Мастихины для чего нужны
Что такое мастихин?
Еще один вид инструмента, который может значительно упростить процесс написания картин — это мастихин.
Что такое мастихин? Это инструмент для живописи, визуально похожий на лопатку или шпатель.
Существует огромное разнообразие мастихинов. Так для чего же они нужны и какой из них лучше выбрать?
1. Мастихином очень удобно наносить краску на палитру, а также счищать остатки краски после окончания работы.
2. Для смешивания цветов. Если необходимо смешать большое количество краски, а кисть пачкать зазря не хочется, то такая «лопаточка» отлично справится с этой задачей.
3.Если вы нанесли слишком много краски на холст или хотите переделать какой-то фрагмент, то мастихин вам в помощь.
4. И, наконец, мастихин можно использовать непосредственно для рисования.
Какой мастихин выбрать, зависит от цели его использования:
Я в свой работе предпочитаю мастихин «Рыбка». У фирмы Сонет это номер 2036.
Ребром мастихина удобно рисовать прямые тонкие линии. Например, усы у животных или тонкие стебли деревьев на дальнем плане.
Если нанести небольшое количество краски на всю поверхность инструмента и провести легонько, слегка касаясь, как будто вы щекочите холст, то можно изобразить текстуру камня или гор.
Кроме того, если вы нанесете на кончик мастихина более светлую краску, а на туловище — оттенком темнее и проведете по холсту, формируя лепесток, то у вас получится очень красивый цветок.
А еще этим инструментом можно создавать целые картины в стиле импрессионизм, при этом у вас будут яркие чистые и сочные цвета. Главное не забывать протирать мастихин от излишков краски после каждого движения.
Творческих успехов вам, художники!
Как работать мастихином? 6 приёмов и 14 видов мастихинов
На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.
Четырнадцать видов мастихинов
Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной. В начале списка я перечислю основные формы классических мастихинов, которые, впрочем, могут иметь различные вариации. А в конце списка посмотрим на мастихины с нестандартным лезвием. Я выбрал четырнадцать видов мастихинов, но в жизни их разновидностей намного больше. Однако, разница между другими видами непринципиальная, поэтому я сосредоточусь на этих четырнадцати:
1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.
2. Этот мастихин похож на предыдущий, за исключением основания. Оно не треугольной, а округлой формы. Благодаря этому, боковые стороны мастихина овальные. Ими можно снимать и укладывать краску таким образом, что она приобретёт «волнообразный» рельеф.
3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.
4. Мастихин прямоугольной формы.
5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.
6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.
7. Очень «вытянутый» мастихин ромбовидной формы. Удобен для укладки краски в линию, а также для работы широкими мазками.
8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.
9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.
Шесть основных приёмов работы мастихином
Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:
1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.
2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.
3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.
4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.
5. Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот приём выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может «увести» на второй план слишком резкие силуэты. В живописи бывает необходимо что-то сделать менее заметным и уходящим вдаль. И этот приём обобщения при помощи мастихина может прийти весьма кстати.
6. Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приёма такова: в пастозно уложенную краску, как бы «втирается» новый мазок плоскостью мастихина. Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.
В начале этой статьи я разместил подборку разных фрагментов из своей живописи. Здесь Вы можете видеть самые разные приёмы работы мастихином — и те, что описаны выше, и другие. Наглядный пример поможет лучше понять как можно «играть» краской при помощи такого замечательного инструмента как мастихин.
Как выбрать мастихин и что это такое
Список инструментов художника не ограничивается только кистями и палитрой. Среди наименований обязательно есть мастихин. С ним хотя бы раз, работал каждый художник.
Мастихин: что это и для чего используют?
Мастихином называют небольшую металлическую лопаточку, которая при нажатии легко гнется. Название инструмент получил от итальянского слова, которое дословно переводится «шпатель».
Изначально он был создан для удобства перемешивания красок, их растирания для получения однородного цвета и избавления от примесей. С этой целью успешно применяется и до сих пор, поэтому всегда есть в арсенале художника, работающего с масляными и акриловыми красками.
Но художество не имеет границ. Поэтому все, что попадает в руки творцу, может использоваться по-разному. Вот и мастихины постигла такая же участь – их постепенно стали применять не только как вспомогательную лопатку, но и как инструмент для нанесения изображения. Родилось новое направление – живопись мастихином.
Мастихиновая живопись: техника 20 века
Про создание картин при помощи штапеля заговорили в 20 веке. Поэтому направление часто относят к современным течениям. На самом деле впервые подобные мазки использовали еще Рембрандт, Гойя, Тициан. Они не писали полотна в едином стиле, но порой добавляли элементы этой живописи для придания особой фактуры.
Широкую популярность техника рисования мастихином получила в период расцвета импровизации в живописи. Художники начали продумывать оригинальные полотна, соревноваться в создании причудливых техник и неповторимых фактур. Вот тут и пришлась «ко двору» необычная техника нанесения красок металлическими лопатками.
Техника мастихин предусматривает применение различных типов мазков. Конкретного способа нет, каждый художник использует разные варианты нанесения. Кто-то предпочитает наносить краску тонким слоем, другие, наоборот, стараются придавать фактуру изображению. Кстати, мазки мастихинов отлично создают объем и идеально прорабатывают отдельные детали.
Красиво передается фактура листьев и цветочных лепестков, кора деревьев. Мазки мастихина придадут объем при создании горного пейзажа, морских волн или неба.
Рисование мастихином дает свободу фантазии. В такой технике рисуют не все, но почти каждый художник хоть раз использовал её. Ведь необязательно писать всю картину металлическим шпателем, можно проработать различные комбинации инструментов на обычном изображении.
Как выбрать мастихин: виды и особенности
Мазки мастихинами напрямую зависят от формы и вида металлической лопаточки. А они представлены разными видами:
Для палитры – небольшие лопаточки с ровным краем. Предназначены для перемешивания краски, удобно применять для удаления излишек с холста.
Для живописи – специальные шпатели с изогнутым краем. Они гибкие, что дает возможность менять нажим при нанесении краски.
Мастихины бывают паяные и кованые. У паяных широкая часть припаивается к деревянной ручке, а у кованых она составляет с металлической основой одно целое. Она дополнительно покрывается деревянной оболочкой.
Кованые имеют более высокую стоимость, так как отличаются прочностью.
Шпатели для рисования отличаются по форме:
ромбовидные – классический вариант, удобный для работы с красками;
вытянутый ромбовидный – с ним удобно накладывать мазки в линию;
овальный – помогает создавать эффектные фактурные мазки;
многоугольник – разные грани помогают наносить краску под разным наклоном;
заостренный край – используют для тонких линий и создания картин в технике «сграффито», для которой характерно процарапывание слоя.
Обилие вариантов шпателей помогают создавать неповторимые картины, продумывать оригинальную фактуру изображения. Начинать можно с классической каплевидной лопатки, постепенно расширяя ассортимент инструментов.
Но не обязательно приобретать все виды мастихинов. Картины шпателем готов рисовать не каждый художник. Поэтому лучше начинать с малого, чтобы попробовать новую технику и понять, хочется ли работать с ней дальше. Но, выбор в пользу этой техники позволит создавать потрясающие вещи!
Как выбрать мастихин?
Прежде чем приступать к выбору мастихина, давайте определим, для чего он нужен в живописи. Изначально мастихин использовался как художественный инструмент только для растирания, разбавления и смешивания красок на палитре. Но со временем этот инструмент стал использоваться для нанесения краски на холст, и это придавало картине особое очарование.
Мастихин позволяет раскрыть цвета полнее, создать сложные и красивые фактурные эффекты, а также реалистично передать яркие световые акценты.
Картина, написанная при помощи мастихина, получается всегда эмоциональной и динамичной.
Этот инструмент в большей степени подходит именно для масляной живописи, хотя может использоваться и для акриловой. Работать мастихином для новичка будет сложно, нужно работать достаточно усердно. Поэтому, в основном, за него берутся опытные художники.
Виды мастихинов и их назначение
Формы и размеры мастихина бывают разные. Каждый из них характерен для создания конкретного эффекта. Но вообще они делятся на два типа: для палитры и для живописи.
Мастихин для палитры.
Такой мастихин имеет слегка изогнутую сталь. Краску таким мастихином на холст не наносят! Он служит для замешивания красок на палитре, может иметь форму шпателя, или быть прямым (нож). Еще он может применяться для удаления излишней краски и зачистки самой палитры.
Мастихин для живописи.
Упругая гибкая сталь и большой изгиб доставляет удовольствие от процесса написания картины. Ручки могут быть деревянными или металлическими. У данного мастихина имеется несколько форм, позволяющие расширить возможности для импровизации в ходе творческого процесса. Формы бывают грушевидные, овальные, алмазные и другие. Помимо форм мастихины также имеют свой размер.
Для чего нужен большой изгиб? Чтобы ваша рука случайно не цепляла холст и не портила картину.
Большой изгиб предотвращает контакт рук с холстом
Художники в основном используют короткое лезвие для нанесения угловых ударов, а длинное – для плавного и легкого нанесения краски на большие участки. Чтобы не повредить полотно, многие пользуются мастихином с закругленным лезвием, но естественно, такое лезвие не годится для соскабливания краски.
Как выбрать мастихин?
Из вышесказанного становится ясно, что мастихины бывают разные, и каждый конкретный вид может сделать определённый эффект на картине. Все что необходимо вам – научиться работать им.
Пластиковые мастихины
Если вы сомневаетесь, понравится ли вам эта техника, можете купить несколько пластиковых мастихинов. Впрочем, даже для новичков я бы рекомендовал брать металлические мастихины: они пригодятся всегда, и качество будет заметно выше чем пластик.
Качество мастихинов.
Однозначно, мастихины из стали с деревянной или металлической ручкой будут лучше пластиковых. Причем сталь должна быть нержавеющая, такой мастихин прослужит гораздо дольше. При покупке обратите внимание на то, чтобы сталь при изгибе хорошо пружинила, но при этом не была слишком слабой (мягкой). Если при надавливании на кончик стали она не расправляется и остается изогнутой, такой мастихин брать, конечно же, не нужно. Пластиковые мастихины более дешевые, но и гнутся достаточно жестко.
Если вы остановили свой выбор на металлическом мастихине с деревянной ручкой, обратите внимание на то, чтобы она удобно «сидела» в ваших руках и была гладкой. Потому что при работе придется держать его на протяжении нескольких часов 😉
Достаточно качественные мастихины можно купить у таких производителей, как «Holbein SX», «Loew-Cornell», «Сонет».
Мастихины российского производителя «Сонет»
Плюсы и минусы мастихинов
В руках профессионала мастихин превращается в чудо инструмент, имеющий только плюсы. У новичка или начинающего может быть только один существенный минус: при попытке нанести краску можно случайно соскоблить нижний слой.
Плюсов гораздо больше.
В заключение
Овладеть данной техникой не сложно, главное чтобы она вам нравилась.
Мастихином пишут так, словно мажут масло на хлеб
Со стороны выглядит впечатляюще и немного странно для начинающих художников, но магии здесь никакой нет. Просто нужно подобрать свой стиль и подход к использованию этого инструмента.
Как и в любой технике, для получения хороших результатов требуется опыт и практика. Пробуйте, дерзайте!
Что такое мастихин, как им работать и рисовать картины?
Мастихин представляет собой специальный инструмент для рисования и выглядит как лопатка или шпатель из легко гнущейся тонкой стали. Его название происходит от итальянского слова mestichino, которое переводится как шпатель. Чаще всего этот класс инструментов используют для масляной или акриловой живописи.
Шпатель позволяет рисовать без использования кисти, что раскрывает новые возможности для передачи фактуры краски, силы её звучания, а также световых акцентов. Рисование мастихином обобщает, создаёт рельефные фигуры и яркие образы, но не детализирует объекты. Благодаря этому, живопись становится более динамичной и выразительной.
Мастихиновая живопись
Живопись мастихином получила распространение в двадцатом веке, но пользоваться им начали ещё со времён Рембрандта. Такие великие мастера, как Гюстав Курбе и Камиль Писсарро популяризовали эту технику в своих картинах.
Первоначально шпатель использовали для растирания и смешивания красок на палитре, но со временем им стали наносить краску на холст. В современности наиболее яркими художниками, пишущими картины таким инструментом, являются француженка Франсуаза Нилли с её эмоциональными портретами, Даниэль Кастан, изображающий городские пейзажи и Алексей Зайцев, создающий картины в жанре реализма.
Как рисовать мастихином
Техника живописи с использованием мастихина похожа на нанесение масла на хлеб: мазки накладываются лопаткой послойно, что создаёт на картине объем и текстуру. Этот инструмент позволяет наносить краску тонким слоем, но предпочтительнее густые, плотные мазки.
Рисование картин мастихином требует применения различных форм мазков для избегания однообразия. В такой технике работает не много мастеров, так как необходима высокая уверенность и точность движений.
Приёмы рисования художники используют разные, поэтому нет конкретного способа, как писать мастихином — доверьтесь своей фантазии и экспериментируйте. Тем, кто привык рисовать кистью, первое время он будет казаться грубым, но чем больше практики, тем больше осознание, что поле для импровизации использования в живописи инструмента ничуть не уступает кистям.
Какой мастихин выбрать
Мастихин своими руками сделать сложно, поэтому лучше приобрести готовый в магазине. Они различаются по формам и размерам в зависимости от класса применения: для палитры или для живописи.
Начинающим работать с этим инструментом можно приобрести лопатку каплевидной формы и геометрически правильной. Они являются основными и помогут оценить преимущества такого шпателя. Лезвие должно пружинить и при нажиме возвращаться в исходное состояние.
Выбирать лучше шпатели со стальным лезвием, хотя существуют и пластиковые. Стоит обратить внимание на сплав, так как некоторые металлы могут окислять краски или быть подвержены коррозии. Ручки у этих инструментов часто деревянные и удобные для долгой работы.
Мастер-класс мастихином
Здесь перечислены основные советы, как работать мастихином.