Майнкрафт чем опасен для детей
Почему я запретила сыну играть в Minecraft
Или размышления либеральной мамы о внезапно назревшей необходимости ограничений.
Предыстория: о воспитании
Так получилось, что моё отношение к воспитанию детей (а кого ещё воспитывать, не взрослых же) всегда опиралось на гуманизм, граничащий с попустительством. Ещё в юности, преподавая английский подросткам в частной школе и своим ровесникам в медицинском колледже, каждого подопечного я воспринимала как целую вселенную со своими неповторимыми законами, жизненными обстоятельствами, возможностями и талантами. Эту особенность мировоззрения молодой учительницы ученики быстро пронюхали и, конечно, порой бессовестно ею пользовались — рассказывая удивительные истории о невыполненном домашнем задании и заставляя меня сползать от хохота под учительский стол.
Тем не менее, я считала и по сей день считаю себя не вправе создавать вокруг ребёнка тепличные условия, стараясь не жизнь близких окружающих адаптировать под растущего человека, а растущему человеку помогать освоиться в окружающем мире. Это не вопрос дисциплины и не попытка вырастить «удобного» для социума ребёнка — тихого и всегда послушного (в чём нет, конечно, ничего плохого, но я таких только на открытках советских видела). Границы и правила нужны не для того, чтобы ребёнка не было заметно, а чтобы ему было проще освоиться в мире людей.
Те же правила всегда действовали и в отношении доступной информации. Вопрос «Откуда берутся дети?» — честный ответ в доступной форме, откуда, как и почему. Вопрос «Мама, а я тоже умру?» — честный утвердительный ответ и разговор про то, что жива остаётся память в наших родных, друзьях и потомках.
В общем, моя позиция в выращивании новых людей сводилась к двум основным факторам: стремление органично вписать ребёнка в повседневную жизнь семьи и стремление не ограничивать его доступ к тому, что не представляет опасности для его жизни и комфорта окружающих.
Эти два фактора повлияли на моё отношение к доступу растущего человека к цифровым развлечениям. Я, моя семья и мои друзья — современные люди, с юности активно пользующиеся и интересующиеся цифровыми технологиями, гаджетами и интернетом. Вскоре интернет стал местом моей работы; естественно, сын постоянно видел маму за экраном ноутбука, смартфона и планшета; привык к тому, что ответы на некоторые его вопросы я ищу в Google; к тому, что мультфильмы можно посмотреть на YouTube; к тому, что на смартфоне можно поиграть в Cut The Rope. Я довольна тем, как происходило постепенное погружение сына в цифровую информационную среду и уверена, что у него сложилось для его возраста адекватное представление о сети — как о месте, где получают знания, и где можно найти при желании всё, что тебя интересует.
Что-то пошло не так
Свой смартфон у сына появился лет в 5 — достался ему старый папин телефон. Играл он на нём во все части Angry Birds (отличная игра для детей, которым не суждено гулять с рогаткой во дворе) и Bad Piggies (классная инженерная головоломка — я с уровнями не справлялась, а пятилетка — запросто). В лето перед поступлением в школу у него появился в арсенале Minecraft Pocket Edition. Я была даже рада — сколько раз я писала про эту игрушку прямо здесь, на Newtonew, и всё собиралась предложить её сыну, а тут как-то само получилось.
Minecraft — игра без преувеличений классная, почти мгновенно после выхода обросшая фанатской субкультурой. Я до сих пор не в состоянии понять, что в ней настолько привлекает детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста. Если взрослые игроки вполне могут ностальгировать по восьмибитной графике и наслаждаться квадратным майнкрафтовским миром, то детям такая ностальгия неведома. Тем не менее, школьники младших и средних классов от неё без ума — достаточно посмотреть, сколько летсплеев снято и выложено на YouTube молодыми неиспорченными душами. Я пришла к выводу, что в Minecraft соединено всё, что в принципе отличает компьютерные игры от всех остальных видов развлечений:
Именно Minecraft Pocket Edition, официальное мобильное приложение Minecraft, привело к тревожным последствиям.
Тёмная сторона Minecraft
Minecraft у нас был установлен и на домашнем свободном ноутбуке, никому толком не принадлежащем, и поэтому перешедшем во владение сына — на стареньком макбуке (в этом случае важна именно Mac OS) Антон запускал любимую игрушку, сам искал туториалы, смотрел летсплеи на YouTube. Всё, что он смотрел, я тщательно контролировала, поскольку он сёрфил через мой активный Google-аккаунт. Та версия Minecraft, в которую играл Антон на макбуке, и стиль его игры вызывали у меня только одобрение — он обучался простым командам в терминале, находил новые блоки, самостоятельно учился с ними обращаться, изучал возможности мира.
А вот стиль его игры на смартфоне я конструктивным назвать не могла. Тут нужно сказать об одной вещи: есть огромная теневая отрасль, обслуживающая Minecraft — модификации, или попросту «моды». Мод — это файл с кодом, меняющий оригинальное содержание игры. Они могут добавлять новые функции, например, дают возможность проигрывать свою музыку на фоне или добавляют в игру электричество, лифты или новые измерения; могут изменять внешний вид, например, менять текстуры; а могут серьёзно влиять на весь ход игры, давая лазейку для читов — например, давать неограниченное количество ресурсов. Моды официально не поддерживаются производителем, но есть огромное количество лаунчеров, позволяющих устанавливать и запускать моды. Очень легко это делается в Minecraft под Windows и в мобильной версии Minecraft.
Моды при умелом обращении могут очень обогатить игровой опыт, усложнить и разнообразить игру; но, к сожалению, возможность лёгкой наживы оказывается гораздо более привлекательной. Как установить моды на Mac OS, Антон не догадался, но ведь у него была и мобильная версия!
В общем, всё, во что превратилась игра Антона на смартфоне — это поиск, отсмотр и тестирование десятков разных модов. Оказалась забыта основная цель игры — развитие собственного мира. Не у дел остались фантазия, пространственное мышление, терпение, необходимое для сбора ресурсов.
И взрослому будет сложно себя остановить, если он окажется в гигантском гипермаркете, где всего много и всё бесплатно — только протяни руку и бери. Конфет? Сколько хочешь. Нежнейшего паштета? Да вот, черпай прямо отсюда. Лимонада? Круассанов? Салата «Цезарь»? Представьте себя в таком месте. Велик соблазн объесться, потом страдать от несварения, потом корить себя за слабость духа и обещать себе, что больше никогда, но… Но вот снова неоновая вывеска этого гипермаркета, и вы снова не можете сдержаться, и снова потом злитесь на самого себя.
Детям контролировать свои желания ещё труднее. И так же в них растёт раздражение от незаслуженно полученного, только не отдают они себе отчёта в причине своих негативных эмоций.
Через пару месяцев такой вот «игры» в Minecraft я получила капризного, апатичного, нервного ребёнка. Ещё немного, и он стал бы похож на вот этот каноничный пример:
Пришлось поступить резко. В зимние каникулы, после недели горных лыж и чтения книг из маминого детства в бабушкином доме, Антон не обнаружил на привычном месте своего смартфона.
— Мам, а где телефон?
— Его временно нет с нами, пока мы оба с тобой не поймём, что тебе интересно, кроме модов для Minecraft.
И знаете, что? Этого объяснения, короткого и честного, оказалось достаточно. Порой мы вместе проверяем официальный сайт, чтобы посмотреть, не вышло ли обновление игры (а не модов!). Доступ к ноутбуку я не ограничивала, в десктопную версию Minecraft, которая мне нравится, он играет на выходных. Прочитана вся домашняя библиотека детских книг. Антон больше не зависит от зарядного устройства, а утро не начинается со слов «Я только ещё вот этот мод установлю, и буду одеваться».
И всё же я не теряю свою веру в видеоигры и считаю, что в школе им — самое место. Ведь игры в школе — это по умолчанию лицензионные версии без простой возможности обхода и надзор взрослого человека. Тем более, есть удачные примеры и эксперименты — GlassLab, Quest To Learn, норвежский учитель, играющий в The Walking Dead, или вот даже в российских школах когда-то давно пытались продвинуть игру Civilization.
Дети в кубе. Психолог рассказал, как вырвать ребенка из компьютерного плена
В «Майнкрафт» играют дети от 5 до 16 лет и в среднем проводят за компьютером 4.5 часа в сутки. Создатели позиционируют свой продукт как игру, тренирующую выдержку, развивающую детские творческие способности и повышающую сообразительность.
Так это или нет, проверить сложно. Однако никто не будет спорить, что игра захватывает ребенка полностью, лишает его времени и превращает в маленького геймера. Именно этот факт и пугает родителей – «Майнкрафт» вытесняет другие виды активностей. Они просто меркнут на фоне мира, состоящего из кубиков.
Влияние компьютерных игр на мозг
Еще в середине 90-х годов медики предупреждали, что видеоигры способны стимулировать только отделы мозга, отвечающие за движение и зрение. Увы, поэтому отделы, которые отвечают за обучение, поведение и эмоции, могут быть недоразвитыми.
Китайские ученые набрали две группы студентов. Первые ежедневно проводили онлайн не менее 10 часов, играя в игры наподобие World of Warcraft. И вторая группа, в которой студенты работали за компьютером не более 2-х часов в день. С помощью МРТ они наблюдали за деятельностью их мозга. Исследования показали, что в мозгу геймеров было меньше серого вещества.
В Чехии игра «Майнкрафт» чрезвычайно популярна. Многие дети становятся не просто фанатами, а фанатиками данной игры. Так, по результатам исследования, которое длилось 3 месяца, выявлено 24 % детей, играющих в «Майнкрафт» более 11 часов в неделю. 14 % играют больше 16 часов и почти 50 % делают это каждый день, включая выходные и праздники.
Также исследование подтвердило, что «Майнкрафт» вызывает у детей поведенческую зависимость. 28 % заявило, что теряет счет времени, у 22 % наблюдается жжение в глазах и столько же игроков испытывают дискомфорт и боль в спине.
Пять причин, по которым ваш ребенок не должен играть в «Майнкрафт»:
Причина № 1 – зависимость
Важно понимать один момент – здоровая зависимость или желание побыстрее вернуться к любимому делу может возникнуть и от прочтения книг или от хобби.
При игре в «Майнкрафт» зависимость формируется не по причине интереса, а из-за того, что сами процессы в игре протекают чрезвычайно медленно.
У игроков создается ощущение, что они не завершили какое-то дело. Появляется чувство неудовлетворенности и желание «закрыть гештальт». Складывается ощущение, что создатели манипулируют игроками.
Причина № 2 – усталость
Из-за спефической графики и низкого разрешения очень устают глаза. Причем даже больше, чем от старых пиксельных игр. Из-за однообразия и монотонности устает мозг. Если играть долго, то затекает спина и руки, портится осанка.
Причина № 3 – негатив и социальная составляющая
«Майнкрафт» – игра сетевая. Между игроками присутствует общение, они взаимодействуют. Поэтому родителям может показаться, что у ребенка коммуникативный навык не страдает. Естественно, это не так, ведь живое общение для детей крайне важно. В игре дети не настроены дружить, каждый ищет славу и признание.
Игроки мечтают обрести чувство значимости и показать свой потенциал. А когда это не получается? Начинаются сыпаться оскорбления, угрозы, обзывательства и даже нецензурная брань. Ведь даже взрослые порой некорректно высказываются в Сети. Безнаказанность лишь подстегивает не сдерживать эмоции.
Согласно опросу чешских детей, 32 % из них сталкивались с какими-либо формами агрессии. А 5 % игроков утверждают, что периодически встречают пользователей, которые просто играют, но потом завязывают диалог и просят прислать им откровенные фотографии.
Причина № 4 – искаженное представление о реальности
Даже не всем взрослым приятно смотреть на квадратный мир. Но глаз привыкает, и мы постепенно начинаем его воспринимать положительно. Однако у ребенка нервная система еще не до конца сформирована. Поэтому плоскость мышления может со временем деформироваться и сформироваться упрощенное восприятие действительности.
Причина № 5 – трата времени
Ребенок чрезвычайно затянут в процесс. Он не спешит удовлетворять свои первоочередные потребности, жалко времени на еду, питье и даже поход в туалет. Такие важные дела, как домашние задания, поддержание чистоты в комнате, откладываются на потом или делаются наспех.
Счет времени теряется. Режим дня сбивается. Ребенок физически присутствует дома, но мысли его далеко. Поэтому он действительно может не слышать, что ему говорят родители, забывать о своих обещаниях и бесконечно откладывать время окончания игры. Отсюда семейные конфликты.
Людмила Усеинова – детский психолог, основатель онлайн-центра.
— Умение работать с гаджетами и быть активным пользователем интернета – это в современном мире тождественно навыкам ходить и говорить. Поэтому выбросить из дома все гаджеты и отключить интернет равнозначно заклеить скотчем рот ребенку и связать его по ногам.
Бросаться в крайности не стоит. Сами по себе интернет, компьютеры, планшеты и телефоны не являются злом, если научить маленького пользователя ПРАВИЛЬНО фильтровать поток информации и использовать гаджеты как СРЕДСТВО в достижении своих целей, а не как возможность замещения живого общения и способ развлечения. А это уже все зависит напрямую от родителей.
Влиянием игры «Майнкрафт» на развитие ребенка, подростка и даже взрослого озабочены все психологи. Но из своей практики могу однозначно сказать, что чаще всего родители даже не знают, во что играет ребенок и, соответственно, не задумываются о влиянии игры на его психическое и физическое развитие.
А в колокол звонят, когда уже ребенок становится зависимым: агрессивным, раздражительным, интерес сводится только к игре.
Детская психика еще слишком слаба и легко поддается влиянию. Оставшись наедине с компьютерной игрой, ребенок становится беззащитным перед ней, и она поглощает его. Опасность «Майнкрафт» кроется в ее форме и содержании: мир представлен в кубическом формате и у ребенка формируется измененное восприятие действительности.
В моей практике был печальный случай, когда 10-летний мальчик видел мир кубическим, вплоть до того, что из предложенных геометрических фигур он распознавал только квадрат, а остальные были «лишние неквадраты». При этом его уровень развития до включения в игру «Майнкрафт» соответствовал возрасту.
После того как он «включился» в эту виртуальную игру, реальный мир перестал для него существовать. Конечно, это все произошло не за один день, и даже не за месяц.
Еще в одной семье, где 14-летний подросток просто жил в этой кубической игре, незаметно для всех членов семьи весь интерьер квартиры был представлен в квадратной форме. Весь! Вплоть до посуды, аксессуаров и рисунка на обоях.
«Майнкрафт» опасен для незрелой детской психики, так как родители не могут ручаться, что смогут помочь ребенку не погрязнуть в этой игре, держать руку на пульсе и быть ему поддержкой, то лучше эту игру исключить из жизни ребенка любого возраста.
Вообще компьютерные игры я бы сравнила со знакомством ребенка с машиной. Можно просто с барского плеча купить дорогую тачку сыну и поставить себе галочку в графе «я крутой родитель». И не контролировать то, как любимое чадо пользуется столь дорогим подарком. И в этой ситуации мы понимаем, что велика вероятность лихачества за рулем и небезопасного поведения юного водителя.
А можно папе с собой с детства брать в гараж ребенка, показать устройство машины, научить слушать ее «сердце», «лечить» поломки. И тогда в свои 18 лет, заполучив водительские права и родительскую машину, сын уже иначе будет ценить ее и управлять ею, чтобы не сорвать движок, чтобы на скорости «не убить» резину и так далее. Культура вождения и безопасность вашего ребенка за рулем будет на совершенно ином уровне.
То же самое происходит и во время знакомства ребенка с любой компьютерной игрой – можно закрыть глаза на все, а можно с ребенком «правильно» познакомиться с игрой.
Создать для ребенка кубический мир или помочь стать самодостаточным, уверенным в себе и независимым от компьютерных игр – выбор за вами!
Спросили у детей
Женя, 7 лет, ученик 1 класса, называет себя фанатом данной игры
«Уже, наверное, год, как мне разрешили родители играть в «Майнкрафт». Про игру узнал от старшего брата. Раньше просто смотрел. Теперь мы вместе играем, по очереди. Брат учится во вторую смену, я в первую – он играет утром, а я вечером. Учусь хорошо. Когда родители наказывают, то не разрешают играть, ставят пароль на компьютер. А так каждый день. На улицу меня одного гулять не пускают, а что дома делать?».
Миша, 10 лет, ученик 4 класса, не играет из принципа
«Майнкрафт… слышал, конечно, у нас в классе мальчики только про игры и говорят. Друг просит, чтобы я скачал и по сети играть вместе. Но я не хочу. Вообще я не играю в компьютер. На каникулах пробовал в танки, но за неделю мне надоело. Родители ничего мне на эту тему не говорят, гулять отпускают. Учусь хорошо. В «Монополию» люблю играть…».
Ростислав, 10 лет, ученик 4 класса, играет не только в «Майнкрафт»
«Вообще мама мне разрешает играть полчаса. Но когда ее нет дома, играю больше. «Майнкрафт» не самая моя любимая игра, но все равно она лучше, чем «Тетрис». Папа мне говорит, что «Тетрис» самая лучшая игра, но мне скучно. Учусь нормально, когда получаю плохие оценки, то родители и телефон забирают».
Фото: личный архив героини и Pixabay
Вы хороший родитель, если ваш ребенок играет в «Майнкрафт»: и вот почему
Если у вас есть ребенок школьного возраста, вы наверняка слышали об игре «Майнкрафт». Возможно, слова «редстоун», «блоки» и «Крипер» звучат в вашем доме куда чаще, чем вам хотелось бы. Как и многих родителей, вас может беспокоить, сколько времени ребенок проводит за игрой, которая выглядит так, будто на дворе 98-й.
Что это такое?
Mojang Studios
«Майнкрафт» — это компьютерная игра, в которой создаются целые миры из блоков, похожих на гигантские пиксели. Это не новое увлечение подростков: проект существует с 2009 года, а количество проданных лицензий давно перевалило за 200 миллионов. Игровой процесс «Майнкрафта» нелинеен: задания можно выполнять в любом порядке, а «правильного» прохождения или конкретной единой цели просто не существует.
Базовый мир «Майнкрафта» представляет собой сочетание различных биомов — экосистем, работающих в соответствие с реальными законами природы. В игре несколько режимов. Первый — творческий. Здесь игрокам ничего не угрожает, при этом у них есть бесконечное количество ресурсов. Второй режим — выживание. В нем все ресурсы приходится добывать, к тому же есть монстры, от которых нужно защищаться. Есть еще несколько режимов, но они не так принципиально выделяются, как эти два.
Многие преподаватели и учебные заведения по всему миру увидели в этой концепции большой образовательный потенциал, и в 2016 году была запущена одноименная образовательная платформа, которая позволяет работать вместе с одноклассниками, получать задания от преподавателя и делать домашнюю работу.
Так какую пользу может принести ребенку время, проведенное за игрой в «Майнкрафт»?
Mojang Studios
«Майнкрафт» учит детей решать проблемы
Способность решать проблемы определяет, насколько хорошо человек может преодолевать препятствия — как гипотетические, так и реальные. Игровой процесс «Майнкрафта» поощряет и расширяет этот тип мышления. «Режим выживания» очень похож на симуляцию реальной жизни: игрок уязвим, он работает, копит ресурсы, тратит, преодолевает трудности. Это стимулирует критическое мышление ребенка, учит быстро и эффективно реагировать на любую ситуацию.
«Майнкрафт» тренирует любознательность
Вы можете обнаружить, что ребенок стал намного более любопытным и хочет исследовать новые для себя темы. Дети могут выполнять задания, требующие огромного количества исследований в области разных наук. Зачастую чтобы прогрессировать в «Майнкрафте», приходится сходить на «Википедию» или в YouTube, а иногда даже открыть книгу (похоже на школьные проекты, правда?). Кстати, очень популярное среди пользователей игры направление — это реконструкция достопримечательностей, исторических событий и сюжетов из литературы.
«Майнкрафт» учит решать математические и инженерные задачи
В процессе игры дети изучают сложные формы, решают геометрические и физические задачи, исследуют химические реакции. Все это серьезно влияет на успехи в учебе. При правильном использовании «Майнкрафт» может дать вашему ребенку солидный опыт в основных предметах STEM (наука, технология, инженерия и математика). Во многих школах мира «Майнкрафт» активно используется для изучения химии, физики, биологии и даже гуманитарных дисциплин вроде истории или литературы (см. предыдущий пункт).
«Майнкрафт» учит детей управлять ресурсами
Mojang Studios
Играя в «Майнкрафт», дети учатся рассчитывать, сколько стоят вещи и сколько времени требуется для выполнения определенных задач. Например, нужны дрова, чтобы построить часть дома. Можно сделать это вручную, но топором будет быстрее. Проблема только в том, что за топор нужно заплатить, а со временем он затупится. Умение ценить, рассчитывать, добывать и эффективно использовать ресурсы является ключевым аспектом в развитии ребенка.
«Майнкрафт» учит детей командной работе
Игра предполагает сотрудничество: фактически иногда это единственный способ достичь определенных целей. Можно объединяться с друзьями или с любыми другими игроками со всего мира. В мире «Майнкрафта» очень быстро становится понятно, что в команде можно достичь значительно большего, чем в одиночку. Строя совместные планы, вместе собирая ресурсы и делясь ими, дети учатся полагаться друг на друга.
«Майнкрафт» помогает улучшить творческие способности и воображение ребенка
В творческом режиме игры фантазия пользователя ничем не ограничена. Хочешь — строй парк развлечений, хочешь — памятник собственной бабушке высотой с десятиэтажный дом. Этот режим обучает пространственному мышлению, навыкам моделирования и проектирования. А главное — позволяет ставить любые эксперименты без угрозы для жизни, здоровья и окружающего мира.
«Майнкрафт» помогает научиться программировать
предоставлено организаторами
Игра вносит огромный вклад в обучение навыку программирования — одному из самых ключевых в современном мире. Игрокам со всего света доступна опция редактирования исходного кода. Это позволяет создавать моды — различные объекты, которые делают игровой мир разнообразнее, предметы: от мелочей до огромных зданий, новых существ и целые новые измерения. Правило простое: хочешь добавить в мир «Майнкрафта» что-то особенное — запрограммируй это. Так игроки всего мира изучают Python, JavaScript, Java и другие языки.
«Майнкрафт» помогает осваивать soft skills
Игровой процесс «Майнкрафта» способен обучить не только техническим, но и бизнес-навыкам. Ваш домашний геймер станет очень опытным в продажах, переговорах, планировании проектов и командной работе. Все это навыки, которые работодатели ищут и будут искать у потенциальных соискателей.
«Майнкрафт» — это платформа, где у ребенка есть возможность проявить себя так, как ему хочется: бродить и ставить эксперименты, программировать и создавать, работать и богатеть. Ключевые принципы этой игры до боли напоминают реальную жизнь, но проще и безопаснее — чайлд-френдли, другими словами.
Это не та игра, которая стремится «привязать» к себе игрока, но, конечно, если ребенок склонен слишком увлекаться, у него получится это сделать и тут. К счастью, по сравнению с другими играми, «Майнкрафт» предоставляет родителям значительно больше возможностей разобраться с проблемой и установить правила цифровой гигиены. Но для этого нужно «знать врага в лицо»: пусть ребенок покажет, чем он так увлечен, объяснит основные принципы. Наконец, попросите его организовать совместную игру — чем не вариант семейного досуга в плохую погоду? Когда вы сами побываете в мире «Майнкрафта», разговор об ограничениях обязательно перейдет на другой уровень.