Математический и естественнонаучный цикл что это
Межпредметные связи математики и предметов естественно-научного цикла
Разделы: Математика
Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.
Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.
Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла
На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.
Курс алгебры и начал анализа наглядно показывает универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач. Аксиоматическое построение курса геометрии создает базу для понимания логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии.
Важную роль в осуществлении межпредметных связей играет математическое моделирование. Можно привести множество примеров того, как абстрактные понятия, изучаемые на уроках математики, выражают не связанные друг с другом закономерности реального мира. При изучении линейной функции у = кх + b полезно показать учащимся, что она может описывать зависимость между длиной стержня и температурой нагревания: l = l0(1+α t), между объемом газа и его температурой при постоянном давлении: V = V0 (1+α t) (закон Гей-Люсака),давлением и температурой газа при постоянном объеме: p = p0 (1+β t) (закон Шарля), скоростью и временем при равноускоренном движении: ʋ = ʋ0 + at и т. д. При изучении квадратичной функции y = ax 2 можно привести примеры зависимости пути от времени при равноускоренном движении , формулу мощности электрического тока P = I 2 R при постоянном сопротивлении и другие формулы.
Моделирование как метод познания включает в себя:
Решая прикладные задачи, мы проходим названные выше три этапа:
Можно проиллюстрировать сказанное на примере системы задач с физическим содержанием при изучении темы “Векторы” в 8–9-х классах на примере раздела “Динамика”. Векторные умения и навыки отображают модельный характер этого материала. Графические упражнения позволяют учащимся перевести физическую ситуацию на геометрический язык и получать информацию о физических явлениях с помощью геометрической модели векторного пространства. (См. Приложение 1)
У многих учеников вызывают затруднения задачи на смеси и сплавы. Вероятно, это связано с тем, что таким задачам в школьном курсе математики уделяется совсем мало внимания. Вместе с тем они входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы, нередко включаются в варианты ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.
При решении задач данного типа полезно пользоваться наглядной моделью — схемой, в которой смесь (раствор, сплав) изображается в виде прямоугольника, разбитого на фрагменты в соответствии с числом входящих в нее (в него) компонентов, а непосредственно при составлении уравнения — проследить содержание какого-нибудь одного компонента. (См. Приложение 1)
С целью совершенствования химических и математических знаний и умений учащихся можно предложить задачи на применение графиков.
Можно предложить задачи межпредметного характера в ходе изучения других математических тем. (См. Приложение 1)
Хорошим источником материала для проведения уроков алгебры является тетрадь с печатной основой авторов Беленкова Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. “Математика 5”, “Математика 6. Задания для обучения и развития учащихся” и пособие “Алгебра 7 класс”, “Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся”, ориентированное на развитие мышления и творческих способностей.
Выполнение предлагаемых заданий позволяет расширить кругозор учащихся, получить дополнительную информацию об окружающем мире.
Осуществление межпредметных связей в процессе обучения основано на координации обучающей деятельности учителей. Поэтому данная проблема требует целенаправленного руководства со стороны заместителя директора по учебно-воспитательной работе и методического совета школы.
Категория педагогических работников | Факторы, влияющие на недостаточное применение межпредметных связей |
Молодые специалисты | Не имеют опыта и умений применения знаний по родственным своей профессии предметам |
Учителя с опытом работы от 1 до 3 лет | Недостаточно владеют методиками планирования и реализации межпредметных связей на уроках и во внеклассной деятельности |
Учителя со стажем работы свыше 15 лет | Уже не имеют, как правило, достаточных знаний по родственным предметам, нуждаются в усвоении новых трактовок общепредметных понятий, особенностей новых учебных программ по смежным предметам, необходимых для реализации межпредметных связей |
Проблема межпредметных связей относится к числу сложных педагогических проблем, требующих коллективного опыта учителей для своего решения. Поэтому так важно организовать работу всего педагогического коллектива над этой проблемой, соблюдая строгую последовательность этапов:
Таким образом, современная концепция межпредметных связей предметов естественно-математического цикла ориентирует учителей на систематическую взаимосвязь учебных предметов, активную реализацию межпредметности в содержании, методах и формах организации обучения, во внеклассной работе, широкого внедрения в практику обучения интегрированных уроков, элективных курсов, объединяющих знания из различных научных и практических областей.
Математический и естественнонаучный цикл что это
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 356
с углубленным изучением немецкого и английского языков
Московского района Санкт-Петербурга
Главное меню
Предметные циклы и методические объединения
Методические объединения ГБОУ СОШ № 356:
— Трудовое обучение, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
В последнем случае в содержание образования входят 3 ключевых цикла учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовая и физическая подготовка.
Естественно-научный предметный цикл (биология, физика, химия, математика) предоставляет познание ключевых закономерностей развития природы, методов и средств их применения на благо человека. А математика также вооружает учащихся формализованным языком выражения зависимостей в форме чертежей, графиков, формул. Это считается действующим средством становления закономерного мышления.
Гуманитарные предметы (история, литература, обществознание, родной и иностранный языки) могут помочь понять законы социального развития, общественную природу самого человека. Особая роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они сформировывают эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, творчеству, красоте.
Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности улучшают самочувствие, сформировывают умения и навыки, необходимые будущим труженикам и защитникам страны.
Б.2. Математический и естественнонаучный цикл
Дисциплина «Математика»
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения курса – обучение основным математическим методам, необходимым для анализа и моделирования устройств, процессов и явлений при поиске оптимальных решений, выбору рациональных способов реализации этих решений методом обработки и анализа результатов численных и натуральных экспериментов.
Знания математики необходимы для успешного усвоения общетеоретических и специальных дисциплин в области техники, экономики, информационных технологий
Задачи изучения дисциплины:
— продемонстрировать студентам на примерах математических понятий и методов действие законов диалектики, сущность научного подхода, специфику математики и её роль в развитии;
— развивать у студентов умение самостоятельно расширять и углублять математические знания.
— усилить прикладную направленность курса для изучения специальных дисциплин учебного плана;
— использовать математические методы для решения самых разнообразных задач техники, экономики, планирования и прогнозирования, анализа экономической деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Математика» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.Б1) базовой части ООП бакалавриата.
Логически и содержательно она связана с изучением дисциплин математического и естественнонаучного цикла для расширения их общекультурной, теоретической и профессиональной подготовки. Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Физика», «Статистические методы в управлении качеством», «Математическое моделирование», «Оптимизация управленческих решений».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Математика» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-11.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— основные математические понятия такие как: функция, предел, производная, интеграл, дифференциальные уравнения, ряды
– структуру современной высшей математики, её основные этапы становления, роль в гуманитарных науках;
– основные положения геометрии Евклида, как первой естественнонаучной теории;
– множества, их элементы и соотношения между ними;
– геометрию макро и микромира;
– основные идеи математического анализа;
– основные сведения из теории рядов;
– основные понятия скалярных и векторных полей;
– основы теории вероятностей и математической статистики;
– математические методы в целенаправленной деятельности.
– решать системы линейных уравнений;
– выполнять линейные операции над векторами;
– составлять уравнения прямых, плоскостей, кривых второго порядка, давать геометрическое представление их взаимного расположения;
– дифференцировать и интегрировать простейшие функции;
– исследовать поведение функций одной и нескольких переменных;
– строить эскизы графиков;
– решать простейшие дифференциальные уравнения первого и второго порядка;
— применять простейшие численные методы
— уметь правильно задавать цель тому или иному процессу,
— определять условия и ограничения в достижении цели,
— выбирать критерии оптимальности,
— проигрывать на моделях возможные ситуации
— получать оптимальные решения с помощью математических методов.
— классическими методами решения основных математических задач, к которым могут приводить те или иные экономические проблемы;
— методами математической статистики, использующими результаты теории вероятностей;
— основными методами математического программирования и их использованием для решения различных экономических задач.
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 576 часов / 16 зачетные единицы.
Форма промежуточного контроля – экзамен.
Дисциплина «Физика»
Цели и задачи освоения дисциплины
Задачи изучения дисциплины:
— изучение основных физических явлений; овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, а также методами физического исследования;
— овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики;
— ознакомление с современной научной аппаратурой, формирование навыков проведения физического эксперимента, умения выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Физика» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.Б2) базовой части ООП бакалавриата. Логически и содержательно она связана с изучением дисциплин математического и естественнонаучного цикла для расширения их общекультурной, теоретической и профессиональной подготовки. Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Математика», «Теоретическая механика».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Физика» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-11.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— о Вселенной в целом как физическом объекте и её эволюции;
— фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
— дискретности и непрерывности в природе;
— соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
— строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
— динамических и статистических закономерностях в природе;
— вероятности как объективной характеристике природных систем;
— измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания;
— фундаментальных константах естествознания;
— соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
— состояниях в природе и их изменениях со временем;
— индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;
— времени в естествознании;
— новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;
— использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
— представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине отмассы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
— выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
— приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
— решать задачи на применение изученных физических законов;
— осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных
— выполнять математические расчёты при проведении физических экспериментов;
— уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики.
— основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики;
— методами теоретического и экспериментального исследования;
— навыками проведения наблюдения, планирования и выполнения эксперименты, выдвижения гипотезы и построения модели, применения полученных знаний по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
— навыками практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 144 часов / 4 зачетные единицы.
Форма промежуточного контроля – зачет.
Дисциплина «Информатика»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Информатика» является формирование представления о современных средствах компьютерной техники, современном программном обеспечении, связанным с подготовкой и редактированием документов, анализом и хранением данных, поиском информации, коммуникацией (возможностями компьютерной техники, которые рационально использовать для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью в области менеджмента).
Задачи изучения дисциплины:
— получение фундаментальных понятий об информации, методах её представления, хранения, обработки и передачи;
— ознакомление с современными информационными технологиями;
— получения навыков грамотного использования наиболее востребованных офисных приложений: MS Word и MS Excel.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Информатика» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.Б3) базовой части ООП бакалавриата. Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Информационное обеспечение, базы данных», «Информационные технологии в управлении качеством и защита информации».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Информатика» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-11, ОК-12, ОК-13,ОК-14, ОК-18.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— устройство: аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера,
— назначение локальных и глобальных вычислительных сетей,
— виды операционных систем, основы технологии программирования.
— работать в ОС MS DOS, в программе-оболочке NORTON, с прикладными программами операционной системы WINDOWS, в локальной сети, глобальной сети INTERNET.
— устанавливать и переустанавливать операционную систему;
— устанавливать аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера;
— настраивать объекты операционной системы;
— владеть технологией программирования для решения задач, содержащих линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы.
— методами преобразования «бумажных» документов в «электронные»;
— навыками поиска информации в базах данных, компьютерных сетях и пр;
— навыками представления числовой информации различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
— навыками работы с электронной почтой и осуществлять публикации в Интранет и Интернет;
— навыками работы в операционной системе Windows;
— навыками работы с основными офисными приложениями.
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 180 часов / 5 зачетные единицы.
Форма промежуточного контроля – зачет, экзамен.
Дисциплина «Экология»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экология» является формирование у студентов экологического мировоззрения и умения использовать экологические законы и принципы для принятия проектных решений в своей профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
— Формирование у студентов базовых знаний о главных положениях экологии для получения оптимальной информации о состоянии окружающей среды и ее компонентов при обосновании и уточнении экологических прогнозов.
— Формирование способности понимать особенности организации мониторинга состояния основных природных объектов: атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы при различных видах хозяйственного освоения территорий.
— Формирование творческого мышления, объединение фундаментальных знаний о задачах экологии, ее назначении, содержании, методах организации с учетом особенностей различных видов хозяйственной деятельности с последующей обработкой и анализом результатов исследований для проектирования типовых природоохранных мероприятий.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Экология» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.Б4) базовой части ООП бакалавриата. Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Экологический менеджмент и аудит», «Безопасность жизнедеятельности».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Экология» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-11.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— научные основы экологического мониторинга, включающие основные понятия, общую структуру, классификацию видов мониторинга;
основные контролируемые параметры и нормирование загрязнения окружающей среды;
— системы и службы мониторинга, входящие в глобальную систему мониторинга окружающей среды, единую государственную систему экологического мониторинга и систему государственного мониторинга состояния недр России;
— принципы организации мониторинга состояния природных сред (атмосферный воздух, снег, почва, растительность, поверхностные и подземные воды, геологическая среда);
— аналитическое обеспечение при мониторинге;
— типовые природоохранные мероприятия.
— разрабатывать программы мониторинга окружающей среды при различных видах хозяйственного освоения территорий;
— составлять карты-схемы организации мониторинга окружающей среды при различных видах хозяйственного освоения территории;
— обрабатывать и анализировать результаты мониторинга;
— проектировать природоохранные мероприятия.
— навыками экологической оценки основных факторов окружающей среды, разрабатывать мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия на организм, сохранению и укреплению здоровья.
— навыками проведения анализа и оценки экологической ситуации в регионе.
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 72 часов / 2 зачетные единицы.
Форма промежуточного контроля – зачет.
Дисциплина «Теоретическая механика»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Теоретическая механика» является изучение тех общих законов, которым подчиняются движение и равновесие материальных тел и возникающие при этом взаимодействия между телами, а так же овладение основными алгоритмами исследования равновесия и движения механических систем. На данной основе становится возможным построение и исследование механико-математической моделей, адекватно описывающих разнообразные механические явления. Помимо этого, при изучении теоретической механики вырабатываются навыки практического использования методов, предназначенных для математического моделирования движения систем твердых тел.
Задачи изучения дисциплины:
— изучение механической компоненты современной естественно-научной картины мира, понятий и законов теоретической механики;
— овладение важнейшими методами решения научно-технических задач в области механики, основными алгоритмами математического моделирования механических явлений;
— формирование устойчивых навыков по применению фундаментальных положений теоретической механики при научном анализе ситуаций, с которыми инженеру приходится сталкиваться в ходе создания новой техники и новых технологий;
— ознакомление студентов с историей и логикой развития теоретической механики.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Теоретическая механика» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.В.ОД.1) базовой части ООП бакалавриата. Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Физика», «Техника, технология и качество».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Теоретическая механика» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-11.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— основные понятия и концепции теоретической механики, важнейшие теоремы механики и их следствия, порядок применения теоретического аппарата механики в важнейших практических приложениях;
— основные механические величины, их определение, смысл и значение для теоретической механики;
— основные модели механических явлений, идеологию моделирования технических систем и принципов построения математических моделей механических систем;
— основные методы исследования равновесия и движения механических систем, важнейшие (типовые) алгоритмы такого исследования;
— интерпретировать механические явления при помощи соответствующего теоретического аппарата;
— пользоваться определениями механических величин и понятий для правильного истолкования их смысла;
— объяснять характер поведения механических систем с применением важнейших теорем механики и их следствия;
— записывать уравнения, описывающие поведение механических систем, учитывая размерности механических величин и их математическую природу (скаляры, векторы, линейные операторы);
— применять основные методы исследования равновесия и движения механических систем, а также типовые алгоритмы такого исследования при решении конкретных задач;
— пользоваться при аналитическом и численном исследованиях математико-механических моделей технических систем возможностями современных компьютеров и информационных технологий
— методами анализа механизмов в статике, кинематике и динамике;
— критериями выделения основных параметров, влияющих на устойчивую работу установок и агрегатов;
— опытом работы и использования научно-технической информации, Internet-ресурсов, баз данных и каталогов, электронных журналов и патентов, поисковых ресурсов и др. в области высокотехнологического оборудования, в том числе, на иностранном языке
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 108 часов / 3 зачетные единицы.
Форма промежуточного контроля – зачет.
Дисциплина «Инжиниринг качества»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Инжиниринг качества» является формирование знаний, умений, навыков применения новых статметодов в управлении качеством.
Задачи изучения дисциплины:
— Формирование основных понятий статистического управления процессами.
— Формирование умений строить контрольные карты.
— Формирование умения проводить статанализ процессов.
— Формирование умения планировать контроль.
— Формирование основных понятий метода Тагути.
— Формирование умения строить функции качества в зависимости от голоса потребителя.
— Формирование знаний по инжинирингу качества.
— Формирование умений проводить анализ выходных, управляющих и основных факторов и планировать эксперименты на основе ортогональных матриц.
— Формирование умений проектировать параметры и допуски и анализировать результат с применением программы ANOVA.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Инжиниринг качества» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.В.ОД.2) базовой части ООП бакалавриата. Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Статистические методы в управлении качества», «Основы обеспечения качества», «Всеобщее управление качеством».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Инжиниринг качества» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-11, ПК-2, ПК-4.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— Проводить статистическую обработку данных
— Выявлять обычные и особые причины изменчивости процесса
— Управлять процессом и его воспроизводимостью
— Строить контрольные карты для количественного признака
— Строить контрольные карты для альтернативного признака
— Развертывать голос потребителя через плановую, проектную, процессную и производственную матрицы
— Анализировать факторы, влияющие на качество продукции
— Проводить оптимизацию параметров вновь проектируемой продукции
— Применения статистических методов к управлению качеством продукции
— Построение контрольных карт
— Вычисление параметров воспроизводимости и приготовленности процессов
— Построение домиков качества
— Построение плана контроля
— Определять выходные, управляющие и шумовые факторы
— Применять дисперсионный анализ с помощью программы ANOVA
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 144 часов / 4 зачетные единицы.
Форма промежуточного контроля – экзамен.
Дисциплина «Основы квалиметрии»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Основы квалиметрии» является формирование у студентов понимания о статусе квалиметрии, её структуре и методологическом аппарате, ознакомление их с особенностями новой, синтетической квалиметрии и представителями действующих квалиметрических школ.
Задачи изучения дисциплины:
— сформировать квалиметрическое мышление у совре-менного специалиста,
— научить их определять дифференциальные и интегральные показатели качества,
— пользоваться различными измерительными процедурами и шкалами,
— применять полученные данные о качестве для управления производством объектов и технологическими процессами.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Основы квалиметрии» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.В.ОД.3). Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Статистические методы в управлении качества», «Основы обеспечения качества», «Квалиметрическое и метрологическое обеспечение систем управления».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Основы квалиметрии» направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1, ОК-11, ПК-2.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— Исторические аспекты формирования квалиметрии как науки.
— Объект, предмет и структуру квалиметрии.
— Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества.
— Виды шкал, типы характеристик качества, измеряемых по квалиметрическим шкалам.
— Основные показатели качества продукции (услуг).
— Модели оценки качества и виды сверток.
— Методы оценки качества.
— Выделять показатели качества объекта.
— Сопоставлять и оценивать значения отдельных свойств объекта на основе использования квалиметрических шкал измерений.
— Выбирать модели для оценки качества различных объектов.
— Применять адекватные методы оценки качества выбранного объекта.
— Проводить описание свойств различных объектов на основе выделения показателей качества.
— Проводить расчеты весовых коэффициентов различными методами.
— Определять уровень согласованности экспертов на основе расчета коэффициента конкордации.
— Использовать методы экспертной оценки для определения качества объекта.
— Интерпретировать полученные результаты экспертной оценки, разрабатывать предложения по улучшению (усовершенствованию) свойств продукции (услуги).
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 72 часов / 2 зачетные единицы.
Форма промежуточного контроля – экзамен.
Дисциплина «Основы теории систем»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Основы теории систем» является развитие системного мышления посредством овладения студентами методологией и навыками проведения системного анализа и синтеза, изучения принципов, базовых составляющих системы менеджмента качества, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000.
Задачи изучения дисциплины:
— Изучить область системология как область знаний;
— Провести исследование систем, системный анализ и системный синтез;
— Провести оценку сложных систем и- системы менеджмента качества.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Основы теории систем» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.В.ОД.4). Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Проектирование систем качества», «Основы обеспечения качества», «Основы обеспечения качества», «Всеобщее управление качеством» «Основы инженерного менеджмента».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Основы теории систем» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-11, ПК-3.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
– исторические аспекты системного познания мира;
– понятийный аппарат системологии;
– понятие и виды системного анализа;
– цели, задачи и принципы системного синтеза;
– модели сложных систем;
– основные типы шкал измерения систем;
– принципы и основные составляющие систем менеджмента качества.
– определять взаимосвязи меду выделенными элементами системы;
– определять входы (выходы), процессы системы;
– идентифицировать классы систем;
– применять в качестве инструмента описания системную пентаду и пентаду качества;
– проводить описание систем (функциональное, морфологическое, информационное, параметрическое);
– выделять несоответствия системы с позиции достижения целей для проектирования новой (усовершенствования имеющейся) системы.
– выделять основные элементы системы;
– классифицировать рассматриваемую систему в соответствии с основными признаками;
– строить модели системы в соответствии с видами системного анализа (синтеза).
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 180 часов / 5 зачетных единиц.
Форма промежуточного контроля – экзамен.
Дисциплина «Биохимия»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Биохимия» является формирование у студентов основ биохимических знаний для рационального использования растительного и животного сырья, понимания необходимости ведения процесса изготовления продуктов питания так, чтобы обеспечить сохранения в пищевых продуктах ценных исходных качеств.
Задачи изучения дисциплины:
Развитие у студентов химического мышления, чтобы будущий специалист мог не только самостоятельно решать различные химические проблемы, но и перенести общие методы научной работы на работу по специальности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Биохимия» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2.В.ДВ1.1). Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Органическая химия», «Общая и неорганическая химия».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Биохимия» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-11.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— биохимические процессы, протекающие в живых организмах, химический состав органов и тканей.
— основные методы исследования структуры и функций биологически важных соединений;
— применять научные знания в области биохимии в учебной и профессиональной деятельности
— современными представлениями о биохимическом единстве органического мира; практическими навыками для проведения экспериментальных научно-исследовательских работ с биологическими объектами;
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 144часов / 4 зачетных единиц.
Форма промежуточного контроля – экзамен.
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является сформировать общее представление о функциях организма человека в развитии (онтогенезе) для правильной организации рабочего процесса и повышения его эффективности и качества на основе индивидуального подхода.
Задачи изучения дисциплины:
— изучить закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
— изучить морфо-функциональные особенности развития организма;
— изучить основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
— изучить гигиенические средства и методы сохранения и укрепления здоровья.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к математическому и естественнонаучному циклу (Б2. В.ДВ1.2). Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Физиология питания», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ПК-1.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
— основные закономерности роста и развития организма человека;
— строение и функции систем органов здорового человека;
— физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
— возрастные анатомо-физиологические особенности ;
— гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
— оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека;
— профилактики инфекционных заболеваний;
— проведения гигиенических мероприятий.
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 144часов / 4 зачетных единиц.
Форма промежуточного контроля – экзамен.
Дисциплина «Общая и неорганическая химия»
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по общей и неорганической химии с учетом современных тенденций развития химической науки, что обеспечивает решение выпускником задач будущей профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
— современных представлений о строении вещества, о зависимости строения и свойств веществ от положения составляющих их элементов в Периодической системе и характера химической связи применительно к задачам химической технологии;
— природы химических реакций, используемых в производстве химических веществ и материалов, кинетического и термодинамического подходов к описанию химических процессов с целью оптимизации условий их практической реализации;
— важнейших свойств неорганических соединений и закономерностей их изменения в зависимости от положения составляющих их элементов в Периодической системе.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Общая и неограническая химия» относится к базовым естественнонаучным дисциплинам (Б2. В.ДВ2.1) и основывается на знаниях, навыках и умениях, приобретенных в результате освоения химии, физики и математики в средней школе. Успешному освоению дисциплины сопутствует параллельное изучение физики и математики как базовых естественнонаучных дисциплин. Изучение дисциплины предваряет и успешно содействует освоению следующих дисциплин: «Органическая химия», «Биохимия».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Общая и неорганическая химия» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-11.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— электронное строение атомов имолекул,
— основы теории химической связи в соединениях разных типов,
— строение и свойства координационных соединений,
— строение вещества в конденсированном состоянии,
— основные закономерности протекания химических процессов и характеристики равновесного состояния,
— методы описания химических равновесий в растворах электролитов,
— химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их важнейших соединений;
— выполнять основные химические операции,
— определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ,
— использовать основные химические законы, термодинамические справочные данные и количественные соотношения неорганической химии для решения профессиональных задач;
— теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ на основе электронного строения их атомов и положения в Периодической системе химических элементов,
— экспериментальными методами определения физико-химических свойств неорганических соединений.