Масляна головушка что значит
«Петя, Петя, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка». Слова этой детской потешки знакомы каждому из нас. Но ведь петух – это не только непременный житель скотного двора и не только леденец на палочке для ребячьей забавы. Всё куда серьёзней: для наших предков это была священная и важная птица. С петухом связано много поверий и обычаев в культурах разных народов. Нашли они своё отражение и в языке. Кстати, а как кричат предвестники зари, скажем, по-французски, по-японски или на хинди? И зачем жареному петуху нас куда-то клевать? Об этом и другом мы и «покудахчем» на досуге.
Особое внимание люди издревле уделяли трём петухам: белому, чёрному и красному. Наши прапрапрапра…почитали Петуха и как воплощение огня, светлых сил, мощи, боевого задора, плодовитости, хранителя, и в то же время его очень часто и практически повсеместно приносили в жертву богам, духам и высшим силам. Так, славяне при строительстве дома убивали чёрного петуха. С таким оперением птица олицетворяла собой подземный мир, враждебный человеку, царство смерти (недаром Погорельский назвал свою сказку о подземных жителях «Чёрная курица». Чернушка – хоть и курица, но, по сути, оборотень и проводник мальчика Алёши в тайное царство). А вот белого кочета посвящали высшим божествам, поэтому считалось, что белый петух приносит в дом счастье.
«…Гроб грянулся на средине церкви и остался неподвижным. Труп опять поднялся из него, синий, позеленевший. Но в то время послышался отдаленный крик петуха. Труп опустился в гроб и захлопнулся гробовою крышкою. Сердце у философа билось, и пот катился градом; но, ободренный петушьим криком, он дочитывал быстрее листы…» (повесть «Вий»).
Из петуха готовили ритуальные блюда для празднования окончания жатвы, свадьбы и поминок. А вот, например, тверские езиды режут петухов в качестве жертвоприношения и благодарности Богу, если удалось избежать смертельной опасности или крупных неприятностей. Кстати, «петух» на езидском звучит так же, как и на арабском – «дик».
Неверно полагать, что петух – это только мужской символ. Как рассказала ТИА Полина Акулова, заведующая сектором по фольклору Детского музыкального центра ТГОМ, петуха вышивали на рушниках и на подолах женских платьев. Только называли их уже павами или жар-птицами.
— Павы, согласно преданиям, охраняли райское дерево, которое в дохристианской традиции было древом рода или жизни.
А вот выражение «Пустить красного петуха» (означает «устроить пожар») известно многим языкам и восходит к древней языческой символике огня и культу богов-громовержцев.
ТИА опросило нескольких студентов-иностранцев, учащихся в Твери, о том, как на их языке звучит слово «петух», его пение и пожелание «С Новым годом!».
На Руси, да и не только, был распространен обряд гадания с помощью «сонного» петуха. Так, на полу в горнице, например, раскладывали: зерно (к урожаю), монетки (к богатству), колечко (к замужеству), щепку или крест (к смерти), ставили плошку с водой (муж пьяницей будет) и т.п. Далее девушки заносили из тёмного помещения петуха, который на свету «прозревал» и предсказывал судьбу – то есть смотрели, к чему он ближе подойдёт или где остановится. Девчата также гадали с петухом и на замужество – у которой первой зерна поклюёт, той и красный сарафан шить.
Ах, да, интересный факт – по-научному гадание с помощью петухов называется алектриомантия. Именно этим мы и занимались в ТИА, когда готовили наше забавное предсказание на будущий год.
Сейчас настало время поблагодарить уходящий год за всё хорошее, что в нём было. Но всё же високосный он и есть високосный. Обезьяна – не наш зверь. И так хочется надеяться, что Петушок принесёт нам удачу, счастье и радость. С новым годом, дорогие ТИАвцы! А напоследок для поднятия настроения маленький подарок от наших друзей из Шри-Ланки, которые на празднике тверского лингвострановедческого клуба АНЕФРА исполнили песенку на русском языке.
Почему петушок «масляна головушка, шёлкова бородушка» (см.)?
В чём суть ласковой присказки? Разве у петушка головушка жирная и в масле, а бородушка- шелковая?
Даже если эти самые бараночки так и просились, чтобы их купили и съели, продать их можно было, только зазывая покупателей с шутками и прибаутками, что-то пообещать, да так, чтобы обещанное не влетело в копеечку. Вот и зазывали валдайские торговки баранками, обещая «в придачу поцелуй».
Вот какую присказку мы находим в обычном, народном тексте сказки:
А вот какая присказка в сказке Даля:
Сказка «Журавль и цапля» в обработке Даля лишена классического зачина. Она выполнена в стиде авторской сказки и начинается словами:
Традиционное начало сказок зачин, которые начинает сказку с описания героев и места событий. Зачин отличается описание реальных героев и времени действия, после начинается сказочный сюжет. Иногда в сказке нет зачина, зачин заменяет присказка или вступление. Присказка похожа на прибаутку, отношения к сказке не имеет, но показывает на развлекательный характер устного творчества.
Если сказка начинается с описания действия, например «Шел Петух и увидел. «, то в сказке нет ни зачина, ни присказки, ни вступления.
Зачин, который начинается с повтора также может быть, повторы в сказках встречаются следующие
Тем самым сказочник как бы настраивает слушателя на занимательный сюжет. Часто она является внесюжетным элементом и повторяется из сказки в сказку.
После этого этого он обычно произносит:»это присказка, а сказка ещё впереди» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Присказка может быть и заканчивать сказку, например
Добрым молодцам урок,
Многие из нас повторяют поговорки: «Аппетит приходит во время еды», » Когда я ем, я глух и нем». Трудно не согласиться со словами поговорок: » Кто ест скоро, тот и работает скоро «, » Без ложки и добрый едок станет злым».Родители говорят детям во время трапезы: » Ешь больше, говори меньше «. Еде посвящены пословицы и поговорки: Мельница сильна водой, а человек едой. Без ужина подушка дергается. Без ужина подушка дергается. Без хлеба. да без каши ни во что и труды наши. Но, » как придет беда, не пойдет на ум еда «.
Петушок
-Ну, хорошо. А петушок золотой гребешок, я думаю это будет посложнее. Попробуешь?
-Вариаций этой сказки мыло множество. Но знаешь, что мне в них всегда не нравилось?
Да то, что персонажи в них были неправильные. Ну, например кот, дрозд и петушок.
Дрозд между прочим маленькая птичка, типа скворца. Он намного меньше петуха и надо же отнимает петуха у лисы. Абсурд. Да и дрозда дети никогда не видели, а в сказках его рисуют похожего на орла, прям котовасия какая-то. Я думаю, что персонажи должны быть узнаваемы детьми и у каждого должно быть имя, которое легко соединяется названием героя. Ну, например: кот-Мурло, пёс-Барбос и т. д. Только тогда у сказки будет бренд.
ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК. Пиденко А. Н.
Среди елей да берёз,
Дом стоит наперекос.
Жили в нём не зная слёз,
Кот Мурло, да пёс Барбос.
С ними Петя-петушок,
Золотой гребешок
Кукарекал во дворе,
Да будил всех на заре.
Кот и пёс, трудяги были,
В лес рубить дрова ходили,
Ну, а Пете говорили.
Сиди тихо петушок,
Береги свой голосок.
А придёт лиса с лукошком,
Не выглядывай в окошко.
Кот и пёс лишь на порог,
Да в дорогу без тревог,
А лиса уж тут, как тут,
Будто здесь её и ждут.
Села лиска под окошко
И запела о горошке
Петя, Петя-петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шёлкова бородушка.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Петя потерпел немножко,
Взял и выглянул в окошко.
Вдруг не врёт кума лиса,
Ведь бывают чудеса.
А лиса его схватила,
Да бежать, что было силы.
Закричал тут петушок,
Во весь звонкий голосок.
Ой, несёт меня лиса,
Да за тёмные леса.
За овраги, реки, горы,
Да за крепкие запоры.
Через лес весь поутру,
В лисью тёмную нору.
Услыхали кот да пёс
Кто их петушка унёс.
Да в лесу лису догнали,
Петю у кумы отняли.
Мало, много ль дней проходит,
Лиска к дому не подходит.
Снова кот да пёс собрались,
В лес рубить дрова подались.
Говорят вновь петушку,
Не кричи ку-ка-ре-ку.
Не выглядывай в окошко,
У лисы пусто лукошко.
Далеко нам в лес шагать,
Там тебя не услыхать.
Кот и пёс лишь на порог,
Да в дорогу без тревог,
А лиса уж тут, как тут,
Будто здесь её и ждут.
Села лиска под окошко
И запела о горошке
Петя, Петя-петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шёлкова бородушка.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Промолчал тут петушок,
Не подал свой голосок.
Точно врёт кума лиса,
Не бывают чудеса.
Но лиса опять запела,
-Обмануть я не хотела.
Ехал воз через станицу,
Да рассыпали пшеницу.
Зерно курицы клюют,
Петухам не дают.
А дают только цыплятам,
Да в мешки прячут по хатам.
Не сдержался Петя тут,
Ко-ко-как не дают.
Взял и выглянул в окошко
И попал лисе в лукошко.
Закричал тут петушок,
Во весь звонкий голосок.
Ой, несёт меня лиса,
Да за тёмные леса.
За овраги, реки, горы,
Да за крепкие запоры.
Через лес весь поутру,
В лисью тёмную нору.
Как не звал, да не кричал,
Но никто не услыхал.
Кот да пёс домой вернулись,
По округе оглянулись.
Видят, только лисий след,
Петушка то дома нет.
Снова бросились в погоню,
Может, лиску и догоним.
Пёс Барбос взял лисий след,
Кот, Мурло, бежит вослед.
Вод из косточек гора,
Лисья тёмная нора.
Взял Барбос косточку,
Прокусил её, словно тросточку.
Прокусил её, да сделал дудочку,
Из норы лису достать, удочку.
И запели с котом песню грустную.
Про лису куму, да беду свою.
Здесь ли лисонька живёт, Патрикеевна,
Для неё звучит наша дудочка.
Словно курочка она, или уточка,
Из норы выйди к нам Патрикеевна.
Принесли мы дары разные,
Да на ковры разложили праздные.
Долго слушала лиса.
Что в лесу за чудеса?
Кто на дудочке играет,
Да так сладко напевает?
Дай-ка выгляну украдкой,
Чтоб не мучиться с загадкой.
Да и вышла из норы,
Рассмотреть, что за дары.
Пёс отъявленный Барбос
Налетел на лисий хвост
И давай его трепать,
Лиску бить, да поучать.
А пока её лупил,
Уму разуму учил.
Кот нашёл и петушка,
Золотого гребешка.
Посадив его в лукошко,
Вновь отправились в дорожку.
Дом родной в лесу искать,
Жить себе, да поживать.
А лиса хвост зализала,
Да из леса убежала.
И опять живут без слёз,
Кот Мурло, да пёс Барбос.
С ними Петя-петушок,
Золотой гребешок.
К О Н Е Ц. 23 августа 2007г.
Чтение потешки «Петушок — золотой гребешок» (вторая группа раннего возраста)
Татьяна Скороходова
Чтение потешки «Петушок — золотой гребешок» (вторая группа раннего возраста)
«Чтение потешки: «Петушок – золотой гребешок»
Цель: Развивать речь детей посредством малых фольклорных жанров ; формировать познавательную активность.
Задачи: 1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Материалы и оборудование: игрушка «Петушок» Запись пения петушка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,смотрите, кто к нам пришел в гости? Это петушок!
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Рассматривание петушка.
— Ребята, посмотрите внимательно на петушка, что у него есть?
Головушка, бородушка золотой гребешок, какой яркий, разноцветный, большой, красивый у петушка хвост. Какие крылышки, клюв, ноги. Дать детям погладить петушка. Дети повторяют индивидуально, и хором строки из потешки.
— А давайте покормим петушка, и посмотрим, как он будет клевать зёрнышки.
— Поел петушок зернышки, хочет водички попить. Ну, а теперь хочет петушок песенку спеть.
-Как петушок песни поет, громко кукарекает? (ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко). Петушок кукарекает!
Воспитатель: Вот детки молодцы! Все умеют! А давайте ещё раз почитаем петушку потешку.
Воспитатель способствует чтоб дети договаривали потешку.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вы хотите, чтоб петушок остался жить в нашей группе?
Давайте мы его об этом попросим.
Итог: Дети познакомились с петушком, особенностями его строения, характерным для петушка способом передвижения, имитировали голос петушка.
Конспект ООД по развитию речи в первой младшей группе «Петушок, петушок — золотой гребешок» Конспект ООД по развитию речи в 1 младшей группе Задачи: • Образовательные: знакомить детей с содержанием и значением закличек, учить выразительно.
Конспект НОД по аппликации в младшей группе «Петушок — золотой гребешок» Конспект НОД по аппликации в младшей группе на тему «Приключения петушка» Цель: развитие мелкой моторики через аппликацию. Задачи: Образовательная:.
Комплексное занятие в первой младшей группе «Петушок, золотой гребешок» Елена Чужайкина Программное содержание: 1. Закреплять навыки рисования красками при помощи ватной палочкой; формировать интерес и положительное.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с элементами аппликации в младшей группе «Петушок, Петушок, золотой гребешок» Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с элементами аппликации в младшей группе «Петушок, Петушок, золотой гребешок…» Цель: расширять.
Конспект занятия «Петушок-золотой гребешок» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Петушок –золотой гребешок» Цель: закреплять умения правильно держать кисть,набирать краску,.
Занятие «Петушок, петушок-золотой гребешок» в рамках дополнительного образования «Фольклор» (вторая группа раннего возраста) Тема: «Петушок, петушок-золотой гребешок» b][/b] Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, побуждая эмоционально откликнуться.
Образовательная деятельность с детьми 2–3 лет «Петушок — петушок, золотой гребешок» в первой младшей группе Задачи: Образовательные: Формировать познавательный интерес и умение выходить из проблемных ситуаций путём их решения; представления.
Открытое интегрированное занятие «Петушок-золотой гребешок» Цель: активизировать полученные знания и умения. Задачи: Образовательные: • закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый,.
Фотоотчет о поделке в старшей группе «Петушок Золотой гребешок» так,давайте попробуем вместе с детьми сделать такого замечательного петушка. Вооружимся всеми нужными для творческого процесса материалам.
Сказка Петушок золотой гребешок
Петушок золотой гребешок слушать
Петушок золотой гребешок читать
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке.
Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.
Уходят — строго наказывают:
— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
— Петушок, петушок,
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
Кот и дрозд, спасите меня.
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:
— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Петушок сидит помалкивает.
А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
Кот и дрозд, спасите меня.
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:
— Петушок, петушок,
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Петушок все помалкивает. А лиса — опять:
— Люди бежали,
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.
Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе.
Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
— Трень, брень, гусельцы,
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.
И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.