Масштабирование что это такое
Масштабирование
Масштаби́рование — изменение размера изображения с сохранением пропорций.
Под масштабированием подразумевается как увеличение, так и уменьшение размеров изображения. В настоящее время масштабирование выполняется с помощью компьютерной техники. При этом, в зависимости от типа графики (растровая, векторная), масштабирование производится по разным алгоритмам. Если графика векторная, то масштабирование происходит без потерь качества изображения, если растровая, то при масштабировании происходит потеря качества изображения.
Методы масштабирования
Размер изображения может быть изменён несколькими способами. Рассмотрим удвоение размера следующего изображения:
Простейшим способом удвоения размера является метод копирования ближайшего пиксела, заменяющий каждый пиксель четырьмя пикселями того же цвета:
Полученное изображение больше оригинала, и сохраняет его детали, но приобретает нежелательный лестничный эффект. Диагональные линии буквы W, к примеру, имеют характерную форму «лесенки».
Другие методы лучше подходят для сохранения гладких контуров изображения. К примеру, билинейная интерполяция даёт следующий результат:
Линейная (или билинейная) интерполяция обычно лучше чем метод копирования ближайшего пиксела для изменения размеров изображения, но иногда вызывает нежелательные эффекты сглаживания деталей и всё равно порождает довольно заметный эффект лестницы. Более совершенным методом является использование, к примеру, бикубической интерполяции:
Для увеличения малоцветных изображений в малом разрешении лучше всего подходят специальные алгоритмы, разработанные для компьютерной графики (т.н. „pixel art“), позволяющие при незначительных искажениях точности прорисовки форм сохранить и подчеркнуть чёткие контуры и мелкие детали. Например, такие, как hq2x:
Также существуют сглаживающие алгоритмы, подходящие для обработки фото и многоцветных растровых изображений с эффектом лесенки, которые называются supersampling (сглаживание методом «сверхмасштаба»).
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Масштабирование» в других словарях:
масштабирование — создание производственной технологической установки на основе лабораторного эксперимента. (Источник: «Микробиология: словарь терминов», Фирсов Н.Н., М: Дрофа, 2006 г.) … Словарь микробиологии
масштабирование — выбор масштаба Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Масштабирование — Организация или дробление некоторого опыта на большие или меньшие блоки. Чанкинг вверх (уменьшение масштаба) движение к более крупным блокам и более абстрактному уровню информации. Чанкинг вниз (увеличение масштаба) движение к более точному и… … Большая психологическая энциклопедия
масштабирование — изменение масштаба — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы изменение масштаба EN scaling … Справочник технического переводчика
Масштабирование — репродуцирование в установленном масштабе … Реклама и полиграфия
Масштабирование — 82. Масштабирование Scaling Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям Источник: ГОСТ 27459 87: Системы обработки… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
масштабирование — mastelio parinkimas statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Veiksmas, ankstesnis už skaitmeninį analogo keitimą ir susijęs su signalo stiprinimu arba silpninimu, kuriuo siekiama suderinti įėjimo ir keitiklio signalų verčių… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas
Масштабирование — Оpганизация или дpобление некотоpого опыта на большие или меньшие блоки. Чанкинг ввеpх (yменьшение масштаба) движение к более кpyпным блокам и более абстpактномy ypовню инфоpмации. Чанкинг вниз (yвеличение масштаба) движение к более точномy и… … Словарь нейролингвистического программирования
масштабирование — масштаб ирование, я … Русский орфографический словарь
Значение слова «масштабирование»
масштаби́рование
1. изменение, подбор размера изображения с сохранением пропорций
2. разработка аппаратов с размерами и мощностью, превышающими размеры и мощность ранее изученных прототипов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фотон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «масштабирование»
Синонимы к слову «масштабирование»
Предложения со словом «масштабирование»
Сочетаемость слова «масштабирование»
Понятия со словом «масштабирование»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «масштабирование»
Тем не менее велик процент неуспешных попыток масштабирования бизнеса.
Далее, оцените возможности масштабирования идеи и поймите, получаются ли у вас цифры, интересные для вас.
Это было дорого, долго, неудобно и без возможности быстрого масштабирования у новых клиентов.
Синонимы к слову «масштабирование»
Ассоциации к слову «масштабирование»
Сочетаемость слова «масштабирование»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Масштабирование бизнеса: от проверки стратегии до смены команды
Начиная с 2014 года доходы жителей России падают, а экономика страны стагнирует. Согласно статистике, за последние пять лет закрылись более миллиона малых и средних предприятий. Хорошая новость: оставшиеся компании сумели приспособиться, укрепиться и даже усилить свои позиции. Как же масштабировались те, кому удалось выжить?
Естественный критерий успешности компании — прибыль. Любой бизнес должен быть нацелен на непрерывный рост. Увы, все не так просто. Экономическая теория и современные исследования наглядно показывают, что бизнес не становится успешным только благодаря объемам. Растущая компания — это не просто увеличение выручки, это повышение сложности и нагрузки на существующие бизнес-процессы. Например, рекламное агентство имеет пять клиентов, но планирует привлечь еще пять. Это принесет больше денег, но одновременно повлечет за собой расширение штата. Получается, что рост доходов может быть достигнут только за счет роста расходов. Именно в этот момент умному директору приходит в голову мысль: мы не можем просто наращивать объем, важно качественно менять систему — иначе говоря, масштабировать бизнес.
Масштабирование — это изменение структуры ведения дел для решения новых задач: большие нагрузки, сокращение издержек и оптимизация процессов.
Упрощенный пример: у вас есть бизнес с доходом в 500 000 руб., затратами в 400 000 руб. и прибылью в 100 000 руб. Если в течение трех лет вы ценой невероятных усилий добьетесь стабильного роста выручки (и, соответственно, расходов) на 20 %, общая прибыль увеличится на 73 %. Если вместо этого вы масштабируете бизнес-модель и добьетесь увеличения затрат не на 20 %, а на 5 % в годовом исчислении, через три года прирост прибыли составит уже 300 %.
Масштабирование — это способ роста компании через оптимизацию процессов, системное структурирование и радикальное сокращение затрат. В теории выглядит чрезвычайно привлекательно. На практике — это серьезный процесс, который требует от глав компаний решительных и умных действий.
Стратегия
Масштабирование предполагает глобальную перестройку компании. Увы, придется готовить бизнес-план. Большинство мелких компаний создаются стихийно, с минимумом бумаг и без внятных стратегий. При масштабировании такой подход не годится: придется сесть за расчеты.
При этом горизонт планирования придется отодвинуть на год-два вперед.
Кадры
Это один из ключевых моментов и одно из самых сложных препятствий для развития малого бизнеса в России. Поиск новых сотрудников – трудоемкая задача, во многом зависящая от удачи и настойчивости.
По своему опыту могу сказать, что 80 % успеха в масштабировании зависят от того, кого вы привлечете в свою команду. Если компания нацелена на быстрый рост, только новые кадры помогут вам свернуть с бытовой карусели и сделать шаг в будущее.
При налаженных механизмах найм новых сотрудников требует использования инструментов адаптации. При масштабировании, наоборот, необходимо вовлечь персонал в процесс построения компании. Взяв хорошего специалиста, максимально заинтересуйте его в том, чтобы он сам участвовал в налаживании работы в новом формате.
Управление
При масштабировании бизнеса Excel уже не поможет. Организационные решения требуют серьезно обновить ПО для планирования ресурсов, автоматизировать и координировать бизнес-процессы и операции. К счастью, в 2019 году у нас есть огромный список программ, помогающих вести бизнес. Это касается не только финансовой и управленческой части, но и внутренних коммуникаций.
Фаза быстрого роста подразумевает, что все члены команды всегда находятся на связи. Как минимум они используют Google Docs, Skype, WhatsApp, Telegram и т.д. Если вы прибегаете к аутсорсу и привлекаете фрилансеров, то можно и нужно пользоваться планировщиками и контролерами задач вроде Azure.
Клиенты
Масштабирование компании предполагает не только оптимизацию управления и сокращение расходов, но и привлечение новых клиентов. Работа с целевыми аудиториями тоже встает на новые рельсы: теперь актуальны не стихийные и случайные акции, а целенаправленные кампании.
Масштабирование не имеет значения, если удовлетворенность клиентов падает. Потому что вы заняты, вам некогда заботиться об их запросах или вопросах, ваша задача — гнать трафик.
Когда клиентская база растет, на службу поддержки по умолчанию ляжет больше задач. При реструктуризации работа с клиентами проседает практически всегда — учитывайте это при обновлении бизнес-плана.
Практический совет: если вы еще не использовали чат-ботов, самое время их подключить. Большая часть вопросов к продавцам или в службу поддержки стандартны. Настроить нормального чат-бота — вопрос нескольких часов. В результате ваши клиенты будут получать моментальную обратную связь и ответ на свой вопрос. Вы снизите издержки на обслуживание, а заодно получите статистику по аудитории.
Увеличьте прибыль с помощью интуитивно понятной CRM для управления продажами
Закон
Вы столкнетесь с новыми юридическими правилами, нормами и ограничениями. При масштабировании и росте потребуется помощь юриста. Просто заранее включите это в список.
Наличные
Расширение придется финансировать. Новые расходы, кассовые разрывы, найм персонала, увеличение линейки продуктов, покупка софта — все это дополнительные материальные расходы.
Развитие бизнеса — один из самых больших рисков для денежного потока. При наличии правильной стратегии вы будете тщательно анализировать выручку и распределять средства по статьям. Заранее оформляйте кредитную линию, создайте резервы, найдите стратегических партнеров.
Время
Есть два ключевых риска: начать масштабироваться слишком рано или ждать своего шанса слишком долго и упустить удачную возможность.
Чтобы выбрать подходящий момент, есть три критерия:
Иногда компании слишком рано масштабируются. Что это значит? Когда это происходит, инвестиции делаются заранее, и бюджет выходит за рамки возможностей, загоняя компанию в финансовую дыру.
Увольнения
Переходим к самому сложному — к тем шагам, которые придется сделать во благо бизнеса, но которые определенно вам не понравятся, если вы хороший человек. Прежде всего придется радикально сменить команду. Ваш предыдущий штат уже достиг того, на что был способен, так что в светлое будущее вы пойдете с новыми людьми.
Теперь важно привлекать в компанию качественных специалистов — брать людей, которые имеют опыт работы в более крупных компаниях, знают, как выходить из зоны комфорта ради повышения эффективности.
Часто предприниматели лояльны к тем, кто присоединился к их бизнесу в самом начале и преодолел с ними все трудности. Они, как правило, слишком долго держатся за них, ставят на неправильные позиции, надеясь на лучшее. Но для управления компаниями в 10 и 200 человек нужны разные типы людей. Поэтому для предпринимателя важно понимать, что на каждом этапе развития бизнеса нужные люди оказываются на соответствующих должностях. Эмоции не должны влиять на подобные стратегические решения.
Числа
Одна из самых распространенных ошибок предпринимателей — инвестиции в области, не имеющие делового и экономического смысла. Особенно часто эту ошибку совершают компании с избыточной капитализацией — они перерасходуют.
Перед тем, как инвестировать в масштабирование, крайне важно замедлить темп, убедиться в правильном соответствии продукта и рынка и проверить систему для привлечения клиентов.
Александр Ермаков, сооснователь и глава направления ICO в компании Next Tech
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Масштабирование: держим курс на раунд А
Масштабирование – один из самых интересных, но сложных этапов в стартапе, который проверяет качество подготовки проекта. Но чтобы начать этот процесс, нужно пройти в буквальном смысле огонь, воду, медные трубы.
О том, чем отличается рост от масштабирования, какие стадии нужно пройти до заветного раунда А, какие модели роста и масштаба существуют, рассказал Евгений Иванов, основатель и руководитель интернет-агентства «Норд Стар» и сервиса Pushem (США, РФ).
У стартапа, как и у любой другой системы, существуют этапы развития и зрелости. В развитии стартапа на сегодняшний день вы должны пройти следующие стадии:
Самое главное заблуждение любого предпринимателя на ранних стадиях – это подмена понятий. Например, я буду делать студию видеосъёмки, и у меня уже есть заказчики. Это достаточно простая услуга, на которой можно сразу получить клиентов. Мы наращиваем продажи, нанимаем людей и принимаем еще больше заказов. В итоге мы получаем студийный бизнес – бутик-бизнес, или по-другому: на похороны не торопясь. Почему? Доходы и расходы растут линейно, соответственно, процесс становится слабомасштабируемым.
Если мы говорим о бизнесе и его масштабируемости, то у нас должен быть экспоненциальный рост выручки, а не линейный. То есть команда кратно увеличивает объем продаж, при этом не увеличивая в таком же объеме штат, и вообще затраты компании в целом. Чем больше продаешь, тем больше у тебя расходятся эти линии. Мы должны стремиться к тому, чтобы выдавить выручку нашего бизнеса на линию роста.
– Репликация. Повторяемость. «Украл, выпил, в тюрьму». Взял–отрезал–продал, и так по кругу, копируя продукт.
– Автоматизация. В технической части все должно быть автоматизировано. Чтобы больше продавать – не значит, что у тебя должно быть много продажников. Их должно быть мало, но они должны работать в режиме «автомата».
– Быть на шаг впереди. Вы должны бежать быстрее рынка и конкурентов в решениях, в ИТ, в технологиях и продажах. Почему это важно? Потому что параллельно с вами бегут еще 700 граждан за инвестициями. И кто окажется на шаг впереди, тот и получает весь куш.
До стадии А вас ждет долгий и увлекательный путь. Есть некоторые вещи, которые должны быть готовы к его завершению и еще раньше:
1. PROBLEM / SOLUTION FIT – проблема / решение.
Вы выбираете проблему, проблема популярна, на нее есть спрос и решение, которое вы предлагаете. Ответьте на вопросы: Что вы предлагаете? Кому вы предлагаете? И по каким каналам будете продавать?
Кроме того, у вас должна быть стартовая команда – Core Team, которая состоит из:
Каждый член команды должен отвечать за конкретные задачи. Здесь нужны «пахари», каждый из которых «пашет» на своем участке. Ответьте на вопросы: Какие задачи? Какими силами? Кто главный?
2. PRODUCT / MARKET FIT – продукт / рынок
На этом этапе у вас есть решение, которое вы упаковали в MVP и понесли рынку по тем каналам, которые запланировали ранее. Здесь возможен и пивот – смена парадигмы или своего продукта. Не паникуйте! Если в одном виде продукт не влез, вернитесь, переделайте и снова попытайтесь войти в рынок. Главное: вы должны понимать ценность, благодаря которой клиент выберет именно наш продукт.
И здесь нам поможет методология Lean Startup – это концепция бережливого производства, которая помогает использовать научный подход для построения растущего бизнеса и избегать лишних затрат. Все ваши действия в рамках Lean Startup направлены на достижение определенных выставленных метрик. И метрики должны быть «не ванильными» (где вы выдаете желаемое за действительное). Не подменяйте теплое мягким и не врите себе. Когда вы проводите исследование в рамках пивотов, вы должны делать репрезентативную выправку аудитории. Это должны быть не ваша мама и не ваши друзья. Ваша аудитория – это рандомные люди. Репрезентативная выборка начинается от 1500 человек. Соответственно, шанс ошибки очень велик, если их меньше.
Когда у вас есть PRODUCT / MARKET fit, только тогда вы можете смело заявить: «Мама, я стартапер». До этого вы городской сумасшедший.
Что такое стартап? Это компания в поиске бизнес-модели, которая должна быть масштабируемой и легко воспроизводимой. Соответственно, воспроизводимость – это возможность многократно продать полученное решение, а масштабируемость – возможность кратного роста выручки, без кратного роста затрат. Вы «крутите» свои пивоты и бизнес-модель до того момента, когда у вас хорошо сходится математика.
Существует четыре бизнес-модели, три из которых поддаются масштабированию: продажи, комиссионка, подписка, рекламная модель (не масштабируется). Когда мы «крутим» бизнес-модель, то должны стремиться достигать ключевых метрик, каждая из которых должна вести к росту капитализации.
Каждый раз, когда вы «крутите» пивот, бизнес-модель или продукт, у вас должно быть несколько вариантов планирования:
Успешны в итоге те, кто успевает сделать как можно больше итераций – версий продукта или предложения рынку, пока не кончатся деньги или ресурсы.
При планировании итерации, мы можем использовать Lean Canvas – шаблон для построения бизнес-модели. В основе модели – философия бережливого мышления и методология Lean Startup. Lean Canvas поможет вам быстро описать свою задумку: например, кто мой клиент, какую ценность я несу, по какому каналу я ее доношу и т.д.
Что мы должны получить перед выходом на стадию А?
В дальнейшем нужна модель роста, по которой вы будете развиваться. Можно расти по одной, но идеально, когда вы комбинируете эти модели и приходите к своей конфигурации. Выделяют три типа:
Коэффициент привлечения > коэффициента потери клиентов, то есть мы привлекаем клиентов больше, чем теряем, не теряя при этом денег.
Каждый клиент приводит нам > 1.01 клиента.
Если показатель монетизации клиента >= стоимости нового клиента, то есть когда вы зарабатывайте с клиента больше, чем тратите на его привлечение.
После того, как мы выбрали модель (модели) роста, нам нужно взять ее и наложить на паттерны масштабирования. Способы:
Например, новые регионы, новые сегменты аудитории, то есть мы географически масштабируемся, привлекаем больше клиентов.
Новые продукты для существующей аудитории Upsale, то есть мы предлагаем клиентам бОльший спектр услуг, больше новых сервисов.
Создание сети партнеров, которые продают ваш продукт, то есть франшиза. НО! Если ты привлекаешь партнеров в свой бизнес, и они продают продукт за тебя, то это больше не твой бизнес, а их. Ты не должен переваливать все на них, не забывай сам общаться с клиентом и получать фидбэк.
Что не надо делать на стадии А:
Что надо делать на стадии А:
Ты должен быть фандрайзером, то есть занимается привлечением материальных, денежных, информационных или человеческих ресурсов, которые нужны твоей компании, и планировать стратегию роста капитализации.
Основы масштабирования
Прочитав в этом блоге о балансировке на стороне клиента, решил опубликовать свою статью, в которой описаны основные принципы масштабирования для web-проектов. Надеюсь, хабралюдям будет интересно почитать.
Основы масштабирования
Масштабируемость — способность устройства увеличивать свои
возможности
путем наращивания числа функциональных блоков,
выполняющих одни и
те же задачи.
Глоссарий.ru
Обычно о масштабировании начинают думать тогда, когда один
сервер не справляется с возложенной на него работой. С чем именно он не
справляется? Работа любого web-сервера по большому счету сводится к основному
занятию компьютеров — обработке данных. Ответ на HTTP (или любой другой) запрос
подразумевает проведение некоторых операций над некими данными. Соответственно,
у нас есть две основные сущности — это данные (характеризуемые своим объемом) и
вычисления (характеризуемые сложностью). Сервер может не справляться со своей
работой по причине большого объема данных (они могут физически не помещаться на
сервере), либо по причине большой вычислительной нагрузки. Речь здесь идет,
конечно, о суммарной нагрузке — сложность обработки одного запроса может быть
невелика, но большое их количество может «завалить» сервер.
В основном мы будем говорить о масштабировании на примере
типичного растущего web-проекта, однако описанные здесь принципы подходят и для
других областей применения. Сначала мы рассмотрим архитектуру проекта и простое
распределение ее составных частей на несколько серверов, а затем поговорим о
масштабировании вычислений и данных.
Типичная архитектура сайта
Жизнь типичного сайта начинается с очень простой архитектуры
— это один web-сервер (обычно в его роли выступает Apache),
который занимается всей работой по обслуживанию HTTP-запросов,
поступающих от посетителей. Он отдает клиентам так называемую «статику», то
есть файлы, лежащие на диске сервера и не требующие обработки: картинки (gif,
jpg, png), листы стилей (css), клиентские скрипты (js, swf). Тот же сервер
отвечает на запросы, требующие вычислений — обычно это формирование
html-страниц, хотя иногда «на лету» создаются и изображения и другие документы.
Чаще всего ответы на такие запросы формируются скриптами, написанными на php,
perl или других языках.
Минус такой простой схемы работы в том, что разные по
характеру запросы (отдача файлов с диска и вычислительная работа скриптов)
обрабатываются одним и тем же web-сервером. Вычислительные запросы требуют
держать в памяти сервера много информации (интерпретатор скриптового языка,
сами скрипты, данные, с которыми они работают) и могут занимать много
вычислительных ресурсов. Выдача статики, наоборот, требует мало ресурсов
процессора, но может занимать продолжительное время, если у клиента низкая
скорость связи. Внутреннее устройство сервера Apache предполагает, что каждое
соединение обрабатывается отдельным процессом. Это удобно для работы скриптов,
однако неоптимально для обработки простых запросов. Получается, что тяжелые (от
скриптов и прочих данных) процессы Apache много времени проводят в ожидании (сначала при получении
запроса, затем при отправке ответа), впустую занимая память сервера.
Решение этой проблемы — распределение работы по обработке
запросов между двумя разными программами — т.е. разделение на frontend и
backend. Легкий frontend-сервер выполняет задачи по отдаче статики, а остальные
запросы перенаправляет (проксирует) на backend, где выполняется формирование
страниц. Ожидание медленных клиентов также берет на себя frontend, и если он использует
мультиплексирование (когда один процесс обслуживает нескольких клиентов — так
работают, например, nginx или lighttpd), то ожидание практически ничего не
стоит.
Из других компонент сайта следует отметить базу данных, в
которой обычно хранятся основные данные системы — тут наиболее популярны
бесплатные СУБД MySQL и PostgreSQL. Часто отдельно выделяется хранилище
бинарных файлов, где содержатся картинки (например, иллюстрации к статьям
сайта, аватары и фотографии пользователей) или другие файлы.
Таким образом, мы получили схему архитектуры, состоящую из
нескольких компонент.
Обычно в начале жизни сайта все компоненты архитектуры
располагаются на одном сервере. Если он перестает справляться с нагрузкой, то
есть простое решение — вынести наиболее легко отделяемые части на другой
сервер. Проще всего начать с базы данных — перенести ее на отдельный сервер и
изменить реквизиты доступа в скриптах. Кстати, в этот момент мы сталкиваемся с
важностью правильной архитектуры программного кода. Если работа с базой данных
вынесена в отдельный модуль, общий для всего сайта — то исправить параметры
соединения будет просто.
Пути дальнейшего разделения компонент тоже понятны — например, можно вынести frontend на отдельный сервер. Но обычно frontend
требует мало системных ресурсов и на этом этапе его вынос не даст существенного
прироста производительности. Чаще всего сайт упирается в производительность
скриптов — формирование ответа (html-страницы) занимает слишком долгое время.
Поэтому следующим шагом обычно является масштабирование backend-сервера.
Распределение вычислений
Типичная ситуация для растущего сайта — база данных уже
вынесена на отдельную машину, разделение на frontend и backend выполнено,
однако посещаемость продолжает увеличиваться и backend не успевает обрабатывать
запросы. Это значит, что нам необходимо распределить вычисления на несколько
серверов. Сделать это просто — достаточно купить второй сервер и поставить на
него программы и скрипты, необходимые для работы backend.
После этого надо сделать так, чтобы запросы пользователей распределялись
(балансировались) между полученными серверами. О разных способах балансировки
будет сказано ниже, пока же отметим, что обычно этим занимается frontend,
который настраивают так, чтобы он равномерно распределял запросы между
серверами.
Важно, чтобы все backend-серверы были способны правильно
отвечать на запросы. Обычно для этого необходимо, чтобы каждый из них работал с
одним и тем же актуальным набором данных. Если мы храним всю информацию в единой
базе данных, то СУБД сама обеспечит совместный доступ и согласованность данных.
Если же некоторые данные хранятся локально на сервере (например, php-сессии
клиента), то стоит подумать о переносе их в общее хранилище, либо о более
сложном алгоритме распределения запросов.
Распределить по нескольким серверам можно не только работу
скриптов, но и вычисления, производимые базой данных. Если СУБД выполняет много
сложных запросов, занимая процессорное время сервера, можно создать несколько
копий базы данных на разных серверах. При этом возникает вопрос синхронизации
данных при изменениях, и здесь применимы несколько подходов.
Возможны разные варианты распределения системы по серверам.
Например, у нас может быть один сервер базы данных и несколько backend (весьма
типичная схема), или наоборот — один backend и несколько БД. А если мы масштабируем
и backend-сервера, и базу данных, то можно объединить backend и копию базы на
одной машине. В любом случае, как только у нас появляется несколько экземпляров
какого-либо сервера, возникает вопрос, как правильно распределить между ними
нагрузку.
Методы балансировки
Пусть мы создали несколько серверов (любого назначения — http, база данных и т.п.), каждый из которых может обрабатывать запросы. Перед
нами встает задача — как распределить между ними работу, как узнать, на какой
сервер отправлять запрос? Возможны два основных способа распределения запросов.
Разумеется, существуют и комбинации этих подходов. Например,
такой известный способ распределения нагрузки, как DNS-балансировка, основан на
том, что при определении IP-адреса сайта клиенту выдается
адрес одного из нескольких одинаковых серверов. Таким образом, DNS выступает в
роли балансирующего узла, от которого клиент получает «распределение». Однако
сама структура DNS-серверов предполагает отсутствие точки отказа за счет
дублирования — то есть сочетаются достоинства двух подходов. Конечно, у такого
способа балансировки есть и минусы — например, такую систему сложно динамически
перестраивать.
Работа с сайтом обычно не ограничивается одним запросом.
Поэтому при проектировании важно понять, могут ли последовательные запросы
клиента быть корректно обработаны разными серверами, или клиент должен быть
привязан к одному серверу на время работы с сайтом. Это особенно важно, если на
сайте сохраняется временная информация о сессии работы пользователя (в этом
случае тоже возможно свободное распределение — однако тогда необходимо хранить
сессии в общем для всех серверов хранилище). «Привязать» посетителя к
конкретному серверу можно по его IP-адресу (который, однако, может меняться),
или по cookie (в которую заранее записан идентификатор сервера), или даже
просто перенаправив его на нужный домен.
С другой стороны, вычислительные сервера могут быть и не равноправными.
В некоторых случаях выгодно поступить наоборот, выделить отдельный сервер для
обработки запросов какого-то одного типа — и получить вертикальное разделение
функций. Тогда клиент или балансирующий узел будут выбирать сервер в
зависимости от типа поступившего запроса. Такой подход позволяет отделить
важные (или наоборот, не критичные, но тяжелые) запросы от остальных.
Распределение данных
Мы научились распределять вычисления, поэтому большая
посещаемость для нас не проблема. Однако объемы данных продолжают расти,
хранить и обрабатывать их становится все сложнее — а значит, пора строить
распределенное хранилище данных. В этом случае у нас уже не будет одного или
нескольких серверов, содержащих полную копию базы данных. Вместо этого, данные
будут распределены по разным серверам. Какие возможны схемы распределения?