Матрицы равена на что направлены
Прогрессивные матрицы Равена
Согласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентируют интеллект.
Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях:
а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;
б) на теории неогенеза К.Спирмена.
При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:
1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);
2) восприятие, восприимчивость;
3) мышление, понятливость.
При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного внимания в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции. Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.
Существует два варианта теста:
1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).
2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).
Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.
От испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие мыслительные процессы:
1) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;
2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.
Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).
Сводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.
Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.
Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.
Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.
Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.
Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.
Процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.
Тест Равена на работу [Как пройти прогрессивные матрицы]
При устройстве на работу соискателям нередко предлагают пройти тестирование на определение коэффициента интеллекта IQ. Самый популярный вариант задач на айкью — тест матрицы Равена. Он помогает за 20 минут определить уровень развития абстрактного мышления и часто используется, чтобы понять, подходит ли человек на должность, требующую умения мыслить логически.
Где применяется тест Равена
По результатам тестирования принимают решение о дальнейшем диалоге с соискателем, поэтому, как правило, оно проводится одним из первых на очном собеседовании, перед психологическими. Чаще всего тестирование встречается при трудоустройстве в МВД.
Тест Равена проходят соискатели в:
От уровня интеллекта зависит способность адекватно воспринимать новую информацию и анализировать ее.
Тестирование Равена используют и коммерческие организации, которые хотят быть уверенными, что нанимают подходящего «спеца», который не будет «пасовать» перед сложными задачами и сможет самостоятельно принимать решения.
Оценочные испытания используют для:
На основании ответов на тест Равена руководством компании принимаются решения о переводе человека в другой отдел или о повышении. Результат тестирования имеет большое значение для личной характеристики человека.
Что определяет онлайн тест Равена
Тестирование длится 20 минут и проходит, как правило, на очном собеседовании, в отличие от тестов способностей, которые проходят дистанционно.
Задание относится к категории невербальных и культурно-свободных. То есть для его решения не нужны знания языка.
Задания представляют собой матрицы состоящих в логической связи фигур, которые требуется дополнить девятой фигурой. Для каждой задачи только один верный вариант ответа.
Преимуществом тестирования Равена считается то, что на его результаты не влияет:
Тест прогрессивные матрицы Равена – задание с динамической сложностью. По мере прохождения испытания сложность вопросов растет. Иногда сложность меняется в зависимости от числа правильных ответов.
Испытание состоит из пяти серий — A, B, C, D и E, — каждая из которых отвечает за аспект логического мышления.
Испытание проходят на бумаге или на компьютере работодателя.
Хотя в интернете можно всегда скачать или пройти бесплатный тест Равена онлайн, это не поможет подготовиться к трудоустройству. Вопросы на собеседовании все равно будут другими.
Как подсчитывают результаты и баллы в тесте Равена
Интерпретацию результатов проходит в виде:
Если кандидат старше 30 лет, вводится дополнительная поправка на возраст: полученный общий IQ балл делится на коэффициент, выраженный в процентах.
Возраст, лет | Коэффициент поправки |
---|---|
35 | 97 % |
40 | 93 % |
45 | 88 % |
50 | 82 % |
55 | 76 % |
60 | 70 % |
Благодаря тестированию работодатель оценивает ещё и то, насколько быстро соискатель устает от интеллектуального труда. Если к концу каждой серии однотипных заданий человек начинает неизменно ошибаться, то, вероятно, причина тому — накапливающаяся рассеянность.
Хотя усталость – естественный физиологический процесс, важно чтобы эффективность работы не падала слишком быстро. Поэтому рекомендуется приходить на собеседование выспавшимися и подготовленным.
Сложности матриц Равена
На базе матриц Райвена созданы логические тесты способностей, используемые российскими и международными работодателями для отбора кандидатов. Главная сложность двух этих типов задач – нехватка времени. Основная часть времени уходит на условие и попытку «войти в ритм», в итоге у человека не успевает найти решение.
Расшифровка результатов графического матричного теста проходит автоматически, что исключает субъективное отношение рекрутера. С другой стороны, это значит, что личное отношение к кандидату не является определяющим при принятии решение о найме.
Поскольку испытание проходит на собеседовании, немало трудностей вызывает стресс. Собеседование – само по себе волнительная процедура, а дополнительные задания, от результатов которых зависит дальнейшее трудоустройство, вызывают еще больше проблем.
Существует две причины, по которым соискатели не проходят тестирование:
Полезные советы: как пройти прогрессивный тест Равена
Заключение
Подходящий сотрудник — это не только умный, но и обучаемый человек. Важны умение ужиться в коллективе, навыки командной работы, способность корректно объяснять задачи подчинённым.
Матрицы Равена — только один из этапов оценки кандидатов. И от результатов такого этапа зависит дальнейший диалог с работодателем. А это значит, что придется готовиться к каждой части собеседования.
Для теста Равена, например, достаточно тренировочных логических задач. Кроме того, рекомендуется уделить внимание проективным методикам оценки личности, психологическому тестированию, КОТ (краткий отборочный тест) и СМИЛ (MMPI).
Прогрессивные матрицы Равена
Прогрессивные матрицы Равена или, как их еще называют, тест Равена, это методика, которая позволяет оценить уровень логичности мышления (IQ). Тест появился в 1936 году. Его изобретатели — Л. Пенроуз и Дж. Равен.
Тест основан на традициях английской школы, суть его заключается в выявлении отношений между различными абстрактными фигурами.
Особенной популярностью пользуются два стандартных варианта теста: цветной и черно-белый. Вариант тестирования выбирается в зависимости от возраста тестируемых. Так, цветные тесты предназначены для детей в возрасте от 6 до 9 лет или для пожилых людей в возрасте за 65 лет. В последнем случае тест Равена рекомендуется специалистами в случае необходимости реабилитационных исследований. Может также применяться для детей в возрасте старше 9 лет, если есть подозрение на аномальное развитие.
В основе тестирования лежит гештальт-психология, в частности теория перцепции форм и теория неогенеза, разработанная Ч. Спирменом. Метод тестирования относится к невербальным и уже в течение многих лет считается в этой области наиболее продвинутым и точным.
Теория перцепции форм и теория неогенеза
Согласно этой теории испытуемые должны рассматривать задание как единое целое, но состоящее из ряда разнообразных элементов. То есть каждый тестируемый должен изначально оценить задание-матрицу глобально, а уже затем проанализировать его и выделить принцип. Потом из выделенных элементов матрицы формируется целостный образ. В результате должна быть обнаружена недостающая деталь.
Вторая теория, разработанная Спирменом, позволяет более углубленно и детально оценить результаты данного исследования.
Комплекс этих методик и образует тест Равена, который, в свою очередь, отлично согласуется со множеством других подобных методик, например, тестом Векслера и других.
Матрицы Равена могут быть применены для определения интеллектуального развития людей практически любого возраста. При проведении исследований не имеют значения ни социокультурный фон, ни языковой состав, ни степень речевого развития.
Суть методики
Испытуемым выдается по одному стандартному экземпляру тетради, в которой находятся задания, а также один бланк с ответами. Время на выполнение задания строго фиксировано и составляет 35 минут.
Посмотреть тест можно только после того, как будет выдана инструкция по его прохождению, которая озвучивается специалистом.
Специалист выдает матрицы, в которых испытуемые ищут определенный элемент. Процесс происходит следующим образом:
До 5 задания тестируемый может обратиться за подсказкой к экспериментатору. Затем выполняет оставшуюся часть заданий самостоятельно. Экспериментатор обязан сообщить участникам, что выполнять задание нужно как можно скорее и как можно более четко. При необходимости первое задание может быть выполнено даже совместно с экспериментатором. Отсчет времени начинается с момента выполнения пятого задания.
После выполнения все данные будут зафиксированы в бланке ответов.
Главное о методике Равена
Дж. Равен был категорически не согласен с мнением, что интеллект человека закладывается изначально и в дальнейшем не может меняться или каким-то образом преобразовываться. Он полагал, что интеллект формируется под воздействием не только врожденных качеств человека, но и под воздействием внешних факторов. Именно поэтому он разработал собственный тест, который помогает выявлять и генетические, и средовые причины, которые воздействуют на уровень интеллекта.
В результате разработанный им метод тестирования учитывает только логику человека. При этом уровень образования и другие параметры не имеют значения. Однако учитывается также и скорость принятия решения. Тест может пройти как взрослый человек, так и ребенок.
При обработке данных можно сделать исчерпывающие выводы о пространственном мышлении, особенностях целостного восприятия образов.
Матрица Равена используется в психологии и педагогике уже более полувека, за это время появилось множество вариаций данного метода, однако основной по-прежнему остается самым прогрессивным и востребованным.
Всего в сборнике 60 заданий, которые делятся на 5 серий. Каждая серия включает 12 индивидуальных задач. Задача тестируемого — определить, как именно связаны между собой фигуры, находящиеся на рисунке, выявить недостающую фигуру и указать на нее. Уровень интеллектуального развития определяется тем, насколько верно и быстро тестируемый справился с заданием. Викиум создал несколько тренажеров на основе данного научного подхода: это «Микросхемы», «Тайная комната», «Геометрия». Узнайте, как работает эта методика уже сегодня!
Методика прогрессивных матриц Равена для школьников и дошкольников
Тест Равена
История создания методики
Методика «Прогрессивные матрицы Равена» была предложена еще в 1936 году Дж. Равеном и его коллегой Л. Пенроузом и впоследствии стала одной из самых рaспространенных методик для изучения невербального интеллекта.
Дж. Равен был категорически не согласен со специалистами, которые заявляли, что интеллект – это врожденное и неизменное явление. В ходе своих исследований он пришел к заключению о необходимости создания тестов, которые помогут оценить причины (и генетические, и средовые) интеллектуальной недостаточности. Принципиально важным, по его мнению, для подобных тестов была ограниченность во времени и отсутствие дискриминации в оценивании вне зависимости от образования, происхождения, уровня жизни и опыта тестируемых.
Тест Дж. Равена был создан для оценки способностей восприятия абстрактных форм, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей, именно поэтому он требует применения метода логических рассуждений. Иначе говоря, матрицы позволяют оценить процесс принятия логического решения в таких условиях, при которых принятие данного решения связано с выбором наилучшего варианта в кратчайший срок. Получаемые результаты не определяются эрудицией испытуемых и никак не зависят от уровня их образования. Результат зависит только от способности к логическому анализу, от пространственного воображения и особенностей целостного восприятия человеком образа.
Отличительной чертой матриц Равена является то, что на протяжении почти 50 лет они используются в своем стандартном виде. И это несмотря на то что с течением времени появилось большое количество интерпретаций и модификаций самих матриц (в том числе и цветные прогрессивные матрицы Рaвена, а также электронный вариант теста).
При выполнении заданий теста у человека активизируются процессы восприятия, внимания и образного мышления. Выполнения теста цветных матриц требует максимальной сосредоточенности и внимания, так как снижение этих показателей непременно приводит к ошибкам. Кроме этого, большое значение имеют сила воли и эмоции. Матрицы Равена обычно применяются при работе с людьми, принадлежащими к разным языковым структурам, в том числе и с немыми, так как данная методика не требует вербализации и в этом ее главное удобство.
Тест базируется на использовании устных инструкций, а также применении невербальных заданий, то есть для его выполнения необязательно уметь писать или читать (что может быть очень удобно при работе с детьми младшего возраста).
В настоящее время тест прогрессивных цветных матриц Равена является одним из самых известных и часто употребляемых среди психологов тестов, применяемых при работе с различными группами населения. Тест может быть использован при проведении крупномасштабных исследований, связанных с областью психологии и педагогики.
Структура теста
Текстовый сборник включает в себя 60 заданий, разделенных на 5 серий (А, В, С, Д, Е), каждая серия, в свою очередь, состоит из 12 заданий. Каждое задание состоит из матриц, которые содержат различные фигуры и их совокупности, составленные так, что они образуют логическое целое, элементы которого расставлены в определенной закономерности согласно конкретным правилам.
Одной фигуры не хватает, но она расположена внизу в окружении других, не подходящих сюда, фигур. Главная задача тестируемого – выявить закономерность, которая связывает фигуры на рисунке и фигуры, данные ниже, и выбрать из предлагаемых вариантов номер той фигуры, которая отсутствует на рисунке и логически подходит туда.
Задание заключается в необходимости дополнить основное изображение одним из приведенных, подходящих к конкретному изображению, фрагментов. Для успешного выполнения задания требуется тщательный анализ составных частей основного изображения и обнаружение сходных деталей в одном из нескольких фрагментов.
Значение: оценка уровня внимательности, а также статистического представления, воображения и визуального различения.
Задания серии В построены на принципе поиска схожести в парах фигур. Необходимо понять принцип, в соответствии с которым построена фигура и, на основе умозаключения, подобрать недостающий фрагмент. Важным здесь является определение оси симметрии, в соответствии с которой в главном образце располагаются фигуры.
Значение: оценивается способность к линейной дифференциации и поиск умозаключения, которое должно быть построено на основе линейных взаимосвязей.
Зaдания серии С основываются на принципе «прогрессивных» изменений в фигурaх матриц. Матрицы в фигуре постепенно становятся сложней, происходит их непрекращающееся «обрастание» новыми элементами. Существует четкий принцип приобретения фигурой новых элементов, и только поняв его можно выбрать недостающую фигуру.
Значение: выявление способностей к динамической наблюдаемости и прослеживание непрерывных изменений, динамической внимательности и воображению, способности представлять.
В серии D задания построены по принципу перегруппировки фигур в пределах одной конкретной матрицы. Перегруппировка происходит в вертикальном и горизонтальном положении, и задача испытуемого заключается в ее поиске.
Значение: решение зависит в первую очередь от способности определять как количественные, так и качественные изменения в фигурах, согласно закономерностям изменений, использованных при построении фигур.
В серии Е принцип заключается в разложении главного изображения на составные элементы. Возможность найти недостающие фигуры появится, когда тестируемый обнаружит и поймет принцип синтеза и анализа фигур.
Значение: способность обнаружить сложное количественное и качественное развитие кинетических, а также динамических рядов.
Проведение теста для школьников и дошкольников
Время теста строго ограничено: 20 минут.
До начала теста принципиально важным является его секретность и невозможность подсмотреть. Во время теста необходимо исключить возможность списывания.
Проведение теста возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Каждому тестируемому раздается бланк ответов, который необходимо будет заполнить. В бланке необходимо указать дату проведения тестирования, фамилию и имя тестируемого, его пол и возраст, а также место работы (учебы).
Кроме этого, в этот бланк заносят ответы на задания теста, общее время, затраченное на выполнения теста, и общее количество набранных баллов.
Полученные в результате тестирования ответы сравнивают с ключом. За каждый верный отвeт начисляется один первичный балл, затем эти баллы сверяют с таблицей и, согласно конечному результату, выносят свои замечания.
Методика Равена: суть метода интеллектуального анализа
Для оценки интеллектуальных способностей разработано много различных методик, которые основаны на разных способах анализа мыслительных способностей.
Предложенная в шестидесятых годах методика Равена предназначена для оценки логического мышления личности.
Что такое ригидность мышления и нужно ли её преодолевать? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие и предназначение
Методика Дж. Равена была предназначена для оценки интеллектуальных способностей и склонности к системному анализу и логическому построению суждению.
Данная методика также может использоваться для дифференциации различных интеллектуальных уровней.
Протестироваться методом Равена могут люди от четырех с половиной до шестидесяти пяти лет. Ограничения вызваны формированием и сохранением логического мышления и памяти. При этом существует три варианта матриц этого теста:
Матрицы Равена представляют собой цепь взаимосвязанных элементов, которых человеку нужно выбрать недостающий из предложенных вариантов. Сам тест состоит из 60 заданий по пять групп. Они возрастают по сложности в каждой группе.
Матрицы созданы с определенной логической концепцией, которую и предстоит оценить испытуемому. При этом сама методика основана на нескольких направлениях гештальт-терапии.
Одно из них называется теория перцепции. Эта теория описывает восприятие и анализ структурных элементов при помощи логических связей.
Сначала человек анализирует задание в общем, находя какие-то объединяющие все признаки, а затем приступает к построению логической цепочки что могло бы подойти в эту цепь из вариантов.
Основоположником этого направления считается Пенроуз.
Матрицы Равена можно использовать в любых социокультурных условиях для оценки интеллектуальных способностей. По значимости эта методика не уступает тестированию Айзенка.
Время прохождения матриц как правило не ограничено. Однако можно провести тест на скорость, то есть оценить скоростные аналитические способности. Оптимальным результатом будет 20 минут.
Более распространен тест на результат, при котором значение имеет уровень прохождения, а время не ограничивается.
Матрицы Равена для дошкольников как правило используются без ограничения времени.
История и создатель
Вопросом оценки интеллекта психологи были озадачены уже долгое время.
Было предложено много разных методик и способов, в том числе знаменитый и самый популярный тест Айзенка.
В 1963 году была разработана методика Равена, которая является конкурентоспособным аналогом знаменитого теста. Дж. Равен и Л. Пенроуз предложили свой способ на основе оценки фактора интеллекта ",g",.
Авторы стремились к однозначной оценке результатов, простоте в выполнении и точности в оценке. Также при создании этой методики активно использовались последние достижения психологии и медицины в области изучения интеллекта.
Равен стремился выделить генетические факторы и факторы окружающей среды, участвующие в формировании интеллекта на основе этой методики.
Инструкция к проведению
Испытуемому предлагается 60 разных рисунков.
Они могут быть как геометрическими, так и наглядными цветными для детей и пожилых.
Каждый рисунок представляет собой прямоугольник, заполненный определенным рисунком.
В нижнем углу имеется пустое место. НИже рисунка располагается шесть возможных вариантов заполнения этого пустого места. Все они подходят по форме пустого места, однако отличаются по содержанию.
Путем логического мышления нужно найти аналогию в рисунках и выбрать подходящий. Все рисунки объединяются в группы по сложности, всего имеется пять групп рисунков.
Оптимальным временем для прохождения является двадцать минут. Советуется не раздумывать над одним рисунком слишком долго, а переходить к следующему при неудаче.
Для детей и пожилых предложены цветные матрицы, которые имеют меньшее количество рисунков. Всего представлено 36 рисунков, по три группы. Они имеют более простые логические решения.
Для этих категорий лиц необходимо четко давать инструкции, опираясь на возраст и состояние испытуемого. Для маленьких детей нужно подробно объяснить, что перед ними есть ",коврик", с ",дырочкой",, в эту дырочку нужно подобрать такой кусочек, какой бы лучше всего подошел к коврику.
Для более старших детей можно использовать такие интерпретации как ",фрагмент", или ",элемент",.
Для пожилых такое объяснение не требуется.
Однако у них приобретает большое значение оценка времени прохождения, то есть скорость логического анализа.
Подсчет результатов
В бланке ответов имеется сводная таблица, которая включает разделение ответов по номерам вопросов и по группам: A, B, C, D и E. Напротив каждого вопроса ставится 1 балл, если ответ правильный, и ноль баллов если нет. В конце сумма баллов подсчитывается.
Результат представляет собой коэффициент интеллекта испытуемого. Для его интерпретации каждую группу сравнивают со средними по ней результатами.
При этом разница между средним значением стандарта и полученным результатом также оценивается от нуля до двух. Если по одной серии различаются показатели более чем в два, то такие данные не считаются надежными, необходимо переделать тест.
Результаты интерпретируют по полученной сумме баллов, переводя их в проценты или в коэффициент айкью. В зависимости от процентов выполнения выделяют следующие категории:
Матрица Равена: тест.
У детей при работе с цветными наглядными матрицами выделяют определенные уровни успешности прохождения:
Критическое различие нижней границы невелико, большое значение имеет если ребенок набрал баллов ниже нормы.
Преимущества и недостатки методики
Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей личности и имеет ряд преимуществ и недостатков.
К плюсам данного способа относят:
Этот способ можно использовать как для скрининга мыслительных способностей, так и для определения успешности проводимой психологической терапии и обучения.
К недостаткам способа относят:
Этот метод нельзя использовать для оценки глубоких изменений в интеллекте личности, поскольку он не дает точной оценки расстройств мышления на этом уровне.
Также имеются сложности в интерпретации относительно среднего нормального уровня и перевода значения в показатели айкью.
Этот тест не позволяет провести полную аналогию с другими методиками оценки умственных способностей. Стимульный материал методики недостаточно адаптирован для этой категории лиц.
Методика Равена эффективно используется для анализа интеллектуальных возможностей личности. В процессе ее проведения ключевую роль играет оценка построения логических взаимосвязей, а также способность к обобщению.
Метод успешно используют для проведения скрининга интеллектуальных особенностей личности.
Об областях применения абстрактного мышления человеком читайте здесь.