Материалисты утверждают что материя

Ответы на тесты по философии: Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

Просмотр:
Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

1. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

*в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) о сущности человеческой истории.

2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

3. Какое из данных философских понятий возникло первым?

4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

*а) пассивную материю и активную форму;

б) активную материю и пассивную форму;

в) активное сознание и пассивную форму;

г) пассивное сознание и активную форму.

5. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

6. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

7. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;

б) о всеобщей познаваемости мира;

*в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

г) о непознаваемости мира;

д) о сотворении мира.

8. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

*в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

9. Материалисты утверждают, что материя – это:

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

*б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

10. Идеалисты утверждают, что:

*а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

*а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

а) учение о природе;

*б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.

13. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

14. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

17. Сущность любых объектов мира проявляется:

а) в их внутренних качествах;

б) в их внешних признаках;

в) в их обособленности;

*г) во взаимодействии с другими объектами.

18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

20. К основным трактовкам пространства и времени относят:

21. К основным трактовкам категории материи относят:

22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:

а) обладающее энергией и массой;

б) обладающее душой и жизненностью;

*в) обладающее пространственно-временными характеристиками;

г) обладающее волей и желанием;

д) находящееся в движении.

23. Универсальной формой существования материи является:

г) определенный набор форм;

д) ограниченность в пространстве.

24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):

а) психологические и эмоциональные;

*б) гравитационные и электромагнитные;

*в) энергетические и информационные;

г) социальные и институциональные.

25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

26. Неравномерность протекания присуща:

а) физическому времени;

б) математическому времени

в) биологическому времени;

*г) историческому времени.

27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

28. Материализм Фейербаха получил название:

29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

31. Объективный идеализм признает следующее положение:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

*д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.

32. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

*г) отрицания отрицания.

33. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

а) тождества материи и сознания;

*б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.

34. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

*а) закон единства и борьбы противоположностей;

*в) закон взаимного перехода качества и количества;

*г) закон отрицания отрицания;

д) закон нравственного воздаяния.

35. Прогресс и регресс – это две формы:

36. К законам диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

*б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество;

г) отрицания отрицания.

37. Диалектика — это:

*а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

38. Дополните парные категории диалектики:

а) единичное – общее;

б) причина – следствие

в) возможное – действительное;

г) сущность – явление

д) форма – содержание.

39. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

2а) бытие творящее и бытие сотворенное;

4б) бытие как экзистенция;

1в) бытие как Единое;

3г) бытие мира как «часовой механизм».

40. Установите последовательность возникновения философских категорий:

1б) первоначало (архэ);

41. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

2а) механистический материализм;

1б) стихийный материализм;

4в) диалектический материализм;

3г) антропологический материализм.

42. Установите последовательность в развитии идеализма:

5а) абсолютный идеализм Гегеля;

4б) трансцендентальный идеализм Канта;

1в) объективный идеализм Платона;

3г) рационализм Декарта;

2д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.

43. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

1а) мир идей и мир теней;

2б) град земной и Град Божий;

4в) мир как объективная реальность;

3г) мир как механизм.

44. Установите последовательность в развитии диалектики:

4а) диалектический материализм;

1б) стихийная диалектика (Гераклит);

2в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

3г) абсолютный идеализм (Гегель).

45. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

2а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование 1) Бл. Августину;

человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя

делает; при этом он осужден быть свободным;

1б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, 2) Ж.-П. Сартру;

все порождающее, источник всякого бытия;

3в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и 3) Дж. Беркли.

объект восприятия — одно и то же.

46. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

2а) пространство и время – это особые сущности, 1) реляционная;

существующие сами по себе;

1б) пространство и время – это особые отношения 2) субстанциональная;

между объектами и процессами;

3в) пространство и время – это формы восприятия мира; 3) субъективно-идеалистическая.

47. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

2а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, 1) элеаты;

и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;

3б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; 2) христианство;

все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,

частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение

частиц подчинено необходимости;

1в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; 3) атомисты.

только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

48. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

4а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное 1) Гегель;

бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее;

постигается с помощью размышления;

2б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; 2) Маркс;

оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и

органическая природа, биосфера, общество и т. д.;

1в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; 3) Беркли;

инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;

3г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 4) Платон.

Источник

Материализм — что это в философии, основные идеи диалектического и исторического материализма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Вопрос от том, что является первичным по отношению друг к другу — материя или идея — будоражит умы философов уже не одно столетие

Спор породил существование двух принципиально разных способов понимания природы вещей, называемых в науке материализм и идеализм.

Материалисты утверждают что материя. Смотреть фото Материалисты утверждают что материя. Смотреть картинку Материалисты утверждают что материя. Картинка про Материалисты утверждают что материя. Фото Материалисты утверждают что материя

Сегодня мы расскажем о материалистическом подходе к объяснению сущности, утверждающем, что мир сугубо материален и развивается на основании законов движения материи.

Материализм — это.

Материализм (лат. materialis - вещественный) — это философское направление, представители которого признавали материю первичным началом относительно всего идеального и духовного в сфере бытия.

Термин введен в оборот немецким философом, математиком, логиком Г.Лейбницем.

Материя признается сторонниками этой мировоззренческой позиции «абсолютной» категорией, которая выступает источником всех сущностей (что это?). Взаимодействие последних порождает идеальные явления (сознание, волю, ценности и другие).

Материалисты утверждают, что материальные законы управляют всем окружающим миром, включая человеческое общество.

Материалисты утверждают что материя. Смотреть фото Материалисты утверждают что материя. Смотреть картинку Материалисты утверждают что материя. Картинка про Материалисты утверждают что материя. Фото Материалисты утверждают что материя

Материализм в философии — это направление, ставящее целью объяснить мир, состоящий в целом из самого себя.

Эта масштабная задача естественна и одновременно очень сложна. Материалисты принципиально убеждены в познаваемости мира и утверждают, что все сознательное появилось в результате существования материальных процессов.

Главные вехи развития материализма

Развитие материалистического мировоззрения прослеживается от эпохи древности до наших дней. Родоначальником направления в античной философии считается Демокрит, утверждавший, что истинная реальность принадлежит атомам.

Они воспринимались ученым как последние неделимые элементы материи, из которых состоит весь мир. Идеи Демокрита развили в III в до н.э эпикурейцы, считавшие, что душа человека состоит из легких и чрезвычайно подвижных атомов.

Ряд древних мыслителей пытались найти материальный первоисточник. Фалес им считал воду, Анаксимен и Диоген — воздух, Гиппас — огонь, а Анаксимандр говорил о бескачественной материи («апейрон»).

Лукреций в поэме «О природе вещей» пояснял, что возникновение живого из безжизненного аналогично появлению червяка из грязи. Он утверждал о материальности души, в сущности, являющейся для организма чем-то подобным руке или ноге.

В Новое время направление активно развивал Т.Гоббс и французские просветители, которые поддерживали механистическое понимание материализма, сводя сложное к простому. В XIX веке учение обогащается диалектикой (что это такое?).

Материалисты утверждают что материя. Смотреть фото Материалисты утверждают что материя. Смотреть картинку Материалисты утверждают что материя. Картинка про Материалисты утверждают что материя. Фото Материалисты утверждают что материя

Большой вклад в это внес немецкий мыслитель Л.Фейербах, а также К.Маркс и Ф.Энгельс.

В XX веке на почве материализма возник неопозитивизм, эмпиризм, натурализм и другие концепции. Одновременно сохранялась механистическая трактовка, а отдельные философы продолжали развитие мысли в направлении диалектики.

В XXI веке стала популярна «онтологическая философия» (философский материализм).

Основные идеи материализма

Материализм в философии утверждает, что материя — это все, и кроме нее нет ничего. Она способна существовать в разных формах и постоянно пребывает в движении, которое выступает ее неотъемлемым свойством.

Различные виды материи постоянно взаимодействуют между собой, порождая изменения объектов.

По мнению материалистов, сознание — это тоже материя, сформировавшаяся как новое состояние количественного процесса и способное более совершенно отражать окружающую действительность.

Мысль также имеет материальный характер, так как она рождается под влиянием нейронов.

Материалисты утверждают что материя. Смотреть фото Материалисты утверждают что материя. Смотреть картинку Материалисты утверждают что материя. Картинка про Материалисты утверждают что материя. Фото Материалисты утверждают что материя

Ключевым объектом материалистической философии выступает природа (что это такое?), через призму которой рассматривается все сущее в окружающем мире.

Мыслители абсолютизируют познавательные возможности человечества и трактуют идеальное, как форму отражения объективного и реального. Подробнее о материализме и противостоящих ему учениях можно узнать здесь:

Диалектический материализм

Диалектический материализм — это направление в философии, чьи идеи основываются на сочетании материализма и материалистической трактовки диалектики Г.Гегеля.

Основной вклад в развитие этой мысли внесли К.Маркс и Ф.Энгельс, на базе учения которых свое развитие направления предложил В.Ленин и другие марксисты.

Апологеты диалектического материализма переработали и «поставили с головы на ноги» учение Гегеля для поиска под мистической оболочкой диалектики рационального начала.

В их воззрениях материя предстает в качестве мысленной абстракции, которая означает сумму физически существующих предметов, составляющих объективную реальность.

В числе других положений диалектического материализма:

Материалисты утверждают что материя. Смотреть фото Материалисты утверждают что материя. Смотреть картинку Материалисты утверждают что материя. Картинка про Материалисты утверждают что материя. Фото Материалисты утверждают что материя

Исторический материализм

Это отдельное направление в философии истории было разработано К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Исторический материализм признает в качестве основного фактора развития общества развитие производительных сил, противопоставляя его сдвигам в общественном сознании. Как писал К.Маркс, общественное бытие определяет сознание людей.

По мнению авторов концепции (что это такое?), общество выступает органической частью природы, поэтому развивается не только по причине существования субъективной воли, но, прежде всего, из-за действия социальных законов.

Последние отличаются объективностью, поэтому задача исторического материализма — установить эти законы и спрогнозировать этапы дальнейшего существования социума.

Маркс не отрицал, что человечество само творит историю, однако считал необходимым подходить к ее изучению с позиции общей закономерности существования этого процесса, учитывая его разносторонность и противоречивость.

Заключение

Теперь мы знаем, что материализм - это философское направление, считающее материю первичной относительно всего идеального. Он играет одну из важнейших методологических ролей во всех сферах научного познания.

Нередко, когда наука изучает сложную для понимания проблему, материалистическое мировоззрение задает ориентир на поиски и открытие естественных законов, которые распространяются на то, что еще не познано.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Мы же живём в материальном мире и сами мы являемся порождением материального мира, значит и материя первична, даже наше сознание зависит от количества и взаимодействия нейронов головного мозга. Это все печально конечно, но это факт.

Для науки конечно проще признать материю первичной, ведь наука оперирует цифрами, для науки не существует того, что нельзя измерить. Однако, трудно себе представить происхождение материального мира без вмешательства разумной мысли.

Опять же непонятно, каким образом неживое превратилось в живое? Почему окружающий нас материальный мир так гениально сконструирован? Я думаю, что материя вторична, а сознание первично, не может быть материального мира без сознания.

Гражданин, такие как ты уничтожают маленькую надежду на исправление всего общества.

Что тут рассуждать, вся материя появилась из атомов водорода, потому материя первична, тем более, что существование души так ещё никто и не доказал.

Источник

Материя как основа материализма

Понятие «материи» на протяжении истории человеческого мышления неоднократно претерпевало изменения. В различных философских системах его интерпретировали по-разному. Когда мы употребляем слово «материя», то надо иметь в виду, что различные значения, которые придавались понятию «материя», пока еще в большей или меньшей степени сохранились в современной науке.

Ранняя греческая философия от Фалеса до атомистов, искавшая единое начало в бесконечном изменении всех вещей, сформулировала понятие космической материи, мировой субстанции, претерпевающей все эти изменения, из которой все единичные вещи возникают и в которую они, в конце концов, снова превращаются. Эта материя частично идентифицировалась с некоторым определенным веществом — водой, воздухом или огнем, — частично же ей не приписывали никаких других качеств, кроме качеств материала, из которого сделаны все предметы.

Позднее понятие материи играло важную роль в философии Аристотеля — в его идеях о связи формы и материи, формы и вещества. Все, что мы наблюдаем в мире явлений, представляет собой оформленную материю. Материя, следовательно, является реальностью не сама по себе, но представляет собой только возможность, «потенцию», она существует лишь благодаря форме. В явлениях природы «бытие», как называет материю Аристотель, переходит из возможности в действительность, в актуально свершившееся, благодаря форме. Материя у Аристотеля представляет собой не какое—либо определенное вещество, как, например, воду или воздух, не является она также и чистым пространством; она оказывается в известной степени неопределенным телесным субстратом, который содержит в себе возможность перейти благодаря форме в актуально свершившееся, в действительность. В качестве типичного примера этого соотношения между материей и формой в философии Аристотеля приводится биологическое развитие, в котором материя преобразуется в живые организмы, а также создание человеком произведения искусства. Статуя потенциально содержится в мраморе уже до того, как её высекает скульптор.

Только значительно позднее, начиная с философии Декарта, материю как нечто первичное стали противопоставлять духу. Имеются два дополняющих друг друга аспекта мира, материя и дух, или, как выражался Декарт, «res extensa» и «res cogitans». Поскольку новые методологические принципы естествознания, особенно механики, исключали сведение телесных явлений к духовным силам, то материя могла быть рассматриваема только как особая реальность, независимая от человеческого духа и от каких—либо сверхъестественных сил. Материя в этот период представляется уже сформировавшейся материей, и процесс формирования объясняется причинной цепью механических взаимодействий. Материя уже утеряла связь с «растительной душой» аристотелевской философии, и поэтому дуализм между материей и формой в это время уже не играет никакой роли. Это представление о материи внесло, пожалуй, наибольший вклад в то, что мы ныне понимаем под словом «материя».

Наконец, в естествознании XIX столетия важную роль играл другой дуализм, а именно дуализм между материей и силой, или, как тогда говорили, между силой и веществом. На материю могут воздействовать силы, и материя может вызывать появление сил. Материя, например, порождает силу тяготения, и эта сила в свою очередь воздействует на нее.

Впервые понятие материи было использовано древними египтянами, которые согласно Диогену Лаэртскому считали что началом всего является вещество, из которого выделяются четыре стихии (вода, воздух, огонь и твердь) а в завершении божественного развития являются всевозможные живые существа. Дальнейшее развитие понятия материи встречается у Фалеса в рамках гилозоизма. Уход от традиций анимизма в представлениях о материи впервые совершил Анаксагор, по словам Диогена Лаэрсткого «он первый поставил Ум (nous) выше вещества (hyle)». Таким образом, Анаксагор вывел понятие материи из гилозоизма и перевел его в термины теизма. В частности он писал:
«Все, что имеется, было совокупно, затем пришел Ум и установил в нем распорядок.»

В целом анализ философии Древней Греции показывает, что её философы строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.

Древнегреческие материалисты не располагали общим понятием, тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая нами сегодня,— продукт длительного развития, она создавалась в процессе формулирования и решения философских проблем. При этом, как правило, развитие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософского мышления, к понятиям более абстрактным и общим. Древнегреческие философы в немалой степени содействовали созданию материалистической категории материи.

Положение Фалеса о том, что первоосновой всего является вода, представляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность этой мысли Фалеса очевидна, однако его формулировка вопроса была такова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи. Понятие Анаксимандра «апейрон», наоборот, является уже более абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной материи Анаксимандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, положив в основу всего сущего воздух.

Воздух. если он разряжен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого.

Таким образом, во взгляде Анаксимена в скрытой форме содержится идея основы, которая при разных обстоятельствах может иметь разные конкретные формы. А.О. Маковельский отмечает:
«Теория первовещества Анаксимена представляет значительный прогресс в том отношении, что здесь процесс образования всех вещей определяется точнее, как сгущение и разряжение первовещества. Этим сделан первый шаг к чисто количественному пониманию различия всех вещей и вместе с тем отчетливо выдвинута идея единства материи. Все в основе своей есть воздушная материя. ».

Взгляды представителей милетской школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех «корнях». Хотя это учение было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее, оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возникновение расчлененных явлений посредством сочетания четырех «корней». Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явлений как различие их построения.

Возникновение атомистической философии Левкиппа и Демокрита — большой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства — результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и неделимых, находящихся в извечном движении «первочастичек» материи — атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впечатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и положения действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу материализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомистов заслуживают внимания и в силу их высокой понятийной абстрактности, и возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия «материя».

Новое понятие материи, которое является основным понятием материалистической философии, имеет довольно сложное происхождение. Генетически оно связано с греческим понятием hyle, которое, преобразуясь в ходе исторического развития через латинский аналог «materia», дало название новейшей категории материи и материализма как философского направления и как мировоззрения.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.

Таким образом, метафизические материалисты в разработке понятия материи хотя и пошли дальше древних философов, однако и они понимали материю ограниченно, сводя ее, по существу, только к веществу. Кроме того, метафизические материалисты понятие материи относили лишь к природе и не распространили на понимание общественных явлений.

Философы Возрождения не являются последовательными материалистами, и их взгляды во многом отличаются друг от друга. Однако в одном они едины — в оппозиции средневековому методу и вообще аристотелевско-схоластическому мышлению. Они показывают бесплодность и комичность схоластических спекуляций, давая схоластикам совершенно однозначные характеристики.

Эволюция понятия «материи» не была поступательной. В период Просвещения многие ученые возвращаются к идеям Фалеса и его учеников о духовных истоках материи. Первым среди них был Ралф Кедворт (1617–1688), обосновавший духовное происхождение материи и основавшим новейшее учение о материи – гилозоизм.

Много соображений о материи, часто непосредственно связанных с полемикой против Аристотеля, можно найти у Джордано Бруно в произведении «О причине, начале и едином». Третья и четвертая части этой работы полностью посвящены определению понятия «материя». Бруно понимает материю как единую материальную основу всего, как субстанцию в собственном смысле слова. Точка зрения, согласно которой форма создает из материи отдельные предметы, оправдана тогда, говорит он, когда речь идет о работе ремесленника. Природа не творит таким способом. В жизни природы форма не является по отношению к материи внешним творческим принципом. «Следует скорее говорить, что она (материя) содержит формы и включает их в себе, чем полагать, что она их лишена и исключает. Следовательно, она, развертывающая то, что содержит в себе свернутым, должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы в субстанции» – утверждал Бруно.

В XVIII веке материализм получил дальнейшее развитие. Французские философы Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Кондильяк преодолели многие недостатки английского материализма XVII века. Гольбаху принадлежит одно из классических определений материи: «. Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Однако в вопросе о происхождении общих понятий французские материалисты не далеко ушли от своего предшественника и учителя Дж. Локка. Они также полагали, что в действительности существуют только единичные предметы и что ощущения отражают только единичное. Откуда же берется в голове общее? Вслед за Локком французские материалисты стали повторять, что оно берется «из ума». «Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения. ». Но в таком случае получается, что общее понятие «материя» не есть отражение общего в действительности, а есть порождение ума, предикат, слово. В отличие от Локка французские материалисты не утверждали, что общее не существует в действительности, но в то же время они и не доказывали наличия общего в действительности. Понятие «материя» они пытались объяснить только из единичного, сводили общее к единичному.

В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом. Материя потеряла свою всеобщность.

Основы гилозоизма заложены Фалесом. Гилозоизм своими корнями уходит в мифологию, где природные явления так или иначе персонифицируются и наделяются некой духовной составляющей вплоть до разумной деятельности. Фалес впервые придает гилозоизму философское обоснование и выводит его за рамки мифологии придавая ему черты философского учения. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Гилозоизм отрицает раздельность мертвой пассивной материи и внешней «силы» как источника ее движения и помещает источник движения внутрь самих вещей.

Гилозоизм отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи: «Материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух — без материи» (И.В. Гёте). В «Тимее» Платона Космос предстает как живой организм. Элементы Гилозоизма очевидны у Аристотеля, позднее — у Дж. Бруно, Д. Дидро и др.

Как учение о всеобщей одушевленности всего существующего гилозоизм отличается от витализма тем, что не отделяет «жизненную силу» от «косной материи».

Практически все концепции материи не рассматривают её как моно категорию, а рассматривают её в связке с каким либо ещё понятием.

Наиболее распространенной парадигмой в этом отношении является дуалистическая концепция «материя–форма».

Начало систематическим исследованиям концепции «материя-форма» положил Аристотель, причем в его философии она имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания её как логической категории, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства. Он писал: «Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются, причем основное существо пребывает…».

Указание на материю как единственную или главную причину Аристотелю представляется недостаточным для достижения провозглашенной основной цели в трех отношениях:
Во-первых, потому что это не объясняет разнообразия вещей;
Во-вторых, потому что не объясняет движения (возникновения и уничтожения);
В-третьих, потому, что не объясняет совершенства в мире.

Однако Аристотель идет дальше первых философов и переосмысляет понятие материи.

Во-вторых, он дает весьма абстрактную формальную экспликацию материи: «под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее».

В-третьих, он формулирует такие идеи в понимании материи, которые продвигают Аристотеля по пути к логической категории «материя-форма».
Прежде всего, это идея относительности понятия материи. В природу вещи входит первая материя: «первая при этом в двух смыслах, или как первая по отношению к данной вещи, или как первая вообще».

Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме. Поскольку материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения, «нужно исследовать вопрос, является ли что-либо кроме материи самостоятельной причиной».

Другой дуалистической концепцией является парадигма «материя-сознание» которую отстаивали и развивали голозоисты, среди которых особо выделялся Дж. Бруно.

Бруно выступал как ортодоксальный гилоноист. Он признавал существование мировой души, которая составляет образующее и движущее начало Вселенной. Мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция находится во всех без исключения вещах, составляя их движущий принцип. Тем самим Бруно становится на позиции гилозоизма ведущего к выводу о том, что человек с его сознанием является частицей единой природы. На основе гилозоизма Бруно сделал также вывод о материи как активной самодвижущейся субстанции, порождающей из себя все новые и новые формы. Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма является внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесённым извне, приданным.

Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, Вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность бытия. В этих подходах развивается мысль о совпадении противоположностей. Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости, неподвижности, бесконечности единого и его неустойчивости, многосторонности, проявляющейся в множественности и развернутости. Мир является Единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц.

Третья дуалистическая концепция материи включает в себя парадигму «материя-энергия». Впервые эта концепция как идея закона сохранения энергии формулируется Ломоносовым в виде тезиса: ни что не исчезает бесследно, так же как ничто не появляется из неоткуда. В природе существует лишь один процесс перехода материи из одного своего состояния в другое. Дуалистическая концепция «материя-энергия» является в настоящее время инструментом с помощью которого современная наука исследует материю в её бесконечных формах проявления.

В качестве основных атрибутов материи в философии рассматривают: пространство, время, движение и отражение.

Наиболее сложными вопросами атрибутации материи являются пространство и время. В отношении их философами выдвигалось два основных подхода:
— субстанциональный;
— реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, и наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более признанной, считается реляционная теория, исходя из которой:
— время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
— пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Движение материи является её всеобъемлющим атрибутом. Современная наука считает, что материи без движения не бывает.

Четвертым базовым атрибутом материи является отражение. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов, одного материального объекта на другом материальном объекте, например — следы человека на грунте и т.д.

Понятие «материя» прошло долгий эволюционный путь от древнеегипетского понимания материи как первовещества из которого некой божественной сущностью были выделены субстанции четырех стихий, а затем и создано все сущее в этом мире, через отождествление материи с осязаемым веществом (физикализм) и наделением её духовной составляющей (гилоноизм), к современному понятию материи, которое в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом:
Материя – это реальность, во всем многообразии ее проявления, не зависимо от способности человека ощутить или осознать ее, способную воздействовать на органы ощущения живых организмов или сознание человека на прямую или опосредовано, через результаты своего проявления, когда мышление способно восстановить аналитически логическую непротиворечивость явления.

Таким образом, современное представление о материи преодолевает ограниченность различных субстанциональных теорий и понимает материю как максимально обобщенную философскую категорию, которая включает в себя все известные и неизвестные на сегодня структурные элементы материи, обладающие одним общим свойством – реальность.

Джордано Бруно «О причине, начале и едином». М.: КноРус, 2005. – 263 с.
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.» М.: Мысль, 1986. – 571 с.
Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. М.: Юнивел, 1996. – 410 с.
Хрестоматия по истории философии. М.: Прогресс, 1983. – 523 с.
Хрестоматия по философии Древней Греции. М.: Просвещение, 1976. – 487 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *