Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон

Распространённые виды маскаронов:

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Маскарон» в других словарях:

Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках… … Художественная энциклопедия

МАСКАРОН — (ит. mascarone большая и отвратительная маска). Смешная голова, как украш. над оконными отверстиями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАСКАРОН франц. mascaron, от ит. mascarone, mascherone, большая и … Словарь иностранных слов русского языка

маскарон — сущ., кол во синонимов: 3 • маска (15) • рельеф (19) • украшение (129) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

маскарон — а, м. mascaron m., ит. mascherone. Большая маска; декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Поп. худ. энц. Четыре накладки золоченой бронзы с изображением … Исторический словарь галлицизмов русского языка

маскарон — (маска) (італ. личина) Скульптурна деталь у вигляді горельєфної або барельєфної маски людини чи тварини, яка прикрашала стіни, замки арок, перемички, фільонки, фризи та інші частини споруди і архітектурні елементи, а також використовувалась для… … Архітектура і монументальне мистецтво

Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска) маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. М. помещаются преимущественно на замках (См. Замок) арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием … Большая советская энциклопедия

маскарон — маска, маскарон Включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т.п. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Маска (маскарон) льва в декоре Владимирского собора в Херсонесе. Крым, Севастополь.… … Словарь храмового зодчества

Маскарон — м. Скульптурное украшение в виде лица человека или головы животного, срезанных сзади и напоминающих маску [маска I 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), декоративный рельеф в виде маски, изображающей, часто в гротескном или фантастическом облике, человеческое лицо или морду животного … Энциклопедический словарь

Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска … Строительный словарь

Источник

Лица столичных домов: Как в Москве появились маскароны и где их можно увидеть

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскароны – выпуклые лепные фигуры в виде человеческих (чаще всего, женских), а также звериных либо мифических лиц и масок – в дореволюционные времена довольно часто помещали на дома в качестве архитектурных украшений. Их до сих пор можно увидеть на некоторых зданиях в верхней части облицовки окон, дверей, под балконами и много где еще.

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Первые маскароны стали появляться в России в петровские времена. Например, лепные головки ангелов можно было встретить в конце XVII века на стенах нескольких московских храмов, затем в моду вошли изображения львиных морд (иногда – с человеческими чертами) и, наконец, нежных женских головок.

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Особенно часто лепили такие маски на московских домах именно в XVII и ХVIII веках, но на рубеже прошлого и позапрошлого столетий они тоже встречались. Маскароны в Москве пережили разные стили: барокко, классицизм, ампир. Даже тогда, когда вначале XX века в моду уверенно вошел модерн, маскаронам снова нашлось место – например, их можно было увидеть на особняках, выстроенных по проекту талантливого архитектора Федора Шехтеля.

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Архитектурная мода в Москве менялась, но украшать свои здания лицами-масками богатые горожане не переставали, и только в советские годы увлечение маскаронами у заказчиков и самих зодчих по понятным причинам (борьба с архитектурными излишествами) пошло на спад.

До революции же владельцы будущих зданий заказывали художникам и архитекторам такие «маски» из желания показать свою важность, социальную значимость, материальный достаток, удивить публику, и иногда это шло даже в ущерб изяществу и красоте зданий.

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Впрочем, были среди таких дореволюционных архитектурных произведений и очень интересные, выполненные с тонким вкусом. Ну а в наше время, пожалуй, любой такой маскарон – уникальный «экспонат».

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Смотришь на такую маску, пытаешься разгадать ее настроение, которое хотел передать автор, и начинает казаться, что у дома есть душа. А, может, так оно и есть?

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

В Москве маскароны можно чаще всего обнаружить в центре города. Большая часть этих работ – дореволюционные, и это придает каменным лицам и самим зданиям особую таинственность.

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что

Использованы фотографии А. Запыленова

В продолжение темы таинственных домов рекомендуем прочитать: История и легенды дома, который похож на учебник по египтологии

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Экскурс в Историю маскаронов

Экскурс в историю маскаронов

История города, его тайная подспудная жизнь, складывается из многих состояний, настроений, образов. Люди, улицы, видовые перспективы, памятники, фасады, все — часть истории, складываются в романтические сюжеты, сталкиваются в драматических сценах, образуют странные «союзы», создают неожиданные ансамбли. Часть этой истории — маскароны, украшающие фасады домов, их фризы, капители, ограды, перила лестниц и мостов. Обычно их не замечают, но внимательный глаз ловит взгляды смотрящих на нас людей и зверей, странных существ, масок с пустыми глазницами, и они — наши спутники на улицах, их стражи и свидетели наших с Вами жизни за стенами дома.

Лик с гермы или фронтона храма, с маскарона над источником обязательно должен был смотреть прямо на человека, оказавшегося перед ним,— прямой взгляд отпугивал, завораживал, приковывал. Такие лики не случайно помещали в значимых местах — они смотрелись как щит, прикрывая собою и силою своего взгляда святая святых. Достаточно рано маскароны стали декоративной деталью античной архитектуры — так выглядели акротерии, ставившиеся по углам зданий,— они тоже были «хранителями» дома божества и их никогда не ставили в жилых домах. На греческом Востоке уже в III веке до н.э. лики и даже целые фигуры стали помещать на замковых камнях — клинчатых камнях, «державших» арку. В Риме замковые камни триумфальных арок украшали фигурами богини Виктории и ликами богов. Римская история маскаронов, видимо, и объясняет значение слова «маска» как призрака и духа — в дома родовитых римских граждан хранились десятки портретов предков, в виде ли погребальных масок, или в виде бюстов (длинная вереница портретов, которую несли за умершим на его похоронах говорила о его родовитости и родовой чести).

В Средние века макароны не исчезли из архитектуры вовсе — их можно встретить на некоторых постройках, иногда просто вставленными в стены домов, по сторонам порталов соборов. Не всегда понятно, какой смысл несли они, но чаще всего они изображали аллегории: христианских добродетелей и смертных грехов. Страшноватая и уродливая голова, «придавленная» камнем, вмурованная в стену, была символом победы святого и Церкви над скверной греха, а красивая женская или мужская голова — образом чистоты и святости. «Грехи» и «добродетели» так становились подтекстом картины или декорации храма, которые искушенный зритель может прочитать как комментарий к тексту. Маски чудовищных существ и лица людей-монстров, в существование которых люди верили (они обитали где-то на окраинах Божьего мира), как бы не допущенные в пространство церкви,— не образ ли это многообразного мира, ведь и они творение Бога, пусть еще не просвещенные светом Христовым? В тех областях Европы, где было много римских городов, сохранялись руины — эти кости античной цивилизации — маскароны все же появлялись: в Северной Италии, в Риме, в землях Германии. Вместе с мастерами откуда-то из Ломбардии или Саксонии они появились в XII веке и во Владимиро-Суздальской Руси, на фасадах Успенского, Димитриевского соборов, церкви Покрова-на-Нерли во Владимире,— все замечали женские маски, вставленные в плиты стен или «свисающие» с тонких белокаменных колонок.

Древние маскароны-львы, лики речных богов, греческие и римские гермы, саркофаги не все оказались под землей, забытые временем. Тысячелетие они были перед глазами: из саркофагов, стоящих по улицам итальянских городов поили лошадей, древние маски в стенах попадали на страницы рукописей, в картины, из них делались фонтаны. В эпоху Возрождения история маскаронов пополнилась еще одним сюжетом — маскаронами-гротесками. Художников и скульпторов XVI столетия восхитили и увлекли чудесные росписи, обнаруженные в гротах под строящейся виллой Фарнезиной,— из тонких колонок прорастали побеги растений, в бутонах которых прятались лица, фигурки превращались в растения, растения в архитектуру, архитектура в цветы. Это был мир метаморфоз, увлекавший фантазийностью и бесконечностью вариаций. Ренессанс пользовался маскаронами еще редко (например, Якопо Сансовино, когда строил Библиотеку в Венеции и Микельанджело при постройке Палаццо Фарнезе), только к эпохе барокко без маскаронов не обходилась декорация почти ни одного дома. Львиные маски, лики Медузы, головы варваров с суровыми лицами и спутанными волосами, гротески (например, виноградные листы, в которых проступали человеческие черты), аллегории разных эмоций и характерных типов — смеющиеся, гримасничающие, страдающие — в замковых камнях над порталами, окнами, по линии карнизов вместе со статуями атлантов, кариатид, вставными рельефами, изгибающейся линией фасада, каменными гирляндами фруктов и цветов составляли эмоционально живой и эффектный «портрет» фасада.

И такого разнообразия, как в эпоху барокко, «театр маскаронов» больше никогда уже не знал, ибо классицизм, высчитывающий совершенство строгими мерками высшей нравственности, тяготел к однообразию и простой ритмике. Маскароны классицизма — главным образом львиные маски, те же головы Медузы, головы речных божеств, часто — типовые, и не всегда можно узнать, откуда тот или иной лик, столь интернационально-однообразны они были. Но и классицизм дополнил мир маскаронов — с открытием неевропейских культур (во 2-й половине XIX в. это приведет к своеобразному «бегству из Европы») в нем появились головы египтян в платках-клафтах, множество античных богов и героев, ранее редко появлявшихся на домах,— Гермес-Меркурий в крылатом шлеме и трехликий Янус, Зевс-Юпитер и Гера-Юнона в диадеме царицы богов, Деметра-Церера в венце из пшеничных колосьев, Дионис-Вакх, увенчанный виноградом и плющом, бог Пан с козлиными рогами, смеющиеся вакханки, бородатый египетский бог Амон с лицом Зевса, но увенчанный бараньими рогами, мудрая Афина-Минерва в шлеме, морские боги Посейдон-Нептун и его супруга Амфитрита, нереиды, страшный Тритон, римский бог садов и плодов Вертумн, богиня судьбы и покровительница городов Фортуна, голову которой украшает венец в виде зубчатой городской стены. Еще одной любовью классицизма были фонтаны и решетки — садовых оград, перил мостов и лестниц, оград домов, всевозможных учреждений и церквей. Вид за решетку или из-за нее будто «выправлял» мир, рационально выстраивал, а маскароны с лицами греческих и римских богов делали его вполне «античным». Фонтан же, архитектурно оформленный, с маской речного божества был высшим воплощением градостроительства — город учрежден и спланирован человеком вопреки стихии Натуры, и вода течет в городе по человеческой воле (не потому ли в начале XIX века так массово заключали городские реки в коллекторы, подчиняя природу?).

Репертуар, утвердившийся в классицизме рубежа XVIII и XIX веков, и стал основным в европейской и русской архитектуре до самого конца XIX века, до эпохи модерна, когда обогатился безымянными женскими лицами — неким абстрактным образом истомы, женственности, тайны, странными существами в странных головных уборах (с крыльями летучих мышей), головами египетских богинь — они должны были рождать чувство мучительной загадки, намекать на неизведанное под спудом реальности (а ведь в литературе это время символизма), превращаясь в мир существ, живущих параллельно реальности.

В наших столицах — в Москве и Санкт-Петербурге — на дворцах, фонтанах, зданиях государственных служб мы, в основном, и видим маскароны классицизма, эпохи эклектики (с ее вкусом к смешению всех исторических стилей) и времени господства стиля «модерн». Вряд ли можно выстроить систему в выборе сюжетов для декорации домов, не всегда они определялись вкусами, профессией заказчика, предназначением дома. Барокко пользовалось маскаронами для создания настроения, это были аккорды в изменчивой музыкальной теме, классицизм, тяготевший к регулярности и жестким ритмам, выбирал безличные античные головы, задававшие тон музейности и храмовидности в древнем вкусе всему зданию. И, пожалуй, только «модерн» соединил маски с «личностью» здания и личностью его владельцев. Печать личного вкуса и характера стала важнее универсальности, оригинальность стала капризом, искусство требовало не созерцания и мысли, но постоянного сопереживания, нервической взволнованности, ибо все должно было стать искусством. Одновременно с оригинальничаньем появляются и маскароны — портреты владельцев дома или их супругов, макароны привязываются к своему назначению, становясь своего рода гербами (на театре — театральная маска, на военном учреждении — головы воинских богов Ареса-Марса или Афины-Минервы, или просто воина в шлеме, на учебном заведении — покровительница ремесел и сама мудрость Афина).

Советская эпоха не любила маскароны, они встречаются обычно на зданиях театров и кинотеатров, концертных залов, в санаториях, клубах, домах работников искусств — здесь театральные маски были как бы «в своем праве».

На короткий период маскароны появились в советской архитектуре послевоенного десятилетия — этого требовал классический «наряд» зданий, должный создавать образ «советской античности», совершенной, прекрасной и незыблемо-вечной. Маскаронам уподоблены портреты государственных и военных деятелей и деятелей науки и искусств на их памятных досках, надгробиях, иногда портреты встречаются в декоративных медальонах-тондо, рассказывающих о предназначении здания. В наше время с началом массового строительства и увлечением многостильем и реставрацией старины маскароны — львы, загадочно улыбающиеся девы откуда-то из эпохи «модерн», мужские маски — опять стали смотреть на нас с фасадов домов. Так желание вернуться к архитектуре больших исторических стилей привело к воспоминанию и о ее охранителях-стражах, пусть еще и без хорошего знания и не всегда с хорошим художественным вкусом.

Источник

МАСКАРОН

Маскарон на пилоне главного фасада Кофейного домика в Летнем саду в Ленинграде. Гипс. 1826. Скульптор В. И. Демут-Малиновский.

Смотреть что такое МАСКАРОН в других словарях:

МАСКАРОН

МАСКАРОН

маскарон м. Скульптурное украшение в виде лица человека или головы животного, срезанных сзади и напоминающих маску.

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

маска, маскаронВключенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т.п.Ист.: Плужников, 1995Иллюстра. смотреть

МАСКАРОН

МАСКАРОН а, м. mascaron m., ит. mascherone. Большая маска; декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облик. смотреть

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

Декоративний елемент у вигляді стилізованої людської або напівзвіриної голови із деформованими рисами обличчя та фантастичною зачіскою; м. прикрашали з. смотреть

МАСКАРОН

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone — большая маска), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска струи воды), а также на мебели, сосудах.

МАСКАРОН

-у, ч. Декоративна скульптурна прикраса у вигляді стилізованої фантастичної маски людини або тварини, що нею оздоблювали будівлі, фонтани, вироби деко. смотреть

МАСКАРОН

(2 м); мн. маскаро/ны, Р. маскаро/новСинонимы: маска, рельеф, украшение

МАСКАРОН

Ударение в слове: маскар`онУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: маскар`он

МАСКАРОН

-у, ч. Декоративна скульптурна прикраса у вигляді стилізованої фантастичної маски людини або тварини, що нею оздоблювали будівлі, фонтани, вироби декор. смотреть

МАСКАРОН

МАСКАРОН

маскаро́нСинонимы: маска, рельеф, украшение

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН м. Скульптурное украшение в виде лица человека или головы животного, срезанных сзади и напоминающих маску.

МАСКАРОН

(орнамент в виде маски) Fratze, Maskaron

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН — декоративный элемент в виде головы человека или животного.

МАСКАРОН

МАСКАРОН — декоративный элемент в виде лица или маски.

Источник

Маскарон

Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть фото Маскарон в архитектуре это такое что. Смотреть картинку Маскарон в архитектуре это такое что. Картинка про Маскарон в архитектуре это такое что. Фото Маскарон в архитектуре это такое что
Маскарон на пилоне главного фасада Кофейного домика в Летнем саду в Ленинграде. Гипс. 1826. Скульптор В. И. Демут-Малиновский.

Смотреть что такое «Маскарон» в других словарях:

МАСКАРОН — (ит. mascarone большая и отвратительная маска). Смешная голова, как украш. над оконными отверстиями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАСКАРОН франц. mascaron, от ит. mascarone, mascherone, большая и … Словарь иностранных слов русского языка

маскарон — сущ., кол во синонимов: 3 • маска (15) • рельеф (19) • украшение (129) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

маскарон — а, м. mascaron m., ит. mascherone. Большая маска; декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Поп. худ. энц. Четыре накладки золоченой бронзы с изображением … Исторический словарь галлицизмов русского языка

маскарон — (маска) (італ. личина) Скульптурна деталь у вигляді горельєфної або барельєфної маски людини чи тварини, яка прикрашала стіни, замки арок, перемички, фільонки, фризи та інші частини споруди і архітектурні елементи, а також використовувалась для… … Архітектура і монументальне мистецтво

Маскарон — (фр. mascaron, итал. mascherone) вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как … Википедия

Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска) маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. М. помещаются преимущественно на замках (См. Замок) арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием … Большая советская энциклопедия

маскарон — маска, маскарон Включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т.п. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Маска (маскарон) льва в декоре Владимирского собора в Херсонесе. Крым, Севастополь.… … Словарь храмового зодчества

Маскарон — м. Скульптурное украшение в виде лица человека или головы животного, срезанных сзади и напоминающих маску [маска I 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), декоративный рельеф в виде маски, изображающей, часто в гротескном или фантастическом облике, человеческое лицо или морду животного … Энциклопедический словарь

Маскарон — (франц. mascaron, от итал. mascherone большая маска), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска … Строительный словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *