Матриархат что это такое
Матриархат
Матриархат – это система, в которой доминирующая роль в социально-политическом укладе, экономической сфере, социальной жизни, государственном управлении, семье отведена женщине. Именно женщина в этой системе обладает властью в социуме, наделена правами и основополагающими социальными привилегиями. Данное понятие означает дословно власть матери. При этом матриархат или гинекократия не подразумевает, что мужчина берёт на себя выполнение исконно женских обязанностей (заботу об отпрысках, бытовые дела). Женщина занимается всеми хозяйственными хлопотами и одновременно выполняет обязанности, связанные с её главенствующим положением в брачном союзе, доме, социально-политической жизни социума.
Что это такое
Рассматриваемая модель уклада социума существовала с древности. Ряд исследователей первобытного устройства общества утверждают, что свидетельства о существовании матриархата можно найти в античной мифологии, повествующей об амазонках.
В истории рода человеческого описываемый социальный строй подразумевал главенство мужественных женщин, которые жили обособленно. Мужчин такие женщины использовали исключительно с целью получения потомства. При этом мальчиков они отдавали другим племенам, а девочек воспитывали сами.
Проще говоря, в те времена матриархат означал полное и безраздельное доминирование женского рода над мужчинами.
Матриархат характерен для эпохи развития организованного первобытнообщинного строя. Считается, что все народности в историческом прошлом прошли через гинекократию.
В первобытном матриархальном социуме люди обоготворяли женское начало. Считалось, что человека породила Мать-Земля, поэтому ей поклонялись и устраивали в её честь празднества. Вследствие этого подобное почитание переходило и на обычную женщину, поскольку именно женщина даёт жизнь, благодаря чему род продолжается. Женский авторитет в первобытном социуме был неоспоримым.
Сущность матриархата заключается в передаче прав наследования по линии матери – матрилинейность. В период перехода от собирательства к возделыванию земли практика матрилинейности существовала у большинства народов мира. Именно женщины по преимуществу занимались земледелием.
Также и на уровне бытовой гинекократии женский авторитет в семье непреложен, а супруг должен безоговорочно ей подчиняться.
Если при патриархальном укладе главенствующая позиция в социуме безраздельно принадлежит мужчинам, то при матриархальном устройстве, наоборот, женщина первична над мужчиной. Женские интересы превалируют над мужскими. Прекрасная половина здесь авторитет, а сильная половина должна подчиняться лидеру.
Что такое матриархат простыми словами в семье? Брачные узы, скрепляющие мужчину и женщину, в которых главенствующая роль отведена супруге, именуется матриархатом. К особенностям такого семейного уклада относят следующие моменты:
– главой «ячейки» выступает супруга;
– ответственность за семью лежит на жене;
– принятие значимых решений, относящихся к жизнедеятельности семьи, также прерогатива супруги;
– отпрыски от матери получают значительно меньше внимания.
Почему в современных брачных союзах женщины занимают главенствующую позицию? Современный матриархат, как правило, обусловлен материальным положением невесты, её возрастом, умственными способностями или социальным статусом. Другими словами, если барышня богаче будущего супруга, либо занимает в социальной иерархии ступеньку выше, либо старше, то в таких взаимоотношениях вполне возможен матриархат.
Также такой семейный уклад возможен в брачных союзах, где супруг – творческая личность (музыкант, актёр, художник). У него времени на семью просто не остаётся, поэтому главенствующую роль приходится примерять на себя супруге.
Итак, отвечая на вопрос, что значит матриархат, можно заключить, что это форма социального уклада, при которой доминирующая роль в хозяйственных и общественных отношениях, отводится женщине-матери.
Признаки матриархата
Прежде чем перейти к признакам гинекократии, необходимо немного остановиться на антиподе данного уклада – патриархате. В частности на ценностях этих двух формах социального устройства. Их ценности завязаны на функции воспроизводства. При этом патриархат силится подчинить себе опцию воспроизводства свойственную женскому роду, тогда как матриархат желает подчинить все функции воспроизводства.
Проще говоря, патриархат представляет собой чистую, ничем неприправленную, мужскую власть, которая для этой формы уклада является самоцелью. Изначально власть заключает в себе благие намерения. Однако в дальнейшем власть ради власти приводит своих приверженцев к тоталитаризму, узурпации, отсутствию рационального управления и разделения ресурсов.
Ключевая ценность матриархата заключается в продолжение рода, что включает рождение потомства и заботу о его выживании.
Женские социальные роли в матриархальном обществе от мужских при патриархате не отличаются. Мужчина является снабженцем и защитником, тогда как основополагающая женская функция – это воспроизведение потомства и воспитание. При этом власть, наследство, ценности передаются по линии матери. Нуклеарной семьи в общем понимании ни при патриархальном социуме, ни при матриархальном укладе не существует. При матриархальном социуме дочери Евы получают материальные блага не от супругов. Они имеют собственный доход, имущество и другие ресурсы.
Социумом управляют женщины – матриархи. Они вырабатывают стратегию, намечают цели, распоряжаются ресурсами, награждают и наказывают. Для девушек престижно иметь большое потомство. Вероисповедания связаны с женским естеством, началом. Все важные управленческие посты и религиозные должности принадлежат женщинам.
В матриархальных сообществах блага всех членов ставятся выше желаний одного индивида. Отпрыски женского рода являются ценностью, а особи мужского – считаются расходным материалом, который служит для обслуживания нужд матерей.
Считается, что первобытные общины изначально были матриархальными. А формой половых взаимоотношений был промискуитет. Родственные узы определялись по матери. Об отпрысках заботилось всё сообщество. При этом функции прекрасного пола не ограничивались деторождением. Женщины занимались земледелием, собирательством.
Матриархату свойственен гуманизм, рабство и деспотизм больше присущ патриархальным сообществам. Общество совершило переход от матриархата к патриархату вследствие механизации земледелия, неготовности людей мирно сосуществовать и развиваться.
Однако сегодня превалирует воззрение, отрицающее существование матриархальных общин в чистом виде. При этом всё же признаётся факт, что в эпоху воцарения земледелия матрицентрированные сообщества существовали.
В каких странах матриархат
Считается, что в современных обществах главенствующая роль отдана сильной половине. И даже, невзирая на влияние эмансипации и усилий феминистского движения, мужчины не сдают собственных лидирующих позиций. Практически во всех государствах большая часть государственных постов занята мужчинами. Но всё же и по сей день на планете можно найти уголки, где сохранился «режим» гинекократии в различных вариантах его проявления.
Сегодня матриархат, а также его составляющие матрилокальность (новосозданная ячейка общества переходит жить в семью супруги и на её территорию) и матрилинейность (наследование совершается по линии матери), наблюдается в отдельных районах Азии, Тибета, Африки и у народов Микронезии. Кроме того, на этих территориях наряду с гинекократией наблюдается полиандрия и промискуитет.
Так, например, народность мосо, проживающая вблизи границы Тибета (провинции Юньнань и Сычуань) часто описывается в литературных источниках в качестве сообществ, сохранивших матриархальное устройство. Института брака как такого у них не существует. Женщины этой народности имеют право выбирать себе партнёра, который не живёт с ними в качестве законного супруга. Само сообщество характеризуется матрилинейностью и матрилокальностью. Большую часть значимых решений принимают женщины. Также они занимаются изготовлением одежды и производством тканей для продажи. К мужским функциям относится ловля рыбы, скотоводство, забой скота.
Матрилинейные супружества также встречаются у:
– индейских народов, проживающих в резервации Хопи, и у группы племён (ирокезы), обитающих в Канаде (провинциях Квебек и Онтарио) и Северной Америке (в штатах Нью-Йорк и Оклахома);
– туарегов – народа, относящегося к группе берберов и проживающих в Мали, Нигере, Ливии, Алжире, Буркина-Фасо;
– сереров, обитающих в Республике Сенегал;
– минангкабау – народности, населяющей остров Суматра и иные территории Индонезии.
При этом сереры и народности восточной Шри-Ланки имеют, как матрилинейные сообщества, так и патрилинейные кланы.
Кроме того, отдельно следует выделить матрилинейность в иудаизме – принадлежность к семитскому народу определяется не по отцу, а по линии матери.
Матриархат в современном мире можно наблюдать при расторжении брака. Как правило, в превалирующем большинстве случаев, при разводе суд передает опеку над детьми именно матери. Даже если у бывшего супруга лучше жилищные и материальные условия, все равно суд оставит детей женщине. Таковы современные реалии.
Кроме того, зачастую именно женщины решают, сколько в браке будет детей. Супруг влияет на это весьма слабо. В руках супруги сосредоточены все рычаги управления. Ведь, если женщина решит оставить малыша или, наоборот, сделать аборт, то она это совершит независимо от мнения биологического отца.
Также в соответствии с общепринятыми нормами именно сильной половине необходимо уступать женщинам места в транспорте, открывать двери перед прекрасной половиной, пропускать вперед. Хотя современные феминистки неистово пытаются изменить традиционный уклад, постсоветский социум не склонен принимать подобные перемены.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
5 заблуждений о матриархате
По просьбе Arzamas Андрей Туторский, преподаватель истории первобытного общества на кафедре этнологии истфака МГУ, объясняет, почему у идеи, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований и что за ней стоит в действительности
1. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами
Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распространены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У женщин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили и воспитывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам.
В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бороды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два исторических периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас. Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К историческим реалиям они не имеют никакого отношения.
2. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть институт полиандрии (многомужества)
По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандрическом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические исследования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выживания в тяжелых культурных и экологических условиях. В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается отгонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к нему прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, которую перешли коровы, — ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.
3. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов сохранилась матрилинейность
Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земледелию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.
Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тробрианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Косвен даже предложил считать авункулат — особые отношения между братом матери и племянником — обязательным периодом развития всех обществ на земле, своеобразным переходом от матриархата к патриархату.
4. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)
Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус.
Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в качестве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Единственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это понятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального положения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.
Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефа Джона Гибсона. Около 1823 года © The Trustees of the British Museum
5. Ученые начали говорить о матриархате, потому что в их распоряжении оказались этнографические данные, доказывающие его существование
Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материалах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно падало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируемых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства — тот имеет власть. Таким образом, в первобытной древности власть могла находиться только в руках женщин.
Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX — начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости выровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам избирательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концепция существования в глубокой древности матриархата (изначально называвшегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким — значит, это естественное положение дел, и к нему необходимо вернуться.
Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масштабной трансформации общества и поддерживали разные связанные с этим идеи — от марксизма до феминизма, от научного атеизма до анархизма, — идея матриархата легко переходила со страниц одной книги на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Моргана, оттуда — в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем — в учебники по истории первобытного общества. Не случайно последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проблемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные полевые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоящем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы.
Матриархат в истории человечества и современном мире
Что такое матриархат, основные черты, отличия от патриархата. Гинекократия в Европе, Азии, Африке и России.
Матриархат (гинекократия) — это первая из известных форм правления, подразумевает власть женщин в обществе. На бытовом уровне подразумевается ситуация, когда в семье всем заправляет жена.
Что такое гинекократия или матриархат?
Матриархат существовал с древнейших времен. Некоторые исследователи первобытного общества считают, что свидетельства о нем можно почерпнуть из древнегреческих мифов об амазонках.
Амазонки участвовали в Троянской войне, греки взяли их в плен и на трех кораблях везли в Грецию. Воинственные женщины перебили охрану, но не смогли управлять кораблями. Течения и ветра прибили их к берегам Азовского моря. Так амазонки появились в Крыму и в союзе с мужчинами-скифами положили начало племени савроматов.
Матриархат в истории человечества означал первенство мужественных женщин, жили они обособленно, мужчины были нужны им только для продления рода. Девочек воспитывали в своем духе, а мальчиков отдавали на воспитание в иные племена.
Так что если говорить об эпохе матриархата, под этим следует понимать безраздельное властвование женского пола над мужским.
Причинами матриархата нужно считать низкий уровень производительных сил в первобытном обществе. Женщина-мать считалась хранительницей домашнего очага, она воспроизводила в детях свой род, ей приписывалась магическая сила. В древности у многих народов существовал культ Матери-Земли, она представляла верховное божество в пантеоне языческих божеств.
В первобытном матриархате обожествляли женское начало жизни. Людей родила Мать-Земля, ей поклонялись, в ее честь устраивали праздники. Такое почитание автоматически переходило на простую земную женщину: она рожает, жизнь рода не угасает. Авторитет женщины-матери в первобытном обществе был непререкаемым.
Суть матриархата в том, что права наследования передавались по материнской линии. Называлось это матрилинейностью. Такая практика существовала у многих народов мира в эпоху перехода от собирательства даров природы к земледелию, когда стали выращивать пшеницу и рожь, другие полевые и овощные культуры. Занималась этим преимущественно женщина.
Основные черты матриархата
Впервые времена матриархата исследовал швейцарский ученый, исследователь первобытного общества Иоганн Якоб Баховен (1815-1887). В книге ««Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире» он выдвинул несколько тезисов о преобладающей роли женщины в давнее время.
По его мнению, возникновению матриархата служили неразборчивые половые связи (гетеризм по Баховену). В первобытном обществе женщина вступала в близкие отношения со многими мужчинами, даже ближайшими родственниками. Низкий уровень жизни и высокая мужская смертность обуславливали такую «любовь». Установить в этаком случае, кто же являлся отцом ребенка, не представлялось возможным. Зато мать была налицо. Наследование по материнской линии стало основным признаком матриархата. Так было у всех народов на начальном этапе развития человеческого общества. В эту эпоху женщина стала главой семьи, хранительницей домашнего очага. В религиозном понимании древних женская сущность ассоциировалась с культом Матери-Земли. Прародительницу всего живого обожествляли, это поклонение перед ней перенесли на женщину-мать.
Развитие матриархата в разных сообществах имело свои особенности. Например, в Центральной Индии живет народ «тода», у него до настоящего времени практикуется полиандрия, хотя официально в стране многомужество запрещено. Связано это с тяжелыми условиями жизни: люди занимаются скотоводством в горах. Такой труд посилен только мужчинам, чтобы семья жила в достатке, нужно много мужских рук. Женщина заводит несколько мужей, которые способны прокормить семью, ее авторитет среди них высок.
Отличительной чертой матриархата служила передача по материнской линии титулов и имущества. Так называемая матрилинейность распространена была в древности у многих народов. Примером племен с матриархатом можно назвать американских индейцев — ирокезов или тробрианцев. У них наследование шло по матери, допустим, умирал бездетный брат женщины, ее сын унаследовал имущество своего дяди.
Правила матриархата существовали тысячелетия, по мере развития человеческого общества, с улучшением условий жизни, они стали архаичными. Человек по своей природе собственник, мужчинам надоело делить одну женщину на «всех», которая к тому же командует «парадом». Каждому хотелось иметь одну-единственную, и чтобы безоговорочно подчинялась его прихотям, а дети от нее наследовали по мужской линии. Так возникли проблемы матриархата, которые сказались на развитии общества и цивилизации в целом. Подтверждением могут служить мифы разных народов о женщинах-воительницах, которые, сторонясь мужчин, жили обособленными сообществами. Амазонкам мужская компания нужна была только для акта деторождения, а там — «гуляй себе парень!». Романтику любовных отношений они не признавали.
Последствием матриархата стал переход к моногамной семье, когда все семейные права стали закрепляться за мужчиной, он передавал их по наследству своему старшему сыну. Иные сыновья были ущемлены в привилегиях. В средневековой Европе существовал так званый «майорат», когда наследство отца отходило к старейшему по годам отпрыску, а младшие фактически оставались бедными, нередко уходили в монастырь или становились «рыцарями с большой дороги», а попросту — грабителями.
Переход от матриархата к более высокой ступени развития первобытного строя характеризовался сменой отношений между мужским и женским полом. Мужчины постепенно стали «прибирать» женщин к рукам.
Связано это с развитием орудий труда и переходом к оседлому скотоводству и пашенному земледелию. Большую роль сыграло изменение отношения мужчины к конечному результату своей работы. Пищу теперь стало добывать легче, ее стало больше, а это в свою очередь привело к увеличению продолжительности жизни.
Женщина стала терять свою исключительную роль в семье и обществе как хранительница семейных традиций, когда происхождение и наследственные права учитывались по женской линии (матрилинейность). Собственно, в этом и заключалось главное отличие матриархата от патриархата.
На определенном этапе развития первобытного общества возникли большие противоречия между властью женщин и лишенными такого могущества мужчинами. Последние начали бороться за свои мужские права.
Мужчины считали себя первыми добытчиками семейного благополучия. Их уже не устраивало делить одну женщину на несколько мужских особей. Инстинкт мужского эгоизма стал проявляться в попытке закрепить за собой исключительные права на женский пол.
Борьба полов закончилась установлением такой организации общества, когда мужчина возглавил общественную и политическую жизнь, перехватил авторитет в семье и стал диктовать женщине свои права. По сути он превратился в семейного деспота.
Это радикальным образом коснулось семейных отношений. Брак стал моногамным, хотя мужчина оставил за собой право иметь на стороне любовниц. Женщине заводить любовников запрещалось законом, прелюбодеяние жестко наказывалось.
Советский историк и этнограф Марк Косвен в работе «Переход от матриархата к патриархату» считал, что женская форма организации первобытного общества стала сдавать свои позиции с появлением авункулата — таких отношений между племянником и его дядей по матери, когда последний отставляет ему наследство.
Матриархат и патриархат мирно сосуществовали друг с другом в течение многих веков, пока окончательно на смену материнскому праву не пришло отцовское.
Господство матриархата в Европе
Матриархат в Европе получил широкое распространение в эпоху раннего неолита (6000-5500 гг. до н. э.). На европейских просторах от берегов Атлантического океана до Уральских гор, заселенных разнородными племенами, широко распространился культ Богини-Матери. В это время власть женщины в семье становится полной и непререкаемой.
В каких странах матриархат был распространен? Здесь следует назвать Украину, Румынию, Венгрию, Молдавию. Именно на территории этих современных государств была широко распространена Трипольская культура.
Матриархальные черты сохранились до нашего времени в культуре карпатских гуцулов. Примером может служить ярко расцвеченный праздничный наряд гуцульских мужчин, обязательным элементом их костюма являются кружевные панталоны и шляпы с цветами.
Среди стран с матриархатом можно выделить Чехию. Считается, что основательницей Праги была княгиня Либуше. Хронист Козьма Пражский в своей «Чешской хронике» рассказывает легенду о замке Девин, где в 739 году воительница Власта образовала женскую республику, просуществовавшую 7 лет.
Пережитки матриархального времени, когда женщине принадлежала руководящая роль в обществе и семье, сохранялись долгие века. Об этом свидетельствует средневековый культ «прекрасной дамы», царивший во многих европейских странах. Мужчина обожествлял свою избранницу, посвящал ей стихи и пел серенады, дрался за ее честь на дуэли.
Если говорить о матриархате в Италии, нужно понимать современные семейные отношения итальянцев. Они очень почитают свою мать. Фактически, она является главой дома. Чтобы удачно выйти замуж, девушка обязательно должна понравиться маме своего парня. Иначе о свадьбе говорить не приходится.
Гинекократия в Азии и Африке
Матриархат или гинекократия на территории Азии имеет древние корни. Об этом свидетельствует индийский эпос «Махабхарата». Принцесса Кунти с помощью волшебной мантры могла заманить в свои объятья любого бога и заниматься с ним любовью. Ее многочисленные сыновья стали мужьями царицы Драупади, которая безраздельно управляла ими.
Фактически, такой полиандрический брак, когда одна женщина имеет несколько мужей, подтверждает существование матриархата в древнем индийском обществе.
О матриархате у евреев, когда почиталась власть женщины, говорит Библия. В Священном Писании Тора (часть Библии) упоминается несколько женщин, имевших большое влияние и власть над своими подданными. Например, Мириам спасла еврейский народ от гибели во время египетского пленения.
Царица Шломит (Саломея) Александра правила 9 лет после смерти своего мужа и снискала славу мудрого правителя. Эсфирь, жена персидского царя Атраксеркса I, спасла еврейский народ от гибели, когда его хотели уничтожить враги. В честь ее евреи отмечают праздник Пурим.
Когда говорят о матриархате в Израиле современном, подразумевают большое традиционное влияние женщины в еврейской семье. Она — «корень дома», заправляет всеми домашними делами. По Талмуду «кошерной считается жена, умеющая сделать желание мужа». Именно «сделать». Умная супруга управляет своим мужчиной неназойливо и мудро, предоставляя ему право считать, что в семье все благополучно благодаря его воле.
О матриархате в Египте можно говорить относительно. В древности египетская женщина обладала правами наравне с мужчинами. Имела право наследования, могла составить завещание, подать иск в суд, вольно передвигалась по стране, после свадьбы оставалась лично свободной.
Черты матриархата можно увидеть в наследовании земельной собственности, она переходила по женской линии. Большая власть подразумевала много земли. В таких случаях женились на богатых женщинах, возраст и степень родства не играли никакой роли. Фараон Рамзес II, чтобы удержаться у власти, женился на своей дочери.
Во Вьетнаме матриархат сохранился у многих народностей, каждая имеет свои отличия по отношению к женщинам. У народа Эдэ они занимают главное положение в семье и обществе, самобытные Джарай ограничили свой женский пол в общественной жизни.
Ярким представителем вьетнамского матриархата является народность Чам. Отношения у них регулирует материнское право. Родство и наследование идет по матери. Все девочки живут с мамой, младшая дочка получает большую долю наследства. Девушка сама выбирает себе жениха и распоряжается деньгами в семье.
Мальчики лишены участия в дележе имущества, а потому часто уходят в монастырь. Монахи среди чамских мужчин — явление распространенное.
Матриархат в Китае, где живет много разных народностей, сохраняется до настоящего времени. Характерен в этом отношении народ Мосо, хотя у него свои особенности «власти» женщин, которые не совпадают с классическим описанием матриархального общества.
Мосо не заключают традиционные в европейском понимании браки, у них практикуется «гостевой брак». Такие вольные отношения подразумевают, что одна женщина может иметь несколько мужчин. В таком случае отца ребенка установить трудно. Недаром в языке этого народа отсутствует слово «ревность».
Наследство у мосо передается по материнской линии, но не всегда. Если один из «гостевых» мужей был богатым, сын от него наследовал отцовское имущество и становился знатным. Участь дочерей такого папаши была более печальная, они оставались крестьянками.
Когда говорят о матриархате в Японии, подразумевают сегодняшнее состояние дел. Борьба за равенство полов привела к доминированию женщин в обществе. Даже появились такие термины, как «травоядные мальчики» и «плотоядные девочки». Это значит, что девочки берут на себя более активную роль, которой были лишены во времена патриархата.
Мальчики стали более пассивными, у них появилось нечто женское в обличье и поведении, они начали уклоняться от интимных отношений. Японец занимается сексом в среднем раз 36 за год, тогда как американец 124 раза. Лучше уж имитировать сексуальную жизнь за компьютером, так считают японские юноши! Феминизация мужского пола в Японии налицо.
Значение мужчины в семье упало. Японская женщина достаточно защищена юридически. Высокий уровень жизни позволяет одиноким матерям успешно решать свои проблемы. Таких в стране достаточно, и называют их «семья мать и дитя». Можно говорить о возвращении матриархата в японское общество, но уже в новых современных условиях.
Матриархат на территории России
Когда говорят о матриархате в СССР, подразумевают большую личную свободу советской женщины. Одной из первых инициатив Ленина был декрет «Об отмене брака», предоставлявший женщине полное «материальное и сексуальное самоопределение». В обиход вошел термин «сексуальный союз», его можно было легко заключить и расторгнуть. Девица могла проживать отдельно от мужа и не менять свою фамилию.
Первое время не преследовали за гомосексуализм и лесбийскую любовь, считали их нормой. В последние годы советской власти женщина считалась «хранительницей домашнего очага», к ее мнению прислушивались, она могла испортить партийную карьеру своему непутевому мужу, заявив, что он ведет неправедную жизнь — завел любовницу и бросил детей.
Матриархат в России современной продолжает старые советские традиции. По многим показателям российская женщина доминирует над мужчинами. Например, при разводе ребенок, как правило, остается с матерью, считается, что отец не в состоянии его воспитать.
Характерным показателем является «материнский капитал», выплачиваемый при рождении ребенка матери. Деньгами, а значит, судьбой дитяти распоряжается женщина, а мужчина только второстепенный участник этого процесса. Такой семейный матриархат умаляет роль мужа в семье, невольно ведет к женскому деспотизму в отношениях «он — она».
Что такое матриархат — смотрите на видео:
В наше время заговорили о возрождении матриархальных традиций в западном обществе. Хорошо это или плохо? Тут можно по-разному рассуждать. Однако минусы матриархата налицо, когда женщины пытаются обвинить мужчин в сексуальных домогательствах якобы имевших место много лет назад. Пример тому — скандалы в Голливуде, докатились они и до России.