Масала доса гребенщиков о чем

В чем заключается смысл песни «Масала Доса»?

Борис Гребенщиков всегда закладывал в свои песни особый смысл, понять который было довольно сложно. Дело в том, что его манера повествования — не прямая. Исполнитель не говорит о смысле песен напрямую — он пытается скрыть его от случайного слушателя, чтобы тот вслушался в песню и, возможно, нашел для себя смысл. Его песня под названием «Масала Доса» относится к числу одних и самых сложных для понимания песен. Мы решили это исправить, поэтому в этой статье раскроем смысл данной песни. Мы уверены, вам будет очень интересно узнать, о чем же это музыкальное произведение!

Смысл названия песни «Масала Доса»

Масала Доса — это традиционные индийские лепешки. Они обладают приятным пряным вкусом, нередко обжигающим рот. К тому же, их начинка в виде дала (это продукт, действующий на организм как бобы) вызывает своеобразный эффект. Собственно, именно ощущения от съедания этой лепешки и передают то, о чем хотел сказать Борис Гребенщиков. Они описывают время, в котором мы сейчас живем. С одной стороны — жить вполне можно, но неприятная горчинка и известный эффект бобовых преследуют повсюду.

Интересное сравнение выбрано не просто так. Песня пытается поймать удивительную атмосферу Индии, но с русским смыслом. И у Бориса Гребенщикова это отлично получается!

Смысл песни «Масала Доса»

Масала Доса — это состояние вечной напряженности в стране. Не стоит играть с сердцем эскимоса — прямое указание на возможное вмешательство жителей севера в ситуацию. Они обладают сильным характером, сломить который не получится.

Далее идет прямое указание на то, что капитализм уничтожил базовые ценности людей. Рассыпал просо — это создал производство под личным контролем, которое закрывает людям глаза. Они не могут видеть все так, как раньше. Их взор затуманен жаждой денег.

Возможность прочесть в глазах — это то, что еще позволяет определить действительно хорошего человека. В глазах скрывается душа, она не может лгать ради прибыли и личного удовольствия. Фраза про то, что честь и совесть больше не нужны ярко это подтверждает. Сейчас важен уровень заработка, а остальное все чаще становится не нужным.

Наркомпросс — это выдуманная организация, отвечающая за образование. Вот только по названию и смыслу песни можно понять, что она только усиливает эту зависимость от денег и так называемой «успешности».

Фраза про матросов — яркая отсылка на события 1917 года, когда именно они стали началом революции. Видимо, автор этим хотел показать, что любая тирания рано или поздно падет.

Бесцельные бунты — это следствие (или причина) любой революции. Люди устали, но своей цели они пока не видят. Это состояние и описано ниже. Но власть народа — неоспорима. Ее не подавишь полицией и военными.

Фильмы «Курмундельбо» — это картины, показывающие викторианскую красоту. Дворцы, роскошные платья, этикет — это то, что является нормой для тех мест, где раньше была разруха. Видимо, эта фраза — укор в сторону коррупционеров.

Компьютерный вброс — это попытка обмануть людей фейковой информацией.

И сама песня на канале Бориса называется «Подношение Интересному Времени», что опять же говорит о том, что автор хотел показать все проблемы государства. Смело, иначе и не скажешь!

Такая вот необычная песня появилась у Бориса Гребенщикова. В свете последних событий она обретает актуальное звучание, поэтому нередко появляется на различных видео пользователей интернета. Да и легкое и приятное звучание никто не отменял. Борис Гребенщиков — настоящий мастер, сумевший в такой легкой песне поднять актуальную и тяжелую тему. Наверное, так смог бы далеко не каждый, в этом и проявляется его уникальность!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 7

Источник

Сайт Михаила Кожаева

Одна жизнь — тысяча возможностей

Å #31. Курмундильбо

И где всё было хило и слабо –
Теперь красоты в стиле курмундильбо.

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Этот вопрос озвучил один из участников «Цитатника Аквариума»: «Не знаете ли вы, что за Курмундильбо фигурирует в песне Масала Доса?». В других сообществах, посвящённых творчеству БГ, задаются тем же вопросом и признают: «Гугл не в курсе». Честно признаться, для меня это слово оказалось также совершенно новым. Тем интереснее было применить дедукцию времён увлечения Конан-Дойлем и провести небольшое расследование.

Этап 1: Яндекс. Раз про «курмундильбо» не знает Google – можно спросить у Яндекса. Вот только отечественный поисковик ещё больше спутал карты. По одной из ссылок открылась запись одного автоблогера, озаглавленная «В стиле курмундильбо». Было ясно, что прямого ответа здесь не получить. Однако общий посыл показал, что данный стиль – это нечто напыщенное, излишне торжественное, нечто такое, чем можно блеснуть в королевском дворце. Где-нибудь в Версале, например. И французская ассоциация подсказала мне следующий шаг поисков.

Этап 2: онлайн-переводчик. Логично предположить, что искомый термин состоит из нескольких слов. Я выбрал французский язык и начал перебирать различные варианты написания. Через пару минут выяснилось, что “cour mund” дословно значит «придворный», а “il beau” – «красивый». Причём если послушать французское звучание словосочетания, получается ровно «курмюндильбо». Вероятно, подразумевается стилистика высокой придворной моды, как в фильме «Мария-Антуанетта» (2005).

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Этап 3: какая связь с масала-досой? Итак, в первом приближении кажется понятным значение строк «И где всё было хило и слабо – теперь красоты в стиле курмундильбо». То есть было, как всегда, а теперь – красиво, как те наряды, в которые наряжают дрожащих от холода миниатюрных собачек. Красота и мода ради самих себя. Если озвученная нами версия верна, то смысл отрывка становится ясен. Но что всё это значит в контексте песни в целом?

Доса – популярные в Индии блинчики, которые делают из рисовой муки и подают с самыми разными соусами – от острого карри до мятного или кокосового чатни. Масала-доса – это разновидность блинчиков из картофеля, нечто напоминающее наши терунки или драники – кто как называет. Но в отличие от простого русского лакомства в масала-доса могут добавлять кокосовый орех, имбирь, куркуму, кориандр и множество других трав и приправ.

И вот теперь ещё более актуальным становится вопрос: а причём здесь красоты курмундильбо? и о чём вообще песня? Позволю себе озвучить версию, связанную с запрещёнными веществами. Смотрите: эскимос и снежки – белого цвета, просо – тоже белое, а когда его просыпаешь – не видно дальше носа. Неужели речь идёт о белой субстанции, которую можно внюхивать? Если это так, то остальные фрагменты паззла начинают сочетаться друг с другом.

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

«Какая цена вопроса?» – вполне актуальная информация, когда где-нибудь в южной Индии ищешь, скажем так, кокосовую стружку на десерт. «А лучше ты молчи – я всё прочту в твоих глазах» – тоже вполне понятная ситуация, когда слова оказываются лишними. И за углом «контора Наркомпроса»: сегодняшняя молодёжь вряд ли вспомнит, что это аббревиатура народного комиссариата просвещения, а увидит что-то, связанное со спросом на наркотики.

Да и само название – «Масала доса». Очевидно, что Гребенщиков не настолько прост, чтобы посвящать песню простеньким блинчикам, которые понравились ему во время турне по Индии. Можно разглядеть здесь тот же запрещённый шифр: me sale doza – продайте мне дозу. В пользу этой гипотезы свидетельствует и матрос, который как будто специально перекочевал из альбома «Лошадь белая». Напомним, в песне «Что нам делать с пьяным матросом» он, бедный, упал в подвал с зельем, которое везли древнему змею в центр земли.

Тогда его укрепляли якорным тросом. В «Масала доса» матрос вновь связан тросом, причём указывается его конкретная длина – 4 метра. Или, по-английски, “4 m” – “for me”, «для меня». То есть Гребенщиков подчёркивает, что «доза» не для перепродажи, а для личного использования.

И вот в этом контексте преображение окружающего мира – пускай и в сознании отдельно взятых людей – отлично вписывается в общую канву песни:

А если спросят, отчего мы здесь сидим.
Скажи: не знаю, но народ непобедим.
И где всё было хило и слабо,
Теперь красоты в стиле курмундильбо.

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Другими словами, «неприглядно, слякоть и вечный ремонт» превращаются в яркие, пышные, воздушные и зефирные красоты. Так ведь проявляется воздействие рассыпанного просо? И эффект, непередаваемый вербально, можно «прочесть в моих глазах».

Ну и наконец, люди, которые контролируют сбыт просо и реагируют, если кто-то не хочет за него платить. Оказывается, это тот самый эскимос — тоже, сами понимаете, белый с головы и до хвоста. Что позволяет так однозначно его трактовать? Послушайте:

Не то придёт изящна и курноса
И объяснит, почём цена вопроса.

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Так что спасибо всем заинтересованным, что задаёте такие интересные вопросы, — я обязательно постараюсь ответить на каждый из них. Но главное — а как вы думаете: связана ли песня «Масала доса» с рассыпчатыми веществами? И правильно ли угадан смысл выражения «курмундильбо»? Делитесь своими версиями в комментариях!

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

Источник

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

Борис Гребенщиков — Масала Доса (БГ)

Входит в альбом «Знак Огня» (2020)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Масала-доса — тонкие, хрустящие блины, начиненные пряным картофелем — популярная закуска в Южной Индии.

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

— Что за стиль такой — «курмундильбо»? Гугл не в курсе.

— Это слово еще неизвестно людям. Лет через сто, может быть.

***
Не то придёт изящна и курноса… — «Курносая» — распространённый эпитет для смерти («курносая с косой»). (За примечание спасибо Владимиру Топоркову) Правда, с литературной точки зрения строчка у БГ звучит безграмотно — правильно «Изящная и курносая».

***
Кали-юга
(черный или железный век) — четвёртая из четырёх эпох в индуистском временном цикле. Характеризуется утратой людьми изначального знания о Божественном в себе и падением нравственности.

***
У попа была подруга… — вероятно, отсылка к шуточному стишку «У попа была собака…».

***
Тише, мыши, кот на крыше…
— отрывок из детского стишка:

Тише, мыши, кот на крыше,
А котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
А котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
А котята ха-ха-ха.

***
севрюга
— промысловая рыба семейства осетровых.

Подношение Интересному Времени. Песня 44. Масала Доса

_______________________________________________________________________

Масала Доса, Масала Доса,
Не смей играть в снежки сердцем эскимоса.
Пришел Пафнутий, рассыпал просо
И ничего теперь не видно дальше носа.
Скажи какая цена вопроса,
А лучше ты молчи – я все прочту в твоих глазах.

Масала Доса, Масала Доса,
На честь и совесть больше нету нынче спроса.
А за углом контора наркомпроса –
Там можно взять взаймы четыре метра троса.
Пойдем поймаем на улице матроса
И пусть он объяснит, как нам сказать,
Что наболело на душе.

А если спросят отчего мы здесь сидим,
Скажи – не знаю, но народ непобедим.
И где все было хило и слабо –
Теперь красоты в стиле курмундильбо.

Масала Доса, Масала Доса,
Не смей играть в снежки сердцем эскимоса.
Не то придет изящна и курноса
И объяснит почем цена вопроса.
Так что не бойся компьютерного вброса,
Смотри и все прочтешь в моих глазах.

Кали-юга –
За окном бушует вьюга,
Кали-юга –
Мы не можем друг без друга,
Кали-юга –
Выйди за пределы круга,
Кали-юга –
У попа была подруга,
Кали-юга –
Тише, мыши – кот не крыше,
Кали-юга –
Тише, тише, тише…
Кали-юга –
Что ж ты делаешь, зверюга?
Кали-юга –
Содрогнулась вся округа.
Кали-юга –
В облаках живет севрюга,
Кали-юга –
Мы не можем друг без друга.
Кали-юга –
За окном бушует вьюга.

_______________________________________________________________________

Источник

Новости шоу бизнеса и музыки NEWSmuz.com

Режиссер клипа Сергей Дебижев показал БГ в виде стимпанкера, добавив изощренную компьютерную графику.

Быстрый поиск:

«Аквариум» выпустил «Дань» Цою, Бутусову и Мамонову

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Всего в альбом вошли семь песен Вячеслава Бутусова, Виктора Цоя, Майка Науменко, Петра Мамонова и группы «ХЗ». Все он были уже обнародованы ранее в рамках разных проектов и в виде отдельных синглов.

«Я целиком и полностью доверяю людям, которые организовали фонд «МойМио» и занимаются такой сложной работой – помогают детям с тяжелой болезнью. Самое главное, что я уяснил – без денег с этой бедой вообще ничего не сделаешь. Здесь я могу пригодиться: играть концерты в пользу ребят и.

«Аквариум» выпустил регги-клип «Рыба»

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Режиссер клипа Саша Сурис анимировал в психоделической стилистике всю песню, в том числе фотографии БГ и Lee Scratch Perry.

Не обошлось и без плавания рыб с целью выяснить, «какая рыба в океане плавает быстрее всех».

В альбом «Аквариум in Dub» вошли песни, записанные на Ямайке и на студии Бориса Гребенщикова в Санкт-Петербурге, часть видеокадров этих записей тоже вошла в клип.

Джоанна Стингрей и БГ выпустили «Stay Together» из 90-х

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Альбом «Stay Together» записан в 1985 году, однако официально до сих пор не публиковался. Некоторые песни Джоанна впоследствии перезаписала в новых аранжировках и включила в свои альбомы 90-х. Но песни «Drama», «Welcome Us Home» и другие никто ещё не слышал. «Babylon» — это английская версия песни Гребенщикова «Вавилон». Оригинал же записи все это время хранился дома у Джоанны.

Выпуск альбома приурочен к 40-летию Ленинградского рок-клуба, концерты в честь юбилея в Москве и Петербурге.

Леван Горозия перепел БГ в эпичном видео «Поезд в огне»

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Песня «Поезд в огне» вдохновлена синглом группы «Аквариум» 1988 года. Борис Гребенщиков дал согласие на использование в припеве строчек из его песни, которая, кстати, тоже становилась саундтреком к фильму Сергея Соловьёва «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви».

Фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» выйдет в прокат 1 апреля, и должен стать первым российским ответом на голливудские кинокомиксы в духе «Тёмного рыцаря» или «Джокера». Главной музыкальной темой картины «Майор.

БГ выпустил первый VR-клип Stella Maris

Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть фото Масала доса гребенщиков о чем. Смотреть картинку Масала доса гребенщиков о чем. Картинка про Масала доса гребенщиков о чем. Фото Масала доса гребенщиков о чем

Премьера песни Stella Maris состоялась в 2014 году, впервые она была опубликована в сольном альбоме БГ «Соль».

Источник

Пусть все горит: «Знак огня» БГ как фиктивный компромисс

Во вторник вышел новый альбом Бориса Гребенщикова «Знак огня», который уже успели назвать лучшей записью музыканта за долгое время, — Артем Макарский попытался разобраться, что ценного можно вынести для себя в новых текстах БГ и почему музыканту бывает полезно отпустить себя.

Быть Борисом Гребенщиковым, скорее всего, нелегко, а в 2020 году так особенно : каждый журналист не только пытается в очередной раз спросить, о чем его песни, но и хочет связать новый альбом «Знак огня» (то есть «🔥») с актуальной повесткой.

Коллег, безусловно, можно понять: после альбома «Соль», который был как будто бы про здесь и сейчас, сатирических песен вроде «Вечерний М» и других творческих высказываний можно было бы ожидать и от новых работ попадания в цайтгайст.

Хорошие творцы, впрочем, никогда не стараются попасть в дух времени. Они его скорее угадывают и пишут о вневременном будто бы о нынешнем. Так вышло с «Солью», в которой Гребенщиков отбросил привычное для себя иносказание (в рамках, безусловно, своих возможностей), сделав вышедший в 2011-м «Архангельск» робким и не таким уж и реакционным. Технически БГ не ставил никаких маркеров времени: «мертвые журналисты» из песни «Губернатор» могли быть и в нулевых, и в девяностых. Но выбирая вещи, которые не меняются с годами, он сумел точно отразить настроение смутного, мрачного времени, в котором мы оказались. При этом альбом мог бы выйти и в 2012, и в 2016 году — и его актуальность нисколько бы не исчезла.

Следующий, «Время N» выглядел на фоне того повторением пройденного. На уровне слов альбом можно было противопоставить «Соли» таким же образом, как «Навигатор» — «Русскому альбому»: Гребенщиков снова вводил в текст восточную эзотерику и сёгунов, из‑за чего альбом все сильнее отдалялся от российских реалий в сторону условного мира БГ. Из‑за заглавной песни и «Пришел пить воду» «Время N» казался продолжением «Соли» — они продолжали линию жесткого рок-звука, начатого именно там. Временами музыка заходила в совсем уже пародию — например, запилы в «На ржавом ветру» в духе рока старой школы сложно воспринимать всерьез.

Впрочем, нарочито абстрактная и выделяющаяся по музыке песня «Ножи Бодхисаттвы» намекала на то, что Гребенщиков пробует впервые за долгое время зайти на поле электроники (где он успешно проявлял себя и в восьмидесятых, добавляя синтезаторы в песни вроде «Сестры») — и еще сильнее раскрылся в девяностых на совместном альбоме с дуэтом «Deadушки».

И вот «Знак огня». Первая же песня, «Вон Вавилон», потерявший слово «пошел» в названии простоватый дэнсхолл (да-да, дэнсхолл) с типичным для современного БГ детским хором, показывает новое пространство для экспериментов музыканта.

Вот слегка переделанная, очень грязная версия песни «Баста раста», одновременно напоминающая об индастриале и альбоме Тайлера «Cherry Bomb». Вот «Мое имя Пыль», впервые выпущенная на мини-альбоме «Песни нелюбимых», которая может похвастаться, наоборот, более чистым звуком и неожиданным битом, напоминающим уже скорее о реггетоне, чем о кубинской музыке.

Но на этом, в общем-то, все. Можете не обольщаться: в остальном вас ждет классический поздний БГ/«Аквариум» с обязательным регги-сегментом (тут он, впрочем, даже у скептиков не вызывает былой неприязни), с балладами о смысле жизни, вселенной и всем таком прочем, а также неожиданная коротулечка «Хиханьки да хаханьки», спетая под гитару, — возможно, навеянная акустическими исполнениями песен в цикле «Подношение интересному времени».

От «Знака огня» действительно легко отмахнуться. Гребенщиков заканчивает длившуюся шесть лет трилогию альбомов (так он ее сам аттестует). Но новый альбом от предыдущих все же отличается разительно — и дело вовсе не в электронике.

Можно долго думать о том, насколько эстетические решения «Аквариума» с середины девяностых и до начала десятых шли вразрез с общественным вкусом — и насколько это делало честь самому БГ. Тут эта эстетика не то чтобы возвращается полностью, но да, именно на «Знаке огня» у него получается полностью признать ее китчевость, нелепость, неправильность — кто‑то из фанатов уже подсказывает: «юродивость». Нелепость отдельных моментов на «Времени N» компенсировалась серьезными песнями в духе «Соли» — не будет преувеличением назвать второй альбом трилогии не самым удачным переходом между ее началом и концом. Здесь все кажется осознанным решением — и даже сделанное на полном серьезе кажется несуразным: например, испанская гитара в композиции «Не судьба» — вдумчивой песне о преодолении преград, которые тебе ставит окружающий мир, — сбавляет пафос эмоционального пика альбома.

Гребенщиков всегда учил слушателя, что песни не обязательно должны быть о чем‑то. Здесь возвращение вороха отсылок и цитат, которых была лишена та же «Соль», дает немного подступиться к пониманию корпуса его текстов.

Однако за этим поражением, проскальзывающим и в интервью, где Гребенщиков говорит о том, что уже не может смотреть на мир через призму трагедии, кроется и что‑то еще. Ощущение надежды, веры в спасение через объединение, которое и правда можно найти на альбоме, — все это заставляет слушать новые песни и дальше. Да, в «Знаке огня» нет цельности «Соли», он осознанно разнообразный, не дающий целую картину. Однако, таким образом, он становится ближе к «Аквариуму», в котором тяга к светлому всегда преобладала над тяготами жизни. БГ, возможно, и находится в некоем пространстве между экспериментами и классикой, будущим и ностальгией. Но его песни сейчас дают необходимую веру в лучшее. Они снова интересны и непредсказуемы (хотя без песни «Поутру в поле», строго говоря, можно было бы и обойтись»).

Вера здесь становится куда важнее правдорубства. В конце концов, группа «Аквариум» и сайт «Медиазона» — это довольно разные вещи.

«Идите *** [к черту], а я еще спою» — благодаря строчке из «Изумрудной песни», в которой непечатность хоть и стыдливо убрана, но отчетливо угадывается, становится понятна основная мысль альбома. Мир может говорить тебе что угодно, но главное — быть верным себе, гнуть свою линию и дальше (и исправляться, если в какие‑то моменты у тебя не выходит).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *