Математический класс в школе что это
Стоит ли школьнику переводиться в математический класс
У каждого школьника наступает момент, когда ему предстоит решить, кем становиться в будущем. Именно тогда стоит прислушаться к себе, понять свои сильные и слабые стороны, что поможет в дальнейшем выборе профильного образования. На данный момент существуют различные типы профильных классов, направленных на углубленное изучение того или иного предмета.
Кому из школьников следует переводиться в математический класс
Когда встаёт вопрос о том, переводить своего ребёнка в класс с углубленным изучением математики или не стоит, многие родители готовы нанимать репетиторов, чтобы они помогали в усиленной подготовке, тем самым «поддерживая на плаву». Но перед этим стоит обратить внимание на наличие у школьника склонности к точным наукам: насколько легко ему даётся математика, как быстро он способен решить задачу и примеры повышенного уровня сложности. Если ребёнок легко справляется с более трудными заданиями, то перевод в класс с углубленным изучением данного предмета оправдан.
Плюсы и минусы перевода в математический класс
К несомненным преимуществам можно отнести то, что в одном классе будут учиться дети со схожими способностями, что создаёт здоровую конкуренцию в классе. Вдобавок дети с выраженной склонностью к решению математических задач зачастую скучают в обычном классе, т.к. слишком быстро находят решение неравенств, на которое у других ребят уходит намного больше времени. К безусловным плюсам ещё можно отнести и то, что в будущем обучение в математическом классе упростит школьнику поступление в профильный ВУЗ.
Однако стоит обратить внимание и на минусы выбора математического класса. В первую очередь нужно отметить раннюю профориентацию, сбивающую многих с толку, ведь не каждый ребёнок, обладающий хорошими способностями к математике, мечтает связать с этим предметом всю свою жизнь. Также стоит отметить, что конкуренция имеет и обратную сторону: борясь с другими детьми за первенство в классе по определённой дисциплине, некоторые школьники испытывают сильный стресс, что может негативно сказаться на здоровье. Если такая тенденция существует, нужно следить за тем, чтобы ребенок не зацикливался на учебе.
Наш искусственный интеллект решает сложные математические задания за секунды.
Мы решим вам контрольные, домашние задания, олимпиадные задачи с подробными шагами. Останется только переписать в тетрадь!
Московские родители помешались на математических школах и классах
«Только не в гуманитарии»
В последних числах мая в школах подходит к концу комплектование профильных классов на будущий год. И оказалось, что в этом году количество желающих попасть в математический класс буквально зашкаливает. Администрации многих учебных заведений бьют тревогу: они никак не могут принять всех желающих.
Фото: Наталия Губернаторова
«МК» изучил проблему и выяснил: на смену моде на углубленное изучение иностранных языков пришло тотальное помешательство на занятиях олимпиадной математикой и программированием. В результате родители всеми правдами и неправдами пытаются пропихнуть в профильный класс даже абсолютно не способных к техническим наукам детей. А репетиторы по математике зарабатывают целые состояния на желающих пробиться в топовые математические школы, конкурс в которые доходит до 15–20 человек на место.
В последние годы количество родителей, мечтающих вырастить из своих детей математических гениев, растет буквально в геометрической прогрессии. Но в этом году произошел настоящий взрыв: конкурс при поступлении в ряд топовых школ был вполне сопоставим с конкурсом в престижные вузы. А рядовые учебные заведения столкнулись с тем, что подавляющее число учащихся при выборе профиля независимо от способностей любыми способами пытаются пробиться в математический класс.
— В нашей школе деление на профили происходит в 5-м классе, — рассказывает завуч одного из столичных комплексов. — Наше учебное заведение всегда славилось своей гуманитарной направленностью, углубленным изучением иностранных языков. Однако несколько лет назад в связи с возросшим спросом на естественные науки, мы открыли и два математических класса. В прошлые годы дети распределялись по классам достаточно равномерно, в зависимости от своих способностей и предпочтений, но в этом году произошел настоящий математический бум. Мне принесли более 120 заявлений на поступление в маткласс, пробиться туда разными способами пытались даже дети с годовой «тройкой» по профильному предмету. Кроме того, обидно, что даже родители девочек, явно тяготеющих к гуманитарным наукам и имеющих успехи на различных олимпиадах, стремятся склонить их к математике. При этом родители упорно не хотят понимать, что для успешного изучения данного предмета способности просто необходимы, одного натаскивания будет недостаточно. В результате нематематический ребенок будет мучиться от тяжести нагрузки или в конце концов все равно перейдет в гуманитарный класс.
Особо продвинутые родители не ограничиваются поступлением ребенка в профильный класс своей «дворовой» школы, а замахиваются на топовые математические лицеи. Для поступления в престижные школы папы и мамы зачастую уже с детского сада начинают возить своих чад на олимпиадные кружки, а затем раскошеливаются и на дорогущих репетиторов.
— В реальности мамы, помешанные на математических школах, как будто зомбируют друг друга, — рассказывает Юлия, мама четвероклассника. — Мы пошли по стандартному пути — сначала отдали ребенка в математический кружок при мехмате МГУ и возили его по бесконечным олимпиадам, а в 4-м классе взяли репетитора, который специализировался на подготовке в желаемые учебные заведения. Один урок длительностью полтора часа стоил у педагога 4 тысячи рублей, и это без гарантии поступления. Ставки учителей, которые реально могут протащить в желаемую школу, доходят до 10–12 тысяч за урок. В конечном итоге кончилась наша история печально, на экзамене сыну не хватило одного балла.
Игорь Дружинин, учитель математики с 25-летним стажем, уверен, что любая мода на специализации на том или ином предмете ничего хорошего не несет и вредит детям: «Реально главная задача любого родителя помочь ребенку найти свое призвание, раскрыть таланты, а не натаскать по какому-то определенному предмету. У меня совсем недавно был случай, когда девочка, которую родители буквально насильно запихнули в маткласс, закончила его, поступила в технический вуз, а уже через год бросила его и поступила на вечернее отделение иняза. Так что против природы не пойдешь. Что касается поступления в топовые математические школы, то очень часто попасть туда намного легче, чем там учиться. Многие дети с трудом справляются с программой, учеба для них становится практически непосильной задачей, некоторых и вовсе отчисляют из престижных школ. В результате все это становится для ребенка огромной психологической травмой и никак не способствует гармоничному развитию».
Почему математика 5–6-х классов — основа будущего образования
Математика легко даётся большинству детей в начальной школе. В пятом классе случается первый кризис успеваемости: пятёрки получить уже сложнее, внимания каждому ребёнку уделяется меньше, и некоторые дети разочаровываются в предмете. Учитель математики школы «Интеграция XXI век» Мария Матросова объясняет, почему инвестиции в математику в этом возрасте критически важны.
Почему математика часто выпадает в 5–6-х классах
Важный период математического образования приходится на период больших физиологических изменений, а также на кризис отношений с родителями. В возрасте 12–13 лет происходит существенный скачок в процессе взросления, пятый и шестой классы — непростые для ребёнка физиологически и социально. Внутри организма происходят изменения в связи с ускоренным ростом, в школе появляется множество новых предметов и отношений. Родителям тоже не просто перестроиться после начальной школы: с одной стороны, важно уделять внимание теряющему уверенность в себе ребёнку, с другой — нужно позволить ему быть самостоятельным и установить зоны личной ответственности.
Начальная школа на самом деле завершается шестым классом: заканчивается общеобразовательный этап во многих школах перед разделением на профили и первой специализацией в седьмом классе. Нам встречались дети, теряющие за это время надежду на понимание и удовольствие от математики. Психологические блоки закреплялись к 8–9-м классам.
Очень часто корень проблемы — в недостатке знаний материала пятого и шестого классов
К экзаменам в девятом классе некоторые школьники так и не приучаются с лёгкостью упрощать дробные выражения или производить расчёты в задачах. Действительно ли математика так важна в пятом и шестом классах? Можно ли, правильно подойдя к её изучению, избежать проблем с рядом предметов в старших классах и даже в вузе?
Зачем гуманитариям знать дроби
Самое сложное в пятом и шестом классах — работа с дробными числами. Значение дроби и её знаменатель обратно пропорциональны: если знаменатель увеличивается, то дробь уменьшается. Интуитивное понимание этой закономерности вводится в пятом классе, когда дети начинают решать задачи с содержанием дробных чисел. Только в восьмом классе дети приходят к более системному взгляду на дробь, изучая обратно пропорциональную зависимость и алгебраические дроби.
Очевидно, что уметь считать в столбик — необходимый навык. Аналогично и умение работать с дробями. Однако некоторые упускают эти навыки в пятом-шестом классе: дети — и, к сожалению, некоторые родители — полагают, что дробные числа и выражения нужны только техническим специальностям.
На самом деле понятие дроби используется практически во всех сферах жизни. Зачем ребёнку, увлекающемуся живописью, понимать дроби? Теория линейной перспективы — предмет уменьшается в постоянное число раз в зависимости от расстояния от наблюдателя. Понятие дробного числа поможет точнее понимать и видеть пропорции предметов, которые хочется изобразить.
В средней школе изучают основы физики, химии, географии. Чаще всего задания по этим предметам включают в себя математические расчёты: посчитать процентное содержание кислоты в растворе, подставить данные в формулу и найти неизвестную величину.
Если ребёнок плохо усвоил работу с дробными выражениями в шестом классе, у него будут сложности со всем циклом естественно-научных дисциплин
В экономике появляется понятие экономического роста — процентное изменение ВВП в течение года. Банковский процент по кредиту — доля от капитала, которую мы выплачиваем банку за годовое пользование взятыми в долг деньгами. Если ребёнок упускает математику в пятом и шестом классах, во взрослой жизни ему приходится всё же осваивать тему в полном объёме — иначе не получится принимать верные решения. Поэтому на уроках мы уделяем дополнительное время понятию части, процента от числа. Легче разобраться с этим в пятом-шестом классах, чем осваивать материал уже в вузе.
Предположим, ребёнка интересуют человеческие отношения, а естественно-научные предметы не задевают совсем. Какую профессию он захочет получить? Возможно, психолога, социолога или маркетолога. Во многих профессиональных сферах сейчас используют результаты статистических исследований, в лидирующих вузах курсы по статистике и основам анализа данных уже стали классическим предметом в программах почти всех факультетов. Если у ребёнка не формируется понятие дроби и доли, позже могут быть проблемы с интерпретацией статистических результатов уже в интересной ему области.
С чего начать, если ребёнок не понимает дроби
Можно попробовать начать с понятных бытовых задач: «Насыпь три четверти чашки», «Отрежь две трети от куска сыра», «Отмерь три седьмых грядки». Среди пятиклассников найдутся дети, которым поначалу будет сложно выполнить такие задания. Не спешите помогать с ответом: важны самостоятельные решения.
Ребёнок будет гораздо меньше бояться дробей, если помочь понять величину самой дроби — отличать 1/5 от 1/500, а потом научить практическим приёмам сравнения дробей.
Правило «Ближе к одному или дальше от одного»: 98/99 меньше 99/100, потому что до единицы в первом случае 1/99, а во втором — 1/100, меньше шажок.
Правило сравнения с половиной: Какая дробь больше — 42/81 или 33/67? 42/81 больше ½, а дробь 33/67 меньше ½, поэтому 42/81 больше 33/67. И не нужно заниматься долгими расчётами в поисках наименьшего общего знаменателя.
Доли и части мы встречаем почти каждый день: это и процент по вкладу в банке, и скидки. Математика пятого и шестого классов — основа финансовой грамотности и анализа в повседневной и профессиональной жизни. Родители могут поддержать ребёнка в освоении математики, объясняя связи этой науки со сферами, которые ему интересны и нужны.
Иллюстрации: Shutterstock (ClassicVector, VectorMine, autumnn)
Особенности обучения в математическом классе
Каждый из нас, когда отводит своего ребенка в первый класс, надеется, что он будет самым умным учеником, который схватывает всю информацию на лету. Дети быстро растут. Природа и развитие расставляет все точки над «I». Одним суждено мечтать о последнем звонке, чтобы поскорее сбежать из учебного заведения и пойти в армию или куда-нибудь на завод. А детей с аналитическим складом ума в свое время забирают в математические классы. Что они дают? Как минимум, путевку в Высшее учебное заведение.
Действительно, детей, которые обучаются в классах с математическим уклоном, в первую очередь готовят к поступлению на профильные факультеты самых престижных ВУЗов страны. И нет никаких сомнений в том, что у ребят есть все шансы быть зачисленными в группы после вступительных экзаменов. Им то решение задач по математике даются легко, педагоги «натаскивают» школьников при помощи самых сложных задач. Конечно, многое в современном обучении дает положительная сдача Единого государственного экзамена. Можно даже сказать, что набрать нужное количество баллов – основная цель учеников физико-математических классов.
Многие учителя спорят, стоит ли вообще разграничивать детей на классы с тем или иным уклоном. Дескать, даже не самые сильные ученики, наблюдая за сверстниками каждый урок в одном кабинете, могут изменить свое мнение об учебе, стараться выполнять задания лучше, активнее «грызть гранит науки». Но, как показывает практика, если ребенок не хотел нормально учиться где-то до 7 класса (а именно в этом возрасте начинается распределение по профилю), то и дальше он вряд ли начнет «дружить» с учебниками.
Очень многое, кстати, зависит и от родителей, которые соглашаются на то, чтобы их ребенка отдали в математический класс. Тут нужно контролировать каждый этап обучения, отправлять свое чадо на различные Олимпиады. Они, кстати, помогут ребенку при поступлении в Высшее учебное заведение. Особенно при наличии призовых мест. Некоторые ВУЗы вообще берут победителей школьных Олимпиад на бюджетные места без экзаменов. За талантливыми ребятами всегда следят и двигают их к вершинам. В этом можете даже не сомневаться.
В любом случае, уделяйте больше внимания своим детям. Не важно, достигают они успехов в учебе или ходят в двоечниках. Занимайтесь с ними, развивайте таланты. Все у ваших младших домочадцев обязательно получится!
Учитель месяца: «Наша школьная математика неоправданно сложная, а финская — неоправданно слабая»
Я училась в Москве, в физико-математической школе, тогда она называлась «Лицей при МИФИ», а преподавать математику детям и организовывать математические лагеря начала в качестве хобби. А потом, когда мы пару лет назад с семьей переехали в Великобританию, это стало моим делом. Что касается увлечения математикой, к сожалению, в нашей школе это происходит скорее вопреки, чем благодаря. Большинству детей это так и не удается. Ну а те, у кого есть математические способности, в принципе, приспособятся к любой системе.
Безусловно, в любой системе самое главное — это учитель и его способность увлечь ученика, раскрыть его способности. Но и математические способности у всех разные, как и склонность к языкам. Это я вам могу сказать как мама четверых детей, среди которых один — старший — вне всякого сомнения, одаренный математик. Он уже в 5 лет считал так, будто у него внутри спрятан калькулятор. С самого раннего детства ребенок был занят математическими исследованиями: видя дерево, пытался посчитать, сколько на нем листьев, беря стакан воды, задумывался, сколько в нем капель. Это, разумеется, и определенные человеческие способности, и определенные потребности. К сожалению, наша школьная программа построена так, что она отбивает интерес к математике: сильному ребенку скучно, ему слишком просто, слабому — слишком сложно, непонятно и тоже скучно.
математика в школе слишком академическая, не имеет отношения к жизни
Математическое образование везде очень разное: подходы, объемы, оценка знаний и, в конечном счете, результат, то есть багаж математических знаний, с которым человек выходит из школы, и то, как он может применить их в жизни, очень отличаются в школах разных странах.
Когда мы несколько лет назад переехали в Англию, моя дочь решила поступать в grammar school — это школы, которые выше по уровню, чем обычные, туда надо сдавать экзамены. Когда она начала готовиться, вот за что мы не боялись, так это за математику — ребенок с 1 класса ходит в математические кружки и в московской школе учился успешно. И каково же было наше изумление, когда пробный тест она решила дай Бог на 40%. Остальное она просто не знала, в московской программе за 6 класс не было таких тем. У британских школьников очень широкий математический кругозор.
Английские дети идут в школу в 4 года и сразу начинают заниматься математикой, конечно, в игровой форме: делят пиццу, раскладывают кубики Lego. В 6 лет они уже работают с дробями, они уже знают, что половина — это и 50%, и 1/2, и угол 180 градусов. И для них это все не абстрактные понятия — они все руками пощупали, поделили, исследовали, они поняли, как это устроено. Это не остается какой-то абстракцией, поэтому не забывается потом. В Британии, как и в Америке и Сингапуре, математика очень практичная, из реальной жизни. Есть участок, надо рассчитать, каким будет забор вокруг него, посчитать монеты в кошельке, вычислить размер скидки, перевести деньги из одной валюты в другую.
У нас детей учат брать интегралы, про которые они, выйдя из школы, сразу забудут, и решать примеры с девятью действиями — такого в других школах нет. Зато решить простейшую бытовую задачу: как рассчитать количество краски, чтобы покрасить стены, — не учат. И это одна из главных проблем российского подхода: математика в школе слишком академическая, не имеет отношения к жизни, вместо того, чтобы достаточно времени уделить визуализации и поиграть, сразу переходят к решению примеров.
Еще одна очень хорошая черта британской математики — темы проходят из года в год, каждый раз на более высоком уровне. У нас же считается, что если в 5 классе прошли дроби, значит, ребенок все понял и запомнил. В результате пробелы расширяются, непонимание растет как снежный ком — в 8-9 классе оказывается, что ребенок вообще не понимает, что это такое.
а вот примеры сингапурские дети не решают — все дроби, проценты и части учат через задачи
Математическое образование в США довольно сильно отличается от британского, прежде всего наличием учебника и довольно больших домашних заданий. Сам подход при этом такой же: темы изучаются несколько лет, каждый раз все глубже и глубже, все очень наглядно, задачки тоже в основном практические, интересные и достаточно сложные.
Сингапурская система использует так называемый эвристический подход к решению, идет от частного к общему. Сначала дети решают очень много практических задач, не изучая теорию, потом, основываясь на этом опыте, ребенок обобщает и делает выводы. При этом уравнения для решения задач не пишут, а рисуют схемы. Много заданий на логику, которые у нас дают в математических кружках, а вот примеры сингапурские дети не решают — все дроби, проценты и части учат через задачи.
Что касается финской школы, то я могу сказать, что математика там практически отсутствует. У меня есть ученик, ему 13 лет — он никогда в жизни не решал задачи, только примеры. Очень скудный набор тем, при этом и счетные навыки у них не развиты. Учебники слабые, 7 класс соответствует уровню примерно 4-5 класса Британии и России, при том что по возрасту это 7 российский класс и 9 британский. Если наша школьная математика, на мой взгляд, неоправданно сложная, в ней много академической мишуры, которая не дает реальных знаний, ее цель — высокий результат, то финская — неоправданно слабая.
почти у всех моих учеников я наблюдаю огромный страх перед ошибками
Вообще, если честно, меня удивляет такое восхищение финской образовательной системой. Все, что сейчас выдается за какие-то революционные, прогрессивные открытия, в британской школе работает уже больше 20 лет — серьезная реформа образования здесь проводилась в 90-е годы. Здесь тоже нет четкого расписания, давно уже ведется межпредметное обучение, когда изучается явление целиком, с точки зрения разных дисциплин. Например, несколько лет назад таким явлением была война в Сирии — 10-летние дети изучали суть конфликта с точки зрения географии, истории, религии и так далее. Они читали газеты и потом сами писали новости, таким образом тренируясь в оттачивании журналистского стиля. Они учились верстать и выбирать фотографии. Какой это был предмет? Точно так же проходят, например, Древнюю Грецию — они учат греческий алфавит, рисуют амфоры, идут в музей, ставят спектакль в стиле античного театра и так далее. Здесь тебе и история, и драма, и рисование (а это важные предметы, по ним даже можно сдавать выпускные экзамены).
Практически у всех моих учеников я наблюдаю огромный страх перед ошибками. Даже не перед ошибками, а перед неуспехом. Разные страны, разные школьные системы, а проблема общая. Вот математическая задачка, которая отлично передает эту проблему: «За одну решенную задачу дают 4 балла, за одну неправильно решенную снимают 2 балла, за нерешенную дают 0 баллов». Так и есть в школе, а должно быть наоборот — попытку решить нужно поощрять.
Но у нас в школе отрицательная мотивация давит со страшной силой: с ее постоянными оценками, где снижают баллы за то, что клетку не отступил, за помарки, за чистописание. Школа сразу набрасывается со своими правилами, ребенок понимает, что детство кончилось, что учиться очень сложно, лучше я вообще ничего делать не буду. Исследовательская деятельность зарублена на корню, никакого желания, интереса нет. Если дети не видят решения задачи сразу, то, скорее всего, и не попробуют ее решить, они ждут подсказки, одобрения каждому действию. Я учу детей спорить со мной, не бояться ошибиться. И это получается далеко не сразу.