Машааллах табаракаллагь что отвечать
Мусульманские фразы на арабском
Алла́ху а́кбар
(Аллах акбар)
Аллах Велик (Величайший).
Восхваление (такбир). Используется, когда верующий желает помянуть величие Аллаха
Аллаху алим
Аллаху известно лучше (Аллах знает лучше)
Алейхи салям
(а.с.; a.s.)
Мир ему.
Говорится после имен пророков, посланников и высших ангелов (Джибрил, Микаил, Азраил, Исрафил)
АльхамдулиЛлях
(Аль-Хамду Лил-Лях)
Хвала Аллаху.
Так мусульмане часто комментируют что-либо, например, когда говорят об успехе и когда отвечают на вопросы «как дела», «как здоровье»
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
АльхамдулиЛляхи раббиль ‘алямин
Хвала Аллаху, Господу миров!
Ассаламу алейкум
АстагфируЛлах
Прошу прощения у Аллаха
أَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّـيْطٰنِ الرَّجِيْمِ
Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим
Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побиваемого) сатаны
БаракаЛлаху фика
(БаракаЛлаху – بارك الله)
Да благословит тебя Аллах!
Форма выражения благодарности, аналог «спасибо». При этом «БаракаЛлаху фика» говорят при обращении к мужчине; «БаракаЛлаху фики» – при обращении к женщине; «БаракаЛлаху фикум» – при обращении к нескольким людям. Ответ на БаракаЛлаху фикум: «Ва фикум» (وإيّاكم) – и вас, «ва фика» – (муж.), «ва фики» – (жен.)
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Эти слова следует произносить перед любым важным делом (сунна – произносить эту фразу перед едой, перед омовением, при входе в дом и т.д.)
Ва алейкум ассалам
«И вам мир» (Ответ на приветствие).
Подробнее: мусульманское приветствие
ДжазакаЛлаху Хайран
(ДжазакаЛлаху)
Да воздаст тебе Аллах благом!
Форма выражения благодарности, аналог «спасибо».
При этом «ДжазакаЛлаху Хайран» говорят при обращении к мужчине; «ДжазакиЛлаху Хайран» – при обращении к женщине; «ДжазакумаЛлаху Хайран» – при обращении к двум людям; «ДжазакумуЛлаху Хайран» – при обращении к нескольким людям
وَأَنْتُمْ فَجَزَاكُمُ اللَّهُ خَيْرًا
Ва антум фа джазакуму Аллаху хайран
Ответ на вышеупомянутую благодарность.
Сокращенный ответ: «Ва якум» (وإيّاكم) – и вам пусть тоже воздаст, «ва яка» – (муж.), «ва яки» – (жен.)
Джума́ муба́рак!
Слова поздравления с благословенной пятницей
Ид муба́рак!
Универсальное поздравление с праздником
Дословно: благословенный праздник
إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
Инна Аллаху ма’ассабириин
Воистину, Аллах с терпеливыми.
Напоминание о том, что нужно проявлять терпение для достижения довольства Всевышнего
ИншаАллах
Если на то будет воля Аллаха
ЙахдикумуЛлах
Да укажет Вам Аллах правильный путь!
يهديكم الله و يصلح بالكم
ЙахдмикумуЛлах ва йуслиху балякум
Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все ваши дела!
КадаруЛлах
По предопределению Аллаха
Ля иляха илля Ллах
Нет Бога, кроме Аллаха (нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Единственного Бога Аллаха).
Первая часть шахады. Полный текст шахады
Мабру́к!
МашаАллах
(Маша’Аллах)
Так пожелал Аллах; так решил Аллах.
Используется при комментировании каких-либо событий для выражения покорности воле Аллаха, тому, что Он предопределил для человека. Также говорят «МашаАллах», когда хвалят кого-то, восхищаются чьей-то красотой (в особенности — ребенка), чтобы не сглазить
Радиаллаху анху
(р.а., r.a.)
Да будет доволен ими Аллах.
Используется после имен жен, детей и сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, а также после имен великих учёных-богословов и имамов
«Радиаллаху анх» говорится в адрес мужчин
«Радиаллаху анха» – в адрес женщин
«Радиаллаху анхума» – в адрес двух человек, независимо от пола
«Радиаллаху анхум» – в адрес группы людей
صلى الله عليه وسلم
Саллаллаху алейхи ва саллям
(с.а.в., saw, saaw, pbuh)
Да благословит Аллах Мухаммада и да приветствует (Мир ему и благословение Аллаха).
Говорят при упоминании Пророка Мухаммада, мир ему и благословение
Salaam-o Allah alayha
(s.a.a.)
Мир ей.
Употребляется после имен праведных мусульманок – Асии, жены фараона, и Марьям, матери Исы (Иисуса), мир им
СубханАллах
Пречист (Пресвят) Аллах.
Все что происходит или не происходит, – по воле Аллаха, который не имеет недостатков. Мусульмане часто произносят «СубханАллах» в разговоре или про себя, чтобы напоминать (кому-то или себе) об этом
Субханаху ва Та’аля
Свят Он (Аллах) и Велик.
Эти слова обычно говорят после произнесения имени Аллаха
Ма ша Аллах, где и когда уместно его употреблять.
Часто можно слышать, как мусульмане в ответ на какое-то радостное событие или наблюдение произносят: «Ма ша Аллах» — مَا شَاءَ اللهُ. Сегодня мы расскажем о значении этого выражения и о том, где и когда уместно его употреблять.
Дословно это выражение переводится — «как пожелал Аллах» или «произошло то, что было угодно Аллаху». В отличие от выражения «ин ша Аллах», которое употребляется в отношении того, что еще не произошло, фраза «ма ша Аллах» употребляется в отношении уже свершившегося
Арабское выражение «ма ша Аллах» является своеобразным напоминанием верующему о том, что все добро, милость и благословение исходит от Аллаха. Иногда к выражению «ма ша Аллах» можно добавить следующие слова: «ля куввата илля би-Ллях» — لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ
Дословный перевод этого выражение будет следующее: «Нет силы, кроме как с Аллахом (от Аллаха)», а смысл: «Нет силы, кроме той, что даровал Аллах».
Эта дополнение основано на словах Всевышнего:
وَلَوْلَا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاء اللَّهُ لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ
Почему, войдя в свой сад, ты не говоришь [с восхищением]: «МашаЛлах! [Так пожелал Аллах!] Нет силы, кроме как от Аллаха!» (сура «Аль-Кахф», аят 39).
Данное выражение уместно говорить, если в вашей жизни произошло что-то радостное, так как оно является выражением убежденности в том, что Создателем всех вещей и дарителем благословения является Всевышний Аллах. Следовательно, выражение «ма ша Аллах» служит формой выражения благодарности Всевышнему Аллаху.
Также мусульмане часто используют выражение «ма ша Аллах», чтобы избежать сглаза. Например, если мусульманин узнает новости о благополучном рождении ребенка или, когда видит что-то, что радует его или умиляет, то комментируя радостное событие или наблюдение добавляет «ма ша Аллах».
Так мусульмане стремятся продемонстрировать свою искреннюю и бескорыстную радость по факту случившегося и не оставить возможности проявиться сглазу или чьей-либо зависти. Например, «ты прекрасно сегодня выглядишь, ма ша Аллах!».
Что нужно говорить, чтобы не сглазить?
«Так пожелал Аллах. Нет мощи, кроме как от Аллаха» на арабском:
«Ма ша-а Ллаху ля куввата илля би-Ллях».
مَا شَاءَ اللَّهُ لا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّه
Писал имам Ибн аль-Каййим: «Если тот, кто может сглазить, опасается вреда своего взгляда и того, что он может постигнуть подверженного сглазу, то пусть избавится от зла своего взгляда, сказав (о том, сглаза для чего или кого опасается): «О Аллах, ниспошли на него благословение». Как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, ‘Амиру ибн Раби’а, когда тот сглазил Сахля ибн Ханифа: «Тебе стоило призвать для него благословение».* — То есть сказать: «О Аллах, ниспошли на него благословение». Так же из того, что оберегает от сглаза, слова «так пожелал Аллах, нет мощи, кроме как от Аллаха». Передал Хишам ибн Урва от своего отца (Урва ибн аз-Зубейр, табиин), что тот, когда видел нечто, что ему нравилось, или входил в стены своего (жилища), говорил: «Так пожелал Аллах, нет мощи, кроме как от Аллаха». См. «Зад аль-ма’ад» 4/156.
* Малик 1747, Ахмад 15550, Ибн Маджа 3509, аль-Хаким 4/216. Аль-Альбани признал достоверным в «аль-Калим ат-теййиб» 243.
«О Аллах, ниспошли на него благословение» на арабском:
«Аллахумма, барик алейх».
ِاللّهُمَّ بَارِكْ عَلَيْه
Поскольку определенной фразы взывания о благословении в сунне не пришло, то в какой бы форме эти ни было сказано, требуемое будет выполнено.
Другие варианты призывания благословения, предложенные учеными:
Пишет имам Ибн Абидин аль-Ханафи: «Дуа о благословении заключается в том, чтобы человек сказал: «Благодатен Аллах, наилучший из творцов. О Аллах помести в это благословение». См. «Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар» 6/364.
«Благодатен Аллах, наилучший из творцов. О Аллах помести в это благословение» на арабском:
«Табарака Ллаху ахсануль-халикын, Аллахумма барик фих».
تَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ اللَّهُمَّ بَارِكْ فِيهِ
Пишет имам Ибн Абдульбарр аль-Малики: «Призывание благословения заключается в том, чтобы человек сказал: «О Аллах, помести в это благословение», — и тому подобное. И говорят, что призывание благословения заключается в том, чтобы сказать: «Благодатен Аллах, наилучший из творцов. О Аллах помести в это благословение»». См. «Ат-Тамхид» 13/69 — 70.
«О Аллах, помести в это благословение» на арабском:
«Аллахумма барик фих».
اللَّهُمَّ بَارِكْ فِيهِ
Писал имам ан-Навави аш-Шафии: «Тому, кто может сглазить, желательно сделать дуа о благословении для того, на кого (что) может пасть сглаз. Пусть скажет: «О Аллах, помести в него благословение и не причини ему вреда». Или скажет: «Так пожелал Аллах, нет мощи, кроме как от Аллаха». См. «Рауда ат-талибин» 9/348.
«О Аллах, помести в него благословение и не причини ему вреда» на арабском:
«Аллахумма барик фихи уа ля тадуррах».
اللَّهُمَّ بَارِكْ فِيهِ وَلَا تَضُرَّهُ
Говорил шейх Ибн Усаймин: «Лучше, чтобы человек, который опасается, что его сглаз может постигнуть кого-нибудь из-за того, что тот понравится ему — чтобы он сказал: «Да ниспошлет Аллах благодать на тебя»». См. «Лика аль-баб аль-мафтух» 19/235, мактаба Шамиля.
«Да ниспошлет Аллах благодать на тебя» на арабском:
«Табарака Ллаху ‘алейк».
تبارك الله عليك
Говорил также шейх Ибн Усаймин: «Если увидит человек то, что ему нравится, и опасается зависти глаз (или: «сглаза»), тогда он говорит: «Так пожелал Аллах. (Да будет) благодатен (к нему) Аллах». И также, если увидит человек что-то, что ему понравится из его имущества, то пусть скажет: «Так пожелал Аллах, нет мощи, кроме как от Аллаха», — чтобы не обольститься самим собой». Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», https://www.youtube.com/watch?v=q7sPqRTmNoU.
«Так пожелал Аллах. (Да будет) благодатен (к нему) Аллах» на арабском:
«Ма ша-а Ллах, табарака Ллах».
Машааллах табаракаллагь что отвечать
КОГДА МОЖНО ГОВОРИТЬ Ма Шаа Аллах
из урока Шейха Бадра аль Утейби:
«многие когда видят Милость Аллаха у кого-то говорят: «ма ша Аллаh» «табаракаЛлах» или же «Ма ша Аллах», «Ма ша Аллах».
а тот, кому была даровано эта Милость говорит: «скажи Ма ша Аллах, скажи Ма ша Аллах».
хотя это противоречит Сунне Пророку (мир ему и благословение Аллаха)
милость бывает двух видов:
•милость самому человеку
•милость другому человеку».
—если Милость была проявлена к тебе,то скажи: «Ма ша Аллах».
это если Милость,проявлена тебе, твоему дому, твоей машине,как сказал Всевышний:
«почему, войдя в свой сад,ты не сказал: «Так пожелал Аллах»
[18:39]
—если Милость была проявлена к тебе,то произнеси: «Ма ша Аллах».
Милость в твоей одежде, в твоей машине, в твоём сыне, в твоей жене, твоего дома, твоего животного.
говори: «Ма ша Аллах»
потому что это Милость тебе.
почаще говори: « Ма ша Аллах»,потому что это Милость От Господа
а если Милость была проявляла к другому,то скажи: «Аллахума Барик ляк»
«Аллахума Барик ляк»
«БаракаЛлаху ляк»
но не следует говорить: «Ма ша Аллах»
на это указал ибн аль Каййм, и шейх Абдуллах ибн Абдуррахман Аба Бутейн, да помилует их Аллах и многие из Обладателей знания.
почему?
потому что когда ты говоришь: «ма ша Аллах», тот кому была оказана Милость, может возразить: «а я какую пользу получил?».
где польза?
лучше делать за меня ду’а,чтобы Аллах сделал благословенным для меня эту Милость.
—если это ребёнок, то скажи: БаракаЛлаху ляк фиъ».
—если это животное то скажи: «БаракаЛлаху ляк фигъа», а если это имущество то скажи: «БаракаЛлаху ляк» или «Аллаху юбарак ляк фиъ» вот таким образом!
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал:
«если один из вас увидит Милость у своего брата, то следует помолиться о ниспослании ему благодати»
он так же сказал:
«почему же один из вас убивает своего брата? если ты увидел нечто, понравившиеся тебе, то почему не помолился о ниспослании благодати ему?»
смысл мольбы о ниспослании благодати. необходимо сказать: «Аллахумма Барик ляк фиъ» или же «Аллахумма берик лягьу фиъе». Или же: «БаракаЛлаху лягьу фигье».
и в этом сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Исламский лексикон-Ма ша-Аллах
Исламский лексикон-Ма ша-Аллах
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Лучше всего написать данную фразу именно так, потому что это ближе к арабскому оригиналу и дальше от всевозможных упоминаний о Маше, что, кстати, является упрощённой формой имени Мария. Конечно же, никто из мусульман не станет писать выражение «Маша Аллах» с намерением обожествить деву Марию. Но, тем не менее, мусульманин должен отстраняться от всего, что может быть истолковано в пользу многобожия или издевательства над религией.
Пример тому был в жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Желая обратиться к нему с речью, сподвижники говорили «раʼы-на» (رَاعِنَا), что дословно переводится с арабского как «позаботься о нас», т.е. удели нам внимание, выслушай нас. Иудеи, жившие в Медине, услышали, что мусульмане так обращаются к своему Пророку, а в их языке это слово имело плохой смысл, когда они хотели кого-то выругать, то говорили «раʼына», что значило: «Эй ты, тупица!» Они договорились между собой, что будут тайно ругать Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и начали в его присутствии нарочито обращаться к нему именно этим словом, после чего их разбирал смех. Когда сподвижник по имени Саад ибн Муаз, бывший одним из самых авторитетных вождей племени Хазрадж, услышал эти слова, он понял, что подразумевают иудеи, так как знал их язык. Он сказал им: «Если я ещё раз услышу, что кто-либо из вас обращается так к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то я отрублю этому человеку голову». Они возразили: «А разве вы сами не говорите эти слова?» После этого Аллах ниспослал аят, в котором говорится:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقُولُواْ رَاعِنَا وَقُولُواْ انظُرْنَا وَاسْمَعُوا ْوَلِلكَافِرِينَ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«О те, которые уверовали! Не говорите Пророку: «Заботься о нас!» (раʼы-на/رَاعِنَا)– а говорите: «Посмотри на нас!» (унзур-на/اُنْظُرْنَا) и слушайте. А неверующим уготованы мучительные страдания»(Коран, 2: 104).
Верующим было велено употреблять другое слово с таким же смыслом «унзур-на» (اُنْظُرْنَا), что дословно переводится как «взгляни на нас, посмотри, подожди», т.е. удели нам внимание, послушай нас. Таким образом, был закрыт прецедент для тайных насмешек и издевательств со стороны врагов Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха)[1]. Эта история говорит нам о том, что верующий должен отстраняться от любых слов и терминов, которые могут быть использованы неверными и нечестивцами для насмешек над Исламом.
Перевод выражения «ма шаа-Ллах» (مَا شَاءَ اللهُ):
Перед данной фразой присутствует скрытое подлежащее «хаза» (هَذَا) – «Это», и хотя оно не произносится, но подразумевается. С его произнесением фраза выглядела бы следующим образом «хаза ма шаа – Ллах» (هَذَا مَا شَاءَ اللهُ)
«ма» (مَا) – что-то, которое.
«шаа» (شَاءَ) – пожелал (глагол 3-го лица, м. р., ед. ч.).
«Ллах» (اللهُ) – имя Всевышнего «Аллах», в соответствии с правилами арабской речи, буква «А» из артикля определённости «аль» (ال) не произносится, если он предварён каким либо звуком до него, что имеет место в данном случае. Поэтому заглавной буквой в данном случае становится следующая буква имени Аллаха, а значит, в соответствии с правилами русского письма, её мы и будем писать с заглавной буквы.
Что касается буквы «м» в слове «ма» (مَا), то её следует писать с заглавной буквы только в том случае если с него начинается предложение.
Иногда к выражению «ма шаа-Ллах» можно добавить следующие слова:
«ля куввата илля би-Ллях» (لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ)
Разберем, из каких слов оно состоит:
«куввата» (قُوَّةَ) – силы.
«илля» (إِلَّا) – кроме.
«би» (بِـ ) – с, по (воле), от (кого-либо).
«Ллях» (اللَّهِ) – Аллах.
Дословный перевод: «Нет силы, кроме как с Аллахом (от Аллаха)».
Смысл этой фразы становится таким: «Нет силы, кроме той, что даровал Аллах».
Эта дополнение основано на словах Всевышнего:
وَلَوْلَا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاء اللَّهُ لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ
«Почему, войдя в свой сад, ты не сказал:«Это то, что пожелал Аллах! (ма шаа–Ллах/مَا شَاءَ اللهُ)
Нет мощи, кроме как от Аллаха!» («ля куввата илля би-Ллях»/لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ)»(Коран, 18: 32-43).
Когда произносится выражение «ма шаа-Ллах» (مَا شَاءَ اللهُ)?
Данное выражение уместно говорить, когда человек видит нечто хорошее у самого себя, например, видит какие у него послушные и красивые дети, просторный дом, качественная машина, хорошая память, много исламских или мирских знаний, добрая работящая жена, крепкое здоровье, умелые руки и т.д. Эту фразу уместно сказать именно потому, что произнося слова «это то, что пожелал Аллах», человек, отрицает значимость своей роли в приобретении этого блага и признаёт, что всё, чем он обладает, даровано ему Аллахом. Когда раб Аллаха признаёт милость своего Господа, он удаляется от высокомерия, самолюбования и самопоклонения, и побуждает себя к благодарности Аллаху.
В суре «аль-Кахф» («Пещера») Аллах рассказывает нам о беседе двух людей, один – богатый и надменный, а второй – бедный, но праведный. Праведный человек упрекнул богача за то, что тот не благодарит Аллаха за дарованные ему богатства. Богач сказал ему: «У меня больше имущества и помощников, чем у тебя». Затем «он вошел в свой сад, поступая несправедливо по отношению к себе, и сказал: «Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет». Праведник старался вразумить заносчивого и самоуверенного богача, и в числе его увещаний были следующие слова: «Почему, войдя в свой сад, ты не говоришь: «Это то, что пожелал Аллах! (ма шаа – Ллах/مَا شَاءَ اللهُ) Нет мощи, кроме как от Аллаха!»(Коран, 18: 32-43). Он сделал ему замечание, почему ты не благодаришь Аллаха, почему, глядя на свой сад, ты не вспоминаешь, что именно Аллах одарил тебя своей щедростью, почему ты не признаешь свою нужду во Всевышнем Господе и зависимость от Него? Всё, что ты имеешь, дано тебе только по Его желанию и милости. Но богач отказывался признать милость своего Господа, проявляя неблагодарность, и Аллах погубил его сад, дабы вразумить своего грешного раба. «Его плоды погибли, и он стал выкручивать свои руки, сожалея о том, что он потратил на виноградник, ветви которого упали на подвесы. Он сказал: «Лучше бы я никого не приобщал в сотоварищи к моему Господу!» Не было у него людей, которые бы помогли ему вместо Аллаха, и он не мог помочь самому себе» (Коран, 18: 32-43). Таково воздаяние неблагодарным в этом мире, а ответ в Будущей жизни будет ещё суровее.
Таким же был Карун, богатый и высокомерный человек из народа пророка Мусы (мир ему). Этот человек забыл о том, кто облагодетельствовал его, а все, что было дано ему, он приписал к заслугам своего знания и богатого опыта. Праведные соплеменники увещевали его смириться перед Аллахом, покориться Ему и признать Его милость, но Карун сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю» (Коран, 28: 78). Обладатели истинного знания и богобоязненности не оставляли своих попыток вразумить его, но все их старания не смогли привести в чувство это каменное сердце, и Аллах сказал: «Мы заставили землю поглотить его вместе с его домом. Не было у него сторонников, которые помогли бы ему вместо Аллаха, и сам он не мог помочь себе» (Коран, 28: 80).
В противоположность этим двум грешникам, пророк Сулейман всегда был благодарным своему Милостивому Творцу за его неисчислимые блага. В Коране описывается история о том, как царица Савская Билькыс, отправилась к пророку и царю Сулейману с визитом, и он захотел испытать её, определить уровень её проницательности и поразить её могуществом Всевышнего Аллаха, который одаряет своих преданных рабов без счёта. Пока царица Билькыс со своей делегацией находилась в пути, её трон, известный своим величием и красотой, был в мгновение ока перенесён во дворец пророка Сулеймана (мир ему). Увидев это, Сулейман обратился к Аллаху с благодарностью, признанием Его милости и осознанием, что всё это происходит только по желанию, щедрости и милости Всевышнего Аллаха, он сказал:
هَذَا مِن فَضْلِ رَبِّي لِيَبْلُوَنِي أَأَشْكُرُ أَمْ أَكْفُرُ وَمَن شَكَرَ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ رَبِّي غَنِيٌّ كَرِيمٌ
«Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или же буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь – Богатый, Великодушный» (Коран, 27: 40).
Сообщается со слов Хишама ибн Урвы, что его отец Урва, видя нечто такое, что ему нравилось, или входя на одну из своих плантаций, говорил: «Это то, что пожелал Аллах! (ма шаа–Ллах/مَا شَاءَ اللهُ) Нет мощи, кроме как от Аллаха! («ля кувватаилляби-Ллях»/لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ). Также сообщается, что когда Урве нравилось что-либо из своего имущества или он входил на одну из своих плантаций, то он говорил эти слова[2].
Иными словами, фраза «ма шаа-Ллах» (مَا شَاءَ اللهُ) является выражением благодарности и признанием своей нужды в милости и щедрости Аллаха, отрицание своей причастности и значимости во всем, что касается окружающих нас благ.
Ещё раз повторим: данную фразу уместно произносить для самого себя, когда мусульманин видит данные ему дары Аллаха (Велик Он и Славен). Нигде в Сунне мы не заметим, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) или сподвижники говорили эту фразу, видя блага у других людей, в чужом имуществе или во время удивления. Для этой цели существуют другие, более подходящие слова, которые нам велел произносить Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Конечно, если человек произнесёт слова «ма шаа-Ллах», увидев что-то хорошее у других людей или в чужом имуществе, то в этом нет ничего плохого, но дело в том, что произнесено это будет просто не к месту. Во-вторых, произнося не то, что нужно, мы оставляем более подходящие слова, которые велел нам говорить Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а именно: «барака-Ллах», что является молитвой о ниспослании божественной благодати. Об этих словах пойдёт речь в следующем пункте.
Служат ли данные слова защитой от сглаза?
Относительно этого нет единого мнения учёных. Явных доказательств того, что именно слова «ма шаа-Ллах» служат защитой от сглаза, в Коране и Сунне нет. Но многие учёные прошлого и современности говорили, что эти слова наряду с любыми другими словами прославления и поминания Аллаха, являются защитой от сглаза.
Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет им доволен Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Если Аллах одарит по своей милости какого-либо человека семьёй, имуществом, ребёнком, и он скажет: «Это то, что пожелал Аллах! (ма шаа – Ллах) Нет мощи, кроме как от Аллаха!(ля куввата илля би-Ллях)», то не увидит он в этом никакой беды, кроме смерти»[3].
Данный хадис является слабым. Существуют также и другие слабые хадисы о том, что эти слова защищают от сглаза и способствуют сохранению данных Аллахом милостей, но они также являются слабыми, непригодными для того, чтобы использовать их в качестве аргумента. А Аллах знает об этом лучше.
Составил: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.