Маскулинность что это в моде

Стиль без правил: 20 образов знаменитых женщин в маскулинной одежде

Кажется, что по-настоящему сильный виток стиля унисекс мы переживаем прямо сейчас. Так и есть: цивилизованный мир стремительно освобождается от стереотипов, новые лейблы genderless fashion появляются все чаще, а граница мужского и женского в гардеробе все больше размывается.

Но не стоит забывать, что еще в прошлом столетии женщина в мужском костюме была для общества совершенно непривычным явлением. Эту ситуацию взялись исправить смелые и знаменитые женщины: актрисы, певицы, модели, дизайнеры – каждая из них увидела в маскулинном стиле способ громко заявить о своей личности и показать себя настоящую с новой стороны, при этом пренебрежительно отбрасывая стереотипы.

От Марлен Дитрих до Мадонны, от Брижит Бардо до Кары Делевинь – в нашей подборке вы найдете двадцать самых запоминающихся случаев, когда одежда впервые за долгое время перестала определять гендер, а образы знаменитостей от этого превратились в волевые fashion statements.

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Марлен Дитрих, 1940

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Кэтрин Хепберн, 1935

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Джоди Фостер и Вайнона Райдер, ранние 1990-е

Источник

МнениеКак мужская мода избавляется от культа маскулинности

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Разбираемся в процессе освобождении мужчин от гендерно окрашенного дресс-кода

Текст: Анастасия Веричинская

Современная история знает не так много разных образов «общепризнанно модных мужчин». Молодой Джонни Депп в его расстёгнутых рубашках. Дэвид Бекхэм и Дэниел Крейг в туго сидящих пиджаках. Можно перечислять и дальше, но суть в том, что массовая культура очень долго транслировала: хорошо одетый мужчина — это мужчина в пиджаке и при галстуке, реже без него. В редких случаях — в джинсах и белой майке, как Марлон Брандо или Брэд Питт в молодости. То есть кто-то очень мужественный, с подчёркнутыми мышцами, в мужественно-элегантной или мужественно-бунтарской одежде. Этот гипертрофированно маскулинный образ был для мужчин эталоном стиля, замешанным не столько на самой одежде, сколько на символике гендерных ролей. И хотя эти роли уже успели сто раз поменяться, образцовый мужской гардероб меняться не спешил.

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Гипертрофированно маскулинный образ был для мужчин эталоном стиля, замешанным
не столько на самой одежде, сколько
на символике гендерных ролей

Посмотрите на любую красную ковровую дорожку последних двадцати лет — визуальный маркер массовой культуры: за спинами Бьорк в её платье-лебеде, принцессы Дианы в ночнушке, Вупи Голдберг в мужском костюме колышутся ряды и ряды мужчин в чёрных смокингах. У девушек была определённая свобода выбора и разнообразие ролевых моделей по части внешнего вида, а сейчас их стало ещё больше — хоть необычная Эми Шумер, хоть богиня из богинь Тильда Суинтон, хоть та же Кристен Стюарт в кутюрных платьях под кеды. Тем временем мужская одежда продолжала неловко топтаться где-то в зоне классического костюма — выверенного до миллиметра и до боли в зубах скучного.

А потом стало происходить то, что не могло не произойти. Да, мода для мужчин отреагировала на гендерные перестановки с опозданием, но всё же отреагировала, и размывание патриархальных ролевых моделей обрело вполне реальное воплощение в виде брюк, рубашек и прочего. Попытки осмыслить разные грани мужской сексуальности через одежду уже были: вспомните хотя бы обтягивающие брюки клёш и облегающие трикотажные кофты семидесятых. Но то была лишь примета времени — по-настоящему фундаментальные изменения стали происходить лишь в последние несколько лет. Во многом сказать спасибо за это стоит фем-движениям: они продолжают высвобождать женщин из красивой, но неудобной одежды, делают гардероб функциональным и первыми стали выступать за отказ от какой бы то ни было гендерной символики. Это значило, что и мужчинам вовсе не обязательно хранить верность консервативному гардеробу, на визуальном уровне доказывая свою мужественность. Здесь как с платьями Herve Leger: никто не запрещает их носить, однако образцом «сексуальности» их уже считают далеко не все. С костюмами история примерно та же. Конечно, процесс десакрализации мачизма на всех уровнях проходит не так явно и не так громко, как процесс женской эмансипации, но тоже достигает удивительных результатов. В частности, превращает мужскую одежду в средство самовыражения, которым она уже стала у женщин.

Мы долго наблюдали планомерное повышение градуса хайпа вокруг модной индустрии вообще. Показы стали масштабными, модели обзавелись миллионами фолловеров, коллекций выпускают больше и больше. Примечательно, что всё это касалось только женской моды. Мужские недели тихо проходили дважды в год, обсуждались в изданиях типа GQ и Vogue Homme и забывались, оставаясь лишь в памяти парочки профессионалов и собственно мужчин-покупателей, которые за подобными мероприятиями следили и понимали разницу между почти одинаковыми двубортными пиджаками. Но если вы будете постоянно наращивать скорость, однажды неизбежно врежетесь в столб — это и случилось с женской модой. Ничего критичного или особо кризисного не случилось, просто в последние годы её трансформации перестали восприниматься как нечто из ряда вон выходящее (и ничего плохого в этом нет). А вот трансформации мужской — да.

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

Во многом этому поспособствовал феномен стритстайла. Десять лет назад в Сети стали появляться фотографии идеально одетых мужчин в ярких костюмах из сарторий, и внезапно они понравились публике не меньше, чем снимки Ульяны Сергеенко в кутюре. Это были фотографии с Pitti Uomo — крупнейшей выставки мужской одежды, которая дважды в год собирает вокруг себя самые интересные марки. И вот эти ребята в костюмах всерьёз повлияли на то, что мы имеем в моде для мужчин сегодня. Из их стритстайл-снимков мир узнал, что ботинки можно носить на босу ногу с синими/красными/жёлтыми брюками, открывающими щиколотки. Что забытые детали вроде шейных платков и шёлковых перчаток — это по-прежнему красиво. Специально или нет, публика Pitti Uomo всерьёз расширила представления о том, что могут носить мужчины — правда, пока ещё подчёркнуто мужественные и в неизменных костюмах. Их одежду стали копировать не только большие марки, но и масс-маркет-бренды. И если до разговоров вокруг Pitti мало кто решился бы на условный розовый костюм, то после их появления стереотипное представление о правильной мужской одежде стало постепенно расшатываться и исчезать.

Вот только тема классического костюма (даже самого необычного и перегруженного деталями) — очень даже исчерпаемая. А главное, этот вид одежды по-прежнему существует как бы в отрыве от реальности, где люди носят удобные функциональные вещи и не хотят выпячивать конвенциональную мужественность. Да и стритстайл-фотографиям никто больше не верил — на той же Pitti Uomo стали появляться «павлины», которые одевались специально для фотографов и не имели ничего общего с живой и подвижной современной модой.

В итоге всё сошлось одно к одному: «модники» привлекли внимание к мужскому наряду вообще, а дизайнеры отреагировали на запрос потребителя, который больше не хотел, чтобы его гардероб выглядел как шкаф инспектора Гаджета. Получилось так классно, что даже девушки стали одеваться в мужских отделах, которые теперь предлагают красивую и технологичную одежду, очень уместную в наш век гендерной амбивалентности.

Маскулинность что это в моде. Смотреть фото Маскулинность что это в моде. Смотреть картинку Маскулинность что это в моде. Картинка про Маскулинность что это в моде. Фото Маскулинность что это в моде

В мужском гардеробе теперь всего так много, всё такое необычное и непривычное, что это хочется покупать вне зависимости
от пола

Так чтó именно происходит в консервативных мужских шкафах? Начнём с того, что они больше не консервативные. Александр Фьюри, модный обозреватель Vogue.com, верно заметил: прошедшие недавно недели мужской моды доступно объясняют, что мужчины наконец-то могут выглядеть как угодно. Раф Симонс придумал подчёркнуто гомоэротичную коллекцию, у Prada модели ходят в ярких дождевиках с сандалиями, Гоша Рубчинский продолжает развивать тему субкультур и спортивных ретрокостюмов, у Hermès — цветные теннисные комплекты, а у Thom Browne можно было и вовсе наблюдать эксперименты, которые несколько лет назад казались немыслимыми.

Самым большим прорывом в вопросе сноса шаблонов стали, конечно, Gucci под руководством Алессандро Микеле — его субтильные юноши в лакированных плащах, шёлковых халатах и розовых шортах с гольфами транслируют совсем новый тип самоидентификации, в рамках которого никто не обязан выпячивать женственность или мужественность, потому что этот тип придуман для самовыражения. Одновременно появилась масса молодых отличных марок, чьи создатели, кажется, никогда и не считали маскулинных мужчин ролевыми моделями. Возьмите хоть марку британца Крейга Грина, хоть Тиграна Аветисяна и его агендерную одежду, хоть бодрую Off-White с вещами, которые не требуют какой-то принадлежности к гендеру и на мужчинах выглядят так же круто, как и на девушках. В контексте этого многообразия герои вроде Бена Кобба — истинные дети своего времени. На прошедших неделях мужской моды Бен, взрослый усатый редактор с причёской цыганского барона, появился в тонкой шёлковой рубашке, через которую просвечивали соски, и выглядел он по-настоящему круто.

Пришло время признать: в мужском гардеробе всего теперь так много, всё такое необычное и непривычное, что это хочется покупать вне зависимости о пола. И люди готовы за одежду платить: по статистике, поколение миллениалов — целевая аудитория всех сегодняшних марок — тратит на одежду существенно больше, чем старшее поколение (женщина — на 36 %, мужчины — в два раза). Всем нравится наряжаться, и не по принципу «платья-футляры — для девочек, смокинги — для мальчиков», а в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. Конечно, нельзя требовать мгновенных изменений. Пару недель назад корреспондент Business of Fashion поговорил на Pitti Uomo с адептами стиля «для настоящих мужчин», которые по-прежнему не хотят слышать о разных оттенках гендера и сурово отвечают: «Парни хотят выглядеть как парни». Но в таких материалах уже обозначен конфликт, уже есть диалог, а значит, появились разные варианты.

Источник

Мода без правил: маскулинность в женском образе

Весомую роль в продвижении идеи маскулинности в женский гардероб сыграли Коко Шанель, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Кэтрин Хэпберн и другие представительницы мира моды и кино. Отдавая предпочтение костюмам «с мужского плеча», они на максимум использовали возможность обратить на себя внимание, заявить о себе во всеуслышание, показать себя настоящую, отбросив стереотипы о том, что должны и не должны носить женщины.

С уверенностью можно сказать, что одежда и обувь стала настоящим fashion statements, и во многом помогла представительницам прекрасной половины донести до мужчин главное послание – они способны на что-то большее, чем им веками предписывалось гендерными ролями.

Идею сильной и независимой женщины в своих коллекциях поддерживал Ив Сен Лоран. Он был первым из мужчин-дизайнеров, кто переосмыслил классический смокинг, предназначенный для джентльменов, и создал аналогичную женскую модель. Сказать, что модники и критики того времени (1962 год) были удивлены и поражены – не сказать ничего. Дефилирующие по подиуму женщины в смокингах произвели модную революцию, навечно вписав имя французского дизайнера в хроники мировой моды. Позднее идею Сен Лорана поддержали многие дома моды, среди которых также были Givenchy, Christian Dior и Alexander McQueen.

Конечно, тот факт, что за одеждой последовала обувь, никого не удивил. Разнообразный ряд женской обуви, который раньше состоял преимущественно из туфель-лодочек, сандалий, босоножек, ботильонов, полусапог и сапог разбавился несколькими стильными и комфортными моделями. Так, в обувной коллекции современных модниц появились лоферы, слипоны, броги, топсайдеры, слиперы, дерби. Отсутствие каблука в каждой из перечисленных моделей – ещё одна победа маскулинности над феминностью в женском гардеробе. Эти изделия подарили женщинам не только свободу самовыражения, но и свободу передвижения с максимальным комфортом.

Сегодня проявления маскулинности в женском гардеробе встречается настолько часто, что она уже перестала быть чем-то вызывающим и необычным. Главное, на что делается ставка в современной моде – актуальность, практичность и удобство. Если вы стремитесь добавить эти свойства своим outfit’ам – выбирайте обувь Antonio Biaggi. В ассортименте бренда представлены перечисленные выше модели по привлекательным ценам.

Источник

Новая маскулинность: почему мир завоевали утонченные парни, а здоровяки больше никому не нужны

Чуть больше двух веков назад мужчины носили каблуки выше, чем у женщин, и надевали больше украшений. Что-то похожее повторилось в свободные 60-е. В XXI веке мода и одежда все чаще теряют гендерную принадлежность, открывая возможности для экспериментов и женщинам, и мужчинам. InStyle Man посмотрел на новые примеры для подражаний и выяснил, что же такое новая маскулинность.

Гламур, блеск и рок-н-ролл — это теперь не только про женскую моду. Актеры и рок-звезды нового поколения (хотя началось все еще с Дэвида Боуи) на своем примере показывают, что означает сегодня маскулинность. И дело порой не только в экстравагантной одежде и слегка странноватой манере поведения.

Откуда ноги растут

В ноябре 2019 года на обложке американского GQ появился Фаррелл Уильямс в длинном пальто-одеяле от 1 Moncler by Pierpaolo Piccioli, а вокруг него курсивом: The New Masculinity Issue («Издание о новой маскулинности»).

Почему именно Фаррелл? Он, возможно, первым из американского хип-хопа надел более узкие джинсы, более узкую скейтерскую футболку, а затем и вовсе заказал себе крокодиловую Hermes Birkin и выпустил капсульную коллекцию с Chanel. Бренд, к слову, не имеет мужской линии, но певец по приглашению Карла Лагерфельда стал его лицом.

Можно сказать, именно Фаррелл стал первопроходцем и активно начал транслировать новую маскулинность не только со сцены. «Я начал с идеи, что я могу это осуществить, — говорит Фаррелл в интервью, отвечая на вопрос о том, что он начал одеваться «не так» еще до того, как об этом заговорили. — У меня много вещей Chanel и Celine просто потому, что это одежда, которая мне идет. Когда ты слушаешь себя, когда ты чувствуешь себя комфортно, ты носишь то, что хорошо сидит на тебе, в чем ты хорошо выглядишь. И это все».

Чуть ранее i-D представили фотопроект под названием What does it mean to be a man in 2019 («Что значит быть мужчиной в 2019 году»). Основная идея: неважно, кто ты: панк, гопник, драг-квин или просто современный подросток с тонким психическим укладом, — будь собой. И это, пожалуй, main statement всего «движения» новой маскулинности.

Феминизация мужской моды стала возможной благодаря всемировой феминизации. Женщины все больше стали отстаивать свои права на силу, почему бы тогда и мужчинам не заявить права на слабость, да и разве это слабость? Если девочкам с детства твердят, что вы можете быть такими, какими хотите, то для мальчиков паттерн по-прежнему один: «Будь как мужчина».

Но что это значит теперь? Как это распространяется на стиль? Зачем быть как кто-то? Все эти вопросы все чаще задаются в мужской индустрии моды. В конце концов, желание носить одежду, которая нравится, еще никогда не было настолько осуждаемым и обсуждаемым.

Запрос был услышан. Неделя мужской моды в Париже в январе прошла под эгидой новой маскулинности. Дизайнеры во главе с Кимом Джонсом (Dior), Рафом Симонсом, Джонатаном Андерсоном (J.W. Anderson и Loewe) и Дрисом Ван Нотеном показали: романтизм и инфантилизм теперь присущи не только «женским» коллекциям. На мужских брюках появился цветочный принт, жесткая ткань пиджаков сменилась на шелк и бархат, розовый перестал быть цветом Barbie.

Christian Louboutin выпустил мужские казаки на 6-сантиметровом прозрачном пластиковом каблуке, модели на показе Gucci выходили на подиум в туфлях «Мэри Джейн», Fendi и Rick Owens поставили мужчин на платформы. Модные СМИ впервые единогласно объявили о новом курсе в мужской моде.

Одежда, которую мы видим сегодня на подиумах, по-прежнему балансирует на грани табу, пытаясь угодить и старому патриархальному миру с его токсичной маскулинностью, и новому — более свободному, более думающему, более равному. Однако это уже большой шаг вперед.

Современная мужская мода открывает возможность самовыражения намного больше, чем еще пять и тем более десять лет назад. Возможно, в будущем исчезнут не только модные сезоны, но и гендерные границы. Кроме Фаррелла сегодня носят то, что нравится, а не то, что нужно, и молодые звезды: Гарри Стайлс, Роберт Паттинсон, Тимоте Шаламе и другие.

Герои в России

Не все происходит за океаном. Только кажется, что российским мужчинам все эти телячьи нежности не интересны, что у нас не найдутся смельчаки среди знаменитостей, которые позволят себе маникюр как у Эзры Миллера (привет Егору Криду) или пиджаки как у Гарри Стайлса.

Пожалуй, роль Фаррелла и его принцип носить то, что тебе идет, вне зависимости от гендера коллекции, могли бы разделить Иван Дорн и Александр Гудков.

Первый одинаково стильно и органично выглядит в джинсовом комбинезоне с вышивкой и в строгом костюме. Дорн — «парень из соседнего двора», но он делает и для музыки, и для моды в России и СНГ больше, чем может показаться. Экспрессия идет рука об руку со стилем, который ни в коем случае не продиктован глянцем и не навязан стилистами.

Для одного из авторитетных украинских журналов, впрочем, Дорн снимался уже в 2017 году в розовом костюме с тонким шарфом в горох на шее. Тогда он только выпускал свой первый англоязычный альбом и провел довольно много времени в США.

В недавней рекламной кампании Polaroid Eyewear Дорн не изменяет своему стилю: костюм из денима цвета индиго, ярко-лимонное поло с обтягивающими рукавами, зачесанные на манер 60-х волосы — доказательство того, что нашим не слабо быть собой.

Другой герой — Александр Гудков. Розовый кардиган от Gucci на нем смотрится так же уместно, как и oversize-худи Vetements. В своих видео он мастерски перевоплощается и может примерить и платья, и каблуки. Именно Гудок в феврале 2019-го (еще до Эзры Миллера и Гарри Сайлса!) снялся для журнала «Собака.ru» в тюлевой юбке Ermanno Scervino и, внимание, в капроновых колготках со стрелкой-швом! Для нее же он, наверняка первым в России, примерил кружевной топ от Dior Homme.

И ведь так не только в кадре или на экране. Автор самых вирусных клипов последних лет не прячется за образом «как нужно», а делает лишь то, что хочет.

А что, если…

. вы почувствовали, что новая маскулинность — это про вас, но при этом вся романтика, мягкость и тем более каблуки — нет. Делайте то, что вам нравится. Можно начать с простого и перестать прятаться в бесформенные рубашки, джинсы и свитшоты. Надеть костюм с брюками slim fit, заменить пиджаки на кардиганы, научиться носить ярко-розовый и оранжевый. Выглядеть красиво — это теперь не только женская прерогатива. Не нужно навязывать себе образ мачо, если ради этого приходится быть слишком искусственным. Эскапизм в тренде. Самое время это принять.

Источник

Переосмысляя красоту: как изменились наши представления о маскулинности и феминности

О переменах в мужском и женском

Архитектор Адольф Лоос, автор знаменитого «Орнамента и преступления», был большой любитель порассуждать о костюме. Его эссе об одежде — это рассуждения, по тональности располагающиеся где-то между социальной критикой и легкомысленными глянцевыми статейками. Вот их названия: «Обувь», «Белье», «Мужские шляпы».

А вот цитата из его статьи «Женская мода»:

Они действительно исчезли, и о них мы помним почти благодаря одним лишь вечерним платьям. Женский костюм сегодня, хоть и испытывает отчаянное тяготение к девичьей нежности, все же в массе своей весьма прост и неказист. И под стать ему костюм мужской — скорее, городская униформа, чем собственно костюм.

Современная одежда обоих полов удивительно десексуализирована и похожа на удобные детские вещи, в которых хоть сейчас можно отправиться в песочницу:

Индустрия вокруг мужского тела

Размышления об идеалах красоты — только на первый взгляд эстетская безделка в духе видеороликов «Женский макияж за 1000 лет». Но все, конечно, куда глубже, ведь сама рефлексия понятия красоты — явление элитистское. Красота, какой мы ее знаем по истории искусств, — это по большей части красота глазами богатых. В огромной степени она есть отражение социального запроса на отдельность и инаковость, красота-стигма.

В «Истории красоты» — масштабной монографии, вышедшей под редакцией Умберто Эко, — подробно выписаны мельчайшие изменения идеала в его связи с эпохой. Интересно не только то, как меняется «модное тело» в зависимости от обстоятельств, но и то, как оно живет и двигается: так, женщин XVII века как будто бы расколдовывают — они «начинают» не только добродетельно сиять красотой, но и проявлять индивидуальный характер. Причины? Как минимум одна: укрепление женской монархии. Женщины начинают масштабно действовать — и это действие немедленно приковывает к себе внимание.

Причины наших игр в переодевание в огромной степени социальные, и было бы наивно полагать, что распределение гендерных ролей в современном мире никак не влияет на наш внешний вид. Конечно, влияет. Правда, сегодня человек любого пола — это прежде всего работающий человек; консервативность в распределении гендерных ролей очень хорошо заметна в костюме элит — пожалуй, это та область, в которой перемены происходят медленнее всего: вспомним хотя бы наряды Мелании Трамп или Кейт Миддлтон, которые традиционно принято обсуждать больше, чем поведение их носительниц, известных в первую очередь как жены своих мужей.

От того, как выглядит эйдос мужчины сегодня, зависит, что будут шить для отделов мужской одежды и ставить на «мужские» полки в магазинах косметики. А ведь мужская репрезентация тела всегда неразрывно была связана с его социальной значимостью, считает социолог Брайан С. Тернер. (Один из авторов понятия «социология тела» и пионер исследований телесности. — Прим. Forbes Life). Вот только в наше странное время само понятие социальной значимости трансформировалось так, что, кажется, едва ли не вывернулось наизнанку.

Традиционный «успех» в виде увесистых благ как-то подрастерял свою привлекательность, стоило им стать доступными и для женских отрядов тоже. Что мы знаем о социально успешном мужчине сегодня? Довольно мало, и то от противного: что он не злоупотреблял своими полномочиями и не ущемлял кого-нибудь потенциально уязвимого. Что может быть сегодня более отталкивающим эстетически, чем пресловутый «сильный лидер»? Нет, мужская «красота» сегодняшнего дня явно куда как более феминна в том смысле, что позволяет себе чуткость и мягкость. Более того: обязана позволять, поскольку решения о ее успешности или неуспешности принимаются не одним лишь мужским кругом.

Что это значит для ее нового внешнего облика — быть может, мужское тело ждут (наконец-то) платья, а лица — арт-макияж? Появятся ли «мужские» шопперы, в которые можно будет уместить памперсы, бутерброды и ребенка? Быть может, нас ожидает нечто прямо противоположное «великому мужскому отказу»? (Радикальная революция в мужском костюме рубежа XVIII-XIX веков, обусловившая отказ от декоративной избыточности, дорогих тканей, драгоценных камней в пользу минималистичного мужского стиля, — прим. Forbes Life).

О мужской телесности и чувствительности

Разговор о мужском теле и одежде (шире: мужской красоте), как и о женском теле и одежде (также и о макияже и украшениях, шире — женской красоте), следует вести отталкиваясь от социального. Во-первых, потому что о внешней красоте вообще можно говорить лишь в контексте социального (превосходящего единичное). А во-вторых, потому что иначе не получается: самая громкая современная дискуссия о теле — это разговор о его взаимодействии с другим телом и о последствиях такого взаимодействия.

Социальное выясняют в социуме, чтобы узнать о стандартах современной мужской красоты, мы провели опрос в сети. Разнообразные женские предпочтения удивили в меньшей степени — главным откровением стали комментарии мужчин. Кто-то мудро подписался на комментарии и ничего не сказал. Кто-то сразу сильно обиделся (кто-то всегда сильно обижается, притом сразу). Кто-то высказался в том духе, что, мол, «мужиков портит пиво». (И это была не женщина)

Но главным сокровищем, преподнесенным в тот вечер мужчинами, была растерянность. Автор растерянного комментария робко признался: он понял, что чувствуют девушки, которые постоянно с такими обсуждениями сталкиваются, — и подвел лаконичный итог: «Довольно ужасные ощущения».

Мужчинам сегодня действительно не всегда просто воспринимать себя и как тело тоже. Краса ногтей, а вместе с ними и прочих заметных частей, — это «традиционно» удел женский, украшательный. Мужская же красота — это красота соответствия. Соответствия — по эпохам: божественному идеалу, идеалу универсального человека, человека просвещенного — или, наконец, человека, лишенного привычной телесности, переставшего замечать свое тело — как, скажем, академик Сахаров в любом из своих скульптурных воплощений. Или роденовский Бальзак. Это соответствие идеальному образу мужественности — относительно, понятно, идеального же образа женственности.

О женской сексуальности

Еще недавно идеальный образ женственности пережил большое потрясение. На некоторое время его стали определять исключительно через тождественность мужественности, тождественность во всем: даже порностудии обильно пополнили свой ассортимент видео со страпонами.

И костюм заблудился, формы поплыли. Когда-то похожим образом они уже плыли — в 1920-е годы. Но если тогда 1920-е они поплыли, превращая взрослую женщину в мальчика-подростка (наиболее подходящий парадигматический аналог образа мужчины на женском материале) — долой талия, долой волосы, долой подол! — сейчас эта внешняя оплавка происходит уже где-то на совсем других планах. Потому что равноправие, в сущности, было завоевано с брюками; женщины, надев штаны, получили формальную свободу движения в той же степени, в какой она была доступна мужчинам. Но одно дело юридическая свобода, совсем другое — свобода тела.

Переживания недавнего прошлого — это еще и попытка переосознания женской сексуальности. Она дошла до своего карикатурного расцвета в образе условной Ким Кардашьян — женщины-тела, которое полностью и даже в движении видели все (включая тех, кто не собирался этого делать).

Популярность этого образа лишена сложных причин (человечество по-прежнему ценит идеалы каменного века, и кто мы, чтобы себя за это осудить), но в нем, как и в любом хорошем образе, интересен не он сам, а то, что за ним скрывается. Неприкрытая и живая сексуальность все той же условной Ким Кардашьян (Саши Грей, Джессики Стоядинович) стала достоянием миллионов — и тут-то и вышла странность. Женщинам на экране как будто вообще не было стыдно. Хуже того — кажется, им нравилось происходящее. (Важно: речь идет именно об образе, а не о реальных условиях жизни женщин, работающих в порноиндустрии).

В недалеком прошлом женская сексуальность — конструкт, существующий в тесных рамках семьи. Не «патриархата», потому что, честно говоря, важен не доминант, а само устройство системы. Системы из мужчины, женщины и их потомства — неизбежного и неотвратимого, как антитела к SARS-CoV-2. И потому женский идеал всегда вращался вокруг ее возраста: идеальным, «красивым» возрастом женщины всегда была юность, изобилие.

В этом смысле история к женщинам беспощадна: быть красивой и желанной якобы можно было лишь в юности или в почтенном замужестве (в приемлемых рамках). Образ женщины зрелой — это всегда образ старухи, образ Деметры, тоскующей по утраченной дочери-юности. Образ грустной осени. Радикальное отличие современной женственности от любой другой — это ее необязательная детность. А это кое-что меняет.

О новой женственности и мужественности

Что делает вещи, образы или детали кроя «актуальными»? То, что мы решили на них смотреть больше, чем на другие, а почему мы это решили, надо спросить у нас самих. Причины всегда разные.

Почему сегодня так современно выглядят женщины в длинных платьях? Почему так хороша и свежа эта «девственная» женственность эдакой Gibson girl— одетой очень по-взрослому, но все-таки остающейся «девушкой»? Это ведь еще и образ прекрасной дамы, заправляющей сотней рыцарей и носящей при этом все то же длинное платье. Это, вероятно, невинность, неуловимый и древний белый кит.

Это и, как ни пародоксально, образ матери. Если это так, то и вывести идеал современной мужской красоты тоже несложно. Как и у феминности, распадающейся вполне ожидаемо на «вульгарную» и «возвышенную», у маскулинности тоже есть свои проявления. «Низким», земным здесь будет очевидно образ ребенка — те самые джинсы-футболка, шорты, кепка, классная заметная цацка на шее и Очень Большая Машинка.

Что же до возвышенного сияющего идеала, то это, безусловно, тело йогическое. По аналогии с женским зрелым телом, вышедшим из замкнутого круга самовоспроизведения, мужское идеальное тело — тело аскета, устремившегося прочь от ипотеки и престижной частной школы в интеллигентном районе. Тело, стремящееся к опыту, который превосходит предначертанный, «природный», условно-нормальный, — опыт встречи с собой.

Рассуждения о такой материи, как тело, невероятно сложны. И дело не в мужчинах и женщинах, а в самой попытке разговора на эту тему в публичном пространстве: где тело, там всегда кто-то обижен, ущемлен, оговорен или подвергся харассменту. Но тело — не только сексуальность и скандал. Это еще и полотно для творчества, и предмет для удовольствия, и духовный инструмент, и единственное, благодаря чему мы в принципе способны валяться на траве и смотреть в небо. Тело — хорошее. Не замечать его нельзя. Говорить о нем — можно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *