Математическая грамотность что это такое
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Карабетова Марет Ереджибовна ,
Почетный работник общего образования Российской Федерации,
учитель математики МБОУ СОШ №6 им. Ахмеда Хаткова.
одно из направлений в формировании функциональной грамотности.
«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость и
упорство в достижении цели».
Нужна ли математика в жизни? Вся наша жизнь так или иначе связана с математикой. Без математики невозможно познавать природу, невозможно развитие технологий. Значит нужна.
Математическое образование вносит свой неоценимый вклад в формировании общей культуры подрастающего поколения, способствует эстетическому восприятию ребенка, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха при изучении математики является математическая грамотность. В существующих международных программах по оценке образовательных достижений учащихся уделяют внимание четырем основным направлениям, одним из которых является математическая грамотность.
Сущность математической грамотности можно определить тремя признаками: а) понимание роли математики в реальном мире;
б) высказыванием обоснованных математических суждений;
в) использованием математики для удовлетворения потребности человека.
Развивая математическую грамотность у ученика пятого класса, я включаю постепенно в ход урока задания реальной жизненной ситуации, которые показывают необходимость изучения какого- либо понятия на уроке. Приведу пример: задача №49 из учебника математики «Длина отрезка АВ равна 8 см 9мм, а длина отрезка СВ равна 3см 4мм. Какова длина отрезка АС?» Некоторым ученикам трудно вычислить. Рассматриваем пример из реальной жизни. От Хатажукая до Майкопа 65 км. Доехали до станицы Гиагинской, осталось еще 30 км. Сколько километров проехали? И сразу отвечают. При изучении темы «Площадь прямоугольника» была предложена практическая работа: измерить площадь огорода и площадь сада в квадратных метрах и выразить в арах, т.е. в сотках. Дети с удовольствием выполнили задание, запомнили, что 1ар равен 1сотке.Так как мы живем в сельской местности им знакомы задачи из реальной жизни такого вида (№580, из учебника математики): «Хватит ли 5т. гороха, чтобы засеять им поле, имеющие форму прямоугольника со сторонами 500 м. и 400 м, если на один га земли надо 260 кг гороха?» Я им задала домашнее задание спросить у родителей что они будут выращивать в этом году на своих земельных участках, сколько у них гектаров земли, и сколько на 1 га высеять семян? Потом посчитали сколько тонн семян нужно каждой семье. Такие же практические работы можно выполнить дома. Сколько нужно ящиков кафеля, чтобы облицевать стену кухни, или сколько эмалевой краски, нужно для покраски забора? При изучении темы «Объем прямоугольного параллелепипеда» было задано домашнее задание: найти объем бака, имеющего форму параллелепипеда в кубических метрах и перевести в литрах, найти объем детской комнаты и т. д. В теме «Округление. Прикидки.» мы прикинули хватит ли бензина в топливном баке, если осталось еще 180 км, а в баке 20 литров и расход бензина составляет 9 литров на 100 км. Ученики прикинули и ответили на вопрос задачи. Прикидка нужна еще при покупке, например, канцелярских товаров. Можно прикинуть сколько ручек, карандашей и т.д. купить. При сборе фруктов в саду, овощей в огороде можно использовать знания сложения и умножения десятичных дробей. Задачи на проценты тоже можно использовать и в реальной жизненной ситуации. Таким образом для развития математической грамотности в плане работы указываю задания, которые можно использовать:1) как игровой момент на уроке; 2) как проблемный момент; 3) как задание к созданию гипотезы для исследовательского проекта; 4) как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого- либо понятия на уроке; 5) можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой- то образовательной технологии.
На мой взгляд для математически грамотного современного человека нужен объем знаний и умений такие как : 1) пространственное представление и пространственное воображение; 2)свойства пространственных фигур; 3) умение работать с формулами; 4) умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме; 5) нахождение периметра, площади, объема нестандартных фигур; 6) действия с процентами; 7)использование масштаба; 8) умение выполнять действия с различными единицами измерения ( длины, массы, времени, скорости).
Полученные знания и умения на уроках математики можно применить к решению проблем, возникающих в повседневной практике. Например, в тестах Пиза дано задание: Алисе нужно найти сумму чисел 19,6; 23,8;38,4, округлив их до ближайшего целого числа. Какие числа ей взять?
Современный мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и интеллекте. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития математического образования, которое должно способствовать тому, чтобы математическая грамотность была на высоком уровне.
1) Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
2) Учение с увлечением. Математика.
3) Очерки О математических задачах на смекалку. Б. А. Кордемский.
4) Занимательная математика. А.Шатилова. Л. Шмидтова.
Сообщение на тему «Математическая грамотность»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Доклад : «Математическая грамотность» (Бараулина АВ)
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.
Три составляющие математической грамотности в программе PISA:
1)Умение находить и отбирать информацию.
2)Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач.
3)Интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Таким образом, понятие о математической грамотности включает следующее:
-распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
-формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
-анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать результаты решения.
Из вышесказанного вытекает механизм оценки функциональной математической грамотности. Схема, предложенная в исследовании PISA на экране.
Только человек сможет связать эти два мира. В этом и заключается основная проблема с точки зрения оценки и формирования математической грамотности.
Это понимание отражается на структуре оценки математической грамотности, в которой выделены показатели:
− контекст, в котором представлена проблема; Это проекция реального мира на систему оценивания.
− содержание математического образования, которое используется в заданиях;
− когнитивная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.
В математическом содержании, выделено 4 области, которые являются традиционными в проекции математики: изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом; – пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу; – количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики; – неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.
Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися:
– формулировать ситуацию на языке математики;
– применять математические понятия, факты, процедуры;
– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
Очевидно, что каждый из этих мыслительных процессов опирается на математические рассуждения, поэтому разработчики концепции исследования PISA-2021 использовали те же мыслительные процессы, что и на предшествующих этапах исследования, но дополнив их рассуждениями. Это означает, что учащимся потребуется продемонстрировать, как они умеют размышлять над аргументами, обоснованиями и выводами, над различными способами представления ситуации на языке математики, над рациональностью применяемого математического аппарата, над возможностями оценки и интерпретации полученных результатов с учётом особенностей предлагаемой ситуации.
Исследования функциональной грамотности проводятся циклами, и в каждом цикле какое-то направление является приоритетным.
Как раз в PISA 2021 таким приоритетным направлением должна стать математика, математическая грамотность.
Анализируя достигнутые результаты проведенных всех циклов исследователи сказали, что у них есть основания считать, что центральным компонентом математической грамотности является связь между рассуждением и решением поставленной задачи.
На этом этапе акцентным моментом будет рассуждение.
Появятся новые темы в каждой области содержания:
− явления роста, изменений линейного и нелинейного характера; например, потребуется проследить закономерности, проявляющиеся при возведении в степень некоторого числа;
− геометрические преобразования, аппроксимации, разбиения и составления фигур; например, потребуется построить орнамент из заданных фигур по заданному правилу;
− компьютерное конструирование и моделирование, например, потребуется изображать по указанным правилам маршруты на карте;
− принятие решений с учётом предлагаемых условий или дополнительной информации; например, потребуется при покупке некоторого товара учитывать представленное в таблице сообщение, в котором содержится статистика мнений покупателей об этом товаре
В исследованиях PISA описаны 6 уровней математической грамотности. Пороговым является второй уровень.
Что отличает обучение в странах лидерах? Конечно фокус на деятельности ученика и мотивирующей образовательной средой ( обучение через исследование)
Если ближе посмотреть на математическую грамотность:
Основной путь формирования математической грамотности это реализация ФГОС не формальная, а реальная. Введение новых ситуаций и переход от текстовой задачи к реальным ситуациям
Как же это формировать математическую грамотность, расскажет Наталья Евгеньевна.
Что могут продемонстрировать учащиеся, достигшие 1– 6 уровни математической грамотности. Уровень 6 Учащиеся, математическая грамотность которых отвечает этому уровню, могут осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную ими на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций, и могут использовать свои знания в нетипичных контекстах. Они могут связывать и использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме, и свободно преобразовывать и переходить от одной формы к другой. Эти учащиеся обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения. Они могут применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций. Учащиеся могут размышлять над своими действиями, формулировать и точно и ясно комментировать свои действия и размышления относительно своих находок, интерпретации, и аргументов и объяснять, почему они были использованы в данной ситуации.
Уровень 5 Учащиеся могут создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать соответствующие допущения. Они могут выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, которые отвечают этим моделям. При рассмотрении предложенной ситуации эти учащиеся могут работать целенаправленно, используя хорошо развитые умения размышлять и рассуждать, адекватные, связанные между собой формы представления информации, описания с помощью символов и формального языка и интуицию, отвечающие этим ситуациям. Они начинают размышлять над выполненной ими работой и могут формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения.
Уровень 4 Учащиеся способны эффективно работать с четко определенными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций, которые могут иметь определенные ограничения или требуют установления некоторых допущений. Они могут выбрать и интегрировать информацию, представленную в различной форме, включая математические символы, и связывать ее напрямую с различными аспектами предложенных реальных ситуаций. Учащиеся могут использовать ограниченный диапазон своих умений и могут рассуждать, проявляя некоторую интуицию, в простых ситуациях. Они могут сформулировать и изложить свои объяснения и аргументы, опираясь на свою ин- 12 терпретацию, доводы и действия.
Уровень 3 Учащиеся способны выполнять четко описанные процедуры, включая и те процедуры, которые могут требовать принятия решения на каждом последующем шаге. У них достаточно здравая интерпретация, чтобы служить основой для выбора и применения простых методов решения. Эти учащиеся способны интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе. Они обычно демонстрируют некоторую способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, работать с пропорциональными зависимостями. Приведенные ими решения показывают, что они способны проводить элементарную интерпретацию полученных результатов и рассуждения.
Уровень 2 Учащиеся могут интерпретировать и распознать в контекстах такие ситуации, где требуется сделать не более чем прямой вывод. Они способны извлечь нужную информацию из единственного источника и использовать информацию, представленную в единственной форме. Учащиеся могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, в которых приходится иметь дело с натуральными числами. Они способны грамотно интерпретировать полученные результаты.
Уровень 1 Учащиеся способны ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы. Они способны распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенных ситуациях. Они могут выполнить действия, которые почти всегда очевидны и явно следуют из описания предложенной ситуации.
Статья «Формирование математической грамотности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Формирование математической грамотности.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Прочитайте вслух буквы
Описание слайда:
Формирование математической грамотности учащихся
Описание слайда:
Математическая грамотность определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.
Описание слайда:
I уровень – «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»
Арифметические действия и использование информации
Описание слайда:
«ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»
II УРОВЕНЬ «СВЯЗИ»
Умение находить и отбирать информацию
Описание слайда:
«ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»
«СВЯЗИ»
III УРОВЕНЬ «РАЗМЫШЛЕНИЯ»
Интерпретация, оценка и анализ данных
Описание слайда:
Главные детерминанты качества школьного образования
Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA)
Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)
Описание слайда:
Примеры задач на уроках информатики
Описание слайда:
Примеры задач на уроках информатики
Описание слайда:
Примеры задач на уроках информатики
Описание слайда:
Примеры задач на уроках информатики
Описание слайда:
Примеры задач на уроках информатики
Описание слайда:
Примеры задач на уроках информатики
Описание слайда:
Примеры задач на «ваших» уроках
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Задача ПОКУПКА КВАРТИРЫ
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Формирование математической грамотности РАЗДАТОЧНЫЙ.docx
Формирование математической грамотности
«Математическая грамотность – способность человека ______________и ____________роль математики в мире, в котором он живет, ________________хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем___________, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему _______________».
Слова для справок: высказывать, определять, гражданину, потребности, понимать
Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности:
На примере задач PISA составьте задание по своему предмету на формирование математической грамотности.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Формирование математической грамотности.docx
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ
СЛАЙД2 Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.
СЛАЙД3 «Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы.
СЛАЙД4 Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности:
Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
СЛАЙД5 Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
СЛАЙД6 Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.
Учащиеся, которые овладели математической грамотностью, способны:
ü распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики;
ü формулировать эти проблемы на языке математики;
ü решать проблемы, используя математические факты и методы;
ü анализировать использованные методы решения;
ü интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
ü формулировать и записывать результаты решения.
СЛАЙД7 Главные детерминанты качества школьного образования
Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA)
Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)
Проблема формирования функциональной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты.
Подходы к подбору или составлению заданий
ü Предлагаются не учебные задачи, а практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
ü Для выполнения задания требуется «холистическое», а не фрагментарное применение математики.
ü Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса.
ü Структура задания: дается описание ситуации, к которому предлагаются от 1 до 4 вопросов.
ü Решение проблемы может быть рассчитан на привлечение жизненного опыта школьника.
ü Уменьшение влияния вычислительных ошибок на результат решения обеспечивается отсутствием громоздких вычислений.
ü Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.).
ü Используются возможности компьютера (построения, заполнение свободных полей, перетаскивания и др.).
ü Используются возможности разной формы записи ответа (выбор, краткий, развернутый).
Развивать математическую грамотность нужно постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
· Как игровой момент на уроке;
· Как проблемный элемент в начале урока;
· Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
· Как задание для смены деятельности на уроке;
· Как модель реальной жизненой ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;
· Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
Таким образом, для формирования математической грамотности можно и нужно подбирать такие задания, где учащиеся смогут применять полученные знания и умения на уроках к решению проблем, возникающих в повседневной практике.
Например в тестах Пиза даны задания
СЛАЙД17 ПОКУПКА КВАРТИРЫ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.