Матриархат это что в семье
Что такое «матриархат» в современном понимании?
Матриархат — это социальная система, основной чертой которой является главенствующее положение женщин в социальной структуре и органах власти, включая политическую и экономическую сферы, а также контроль над собственностью. Соответственно, именно женщина обладает ключевыми социальными привилегиями и моральным авторитетом в обществе такого типа, а сам термин переводится с греческого как «власть (господство) матери».
При этом в матриархальном обществе никто не станет принуждать мужчину брать на себя выполнение сугубо женских обязанностей (вроде домашней работы или ухода за детьми) — этими делами по-прежнему занимаются женщины. Однако, одновременно с этим женщина выполняет и обязанности главы рода, следовательно, именно она разрешает любые внутриродовые споры и другие важные вопросы, может одновременно иметь сразу нескольких мужей, а имущество наследуется исключительно по женской линии.
Термин «матриархат» был введен в научный обиход в 19 столетии, впервые он появился в работах И. Я. Бахофена и Ж.-Ф. Лафито, утверждавших, что эпоха матриархата действительно господствовала на одном из этапов в древней истории человечества. Но ни один из них не смог привести веских доводов в защиту своей теории, из-за чего существование матриархата так и не было научно доказано и обосновано, оставаясь открытым вопросом и по сей день.
Характерные особенности
К числу специфических черт матриархата, отмечаемых многими теоретиками, относят:
Разновидности матриархата
Существует два матриархальных течения, критерием разграничения которых являются сферы жизни общества. К ним относят:
История развития
Первым исследователем матриархата считается И. Я. Баховен, швейцарский ученый, живший в 19 столетии. Он является автором ряда научных работ, посвященных первобытным сообществам, и, в частности, феномену матриархата. Именно Баховен первым вывел тезис о главенствующей роли женщины в первобытной общине.
Первопричиной возникновения матриархата ученый считал неразборчивые сексуальные связи, крайне распространенные в первобытном обществе. По его гипотезе, в те времена женщина могла вступать в половые отношения со значительным числом мужчин, включая даже собственных родственников, что обуславливалось низким уровнем культуры, невысоким качеством жизни и значительной мужской смертностью. Естественно, установление отцовства в таких условиях становилось практически неразрешимой задачей, но все знали мать ребенка, что и привело к установлению порядка наследования имущества по материнской линии. Указанная деталь стала, вместе со счетом родства по линии матери, одной из ключевых черт матриархального общества, которое, по мнению Баховена, было характерно для любого народа на раннем этапе его развития. Женщины возглавляли семьи и роды, что отразилось и на религиозных практиках первобытных сообществ — в древности женская сущность прочно ассоциировалась с Матерью-Землей, женщиной-матерью, породившей все живое на планете.
У разных народов матриархат имел и имеет сейчас свои характерные черты и особенности. Так, живущий в Индии народ «Тода» и по сей день практикует полиандрию, несмотря на законодательный запрет многомужества индийским законодательством. Эта особенность обусловлена условиями проживания данной этнической группы — «Тода» живут в горной местности и занимаются преимущественно скотоводством. Горное скотоводство требует максимального количества мужских рук, от чего прямо зависит выживание семьи. По этой причине любая женщина стремится завести не одного, а двух-трех мужей (при этом, ее авторитет среди мужей будет высоким).
Еще одной характерной особенностью матриархального общества стало наследование имущества по линии матери, это явление было очень распространено в древности и прослеживается у самых разных народов нашей планеты. Ярким примером матриархального племени принято считать ирокезов, североамериканских индейцев, у которых имущество всегда наследовалось по материнской линии.
Со временем существовавшие на протяжении тысяч лет матриархальные порядки и правила становились все более устаревшими, а мужчинам уже не хотелось делить одну женщину, еще и занимавшую главенствующее положение среди них, между собой. Итогом такого развития событий стали многочисленные проблемы, появившиеся в матриархальном обществе. Во многом их возникновение обусловили новые реалии жизни людей возникшие, к примеру, в производственных и экономических отношениях. Постепенно человечество стало переходить к моногамным семьям, главенство в которых закреплялось за мужчиной, а наследование шло уже по линии отца, старавшегося не дробить свое имущество, передавая его лишь старшему сыну, тем самым оставляя младших практически ни с чем.
Завершая исторический обзор матриархата необходимо отметить и еще один важный аспект — немалое количество этнографов и историков считает теорию о существовании матриархата в первобытном обществе научно необоснованной и практически недоказанной, относя ее к гипотезам, а то и вовсе к околонаучным мифам.
Матриархат в наши дни
Сейчас суть идеи матриархата свелась преимущественно к получению женщинами возможностей играть главные роли в обществе и государстве, решая важнейшие вопросы в рамках уже не только своей семьи, но и в жизни всего социума. И действительно, большое число женщин в современном мире добилось значительных успехов в карьере, в том числе — на государственной службе, в науке и искусстве, в ряде видов спорта, включая единоборства, в правоохранительных органах и в руководстве крупными компаниями.
Возросла и женская роль внутри семьи, например, в распределении семейного бюджета, в который представительницы женского пола начали вносить все больший вклад, особенно на протяжении последних ста лет. На примере России наиболее ярким примером семейного матриархата считается почти стопроцентная передача детей в случае развода матерям, даже в случаях, когда отец является более успешным, нежели мать, в финансовом плане и может обеспечить ребенку в разы лучшие условия для проживания, образования и развития.
Что лучше: матриархат или патриархат?
В сущности, попытки найти превосходство патриархата над матриархатом, либо матриархата над патриархатом изначально неправильны и некорректны, и вот почему. Возьмем современную семью, в которой женщина вынуждена решать все семейные проблемы (от воспитания детей до проведения ремонта и финансового обеспечения семьи) практически в одиночку из-за пассивности и слабохарактерности мужа. Такое положение дел, вполне соответствующее матриархальным устоям, не устроит абсолютное большинство женщин, по своей природе желающих видеть рядом с собой сильного спутника, на которого всегда можно положиться.
Но и классический патриархат, при котором женщина считалась фактически собственностью сначала отца, а затем и мужа, уже никогда не устроит подавляющее большинство современных дам, в особенности — успешных в финансовом и карьерном плане. Следовательно, истина, как обычно, находится где-то посередине.
Заключение
В наши дни в научных кругах вы не найдете большого количества сторонников теории матриархата — данное обстоятельство обусловлено наличием крайне незначительной доказательной базы, не способной реально обосновать существование подобного общественного устройства в древности. Теория о существовании матриархата по-прежнему остается лишь неподтвержденной гипотезой, а подавляющая часть современных ученых придерживается концепции, утверждающей следующее: на протяжении практически всей своей истории человечество сохраняло относительное равенство между мужчинами и женщинами, исполнявшими собственные роли в обществе, экономике и семье. По этим причина термин «матриархат» почти не применяется в науке, но нередко употребляется в быту, к примеру, при подчеркивании доминирования женщин в семейных отношениях, в экономике или любой другой сфере жизнедеятельности.
Что такое матриархат
Матриархат — система главенства женщин в разных сферах жизни. Женский пол имеет право участвовать во всех органах власти и государственного управления. Женщина в таком сообществе наделена привилегиями, правами и авторитетом. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое матриархат и какие существуют теории появления этого устройства общества. Матриархат имеет два вида и яркие особенности.
В конце статьи, рассмотрим какой же он матриархат в современном понимании, а также рассмотрим, как же произошли перемены в истории с распределением главенства в обществе и семье. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.
Матриархат: разбор понятия
Термин матриархат с греческого языка переводится как господство матери. Матриархат подразумевает под собой тот факт, что никто не будет заставлять мужчину выполнять женскую работу. Представители прекрасного пола сами ухаживают за домом, воспитывают детей и одновременно выступают главой рода. Они несут ответственность за решения конфликтов в семье.
Женщинам из подобных сообществ разрешено иметь несколько мужей. От количества мужчин зависит авторитет жены. Матриархат имеет важную особенность, а именно передача прав на собственность по женской линии.
Матриархат: первое упоминание в истории
В XIX веке впервые был озвучен термин матриархат. В научный обиход он был введён И. Я. Бахофеном и Ж. Ф. Лафитом. Учёные в своих работах приводили гипотезу, что матриархат существовал в период первобытного сообщества.
Оба представителя научного сообщества не предъявили доказательств теории, поэтому историки считают эту гипотезу недостоверной. Существование матриархального общества до сих пор не доказано и является околонаучным мифом.
Мнение других научных деятелей
Термин матриархат не приветствуется в научных кругах, а его сторонников незначительное количество. Недостаток научной доказательной базы делает его неприемлемым для историков и этнографов. Большинство учёных придерживаются концепции, что на протяжении всего существования человечества люди распределяли обязанности равномерно между женщиной и мужчиной.
Они исполняли свои уникальные роли в социуме, семье, жизни. Данная концепция полностью устраняет понятие матриархат из научных кругов. Его используют в быту для описания повышающейся роли собственно женщины в семьи, в государственных постах власти, экономики, спорта или иной форме жизнедеятельности.
Матриархат: основные особенности
Матриархат имеет ряд особенностей:
Матриархат: виды
Матриархат разделяют на две категории:
Матриархат политического вида подразумевает, что женщины занимают большинство правительственных постов власти. Подобное государственное управление существует только в теории, и не было использовано за всё время существования человечества.
Женщины на государственных постах не приводят к созданию матриархального общества. Для его создания нужно, чтобы большинство сообщества активно продвигало женщин на все посты власти.
Семейный вид
Матриархат семейного вида не влияет и не зависит от экономической (политической) обстановки в стране. Он касается только семейных отношений. Семейный матриархат возглавляет старшая мать. На ней лежит ответственность за воспитание детей, внуков и решения большинства вопросов в семьи.
Эти устои наблюдаются у племенных сообществ, и у некоторых традиционных стран, например, евреи или горцы.
Матриархат в современности
Прекрасная половина человечества добилась больших достижений в современном развитом мире, работая во всех сферах деятельности мужчин. На данный момент женщины работают на государственной службе, в полиции, в армии, руководят крупными предприятиями и компаниями. Они имеют право заниматься разными видами спорта, например:
Какая же роль в семейной жизни
Женская роль в семейной жизни за последний век в России сильно возросла. Они стали больше вкладывать в семейный бюджет. В России после развода, при вопросе, где будет жить ребёнок, суд всегда встаёт на сторону матери.
Это неизменное правило, даже если отец может предложить более комфортные условия жизни своему ребёнку. Мужчина может выиграть в суде на воспитание ребёнка только в том случае, если мать будет лишена или ограничена родительских правах.
Исследования И. Я. Баховена
Матриархат мог существовать, ведь главная теория была выдвинута шведским учёным И. Я. Баховеном. Она была создана в XIX веке. Баховен исследовал первобытные сообщества и в своих работах описывал такую теорию, как матриархат. Шведский учёный был первым кто, предположил, что женщины в первобытном обществе обладали главенствующей ролью.
В первобытном обществе были популярны неразборчивые половые связи разных представителей групп. Учёный предположил, что это стало катализатором возникновения такого понятия в современном мире, как матриархат.
Права женщины в первобытном обществе
По предположению в то время женщины вступали в половые отношения с разными представителями своей общины. Девушки могли выбирать несколько партнёров, включая своих родственников. Подобное поведение было обусловлено низкой культурой, ужасными условиями жизни на грани выживания и высокой долей смертности среди мужчин.
При множестве партнёров было затруднительно определить биологического отца, но все знали кто мать. Данная информация позволила наследовать имущество по материнской линии.
По мнению учёного, эта функция была во всех первобытных сообществах мира. Знание о матери рода стало ключевой точкой управления в первобытном социуме.
Семьи возглавляли женщины — это привело к обожествлению женской природы продолжения рода. В древности женщина была священна, так как она ассоциировалась с матерью — землёй, породившей всё сущее на планете.
Матриархат у народов мира
Разные народы практиковали отличающиеся друг от друга стили такого устройства общества, как матриархат. Например, народ «Тода» проживающий в горных районах Индии всё ещё использует матриархат в своей повседневной жизни. В Индии запрещено законом многожёнство, но народ «Тода» живёт по своим правилам.
Подобное устройство общества было основано на неблагоприятных условиях жизни. Жители занимаются горным скотоводством. Для обеспечения выживаемости семье требуется много мужских рабочих рук. Эта забота ложится на женщин, которым приходится находить несколько мужей. В семье авторитет женщин зависит от количества мужей.
Несколько особенностей
Наследование по материнской линии является особенностю многих первобытных племён. Подобная передача прав была замечена многими учёными при исследовании древних народов планеты. Например, у племени американских индейцев икорезов прослеживается передача прав наследования по женской линии.
Матриархат: как произошло перераспределение прав
Со временем культура отношений в сообществах стала развиваться, и мужчина наотрез отказался делить собственную женщину. Стремление женщин быть главными в семье стало уменьшаться. Поэтапно и медленно из-за устаревания моральных норм и правил матриархат стал слабеть. Множество проблем возникли в сообществе из-за наступления экономических, производственных и технологических перемен в жизни людей.
Человечество стало переходить к моногамным отношениям. В таких семьях главную роль занимал мужчина, а наследство переходило по отцовской линии к старшему сыну. Такой подход передачи прав оставлял остальных детей без средств на существование.
Многие историки и этнографы критикуют такую теорию, как матриархат. Они считают её необоснованной, так как нет доказательств подтверждающих её существование. По их мнению, данная теория является чистой гипотезой, схожей с околонаучными мифами.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Семья: патриархат, матриархат или равноправие?
Доброго времени суток, уважаемые читатели! Отдохнём от права, предлагаю порассуждать о семье. Типы строения семьи, в зависимости от верховенства в ней мужчины или женщины, можно подразделить на: матриархат, патриархат и равноправие. Поговорим немного о каждом из этих типов, просто порассуждаем, без углубления в дебри социологии и истории.
Патриархат
Патриархат в семье предполагает авторитете и единовластии мужчины. Многие исследователи считают, что история человечества изначально складывалась как история патриархата (мужского доминирования).
Так, английский социолог Э. Гидденс писал, что большинство известных обществ являлись патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и вариации власти мужчин.
«Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины»
Всеобщая распространенность патриархата, по мнению исследователя, обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что роды и уход за детьми делают женщин реально зависимыми от мужчин во всех отношениях, в том числе и в материальном.
Домострой
Наиболее ярко модель патриархального уклада семьи, можно рассмотреть на примере средневековой Руси:
Жена: «Богу и мужу угодить»
Подробно расписывалось, как женщина должна вести себя в разных жизненных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:
Патриархальные принципы отношений мужчины и женщины по Домострою:
1. Родовой принцип устройства семьи – глава и члены семьи в иерархичных отношениях: он – субъект властных отношений, она – объект его власти.
2. Мужчина доминирует во всех сферах семейной жизни, без него не принимается ни одно решение, он обеспечивает и содержит семью, решает все вопросы и нужды жены.
3. Разделение труда выстроено по принципу взаимодополняемости, но вовсе не равноценных ролей:
По мнению многих социологов, например, Р. Айслер: выстроенные вышеизложенным образом «гендерные» (межполовые) отношения – это самые фундаментальные из всех человеческих отношений; такой принцип «глубочайшим образом воздействуют на все институты общества и на направление культурной эволюции».
Матриархат
Матриархат – форма социального устройства, в которой семейная власть принадлежит женщинам. По мнению большинства учёных, реальных доказательств существования власти женщин над мужчинами этнология, археология и антропология так и не предоставили.
Аргументы в пользу существования матриархата основываются на следующих моментах: древние мифы о правлении женщин; упоминания об обществах, в которых была матрилинейная система наследования; интерпретация женских божеств как «глав пантеона» и тому подобное.
Не планирую спорить с исследователями и социологами, тем более, что речь у нас сегодня не о типах общества в целом, а о его ячейке: семье.
Думаю, никто не будет отрицать, что в отдельных семьях матриархат еще как присутствует. Кроме того и в самом обществе в целом последние десятилетия, присутствует неосознанный матриархат: государственная система всячески старается защитить женщин от мужчин, речь о законодательных перекосах в области семейного права.
Матриархальные принципы отношений женщины и мужчины:
Попробуем сформулировать принципы матриархальной семьи, по аналогии с Домостроем:
1. Женщина – Богиня, мужчина человек, без женщины ничего хорошего в его жизни не будет.
2. Женщина в семье – хозяйка, мужчина – добытчик и исполнитель воли женщины: необходимо пресекать любые его попытки самостоятельных решений. Последнее слово должно быть всегда за женщиной.
3. Все деньги семьи должны быть у жены. Мужчины в таких семьях заработную плату безропотно отдают в руки жены, получая в лучшем случае на бензин и сигареты. Свободные деньги мужчине не к чему, а то мысли еще неправильные появятся, да и куда ему тратить деньги, как не на свою Богиню.
4. Свободного времени у мужчины тоже быть не должно (всякие там бани, посиделки с друзьями). Когда у него высвобождается свободное время, желательно занять его работой по дому: ведь мусорное ведро никогда не бывает совершенно пустым, а ковёр совершенно чистым. Всю тяжёлую и грязную работу по дому должен делать мужчина.
5. Функция женщины – красота, гармония и любовь. Нет, ну естественно, если Богиня захочет работать – она будет работать.
6. Забыла главное: мужчина должен быть верен одному Божеству, при этом сексуальные отношения – тогда, когда хочет Богиня.
7. Да, не исключены крайние варианты матриархата: когда мужчины Богиням не нужны в принципе
Равноправие полов
С патриархатом и матриархатом, вроде, разобрались, поговорим о равноправии.
Равноправие по своей сути предполагает одинаковые права, возможности и обязанности для женщин и мужчин. На первый взгляд – все хорошо, все равны, все довольны. Но так ли все просто на самом деле?
Так ли это хорошо когда стираются природные сущности полов:
И не приводит ли равенство к искусственной «бесполости»: когда женщины недостаточны в женской силе, а мужчины – в мужской. В романе Герберта Уэллса «Машина времени» путешественник во времени попал в мир будущего и увидел, что «научно-технический прогресс» (материализм) на Земле привёл к тому, что бесполое человечество достигло состояния «абсолютного покоя», то есть баланса («полной гармонии») как застоя и вымирания.
Ведь при равноправии: отношения между мужчиной и женщиной строятся не по принципу взаимодополняемости, а по принципу взаимозаменяемости. Нужно ли такое равенство?
Не берусь критиковать ни один из типов построения семьи:
Главное – считаю, чтобы взгляды женщины и мужчины на построение отношений совпадали. Ведь все мы разные: кому-то нравится командовать, кому-то подчиняться, один привык быть сильным, другой – по натуре слаб. У каждого свой выбор: по какому типу строить свои отношения и нет тут правильного или неправильного. Главное, чтобы это устраивало обоих.
А какая из этих трех систем: матриархат, патриархат, равенство – кажется более привлекательной вам, уважаемые читатели? Предлагаю поделиться своим мнением в комментариях.
Благодарю за внимание.
Использована информация источников:
Вам может быть интересна публикация:
Что такое матриархат и есть ли он в современной России
Что такое матриархат
Матриархат (от греческого «мать» + «господство») — тип общественного строя, в котором главенствующая роль в семье и обществе принадлежит женщинам, а мужчины занимают подчиненное положение. Матриархат также иногда называют гинекократией или женовластием.
Термин «матриархат» обрел популярность благодаря книге швейцарского этнографа Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право». В 1861 году он опубликовал первую в истории науки тщательно проработанную гипотезу о существовании древнего матриархата. Согласно выводам Бахофена, в древности право собственности передавалось от матери к дочери — следовательно, женщины владели основными богатствами. Кроме того, это значило, что мужчина становился частью рода, а не наоборот. Исходя из этого Бахофен и его последователи сделали вывод, что «материнское право» давало женщинам привилегированное положение в обществе.
Составляющие матриархальной культуры
Сам Бахофен не дал в своей работе перечня конкретных составляющих матриархата. Анализируя существующие описания матриархата в науке и медиа, можно выделить несколько специфических признаков этого типа общественного строя, встречающихся полностью или частично:
Как устроена матрилинейность
Наследование по женской линии называют матрилинейностью. Такая практика появилась из-за особого восприятия материнства и родов древними людьми.
Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Долгое время женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм: казалось, что дети рождаются подобно тому, как земля «рожает» фрукты и ягоды. Роль отцов была неочевидной — следовательно, передавать имущество по мужской линии было не логично.
Когда и почему общество перешло к патриархату
После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву — важно подготовить семена и посадить их. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.
Постепенно отцовское начало стало восприниматься как главенствующее: ведь от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что вырастет в итоге. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин. Согласно этой теории патриархат установился около 12 тыс. лет назад.
Существует ли современный матриархат
На сегодняшний день в мире есть несколько обществ, в которых можно наблюдать отдельные черты, приписываемые матриархату:
Назвать хаси, мосуо или минангкабау полноценными матриархатами нельзя — скорее это матрилинейные общества с нестандартным распределением гендерных ролей.
Возможно, древний матриархат — это миф
Что не так с концепцией Бахофена
«Материнское право» Бахофена всегда воспринималась научным сообществом неоднозначно, поскольку автор делал большой упор на изучение мифов о Богине-матери у древних народов. Также сомнительной показалась и попытка экстраполировать на всю человеческую историю выводы, основанные на изучении греческой и римской мифологии. Описывая гинеократическую культуру, Бахофен не жалел красок и эпитетов, поэтому работа оказалась слишком художественной, что и вызвало критику научного сообщества. По словам противников матриархальной теории, описания ученого можно сравнить с викторианским видением женщин. Их описывали как «безупречных, целомудренных богинь с высокими помыслами», однако возвышенные описания никак не способствовали расширению прав женщин.
Дискуссия между патриархистами и матриархистами
В том же 1861 году была опубликована работа британского антрополога и юриста Генри Мэйна «Древнее право», в которой автор проанализировал источники по древнеримскому праву и высказал противоположную Бахофену точку зрения — согласно доводам Мэна, человеческая культура всегда была патриархальной. Позже эту идею развил финский социолог Эдвард Вестермарк, который доказывал, что матрилинейность не дает женщинам особых привилегий и может успешно существовать в рамках патриархальной модели.
Одновременный выход работ Мэна и Бахофена породил в интеллектуальных кругах Западной Европы противостояние между матриархистами и патриархистами. Сторонником теории о первородном женовластии выступал, в частности, Фридрих Энгельс, который отметил работу Бахофена в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства».
Современные ученые в большинстве отвергают концепцию первобытного матриархата. Например, российский антрополог Станислав Дробышевский уверен, что женовластие было невозможно как минимум из-за физического превосходства мужчин.
Как дискуссия о матриархате стала политической
На момент выхода работы Бахофена патриархальное моногамное устройство семьи воспринималось как естественная данность. О необходимости равноправного общества, где социальное положение не зависит от пола, говорили только суфражистки и передовые мыслители, потому «Материнское право» воспринималось несколько революционно. Постепенно концепция древнего матриархата политизировалась и стала одним из аргументов в пользу справедливости феминистских идей: раз в древности социальный статус женщин был высоким, значит, это естественно, и к подобному положению дел можно вернуться. В частности, русский историк и публицист Константин Кавелин еще в XIX веке писал: «Мнение, что женский пол есть слабейший, не вполне оправдывается историей, а потому не может быть принято за аксиому».
Концепцию матриархата также долгое время поддерживали советские этнографы, которые ориентировались на труды Фридриха Энгельса и Карла Маркса. В СССР идею о первичности патриархата воспринимали как пережиток феодально-буржуазного времени.
Мы можем неверно представлять древний матриархат
Многие сторонники концепции первобытного матриархата описывают его как эквивалент существующей патриархальной культуры. Однако, поскольку мужчины и женщины по-разному проявляют себя во власти, если матриархальное общество действительно существовало, оно могло быть более равноправным, чем патриархальное. Об этом, в частности, пишет американская антрополог Риан Айслер. Она утверждает, что матриархат предполагал партнерские отношения между женщинами и мужчинами, которые были разрушены с появлением «технологий войны», утвердивших превосходство грубой силы.
Современные исследования отчасти подтверждают эту точку зрения, поскольку их результаты показывают, что женщины, которые занимают лидерские позиции, склонны вести себя более демократично и проявляют заботу о подчиненных, тогда как мужчины чаще выбирают авторитарный стиль управления. Это связано с разницей в эмоциональном интеллекте у мужчин и женщин. Однако, нельзя сказать однозначно, какие факторы больше влияют на управленческое поведение — биологические или социальные.
Почему Россия — не матриархальная страна
В русскоязычной общественной дискуссии можно встретить мнение, что Россия — страна победившего матриархата. У сторонников этой концепции есть несколько популярных аргументов:
Бытовой матриархат не делает жизнь россиянок лучше
В одном из своих выступлений политолог Екатерина Шульман заявила: «Мы — страна бытового матриархата. Причем это настолько у всех перед глазами, что никто не замечает. Матери семейств определяют, где живет семья, как живет, как тратятся деньги, где учатся дети, когда делать ремонт, куда поехать в отпуск. Отцы семейств решают важные вопросы: кто виноват — Россия или Америка, или кто начал Вторую мировую войну».
Высказывание быстро стало аргументом в пользу «ненужности феминизма в России», однако позже Шульман объяснила, что люди неверно восприняли ее слова. «Когда говоришь «бытовой матриархат», люди слышат следующее: нам в России не нужен феминизм, у нас и так правят женщины. Нет, имеется в виду совершенно не это. Бытовой матриархат не делает жизнь женщин ни богаче, ни безопаснее, ни благополучнее», — объяснила политолог.
За детьми ухаживают женщины
На практике «бытовой матриархат» оборачивается для женщин «второй сменой». По статистике, россиянки тратят на неоплачиваемый домашний труд в среднем 4 часа 25 минут в день, мужчины — в три раза меньше: 1 час и 23 минуты. Сюда входит, в том числе, и уход за детьми (только 2% отцов уходят в декретный отпуск, хотя по закону у мужчин есть такое право).
После развода мужчины и сами не всегда хотят, чтобы дети оставались с ними — точных цифр по России нет, но в соседней Украине 70% отцов добровольно отказываются от воспитания. К тому же, судьи в своих решениях тоже могут полагаться на гендерные стереотипы, которые отводят женщине роль сиделки с детьми.
Женщины во власти представлены только на низших уровнях
Сексистские шутки в России позволяют себе даже представители высших эшелонов власти, а 51,2% россиян говорят, что не хотели бы работать под руководством женщины. Главными российскими гендерными проблемами на работе остаются стеклянный потолок и разрыв в доходах — он составляет до 24%. При этом, даже в тех сферах, где на низших уровнях сотрудников-мужчин меньше, например в школах, с повышением уровня власти гендерное распределение меняется — в сфере образования женщины руководят 42% компаний.
Чем выше уровень власти, тем меньше становится женщин
Сколько женщин-политиков в России:
Среди министров только одна женщина — министр культуры Ольга Любимова.
Доброжелательный сексизм
Часть женских «привилегий» и вовсе являются доброжелательным сексизмом. Доброжелательный сексизм — это социальная установка, представляющая женщин как хрупких, заботливых, слабых и нуждающихся в защите и идеализирующая подобные качества как «истинно женские».
На уровне государства беспокойство о женщинах приводит к спискам запрещенных профессий — например к запрету управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных ограничений связаны с риском для репродуктивного здоровья. При этом никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери. Заботой о женщинах, чей организм подорван родами, в Госдуме объясняют и разницу в возрасте выхода на пенсию.
С доброжелательным сексизмом связано и отсутствие женского призыва. Стереотипно мужчины воспринимаются как защитники Родины, а армия считается опасным местом, где нужна физическая сила — поэтому женщинам там, якобы, не место.
В избыточной мужской смертности виноват патриархат
Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованных видах поведения», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность. К тому же они не склонны заботиться о здоровье и вдвое реже проходят профилактические осмотры. В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты уже не мужчина, а просто неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса.