Материальная технология в школе что это такое

Фартуки и гвозди: как в школе придумали уроки труда, превратившиеся в «Технологию»

Помните эти сдвоенные уроки труда в советских школах? Девочки идут готовить горячие бутерброды или кроить фартуки, мальчики — что-то мастерить в компании колоритного трудовика. Зачем это было нужно и действительно ли «труды» что-то давали детям? Изучаем историю предмета и пытаемся понять, изменился ли он сейчас (или новым стало только название).

Труд в советской школе: заводы и колхозы

В середине 1950-х годов Академия педагогических наук СССР начала эксперимент по дифференцированному обучению и введению производственного труда в школах. По данным Главархива Москвы, в 1958 году на педагогических чтениях академии докладывали об опыте экспериментальной школы № 204.

В учебном заведении оборудовали столярные и слесарные мастерские с верстаками, тисками и инструментами, а также кабинеты машиностроения, электротехники и черчения, мастерские с токарными, фрезеровочными и сверлильными станками. Школьники стали выполнять заводские заказы и соревноваться друг с другом.

Например, ученики 5–7-х классов мастерили на дополнительных занятиях в том числе ящики для аккумуляторов, подносы для раздаточного материала, подставки для приборов и ручки для лопат и многое другое.

Школа 204 входила в 500 учебных заведений, где старшеклассники шли на практику на заводы — по шесть часов в день в течение месяца. Восьмиклассники, как правило, проходили практику в колхозах. В документе упоминаются 93 ученика из 9-х классов, которые ходили на промышленную и сельскохозяйственную выставки, а потом получили квалификацию токарей-универсалов или слесарей-ремонтников на заводе.

«Раньше мы только по книжкам и картинкам в кино знали, что такое завод и работа на нём. Теперь мы своими глазами увидели всё это, познакомились с людьми, а люди, простые рабочие, очень хорошие».

Ученик 204-й школы Борис Горячкин — о производственной практике

В выпускных, 10-х классах ученики экспериментальной школы чередовали обучение и труд на заводе. На уроках они изучали темы, связанные с производством, проводили практические работы. Также старшеклассники ходили на тематические выставки, а с третьей четверти самостоятельно работали по выбранной специальности.

Материальная технология в школе что это такое. Смотреть фото Материальная технология в школе что это такое. Смотреть картинку Материальная технология в школе что это такое. Картинка про Материальная технология в школе что это такое. Фото Материальная технология в школе что это такое

Их труд оплачивался. Ученическая ставка составляла 330 рублей, что по тем временам было приличной суммой для школьника. Например, средняя зарплата молодого учителя в 1958 году равнялась приблизительно 400 рублям. Десятиклассники получали полставки, девятиклассники — треть. В докладе говорится, что большинство из школьников сдавали экзамены по теории на хорошо и отлично.

В середине 70-х годов школьников вместе со студентами стали приглашать в колхозы, а в учебных заведениях начали оборудовать учебно-производственные комбинаты. Старшеклассники могли получить начальную профессиональную трудовую подготовку прямо в школьной мастерской или на стройках и заводах.

Наталья Набока работала в школе № 4 подмосковного Серпухова с 1974 по 1986 год. Она рассказывает, что ученики ходили на хлопчатобумажный комбинат «Красный текстильщик».

Материальная технология в школе что это такое. Смотреть фото Материальная технология в школе что это такое. Смотреть картинку Материальная технология в школе что это такое. Картинка про Материальная технология в школе что это такое. Фото Материальная технология в школе что это такое

Девочки получали специальность прядильщицы, ровничницы, ткачихи, а мальчики учились у наладчиков оборудования и рабочих печатных станков.

В 1986 году Набока перешла в школу № 2 Серпухова, где позже стала замдиректора по учебной работе. Тогда с 5-го по 8-й класс у мальчиков и девочек были уроки технического и обслуживающего труда, а в 9–10-м классе — производственного.

«Программа была обязательной, как закон: от неё нельзя отклоняться, — вспоминает педагог. — Если по каким-то причинам (например, в школе нет столярной мастерской) программа не может быть выполнена, то изменения нужно согласовывать с завучем и Комитетом образования. Девочки с 5-го до 9-го класса на сдвоенном уроке раз в неделю занимались кулинарией, шитьём, домоводством и санитарией. То, чему они должны были научиться, было прописано в программе. Например, на машинке это прямая строчка, запошивочная строчка, изготовление фартука, юбки или брюк, ночной рубашки».

Педагог отмечает, что не во всех школах были швейные машины, по правилам они должны были быть с механическим приводом. В школе № 2 девочек учили на машинках с электроприводом по инициативе учителей.

Старшеклассники раз в неделю ходили на завод «Металлист» — работали на конвейере и собирали пылесосы, добавляет Набока. Позже в Серпухове появился учебно-производственный комбинат, там были классы торговли, шитья, кулинарии и свои мастерские. Каждый школьник выбирал занятие по интересам. Например, если школьник учился на повара, то теоретические занятия проходили на комбинате, а на практику он ходил в магазин.

Материальная технология в школе что это такое. Смотреть фото Материальная технология в школе что это такое. Смотреть картинку Материальная технология в школе что это такое. Картинка про Материальная технология в школе что это такое. Фото Материальная технология в школе что это такое

90-е годы: компьютеры и авторские программы

В это время появилась возможность менять содержание программ, рассказывает Наталья Набока. Например, если школа не может закупить машинки, шитьё разрешали заменить вышиванием, вязанием крючком или на спицах.

«Стали появляться авторские программы, которые утверждал учитель, — говорит педагог. — У нас, например, была авторская программа по домоводству. Приходила женщина, которая очень хорошо вязала, вышивала и могла обучать этому девочек. Её программу мы утвердили сначала в школе, а потом в городской секции. Ее опыт перенимали в городе. Девочки также делали серёжки из солёного теста, брошки из природного материала».

По словам Натальи, занятия у мальчиков вёл штатный учитель труда. В школе была столярная мастерская с верстаками, пилами и другими инструментами, а также слесарная — со всеми станками.

Параллельно стали вводиться занятия на компьютерах. Компьютерный класс в школе оборудовали американцы из Ричмонда — благодаря личным связям директора с Министерством иностранных дел. Это были первые компьютеры во всём городе — БК 4 с защитными экранами.

«Программ по информатике тогда еще не было», — подчёркивает бывший завуч

Программу по информатике разрабатывали на месте — автором была молодая учительница из той же школы. С 1-го по 4-й класс — знакомство с компьютером, с 5-го по 9-й — освоение различных компьютерных программ, изучение языка Basic. В 10–11-х классах уже было программирование на разных языках, решение задач. Ученики направлялись на практику в компьютерный отдел ООО «СОЮЗ» и могли получить сертификат об окончании этой программы, вспоминает Наталья.

Когда информатика стала востребованной, завучу нужно было найти дополнительные часы на её углублённое изучение. Тогда ученики 8–9-х классов стали работать на компьютерах на уроках труда — для этого появилась новая программа предмета.

И в советской школе, и в 90-е годы дети до 5-го класса изучали «ручной труд», вспоминает Наталья Набока. Он был нацелен на развитие моторики и умения пользоваться разными инструментами: ножницами, линейкой. Детей учили работать с бумагой, картоном, природными материалами, тканью, иголкой и ниткой. Каждому разделу обязательно уделялись часы, всё было расписано, за выполнением программы следил завуч. В современных школах не всегда есть ручной труд, и дети, например, не умеют вдеть нитку в иголку, что-то вырезать ножницами, жалуется педагог.

Уроки технологии: зачем они нужны

Согласно современным федеральным государственным стандартам (ФГОС), технология должна преподаваться в любой школе вне зависимости от региона. «Неправильно относиться к ней как к предмету второго ряда», — подчёркивает директор Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрей Зинин. По его словам, технология помогает ребёнку сформировать объективное представление о современном рынке труда и освоить прикладные умения, которые не будут лишними при выборе любой профессии.

«Действующая редакция ФГОСов предполагает, что современная школа может свободно определять и содержание учебных курсов, и количество часов на их изучение, — говорит Зинин. — Школы должны ориентироваться на те запросы, которые есть у учеников в каждом регионе».

Материальная технология в школе что это такое. Смотреть фото Материальная технология в школе что это такое. Смотреть картинку Материальная технология в школе что это такое. Картинка про Материальная технология в школе что это такое. Фото Материальная технология в школе что это такое

К традиционному содержанию программы предмета относятся производственные технологии, например, металлообработка и древообработка, швейное дело и кулинария.

«Всё это — не только воспоминания из нашего далекого школьного детства, но и актуальное содержание отдельных модулей школьных программ, в состав которых вошли и современные технологии. К ним относятся робототехника, медиатехнологии, информационные технологии, прикладные технологии в сфере креативных индустрий», — отмечает Зинин. Он говорит, что часто классические технологии противопоставляют современным, но это не соответствует реалиям современных профессий.

«Главный тренд рынка труда сейчас — синтез разных предметных областей, — говорит эксперт. — Наиболее успешным оказывается человек, который имеет максимально полное представление о различных технологиях и владеет современными инструментами. Поэтому, если ребёнок освоит модуль по металлообработке и вместе с тем заинтересуется программированием, он сможет в будущем разрабатывать, например, системы автоматизированного производства».

Во Всероссийской олимпиаде по технологии есть задания и по классической, и по современной технологии. Зинин приводит в качестве примера московскую школу № 1412. Её директор Александр Глозман — преподаватель технологии и победитель конкурса «Учитель года — 1997». Для учеников с 5-го по 9-й класс в этой школе создана среда, в которой встречаются технологии классические и современные. Это позволяет школьникам ежегодно занимать призовые места на различных олимпиадах.

Официальная позиция экспертов образования — дети, обладающие навыками ручного труда, будут востребованы на рынке. Но довольны ли сами школьники тем, что они изучают на уроках технологии? А что говорят по этому поводу их родители? Скоро поговорим и об этом — продолжение следует.

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Алину Абрамову.

Фото: shutterstock / Ermolaev Alexander

Источник

«Дочери — не приложение к кухонному гарнитуру». Почему на технологии девочек учат шить, а мальчиков — пилить

В СССР на уроках труда у девочек и мальчиков были разные программы, а практику они проходили на разных производствах. Современные школы могут сами определять, как и чему учить детей на технологии. Но многие все еще работают по советской инерции — делят программы по гендерному признаку. Почему так происходит и могут ли родители это изменить?

Что происходит с технологией в школе

IT-специалист из Москвы, отец пятиклассницы и еще двоих девочек Артём Субботин перед 1 сентября узнал из родительского чата, что в средней школе программа на уроках технологии разделена по гендерному признаку. Мальчики будут изучать информационные технологии (сначала родители написали, что «информатику»), девочки — классические готовку и шитьё.

Артём Субботин относится к такому принципу настороженно. «Я не воспитываю их как приложение к кухонному гарнитуру — пытаюсь объяснить, что они самостоятельные и самодостаточные личности и не нужно полагаться ни на кого, кроме себя», — говорит он.

Учитель средних классов в подмосковной школе Анна Наумова (имя изменено по просьбе героини — Прим. ред.) преподаёт технологию только у девочек. На уроках есть теория и практика. Например, сначала они изучают технологию какого-то блюда, а потом готовят его. Мальчики там же изучают технологию обработки металла или дерева и практикуют это в мастерских, чертят — уже с другим педагогом. «Здесь многое зависит от учителя, — подчёркивает Наумова. — Он включает в рабочую программу те рекомендованные модули, в которых сам более компетентен».

Материальная технология в школе что это такое. Смотреть фото Материальная технология в школе что это такое. Смотреть картинку Материальная технология в школе что это такое. Картинка про Материальная технология в школе что это такое. Фото Материальная технология в школе что это такое

По словам директора Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрея Зинина, в современной нормативной базе никак не упоминается гендерное разделение для изучения курса технологии на любом уровне образования.

«Направление обучения должно зависеть не от гендера школьников, а от потребностей ребёнка и его выбора», — уверен эксперт. Он также считает, что современный рынок труда не разделён на мир женских и мужских профессий, поэтому такое деление в школах бессмысленно.

П о мнению отца трех дочерей Артёма Субботина, современным школьникам лучше всего подходит модульное обучение, когда и мальчики, и девочки могут попробовать себя в разных областях. Он также считает, что программу технологии нужно «осовременить» и поддерживать её в актуальном состоянии, чтобы детям было интереснее учиться.

«Думаю, мальчики скоро будут проходить в том числе моделирование одежды и кулинарию, а девочки — робототехнику, 3D и прототипирование, — говорит Анна Наумова. — Каждый учебный модуль хоть по чуть-чуть должны пройти все. Сейчас получается, что мы зажимаем мальчишек, из которых могли бы получиться прекрасные дизайнеры. А они никогда в жизни даже не попробуют себя в этом деле».

На уровне начального образования гендерного разделения в школах, как правило, нет

Например, по программе гимназии № 1 в Серпухове третьеклассники участвуют в художественной, чертежной, конструкторской и рукодельной мастерских. На них рисуют, сгибают картон, обсуждают простые механизмы и детали, делают лекала и учатся простым стежкам.

Учитель начальных классов гимназии Наталья Ларкина говорит, что родители некоторых мальчиков недовольны тем, что их детям приходится шить или вязать вместе с девочками. Тем не менее дети любят эти занятия: на них можно отдохнуть от более интенсивных или информационно нагруженных предметов. По словам Натальи, профориентационные задачи в основном выполняет внеурочная деятельность. В частности, в некоторых школах есть робототехника, программирование, шахматная азбука.

«В старшей школе технология уже не обязательный предмет. Однако она даёт самые большие возможности, чтобы построить интересную и полезную программу», — уверен Андрей Зинин.

Современная программа включает в себя и элективные курсы, входящие в основное расписание, и внеурочную деятельность, и программы дополнительного образования, которые подхватывают общее направление, объясняет эксперт.

По его словам, многие школы вводят в старших классах элективные курсы по аддитивным технологиям, data science, интернету вещей, цифровым сервисам умного города и искусственному интеллекту.

Как должна измениться технология и что этому мешает

30 декабря 2018 года Минпросвещения утвердило инновационную концепцию преподавания технологии. В ней рекомендовано вводить в программу технологии, которые соответствуют трендам современного рынка труда: робототехника, 3D-моделирование, интернет вещей, система автоматического управления.

Анна Наумова говорит считает эту концепцию оправданной. При этом учитель подчёркивает, что большинство школ не готовы к таким изменениям. «Есть масса школ, в которых даже нет швейных машинок и плит для готовки. Там максимум могут предложить девочкам и мальчикам поплести из бисера или повязать на спицах», — рассказывает Наумова.

Она объясняет, что нередко педагогическую переподготовку на учителя технологии получают бывшие специалисты по пищевой промышленности или мастера швейного производства, учителя ИЗО и черчения.

Учителям сейчас сложно перестроиться на преподавание универсального предмета

«Я не возьмусь за робототехнику, для этого нужен специальный человек. У нас он есть — он ведёт занятия у мальчиков. Получается, мы должны как-то распределить модули. Либо нужно брать учителем технологии универсального специалиста, а таких людей сложно найти».

Поэтому в школе, где преподаёт Анна, пока учатся по старой, гендерно-ориентированной программе технологии. Но педагог уверена, что если новая программа будет вводиться грамотно и школам будут предоставлять оборудование, то совместное обучение можно было бы организовать.

Материальная технология в школе что это такое. Смотреть фото Материальная технология в школе что это такое. Смотреть картинку Материальная технология в школе что это такое. Картинка про Материальная технология в школе что это такое. Фото Материальная технология в школе что это такое

«В Москве существует система профессиональной переподготовки, чтобы обучать педагогов новым навыкам», — говорит Андрей Зинин. По его словам, более короткий путь для достижения той же задачи — приглашать людей из других профессиональных сфер, сотрудничать с вузами, научными организациями или компаниями, которые могут стать работодателями для учеников.

Специалисты могут работать в школе по совместительству и вести отдельные модули, кружки, элективные курсы. Также можно привлекать студентов-старшекурсников технических вузов.

Например, ребёнок читательницы «Мела» Веры Мельниковой учится в лицее № 32 в Вологде, а на технологии проходит робототехнику в Доме научной коллаборации Вологодского государственного университета.

Что могут сделать родители

После публикации на Facebook и внимания СМИ Артёму Субботину предложили написать заявление и зачислить дочь на занятия к мальчикам. Но при этом ходить на занятия к девочкам она уже не могла. Дочь Артема с начала учебного года проучилась информационным технологиям, но через две недели решила перевестись обратно на занятия с одноклассницами: программа у мальчишек показалась ей слишком простой и неинтересной, к тому же школьнице стало скучно без подруг.

«Современные семьи могут информировать управляющие советы школ о своих запросах по программе технологии, — советует Андрей Зинин. — Они обрабатывают эти запросы и могут что-то поменять».

Даже если на уровне программы всё остается по-прежнему, учителя могут идти навстречу школьникам по собственной инициативе. «У нас в школе есть 3D-принтер. В том числе девочкам могут показать, как он работает, — рассказывает Анна Наумова. — Я веду занятия для девочек, к нам иногда просятся мальчики: они устают от чертежей и других заданий, которые есть на их уроках. Я могу им что-то показать: например, как складывать салфетки для сервировки».

Программа технологии формально может меняться и модернизироваться. Но на деле не все школы к этому готовы. Даже если родители напишут заявление, может не найтись педагогов, которые хорошо преподают и кулинарию, и программирование. А просто перевод девочек к мальчикам и наоборот не всегда приносит желаемый результат. Если всё больше родителей будут вести диалог с учебными заведениями о содержании программ, возможно, предмет изменится — и сможет заинтересовать школьников, помочь им получить реальные знания в какой-то области.

Фото на обложке: ТАСС / Николай Кузнецов

Источник

Значение уроков технологии в рамках внедрения ФГОС

Разделы: Технология

ФГОС среднего полного образования, опрделяющий вектор и содержание образования, включает портрет выпускника школы как идеальный образ учащегося к окончанию школы. Перед современным учителем стоит задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые в свою очередь способствуют формированию социализации.

Принципиальное отличие нового стандарта по предмету «Технология» заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

В соответствии с требованиями стандарта по технологии система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий – универсальных и специфических для технологии

Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: творчества, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Поэтому сегодня идут активные поиски таких форм организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей.

В вопросе о социализации мне наиболее близка классификация Анатолий Викторович
Мудрик, он выделяет следующие её виды:
– семейно-бытовая;
– профессионально-трудовая;
– гражданская;
– поло-ролевая.
Все они находят отражение в изучении технологии.

Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе.
Предмет «Технология» уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.

Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.

На каждом уроке для учащихся необходимо создавать условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.

На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Учителю необходимо помнить, о том, что учащиеся постоянно за ним наблюдают, пусть даже и не осознанно, поэтому, прежде всего, ему самому следует соблюдать необходимые нормы, правила и приемы работы. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки.
Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.

Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем можно вывести на уровень их активного использования.
Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда (декадники), выставки работ учащихся, конкурсы лучшего по профессии.

Значительное внимание в ходе уроков технологии уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в
порядке школьных помещений, участие в ремонте, украшении школы, кабинетов развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются с взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.

При организации для учащихся школы встреч с представителями профессиональных училищ города, во время экскурсий в профессиональные училища учащиеся могут оценить возможности обучения в данном учреждении. Могут задать все интересующие их вопросы, получить исчерпывающую информацию из первых уст.

В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках технологии. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.

Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *