Материальные технологии 5 класс что это
Презентация по технологи на тему «Понятие технологии» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Технология – это комплекс операций и приемов, направленных на создание какого-либо объекта с заданным качеством и минимально возможными затратами.
Описание слайда:
1.История развития технологий.
2. Цикл жизни технологии.
3.Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.
4. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.
5. Технологии и мировое хозяйство.
6. Закономерности технологического развития.
7. Понятие о производственных и промышленных технологиях, технологиях сельского хозяйства.
Описание слайда:
Любая технология возникает не сразу. Например, древний человек, изготовивший первый каменный топор, был умельцем, изобретателем, и до него никто не смог создать что-то подобное. Спустя некоторое время сформировалась последовательность действий, позволяющая изготовить такой топор, удобный в обращении и обладающий достаточной прочностью. Эта последовательность действий и была примитивной технологией. То есть технология возникает тогда, когда процесс достижения какого-либо результата раскладывают на действия (операции). Затем, повторяя эти операции в определенной последовательности, получают необходимое количество требуемых объектов (изделий).
История технологии
Описание слайда:
Цикл жизни технологии
Описание слайда:
Описание слайда:
Мы уже отметили, что причиной возникновения технологии является развитие потребностей. Что же является источником дальнейшего развития технологии?
Разберем это на примере водного транспорта.
Эволюция потребностей. Человеку, применявшему ранее для передвижения по воде небольшую лодку, выдолбленную из ствола дерева, потребовалась большая лодка, и таким образом возникла задача разработки технологии ее изготовления.
Практический опыт. Человек освоил практику получения досок из ствола дерева, и этот практический опыт позволил создать технологию изготовления корпуса большой лодки из досок.
Научное знание. Знание методов получения и обработки металлов позволило разработать технологию изготовления речных и морских судов с металлическим корпусом.
Технология научных идей. Ученые выдвинули научную идею о том, что чем меньше корабль погружен в воду, тем больше скорость он может развить. На основании этой идеи была создана технология строительства быстроходных кораблей на подводных крыльях.
Цикл жизни технологии
Описание слайда:
Описание слайда:
Материальные технологии
Производственные технологии:
Промышленные технологии: технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из них, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и т.д.
Технологии сельского хозяйства: технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и т.д.
Технологии в сфере быта: технологии содержания и ремонта жилья, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и т.д.
То есть материальные технологии подразумевают работу с так называемыми материальными ресурсами: минеральным сырьем, металлами, древесиной и древесными материалами, химическими веществами, тканями, продуктами сельскохозяйственного производства, пластмассами, стеклом и т.д.
Виды технологий
Описание слайда:
Подготовка Производство Сбыт производственных
материальных материальных продктов
ресурсов продуктов потребителям
Элементы материальной технологии
Описание слайда:
Описание слайда:
Нематериальные технологии
Информационные технологии: технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.
Социальные технологии: технологии общения, распространения новостей, решение общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технологии применения социальных сетей и др.
Интеллектуальные технологии: технологии кинопроизводства, постановки спектаклей, и зрелищных мероприятий, создание картин, книг и др.
То есть в рамках нематериальных технологий имеют дело с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др.
Существует множество других технологий: транспортные, военные, инновационные, банковские, телекоммуникационные (интернет, телевидение) и др.
В настоящее время быстро развиваются высокие технологии: робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.
Виды технологии
Описание слайда:
Подготовка исходных данных
Накопление, обработка и передача информации, создание программного обеспечения и др.
Передача созданных информационных продуктов пользователю
Описание слайда:
С начала XXI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и в конечном счете ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей.
Технологии и мировое хозяйство
Описание слайда:
Изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека, называются антропогенным воздействием. Уже почти 40 тысяч лет люди, пытаясь подчинить себе природу, продвигают эволюцию биосферы. Этот процесс нельзя назвать ни отрицательным, ни положительным, наблюдать можно и те, и другие результаты антропогенного воздействия. В основном, выделяются следующие виды человеческой деятельности по отношению к природе:
— разрушительная (или деструктивная) — потребление природных ресурсов, антропогенное загрязнение окружающей среды, повреждение озонового слоя и т.д;
— стабилизирующая — восстановительный процесс, уничтожение загрязняющих факторов (заводы, выхлопные газы), уменьшение количества используемых природных ресурсов (снижение добычи нефти, газа, угля за счет появления новых источников энергии);
— конструктивная — рекультивация ландшафта, расширение территорий «зеленых зон», переход на электромобили, солнечные батареи и другие источники топлива и энергии, не наносящие вред окружающей среде.
Развитие технологии и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду
Описание слайда:
Описание слайда:
Тема: Ознакомление с технологиями.
Цель: Ознакомиться с технологиями.
План:
1.Выбрать из приведённого списка одну из потребностей человека и записать в рабочей тетради, какие технологии необходимы для удовлетворения этой потребности:
Потребность в жилище;
Потребность в транспортировке грузов;
Потребность в учебе:
Потребность в занятии спортом;
Потребность в изучении космоса;
Потребность в развлечениях.
2. Привести примеры производственных технологий и технологий в сфере быта.
Практическая работа № 2
Описание слайда:
3. Записать в рабочей тетради последовательность действий для одной из простейших технологий:
Укладка школьных принадлежностей в рюкзак перед выходом в школу;
Уборка комнаты подростка;
Мытье посуды вручную;
Подготовка велосипеда к прогулке;
Посещение продуктового магазина;
Подготовка грядки на садовом участке к посадке.
Практическая работа № 2
Описание слайда:
Учебник технологии – пр. 2 стр. 10-15. Подготовка к образовательному путешествию (экскурсии), стр. 16.
Домашняя работа
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 6. Классификация технологий
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Классификация – это распределение каких-либо объектов по отдельным группам. В группу объединяются объекты, имеющие общие для всех признаки.
Единичное производство – это производство одновременно выпускающее малое количество одинаковых изделий, повторное изготовление которых не предусмотрено.
Серийное производство – это производство, на котором периодически повторяют выпуск больших партий (серий) продукции.
Массовое производство – это производство, на котором продолжительное время выпускают большой объем одинаковых изделий.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На протяжении многих лет труд был только ручным. И каждый выполнял всю работу от начала до конца. Со временем стали образовываться различные мануфактуры, где для производства использовалось разделение труда. Работник выполнял только одну операцию, которой владел в совершенстве. Это позволило ускорить процесс производства и снизить затраты. При этом качество продукции возрастает, стоимость снижается.
С развитием техники и технологии в содержании труда рабочих происходят существенные изменения: уменьшается непосредственное физическое воздействие на предмет труда, преобладающими становятся функции наблюдения, управления.
Изготовление большинства изделий включает конкретную последовательность множества операций превращения сырья в конечную продукцию, называемых производственными процессами. Ввиду их многообразия, обусловленного современным уровнем развития промышленности, для систематизации создана классификация производственных процессов.
Классификация – это распределение каких-либо объектов по отдельным группам. В группу объединяются объекты, имеющие общие для всех признаки.
Классификация по существенным признакам называется типологией.
Технологии можно классифицировать в соответствии с особенностями промышленного производства.
В зависимости от количества выпускаемой продукции существующие производства делятся на единичное, серийное и массовое.
Единичным называется производство отдельных видов продукции или мелких партий однородной продукции. Как правило, производство этой продукции не повторяется. Примером такого типа производств могут быть судостроительные заводы, заводы тяжёлого машиностроения. Либо организации, выполняющие разовые заказы потребителей, например, ателье по пошиву одежды. Заказ выполняется по размерам заказчика и шьётся в одном экземпляре.
Серийное производство характеризуется периодическим выпуском определённых партий (серий) продукции. Организация производства по этому типу наиболее часто встречается в станкостроении и приборостроении, инструментальном производстве. Примером такого производства может быть автомобилестроительные заводы, которые на протяжении ограниченного времени выпускают автомобили одной серии, после завершении этого выпуска обычно эту серию уже не повторяют, а разрабатывают новую модель.
Массовое производство представляет собой наиболее совершенный тип организации производства, при котором в большей мере, чем в других производствах, обеспечивается автоматизация и механизация многих процессов. В массовом производстве выпускается непрерывно однотипная продукция при относительно ограниченной номенклатуре. К нему, в том числе, относятся добывающие производства. В обрабатывающих отраслях массовое производство характерно для ряда отраслей машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности. Например, пошив специальной одежды (форменной), происходит по усреднённым размерам в большом объёме.
У каждого вида производств есть свои преимущества и недостатки. Так если рассматривать пошив одежды, то стоимость одежды, выполненной по индивидуальному заказу, выше той, что изготовлена массовым тиражом, зато она оригинальна по своему внешнему виду, лучше сидит на фигуре, и маскирует некоторые её недостатки.
Если рассматривать машиностроительное производство, то детали, изготовленные, на массовом производстве обладают более высокими качествами обработки, имеют более точные размеры.
Некоторые виды производств имеют непрерывный технологический процесс. К таким производства относится выплавка чугуна, производство электроэнергии. Непрерывным считается вид производственного процесса, приостановка которого невозможна по причинам производственно-технического характера (коксовые, доменные и мартеновские печи, насосные станции) либо вследствие необходимости беспрерывного обслуживания населения (электростанции, транспорт, телефонные станции).
Классификация отраслей промышленности по характеру воздействия на предмет труда делит их на две группы: добывающие и обрабатывающие отрасли.
В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов, водоёмов.
К группе обрабатывающей промышленности относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырых материалов.
На практике широко используется классификация отраслей промышленности, предусматривающая их объединение в крупные комплексные отрасли по одному из следующих однородных признаков:
• целевому назначению производимой продукции;
• общности исходного сырья, родственности применяемой технологии.
Технологии энергетические, металлургические, химические, машиностроительные, строительные, лёгкой и пищевой промышленности производственных областей классифицируются как технологии производственных отраслей.
К технологиям непроизводственных отраслей относятся педагогические, художественные, медицинские технологии; а так же технологии торговли, бытового, информационного обслуживания.
Существуют ещё универсальные виды – познавательная и трудовая деятельности, предпринимательство, художественное и техническое творчество.
Классификация отраслей промышленности имеет важное значение для правильного планирования промышленного производства и обеспечения определённой пропорциональности в его развитии.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 9. Расставьте последовательность типов производств по объёму производства начиная с наибольшего.
серийное, массовое, единичное.
Правильный вариант ответа:
Единичное производство – это производство одновременно выпускающее малое количество одинаковых изделий, повторное изготовление которых не предусмотрено.
Серийное производство – это производство, на котором периодически повторяют выпуск больших партий (серий) продукции.
Массовое производство – это производство, на котором продолжительное время выпускают большой объем одинаковых изделий.
Задание 13. Подчеркните производства, которые относятся к единичному.
Пошив платья в ателье
Изготовление турбины для электростанции
Изготовление тортов на заказ
Правильный вариант ответа:
Пошив платья в ателье
Изготовление турбины для электростанции
Изготовление тортов на заказ
Подсказка: Единичное производство – это изготовление продукции по индивидуальным размерам и изготавливается в одном экземпляре.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения их потребностей.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и др. Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно лишь осознать или ощутить её результат.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все что нас окружает можно разделить на две группы. Это мир природы и рукотворный мир.
Мир природы – это всё, что появилось без участия человека. Это небо, солнце, луна и звёзды, дождь и снег, дикие животные и насекомые.
Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека.
Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир изменения. И всё, что сделал человек – это уже рукотворный мир. Ваши учебники и тетрадки, школа и дом, компьютер и телефон созданы человеком.
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности.
* Потребности – это нужды человека в чем-либо. Они мотивируют его на активные действия.
Развиваясь, человек приобретает все новые потребности.
Человек испытывает потребность в пище. Он научился ловить рыбу, выращивать растения, печь хлеб.
Чтобы защититься от непогоды, диких зверей, человек строит себе жилища и постоянно совершенствует их.
Часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми – это техносфера.
Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей.
К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты.
Используя природные ресурсы человек создаёт новые объекты.
Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это мир природы. Но использование этих ресурсов человеком для своих потребностей: строительства жилья, получения электроэнергии на гидроэлектростанции уже относиться к техносфере.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, причём не всегда это влияние носит положительный характер.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей».
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая. Это пища, вода, жилье, одежда.
На втором месте – это потребность в безопасности. Защита от болезней, врагов, преступности. Эти 2 основные потребности считается первичными у человека, то есть врождёнными. Далее следуют потребности вторичные, а именно приобретённые в процессе развития человека.
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности, потребности в общении, дружбе, любви.
На четвёртом потребность в уважении – самоуважении, уважении другими и других.
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии. Это духовный рос, самосовершенствование.
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Эти блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве.
Примером благ потребляемых в неограниченном количестве является солнечный свет, воздух.
А вот товары, услуги, некоторые природные ресурсы могут быть доступны только в ограниченном количестве.
Иногда в жизни человека встречается то, что несёт ему вред или урон: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, бешённые собаки, испорченная еда и т.п. Эти явления называются антиблагами.
Не все, что необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или на вкус. Поэтому по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Зачеркните понятия, которые не относятся к благам человека (антиблага).
Правильный вариант ответа (понятия, которые должны быть зачёркнуты): фаст-фуд, ураган, пожар, эпидемия
Подсказка: Антиблаго –это всё, что несёт вред человеку. Даже то, что человек желает, но это ему так же наносит вред, является антиблагом.
Задание 6. Расставьте подписи к изображениям.
Пояснение: Материальные блага – это еда, напитки, одежда. Нематериальные блага – услуги, эти блага нельзя потрогать. Антиблаго – это то, что наносит вред человеку.
Технология. 5 класс
Классификация производств и технологий
Производственный процесс – это совокупность действий работников и орудий труда, в результате которых сырьё, материалы, полуфабрикаты обрабатываются человеком с помощью орудий труда. В ходе этого процесса, который называется производственным, исходные материалы превращаются в готовую продукцию или услугу в заданном количестве. Один и тот же продукт можно изготовить разными способами, с помощью механизмов или ручных инструментов, в единственном экземпляре или в большом количестве.
Чем это обусловлено? Зачем это нужно?
Цели и задачи
Цель: сформировать представление об основных классификациях производства.
– познакомить с классификацией производств;
– научить анализировать результативность и эффективность технологий.
Узнаем, научимся, сможем
– что такое классификация производств и технологий;
– основные характеристики единичного, серийного и массового производств;
– как классифицируют технологии в соответствии с видами отраслей производств;
– называть виды технологий;
– характеризовать различные технологии;
– сравнивать разные технологии изготовления изделия;
– анализировать результативность и эффективность технологий;
– приводить примеры технологий, используемых в разных отраслях промышленности.
Классификация производств и технологий
Какие изображения относятся к единичному производству, а какие к массовому? Распределите картинки по соответствующим группам.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 4. Производство потребительских благ
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг.
Материальное производство происходит на предприятиях, которые создают материальные блага.
Отрасль производства – это производство в одной конкретной области деятельности.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности. Для удовлетворения этих потребностей человек приобретает потребительские блага, которые бывают материальные и нематериальные.
Материальные блага – это вещи, предметы, необходимые и желаемые человеком. Их можно потрогать руками.
Нематериальные блага – это услуги, которые оказывают людям. Ни одну услугу нельзя потрогать. Можно лишь осознать или ощутить результат.
Для того, чтобы получить желаемое благо, необходимо его сделать или произвести, то есть наладить производство.
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг. Иными словами, производство – процесс создания различных видов товаров и услуг.
Слово «производство» имеет несколько значений. Производством называют изготовление, создание вполне определённой продукции, а также производством называют само предприятие, на котором изготавливают те или иные товары, или услуги.
Рассмотрим процесс производства на простом примере. Изготовление хлеба.
Этот процесс относят к материальному производству. Чтобы испечь хлеб, сначала нужно обеспечить производство необходимыми ресурсами и оборудованием, а также специалистами и рабочей силой.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.
Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
К ресурсам хлебного производства относятся мука, вода, молоко, дрожжи, масло, сахар и другие компоненты, из которых получают тесто.
Оборудование – это аппараты для замешивания и выстаивания теста, печи.
Специалисты и рабочая сила – это технологи, пекари и другие рабочие. Производство хлеба происходит по определённым правилам – технологиям, в строгой последовательности: отмеряют компоненты, замешивают тесто, выпекают в формах.
Как мы видим, даже такое простое на первый взгляд производство, как изготовление хлеба, требует тщательной организации процесса, чтобы мы получили качественный продукт, чтобы удовлетворили свою потребность.
Современное производство предназначено для создания множества видов потребительских благ. Производством материальных благ является выращивание зерна, разведение домашних животных и птиц, ловля рыбы, изготовление продуктов питания, добыча полезных ископаемых, строительство зданий и сооружений, создание станков и автомобилей.
Производство нематериальных благ – это работа специалиста по оказанию человеку необходимых услуг. Таким производством можно считать работу стилиста, продавца, риелтора, механика.
Создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить лишь на склоне лет. Организация современного производства даёт возможность людям получать блага и удовлетворять свои потребности регулярно.
Для совершенствования процесса изготовления, сокращения сроков выпуска, и улучшения качества готового продукта, производства однотипных товаров и услуг стали формировать в отдельные группы.
Производство в одной конкретной области деятельности называют отраслью производства.
Каждая конкретная отрасль – это совокупность предприятий и производств, которые используют общую технологию для производства схожей продукции. Существуют такие отрасли, как станкостроение и автомобилестроение, животноводство, растениеводство. Материальным производством занимаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные организации.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей. К таким благам относятся кинофильмы, спектакли, услуги организаций здравоохранения и многое другое. Отрасли, которые создают нематериальные блага, являются кинопроизводство, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, торговля.
Мы уже знаем, что созданием материальных и нематериальных благ занимаются люди разных профессий.
Человек, выполняющий свою работу качественно, грамотно, учитывающий все тонкости своего дела, называется профессионалом. Профессионалом может быть специалист любой сферы деятельности, например, строитель и врач, педагог и официант, технолог и художник, журналист и программист.
Сегодня в числе наиболее востребованных в России рабочие профессии. Помимо рабочих профессий сегодня наиболее востребованы специалисты в отраслях, которые стремительно развиваются.
Это специалисты в области информационных и нано технологий, медицины и биотехнологий, экологии и природоохранных технологий, а также в отраслях сельского хозяйства, производства продуктов питания, транспорта и логистики.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Установите соответствие между отраслями производств и видом продукции.