Маскировочная жидкость для акварели что это
Как использовать маскирующую жидкость и маскирующую ленту в акварельном рисунке
Роб Дадли расскажет о том, как тонкое искусство нанесения маскирующей жидкости выручает в работе с акварелью.
Для большинства художников-акварелистов сохранение света остается неотъемлемым условием создания удачной картины. Первый способ – уберечь нужные места на бумаге от попадания краски. Этого можно добиться, если их тщательно обходить кистью, но многие мастера предпочитают более свободную манеру письма. В таком случае маскирование может стать хорошим решением.
Любой материал, который защищает бумагу от попадания краски, называют «маской». Воск или масляная пастель могут послужить той же цели, но их невозможно удалить с готового рисунка, поэтому необходимо все тщательно взвесить прежде чем решиться задействовать их в работе.
Маскирующую жидкость можно нанести на участок кистью или перьевой ручкой для создания более тонких линий
Маскирующая жидкость
Акварелисты часто прибегают к маскирующей жидкости. Существует масса инструментов для ее нанесения, от кистей и растушёвок до перьевых ручек (как показано сверху) и коктейльных палочек. После того, как маскирующая жидкость высохнет, краску можно смело наносить на бумагу, защищенные участки останутся нетронутыми. Когда картина будет завершена и краска высохнет, маска аккуратно снимается пальцем или мягким ластиком, открывая белые участки бумаги.
На картине «Весна, Люкслендская ферма» (верхняя иллюстрация), я использовал маску для создания тонкого узора залитых солнцем ветвей, крыш домов и стволов молодых деревьев, что на переднем плане. На ветви она была нанесена перьевой ручкой, на все остальное – тонкой нейлоновой маскирующей кистью.
Закрыв прочие участки рисунка, можно смело наносить тонкий слой маскирующей жидкости
Теперь, зная, что белые участки бумаги под надежной защитой, я мог свободно наносить слои красок, добиваясь желаемого изображения. После удаления маски со стволов деревьев, я приступил к проработке их деталей и структуры. Ветви я оставил неокрашенными, позволяя белизне бумаги самой передавать яркость солнечного света весенним днем.
Прежде чем опускать маскирующую кисть в маску, полезно немного окунуть ее в раствор воды с промывочной жидкостью. Это не позволяет маске скапливаться на кисти, линии останутся более тонкими, а кисть будет легче очистить. И лучше не используйте для этого свою любимую соболиную кисточку, если только не готовы ее пролить горькие слезы над испорченной кистью.
Бумажные маски
Бумажные маски тоже очень полезны для акварелиста – они дешевы, просты в обращении и практичны. В качестве бумажной маски могут выступать старые конверты, копировальная бумага и даже ненужные письма. Подойдут и бумажные полотенца, но они хорошо впитывают, так что придется следить, чтобы они не слишком намокали от краски.
Бумажная маска (трафарет) и разбрызганная краска для создания крапчатого эффекта
Бумажную маску можно использовать для защиты областей рисунка при разбрызгивании краски. В одном из моих пейзажей, «В краю чужом», я создавал структуру травы и деревьев, разбрызгивая краску в несколько слоев. Ту же технику я применил и с картиной «Весна на Люкслендской ферме» для проработки деталей деревьев. Как я уже упоминал, необходимо внимательно следить за тем, насколько маска намокает от краски; если она становится слишком влажной, краска с нее может попасть на ту область, которую вы ей и прикрываете.
Там же бумажная маска также использовалась в процессе работы над листвой, что позволяло свободно наносить слои. После того, как краска высохла и маскирующая жидкость была удалена, оставшиеся белые вкрапления создали эффект подсвеченных солнцем листьев.
Эффект создан путем использования бумажной салфетки в качестве трафарета
Бумажные маски также могут быть использованы в качестве трафарета. Так, бумажная салфетка может помочь передать фактуру вуали или тюли. Крепко прижмите салфетку к бумаге и бережно наносите краску поверх нее. Можно использовать трафаретную кисть или разбрызгивать краску при помощи зубной щетки. Когда нанесете достаточно краски, аккуратно снимите салфетку. Для этого лучше использовать мастихин, ведь любым неосторожным движением можно смазать краску и испачкать защищенный участок.
Маскирующая лента
Как подсказывает само ее название, маскирующую ленту можно с успехом использовать в качестве маски. Однако, это необходимо делать с большой осторожностью. Слишком липкая лента может повредить и даже порвать бумагу в момент снятия, что сильно затруднит дальнейшую работу.
Обязательно нужно снимать маскирующую ленту до того, как высохнет маскирующая жидкость, иначе она может частично сняться вместе с лентой
Я всегда покупаю наименее липкую ленту и проверяю ее перед использованием. Особое внимание уделяйте тому, как взаимодействуют края ленты с бумагой. Гладкая бумага позволяет более плотный контакт, а вот на шероховатой бумаге лента может смазать краску даже при несильном нажиме.
Чтобы передать эффект солнечных бликов на шумных морских волнах, возьмите отрезки ленты и оборвите края по всей длине. Это сделает их неровными и позволит создавать более естественные границы цвета на рисунке. Приклейте их в нужных вам местах. Нанесите растушевкой или брашпеном вокруг и поверх лент маскирующую жидкость. Крайне важно снять ленту до того, как высохнет маскирующая жидкость, иначе вместе с лентой снимется и часть застывшей жидкости.
После того, как маскирующая жидкость полностью высохнет, можно будет наносить краску на открытые участки бумаги. Когда, в свою очередь, высохнет краска, можно будет удалить маску, и оставшиеся белыми участки бумаги создадут впечатление солнечного света на волнах.
Также маскирующая лента отлично подходит для защиты тех участков бумаги, что слишком велики для сплошного покрытия маскирующей жидкостью.
Роб Дадли, «Искрящееся море», незаконченная акварель, 23×30 см. Сочетание маскирующей ленты и маскирующей жидкости могут создавать интересный эффект
Чертежная бумага
Чертежная бумага тоже может быть полезным инструментом, если требуется более точная и выверенная маска. Сквозь тонкую бумагу видно защищаемую область, поэтому такую маску проще расположить в нужном месте. Обведите мягким карандашом на бумаге желаемый контур, вырежьте его и наложите на соответствующий участок рисунка. Чтобы удержать маску на месте, можно прижать ее к бумаге парой мелких монет.
Водные и сухие маски
Если понимать под маской что-то, что защищает участки бумаги от краски и что можно удалить по завершении работы, то, в определенных случаях (если рисунок предполагает свободную манеру), и воду можно рассматривать как своеобразную маску. Художники отлично знают, что акварель «идет» за водой. Эту ее особенность можно использовать, направляя краску по нанесенной на бумагу водной дорожке или даже сетке дорог. А защищенными, в таком случае, оказываются те участки бумаги, что остаются сухими. Этот прием может быть особенно полезен в пейзажах при написании переплетенных веток и трав.
Маскирующая жидкость для акварели
Всем привет! Сегодня уже четвертая статья на тему всяких ухищрений в акварели. На этот раз это маскирующая жидкость для акварели:
Маскирующая жидкость – это латексный раствор, который при высыхании образует плёнку. Эта пленка защищает бумагу от попадания акварели. Таким образом с легкостью можно нарисовать светлые мелочи на темном фоне. Птички на небе, белые одуванчики, блики на стекле – все рисуется на раз!
С этой жидкостью у меня случилась прямо таки забавная история 🙂 Я уже очень давно хотела её купить и постоянно спрашивала ее в магазине с художественными материалами. Мне отвечали: “Последний раз жидкость была год назад, когда будем повторно заказывать не знаем, спрашивайте иногда”. Ну я и спрашивала, раз десять!
Тут мы надумали с одной знакомой заказать “маскировку” через интернет, и только надумали – я случайно нашла её в другом магазине.
На радостях я принялась тестировать маскирующую жидкость:) Рисовала маленькую картинку с травинками.
1. Сначала нанесла её на те места, где планируются светлые или белые места (у меня это травинки). Снимать этот процесс не стала, так как белое на белом не видно.
2. Теперь рисуем фон прямо по всей поверхности:
Как видите, на травинки краска не попала.
3. Когда краска высохла, снимаем маскировку:
Прямо паутина человека паука!
4. Дорабатываем белые участки по желанию.
Это картинка делалась за 5 минут, ради теста – на эстетичность не обращаем внимания 🙂
5. После этого я решила выяснить еще один момент:
С белым фоном то понятно, а если наносить жидкость на покрашенные участки?
Я нанесла полоски крест накрест прямо на фон за травинками, затем сняла ее:
Оказалось, у маскирующей жидкости есть еще одно классное свойство – она прилично высветляет краску, почти до белого листа!
до нанесения | после |
А это значит, что не получившиеся с первого раза вещи можно исправлять 😉 Наносите жидкость и удаляете ее прямо с краской! (действует только на мягкой бумаге).
Подведем итоги:
И еще пару хитростей от меня:
Надеюсь теперь вы знаете как нарисовать белый одуванчик, чаек, кружевную салфетку… Маскировочная жидкость для акварели хороший выход!
Акварельная лаборатория. Выпуск №6: Маскирующая жидкость — советы по применению
Друзья, мы продолжаем цикл полезных статей от проекта Watercolor_lab и на этот раз хотим рассказать вам о маскирующих жидкостях, о тонкостях выбора и их применения.
Напомним, что в прошлых выпусках мы рассматривали следующие темы:
Природная грануляция в акварели
Французский тип крепления кистей
Как ухаживать за акварелью
Грязь в акварели
Каллиграфические кисти в акварели
В этой статье собрана общая информация о маскирующей жидкости. Если вы ещё не использовали данный материал в своей работе, советуем для начала немного с ним познакомиться.
Маскирующая жидкость (она же маска или резерв) – это специальный состав (в классическом варианте на основе жидкого латекса), представляющий собой жидкость разной степени вязкости (в зависимости от производителя). Этот состав позволяет “зарезервировать”, то есть сохранить от случайного закрашивания участки вашей работы.
Жидкую маску тонким слоем наносят на участок работы, который должен быть сохранён от изменений. Чаще всего маской покрывают нетронутую бумагу, но большинство производителей уверяют, что можно наносить на любом этапе работы и поверх краски тоже (лучше проверить);
После того, как маска высохла, можно продолжать работать красками как обычно;
Когда этап полностью закончен и бумага высохла, можно удалить маску пальцами или ластиком.
Прежде, чем использовать любую новую маску на основной работе, проверьте её на участке такой же бумаги. Некоторые виды бумаги не очень хорошо ведут себя с маскирующей жидкостью;
Маскирующую жидкость можно наносить и снимать, только когда бумага окончательно просохла;
Предварительный набросок следует полностью закончить до нанесения маски. Иначе, поправляя его, вы можете повредить или содрать слой маски в некоторых участках и не заметить этого;
Для нанесения маски не используйте кисти с натуральным ворсом, они просто испортятся. Все инструменты необходимо сразу же промыть от состава;
Производители не рекомендуют оставлять маскирующую жидкость на бумаге на долгое время (обычно больше нескольких дней), т.к. состав изменяет свои свойства. После он может просто не отклеиться от листа.
Выбор маскирующей жидкости сейчас довольно широкий, причём среди производителей можно встретить как тех, кто специализируется только на этом товаре, так и уже известные нам бренды: Schmincke, Sennelier, Winsor&Newton и др. Каждый крупный производитель художественных материалов стремится пополнить свою линейку всевозможными сопутствующими товарами. Маска – товар простой, особо не разгуляешься, чтобы отличиться среди других, и всё-таки даже здесь свои особенности.
Стандартно маскирующая жидкость продаётся в бутылочках разных размеров и форматов: они могут быть стеклянными или пластиковыми, закрываться обычной крышкой или иметь наконечник-иглу для нанесения тонкой линией. Можно встретить бутылочки в форме карандаша с зауженным отверстием опять же для удобства нанесения. У фирмы MOLOTOV маскирующая жидкость есть в виде маркера с особым наконечником, и это именно наконечник, а не зауженное отверстие.
Маскирующая жидкость может быть бесцветной. Но часто она специально подкрашена (обычно в голубой, бирюзовый, жёлтый или оранжевый цвет), чтобы на бумаге вы точно могли видеть, какие области зарезервированы. Однако производители предупреждают, что на некоторой бумаге цветная маска может оставлять следы, и в таких случаях лучше использовать бесцветную.
Часто маскирующая жидкость имеет неприятный или резкий запах. Некоторые производители добавляют ароматизатор, чтобы от него избавиться. Например, маска от Sennelier пахнет мятой.
При умелом использовании маскирующая жидкость способна здорово облегчить жизнь и помочь вам добавить в свои работы изюминку, и наоборот, при чрезмерном или неаккуратном использовании можно легко испортить работу маской. Стоит отметить, что некоторые художники принципиально не используют в работе маскирующую жидкость, предпочитая добиваться аналогичных эффектов вручную. Мы, как всегда, лишь обозначаем для вас все возможности, а, использовать маску или нет, каждый решает сам.
6 советов по работе с маскирующей жидкостью для акварели
Как делать белые блики в акварели? Можно по классике: заранее рассчитать, где они должны быть и во время рисования старательно обходить их кисточкой, чтобы не закрасить. Но этот фокус требует большой тренировки, и даже у опытных художников не всегда гладко получается. Второй вариант, который многие используют: белая гуашь поверх готовой работы. Но это бывает далеко не всегда красиво и уместно. Хотя, иногда выручает. Но в целом считается моветоном. Но химическая промышленность не стоит на месте и некогда был придуман третий вариант. Его мы сейчас и обсудим и дадим вам 6 советов по работе с маскирующей жидкостью для акварели.
6 советов по работе с маскирующей жидкостью для акварели
Совет №1. Не трясти, но перемешивать
В составе маскирующей жидкости присутствуют некоторые компоненты, которые при встряхивании будут слипаться. В основном латекс и аммиак (консервант). Так что для того, чтобы избежать больших комков в вашей бутылочке, маскирующую жидкость надо перемешивать палочкой, осторожно и не спеша. Когда маскировка начинает загустевать (а это происходит с завидной регулярностью), разводите её простой водой. Опять-таки, аккуратно перемешивая палочкой (ложечкой или т.п.). И помните: совсем засушивать маскировку нельзя, разводите её вовремя. Потому что после того, как процесс полимеризации завершится, он станет необратим.
Совет №2. Нельзя сушить маскировочную жидкость феном
Поскольку сушка маскирующего флюида на рисунке занимает много времени, очень заманчиво ускорить процесс феном. Но ни в коем случае этого делать не надо, особенно на бумаге! Потому что из-за воздействия тепла латекс, входящий в состав фюида, будет слипаться с бумагой, и потом его будет очень трудно снимать. Зачастую, только вместе с верхним слоем бумаги.
То же самое может произойти, если температура в вашей студии очень высока.
Совет №3. Высушивать до конца
После нанесения маскирующего флюида на вашу работу наберитесь терпения и дождитесь, пока он полностью просохнет. Если вы нанесёте на него краску раньше полного высыхания, то высока вероятность, что могут произойти две неприятности. Либо он вообще уже до конца не просохнет (видимо из-за каких-то компонентов, содержащихся в акварели). Либо прикипит к бумаге, и снять его без повреждений рисунка не удастся.
Совет №4. Только не кисточкой. А чем тогда?
Маскировочная жидкость убивает кисти с первого раза. Идея, что можно по-быстренькому замаскировать, а потом кисть отмыть, — полностью провальная идея. Всё равно до конца не отмывается, слипаются и вырываются волоски. Опытными путём установлено, что самый удобный для флюида инструмент это силиконовые стеки (их сейчас часто называют силиконовыми кистями). С них флюид отлично стекает во время работы. А после высыхания великолепно снимается. Такие силиконовые кисти бывают очень разных размеров и форм. Я использую маленькие стеки, предназначенные для нейлдизайна.
Большие области удобнее заливать маскировочным флюидом из мягкой бутылочки с носиком.
Можно использовать для нанесения маскировки перьевую ручку. Посмотрите, какие тонкие линии получаются.
Совет 5. Это отлично работает на холсте
Традиционно маскирующая жидкость используется для акварели на бумаге. Но она также отлично работает с акриловыми жидкими красками на холсте. Я постоянно использую маскирующий флюид на больших холстах, чтобы сохранить некоторые области от краски.
Здесь я хочу сохранить кое-где на картине светло-зеленые листья папоротника. Я использую флюид поверх уже высохшего слоя краски, который буду сверху заливать боле тёмным цветом.
Снимается с холста маскирующий флюид таким же образом, как и с бумаги.
Совет 6. Смягчение краев
После использования маскировочной жидкости у той области, что мы защищали, остаются очень резкие края. Это хорошо видно на иллюстрации. И как правило, это смотрится очень не реалистично. Что же делать? К сожалению, нанести флюид как-то иначе невозможно. Размыть края краски уже после того, как полностью очистите работу от высохшего флюида будет затруднительно, ведь краска тоже полностью высохнет. Но иногда на некоторых видах бумаги возможно немножко размыть акварель чистой водой и кисточкой.
Края, оставленные маскирующей жидкости часто очень жесткие края
Вы можете легко смягчить их жесткой щеткой и небольшим количеством воды.
А на холсте можно прокрасить каждую замаскированную область полупрозрачным слоем белой краски и таким образом смягчить края. А ещё можно воспользоваться меламиновой губкой, смоченной в воде. И потереть ею краску на границе пятна. Признайтесь, вы не знали о таком приёме!
Волшебная меламиновая губка творит чудеса: оттирает акрил с холста.
Рисунки и авторство: Сандрин Pelissier
Маскирующая жидкость для акварели: для чего и как использовать
Для многих закадка: как делать белые блики на глазах, волосах,
как нарисовать усы животным?
Ответ очень прост – маскирующая жидкость для акварели.
А еще есть такой интересный момент, что если вы используете для этих целей белую гуашь или другую кроющую не акварельную краску, то формально техника уже не может называться акварельной, а будет считаться смешанной.
Как правильно пользоваться маскирующей жидкостью?
Наносить маск.жидкость можно кисточкой (но помните, что кисточку нужно хорошо промыть, можно в спирте, но скорее всего рисовать ей уже будет невозможно), пером для туши или, как делаю часто я для очень мелких деталей, зубочисткой и всякими подручными стерженьками и палочками. Жидкую маску можно наносить не только на белую бумагу, но также на уже окрашенный слой акварели на любом этапе работы.
После высыхания жидкость образует эластичную водостойкую пленку, которую потом легко удалить скатав с бумаги аккуратно пальцами.
Рисовать акварелью можно только после полного высыхания жидкости, сохнет она очень быстро.
Маскирующую жидкость лучше не оставлять надолго на бумаге( имею ввиду месяцы и годы), особенно под прямыми лучами солнца. Иначе она как бы припаяется к бумаге и ее уже будет не скатать (был у меня такой печальный опыт). После снятия маски краска также без проблем ложиться на это место.
Сейчас жидкость выпускают многие художественные бренды, поэтому тут надо самому пробовать, сравнивать, искать свое. Мне бутылочки в 75ml хватает на очень долго.
Слышала, что можно заменить маскирующую жидкость резиновым клеем, но лично я не пробовала, советовать не буду.
Вот наверное самые основные моменты, которые можно рассказать про маскирующую жидкость. Отличное изобретение для художников!