефтимова, связано это с тем, что на внутреннем и мировом рынке складывается оптимальная ценовая конъюнктура.
Речь идет о таких агрокультурах, как кукуруза, соя, подсолнечник и пшеница.
В настоящее время рынок восстанавливается после глобальных ограничений, связанных с прошлогодней пандемией. Она внесла коррективы в работу всех отраслей экономики, и сельское хозяйство не стало исключением.
Экспортные цены на эти культуры будут держаться на высоком уровне.
Так, удержанию высоких цен на кукурузу будет способствовать мировой тренд на развитие альтернативной «зеленой» энергетики: значительная частью биотоплива производится именно из кукурузы. А объем этого рынка за 20 лет увеличился в 7 раз.
Аналогичная ситуация с мировым рынком пшеницы: спрос на эту продукцию остается стабильно высоким, а значит, экономически оправдано увеличение площадей под выращивание культуры.
Кроме того, в последние годы в России постоянно увеличиваются площади под сою. И этот год не стал исключением.
При этом, по мнению эксперта, развитие перерабатывающего направления в агросекторе могло бы увеличить цены и спрос на продукцию, создавая, таким образом, добавленную стоимость.
Однако, считает эксперт, на внутреннем рынке существенного снижения цен ожидать не приходится.
Немецкие учёные рассказали о трёх высокомаржинальных культурах
В Германии учёными из университета Хоэнхайма в Штуттгарте (Баден-Вюрртемберг) исследованы новые культуры, способные обеспечить прдовольственную безопасность и высокую урожайность даже на плохих почвах. Ими стали такие экзотические представители, как однозернянка, эммер и спельта, сообщает Южное аграрное агентство сегодня, 22 марта, со ссылкой на доклад учёных.
По мнению растениеводов, особого обсуждения заслуживает спельта (другие названия – полуполба или двузернянка). В Германии она занимает общую площадь примерно в 90 000 га. Данная культура является зимнестойкой и относительно сухостойкой. Минимальная урожайность составляет 50 децитонов с гектара, что соответствует 100 центнерам. Культура является высокомаржинальной, что обусловлено насыщенностью, толщиной и большим количеством колосьев (только на начальной стадии их 2-3).
Спельту считают прародительницей сегодняшней пшеницы. Её зерно, так же как и пшеничное, содержит 42 хромосомы, но отличается большей длиной и насыщенностью золотистого оттенка созревших колосьев. В каждом из колосьев 2 – 3 зернышка укутаны чешуйкой несъедобной мякины, так называемой бронёй, которую сама природа придумала для защиты от вредителей, потери влаги и других неприятных факторов. При использовании ростка необходимо аккуратно очищать зерновую массу от «брони», что позволит сохранить все полезные свойства. Пренебрежение этим простым правилом может испортить культуру.
Ранее спельта упоминалась в трактатах древнего Рима. Поначалу произрастала в Азии, была завезена оттуда в Испанию, затем распространилась по Европе и Азии. Сегодня пользуется популярностью в южной части Германии. Полезные свойства спельты известны уже более 1 000 лет назад. Она содержит в больших количествах протеин, ненасыщенные жирные кислоты и клетчатку, доля которых выше чем у обычной пшеницы. Также продукт способствует укреплению иммунной системы и обладает быстрой усвояемостью. Содержание клейковины такое же, как в пшенице, однако на организм она воздействует по-другому. Так, данный сорт очень быстро лечит глютеиновую болезнь, практически не вызывает аллергию, присущую людям при употреблении пшеницы и не выделяет слизь. Все полезные свойства сохраняются даже при тонком помоле. А хлеб, полученный из полуполбы, отличается особым вкусом и ароматом, хрустящей корочкой, огромным подъёмом теста. Кстати говоря, пекарям и домохозяйкам следует знать, что это тесто поднимается в два раза быстрее чем у пшеничного хлеба.
Однозернянка требует большого объёма гербицидов, однако всё это будет компенсироваться отсутствием загрязнений, высокой плотностью теста, а также большим содержанием каратиноидов (в том числе бета-каротина) и лютеина, которых здесь в 4-8 раз больше чем в обычной пшенице. Урожайность однозернянки составляет 25 децитонов (50 центеров). Это одна из тех культур, маржинальность которых достигается за счёт эстетики вкуса, а не показателей колошения. То есть она (впрочем, также, как спельта и эммер) является продуктом для настоящего ценителя.
Эммер имеет разламывающийся колос, зёрна, плотно одетые кожистыми чешуйками, тесно скученные колосья, на внутренней стороне плоские с 2 плодущими цветками. Также содержит лютеин, кроме него, богат мононенасыщенными жирными кислотами. Содержание минералов в 2 раза больше чем у пшеничного хлеба. Его урожайность – 45 децитонов.
Кроме того, основным достоинством всех трёх культур является хорошая лёжкость, которая находится на уровне 90-95%, что сопоставимо с показателем у картофеля. Тесто из таких культур получается липким, текучим, не устойчивым к брожению. Поэтому хорошими приёмами является снижение температуры воды, выпечка без замешивания и взбивания. Из них готовят несколько видов хлеба, а также макароны или печенье. Успешное выращивание этих уникальных зерновых – целая финансовая стратегия, в рамках которой необходимо строить долгосрочные отношения. Это связано с тем, что они не торгуются на зерновых биржах и им не присущ экстенсивный рост посевных площадей. Поэтому команду для уборки необходимо подбирать тщательно, смотря в долгосрочную перспективу.
Для обмена опытом в выращивании уникальных качественных культур учёные открыли специальную площадку. Зарегистрироваться и поделиться своим комментарием можно по данной ссылке.
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания