Масса автомобиля что это

Снаряженная масса автомобиля, полная масса и максимальная: в чем разница

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Многим автолюбителям хорошо известны такие понятия, как снаряженная масса, полная масса и максимально допустимая масса автомобиля. Как правило, снаряженная масса авто обычно указана в техпаспорте, также данный показатель отражен в списке основных технических характеристиках модели транспортного средства. То же самое можно сказать и о полной массе.

Далее мы рассмотрим, что такое масса снаряженного автомобиля, полная масса автомобиля, а также что представляет собой определение «максимальная разрешенная масса» и т.д.

Вес автомобиля: с нагрузкой и без нагрузки

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Итак, начнем с того, что масса автомобиля может быть снаряженной и полной. Именно такая информация содержится в техническом паспорте ТС. Если просто, масса авто сильно влияет на его динамические характеристики, на показатели расхода топлива и т.д. Получается, данный критерий оказывает прямое влияние на целый ряд важных показателей. По этой причине его указывают обязательно.

Другими словами, чтобы понимать, что такое снаряженная масса автомобиля, достаточно представить полностью заправленный и штатно укомплектованный авто, в котором нет пассажиров и груза. Получается, данный параметр не учитывает массу полезного груза, который способен перевозить автомобиль.

Кстати, в некоторых странах ЕС в снаряженную массу включены дополнительные 75 кг, которые представляют собой усредненный показатель массы водителя. Это значит, что в ряде случаев вес водителя все же может быть включен в снаряженную массу. Логика в этом случае такова, что наличие водителя является обязательным условием для движения авто, то есть вес водителя никак нельзя считать отдельной полезной нагрузкой.

Так вот, разрешенная максимальная масса или максимально допустимая (полная) масса транспортного средства представляет собой вес снаряженного и полностью нагруженного автомобиля, который допускает сам изготовитель ТС.

Добавим, чтобы понять, какой вес можно перевозить, важна масса предельно допустимой нагрузки на каждую ось автомобиля. Такие данные есть в технических характеристиках, также может иметься специальная информационная табличка, прикрепленная к кузову авто.

Этот параметр также является важной техничной и эксплуатационной характеристикой. Простыми словами, масса полезной нагрузки – это грузоподъемность транспортного средства (суммарный вес всего груза, который может перевозить тот или иной автомобиль). Часто это понятие приравнивается к полной массе.

Сама грузоподъемность бывает расчетной и номинальной. При этом грузоподъемность определяет только максимально допустимый вес, который можно перевезти, тогда как номинальная отдельно учитывает и качество дорожного покрытия.

Если суммировать, важнейшие показатели:

Разрешенная масса автомобиля: что нужно знать

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что этоОтдельно следует отметить, что по ПДД под разрешенной максимальной массой автопоезда следует понимать сумму максимально допустимых масс в его составе. Еще необходимо обратить внимание на тот факт, ч то для грузовиков правительствами разных стран (в том числе и на территории СНГ) введены определенные ограничения касательно разрешенной максимальной массы.

Полезные советы

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

На практике, владельцы легковых авто не часто задаются вопросом максимально разрешенной массы машины. Как правило, авто просто загружают и дальше перевозят груз, не учитывая максимально допустимой массы. Однако если владелец заботиться об исправности ТС и нацелен на сохранение ресурса и увеличение срока службы автомобиля в целом, данный показатель никак нельзя игнорировать.

Причина вполне очевидна, так как в случае превышения допустимой массы возникает повышенная нагрузка на кузов, двигатель, трансмиссию, ходовую часть и подвеску автомобиля. При сильной перегрузке активно изнашивается и быстро выходит из строя в машине буквально все, начиная с двигателя и коробки передач и заканчивая амортизаторами, ступичными подшипниками, тормозными дисками и тормозными колодками.

При загрузке важно правильно распределять грузы по осям, а также учитывать максимально допустимую нагрузку на каждую сторону или даже колесо. Например, производители шин и самих автомобилей специально указывают, какую нагрузку способна выдержать та или иная покрышка, какое давление следует поддерживать с учетом разной загрузки и т.д.

Что в итоге

Как видно, понятие масса автомобиля может отличаться. Важно понимать, о какой именно массе авто идет речь в каждом конкретном случае (снаряженная, полная, разрешенная, сухая масса, расчетная, номинальная и т.д.). При этом приведенная выше информация позволяет лучше разобраться в данном вопросе, что в определенных ситуациях исключает распространенные ошибки.

Эти данные позволяют повысить безопасность при перевозке пассажиров и грузов, а также удается более точно понять, сколько груза можно перевозить в том или ином автомобиле с поправкой на заявленные самим авто производителем характеристики в плане грузоподъемности. В свою очередь, это позволит избежать случайно перегрузки авто и преждевременных поломок или сильного износа узлов и агрегатов транспортного средства.

Источник

Снаряженная масса автомобиля и полная

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это В этой статье мы разберем с вами такие понятия, как полная масса автомобиля и снаряженная — их отличия.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

В автомобильной сфере и всём, что с этой областью связано, используется 2 таких основных понятия, как снаряженная масса авто и полная масса машины. Эти две характеристики являются теми, о которых на теоретических занятиях, проходящих в автомобильной школе, рассказывают обязательно. Тем не менее, многие, даже весьма опытные, водители не знают или просто забыли, что кроется под данной терминологией.

Что такое снаряженная масса автомобиля

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Снаряженная масса автомобиля — это общая, т.е. совокупная масса машины с набором стандартного оборудования, всеми её эксплуатационными расходными материалами, которые необходимы (например, охлаждающей жидкостью и моторным маслом), полностью заправленным автомобильным топливом баком, весом водителя, но без массы груза и веса пассажиров.

Что такое полная масса машины

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Полная масса автомобиля, или, как её ещё называют, полная разрешенная масса — это масса машины, которая является максимально допустимой и включает в себя: вес водителя, вес пассажиров, массу всего снаряженного автомобиля, а также массу груза, который перевозиться машиной.

Чем отличаются снаряженная и полная масса автомобиля

Если разбираться в отличиях этих двух понятий, то дело заключается в том, что именно входит и суммируется в общий показатель массы. В отличие от показателя снаряженной массы авто, в показателе его полной массы ещё учитывается и вес водителя, и вес пассажиров машины, и масса тех грузов, которые в ней находятся (перевозятся).

Абсолютно естественным является то, что люди все разные — каждый человек имеет различный вес. То же относиться и к багажу автомобиля — некоторые водители машину могут «затарить» так, что и с места она сдвинуться не может, а некоторые — относятся более бережно и перевозят грузы в пределах разумного. В связи с этим чаще всего среди автомобилистов применяется такое понятие, как «допустимая полная масса машины». У каждого автомобиля есть собственная высшая разрешимая отметка, всё зависит от компании-производителя, тех материалов, которые были использованы в процессе производства машины, а также структуры автомобильного кузова и иных несущих деталей машины. Важно не загружать собственный автомобиль так, чтобы показатель этот был превышен. Если же этого не придерживаться, то постепенно в процессе эксплуатации автомобиля будет деформироваться его кузов, мостовые системы, а также многие другие детали, которые закрепляются к подвеске автомобиля. Также необходимо учитывать то, что при полной снаряженной массе авто — топлива она будет поглощать существенно больше.

Источник

От экономичности до ресурса подвески и ставки налога. На что влияет масса автомобиля

Фото автора и производителей

Фото автора и производителей

Да, в нашей стране от указанной в техпаспорте полной массы зависит ставка транспортного налога, так что любой лишний килограмм может быть принципиальным. Ну а на что масса влияет с технической точки зрения? И от чего она зависит?

Разница – сотни килограммов

Начнем с того, что имеется несколько разных характеристик массы, которые существенно различаются между собой.

Снаряженная масса включает массу не только самого автомобиля, но также всех заправленных технических жидкостей (масел, антифриза, топлива), штатного инструмента и запасного колеса. Более того, в эту характеристику включена масса водителя (75 кг). Не учитываются лишь пассажиры и груз, ведь с ними как раз и будет полная (предельно допустимая) масса.

Но есть еще и так называемая сухая масса – без технических жидкостей, учета массы водителя и т.д. Разница со снаряженной массой даже у легкового автомобиля может достигать 150-200 кг, а в случае с коммерческим транспортом она может составлять и более полутонны.

Модель одна – параметры разные

Грузоподъемность автомобиля (полезная нагрузка) определяется по простейшей формуле: полная масса минус снаряженная масса. Так что вы легко можете посчитать, сколько можете взять на борт своего автомобиля. Главное – использовать данные, касающиеся именно вашей модификации.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Дело в том, что одна и та же модель в зависимости от варианта исполнения может иметь разные характеристики. Возьмем, к примеру, столь популярный у нас сейчас Peugeot 308 второго поколения. У версии 1.6 HDI (120 л.с.) с МКПП снаряженная масса составляет 1185 кг, полная – 1780 кг. Это если говорим про хэтчбек, а для универсала надо приплюсовать еще 15 кг. В любом случае помимо водителя вы можете перевезти 595 кг, будь то пассажиры или груз. Но если мы возьмем версию 2.0 HDI (150 л.с.), то это 1290 и 1870 кг соответственно, а полезная нагрузка составит уже только 580 кг.

И так будет у всех производителей. Модификации одной и той же модели будут различаться по снаряженной и полной массе, потому что у них разные двигатели, трансмиссии, тормоза, рулевое управление – и все это сказывается. Более того, часто данные указываются в диапазоне 50-100 кг с учетом оснащения, ведь тот же кондиционер или электролюк добавляет лишние килограммы.

В Беларуси ставки транспортного налога привязаны к полной массе автомобиля, так что этот параметр может иметь принципиальное значение. Не так давно мы писали на эту тему, так что не будем повторяться. Здесь лишь отметим, что при выборе автомобиля стоит помнить о том, что разные модификации могут иметь разную полную массу, а при «пограничных» характеристиках (скажем, «вилка» оказывается в пределах 1480-1560 кг) есть риск того, что вы можете «попасть» на более высокую ставку налога.

Что влияет на массу?

На этот вопрос мы частично ответили: сказывается даже дополнительное оборудование и шумоизоляция, не говоря уже о «железе» – элементах трансмиссии, силовом агрегате и кузове. Между тем с каждым поколением автомобиль, как правило, становится крупнее, кузов прибавляет и в размерах, и в прочности, появляются дополнительные системы комфорта и безопасности, а в последние годы взят курс на гибридизацию, и это тоже дополнительный вес. «Гонка вооружений» приводит к повышению характеристик, соответственно и тормоза становятся мощнее, и колеса приходится ставить крупнее. Разумеется, все это тянет за собой увеличение массы.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Возьмем, к примеру, Opel Astra. В поколении G снаряженная масса (хэтчбек, 1.4, МКПП) составляла 1060 кг, полная – 1605 кг. Astra H весила уже 1155 и 1705 кг соответственно. Astra J – 1300 и 1870 кг. Но Astra K «села на диету» – 1278 и 1820 кг. И это тоже тенденция: производители стараются снизить вес, применяя более современные технологии и облегченные материалы.

Редкий кузов современного автомобиля обходится без прочных и сверхпрочных сплавов (они применяются не только для повышения жесткости, но и для снижения массы), на многих моделях внешние элементы кузова выполнены из алюминия или пластика. Впрочем, многие другие детали, будь то составляющие кузова, двигателя или ходовой части, тоже теперь производят из легких материалов, что в сумме позволяет экономить десятки килограмм.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Облегчают и детали подвески, тормозов, но уже в большей степени для того, чтобы уменьшить неподрессоренные массы, так как от этого зависят ходовые качества (управляемость, ездовой комфорт).

На что влияет масса

Разумеется, от нее зависит и динамика, и топливная экономичность автомобиля. Но не только. Масса также влияет на замедление (более тяжелый автомобиль нуждается в более мощных тормозах), сказывается на управляемости и устойчивости (об этом ниже), элементарно – на ресурсе многих узлов, начиная с двигателя, коробки, трансмиссии и заканчивая деталями подвески и рулевого управления.

Неслучайно в зависимости от установленного двигателя, коробки, а также типа кузова могут применяться разные по характеристикам пружины, амортизаторы, стабилизаторы и тормозные механизмы. Соответственно важно при покупке запчастей выбирать детали, положенные именно вашей модификации автомобиля.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Соответственно, загружая по полной и уж тем более перегружая сверх меры автомобиль, надо понимать, что теперь его поведение на дороге изменится. Разгонная динамика станет хуже (а значит, те же обгоны на трассе уже будут даваться сложнее), тормозной путь увеличится, автомобиль станет более инертным в своих реакциях, а в поворотах будет больше крениться, на скользком покрытии будет проще спровоцировать снос или занос. С учетом этого следует откорректировать стиль езды и делать больший запас при потенциально опасных маневрах.

Вопрос распределения

Вернемся к управляемости. На нее влияет не только сама масса, но и ее распределение, в частности, расположение центра масс, ведь чем выше эта точка, тем больше крены, хуже устойчивость в поворотах, больше риск опрокидывания при влиянии прочих негативных факторов. Расположения центра масс также влияет на развесовку, что сказывается на характере управляемости, поворачиваемости (она может быть нейтральной, избыточной или недостаточной).

Вот вам несколько примеров. В спортивных автомобилях даже элементарное расходование горючего влияет на изменение характера управляемости, поэтому форма и размещение бака играют немалое значение. В обычной технике это не так важно, однако установка дополнительного оборудования может привести к смещению центра масс.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Скажем, в гибридах тяговую батарею обычно ставят над задней осью, что влечет перемещение центра масс. Но производитель это учитывает и как-то компенсирует негативные последствия, например, перенастраивая ходовую часть.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

А вот перевод на газ означает появление тяжелого баллона, который обычно размещают или над задней осью в багажнике, или в заднем свесе в нише «запаски». Здесь также имеет место смещение центра масс, но если это не заводская версия, то изменения в конструкции автомобиля никак не корректируются. В итоге на скользких покрытиях такой автомобиль, вероятно, будет демонстрировать более избыточную поворачиваемость, чем она была изначально.

Или вот еще пример – большой багажник на крыше, который способен вместить 50 кг груза. В этом случае центр масс также будет смещаться вверх, что негативно скажется на устойчивости автомобиля. Его поведение в поворотах действительно изменится. Впрочем, при создании модели производитель учитывал такой ход событий и сделал поправку на тяжелый груз на крыше. Так что, если не превышать допустимую нагрузку, последствий не будет. А вот перегруз уже на совести водителя.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

И отдельно коснемся распределения массы по осям. Наверняка все слышали про оптимальное соотношение 50:50, к которому стремятся производители «интересных» с точки зрения управляемости автомобилей. Ради этого они готовы сдвигать ближе к базе силовой агрегат, отправлять на заднюю ось коробку передач (вспомните схему transaxle), перемещать в багажник тяжелый аккумулятор…

Добиться равного распределения проще всего при классической компоновке (двигатель спереди, привод на заднюю ось), а также при центральномоторной схеме. Переднеприводные автомобили, особенно хэтчбеки, обычно имеют слишком много массы на передней оси и недостаточно на задней. А у заднемоторных суперкаров двигатель, вывешенный за задней осью, и вовсе выполняет роль маятника, делая автомобиль слишком требовательным к действиям водителя в поворотах. Конечно, ездовой характер корректируется параметрами шасси и настройками подвески, и все же распределение массы по-прежнему играет важную роль в данном вопросе.

У электромобилей все иначе

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Да, «электрички» заметно тяжелее обычных машин. А если EV-модель создана на базе автомобиля с ДВС, то традиционные компоновочные ограничения означают и компромисс в распределении веса, ведь не так-то просто найти оптимальное место для тяговой батареи.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Другое дело создаваемые с чистого листа электромобили, где уже на этапе проектирования закладывается размещение аккумулятора, электромоторов и силовой электрики. Вот здесь хоть масса и будет большой, но она сразу будет распределяться удачно, благо в случае с EV возможности компоновки гораздо шире. Распластать по всему полу батарею? Не вопрос! Поставить двигатели аккурат на осях? Пожалуйста! В итоге пресловутые 50:50 или максимально опущенный центр масс достаточно легко достижимы.

Машины на разбор в базе объявлений Автобизнеса

Источник

Пропала «масса» на автомобиле: что это значит, и как это устранить?

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

«Пропала «масса!» – именно это заклинание мы чаще всего слышим при обращении к автоэлектрикам с какими-либо неисправностями в электрооборудовании машины. Что полезно знать о «массе» в автомобиле, и как своими руками поправить дело при ее исчезновении?

Два провода или один?

Д ля подключения полезной нагрузки к источнику электропитания требуются два провода – об этом знает даже школьник (хотя Никола Тесла считал иначе…). Самый очевидный пример, вполне возможно, находящийся сейчас прямо рядом с вами – настольная лампа, включенная в розетку. Примерно так же включались и немногочисленные потребители электроэнергии на первых автомобилях конца XIX – начала XX веков. Схема простая, надежная и вполне жизнеспособная.

Однако как только выпуск автомобилей стал хоть сколько-либо массовым, коммерческая мысль промышленников тут же пошла в направлении экономии и оптимизации, и количество проводов в машине разом сократилось вдвое – в качестве одного из проводов стала использоваться металлическая масса кузова – в просторечии та самая «масса».

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

На донельзя упрощенной, но вполне наглядной вышеприведенной картинке справа изображена современная схема электрооборудования автомобилей – когда «массой» является минусовой провод бортовой сети. Однако так было не всегда… Приблизительно до 50-х годов ХХ века автопроизводители использовали в качестве «массы» как минус, так и плюс.

Стандарты в автопроме тогда еще не устоялись, а с электротехнической точки зрения не было совершенно никакой разницы, пускать по кузову плюс или минус. Однако к середине века наблюдения выявили более заметное коррозионное разрушение кузовов тех автомобилей, в которых «массой» был именно плюс! Выяснилось, что в этом случае интенсивнее развивается электрохимическая коррозия, обусловленная направлением движения электронов в электрической цепи — от плюса к минусу. В итоге от плюсовой «массы» повсеместно отказались в пользу минусовой – тем более что это не требовало ни малейших дополнительных вложений в производство.

Замена плюса на минус

Среди моделей отечественного автопрома плюс на «массе» встречался у Победы, у Москвичей 401-402 и более ранних, у первого выпуска «21-й» Волги (с 1960 года систему электрооборудования ГАЗ-21 поменяли на традиционную для наших дней). Автомобиль в СССР был товаром сверхдлительного использования, передаваясь из поколения в поколение десятилетиями, и после того как стало известно о вредоносном влиянии плюсовой «массы», изрядное количество владельцев старых Москвичей, Побед и Волг взялось самостоятельно переделывать полярность в электросистеме своих авто. Тем более что в литературе для автомобилистов того времени было немало советов и рекомендаций по такому апгрейду.

В принципе, рукастый автолюбитель справлялся с работой по переделке за один день. Помимо банальной смены клемм на аккумуляторе требовалось поменять полярность у амперметра указателя зарядки на приборной панели и немножко поковыряться с паяльником в радиоприемниках моделей А-8, А-9 и А-12, с плюсом на корпусе. Самым сложным была переполюсовка генератора, а вот моторчики печки и дворников и стартер, в которых не было постоянных магнитов, работали при изменении полярности точно так же и в доработках не нуждались.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

На фото: ГАЗ-М21 Волга (I) ‘1956–1958

Сегодня же, как ни странно, наблюдается обратная эволюция! Владельцы редких и восстановленных ГАЗ-21 первой серии и Побед в борьбе за полную аутентичность возвращают автомобилям изначальную конфигурацию электрооборудования, измененную когда-то прежними хозяевами. Усиливающаяся коррозия их уже не беспокоит, поскольку такие машины обычно не используются «на повседневку», 99% времени стоят с отключенной батареей и выезжают лишь несколько раз в год на автофестивали и ретропробеги.

«Аналог» и «цифра» – «масса» нужна всем!

Сегодня во многих авто применяется управление электрикой и электроникой по цифровой шине данных. Это дает огромную гибкость в управлении многочисленной электроникой, а также экономию меди – последнее, к слову, вторично.

На простейшем примере это выглядит так. В традиционной электросхеме к многочисленным лампочкам задних фонарей идет через весь кузов как минимум 5 плюсовых проводов — стоп-сигнал, два поворотника, габариты и задний ход (минусовым, разумеется, является кузовная «масса»). В цифровой же конфигурации плюсовой провод – всего один, и еще один тонкий – цифровая шина. По ней блок управления, расположенный непосредственно возле задних фонарей, получает команды и раздает «плюс» тем лампам, которым он в данный момент требуется.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Однако, несмотря на такое изменение концепции электрооборудования, роль «массы», разумеется, не исчезает – наоборот, она даже заметно возрастает! Ибо цифровые блоки управления гораздо чувствительнее к ухудшению контакта с «массой», нежели грубые и «неумные» лампочки и моторчики исполнительных устройств, которые раньше получали питание по простым «аналоговым» плюсовым проводам.

В поисках «массы»

«Пропала масса!» — едва ли не самая любимая мантра автомобильных электриков, поминаемая ими и по делу, и всуе… Слыша это многократно, многие автовладельцы, помнящие как минимум электротехнику по школьной физике, задумываются – кстати, а почему почти всегда теряется именно минусовая «масса», а не плюс? Ведь, казалось бы, они равнозначно необходимы для подвода тока к потребителю…

Ответ тут прост. В силу того, что общий массовый провод, коим является кузов, открыт атмосферной влаге и склонен к коррозии, элементы и модули электрики электроники автомобиля часто лишаются именно минуса или получают его через повышенное сопротивление ржавого и окислившегося контакта. Контакт в плюсовых проводах тоже порой теряется, но, поскольку в них почти не используется склонная к ржавлению сталь, происходит потеря контакта в разы реже, чем в случае с минусом…

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

В принципе, процедура поиска и восстановления плохого контакта в точках подключения к «массе» несложна и доступна большинству автовладельцев, практикующих самостоятельное обслуживание личного авто. Большинство контактных точек под капотом нетрудно обнаружить вдумчивым разглядыванием. В салоне и багажнике несколько сложнее – немало точек «массы» прячутся под торпедо и обшивками. Но и они конечном счете обнаружимы.

Обычно точки подключения электропроводки к «массе» представляют собой резьбовые шпильки, приваренные к кузову, или резьбовые закладные гайки. Так или иначе, ржавая и окисленная точка «массы» должна быть развинчена гаечным ключом, наконечники проводов, площадка вокруг шпильки, шайбы и гайка зачищены наждачкой, для предупреждения попадания влаги смазаны специальной аэрозольной смазкой для электроконтактов (или, в крайнем случае, консистентными смазками типа Литол-24 или графитки) и собраны в обратном порядке.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Особенно стоит отметить важность так называемых «корончатых» шайб, которые по науке именуются «шайбы стопорные с наружными зубьями» (они же иногда бывают интегрированы в кабельные наконечники). Эта мелкая и, на первый взгляд, не заслуживающая внимания ерундовина крайне важна для обеспечения качественного контакта в точках «массы»!

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Дело в том, что кузов на заводе красится в полностью собранном виде – после окраски на нем уже ничего не сверлят и не варят. Соответственно, все резьбовые шпильки, являющиеся точками контакта с «массой», а также места вокруг них оказываются покрытыми краской, которая не проводит электрический ток. Поэтому под кабельный наконечник, надеваемый на шпильку, подкладывается специальная зубчатая шайба – она точечно нарушает изоляцию краски и обеспечивает суммарную большую площадь контакта без риска разрастания ржавого пятна вокруг шпильки со временем. Отсутствие таких шайб – недопустимо, замена их на обычные плоские или гроверные – тоже. Плюс нужно знать, что они, по-хорошему, одноразовые. Однако часто после кузовного ремонта сборщики эти шайбы забывают или игнорируют.

Бывают и курьезные случаи – к примеру, на продукции АвтоВАЗа лет несколько назад владельцы отмечали массовую (вот уж каламбур) проблему плохого контакта в точках массы из-за применения на заводском конвейере странных корончатых шайб, покрытых плохо проводящим ток черным анодированием.

К слову, применять эти шайбы бездумно и лепить их повсюду не стоит! К примеру, плюсовой контакт стартера в них совершенно не нуждается – там гораздо полезнее будут две обычные плоские шайбы и гровер.

Масса автомобиля что это. Смотреть фото Масса автомобиля что это. Смотреть картинку Масса автомобиля что это. Картинка про Масса автомобиля что это. Фото Масса автомобиля что это

Забавно, но порой в поисках «массы» доходят до изрядных крайностей. Отдельная история – так называемая «разминусовка». Сия процедура представляет собой ручное изготовление целого вороха толстенных проводов с клеммами под болт на концах и соединение ими с «массой» и непосредственно с минусовой клеммой аккумулятора под капотом всего того, что уже и так с ними соединено – двигателя, стартера, КПП и прочего.

На самом деле процедура это совершенно безобидная, невредная и даже порой полезная. Изначально она использовалась как метод ремонта и профилактики электрики в немолодых авто, где сложно диагностировать проблемы с «массой». Поэтому вместо замены всей проводки целиком просто пробрасывали качественную дублирующую «массу» везде, где только можно. В результате удавалось устранять трудные «плавающие» проблемы и глюки электрооборудования малой кровью.

Однако впоследствии «разминусовка» превратилась из метода упрощенного ремонта в странноватое «полутюнинговое» мероприятие… Немыслимой толщины провода упаковываются в красивую декоративную изоляцию «а-ля змеиная кожа» и используются фактически для украшения подкапотного пространства. Хотя и с изначальным посылом улучшения стабильности работы двигателя и прочей электроники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *