fpm_start("true"); Фактически, есть 2 вида – VŠ (Vysoká škola) и VOŠ (Vyšší odborná školа). Разница, в принципе, как в первой ситуации.
1. Выпускник VOŠ получает титул DiS (diplomovaný specialista), когда выпускник VŠ – Bc, Mgr или Ing (и далее).
2. Обучении на VOŠ намного легче, обычно 3 года (хотя можно и 5 лет), экзамены проще, поступление так вообще формой разговора.
3. На VOŠ, в отличии от VŠ не используется система кредитов (об этом как нибудь в другом посте), предметы строго данные, без возможности выбора (похоже на советскую систему)
4. Титул DiS не является академическим, тогда как титул VŠ – да.
5. Большой плюс DiS в том, что у них много практики, тогда как на VŠ ее практически нет (по крайней мере, в гос вузах), так что некоторые работодатели DiSов берут крайне охотно.
Образование на VŠ делится на 2 этапа – бакалавр и магистр. Конечно, потом можно и на аспирантуру, но об этом отдельно в другой раз. Если речь пойдет о бесплатном образовании (на Чешском языке, т.к. на Английском всегда платное) то нужно брать во внимание только гос вузы (список можете посмотреть здесь http://www.firmy.cz/instituce-a-urady/vzdelavaci-instituce/vysoke-skoly/univerzity-a-statni-vysoke-skoly). Бакалавриат длится 3-4 года (бесплатно, потом за пару тысяч крон/месяц), Магистратура еще 2-3 года (потом также платно). Некоторые университеты до сих пор предлагают 5-летнюю систему (без бакалавра, сразу на магистра).
Многие Чехи останавливаются на бакалавре (например, сотрудники полиции) – магистр им не нужен.
Что касается работодателей, то серьезным компаниям требуется полный диплом, с магистратурой (или же 3 года опыта, что имеет больший вес). Подавляющее же большинство компаний согласны на матуриту.
Оценки в Чехии начинаются с 1 (высший бал) и 5 (неуд, используется в школе, в университете только 4)
Жилье для иностранцев предоставляют в общежитиях на ровне с Чехами. Если вы учитесь на Чешском, то и права студента у вас как у Чеха. Правда некоторые вузы все-же с жильем очень даже тормозят. На экономке (VŠE) с этим большая проблема – студентов море, а жилья мало. Вот и заселяют сначала тех, кто в Прагу вынужден доезжать из своих деревень. Но иностранцем жилье дадут в последнюю очередь. Я знаю, что на ČVUT или UK ситуация намного проще, там всем все предоставляют.
Теперь о стоимости…
Если учится как Чех в гос вузе, то все бесплатно если уложишься в 5-7 лет. Если же идешь в частный, то учись сколько хочешь, но минимальная стоимость составит где-то 2000 евро/год. Обучение в VOŠ намного дешевле, можно найти за 500 евро/год.
Это все на сегодня. До новых встреч в эфире!
Источник
Матурита. Что это? Каждый школьник, который хочет успешно поступить в ВУЗ своей мечты, должен завершить среднее образование выпускными экзаменами, которые в Чехии называются «матурита» (чеш. maturita ). Примерно то же самое, что и ЕГЭ в России.
Об экзамене Слово «maturita » происходит от латинского слова «maturitas » (зрелость), в связи с чем ее также называют аттестатом зрелости.
«Матурита» в Чехии состоит из 2 частей – письменной и устной.
Письменный экзамен — сочинение на чешском языке и тест (то же самое и по одному иностранному языку). По другим предметам только тест.
Устный экзамен сдается перед экзаменационной комиссией минимум по 4 предметам. Для успешной сдачи экзамена нужно получить по каждому предмету хотя бы 4 балла (в Чехии 1 самая лучшая и 5 самая худшая оценка).
Информация к размышлению В Чехии студенты должны действительно задуматься о выборе своего будущего ВУЗа заранее, так как вступительные экзамены в некоторые университеты проходят очень рано. Иногда случается, что письменная «матурита» в марте, а вступительный уже в апреле (но может быть и после «матуриты», в августе). Ничего, что «матурита» еще не сдана. Школьники после ее сдачи присылают в свой будущий ВУЗ аттестат о сдаче «матуриты».
Удачи! Итак, остается лишь пожелать удачи всем, у кого матурита или подобный выпускной экзамен впереди.
Экзамен, конечно, важный и решает многое, но сами чехи после успешной сдачи любят говорить «Maturita – formalita» (т.е. «матурита – это формальность»). В этом есть своя правда, ведь потом в университете к подобному экзамену надо готовиться уже регулярно – дважды в год… 😉
Источник
Чешское образование в условиях пандемии: дистанционные занятия, экзамены, матурита, поступление для иностранцев
Эпидемия коронавируса повлияла на все сферы жизни и не обошла стороной сферу высшего образования. Весь прошлый год студенты были вынуждены учиться дистанционно. Особенно несладко пришлось иногородним и иностранным студентам, поскольку они фактически были заперты в маленьких комнатах общежитий. Все вузы оказались в непростой ситуации, где должны были за короткий срок приспособиться к полностью дистанционному обучению.
Поскольку пандемия коронавируса еще не окончилась, и нас может ждать возвращение к онлайн обучению и в наступающем учебном году, мы решили узнать у очевидцев, как это выглядело. Учебный центр GoStudy поговорил со своими студентами, кто год назад поступил в чешские университеты, и подготовил обзорный материал для читателей.
Как проходило обучение в Чехии в условиях образовательного локдауна
Дистанционные занятия в чешских университетах проходили на таких платформах, как Zoom, Microsoft Teams, YouTube, а также специальных университетских платформах. Часть лекций проходила по расписанию. На таких занятиях студенты должны были сидеть с включенной камерой, а посещаемость контролировалась при помощи сохраненного списка подключенных к лекции аккаунтов. К сожалению, на больших лекциях с посещаемостью от 50 учеников иногда система не выдерживала, поэтому студентов просили держать видеосвязь по очереди.
Другая часть лекций проходила в новом для учеников формате: преподаватели присылали презентации с записанными аудио-комментариями или выкладывали их на YouTube по ссылке с ограниченным доступом.
В зависимости от преподавателя и специфики предмета, лекции, проходящие по расписанию, снимались при помощи записи экрана и загружались в кабинет дисциплины на сайте университета. Однако некоторые преподаватели запрещали вести запись для увеличения посещаемости лекций в онлайн режиме.
Университеты были закрыты, а значит, и доступа к библиотекам у учащихся не было. Обычно студенты не располагают достаточными средствами для покупки специализированной научной литературы, которая необходима для написания исследовательских работ и подготовки к сессии. Поэтому Национальная библиотека Чешской республики открыла свободный доступ для учащихся чешских университетов.
Чтобы войти в систему Национальной библиотеки, необходимо было перейти по ссылке, которую все студенты получили в электронном письме от своего университета, и выбрать Příhlasit se knihovním učtem/eduID. После учащийся выбирал свой вуз из предоставленного списка. Выбрав свое учебное заведение, происходила переадресация на сайт университета для входа в личный кабинет студента, после чего автоматически открывался доступ к свободному пользованию материалами библиотеки.
По мере ослаблений ограничений появилась возможность брать книги из библиотеки по предварительному бронированию на сайте вуза.
Экзамены в карантинных условиях
Из-за карантинных ограничений вузы столкнулись с вопросом: “Как проводить сессию?”. До пандемии экзамены проходили в аудиториях под видеонаблюдением, присмотром преподавателей, без телефонов. Все эти меры были направлены на строгий контроль списывания. Ситуация с коронавирусом в Чехии повлияла на формат проведения сессии. Экзамены проводились онлайн и в зависимости от преподавателя и специфики предмета имели 5 форм:
1) Письменный тест. Студенты получают ссылку на сайт, где будет проводиться экзамен или же преподаватель создает новую вкладку в кабинете предмета с названием “zkouška/test” (“экзамен/тест”). Перейдя по ссылке или нажав на вкладку, ученику открывается тест, ограниченный по времени и автоматически закроется по его истечению.
2) Устно. Преподаватели, которые всегда принимали экзамены в устной форме, не отказались от такого формата оценки знаний студента и также перешли в онлайн режим. Каждому студенту назначается определенное время для сдачи экзамена по видеозвонку с преподавателем в Zoom или Microsoft Teams. Время нельзя перенести, а студенты, которые не принимали звонок, теряли одну из трех попыток получить зачет.
3) Коллоквиум. Коллоквиум — это групповой устный экзамен, где в одно время преподаватель тестирует от 3 до 5 студентов. Учащиеся могут заработать дополнительные баллы, дополнив ответы своих одногруппников. Такой тип промежуточной аттестации также проходил по видеосвязи на одной из платформ.
4) Эссе или реферат. В чешских университетах эссе и рефераты сродни научным работам и исследованиям на заданную преподавателем тему. Сдача таких работ проходила через электронную почту или посредством прикрепления документа с материалом в кабинете дисциплины.
5) Домашние работы. Некоторые преподаватели выставляли баллы по итогам проверки домашних работ, которые учащиеся сдавали на протяжении семестра.
Как же контролируется проведение письменного экзамена? Некоторые учебные заведения требовали в момент проведения экзамена подключаться к видеоконференции в Zoom или Microsoft Teams с включенными камерами, чтобы у проверяющих была возможность хоть как-нибудь контролировать списывание на экзамене. Но в большинстве случаев вузы рассчитывали на добросовестность студентов и заранее призывали экзаменующихся не списывать.
При дистанционной форме тестирования некоторые студенты прибегали к “помощи друга”, то есть собирались группами для написания одного экзамена и искали ответы на вопросы вместе. К сожалению вузов и большому счастью учеников, подобные ситуации трудно контролировать на дистанционном экзамене, поэтому такие нарушения зачастую оставались незамеченными и соответственно никак не наказывались.
Написание диплома при эпидемии
В непростых обстоятельствах оказались учащиеся последних курсов. Некоторым, кто был в шаге от получения диплома, пришлось продлевать свое обучение еще на один год. Другая часть студентов, наоборот, получила абсолютно новую и незаезженную тему для написания выпускной работы, связанную с пандемией Covid-19.
Студенты, которые продлили свое обучение еще на один год, делали это в основном по 3 причинам:
1) Трудное финансовое положение. Закрытие общественных мест (рестораны, кафе, галереи, магазины и тд.) во время локдауна привело к потере работы, которую студенты могли совмещать с учебой. Это отразилось на учащихся, которые обеспечивают себя самостоятельно. Потому что вакансии, доступные в период карантина, не позволяли совмещать работу с учебой и оплачивались хуже.
2) Невозможность выполнения практической части для написания диплома. Студенты, которым было необходимо выехать за территорию Праги или Чехии, для написания своего диплома не смогли этого сделать из-за закрытия границ и запрета на передвижение между областями. Так, например, некоторые третьекурсники транспортного факультета ЧВУТа не смогли окончить университет из-за того, что для написания дипломной работы студенты обязательно должны посетить город, который выбирает дипломный руководитель, и лично изучить его инфраструктуру.
3) Очная сдача государственных экзаменов. По мере ослабления карантинных мер университеты вернулись к очным государственным экзаменам, без сдачи которых нельзя получить диплом. Многие иностранные студенты из-за проблем с визой или закрытых границ не могли присутствовать на подобном тестировании. Деканы и ректоры некоторых университетов шли навстречу студентам, которые обратились к ним в личном порядке, и переносили даты экзаменов или проводили их дистанционно. Некоторые университеты все же такую возможность не предоставили, что вынудило иностранцев продлевать свое обучение еще на год.
К счастью студентов государственных вузов, согласно чешскому закону о высшем образовании, первые 4 года обучения на бакалавриате на чешском языке является бесплатными. Поэтому те, кто продлевал свое обучение на четвертый год, не доплачивали. Студенты частных университетов и платных программ, должны были заплатить за дополнительный год для написания дипломной работы и сдачи государственных экзаменов как за полноценный год обучения.
Большая часть студентов избежало необходимости продлевать свое обучение и писали дипломные работы в условиях образовательного локдауна. В карантин все консультации перешли в онлайн и приняли форму личных созвонов с дипломным руководителем. Также было возможно подбирать материал для написания научной работы через онлайн доступ к национальной библиотеке.
Если же для диплома необходим доступ к лабораториям, для проведения экспериментов и различных тестов, его можно было получить в индивидуальном порядке по разрешению ректора или декана. От студента в данном случае могли потребовать отрицательный тест на коронавирус или справку о проведении полной вакцинации.
Изменение школьных выпускных экзаменов
Матурита — школьный выпускной экзамен, который является чешским аналогом ЕГЭ или ЗНО. Проверка уровня знаний состоит из 2 частей:
1) общей (государственной):
2) профильной (школьной):
Пандемия коронавируса в Чехии внесла свои коррективы в проведение матуриты. Министерство образования внесло следующие изменения в 2021 году:
1) Увеличение временного лимита на общей части экзамена: на 10 минут у чешского (85 минут) и иностранных языков (110 минут) и на 15 минут у математики (135 минут);
2) Выпускники, которые не могли писать экзамен в назначенный термин из-за нахождения в карантине, получили дополнительные даты для написания;
3) Учащиеся медицинских и социальных гимназий были освобождены от написания государственной части;
4) Устные экзамены по чешскому и иностранным языкам стали необязательными.
Нострификация аттестатов в условиях карантина
Нострификация аттестата — это процесс признания иностранного образования для начала или продолжения обучения на территории Чехии. Обычно для нострификации абитуриенту необходимо подать пакет документов в магистрат (аттестат с приложением и академическую справку по часам). После рассмотрения которого городское управление назначает от 2 до 5 экзаменов по дисциплинам школьной программы. Подробнее о данном процессе рассказано в статье “Нострификация школьного аттестата в Чехии”
Из-за эпидемии Covid-19 абитуриенты оказались в затруднительном положении, ведь даты сдачи нострификации постоянно переносились, а предложение перейти на дистанционную форму было отклонено. К счастью, вузы с пониманием отнеслись к данной ситуации и сместили сроки подачи нострификации до 30 дней после начала учебы. В отличие от прежних требований, когда студенты предоставляли свою нострификацию при записи к обучению или не позже, чем за 2 недели до начала обучения. В противном случае, поступившего не зачисляли в вуз.
Абитуриентам государственных вузов в этой ситуации повезло больше. Из-за ситуации с коронавирусом министерство образования Чехии предоставила им возможность внутренней нострификации аттестатов. Подобная нострификация запрашивается лично абитуриентом в студенческом отделении университета, в который он собирается поступать.
Какие документы входят в список и как выглядит анкета, рассмотрим на примере Чешского аграрного университета (ЧЗУ):
1) Нотариально заверенная и переведенная на чешский копия аттестата,
2) Оригинал или нотариально заверенная копия, переведенная на чешский, список предметов за последние 2 года обучения,
3) Нотариально заверенная и переведенная на чешский выписка оценок за последние 2 года обучения,
4) Заполненная анкета.
Карантинный режим поступления
Как проходило поступление в 2020 году, если работа вузов полностью перешла в онлайн? Некоторые вузы, например Высшая школа экономики, проводила вступительную кампанию как очно, так и дистанционно. Абитуриентам, которые не могли физически присутствовать на экзамене в Праге, было разрешено сдавать вступительные испытания онлайн. Некоторые университеты сократили количество этапов с 2 до 1.
Еще одним решением проблемы стала полная отмена вступительных экзаменов. К такому варианту прибегло достаточно большое количество учебных заведений, в частности, Чешский аграрный университет, факультет гуманитарных наук Карлова университета, ВШЭ для абитуриентов из Чехии и другие.
Несмотря на возможность сдавать экзамены дистанционно или их полную отмену, запись к обучению проходила преимущественно офлайн. Как поступать студентам, которые не имеют возможности подать документы лично? Единственное решение — оформить доверенность на человека, который выступит временным представителем и сможет распоряжаться вашими документами.
Как проходило поступление и обучение в университетах до пандемии в Чехии, вы можете узнать из отзывов GoStudy. В видео выпускники расскажут о студенческой жизни в Европе вне карантина и поделятся ценным опытом своего переезда и поступления.
Новые “пандемийные” реалии студентов
С чем пришлось столкнуться иностранцам из-за пандемии Covid-19 в Чехии? Первая трудность — закрытие границ. 16-го марта 2020 года чешское правительство объявило чрезвычайное положение, согласно которому был запрещен въезд не гражданам Чехии с любым типом визы до окончания ЧП.
Многие студенты остались на Родине без единого шанса попасть в Чехию и были вынуждены учиться, и даже заканчивать бакалавриат и магистратуру, на дистанционном обучении.
Также из-за невозможности приехать в Чехию затруднился процесс получения визы. Обострение ситуации с коронавирусом привело к временному закрытию консульств во всех странах СНГ. Поэтому студенты не могли получить свои уже одобренные визы.
Отмена режима ЧП восстановила режим работы консульств, и студенты могли спокойно получать свои одобренные визы. Но окончание чрезвычайного положения не означало снятие всех ограничений, тем более тех, что связаны с пересечением границ. Чехия открыла свои границы для граждан с ПМЖ, рабочей и предпринимательской визой и ученикам со студенческой визой.
Что такое визовый режим “Студент”? Это тип визы, который получают иностранцы, учащиеся в чешских гимназиях, колледжах и вузах. Особенность этого режима для студентов университетов — год проживания в Чехии считается за половину. То есть человек, который 3 года прожил в Чехии и учился в вузе, по документам находился там лишь 1,5 года. Поэтому получение ПМЖ (trválého pobytu) затягивается на больший период времени.
Несмотря на проблемы с получением визы, число иностранных студентов, согласно сайту чешского телевидения, за 2020 год выросло на 8 процентов (с 46 351 в 2019 до 50 121 в 2020). Вероятнее всего такой прирост стал возможен благодаря переходу университетов в онлайн.
При ослаблении карантинных ограничений школьники смогли вернуться к очному обучению. Единственными условиями были: ношение респираторов и тестирование на коронавирус. Поэтому учащиеся чешских школ могли делать 2 PCR-теста в месяц за счет государства.
С 21 июня 2021 года возобновили въезд в Чехию по долгосрочным визам D/VC/23(24) с целью пребывания “учеба”. Подробнее читайте в статье.
Также из-за карантина департамент транспорта города Прага автоматически продлил все проездные, которые заканчивались в 2020 году, еще на 3 года. Подобное решение было принято ради соблюдения ограничений.
Заключение
Пандемия Covid-19 в Чехии поставила сферу образования в затруднительные условия, к которым учебные заведения успешно приспособились. Школы и вузы смогли быстро перейти на дистанционное обучение благодаря давно существующим учебным платформам. Поэтому даже закрытие границ и невозможность иностранных студентов попасть в Чехию не препятствовали получению европейского образования.
Конечно, многое зависело от преподавателей. Университеты помогали с техническим оснащением и перепрофилированием педагогического состава. Поэтому если в начале года какие-то проблемы и наблюдались, то ко второму полугодию они были полностью устранены.
Однако полтора года образовательного локдауна не прошли бесследно для студентов. Поэтому мы решили узнать, чего они ожидают от будущего года.
Источник
Все о среднем образовании в Чехии После 9 лет обязательной учебы, перед студентом становится вопрос о получении среднего полного образования. Есть несколько вариантов дальнейшего обучения. Учебные заведения после неполного среднего образования можно разделить на несколько типов:
Гимназии делают упор на подготовку к поступлению в университет и обучению в нем. Обучение в гимназии завершается итоговым экзаменом (maturita).
2. Средние технические школы:
Подготавливает к профессиональной деятельности и поступлению в технические высшие учебные заведения. Продолжительность обучения в технических школах составляет 4 года и завершается выпускным экзаменом (maturita).
3. Средние специальные школы.
Выпускник может начать работать по специальности или же поступить в ВУЗ по той же или другой специальности (финансы, реклама, международные отношения)
Достигнутый уровень образования является основной предпосылкой для дальнейшего обучения, карьеры.
Категории уровней образования:
Среднее образование (без получения свидетельства о профессиональной подготовке и без экзамена (maturitа)):
1. Практическая школа.
Программы для учащихся с особыми потребностями, которые вызваны, например, состоянием здоровья. Подобные заведения не готовят квалифицированных профессионалов, однако обучают основам профессии. Выпускники получают свидетельство об окончании школы. Обучение длится от 1 до 2 лет.
2. Среднее или среднее профессиональное образование без GCSE и свидетельства о профессиональной подготовке.
Это двухлетнее обучение, имеющее профессиональный характер. Оно заканчивается итоговым экзаменом, выпускники получают свидетельство об окончании школы.
Среднее образование с возможностью получения свидетельства о профессиональной подготовке.
1. Среднее профессиональное образование (с уклоном на практическую часть).
Это подготовка в основном посредством практического обучения, без упора на теорию. Готовят специалистов, которые способны работать руками, не боятся физических нагрузок. Успешные выпускники получают свидетельство о профессиональной подготовке. Обучение длится 2-3 года.
2. Среднее профессиональное образование (практика + теория)
3. Сокращенное обучение для получения среднего образования.
Данная форма обучения доступна для выпускников, которые уже получили свидетельство о профессиональном обучении или сдали главный выпускной экзамен (maturita). Обучение длится год или полтора, за это время студент может переквалифицироваться и получить сертификат об обучении в другой области.
Среднее образование с главным выпускным экзаменом (maturita).
1. Полное среднее профессиональное образование. Чтобы его получить вам необходимо успешно сдать экзамен (maturita), после чего вы получите свидетельство о профессиональном обучении. Это четырехлетняя учебная программа, которая включает в себя практику. Данное учебное заведение готовит к малым руководящим должностям. Выпускники получают аттестат о среднем образовании и могут продолжить обучение в университетах или колледжах.
2. Высшее среднее образование (гимназии) Предоставляет общее образование без профессионального профилирования. Выпускники получают диплом средней школы (после сдачи экзамена (maturita)), и большинство из них продолжают обучение в университетах или колледжах.
3. Сокращенное обучение для получения среднего образования с выпускным экзаменом. Данная форма обучения доступна для выпускников, которые сдали главный выпускной экзамен (maturita), но хотят получить дополнительное образование или сменить род деятельности. Обучение длится от 1 до 2 лет, после чего повторно сдается maturita, но уже по другим предметам.
4. Высшее профессиональное образование в консерватории. Консерватория готовит талантливых студентов, которые видят себя в творческой профессии (музыка, муз.драма, хор). Шестилетнее обучение заканчивается отчетным концертом и выпускным экзаменом (maturita).
Экзамен на аттестат зрелости в 2019/2020 учебном году состоит из двух частей:
Включает в себя два обязательных экзамена:
1. чешский язык и литература;
2. иностранный язык или математика.
3. максимум 2 дополнительных экзамена (из предложенных: иностранный язык, математика)
2. Профильная часть;
2. Максимум два дополнительных экзамена (устанавливаются директором школы).
Для того, чтобы получить аттестат зрелости, ученик должны успешно сдать обязательные экзамены в обеих из частей.
Если ученик провалил экзамен или был исключен с экзамена, то ученику дается еще две попытки на его сдачу.
Профильная часть состоит из 2 или 3 обязательных экзаменов. Каждый студент также имеет возможность сдать до 2 факультативных экзаменов по профилю. Темы экзамена и его даты назначаются директором школы. Состав и форма профильных экзаменов должны основываться на профиле области образования. Решение о параметрах профильной части должно быть опубликовано директором школы не позднее, чем за 7 месяцев до первого профильного экзамена.
Хотите учиться в Чехии? Оставьте заявку прямо сейчас и узнайте, как легко получить образование в Чехии!
Источник