Машины спецсвязь что за организация
О предприятии
На фото:
Военная курьерская служба в начале Второй мировой войны
Федеральное Государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» было создано 1 августа 1939 года и на сегодняшний день является лидером в области доставки специальной корреспонденции и особо опасных грузов на всей территории России и стран СНГ.
ФГУП ГЦСС имеет развитую филиальную сеть, состоящую из 71 управления, а так же более 180 отделений и пунктов приема по всей стране. Перевозки корреспонденции и грузов осуществляются ФГУП ГЦСС собственным автотранспортом, в том числе бронированными автомобилями, поддерживающими определенный температурный режим. На сегодняшний день ФГУП ГЦСС обслуживает более 1 200 маршрутов. Грузы на всем пути следования застрахованы.
Благодаря активному сотрудничеству с иностранными партнерами наше предприятие осуществляет доставку грузов в любую точку мира, обеспечивая полную безопасность и надежность на протяжении всего пути.
Наши преимущества:
Спустя почти 50 лет после создания и неоднократного переименования, служба была преобразована в Главный центр специальной связи (ГЦСС) согласно приказу Министерства связи СССР от 17.05.1988 № 224. 15 декабря 1994 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение о службе специальной связи.
Транспортировка в 2012 году «Чесменской чернильницы» – набора для письма эпохи Екатерины II.
Все перевозимые отправления застрахованы.
Перевозка секретных грузов для компании «Роскосмос» в 2010 году.
«Доставка с гарантией»: как работает Cпецсвязь
Интервью исполняющего обязанности начальника ФГУП «Главный центр специальной связи» (далее – ФГУП ГЦСС, Спецсвязь) Гайчени Ивана Алексеевича. О работе Предприятия, производственных успехах, а также о взаимодействии с ОПК.
– Какие цели и направления развития Вы считаете приоритетными для Предприятия в этом году?
– Важным направлением работы является рост эффективности структуры компании в целом и повышение уровня клиентского сервиса. Спецсвязь должна быть самым надёжным и органично встраиваемым в логистическую структуру любого предприятия партнёром.
С учётом того, что Управления специальной связи (УСС) представлены во всех субъектах и часовых поясах нашей страны, принято решение о создании «Единого центра компетенций» (ЕЦК), в котором будут обрабатываться все оперативные функции в режиме, удобном для сотрудников и партнёров Спецсвязи по всей стране.
Уже сейчас идёт активная работа по открытию ЕЦК, местом дислокации которого выбран город Самара. Одним из первых результатов открытия центра станет круглосуточная система поддержки пользователей. ЕЦК будет вести единый контроль заявок, работать с обращениями клиентов, вести круглосуточный мониторинг автотранспорта ФГУП ГЦСС.
– Амбициозно! Вы сказали, что Спецсвязь представлена во всех российских регионах. Сколько всего подразделений и как ведётся работа за границей?
– У нас 71 Управление специальной связи, 230 отделений и пунктов, у каждого из которых есть свой руководитель. Отдельно бы отметил наличие пункта Спецсвязи на Байконуре. Все начальники УСС – компетентные и высокопрофессиональные люди, которые умеют грамотно выстраивать не только работу собственного Управления, но и синергию с другими филиалами в регионе и в стране. Выстроена чёткая структура подчинённости пунктов и отделений управлениям, при этом в каждом регионе выделено центральное Управление, осуществляющее оперативное управление логистикой региона.
Что касаемо работы за пределами России, Спецсвязь осуществляет международные перевозки секретных грузов и отправлений, например, в Индию, Египет, Алжир, Сирию. «Покрываем» и другие страны. Также регулярно осуществляются доставки на основании международного Соглашения о сотрудничестве в межгосударственном обмене специальными отправлениями службы специальной связи стран СНГ.
Кроме того, в июне 2021 года, после двухлетнего перерыва, прошло заседание Координационного Совета руководителей Служб специальной связи государств – участников Соглашения о сотрудничестве в межгосударственном обмене специальными отправлениями. В заседании приняли участие руководители Спецсвязи России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Участники заседания отметили, что существующая система специальной связи, функционирующая более 25 лет, остаётся стабильной и в условиях пандемии. Руководители служб договорились о принятии скоординированных действий по преодолению возникающих в настоящее время трудностей, связанных с эпидемиологической ситуацией в мире и о совместных действиях, направленных на совершенствование функционала межгосударственной доставки грузов.
– Иван Алексеевич, Вы упомянули пандемию. Как Предприятие «пережило» коронавирус в прошлом году?
– Пандемия, безусловно, внесла коррективы в работу Спецсвязи. Но даже в такой сложный период наши фельдъегеря, находящиеся на «первой линии фронта», продолжали осуществлять доставку жизненно важных грузов, например аппаратов ИВЛ и лекарственных препаратов в лечебные учреждения.
Важно понимать, что COVID-19 никуда не ушёл, необходимо наращивать усилия по его локализации. На данный момент более 2500 сотрудников нашего Предприятия прошли вакцинацию. Благодаря высокой социальной ответственности наших сотрудников Спецсвязь может обеспечить бесперебойную доставку отправлений, уверенно реализуя все поставленные задачи.
– Иван Алексеевич, Вы рассказали о задачах и работе Предприятия как логистической компании. А что насчёт деятельности в более широком смысле?
– Спецсвязь также активно работает в правовом поле. Предприятием было инициировано внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации. Это делается для обеспечения безопасности, эффективной и прозрачной работы отрасли.
Речь идёт о проекте распоряжения Правительства РФ, которое должно определить ФГУП ГЦСС как уполномоченный орган услуг, связанных с перевозкой военных, мобилизационных грузов, с вложением сведений и предметов, составляющих государственную тайну.
Кроме того, мы ожидаем, что Спецсвязь войдет в перечень стратегических предприятий и организаций, который Правительство РФ утверждает отдельным распоряжением.
Такие законодательные изменения позволят усовершенствовать механизмы государственного регулирования специальных перевозок, выполняемых для удовлетворения государственных и оборонных нужд Российской Федерации.
– Иван Алексеевич, заключительный вопрос. В чём Вы видите залог успеха для такого большого предприятия, как Спецсвязь?
– В первую очередь – это люди. Неотъемлемой частью успеха в решении наших общих задач является личный вклад каждого сотрудника, каждое наше достижение – это результат профессионализма и целеустремлённости сплочённой команды.
Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, освоение целины, эра освоения космоса, застой и перестройка, создание нового государства – какой бы ни была эпоха, фельдъегеря всегда чётко и в срок выполняли свою работу. Для меня, как руководителя, сила Спецсвязи заключается в людях, благодаря которым мы в ежедневном штатном режиме реализуем все задачи, в том числе высокой государственной, культурной и социальной важности.
Впереди много перспективных и уникальных проектов, мы с уверенностью смотрим в завтрашний день благодаря прозрачной политике, структурированным планам развития и реальным возможностям их реализации.
ФГУП «Главный центр специальной связи» с каждым годом продолжает наращивать компетенции по удовлетворению потребностей государства и организаций в услугах по доставке особых грузов, формируя девятое десятилетие своей истории.
Автомобили Фельдъегерской службы и службы Спецсвязи России
Современные средства связи позволяют мгновенно передавать информацию на любые расстояния, однако во все времена существовала корреспонденция или некие материальные объекты, требующие, во-первых, передачи «из рук в руки», а во-вторых, сопровождения и охраны на всем пути следования. Доставку посланий государственного значения сегодня осуществляет Фельдъегерская служба, а менее ответственные поручения выполняет Служба специальной связи.
ГАЗ-4 на службе Фельдъегерьской службы
В России служба гонцов существовала уже во времена зарождения государства, а к XI веку была хорошо отлажена — князь Олег использовал гонцов для связи с соседними племенами. В древней Руси была введена повинность, которая называлась «повоз», обязывающая предоставлять проезжающим «княжим мужам» «подводных», т.е. сменных коней. Для идентификации государственных гонцов в Киевской Руси с X века был введен специальный знак отличия — щит красного цвета, дающий его владельцу преимущественное право замены лошадей и получения ночлега.
Команда самокатчиков Совнаркома, г. Петроград
Постепенно выработалась методика, позволяющая осуществлять безостановочное продвижение корреспонденции по маршруту. У дорог, соединяющих крупные политические центры державы с ее окраинами, строились станции, на которых круглосуточно дежурили «связисты» и наготове стояли запряженные лошади.
Послание по эстафете передавалось от одного гонца к другому. Разумеется, наиболее заметные реформы начались в период правления Петра I. Реорганизация всех институтов общественно-политической’жизни требовала создания механизма, позволяющего быстро доставлять многочисленные государевы циркуляры на места. И если обычная корреспонденция правительственных учреждений переправлялась через «общегражданскую» почту, то для доставки особо важных правительственных документов были созданы специальные каналы гак называемой «необыкновенной», или «чрезвычайной» почты, на службе в которой состояли правительственные гонцы или нарочные военные курьеры.
Станция фельдъегерской почтовой связи, полевая почта 82610-Б, в Афганистане, аэропорт Кабула, 1987
Кроме того, для доставки «стратегической» почты при главнокомандующих армиями были учреждены должности военно-полевых курьеров. Особо важную корреспонденцию из личной канцелярии императора доставляли «кабинет-курьеры», впрочем, таковых штатное расписание предполагало всего 6 человек. На рубеже XVIII—XIX веков, когда Россия вела постоянные войны, что требовало регулярной доставки оперативной военной и дипломатической почты, разрозненные государственные курьерские службы были объединены в единую организацию.
17 декабря 1796 года император Павел I утвердил штаг Фельдъегерского корпуса в составе одного офицера и 13 фельдъегерей, который уже в феврале следующего года был расширен более чем связи не просто была выделена в самостоятельную военизированную службу, но получила законодательный «фундамент», регламентирующий обязанности «гонцов», их денежное довольствие, образцы военной формы и прочие атрибуты регулярного государственного института. Более четкой организации деятельности Фельдъегерского корпуса способствовала его передача в январе 1808 года, при императоре Александре I, в ведение военного министра.
Автомобиль фельдъегерского корпуса
Во второй половине XIX века фельдъегерская служба уже являлась своеобразным «сервисом», обслуживающим не только правительство и военные ведомства, но и ряд государственных учреждений. В конце XIX века на смену телеграфу пришли телефон и радиосвязь. Казалось, что Фельдъегерская служба со временем, по мере развития дальней связи, утратит свое значение, однако практика показала, что в ряде случаев никакая техника не может заменить человека. К 1917 году Фельдъегерский корпус стал настолько высокопрофессиональной и узкоспециализированной организацией, что продолжал выполнять свои обязанности и при Временном правительстве, и при большевиках.
Ленинградские фельдъегери перед отправкой на маршрут
В мае 1918 года Фельдъегерский корпус был упразднен, а на его базе создана Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба с штатом в 30 человек. В январе 1921 года Служба внешней связи влилась в состав вновь созданного Фельдъегерского корпуса — на сей раз при Управлении связи Красной Армии. А в 1922 году в общегосударственное, т.е. готовое обслуживать не только органы госбезопасности, но и любые политические структуры и государственные учреждения, превратилось бывшее ведомственное «курьерское» подразделение ВЧК. Между Фельдъегерскими корпусами РККА и ГПУ возникла конкуренция и даже некоторая враждебность. В сентябре 1924 года «чекисты» в этом соперничестве одержали безоговорочную победу: Фельдъегерский корпус РККА был упразднен, а его функции переданы Фельдъегерскому корпусу ОГПУ. К 1935 году Фельдъегерская связь ОГПУ-НКВД обслуживала уже 54 тысячи организаций и учреждений страны.
Ford Transit службы спецсвязи
В 1939 году Совет народных комиссаров нарушил монополию Фельдъегерского корпуса НКВД, передав часть узурпированных «силовиками» функций в другие структуры. В ведении отдела Фельдъегерской связи НКВД сохранялось обслуживание важнейших государственных и партийных органов с доставкой корреспонденции в крупнейшие республиканские, областные и районные центры. Перевозка ценностей и денег возлагалась на службу инкассации Государственного банка. А для перевозки «от всех ведомств секретной, совершенно секретной корреспонденции и драгоценных металлов от центра до районов и обратно» из состава фельдсвязи НКВД СССР была выделена Служба специальной связи Наркомата связи.
IVECO EuroCargo службы спецсвязи
О транспорте следует сказать особо. Понятно, что для доставки корреспонденции фельдъегерская служба всегда выбирала самый быстрый и надежный для того или иного маршрута вид транспорта. Если для авиаперевозок иногда организовывались специальные рейсы (хотя курьеры часто пользовались услугами гражданской авиации), то по железной дороге грузы и депеши доставлялись обычными поездами. Изредка — в спецвагонах. Этим объясняется малое количество сугубо автомобильных маршрутов, используемых «правительственными» фельдъегерями. Машина оказывалась наиболее быстрым и эффективным транспортным средством лишь при доставке корреспонденции по городу или в районы. Именно поэтому главным «пользователем» автотранспорта стала «недальнобойная» спецсвязь.
Новая организация оказалась настолько эффективным механизмом, что порой ей поручались «неформатные» задания, далеко выходящие за пределы локального внутреннего сообщения. Например, в мае 1945 года для обслуживания Военной Миссии СССР в Берлине была организована группа спецсвязи, оборудовано помещение, и на выделенных для этой цели самолетах установлена ежедневная авиасвязь Москва-Берлин.
Автопоезд с тягачом Scania службы спецсвязи
Спецсвязь – главный российский центр специальной связи
Не так давно в нашей стране отпраздновал свой юбилей Главный центр спецсвязи. Его сотрудники занимаются транспортированием секретных указов и распоряжений, золота, бриллиантов, вместе с культурными сокровищами государства. Сами фельдъегери при этом не имеют ни малейшего представления о том, что может находиться в таре, за которую они отвечают в пути следования.
Внутри бронеавтомобилей сотрудники спецсвязи облечены в полное боевое снаряжение. Такие броневики обладают всем необходимым: бойницами для отстреливания, каналами радиосвязи, а также вентиляционными системами отражения возможного продолжительного блокирования правонарушителями. Сопроводители грузов в подавляющем большинстве случаев даже не подозревают, за что им приходится рисковать своим здоровьем и даже жизнями.
ФГУП ГЦСС «Главный центр специальной связи»
Основными видами деятельности ФГУП ГЦСС являются мероприятия по организации, обеспечения функционирования и формирования Службы спецсвязи, чтобы обеспечить управление и государственную безопасность государства. Кроме того, они созданы сохранить государственную, служебную, коммерческую и другую охраняемую законодательством тайну через предоставление услуг, связанных с доставкой и обработкой спецкорреспонденции и спецгрузов. Управление данной службы находится в руках руководителя спецсвязи – Рыбалкина Олега Николаевича.
История создания предприятия
Решение о Федеральном Государственном унитарном предприятии «Главном центре спецсвязи» было принято в августе 1939 года, только называлось оно тогда не совсем так.
Сегодня Главный центр – лидер в сфере сопровождения спецкорреспонденции, а также опасных грузоперевозок по всей российской территории и странам ближнего зарубежья.
ФГУП ГЦСС обладает развитой филиальной сетью, в которой состоит более семидесяти управлений, а также более ста восьмидесяти отделений с пунктами приема по территории всего государства. Транспортирование корреспонденции и грузов осуществляется ФГУП ГЦСС при помощи собственного автотранспорта. В их числе имеются и бронированные спецавтомобили с поддержанием определенного температурного режима. В настоящее время на обслуживании ФГУП ГЦСС находятся более тысячи двухсот спецмаршрутов.
Все грузы по всем путям следования заблаговременно застрахованы. Вследствие активного сотрудничества с зарубежными партнерами предприятием осуществляется доставка грузов в любые точки планеты. При этом обеспечивается гарантия полной безопасности и надежности на всей протяженности маршрута следования.
Преимущества ФГУП ГЦСС
Преимуществами предприятия являются:
Эмблема службы спецсвязи
ФГУП ГЦСС обладает своей собственной эмблемой. Ее в ФГУП ГЦСС утвердили приказом Госкомитета РФ по связи и телекоммуникациям в июле 1999 года. Эмблема представлена в виде изображения сокола, у которого распростертые крылья серебристой расцветки. Кроме того, птица имеет щит бело-сине-красной расцветки на грудине. Щит обладает изображением меча серебристого цвета, который расположен острием вниз. Непосредственно под самим щитом имеется лента синего цвета, а на ней надпись белыми буквами «Спецсвязь России».
Наличие собственного флага и гимна у ФГУП ГЦСС
ФГУП ГЦСС обладает своим собственным гимном и флагом. Флаг утвердил генеральный директор ФГУП «Главный центр спецсвязи» своим приказом еще в 1999 году. Флаг представлен в виде прямоугольного двухстороннего полотнища синей расцветки. В верхней части изображен Российский Государственный флаг, а в районе правого нижнего угла – цветная эмблема Спецсвязи. Обратная сторона знамени точно воспроизводит его лицевую сторону через зеркальное отображение.
Звания и форменная одежда сотрудников
Персоналу работников присваивают звания в соответствии с их занимаемыми должностями. При этом учитывается соблюдение разделения штата специалистов по составам, которые напоминают общевоинские.
В ФГУП ГЦСС входят:
Форма персонала сотрудников спецсвязи может быть: женской и мужской, летней и зимней, парадной и повседневной. Все составы обладают отличительными знаками серебристой расцвети. Так, в повседневной форме имеются: рубашки серо-голубой расцветки, брюки, куртки, кители, верхняя зимняя одежды темно-синей расцветки. В парадной форме подразумевается замена серо-голубых рубашек на белые.
Знаки отличия сотрудников спецсвязи
ФГУП ГЦСС обладает своими собственными знаками отличия:
Все они носятся в соответствии с внутренними руководящими документами.
Транспортные средства спецсвязи
Все автомобили службы располагают отличительной раскраской. Это включает в себя наличие темно-синего фона на автомобилях, в которых имеются белые вертикальные полосы на капотах, а также горизонтальные по сторонам. У всех автомобилей имеются наклейки, на которых изображена эмблема службы, а также логотип «Спецсвязь Экспресс».
Услуги ФГУП ГЦСС для юридических лиц
Предприятие спецсвязи предоставляет:
Все вышеизложенные услуги выполняются своевременно на высоком профессиональном уровне.
Кроме того, в соответствии с совместным приказом Минсвязи и Минтранса специальный транспорт службы имеет право осуществлять погрузки и разгрузки ценных грузов непосредственно под бортами воздушных суден. Таким образом, уникальные технологии перевозок позволяют ФГУП ГЦСС давать полную гарантию для всех своих заказчиков по доставкам ценных грузов. Все грузы могут быть доставлены в любые населенные пункты в самые кратчайшие сроки с соблюдением предельной безопасности.
День спецсвязи России. Когда груз под надёжной защитой
1 августа в Российской Федерации отмечается День образования Службы специальной связи России. Это профессиональный праздник для всех фельдъегерей Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи», а также для ветеранов службы и гражданских работников.
История Дня специальной связи уходит своими корнями в советское прошлое. 17 июня 1939 года было принято постановление Совета народных комиссаров Советского Союза «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР». В соответствии с этим постановлением, из состава фельдъегерской связи НКВД СССР выделялась в отдельную структуру специальная связь Наркомата связи. Ей предстояло заняться перевозкой секретной и совершенно секретной корреспонденции, а также драгоценных металлов от центра в районы и обратно. Приказы в то время исполнялись быстро и уже 1 августа 1939 года спецсвязь приступила к выполнению непосредственных обязанностей по перевозке секретной корреспонденции. Параллельно был разработан целый комплекс нормативных документов, регулирующих деятельность спецсвязи Наркомата связи СССР.
На самом деле, службы, осуществлявшие доставку важной корреспонденции, появились в стране гораздо раньше. В 1796 году, при императоре Павле Iбыл создан знаменитый Фельдъегерский корпус. Октябрьская революция, разрушившая управленческие и силовые структуры Российской империи, не отменила потребности в доставке секретных донесений и документов. Более того, в новых условиях, учитывая индустриализацию и жизнь в окружении враждебных держав, эта потребность становилась куда более отчетливой. Поэтому фельдъегерская связь продолжала существовать, занимаясь доставкой секретной документации партийных органов, транспортировкой драгоценных металлов, ценных бумаг Госбанка СССР и так далее. В конечном итоге, руководству страны и партии стало очевидно, что фельдъегерская связь более не может обеспечивать потребности всех ведомств сразу, поэтому и было принято решение о разделении ее на две службы. В компетенции фельдъегерской службы НКВД оставили доставку секретной корреспонденции высших советских, партийных и военных органов, а в Наркомат связи передали доставку секретной и совершенно секретной корреспонденции других ведомств, транспортировку драгоценных металлов и ценных бумаг. Именно эти задачи и легли на Центральное управление специальной связи Наркомата связи СССР.
Начало Великой Отечественной войны, конечно, внесло свои очень заметные коррективы в повседневную работу спецсвязи. Во-первых, аппарат Центрального управления специальной связи был эвакуирован из Москвы в Уфу — вместе со всем аппаратом Наркомата связи. В столице остались только производственные отделы и оперативные группы ЦУСС. Во-вторых, в связи с началом войны, фельдъегеря и экспедиторы были переведены на казарменное положение — в условиях войны им предстояло куда чаще выполнять свои обязанности. Ведь специальную корреспонденцию приходилось постоянно возить и на фронт, и в тыл — с фронта. Только за первый год войны службы спецсвязи доставила 38,7 млн. пакетов с секретной и сверхсекретной корреспонденцией. Специальная группа фельдъегерей была прикомандирована к Ставке Верховного Главнокомандующего, аналогичные группы действовали при штабах фронтов и отдельных армий. Кроме того, на спецсвязь были возложены и обязанности по приему и рассылке отправлений с продовольственными карточками. В годы войны большое значение имела и работа спецсвязи по перевозке драгоценных металлов, добываемых за Уралом. С 1944 г. ЦУСС обеспечивал и доставку посылок с облигациями государственных займов сберкассам.
В годы войны ЦУСС столкнулся с определенным кадровым дефицитом, так как сотни сотрудников службы спецсвязи отправились добровольцами на фронт. Причем ушли самые ценные кадры — молодые боеспособные мужчины. Поэтому основная нагрузка в годы Великой Отечественной войны легла на плечи фельдъегерей и экспедиторов старшего возраста, а также женщин, которых тоже стали активно привлекать к службе в специальной связи. При этом, многократно увеличился объем проходящей через службу спецсвязи корреспонденции, что связывалось и с очень интенсивным документооборотом между государственными учреждениями и предприятиями, эвакуируемыми из Европейской части СССР за Урал. Многие учреждения в конкретный период могли находиться в движении к месту эвакуации, и это еще больше усложняло работу службы специальной связи. Что касается воинских частей и подразделений, то они вообще находились в постоянном перемещении, но это не освобождало спецсвязистов от обязанностей по доставке ценной документации и иных важных грузов.
Доставка корреспонденции осуществлялась как на автомобилях, так и пешком или на попутных машинах. Водители попутных машин были обязаны подвозить сотрудников специальной связи, и это обязательство распространялось и на прифронтовые зоны. Иногда фельдъегери и экспедиторы добирались под обстрелами противника, бывали случаи — что и вылетали в тыл врага на самолетах. Особое место занимала доставка корреспонденции в осажденные города. Так, во время блокады Ленинграда было организовано 25 маршрутов, которые вели в город. Маршрут пролегал и через Ладожское озеро — по знаменитой Дороге жизни. Спецсвязисты следовали на попутных машинах воинских частей, иногда — на самолетах. Осуществлялось и обеспечение доставки секретной корреспонденции в Сталинград и из Сталинграда. После того, как из осажденного гитлеровцами города эвакуировали большинство предприятий и организаций, была сформирована оперативная группа спецсвязи. Перед ней поставили задачи по обеспечению регулярной связи с городом. Спецсвязисты ежедневно перевозили через Волгу специальную корреспонденцию — в Сталинград и обратно, в штабы воинских частей и соединений РККА. Почетным заданием для спецсвязистов стала перевозка Красного знамени ВЦИК с надписью «Красному Царицыну» — от Всероссийского центрального исполнительного комитета, которое было вручено городу в 1919 году и хранилось до момента осады города в музее. Знамя надлежало отправить по маршруту Ленинск — Саратов, а затем переправить в Николаевский обком партии. Но на участке Владимировка — Верхний Баскунчак поезд, в котором ехали фельдъегери, перевозившие знамя, попал под бомбежку гитлеровской авиации. Фельдъегери и начальник Ворошиловградского отдела специальной связи погибли, но знамя и ценная корреспонденция уцелели.
Важной задачей стало и восстановление системы специальной связи на территории Советского Союза, которая была освобождена от гитлеровских оккупантов. Для реализации задач по восстановлению спецсвязи было создано 10 специальных групп, которые вместе с советскими войсками двигались на запад и занимались важнейшими задачами по обеспечению спецсвязи с освобожденными территориями. За кратчайшие сроки удалось восстановить систему специальной связи вплоть до границ Советского Союза с Польшей. Конечно, сыграла свою роль и сама система, существовавшая в те годы в Советском Союзе, но нельзя умалять и достоинства сотрудников специальной связи, непосредственно участвовавших в восстановлении бесперебойной работы отделов и отделений ЦУСС на освобожденных территориях. После победы в Великой Отечественной войне была выделена специальная группа спецсвязи для обслуживания Военной миссии СССР в Берлине. Для доставки корреспонденции было организовано ежедневное авиасообщение Берлина с Москвой.
Как и многие другие государственные службы, в послевоенные годы советская спецсвязь получила дальнейшее развитие и неуклонно совершенствовалась. Первые изменения в системе специальной связи последовали сразу после войны. В 1947 г. фельдъегерская служба была переподчинена Министерству внутренних дел СССР, а в ее компетенцию вошли также обслуживание Совета Министров СССР и доставка корреспонденции оборонных министерств и государственных комитетов. С 1958 г. в компетенцию фельдъегерской службы вошла доставка за пределы СССР технической документации и изделий для стран социалистического блока. В апреле 1960 года, когда было принято решение об упразднении союзного Министерства внутренних дел и передачи его функций республиканским министерствам, находившаяся в его подчинении фельдъегерская служба была переведена в состав Министерства связи СССР.
Таким образом, в Минсвязи оказались сразу две специальные службы — фельдъегерская служба и служба специальной связи. Эта ситуация привела к обсуждению возможности объединения двух служб в одну, тем более, что их функциональные обязанности во многом пересекались. Но уже 23 мая 1961 г. было принято решение о создании отдела фельдъегерской связи, а в 1968 году — Управления фельдъегерской службы при Министерстве связи СССР. В ведении данного управления находились вопросы обеспечения фельдъегерской связью центральных партийных и правительственных органов, оборонных предприятий, Министерства обороны и государственных комитетов при Совете Министров СССР. Одновременно продолжала существовать и специальная связь, которая в 1988 году была преобразована в хозрасчетное предприятие «Главный центр специальной связи» в составе Министерства связи СССР.
Российская Федерация унаследовала эту структуру практически без изменений. В 1994 г. было принято Положение о Главном центре специальной связи, регламентирующее специфику деятельности данной структуры. Помимо основной задачи — обеспечения доставки секретной и совершенно секретной корреспонденции, Главный центр специальной связи оказывает достаточно широкий спектр услуг по приему, обработке, хранению и доставке ценных и особо ценных грузов, ценных бумаг, художественных и культурных ценностей. В частности, в компетенцию структуры входит перевозка посылок с золотыми и серебряными медалями для выпускников средних школ Российской Федерации, она же отвечает и за перевоз бланков паспортов граждан Российской Федерации. Иногда сотрудники ГЦСС участвуют в действительно исторических операциях. Например, в 2006 г. именно Управление спецсвязи по г. Санкт-Петербургу осуществляло транспортировку 7 млн. 200 тыс. единиц хранения фонодов и имущества Российского государственного исторического архива в новое здание архива. В 2011 г. сотрудники спецсвязи перевозили картину всемирно известного Рембрандта «Неверие апостола Фомы» в Париж, где в Лувре проходила выставка.
В то же время, даже в таких непростых условиях сотрудники спецсвязи продолжают честно нести свою нелегкую службу, доставляя адресатам ценные грузы и корреспонденцию. Наибольшего уважения достойны, конечно же, сами фельдъегери и водители — то есть, те, кто непосредственно отвечает за доставку грузов и документации, иногда рискуя жизнями за сохранность переданного им имущества. В праздничный день остается пожелать сотрудникам Главного центра специальной связи всегда честно исполнять свою работу, поменьше попадать в ситуации повышенного риска и, разумеется, повышения оплаты их нелегкого и ответственного труда.