Майнд процессинг что это
Майндмэппинг и майнд-менеджмент – руководство к применению. Часть 1.
Сейчас тут должно быть долгое и увлекательное вступление о том, что «мы живем в век информации, и она, информация то бишь, обрушивается на нас мощным ежесекундным потоком, когда мы сидим за компьютером, слушаем радио или греем ноги. Да так, что наши фильтры сознания не справляются, времени нам не хватает, и жизнь становится не в радость».
Нет. Такого вступления не будет. Потому как тема «информационного потока» у меня уже крепко засела в печени, да и многих, знаю, также начала раздражать. А значит, все тирады об информационном веке мы опустим и перейдем к делу.
Плохая новость состоит в том, что некоторые из нас не могут работать с информацией эффективно. Некоторые, и вовсе «кое-как». Ну, а многие – вообще не работают. Это – проблема.
Но есть и хорошая новость. Решение проблемы существует.
И помимо прочего, это «решение» позволит:
Звучит неплохо, правда?
В блоке «майндмэппинг и майнд-менеджмент — руководство к применению» мы пошагово разберем, как разрешить проблему информационной перегрузки, а заодно и прокачаем ваши мозги.
Всего в блоке будет 4-ре статьи:
В этой статье я расскажу, что же такое майндмэппинг или, по-русски, карта мыслей, которая значительно упрощает восприятие информации нашим мозгом.
Майндмэппинг или карта мыслей. История возникновения.
Майндмэппинг (от анлийского Mind map – карта мыслей) – это графический способ изображения информации в процессе мышления в удобной для человеческого восприятия форме – логических и ассоциативных схем. В русском языке понятие майндмэппинг известно как интеллект-карта, ассоциативная карта, карта мыслей, схема мышления – у различных авторов по-разному.
Например, мне привычней называть ее – майнд-карта или карта мыслей, а весь процесс – майндмэппинг. Карта выглядит, примерно, вот так:
Майндмэппинг (карта мыслей, интеллект-карта, майнд-карта) — наиболее удобный инструмент для записи своих мыслей и эффективного восприятия информации. Почему?
Сперва расскажу одну историю.
Однажды студент второго курса Тони Бьюзен искал материал в университетской библиотеке о том, как наиболее эффективно использовать способности мозга. Ему необходимо было переработать огромное количество информации, и поэтому парень хотел подробнее узнать о таких функциях мозга, как восприятие, запоминание и анализ, чтобы в дальнейшем использовать их эффективно в учебном процессе. Однако, таких книг Бьюзен не нашел. Мало того, он узнал, что таких книг попросту не существует. Это и послужило толчком для возникновения майндмэппинга. Тони Бьюзен отправился в отдел медицинской литературы, отобрал книги по физиологии мозга и внедрил полученные знания в свой метод, который назвал «карта мыслей».
Как следствие использование метода, Бьюзен стал одним из лучших студентов. Также потрясающих результатов достигли все, с кем он занимался факультативно, и кого считали безнадежными. А в 1974, когда вышла книга Тони Бьюзена «Работай Головой», майндмэппинг стал стремительно набирать популярность, и его начали использовать для решения самых разнообразных задач.
Особенности восприятия информации мозгом
Чтобы разобраться, почему майндмэппинг столь эффективен, требуется понять, как работает наш мозг, и на каких принципах работает карта мыслей.
Первый принцип. Особенности мышления разных полушарий мозга.
Все мы знаем, что наши полушария воспринимают информацию по разным, отличным друг от друга законам. Разделение труда между ними можно увидеть на рисунке:
Если взглянуть на майнд-карту (изображена выше), можно заметить, что при создании карты мыслей информация представляется так, чтобы ее воспринимали сразу оба полушария мозга. Благодаря краскам, цветам, рисункам, пространственным связям мы задействуем огромные резервы правого полушария совместно с левым, что делает процесс восприятия, запоминания и анализа намного эффективней.
Например, когда нам нужно что-то объяснить достаточно информационно емкое для того, чтобы человек понял, мы берем бумагу, ручку и начинаем рисовать. Таким образом, подключая правое полушарие к процессу мышления, мы довольно быстро доносим свои мысли до собеседника. Именно наглядное их представление и дает необходимое понимание.
Или, например, что вы делаете, когда беседуете по телефону на серьезную или сложную тему? Если рядом лежит ручка и бумага – вы начнете рисовать. Зачем, если нас никто не видит? Для того, чтобы подключить правое полушарие мозга и задействовать больше коры головного мозга, больше нейронных соединений, а значит, увеличить количество решений и оригинальных идей. Если ручки нет, а тема разговора все также сложна? Правильно, мы отправляемся в путь и начинаем ходить вокруг да около, нарезая круги, где только возможно. И также подключаем правое полушарие, но уже через пространственно-образное восприятие.
Именно на основе этого принципа информация в майндмэппинге представляется таким образом, чтобы максимально подключить к работе оба полушария мозга.
Второй принцип. Ассоциативность мышления.
Любая поступающая информация из окружающего мира сформировывает в нашей голове образ или цепь образов. Как только мы что-то «понимаем» — мы формируем этот образ. При этом, сохранение информации в коре головного мозга происходит намного легче и на более длительный срок. Информация, которая при поступлении не преобразуется в образы – является «пустой», т.е. она не несет смысла и попросту забывается. Поэтому, кстати, школьная «зубрежка» и неэффективна.
По сути, сообразительный человек – это именно тот человек, который способен подбирать правильные образы для поступающей информации, идентичные образам автора или рассказчика.
Чтобы понять, как формируются образы в нашей голове, рассмотрим особенности хранения информации в мозге.
Наш мозг состоит из клеток, называющихся нейронами. С момента рождения у нас их около 1 триллиона, и их количество не увеличивается. Напротив, алкоголь, психотропные вещества, травмы и сильные стрессы с завидной резвостью это количество уменьшают.
Но, вся поступающая информация храниться не клетках, как можно подумать. Она храниться в нейронных связях, которыми связаны клетки между собой. При поступлении новой информации возникают новые связи-соединения между клетками. Чем больше сходной информации – тем связь прочнее. И наоборот, чем меньше используется информация тем быстрее связь разрушается.
Таким образом, количество соединений изменяется в течение всей жизни человека. Но, чем большей информацией владеет человек – тем больше таких связей он имеет. А значит, чем интенсивнее интеллектуальная жизнь человека, тем более развит мозг, а значит и сам человек.
Возникают связи ассоциативно. Это значит, что мозг соотносит уже имеющиеся знания с получаемыми и связывает их, прокладывая своеобразную «дорогу» от имеющегося к новому – нейронную связь. Т.е. чем больше связей, тем больше мозг способен воспринимать новую информацию.
Когда мы получаем информацию, то используем всю возможную нейронную сеть, чтобы помочь себе сформировать образ. Как только это происходит – информация усваивается. И наоборот, если нам долго не удается сформировать образ из получаемой информации – то она усваивается тяжело.
информация может не усваиваться также, если не хватает нужного количества нейронных связей – т.е. не хватает подготовки и опыта для правильного восприятия.
Когда же мы о чем-то думаем или фантазируем, то задействуем всю доступную нейронную сеть. На основании этого можно сделать вывод, почему мы зачастую не можем мыслить линейно в новых и сложных ситуациях, и почему наши мысли постоянно «прыгают» от одного к другому.
В этом и заключается принцип ассоциативного мышления – мы работаем с информацией не линейно, а радиантно (ассоциативно) в силу устройства нашего мозга.
И это второй принцип, который Бьюзен заложил в свои интеллект-карты и который позволяет работать с информацией максимально эффективно.
В этой части, мы рассмотрели что же такое майндмэппинг и на каких принципах восприятия информации нашим мозгом он основан.
В следующей части блока мы рассмотрим, в каких сферах можно применять карты мыслей и как их использовать в повседневной жизни.
Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше
“Если не ломать мозгов — наломаешь дров”
Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному — подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды — выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.
Что такое ментальная карта?
Что это за технология?
“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”
Использование ментальных карт — техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:
Технология широко применяется для многих целей:
Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:
Зачем ее применять?
“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”
Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?
Первая причина кроется в самом построении карты — она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг — ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом — центральный образ и детали вокруг него.
Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом — визуализация в целом улучшает восприятие. Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.
При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления. При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок — визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32%.
Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение, все они развиваются и улучшаются в процессе.
Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.
Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко, а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время.
В чем отличия от обычных записей?
Линейная запись — основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.
Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.
Популярны ли ментальные карты?
Кто придумал ментальные карты?
Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен — английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году — “Работай головой”.
Вот как автор описывает события, подтолкнувшие к разработке этой техники:
“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!
Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.
Я вышел в полном изумлении.
Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!
Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, — конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, — результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.
Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, — осознание этого и привело меня в библиотеку.
Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”
Используют ли их в мире?
Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:
В целом, mind mapping — стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:
Почему люди не используют их повсеместно?
Как создать ментальную карту?
“Всякий художник был поначалу любителем”
Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.
Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.
В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае — это статья про ментальные карты.
Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие — более запоминающейся.
От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.
Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.
Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше — тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь — не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.
Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.
Есть ли программы для создания ментальных карт?
Что почитать по этой теме?
Конечно же, лучше всего узнать о методике ментальных карт из первоисточника, поэтому лучшие книги для прочтения — это “Супермышление” и “Работай головой” Тони Бьюзена, а так же его остальные книги.
Еще одна познавательная книга — “Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы” Дэвида Сиббета.
Майнд процессинг что это
для тех, кто ищет курсы:
Войти в аккаунт
Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:
Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.
Майндмэппинг на основе карт мыслей: полный гид по технике запоминания
Начнём с истоков
Рисуем карту мыслей
Почему метод эффективен?
Майндмэппинг рассматривает конкретную проблему или идею с совершенно разных сторон, что позволяет исключить возможность того, что какие-то факты или детали в процессе будут упущены.
В школе детей чаще всего учат усваивать информацию линейно, монотонно – и неудивительно, что ничего особо не запоминается и многое несчастным детишкам приходится зубрить.
На самом деле основа правильного запоминания – научить ученика выделять главное и второстепенное. Ведь, если грамотно выделить главные черты и привязать к ним второстепенное, достаточно запоминать только главные детали – а ассоциации по теме будут всплывать уже сами собой.
Чем может помочь майндмэппинг?
Поможет методика и в случае, когда нужно провести мозговой штурм, решить профессиональные задачи или личные проблемы, распланировать время и цели на какой-то срок.
Это также отличный способ решения бизнес-задач в деловой сфере.
Инструменты для составления карт в интернете, на компьютере или в приложениях
Coggle.it – позволяет изменять цвета и размеры элементов. Перетаскивание элементов осуществляется за заголовки, а не за связи, как это интуитивно хочется сделать. Получившаяся карта имеет солидный дизайн, после создания ее можно использовать в качестве подспорья во время выступлений высокого уровня. Неограниченное количество карт на бесплатном аккаунте.
Mind42.com – имеет скупую функциональность на бесплатном аккаунте. Нельзя свободно перемещать элементы и редактировать стили. Нет цветовых схем и шаблонов. Других ограничений нету.
Кто такие майнд-коучи и зачем нужно тренировать мозг
Что такое майнд-фитнес и зачем он нужен?
В последние годы мир меняется настолько быстро, что люди порой просто не могут усвоить всю информацию, которую им предлагают современные технологии. Часто это происходит потому, что мозг не рассчитан на такой объем разрозненных данных. Например, в детстве мы могли проглотить 300 страниц книги за день. С появлением соцсетей и новостных лент читать стало гораздо сложнее. Привычка читать длинные тексты вдруг пропала, концентрация снизилась.
Такие процессы происходят потому, что при частом повторении одних и тех же задач в голове формируются активные нейронные пути, которые отвечают за определенные действия. Мы выполняем их не задумываясь, на автомате. Так формируются привычки, но со временем снижается нейропластичность мозга.
«Ненужные» дорожки, по которым передвигаются нейроны, мозг погружает в спящее состояние. При помощи майнд-фитнеса можно вернуть себе способность фокусировать внимание. Фактически цель таких занятий — превратить «спящие» клетки мозга в здоровые и активные. Таким образом программы майнд-фитнеса помогают тренировать когнитивные навыки: запоминание, быстрое чтение, способность концентрироваться.
Чем занимаются тренеры по майнд-фитнесу?
Один из самых известных майнд-фитнес-тренеров Джим Квик фактически самоучка [1]. В детстве он получил черепно-мозговую травму. Помимо техник восстановления, которые мальчику предлагали врачи, Джим стал сам придумывать упражнения для тренировки памяти, внимательности и скоростного чтения. В результате Квик не только вернул себе утерянные способности, но и построил успешную карьеру. За 20 лет он успел поработать с Илоном Маском, Биллом Клинтоном, Уиллом Смитом и другими звездами кино, политики и бизнеса. Из-за того что профессия новая, конкурентов у Квика не так много.
Хороший тренер должен уметь чувствовать людей, понимать их нужды, быть стрессоустойчивым и прекрасно разбираться в техниках, которые он предлагает клиентам. Все методики, в том числе и те, которые разработаны самостоятельно, майнд-коуч проверяет на себе. Вряд ли кто-то захочет заниматься с тренером, который сам не демонстрирует высоких результатов.
Одна из основ майнд-фитнеса — техника быстрого чтения. Обычный человек за минуту может пробежаться по тексту длиной в 300 слов. Считается, что можно быстрее продвинуться по карьерной лестнице, если увеличить эту скорость в два раза [2]. Майнд-коучи обещают научить клиентов читать за минуту 1500 слов.
Зачем заставлять мозг перерабатывать в разы больше информации? Во-первых, это поможет сэкономить время, во-вторых, улучшить память, в-третьих, перестать отвлекаться. Кроме того, тренеры по майнд-фитнесу учат своих клиентов укреплять силу воли, развивать долгосрочную память, концентрацию и логическое мышление.
Все эти техники способствуют не только успехам на работе, но также профилактике деменции и болезни Альцгеймера.
Кто может стать майнд-коучем и что для этого нужно?
Наука майнд-фитнеса совмещает в себе элементы сразу нескольких дисциплин: нейробиологии, психологии и педагогики. В России подготовкой специалистов по тренировке мозга занимаются преподаватели факультета социальных наук ВШЭ, где есть программа магистратуры «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию»[3]. Обучение платное, длится два года и ведется на английском языке. Желающие быстрее освоить новую специальность могут обратиться в Институт непрерывного образования при МПГУ. Здесь можно пройти курс длительностью 160 часов [4].
Важно понимать, что профессия постоянно развивается вместе с технологиями и требует регулярного повышения квалификации.
Как проходят тренировки?
Для начала майнд-фитнес-тренер должен определить психотип человека, оценить сильные и слабые стороны его мозга и уже в соответствии с этим выстроить программу занятий. В идеале коуч составляет индивидуальную программу для каждого клиента, ведь одно дело — работа с человеком, который никак не может перестать прокрастинировать, и совсем другое — работа с клиентом, у которого нет проблем с концентрацией, зато он плохо запоминает новую информацию и никак не может выучить иностранный язык.
Желающим освоить навык скоростного чтения помогают упражнения на основе таблицы Шульте [4]. Автор книги «Keep your brain alive» американский нейробиолог Лоренс Кац рекомендовал своим пациентам рисовать геометрические фигуры или писать буквы одновременно двумя руками. Подобные действия активизируют оба полушария мозга и способствуют развитию многозадачности [5].
Часть заданий может быть связана с координацией движений и направлена на стимуляцию работы мозжечка. Помимо двигательной системы этот участок мозга отвечает за психические отклонения и способность адаптироваться в новой ситуации.
Как самостоятельно начать тренировки?
Приступить к занятиям майнд-фитнесом можно попробовать самостоятельно. Существуют десятки приложений со всевозможными упражнениями для мозга.
Топ-3 приложений и сервисов для майнд-фитнеса
Lumosity— это, пожалуй, самый популярный тренажер памяти, скорости реакции и других когнитивных навыков. Он состоит примерно из 40 игр, которые программа выдает, ориентируясь на пол, возраст и психологическое состояние клиента. В частности, в анкете нужно указать количество часов сна в этот день. Приложение уже скачали 60 млн человек.
Brainmetrix — бесплатный веб-сервис, который предлагает набор игр для улучшения памяти и работоспособности мозга. Все упражнения ориентированы на предотвращение развития болезни Альцгеймера и деменции.
Eidetic — приложение, которое развивает память. Основываясь на исследованиях, которые лишний раз подтвердили, что для запоминания информации необходимо ее повторение, разработчики создали программу, которая помогает быстрее учить новые слова, факты и даты.