Маржинальность акции что такое
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Что такое маржинальная торговля: плюсы, минусы, риски
Что такое маржа и какой она бывает?
Когда инвестор хочет потратить на сделку больше денег, чем у него есть, он может взять деньги в долг у брокера. Тогда залогом будут собственные средства на брокерском счете — они заблокированы как некий страховой депозит. Эта сумма называется маржой. Маржа пересчитывается каждый раз, когда трейдер открывает позицию.
Рассчитывают два вида маржи: начальная и минимальная.
Начальная маржа — начальное обеспечение для совершения новой сделки. Она рассчитывается путем умножения стоимости актива на ставку риска.
Ставка риска — это вероятность изменения цены актива на бирже. Как правило, чем выше волатильность инструмента, тем выше ставка риска. Обычно брокеры публикуют ставки риска по активам на официальных сайтах. Обратите внимание, что ставки риска по сделкам в шорт всегда выше, чем в лонг.
Минимальная маржа — минимальное обеспечение для поддержания позиции, которую вы уже открыли. Обычно минимальная маржа одного ликвидного актива равна половине начальной маржи.
Чтобы рассчитать начальную и минимальную маржу в целом по портфелю, нужно сложить начальную и минимальную маржу по каждому ликвидному активу. Если стоимость ликвидного портфеля опустится ниже начальной маржи, вы сможете выкупить часть активов в непокрытой позиции, но не сможете заключать новые сделки.
Важно! При расчете начальной и минимальной маржи всего портфеля рубли на брокерском счете НЕ учитываются
Ликвидный портфель — это совокупная стоимость валюты и ликвидных ценных бумаг на вашем брокерском счете. Акции иностранных компаний, валюта и еврооблигации учитываются в рублях по текущему биржевому курсу.
Но если стоимость ликвидного портфеля опустится ниже минимальной маржи, то тогда брокер будет вправе принудительно закрыть часть ваших позиций, чтобы стоимость ликвидного портфеля не упала до нуля и не ушла в минус. Брокер вправе сам выбирать позиции, которые считает нужным закрыть.
Перед тем как закрыть ваши сделки, брокер отправит уведомление о необходимости пополнить счет на нужную сумму. Такое сообщение называют маржин-коллом.
Что такое торговля в лонг?
Длинная позиция (long position) — сделка в расчете на рост котировок. Cмысл длинной позиции в том, чтобы купить акции, пока они стоят дешево, и продать их, когда они подорожают. Трейдеры могут участвовать в сделках в лонг не только на свои средства, но и на заемные — то есть предоставленные брокером.
3. Как устроена маржинальная торговля в лонг?
Далее брокер рассчитает начальную и минимальную маржу.
После этого брокер пересчитает стоимость нашего ликвидного портфеля, его начальную и минимальную маржу. Это происходит каждый раз, когда меняется состав ликвидного портфеля или цена активов, которые в него входят.
Как уже писали выше, если стоимость ликвидного портфеля выше начальной маржи, то мы сможем заключать новые сделки. Если ниже начальной, но выше минимальной маржи, то мы сможем выкупить часть активов, но не заключать новые сделки. Если же стоимость ликвидного портфеля опустится ниже минимальной маржи, то брокер будет вправе принудительно закрыть часть наших активов.
А как устроена торговля в шорт?
Все расчеты относительно минимальной и начальной маржи, а также ликвидного портфеля аналогичны торговле в лонг, но в ставке риска берется значение « шорт ».
За каждый день использования активов брокера мы платим определенную сумму, с условиями маржинальной торговли необходимо ознакомится у брокера. Впрочем, это касается и торговли в лонг, поэтому маржинальную торговлю лучше использовать для краткосрочных сделок.
Торговля в шорт гораздо более рискованна, нежели в лонг. В случае игры на понижение математическое ожидание играет против нас: акции максимально могут упасть до 0, то есть минус 100%. А расти могут неограниченно, и 100%, и 200%, и даже 500%. При торговле в шорт инвестор ставит себя в заведомо опасную позицию, поэтому здесь еще более важно заранее оценивать свои риски, определить максимально возможные убытки по сделке и выставить стоп-лосс.
4. Плюсы и минусы маржинальной торговли
Плюсы:
Минусы:
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Распоряжение брокеру о покупке или продаже бумаги при достижении определенных показателей. Способ торговли на бирже, когда инвестор заимствует у брокера акции, которыми сам не владеет, чтобы продать их по текущей рыночной цене с тем, чтобы купить эти же акции по более низкой цене и извлечь выгоду. В этом случае инвестор ограничен сроками расчетов, а открытие короткой позиции сопряжено с высоким риском. При маржинальной торговле на рынке инвестор фактически берет кредит под залог на осуществление сделки. В качестве залога выступает небольшая часть собственных средств инвестора — так называемая маржа. Подробнее
Словарь
При маржинальной торговле инвестор фактически берет на осуществление сделки кредит под залог. В качестве залога выступает небольшая часть собственных средств инвестора — так называемая маржа. Маржинальная торговля изначально предполагает двойную сделку. Если инвестор пользуется кредитом под покупку актива, то для исполнения кредита необходимо будет осуществить продажу этого актива. Таким образом маржинальная торговля используется преимущественно в рамках спекулятивной стратегии на рынке. Инвестор берет деньги на то, чтобы купить актив, а потом продать его и получить прибыль.
Чем отличается маржинальный кредит от обычного
Логичный вопрос, в чем отличие маржинального кредита от обычного. Ответ — в цели кредита и величине залога. Маржинальный кредит предполагает однозначное использование заемных средств — совершение биржевых сделок по покупке и продаже биржевого актива. Из такого назначения кредита происходит и величина залога.
Любой банк, выдавая кредит, берет в виде обеспечения актив, способный покрыть возможные убытки банка. Например, при ипотечном кредите залогом является объект недвижимости, который зачастую стоит даже больше, чем вся сумма кредита. Под кредиты для предпринимателей можно предоставить в залог часть бизнеса. Автокредиты предполагают залог в виде автомобиля. При маржинальном кредитовании брокер рискует только частью стоимости актива, на которую может измениться его стоимость. Поэтому в качестве залога инвестору требуется внести не всю стоимость актива, а только его часть — маржу.
За пользование маржинальным кредитом, как и в случае с классическим займом, нужно платить. Даже при меньшем залоге в виде собственных средств инвестор все же должен будет внести проценты.
Что такое кредитное плечо
Из-за того, что залог значительно меньше суммы кредита, возникает эффект финансового рычага или кредитного плеча. Кредитным плечом называют разницу между своими средствами, предоставленными в качестве маржи, и заемными средствами. Чем больше эта разница — тем больше плечо. Размер плеча выражается пропорцией. К примеру, инвестор хочет купить ценных бумаг на ₽500 тыс., но при этом собственных средств у него всего ₽100 тыс. Он может обратиться к брокеру за плечом 1:5.
Для чего используют кредитное плечо
Есть два основных метода применения маржинальной торговли:
Справка. В операциях для ликвидации кассового разрыва нередко используется отложенный ордер с кредитным плечом. Это значит, что трейдер заранее предполагает, что готов купить ценную бумагу по определенной цене. Он устанавливает на эту бумагу отложенный ордер, и в момент, когда цена бумаги доходит до нужной отметки, происходит сделка с использованием заемных средств. Тогда же трейдер продает имеющиеся у него в наличии бумаги, чтобы погасить займ.
Как получить маржинальный кредит
Как и с обычным кредитом, маржинальный кредитор оценивает своего заемщика и принимает решение, какой размер займа ему выдать. Для этого используются два показателя:
Клиент с повышенным уровнем риска — инвестор, который открыл брокерский счет не менее полугода назад, торговал как минимум 5 дней и имеет на счете не менее ₽600 тыс. Таким опытным игрокам будет доступно намного большее плечо. Высокий уровень риска можно получить и сразу, но если вы готовы сразу инвестировать много. В этом случае на счетах должно быть суммарно не менее ₽3 млн.
Таким образом сумма, на которую вы можете купить ценные бумаги, рассчитывается по формуле:
Ваши средства / Ставка риска бумаги
Например, у вас есть ₽100 тыс. рублей и вы хотите купить акции какой-то компании. Ставка риска у этой бумаги — 20%. ₽100 тыс. / 0,20 = ₽500 тыс. рублей. Это сумма, на которую вы сможете купить акции компании, включая ваш залог в размере ₽100 тыс. В этом случае ваше кредитное плечо составит 1:5.
Что такое маржин-колл
Всегда есть риск, что инвестор не захочет продавать активы (даже если их стоимость упала критически), в расчете на то, что в перспективе цена вырастет. Брокеры для таких случаев придумали защиту. Маржин-колл (Margin call) позволяет уведомить инвестора о том, что активы достигли определенной отметки. Каждый брокер может установить собственную отметку, чаще всего это процент от маржи.
Предупредительный звонок (а исторически маржин-колл и был звонком по телефону, от чего и получил свое название) не обязывает инвестора продавать активы. Это всего лишь способ обратить внимание на то, что ситуация принимает неприятный оборот. Инвестор может добавить денег на счет, чтобы довести сумму маржи к первоначальной, ждать роста активов или ждать, пока брокер объявит стоп-аут. Stop out дает возможность брокеру самостоятельно продать все или часть убыточных активов.
Как происходит расчет
Самый выгодный вариант маржинальной торговли — это однодневный. Именно его используют, чтобы прикрыть кассовый разрыв. Если инвестор пользуется заемными средствами всего один день и при первой возможности их возвращает — он не платит проценты. В остальных же случаях брокер устанавливает процент за пользование кредитными деньгами. Прежде чем применять плечо, лучше убедиться во сколько обойдется его использование.
При успешном развитии событий инвестор запрашивает кредитное плечо, покупает необходимое количество ценных бумаг, ждет, когда они вырастут в цене. Пока он ждет, на заемные средства начисляется процент. Как только инвестор видит, что актив вырос до нужной отметки, он его продает, возвращает плечо брокеру, ему остается его маржа и прибыль.
Что же происходит, когда ситуация оказалась неблагоприятной для инвестора и ценная бумага не оправдала ожиданий? Предположим, инвестор, имея свои ₽100 тыс., взял еще займ у брокера в ₽300 тыс. и купил акции в расчете продать по более высокой цене. Расчет не оправдал себя, акции упали. Инвестор продает бумаги, возвращает займ и проценты по нему. Но при этом инвестор теряет часть собственных средств из маржи, поскольку разница между покупкой и продажей, а также проценты, компенсируются именно из них.
Маржинальная торговля в short
Кредитоваться у брокера можно не только непосредственно деньгами, но и активами. Чаще всего кредит активами используется, когда инвестор хочет сыграть на понижение или открыть короткую позицию. В таком случае инвестор предполагает, что некий актив вскоре упадет в цене. Он занимает у брокера пакет этих ценных бумаг и продает их по текущей высокой цене. Когда актив действительно упадет в цене, как и предполагал инвестор, он покупает те же самые акции и возвращает их брокеру, оставив себе спекулятивную разницу.
Например, акции стоят ₽50 за штуку, но инвестор ожидает их падения. Он берет взаймы у брокера 100 акций компании и продает их за ₽5000. Дождавшись когда стоимость акций упала до ₽40 за штуку, он покупает те же 100 акций и возвращает их брокеру. Себе инвестор оставляет ₽1000 прибыли.
Плюсы и минусы, риски
Преимуществ у маржинальной торговли немало. Основное заключается в том, что инвестор может проводить операции на большие суммы, чем есть у него в наличии. Соответственно, и рассчитывает он на прибыль большую, чем мог бы, используя только свои средства.
Кроме того, маржинальная торговля позволяет использовать такие схемы для спекуляций как игра на понижение, что невозможно реализовать без кредитного плеча.
Наравне с плюсами, увеличение размеров позиций несет и соответствующие риски. Например, инвестор вложил ₽10 тыс., а благодаря плечу купил активов на ₽100 тыс. Тогда сумма прибыли и убытков будет исчисляться от ₽100 тыс. Из-за этого нет полного контроля над активами. Брокер может принудительно закрыть позиции, если они рискуют вывести его в убыток. Чем больше кредитное плечо, тем меньше гибкости предоставит брокер.
Не стоит забывать и про комиссии за использование заемных средств. Беспроцентное кредитное плечо предоставляется только в рамках одного торгового дня, в остальных случаях брокеру необходимо платить комиссию, которая будет уменьшать прибыль от сделок.