Масляные карандаши для рисования что это
Обзор масляных карандашей Faber-Castell Pitt Oil Base
Есть у Faber-Castell в монохромной серии карандаши на масляной основе, которые, как мне всегда казалось, несколько обделены вниманием. Обычно они скрываются на полке где-то между пастельными и графитными и легко остаются незамеченными. Мне бы хотелось рассказать об этих специфичных карандашах.
Pitt Oil Base попался мне на глаза, когда я подбирала материал для набросков с обнаженной натуры. На один такой набросок тратится максимум десять минут, а обычно и того меньше, поэтому времени на детальную и глубокую проработку нет.
Тонкий слой графитного карандаша к тому же со временем легко смазывается, что оставляет открытой проблему сохранности работ. Не то что наброски представляют высокую художественную ценность, являясь по большей части учебным отработанным материалом, но мне хочется оценивать свой прогресс, периодически перелистывая старые альбомы.
Преимущество карандаша на масляной основе в том, что он не смазывается. А еще в том, что он, как очевидное следствие, плохо стирается. И это огромный плюс для набросков — так нет соблазна пользоваться ластиком, приходится учиться выхватывать главное с первого взгляда.
Цветовая палитра и диапазон твердостей/мягкостей не очень широки. Faber-Castell выпускает масляные карандаши в двух цветах: красно-оранжевая сангина и черный. Сангинный карандаш, на мой взгляд идеален для набросков обнаженной натуры. Его цвет близок к цвету кожи и, несмотря на отсутствие твердых и мягких собратьев, позволяет создавать неплохие тоновые переходы. Сангиной делали наброски и мастера эпохи Возрождения. Так что этим материалом можно копировать старинные образцы.
Рафаэль Санти. Этюд к росписям Лоджии Психеи. Три Грации
Карандаш в черном цвете представлен в пяти видах твердости: очень твердый, твердый, средний, мягкий и очень мягкий. Для набросков с натуры я обычно использую мягкий. Возможно, на фотографии сверху не очень видна разница, но она есть: карандаш-медиум плотно-серый при нажатии, очень мягкий — иссиня-черный. Иногда я делаю пейзажные наброски в диапазоне от среднего до мягкого.
Что еще нравится, стержень карандашей очень прочный, поэтому при заточке они почти никогда не ломаются (скорее всего, благодаря именно масляной основе). Носила их даже без пенала в рюкзаке — все выжили.
В заключение напишу, что масляными карандашами Faber-Castell сложно выполнять объемные работы ввиду того, что они с трудом прощают ошибки, плохо стираются, стержень намного толще графитного. Зато для набросков материал идеальный, интенсивный по цвету и позволяющий надолго сохранить даже мимолетные рисунки.
Цветные карандаши. Часть 4: масляные и всякие специфические
Смотрим на выкраску (и тоскливо вздыхаем, потому что вообще-то в сете 24 цвета, и я собиралась докупить остальные поштучно, но теперь уж тот магазин недоступен, да и цены стали заоблачные. ):
Внизу я провела тест-драйв на размазывание (размазываются, но не так, как пастель, а масляно, жирно), на вытирание (вытираются очень плохо, даже супер-теркой для туши и ручки) и на послойное закрашивание. В последнем случае решила не мелочиться — четыре карандаша, укрывистость у них высокая, каждый последующий, если он темнее, хорошо перекрывает предыдущий. Вот поближе:
Несомненный плюс этих карандашей, как я уже говорила — цветовая гамма. Производитель картинками на коробке как бы намекает, что это для рисования животных и прочей природы, но у меня с животными как-то не задалось. Рисую с фоток, вырисовывать шерстинки скучно (и карандаши все время затачивать надо остро — безобразие!), единственный рисунок, который мне нравится — вот этот:
Но тут, возможно, сыграла роль бумага. Эти карандашики по своим свойствам больше всего напоминают масляную пастель. Если ими рисовать по структурной или просто плотной мягкой бумаге, они начинают «пробуксовывать» и как бы «залипать». Зато по крафту скользят — это же песня! Вот тоже на крафте:
Еще к плюсам я бы отнесла их сочетаемость с масляной пастелью — карандашами очень хорошо доводить и уточнять работу. Вот здесь была использована мелкозернистая тонкая бумага для пастели, основной тон нанесен масляной пастелью (кроме фона), а дальше все тонкости-нюансы уже проработаны этими карандашиками:
У такой техники есть немножко неприятная особенность: карандаши хоть и мягкие, но могут собирать с бумаги и скатывать масляную пастель. Она собирается в мелкие катышки, как от терки, но их очень трудно смахнуть — размазываются. Поэтому я их не смахиваю, а теми же карандашами «вминаю» в бумагу, распределяя по рисунку — они по консистенции как пластилин! Ну, или если там лишний тон ни к чему — аккуратно снимаю ногтями.
Так вот. Хотя Derwent Drаwing — это вроде как для любителей анималистики, мне очень нравится делать ими всякие пейзажные зарисовки — вся эта гамма земли, коры и пожухлых листьев располагает 🙂 К однозначным плюсам я бы еще отнесла жестяную коробочку — карандашики очень удобно таскать на пленер. Вот, например, домик итальянского фермера:
Или лодочная станция в Гурзуфе:
Эти два наброска сделаны на плотной гладкой бумаге в дервентовском блокноте. На слегка текстурированной, но при этом тонкой фабриановской бумаге они смотрятся вообще по-другому:
С этими карандашами не нужно ломать голову над тем, чтобы в рисунке хорошо сочетались цвета — приятная гамма выстроится сама собой. Еще у них очень приятный внешний вид — ярко окрашенное дерево, они лакированные и к тому же очень вкусно пахнут, потому что дерево — кедр 🙂
Даже не к недостаткам, а скорее к особенностям я бы отнесла их некоторую размазываемость: в блокноте соседний лист на развороте лучше оставлять чистым! Возможно, кого-то будет раздражать их вязкость и пробуксовывание по бумаге — я привыкла, мне это даже нравится. А вот золотистая надпись по карандашу с названием цвета стирается намного раньше, чем карандаш! Но такое у всех дервентовских карандашей почему-то встречается.
Да, и ходят слухи, что эти карандаши размываются растворителями для масла. Но маслом я не рисую, так что проверить возможности не было.
Почему сдуру? Ну, что размазываются они — это полбеды. Но как же они СКРИПЯТ! Вот это вот ногтями по стеклу или по пенопласту — из этой серии, нечто похожее раздражающее они издают при штриховке: шорох с противным поскрипыванием. Знаю, что некоторых это совсем не трогает, но я не могу! Я из-за этого, кстати, и к пастельным карандашам совершенно равнодушна — до того не нравится шорох от них. А тут повелась на сочный густой штрих, но кроме пары портретных набросков так их никуда и не применяла. Возможно, надо к ним специально подбирать бумагу, может, найду компромиссный вариант.
И вот я думаю, не меня одну перекашивало из-за скрипа-то, потому что недавно увидела в магазине тот же вариант, только в масле:
Штрих и цвет те же, но они не шуршат! Песня 🙂 И не размазываются практически. Взяла их тоже для уличных зарисовок и метро-портретов. Поскольку они у меня недавно, то показать пока особо нечего, но рисуют они как-то так:
Они очень похожи внешне на шуршащие карандаши, их отличает в наименовании слово OIL.
Да, там внизу затесался один угольно-масляный Кохинор, я его самым первым купила. Похож на гретаколоровский, но чуть пожестче будет, пожалуй.
А еще у меня есть два карандаша из сета Лиры, предназначенного для портретов.
И да, я их тоже точу «дубинкой» 🙂 И отлично стачиваю лишнее о сам рисунок 🙂
За что я их люблю, так это за возможность на том же пленэре быстро набрать плотный и богатый цветом тон. К тому же они отлично «расцвечивают» скучные по цвету объекты: пыльные камни, скалы, зелень в массе и т. д. Бывает, что теряешься, с чего начать — вот я начинаю с этих карандашей, а потом уже обычными цветными углубляю нужные мне цвета, как в этом рисунке:
Ну вот, с обзором цветных карандашей вроде закончила. На очереди — акварельные!
Какие карандаши для рисования лучше выбрать
Какие карандаши лучше всего выбрать для рисования? Рассказываю в статье о самых хороших карандашах, чтобы научиться рисовать красиво. Все тонкости выбора от простых до угольных карандашей. Читайте подробности в новой статье!
Что такое карандаш
Любой из нас, кто хотя бы раз рисовал что-то в своей жизни, брал в руки карандаш. Казалось бы, это такой базовый инструмент, про который знают все, и он есть почти в любом доме! Ведь простой карандаш – настолько уже универсальный материал, что не знать о нем просто неприлично.
И действительно, карандашами пользуются не только художники – они есть у детей, которые учатся в школе, есть у маленьких деток, которые создают свои первые рисунки в детском саду, есть карандаши и у рабочих, архитекторов, и вообще, практически у всех представителей офисных профессий!
Поэтому, если вы прямо сейчас учитесь рисовать, вам совершенно точно не обойтись без карандашей! Но какой выбрать? Ведь есть просты, а есть цветные, а еще угольные, графитовые, а еще разные по мягкости/жесткости. Не переживайте, в этой статье вы найдете ответы на все свои вопросы об этом инструменте, узнаете, какие карандаши лучше для рисования, и выберете те, что подойдут именно вам!
Вообще, задумываясь о том, какой карандаш лучше выбрать, помните, что все будет зависеть от ваших творческих замыслов, от того, что именно вы будете рисовать. Кроме того, не стоит забывать о своих предпочтениях в стиле – какие эффекты вам больше всего нравятся, какой вы видите конечную работу. Черно-белый портрет, или акварельный пейзаж в духе импрессионистов? Любая идея может быть реализована с правильно подобранными материалами.
Виды и назначение художественных карандашей
Простые карандаши
Простой карандаш с черным стержнем – самый распространенный вид карандаша в мире. Его производство началось еще в XVIII веке и за эти несколько столетий настолько выросло и трансформировалось, что теперь купить простой карандаш можно практически где угодно, даже в продуктовом магазине, а выбор есть на любой вкус и кошелек.Но мы с вами поговорим о том, как выбрать простой карандаш именно для художника, для человека, который будет именно рисовать им.
Основание простого карандаша – это графит, соединенный с разными связующими веществами. Материал не самый дорогой, но зато очень удобный в использовании.
Именно таким, простым карандашом пользуются все, от детей в школах, до архитекторов в университете, создавая эскизы, рисунки, чертежи, наброски и самостоятельные картины.
Обычно простые карандаши различают по мягкости и жесткости графитного стержня, обозначая буквой H степень твердости, а B, степень мягкости. По своей форме простые карандаши тоже отличаются: они бывают треугольные или трехгранные, шестиугольные – самые популярные, и другие, наименее популярной формы, например, квадратной или круглой.
Сам корпус простого карандаша изготавливают из древесины, но иногда их могут сделать и из других материалов, например, из резины. Такие карандаши обычно служат сувенирами и игрушками для детей. Также в наше время стали производить карандаши в пластиковом корпусе, со сменным стержнем, как у авторучек.
Есть, также, профессиональные простые карандаши, которые выбирают художники для своих работ. Обычно они выглядят как палочки графитного материала и дают большой простор для творчества. Кроме того, такие карандаши, в отличие от угольных, не испачкают ваши руки.
Угольные карандаши
Еще один вид черного карандаша для рисования – это угольный карандаш. Такой карандаш состоит из угля, и, в зависимости от способа изготовления бывает древесным, а бывает, прессованным.
Угольный карандаш в большинстве своем подходит для растушевки, чем для прорисовки мелких деталей. Хотя, сейчас производят угольные карандаши и в деревянном корпусе, которыми можно рисовать, словно простыми.
Отличительная особенность этого карандаша – яркий и насыщенный черный цвет. Если правильно подобрать угольный карандаш, то можно научиться рисовать как художники, различные эскизы и зарисовки, а также объемные графические картины.
Графитовые карандаши
Профессиональные художники нередко берут специальные графитовые карандаши, чтобы рисовать. Их основное отличие от простых состоит в том, что они не имеют специальной деревянной оболочки. В качестве грифеля они все также имеют серый графит, с помощью которого можно прорисовывать самые мелкие детали, создавать тонкие линии, реалистичные рисунки и зарисовки.
Акварельные карандаши
Еще один вид карандашей – это акварельные. Да, вы не ослышались, акварель тоже бывает разного вида, в том числе и в карандаше. Снаружи такие карандаши практически невозможно отличить от простых, цветных карандашей. Но вот только в стержне находится не воск с пигментами, а прессованная акварель.
Рисовать такими карандашами можно несколькими способами, например, можно сначала сделать рисунок, а затем пройтись по нему кисточкой, смоченной в воде. Или, можно сначала смочить бумагу, и рисовать по мокрому, карандашами, создавая интересные эффекты. Каким способом лучше рисовать акварельными карандашами решать уже вам, но я бы советовала попробовать оба варианта, чтобы понять какой вам больше нравится.
Советы, как правильно выбрать карандаши
Если вы собираетесь профессионально заняться рисованием, то вот вам несколько советов, которые точно помогут в магазине при выборе самых разных карандашей – от простых и угольных, до цветных и акварельных!
Как выбрать самые хорошие карандаши:
Шкала твердости и виды маркировки карандашей
Теперь, когда вы знаете, какие карандаши в основном нужны для начинающего художника, мне бы хотелось остановиться на одном очень важном параметре, на который обязательно следует обратить внимание при выборе в магазине.
Какой мягкости нужен карандаш? Этот вопрос продавцы канцелярских отделов слышат очень часто. Давайте и мы разберемся в шкале твердости и мягкости, чтобы вы могли сами уверенно подобрать себе карандаш.
Привычный нам карандаш состоит из графита и глины, и чем больше в составе карандаша глины, тем тверже и прочнее будет стержень, а создаваемые линии будут тоньше, и наоборот.
Большинство производителей карандашей, используют маркировку HB, в которой «H» обозначает твердость, а «B» обозначает мягкость. Если мы берем американскую систему маркировки, то там толщину указывают в цифрах, где за середину, то есть HB выступает №2, а вся шкала идет от 1 до 4. Помните об этом, если вдруг решите заказать материалы в зарубежных магазинах.
В нашей стране тоже можно встретить свою маркировку, где твердость помечают буквой «Т», а мягкость – буквой «М».
Самый твердый карандаш – маркировки 9H, создает тонкие и светлые линии. Самый мягкий карандаш – 9B, позволит вам оставлять очень темные и жирные линии, подобно некоторым угольным карандашам.
Несмотря на то, что производители карандашей во всем мире договорились о единой маркировке, иногда все-таки, она больше условна, и цифра может означать разные степени твердости. В таком случае, лучше взять на пробу несколько карандашей разных марок, выбрать из них наиболее подходящие графические карандаши, благо вы теперь знаете, как это сделать, и рисовать в сове удовольствие не меняя материалы.
Постепенно формируя свой арсенал художника, вы не только научитесь рисовать, но и сможете уже самостоятельно, даже интуитивно выбирать себе материалы – карандаши, бумагу, точилку, и другие принадлежности.
Сравнительная таблица карандашей по мягкости/жесткости:
Цвет грифеля | Маркировка в мире | Маркировка в России | Маркировка в США |
B | М | № 1 | |
HB | ТМ | № 2 | |
F | — | № 2,5 | |
H | Т | № 3 | |
2H | 2Т | № 4 |
Основные фирмы и производители карандашей, на которые стоит обратить внимание
Если вы начинающий художник, я советую вам приобретать материалы для творчества в специальных или художественных магазинах, оставив канцелярские лавки для школьников и сотрудников офиса.
Но, если вы придете в специализированный магазин, то тоже заметите, что выбор там очень велик, а карандаши есть самые разные, и не совсем понятно, какие стоит выбрать, ведь кажется, что они все плюс-минус одинаковые.
Если вы хотите приобрести хорошие цветные карандаши, то обратитесь к классике. Карандаши фирмы «Faber-Castell» знает любой художник и, скорее всего, сразу вам их порекомендует. Ведь они имеют огромный спектр цветов, насчитывающий до 60 оттенков! Грифель у них очень прочный, карандаши очень редко ломаются. Конечно, стоимость их намного выше, чем у карандашей из канцелярского отдела, зато у них очень высокое качество и они прослужат вам несколько лет, а то и больше!
Простой карандаш для рисования хорошего качества, можно найти у еще одной классической и эталонной фирмы-производителя — «Koh-i-Noor». Эти карандаши можно купить как поштучно, так и набором. Цена у них более чем демократическая и за несколько штук вы отдадите всего около 100 рублей. Отличительная особенность этой фирмы – большой диапазон мягкости/твердости, так что вы точно найдете у них что-то для себя. Кстати, у этой же фирмы можно найти ластик-клячку, которая тоже вам пригодится!
Угольные карандаши можно также найти у двух предыдущих марок, а еще у одной известной английской фирмы – «Derwent».
Карандаши есть в наборе, есть поштучно, идеально подходят для графических работ. Если вы ищите российский аналог угольных карандашей, то присмотритесь к фирме «Гамма». Небольшая цена при довольно неплохом качестве позволит вам купить свой первый набор художественных угольных карандашей без потерь для кошелька!
Заключение
Если вы постоянно рисуете карандашами, и хотите перейти на более профессиональный уровень в своем творчестве, то рано или поздно вам придется задуматься о покупке новых, более профессиональных карандашей, цветных или простых, графитовых.
Даже, если сейчас вам кажется, что карандаши для рисования можно взять и обычные, которыми рисуют дети, всегда помните, что они будут сильно отличаться от профессиональных по нескольким важным параметрам:
Подходите к выбору карандашей с умом, и тогда они прослужат вам долгие годы, помогая создавать прекрасные работы.
Карандаши для настоящих художников
Когда-то все мы обучались рисованию, хотя бы на уровне школьных уроков. И, конечно же, все начиналось с рисунков карандашом. Потом было рисование акварелью, а кто уже серьезно занимался живописью, переходил на масляные краски или пастель. Тем не менее, возникает вполне логичный вопрос — можно ли развивать свое мастерство и в другом направлении, рисуя карандашом на профессиональном уровне? Зайдя в магазин канцтоваров, вы поймете, что ответ на этот вопрос утвердительный — в продаже есть профессиональные наборы карандашей. Тем не менее, не всегда карандаши, позиционируемые как профессиональные, таковыми являются. Впрочем, и само понятие «профессиональный» применительно к карандашам имеет, на самом деле, весьма своеобразную трактовку.
Применение именно карандашей на первоначальном этапе обучения рисунку полностью обосновано. Карандаши очень просты в обращении, не пачкают руки ребенку, наконец, стадию карандашного рисунка перед переходом к краске миновать не удастся, так как перед тем, как нарисовать что-либо краской, художник делает карандашный набросок.
Но если мы говорим о высоком искусстве, то все не так однозначно. По уже сложившейся традиции, серьезные художники, в том случае, если не используют краски, рисуют картины углем или пастелью, но никак не карандашами. Мэтры искусства в какой-то степени всерьез воспринимают разве что графитовые (т.е. так называемые «простые») карандаши, почти полностью игнорируя цветные. Разве что некоторые, наиболее смелые художники позволяют себе вырисовывать цветными карандашами отдельные детали на картине.
Пренебрежительное отношение к цветным карандашам имеет под собой основу. Раньше цветные карандаши отличались низкой устойчивостью рисунка к выцветанию, их набор оттенков был весьма скуден и не включал в себя некоторые важные для художников оттенки. Но самый главный недостаток прежних моделей цветных карандашей — проблемы, возникающие при смешивании цветов. По сути, передавать оттенки и смешивать цвета можно, либо меняя плотность штриховки, либо делая растушевку. В результате невозможно было получить тонкие оттенки, плавно переходящие один в другой. Для реалистической живописи это является серьезным недостатком, препятствующим использованию в ней цветных карандашей. Возможно применение цветных карандашей для создания абстрактных рисунков и в прикладном дизайне. Но там требуется яркость цветов, которую цветные карандаши раньше обеспечить не могли. Поэтому для данных применений все равно используются масляные, а в последнее время и акриловые краски.
Ситуация полностью изменилась примерно 30 лет тому назад, когда появились цветные карандаши нового поколения. В них стали использоваться натуральные пигменты, стойкие к выцветанию. Значительно расширился набор доступных оттенков. Наконец, появилась возможность смешивать цвета и получать плавные цветовые переходы, не хуже, чем, как минимум, при использовании акварельных красок.
Но мир искусства очень консервативен. Поэтому за столь короткий, по меркам живописи, срок, еще не успели сформироваться мощные сообщества художников, имеющие лоббистские ресурсы. Да и критики пока так и не определили, к какой категории относить рисунки, сделанные карандашами нового поколения. Вот почему до сих пор выставки рисунков, сделанных карандашами, особенно цветными, на престижных площадках являются большой редкостью. А если они и проходят, то без серьезного внимания критиков. Основные жанры, где использовались цветные карандаши — книжные иллюстрации и реклама. Тем не менее, рисунки карандашом явно заслуживают большего, так как они очень выразительны, а их создание требует большого мастерства от художника.
Живопись или графика?
Картины можно разделить на две большие категории — живопись и графику. Однозначных критериев, к какой категории относить произведения искусства, не существует. В практике работы музеев обычно к живописи относят картины, сделанные красками, а все остальное — к графике. Этого же разделения придерживаются многие (но не все) искусствоведы. Тем не менее, некоторые искусствоведы используют более сложные критерии разделения. Обычно в основе них лежит предположение, что живопись отличается от графики не технологией создания рисунка, а тем, что она передает плавные цветовые переходы, из-за чего картина выглядит реалистично, «как в жизни», что соответствует первоначальному смыслу слова «живопись» в русском языке. Но критерии реалистичности передачи цветовых переходов являются субъективными. Так, например, пастель иногда относят к живописи. Другие искусствоведы относят акварель к графике только на том основании, что основой является лист бумаги, который просвечивает через слой краски. Похожее разделение также присутствует и в описании самого действия по созданию картины. Когда речь идет о карандашах или акварели, то говорят «рисовать», а когда о масляных красках — «писать».
Современные карандаши на восковой и масляной основе, а также акварельные карандаши, позволяют смешивать цвета и получать тонкие цветовые переходы так же, как и при использовании красок. Поэтому некоторые специалисты считают, что пора относить такого рода рисунки карандашом уже не к графике, а к живописи.
Ситуация изменилась в 2000-х годах с широким распространением Интернета и ростом популярности социальных сетей. Появилась возможность выкладывать свои произведения в сеть, их смотрит многомиллионная аудитория. С другой стороны, для того, чтобы рисовать цветными карандашами, не надо иметь собственную мастерскую, достаточно лишь письменного стола. Карандашами, в отличие от красок, практически невозможно случайно что-то испачкать в квартире. Не требуется приобретать дорогостоящие холсты, а получившиеся произведения можно оцифровать, «засунув» их в самый обычный сканер.
Завоевав популярность у интернет-аудитории, художник может монетизировать свой успех. Самый очевидный вариант — доходы от рекламы, размещаемой на сайте с картинами. Но бывает, что популярного в Интернете художника приглашают принять участие в коммерческих художественных проектах.
Итак, профессиональные карандаши — это в первую очередь инструмент для книжных иллюстраторов, дизайнеров рекламы и некоторых других разновидностей художников, которые зарабатывают, рисуя карандашом. Вместе с тем, это еще и инструмент для художников-любителей, желающих, чтобы их рисунки были выполнены на высоком уровне.
Общие особенности
В конструкции самых различных профессиональных карандашей есть некие общие черты, проявляющиеся практически во всех моделях:
— Высокая стабильность параметров грифеля как от карандаша к карандашу, так и по длине карандаша. Профессиональный художник обладает способностью в точности представить себе, какого оттенка будет линия на картине, которую он собирается нарисовать. И какой для этого следует взять карандаш. При этом оттенок конкретного экземпляра карандаша при конкретной степени использованности не должен обмануть художника.
— Очень тонкий помол графита или красителя. Недопустимо наличие в грифеле крупных частиц, царапающих бумагу.
— Состав грифеля оптимизирован под профессиональные сорта бумаги. Каждому типу карандаша, не только для профессионального использования, соответствуют определенные типы бумаги, на которых им лучше всего рисовать. Если вы возьмете обычную бумагу и начнете на ней рисовать профессиональными карандашами, то результат вас разочарует. С другой стороны, обычные карандаши не позволяют реализовать те преимущества, которые дает профессиональная бумага для рисования.
— Оправа грифеля из специальных сортов древесины или же покрытие из лака, непосредственно нанесенного на грифель. Для изготовления профессиональных карандашей используются сорта дерева, характеризующиеся малой деформацией под воздействием времени и внешних условий, например, сибирский кедр. Это позволяет исключить повреждение грифеля внутри оправы, что важно именно для профессиональных карандашей, грифель которых, как правило, более хрупкий, чем у обычных карандашей. Также выпускаются профессиональные карандаши, которые представляют собой толстый грифель, покрытый слоем лака, защищающим руки художника. Эти карандаши позволяют реализовать некоторые художественные приемы, характерные для пастельных мелков. Для данных карандашей существуют специальные точилки. А вот оправы из пластмассы в профессиональных карандашах практически не встречаются.
Естественно, что профессиональные карандаши стоят во много раз дороже обычных. Но, даже если имеются лишние деньги на их покупку, все равно не рекомендуется использовать такие карандаши для начального этапа обучения рисованию. Дело в том, что профессиональные карандаши не только имеют более высокие характеристики, но еще и сложнее в использовании. Поэтому браться за профессиональные карандаши нужно уже после того, как вы изучили основы работы с обычными карандашами.
Графитные карандаши
Профессиональные графитные карандаши, помимо вышеуказанных особенностей, отличаются от обычных большим количеством градаций твердости. Если художники-любители используют графитные карандаши с количеством градаций до 5, то продукция для профи предусматривает до 20 градаций. При этом следует отметить, что шаг, с которым изменяется твердость, одинаков как у обычных, так и у профессиональных грифельных карандашей. Просто у грифельных карандашей гораздо шире диапазон значений твердости.
Цветные карандаши
Профессиональные цветные карандаши характеризуются большим разнообразием оттенков. Обычно они продаются в наборах от 48 до 120 цветов в каждом. Следует иметь в виду, что карандаши каких-то цветов стачиваются быстрее, чем другие. Поэтому, выбирая набор, нужно обязательно узнать, если ли к нему в продаже отдельные (запасные) карандаши наиболее востребованных цветов.
Профессиональные цветные карандаши делятся на следующие категории:
— Грифельные. Используется грифель, изготовленный по той же технологии, что и у цветных карандашей для художников-любителей: каолиновая глина смешивается с пигментом и запекается. Отличие заключается в использовании более качественных пигментов — как правило, это натуральные минералы, а не синтетические вещества.
— На масляной основе. Стержень сделан из специального масла с пигментами и некоторыми добавками. Если нанести штриховку одним или несколькими карандашами, а потом пройтись по ней кисточкой, смоченной в растворителе для масляных красок, то можно получить качественное смешение цветов, а также плавные цветовые переходы, характерные для живописи.
— На восковой основе. В этих карандашах основой для стержня является воск, смешанный с пигментами и некоторыми добавками, повышающими прочность. Допускается смешение цветов и получение плавных градиентов при помощи растворителя для масляных красок. Также известны техники смешивания цветов, основанные на нагреве. Например, смешать цвета можно, нагрев заштрихованную область утюгом. В Интернете также можно найти способ, заключающийся в подогреве карандашей в микроволновке непосредственно перед рисованием (не пытайтесь это повторить!).
— Акварельные. Линии, проведенные такими карандашами, могут размываться водой. Соответственно, смешивание цветов и получение плавных цветовых переходов можно осуществить, пройдясь по определенным участкам рисунка кисточкой, смоченной в воде.
— Пастельные. В этих карандашах стержни имеют состав, идентичный пастельным мелкам. Техника рисования та же, что и при использовании мелков, но пастельные карандаши позволяют рисовать тонкие линии со стабильной шириной. К тому же, карандашами в большинстве случаев удобнее рисовать.
Следует отметить, что профессиональные карандаши на масляной и восковой основе могут использоваться и в той же технике, что и грифельные карандаши. Но при этом они дают более яркие, насыщенные цвета. Мало того, некоторые производители профессиональных карандашей не сообщают потребителям о том, что карандаши сделаны на основе воска или масла, продавая их как точно такой же продукт, как и грифельные карандаши, ориентируя их тем самым на традиционные подходы в рисовании. Тем не менее, потребители быстро понимают, что к чему, и делятся между собой через Интернет информацией о составе стержней.
Особняком стоят пастельные карандаши. Дело в том, что пастель бывает трех основных видов: сухая (т.е. прессованный пигмент), на масляной основе и на восковой основе. Поэтому состав стержня профессионального карандаша на восковой или масляной основе близок, если не идентичен составу стержня соответствующего пастельного карандаша. Можно сказать, что данные товарные категории во многом пересекаются. Отнесение карандаша к пастельным, таким образом, во многом зависит от маркетинга, а именно, насколько сильны позиции производителя на рынке в сегменте пастели.
Бренды
Многие компании подхватили модные тенденции и позиционируют свои карандаши как профессиональные. В ряде случаев такое позиционирование оправдано, но иногда карандаши не отвечают требованиям, предъявляемым к такой продукции. Впрочем, единых утвержденных стандартов, какие карандаши считаются профессиональными, нет. Поэтому приходится ориентироваться на бренды. Не вся продукция, выпускаемая под брендом, известным в профессиональной среде, предназначена для профессионального использования. Но если уж на коробке с карандашами от серьезного бренда указано, что они профессиональные, значит, этому можно доверять.
Практически все бренды, под которыми выпускаются профессиональные карандаши, ведут свою историю с XIX, а то и с XVIII века. Примерами являются Faber-Castell, Koh-i-Noor Hardtmuth и Lyra. Несколько особняком стоит бренд Prismacolor, принадлежащий сейчас компании Newell Rubbermaid. Он появился в 30-х годах XX века. Но создавшая этот бренд компания Berol (позже поглощенная Newell Rubbermaid) также имеет историю с XIX века. Применительно к пастельным карандашам художниками высоко ценится продукция Derwent и Cretacolor.
Для профессиональных карандашей большое значение имеют не только параметры, но и признание художественным сообществом. Здесь уже многое зависит от пристрастий конкретных художников, на творчестве которых учатся другие. Примером тому является бренд Prismacolor. Художники, предпочитающие его, как правило, очень привязаны к своему выбору и слышать не хотят о каких-то иных брендах профессиональных карандашей. При этом из объективных причин, определивших выбор, указывают разве что более прочный стержень (что для профессиональных карандашей не так уж и важно). А из субъективных — многие известные в Интернете художники предпочитают Prismacolor.
В отличие от европейского, американское искусство не обременено многовековыми традициями. В США легче, чем в Европе, признать рисование цветными карандашами серьезным искусством. Поэтому именно в США первыми начали формироваться неформальные сообщества художников, рисующих карандашом, и выбирали они преимущественно американский бренд Prismacolor.
На самом деле, если речь идет о ведущих брендах профессиональных карандашей, то качество продукции находится на близком уровне. Рисуете ли вы карандашами Prismacolor или Faber-Castell, главную роль играют ваше мастерство и творческий подход.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
В последнее время популярность рисования карандашом растет. В первую очередь из-за открытия всё большего количества специализированных кружков и художественных школ. Их могут посещать как самые маленькие дети, так и зрелые люди, желающие научиться рисовать. Можно сказать, что сегодня цветной карандаш — самый доступный и простой инструмент для рисования. Он не требует специальных навыков и техник, отдельной специальной фиксации на бумаге.
Как правило, карандаши для профессиональных художников отличаются от обычных серий:
— максимально-возможным содержанием красящих пигментов, и как следствие более яркими цветами;
— повышенной светостойкостью — картины, нарисованные профессиональными цветными карандашами, не выцветают долгие годы;
— увеличенным диаметром карандаша — такой карандаш проще держать в руке долгое время.
Профессиональные художники — сложная и своеобразная каста потребителей, их пристрастия формируются в течение долгих лет. Понять их нам, производителям, порой бывает почти невозможно. Могу сказать только то, что люди, рисующие карандашами Faber-Castell, никогда не поменяют этот бренд на другой.
Мы не пытаемся убедить художника в том, что ему надо сменить бренд карандашей, мы просто производим первоклассную продукцию в этом сегменте и предлагаем потребителю сравнить и сделать выбор самостоятельно.
На мой взгляд, причина широкой популярности рисования карандашом состоит в простой подготовке к рисованию, возможности рисовать практически где угодно, на разных видах и форматах бумаги. Далее — высокое качество и широкий ассортимент графитовых и цветных карандашей. Рисование карандашом значительно дешевле, чем другие техники рисования и живописи. Для рисования не нужна никакая специальная подготовка или препараты, как, например, для живописи маслом или другими жидкими средствами (мольберт, препараты для ускорения засыхания, разбавители и пр.).
Сегодня с помощью карандаша создаются художественные шедевры, совершенство которых достигает уровня других техник живописи. Рисунки, выполненные карандашом можно посмотреть в профиле нашей компании на Facebook.
Цветные карандаши для профессионалов выпускаются в широкой шкале оттенков. Грифели содержат самые лучшие пигменты с высокой светостойкостью. Поэтому гарантирована длительная неизменяемость красок рисунка. Грифели в таких карандашах имеют больше диаметр — минимум 3,8 мм, следовательно, материала для рисования в них больше.
Самыми продаваемыми художественными цветными карандашами под нашим брендом являются POLYCOLOR и MONDELUZ aquarell, оба вида продаются минимум в 72 оттенках.