Мастера оружейники не открыли секрета платову потому что
. «Левша». Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе
СКАЗ О ТУЛЬСКОМ КОСОМ ЛЕВШЕ И О СТАЛЬНОЙ БЛОХЕ
1. Какой факт не относится к биографии :
а) родился в богатой дворянской семье; б) первоначальное образование получил в богатой семье Страховых; в) работал агентом в торговой компании, много путешествовал по России; г) с первых литературных произведений проявил себя страстным полемистом.
2. Какова тема сказа «Левша»:
а) любовь к родине; б) восхищение талантом и патриотизмом простого человека; в) показ искусных мастеров; г) любовь к природе.
3. Кто из перечисленных исторических лиц не упоминается в сказе «Левша»:
а) Александр I; б) Александр II; в) военный министр Чернышёв; г) генерал Скобелев.
4. Какое историческое событие не упоминается в сказе «Левша»:
а) Венский конгресс; б) Куликовская битва; в) восстание декабристов; г) Крымская война.
5. Куда поехали император Александр Павлович и Платов, герои сказа «Левша», когда были в Англии:
а) в кунсткамеру; б) в Обухвинскую больницу; в) во дворец; г) в посольский дом.
6. Кто из русских царей в сказе «Левша» выкупил у англичан стальную блоху:
а) Александр I; б) Александр II; в) Николай I; Николай II.
7. В сказе «Левша» есть предложение: «А футляр на неё [блоху] у них [англичан] сделан из цельного ……….. ореха…». Из чего был сделан футляр:
а) бронзы; б) золота; в) серебра; г) бриллианта.
а) в Туле; б) в Москве; в) в Петербурге; г) в Таганроге.
9. Какой военный секрет привёз левша из Англии в Россию:
10. Что происходит с левшой в конце повествования:
а) англичане уговорили левшу остаться у них; б) левша с честью возвращается из Англии; в) левша пропадает на чужбине; г) левша умирает, всеми брошенный.
11. Кому из героев сказа принадлежат слова: «У него… хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»:
а) тульским мастерам; б) донскому казаку; в) русскому доктору; г) английскому полшкиперу.
12. Кто из художников иллюстрировал стихотворение «Железная дорога» и сказ «Левша»:
а) Илья Сергеевич Глазунов; б) Николай Васильевич Кузьмин; в) Кон6стантин Аполлонович Савицкий; г) Ксения Александровна Клементьева.
13. Как называется приведённый ниже приём, использованный в описании судеб полшкипера и левши после прибытия в Россию: «Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. А потом оба вместе взялись и положили [англичанина] на перину… А левшу свалили в квартале на пол…»:
а) сравнение; б) антитеза; в) метафора; г) эпитет.
14. В сказе «Левша» есть предложение: «И с этим протянул руку, схватил своим куцапыми пальцами за шиворот косого левшу, так что у того все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги». Что означает выражение «за шиворот»:
а) за плечо; б) за руку; в) за ворот, за воротник; г) за ноги.
15. В сказе «Левша» есть предложение: «Полшкипер его [левшу] взял на закорки и понёс к борту», Что означает сочетание «на закорки»:
а) на руки; б) за руки; в) на плечи и верхнюю часть спины; г) за поясницу.
16. Сказом называется:
а) небольшое эпической произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях в жизни человека; б) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи; в) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.
17. Мастера-оружейники не открыли секрета Платову, потому что:
а) они ему не доверяли; б) Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве; в) тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам.
18. Перед началом работы мастера-оружейники отправились в Мценск поклониться иконе Николая Чудотворца, так как:
а) такой иконы не было в Туле; б) одного из мастеров звали Николаем и он хотел заручиться поддержкой своего святого; в) этот святой был покровителем торгового и военного дела.
19. Царедворцы терпеть не могли Платова за его:
а) глупость; б) невежество; в) храбрость.
20. Смысл поступка Левши, который перед смертью просил передать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом:
а) это был бред больного и потерявшего рассудок человека; б) он переживал за судьбу страны и исход возможной войны; в) поездка в Англию изменила Левшу – он стал чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны.
Ответы к тесту по литературе Лесков СКАЗ О ТУЛЬСКОМ КОСОМ ЛЕВШЕ И О СТ
а) Илья Сергеевич Глазунов; б) Николай Васильевич Кузьмин; в) Кон6стантин Аполлонович
Савицкий; г) Ксения Александровна Клементьева.
13
Как называется приведённый ниже приём, использованный в описании судеб
полшкипера и левши после прибытия в Россию: «Англичанина как привезли в посольский
дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. А потом оба вместе взялись и
положили [англичанина] на перину… А левшу свалили в квартале на пол…»:
а) сравнение; б) антитеза; в) метафора; г) эпитет.
14
В сказе Н.С. Лескова «Левша» есть предложение: «И с этим протянул руку,
схватил своим куцапыми пальцами за шиворот косого левшу, так что у того все крючки от
казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги». Что означает выражение «за
шиворот»:
а) за плечо; б) за руку; в) за ворот, за воротник; г) за ноги.
15
В сказе Н.С. Лескова «Левша» есть предложение: «Полшкипер его [левшу] взял на
закорки и понёс к борту», Что означает сочетание «на закорки»:
а) на руки; б) за руки; в) на плечи и верхнюю часть спины; г) за поясницу.
16
Сказом называется:
а) небольшое эпической произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях в
жизни человека; б) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и
складом речи; в) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на
вымысле.
17
Мастера-оружейники не открыли секрета Платову, потому что:
а) они ему не доверяли; б) Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве; в)
тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам.
18
Перед началом работы мастера-оружейники отправились в Мценск поклониться
иконе Николая Чудотворца, так как:
а) такой иконы не было в Туле; б) одного из мастеров звали Николаем и он хотел заручиться
поддержкой своего святого; в) этот святой был покровителем торгового и военного дела.
19
Царедворцы терпеть не могли Платова за его:
а) глупость; б) невежество; в) храбрость.
20
Смысл поступка Левши, который перед смертью просил передать государю, что
англичане не чистят ружья кирпичом:
а) это был бред больного и потерявшего рассудок человека; б) он переживал за судьбу
страны и исход возможной войны; в) поездка в Англию изменила Левшу – он стал
чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны.
«Знаешь ли ты сказ Н.С. Лескова «Левша»?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знаешь ли ты сказ Н.С. Лескова «Левша»? К урокам литературы в 6 классе
Какой факт не относится к биографии Н.С. Лескова? Первоначальное образование Н.С. Лесков получил в богатой семье Страховых Н.С. Лесков родился в богатой дворянской семье Н.С. Лесков работал агентом в торговой компании, много путешествовал по России С первых литературных произведений Н.С. Лесков проявил себя страстным полемистом Да! Нет! Нет! Нет!
Какова тема сказа «Левша»? Любовь к родине Восхищение талантом и патриотизмом простого человека Показ искусных мастеров Любовь к природе Нет! Да! Нет! Нет!
Кто из перечисленных исторических лиц не упоминается в сказе Н.С.Лескова «Левша»? Александр II Александр I Военный министр Чернышёв Генерал Скобелев Нет! Да! Нет! Нет!
Какое историческое событие не упоминается в сказе Н.С. Лескова «Левша»? Венский конгресс Куликовская битва Восстание декабристов Крымская война Нет! Да! Нет! Нет!
Куда поехали император Александр Павлович и Платов, герои сказа Н.С. Лескова «Левша», когда были в Англии? В Обухвинскую больницу В кунсткамеру Во дворец В посольский дом Да! Нет! Нет! Нет!
Кто из русских царей в сказе Н.С. Лескова «Левша» выкупил у англичан стальную блоху? Александр I Александр II Николай I Николай II Да! Нет! Нет! Нет!
В каком городе находится Аничкин мост, упомянутый в сказе Н.С. Лескова? Именно в этом городе правил император Николай Павлович. в Москве в Туле в Петербурге в Таганроге Нет! Нет! Да! Нет!
Что происходит с Левшой в конце повествования? Левша с честью возвращается из Англии Англичане уговорили Левшу остаться у них Левша умирает, всеми брошенный Левша пропадает на чужбине Нет! Нет! Нет! Да!
Кому из героев сказа Н.С. Лескова принадлежат слова: «У него… хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? донскому казаку тульским мастерам английскому полшкиперу русскому доктору Нет! Нет! Нет! Да!
Кто из художников иллюстрировал стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказ Н.С. Лескова «Левша»? Илья Сергеевич Глазунов Николай Васильевич Кузьмин Ксения Александровна Клементьева Константин Аполлонович Савицкий Да! Нет! Нет! Нет!
Как называется приведённый ниже приём, использованный в описании судеб полшкипера и левши после прибытия в Россию: «Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. А потом оба вместе взялись и положили [англичанина] на перину… А левшу свалили в квартале на пол…» антитеза сравнение эпитет метафора Нет! Да! Нет! Нет!
В сказе Н.С. Лескова «Левша» есть предложение: «И с этим протянул руку, схватил своим куцапыми пальцами за шиворот косого левшу, так что у того все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги». Что означает выражение «за шиворот»: за плечо за руку за ноги за ворот, за воротник Нет! Нет! Да! Нет!
В сказе Н.С. Лескова «Левша» есть предложение: «Полшкипер его [левшу] взял на закорки и понёс к борту». Что означает сочетание «на закорки»? за руки на руки за поясницу на плечи и верхнюю часть спины Нет! Нет! Да! Нет!
Сказом называется Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях в жизни человека Повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи Произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле Нет! Да! Нет!
Мастера-оружейники не открыли секрета Платову, потому что… они ему не доверяли Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам Нет! Да! Нет!
Перед началом работы мастера-оружейники отправились в Мценск поклониться иконе Николая Чудотворца, так как… одного из мастеров звали Николаем, и он хотел заручиться поддержкой своего святого такой иконы не было в Туле этот святой был покровителем торгового и военного дела Нет! Нет! Да!
Царедворцы терпеть не могли Платова за его глупость невежество храбрость Нет! Нет! Да!
Смысл поступка Левши, который перед смертью просил передать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом он переживал за судьбу страны и исход возможной войны это был бред больного и потерявшего рассудок человека поездка в Англию изменила Левшу – он стал чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны Нет! Да! Нет!
Источники и интернет-ресурсы Н.С. Лесков «Левша». Иллюстрации Кукрыниксы. – М.: Изобразительное искусство. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013. Диафильм «Н.С. Лесков и герои его произведений». Еженедельное издание «Дворцы и усадьбы», № 162, 2014. art.oryol.ru›litmuseum_leskov.htm www.museum.ru/
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-113576
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Н.С. Лесков «В путь с левшой» (разработка урока) (6-й класс)
Разделы: Литература
Класс: 6
Цель: совершенствовать навыки анализа текста; развивать творческие способности учащихся; прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.
Ход урока
1. Слово учителя.
Заканчивая изучение сказа Н.С. Лескова, мы отправляемся с вами в путешествие с Левшой. Возьмем с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.
— Под каким названием в 1881 г. опубликовал Лесков рассказ о Левше?
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»
— Почему писателю пришлось изменить название в следующих изданиях произведения?
Долгое время среди литераторов и широкой публики бытовало мнение, будто Лесков всего лишь обработал народное сказание. Писателю пришлось открыть правду, что рассказ сочинил он сам, и Левша есть лицо вымышленное.
— Определите жанр этого произведения.
Сказ.
— Что такое сказ?
Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
2. Словарная работа.
Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Обратим внимание на новые, необычные слова сказа.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент – документ;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Долбица – таблица.
— Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.
— Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?
За завесой иронии и нереальности описываемых событий писатель скрывает множество проблем русской жизни. Одной из центральных является проблема творческой одаренности человека.
Цель нашего урока – обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера.
4. Игра «Рассыпанные открытки». (Приложение 1)
Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность их.
Так мы наметили маршрут нашего путешествия.
5. Характеристика героев. «Два русских императора».
Экспозицией сказа является знакомство с двумя русскими царями Александром Павловичем и Николаем Павловичем. Найдите цитаты, характеризующие их.
«захотел по Европе проездиться и
в разных государствах чудес посмотреть»
значит»
— любит путешествовать,
любознательный;
«везде через свою ласковость имел
самые междоусобные разговоры со
всякими людьми»
— ласковый, общительный;
«мы, русские, со своим знанием
никуда не годимся»
— предпочтение всему иностранному;
«не порть мне политики»
— тактичный, дипломатичный.
«стал просматривать доставшуюся
от брата шкатулку: «Это что-нибудь
— любопытный;
«в своих русских людях был очень
уверенный и никакому иностранцу
уступать не любил»
— патриот, но самолюбивый;
«я на своих надеюсь, что они никого
не хуже. Они моего слова не проронят
и что-нибудь сделают»
— вера в русских людей, но
деспотичный.
6. Инсценировка эпизода «Подарок англичан русскому царю».
Завязкой действия в произведении является эпизод, когда англичане дарят русскому императору блоху.
— Как отблагодарил Александр Павлович английских мастеров?
Государь велел дать английским мастерам миллион рублей серебром.
— Почему недоволен Платов?
Считал, что русские мастера не хуже: «наши на что взглянут – все могут сделать».
— При каком мнении остался Александр Павлович?
«Англичанам нет равных в искусстве».
После смерти Александра Павловича блоха досталась его брату Николаю Павловичу. Придворные хотели выбросить, но государь ответил: «Нет, это что-нибудь значит».
От Платова он узнал историю блохи, а так как был «в своих русских людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, приказал донскому казаку Платову ехать в Тулу к мастерам-умельцам.
8. Рассказ о герое по иллюстрации.
11. Просмотр отрывка из мультфильма «Левша» («Левша в Англии»).
12. Кроссворд.
14. Итог урока.
Самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в «Левше», является проблема невостребованности русских талантов. Гении умирали в бедности, так и не использовав дарованный им свыше талант.
Левша является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества.
15. Оценки за урок.
16. Домашнее задание.
Чтение рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».
«Левша» (Н. С. Лесков) — характеристики героев
Главный герой
Левша
Левша — так называет автор героя потому, что он всё делал левой рукой. Это был очень талантливый, умелый оружейный мастер. По своему умению он превосходил других мастеров, поэтому его товарищи именно ему поручили сделать самые маленькие гвоздики для того, чтобы подковать стальную блоху.
В сказе у левши нет имени. Автор не указал, как звали этого героя, потому что образ левши — это собирательный образ русского народа. Лесков привлекает внимание читателей не только к одарённости, но и к трагической судьбе русского человека: его талант растрачивается на пустяки и приносит ему не благополучие, а несчастье.
Подробная характеристика левши здесь.
Другие персонажи
Тульские оружейники
Тульские оружейники — три умелых оружейных мастера (в их числе левша), которым донской казак Платов по царскому велению поручил превзойти в мастерстве английских мастеров, сделавших стальную блоху, умеющую танцевать. Тульские оружейники были умелые, хитроумные и гордые люди.
Что именно они хотели сделать с блохой, тульские мастера Платову не сказали, попросили оставить им блоху и приехать за ней на обратном пути с тихого Дона.
Оружейники были люди набожные, поэтому пошли они сначала в Мценск, уездный город Орловской губернии, поклониться древней иконе святого Николая, покровителя торгового и военного дела. Затем они пришли в Тулу, заперлись в домик к левше и стали работать. Несколько дней они не выходили, всё молоточками потюкивали. Всем было любопытно, что они мастерят, стучались к ним люди, но они не открывали двери.
Хитрые мастера не выскочили из домика даже тогда, когда люди нарочно закричали, что горят соседний дом. Только левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и захлопнул ставню.
Превзошли тульские оружейники в мастерстве английских мастеров: подковали стальную блоху и на каждой подковке указали имя мастера, который эту подковку делал. Только имени левши там не было указано, так как он делал работу совсем мелкую: выковывал гвоздики, которыми забили подковки.
Оружейники были гордые люди. За то, что Платов усомнился в них и подумал, что они ничего с блохой не сделали, несмотря на веление государя, мастера не стали раскрывать ему секрета, а попросили отвезти блоху к государю — он увидит сам их работу и поймёт секрет.
Платов
Когда англичане подарили государю Александру Павловичу стальную блоху, футляр для неё они не дали, сказав, что он бриллиантовый, казённый. Платов возмутился этим, ведь государь им миллион дал за то, что такую блоху изготовили, и в подарок они её преподнесли государю, а футляр не дают. Но государь велел Платову не портить ему политику и велел выплатить англичанам деньги и за футляр.
Справедливый Платов взял «мелкоскоп» (микроскоп), через который только и видна была блоха, положил себе в карман. Он сказал англичанам, что «он сюда же принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».
После смерти Александра Павловича шкатулка, где был футляр с блохой, досталась его брату, ставшему императором, Николаю Павловичу. Никто не знал, что это за стальная блоха, откуда она. Старый донской казак Платов явился к государю и объяснил, что блоха из Англии, а «мелкоскоп», в который можно её разглядывать, у него имеется. Он посоветовал государю не удивляться этой иностранной работе, а показать её тульским мастерам — не смогут ли они превзойти англичан. Государь Николай Павлович поручил Платову ехать на тихий Дон, посмотреть, как живут казаки и преданы ли они государю, а по дороге заехать в Тулу к мастерам. Сказал государь Платову передать мастерам, что он надеется, «что они никого не хуже».
Платов выполнил поручение государя, а когда заподозрил, что блоха осталась такой же, как была, рассердился, схватил одного из оружейников, косого левшу, и привёз в Петербург, чтобы там его допытать, что они сделали с блохой.
Платов был храбрый человек, «никакого в свете неприятеля не пугался», а перед императором струсил: хотел его занять разговором о донских казаках, думая, что он о блохе не вспомнит. Но император спросил, превзошли ли тульские мастера английских. Платов ответил, что они ничего удивительного не смогли сделать.
Когда левша показал императору, что блоху он с другими мастерами подковал, справедливый Платов подарил ему 100 рублей и попросил прощенья за то, что его «за волосья отодрал». Узнав, что император посылает левшу вместе с курьером в Англию, чтобы англичанам показать подкованную блоху, Платов перекрестил левшу и сказал: «Пусть над тобою будет благословение».
Император Александр Павлович (Александр I)
Император Николай Павлович (Николай I)
Император Николай Павлович — унаследовал русский престол после смерти своего брата Александра Павловича.
Он ценил мастерство и смекалку русского народа и был уверен, что русские мастеровые более умелые, чем английские. Государь «никакому иностранцу уступать не любил». Поручил он Платову, чтобы велел тульским мастерам показать стальную блоху, чтобы они над ней подумали и показали, что они не хуже тех мастеров, которые её сделали.
Когда Платов доложил императору, что тульские мастера ничего не смогли сделать с блохой, тот не поверил этому. После того, как он узнал, что левша с товарищами блоху подковал, государь очень обрадовался и велел везти ему блоху в Англию, чтобы англичане увидели мастерство русских мастеров.
Полшкипер
Полшкипер (искажённое «подшкипер», то есть помощник шкипера) — моряк с английского корабля, на котором левша возвращался из Англии в Россию. Этот моряк умел говорить по-русски. Левша ему понравился тем, что, несмотря на непогоду, всё время сидел на палубе. Он похвалил левшу и предложил выпить.
Напились они, и полшкипер спросил левшу, какой он секрет от Англии везёт в Россию, но тот ответил: «Это моё дело». Тогда полшкипер предложил держать пари: в одиночку не пить, пить ровно, кто кого перепьёт, тот и выиграет. Левша согласился. До того они допились, что обоим черти стали видеться. Никто из них пари не выиграл. В Петербурге англичанина повезли «в посланнический дом на Английскую набережную». Там его привели в себя лекарь и аптекарь.
Протрезвев, полшкипер побежал искать левшу. Нашёл он его в больнице для бедных. Левша сказал, что ему «два слова государю непременно надо сказать». Добрый полшкипер побежал к графу Клейнмихелю и стал возмущаться, что левша лежит в больничном коридоре на полу: «Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Но англичанина выгнали, «чтобы не смел поминать душу человечкину». Добрался он по чьему-то совету, до донского казака Платова. Тот сказал, что он уже «отслужился» и что его сейчас уже не уважают, и посоветовал идти к коменданту Скобелеву. Пошёл добрый полшкипер к коменданту и рассказал о болезни левши. Тот послал к левше доктора Мартын-Сольского.
Доктор Мартын-Сольский (Мартын Дмитриевич Сольский, доктор медицины)
Граф Чернышёв (военный министр)
Граф Чернышёв был грубым, безответственным и неумным человеком. Он не понял важности слов левши, которые передал ему доктор Мартын-Сольский, и не передал их государю. Когда в Крымскую кампанию стали ружья заряжать, увидели, что пули в них болтаются, так как стволы расчищены кирпичом. Когда доктор Мартын-Сольский напомнил Чернышёву о левше, тот грубо ему ответил, чтобы не совался не в своё дело, иначе он скажет, что ничего от доктора о ружьях не слышал, — и доктору и достанется.