Медиатехнологии в образовании что это

Медиатехнологии в образовании что это

Место Медиатехнологии в образовательном процессе школьников

МБОУ гимназия №3 г.Иркутск, ул.Ленинградская,75

— раскрывать и развивать свои творческие и интеллектуальные способности;

— избегать обычных, для традиционного образования, стрессов от непонимания сущности и истоков изучаемых явлений;

— умственного и нервного напряжения, от необходимости заучивать, «зубрить» материал;

Вышесказанное указывает на то, что формирование у обучающихся информационной компетенции, становится основным вектором модернизации образования. Этот процесс базируется на возможностях информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для приобретения новых знаний и на применении их для решения задач творческого и практического характера.

Наличие таких технологий создает необходимость владения специальными средствами, которые помогут учащемуся ориентироваться в них. Этими средствами являются средства мультимедиа коммуникаций, или просто мультимедийные средства (ММС). Совокупность ММС является частью медиаобразовательных технологий, обладающих большим потенциалом. Их применение в учебном процессе создает максимальный уровень интерактивности, эмоциональности и информационной насыщенности обучения.

В материалах ЮНЕСКО под медиаобpазованием понимают обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации.

Киселев Г. М. и Бочкова Р. В. медиаобразование определяют как особую область, в которой знания не только передаются, открываются, но и являются предметом критического исследования. 5

Приведенные определения не противоречат друг другу, а органично дополняют содержание понятия «медиаобразование»: удовлетворение в знаниях за счет использования информационно-коммуникационных технологий.

ММС имеют достаточно большой спектр и включают в себя технический компонент (оборудование и программное обеспечение), семантический (информация: содержание, дизайн, интерфейс) и прагматический (коммуникации: загрузка, передача файлов, поиск, обмен данными учитель-ученик)

Использование ММС позволяют:

— выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять, насыщать урок видеосюжетами, звуковым сопровождением слайдов, и т.п.;

— организовывать интерактивное обучение с использованием телевидения, интернета и других средств массовой информации, включающих видео, звук, текст, графику, анимации и моделирование;

— реализовывать проектную деятельность, например, делать фотографии, открытки, видефильмы и т.д. с использованием специального программного обеспечения компьютера;

— проводить индивидуальную работу с учащимися, используя средства индивидуального пользования такие как телефон, факс, письма, электронная почта.

Использование ММС основывается на создании и трансляции медиаресурсов, к которым можно отнести: учебные видеопрограммы и фильмы, образовательные порталы, программные средства образовательного назначения, цифровые образовательные ресурсы, а также подобранные для этих целей коллекции текстов, графики и звукового ряда.

Таким образом, нами было показано, место, которое могут занимать медиатехнологии в методике обучения, позволяющие организовать работу с информацией и на стадии приобретения знаний и на стадии переработки и передачи. При этом максимально задействовать все органы чувств ребенка, что будет способствовать повышению качества образования, за счет формирования всесторонне развитой личности, готовой к приобретению нового опыта.

1.Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах: Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов для специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). Таганрог, 2003. С.5.

3.Смирнов С.А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. М.: Логос, 2001. С. 53-54.

5.Киселев Г.М, Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник, М.Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

Источник

Технология медиаобразования. Метод проектов.

Педагоги многих поколений человечества решают задачу повышения эффективности образовательного процесса, его оптимизации, т.е. достижения педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени и труда. Одним из важных средств оптимизации образовательного процесса в современных условиях является выбор эффективных образовательных технологий.

Понятие образовательной технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления как об обучении с помощью технических средств до представления об образовательной технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного образовательного процесса, т.е. образовательная технология предлагает наиболее рациональные пути обучения. Проектирование образовательной технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников образовательного процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.

В педагогической науке пока не сложилось однозначного определения понятия «образовательная технология». Вот некоторые из них:

В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.

Сегодня мне бы хотелось отдельно остановиться на таких образовательных технологиях, как метод проектов и технология медиаобразования.

Итак, метод проектов.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

И, кстати говоря, в профильном обучении проектирование следует рассматривать как один из основных видов познавательной деятельности учащихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.

Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные.

Педагогами гимназии наработана определенная методика создания творческих проектов. Всегда нужно хорошо продумывать структуру осуществляемых проектов. Свою работу мы выстраиваем в определенную последовательность основных действий:

Определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач исследования; Выдвижение гипотез их решения;

Обсуждение методов исследования;

Обсуждение способов оформления конечных результатов;

Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

В нашей практике наработаны различные виды творческих, проектных работ.

Организация образовательного процесса должна опираться на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся под руководством учителя. Метод проектов, на мой взгляд, один из самых эффективных способов. Он способствует развитию у учащихся логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и навыков самоконтроля. Воспитывает трудолюбие, настойчивость, умение ставить перед собой цель; верить в собственные силы; постоянно работать над своим совершенствованием. Развивает познавательный интерес к предмету и приемы умственной деятельности.

С помощью метода проектов достигается интеграция с различными предметами учебного цикла, что даёт целостное восприятие мира при изучении учебных предметов и вызывает устойчивый интерес учащихся к углублению знаний.

Критериями оценки результатов работы учащихся является владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, выделение главного, обобщение. Овладение навыками исследовательской работы: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и конечный результат.

Необходимо отметить активность и увлечённость ИКТ технологиями учащихся, занятых в проектной деятельности. Учащиеся нашей гимназии являются победителями различных районных и областных конференций; победителями республиканских конкурсов; постоянными участниками интернет-олимпиад, интернет-игр и викторин.

Так, уже в этом учебном году у нас есть два диплома областного уровня. Виртуальная модель «Школа будущего» учащегося 10 класса Дмитрия Деренка принесла диплом III степени на областном конкурсе научно-технического творчества «Техноинтеллект», а Справочное пособие «Минерально-сырьевая база Ветковского района» учащейся 10 класса Барсуковой Марии принесло в копилку гимназии диплом IІ степени на областной научно-практической конференции «Поиск» и диплом III степени на Республиканской научно-практической конференции. Оба проекта сейчас участвуют в Республиканском интернет-проекте «IT-решения для образования будущего» в номинации IT-учащийся.

Приобретение такого опыта индивидуальной и коллективной учебной, познавательной и проектной деятельности, является одной из составляющих компонентов для формирования всесторонне развитой личности, способной найти и реализовать себя в современном мире.

Технология медиаобразования как необходимый компонент общекультурной подготовки учащихся к жизни в новых информационных условиях направлено на формирование культуры восприятия и анализа медиа информации, на овладение навыками работы с современными медиа, где, в свою очередь, через проектировочную деятельность реализуются знания, полученные в процессе образования.

С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века, медиапедагогика имеет сегодня большие перспективы.

Медиаобразование это процесс, продолжающийся всю жизнь человека.

Формы медиаобразования — интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, спецкурсы, кружки, медиакиностудии, медиакиноклубы, видеофрагменты, виртуальный компьютерный эксперимент, обучающие программно-аппаратные средства, специализированные средства массовой информации, мобильные и стационарные средства информатизации, презентации, компьютерные модели и анимации.

Обладая широким спектром возможностей для развития личности учащихся, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, средства медиа способствуют становлению творческого, а нередко и критического мышления, навыков художественного восприятия и анализа; позволяют активизировать знания, полученные в ходе изучения традиционных учебных предметов. Различные средства медиа уже сегодня становятся важнейшим фактором формирования мировоззрения учащихся. Облегчает положение дел та популярность, которой пользуются современные информационные средства у молодежи. При этом медиакультура, к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета, органично вобравшие в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладают весьма широким спектром действия.

Суть деятельности медиапедагогов можно определить одним ведущим понятием: диалог. Разрушается старая схема, когда учитель является в первую очередь источником информации познаний, а учащийся воспринимающим устройством.

Первым педагогическим условием развития медиакомпетентности учащихся выступает медиапространство. В образовательном процессе учащиеся пользуются основными медиа: читают книги, СМИ, пользуются персональным компьютером, специализированным программным обеспечением и др. Вторым важным условием развития медикомпетентности является непосредственное участие учащихся в выполнении и создании медиапроектов. Учащиеся обучаются работе с информацией, а педагоги в свою очередь стремятся сформировать умение интерпретировать данную информацию, выделять главное среди информационного потока, видоизменять информацию, с учетом особенностей целевой аудитории, на которую она ориентирована; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; находить необходимую информацию в разных источниках и систематизировать ее по требуемым признакам. Результатом такой работы может служить умение учащихся создавать собственную информацию в форме медиапроекта. Медиапроект подготавливается с использованием приобретенных в процессе обучения навыков и знаний с применением медиатехнологий. Ведь тот, кто умеет использовать технологии создания информации, сможет легко ориентироваться в информационных потоках, понимая скрытый смысл той или иной информации, тем самым не позволяя манипулировать своим сознанием.

информатизация образовательного процесса (доступ к различным источникам информации);

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

повышение мотивации учащихся к обучению;

мониторинг образовательного процесса;

повышение эффективности усвоения учебного материала;

побуждение к творческой деятельности (подготовка презентаций с использованием компьютерных программ, участие в видеоконференциях, работа с зарубежными партнерами и т.д.).

Подытоживая выше сказанное, делаем вывод, что медиаобразование является современной педагогической технологией, поскольку предоставляет учителю возможность разнообразить задачи и формы представления информации в образовательном процессе, использовать компьютерные программы, которые включают широкий набор упражнений: учебные (для презентации материала), тренировочные (для отработки навыков и умений), текстовые (для проверки знаний). Они дают возможность моделировать ситуации, максимально приближенные к условиям профессиональной деятельности; активизировать учебную деятельность учащихся, усиливать их самостоятельную работу, возможность выбирать информацию, работать в темпе, в соответствии с уровнем знаний учащихся, развивать критическое мышление каждой личности.

Уважаемые коллеги, помните, что задача учителя не в том, чтобы дать учащимся максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими в жизни.

Источник

Использование медиатехнологий в обучении

Медиатехнологии и медиасредства в профессиональной педагогике. Технические и программные средства мультимедиа, используемые в обучении. Образовательный и воспитательный потенциал медиа, который реализуется в многообразных продуктах учебного назначения.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления26.07.2010
Размер файла67,2 K

Медиатехнологии в образовании что это. Смотреть фото Медиатехнологии в образовании что это. Смотреть картинку Медиатехнологии в образовании что это. Картинка про Медиатехнологии в образовании что это. Фото Медиатехнологии в образовании что это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Образовательные возможности новых медиа

2.Медиатехнологии и медиасредства в профессиональной педагогике

2.1Мультимедиа в образовательном процессе

2.2Технические и программные средства мультимедиа, используемые в обучении

Список использованной литературы

Начало ХХI века характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования.

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи сегодня как никогда актуально. Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для ученика. Ученые-исследователи и педагоги разных стран мира подчеркивают особую потребность медиаобразования. Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:

— поощрять и развивать у учащихся желание задавать обоснованные проблемные вопросы, связанные с медиа;

— использовать в преподавании исследовательскую методику, когда учащиеся могут самостоятельно искать (медиа) информацию, чтобы ответить на различные вопросы, применять знания, полученные в учебном курсе к новым областям.

— помочь школьникам/студентам развить способность использовать разнообразие первичных источников (медиа) информации, чтобы исследовать проблемы и потом сделать обобщенные выводы;

— организовать проведение дискуссий, где учащиеся учатся толерантно слушать других и тактично выражать собственные мнения, в том числе о медиатекстах;

— поддерживать открытые обсуждения, где нет категорических ответов на многие вопросы;

— поощрять учащихся размышлять над их собственными медийными опытами и действовать на основе найденного понимания.

Актуальность данной темы в том, что медиа-ресурсы, медиа-средства и медиа-технологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.

1. Образовательные возможности новых медиа

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых технологий разработку и использование электронных средств для работы с информацией. Новые коммуникативные медиа, какими являются глобальная компьютерная сеть Интернет, мультимедийные компьютерные системы, мобильная телефония, цифровое телевидение, спутниковое и кабельное телевидение и др., обусловили радикальные сдвиги во всех сегментах социального взаимодействия.

Таким образом, медиа (средства массовой коммуникации) с каждым годом играют все большую роль в жизни людей вообще, и в образовательном процессе в частности.

Медиа технологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, в нашем медиатизированном мире, которое сегодня уже никем не оспаривается.

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получать возможность свободного доступа к медиа.

Современный «Психолого-педагогический словарь» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиа образования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».

Признавая решающую роль медиа как телевизионного, радио, кинематографического и т.д. культурного опыта детей, медиаобразование должно начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета.

Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить учащихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета и т.д.

В медиапедагогике, которая занимается вопросами включения медиа в воспитательный и образовательный процессы, ставится вопрос о том, что новые медиа могут позволить, какие новые возможности могут они предоставить.

Под электронными медиа понимаются те технические средства, которые делают возможным:

интерактивность (в широком, смысле взаимодействие);

моделирование (прежде всего, это моделирование реальных объектов и процессов)

производительность (автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени).

Электронные медиа дают возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса. Все это достигается путем объединения компьютеров в глобальные и локальные сети.

Многие современные медиа содержат информацию, которая связана с изучаемыми предметами, рассматриваемыми проблемами различных областей науки и культуры. Кроме этого, само использование средств массовой информации и коммуникации в современном образовании:

выступает одним из факторов успешности овладения и осуществления учебной и профессиональной деятельности, способствует развитию навыков учиться, культуры умственного труда, критического мышления, самообразования;

позволяет более эффективно изучать предлагаемый материал, анализировать информацию различных источников, в творческой, интересной форме представлять результаты своей работы.

Использование медиа в учебном процессе обеспечивает повышение информативной емкости содержания учебного занятия:

— способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

— сокращает время, позволяет усваивать больший объем знаний;

— концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий;

— позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными);

— формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.

Этот образовательный и воспитательный потенциал медиа реализуется уже сегодня в многообразных продуктах учебного назначения: учебные, научные, научно-популярные, справочные и художественные электронные издания и ресурсы.

Большинство российских и зарубежных исследователей в области изучения электронных медиа, их роли и функций в образовании рассматривает средства массовой информации и коммуникации, прежде всего, как средство повышения эффективности обучения.

Современные электронные медиа и соответствующие им медиапродукты, объединяя в себе возможности всех существовавших до этого средств массовой информации и коммуникации, как правило, реализуют целый комплекс функций, воздействий на свою аудиторию. С одной стороны, эта многофункциональность, действительно, открывает широкий диапазон возможностей для совершенствования учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, такая ситуация требует от использующих электронные медиа, издания и ресурсы в своей работе, тщательного планирования и четкого понимания целей и задач. Это позволит избежать негативных последствий различных девиаций функций медиа.

Кроме того, необходимо обладать актуальной информацией о множестве существующих медиапродуктов учебного назначения, уметь эффективно их использовать, создавать собственные издания и ресурсы, учитывать их особенности и психолого-педагогические требования к ним.

Новые медиа могут рассматриваться как инструмент, с помощью которого традиционные задания обрабатываются в специальной форме. Это охватывает всю область переработки текста. С недавних пор сюда относят также гипертексты. С помощью компьютера могут решаться поисковые задачи (лексики или банков данных), либо непосредственно с CD-ROM, либо же по средством Интернета.

Новые медиа могут быть использованы также как помощник в учении, если соответствующее программирование обеспечивает обогащение уровня знаний или учебного материала. Благодаря разнообразным возможностям таких программ, предлагающим мультимедийно-обогащаемое знание, расширяются и традиционные возможности использования медиа для наглядного представления того или иного объекта.

Особая форма применения новых медиа представляет возможность их использования для коммуникации. Это происходит посредством соединения компьютеров на месте или по всему миру, чаще всего в форме так называемых электронных писем (е-mails), либо в форме видеоконференций (videoconferencing), посредством которых можно не только говорить друг с другом, преодолевая любые границы и расстояния, но и также видеть друг друга.

Помимо этого к коммуникации относят возможность получать информацию через Интернет, также как и самим предоставлять информацию в пользование другим, таким образом в Интернете учащиеся могут быть как потребителями, так и производителями информации одновременно.

В качестве преимуществ обучения с помощью новых медиа, среди прочего можно отметить возможность самоопределения учебного процесса, освобождение его от временных и пространственных границ, оптимизацию наглядности с помощью мультимедиа, а также моделирование. С включением новых медиа в педагогические учреждения одновременно происходит и пересмотр основных учебно-психологических положений.

Безусловно, иллюстрации, картинки, графики позитивно влияют на запоминание текстовой информации. И все же, здесь следует учитывать, что простое сложение различных чувственных восприятий (зрительных, слуховых, тактильных) не ведет автоматически к улучшению учебных процессов. Более важным условием для понимания использования мультимедиа в процессе обучения является способность к декодированию символьных и кодовых систем.

Так же, как для понимания письменных текстов необходимой является герменевтическая компетенция, для дешифровки гипермедиальных учебных систем требуется умение понимать графики, анимации, картинки. Довольно часто можно наблюдать, что экономное, но нацеленное использование различных медиальных форм презентации имеет бОльшие последствия, чем пестрое нагромождение различных медиаподач учебного материала.

Кроме того, имеет место тесная взаимосвязь между тематическим интересом и приобретением знаний. Хорошо организованная учебная работа с использованием медиа может оказаться неуспешной, если учащиеся проявляют малый интерес к предложенной тематике. Использование медиа чаще всего несет с собой некоторый эффект новизны, который может привести к мотивированному и интересному изложению (рассмотрению) материала, но эта заинтересованность через определенное время снова снижается.

Важными являются также различия между неопытными пользователями и так называемыми экспертами. Поскольку современные дети и подростки растут в мире сильного медиавлияния, то и формы овладения новыми медиатехнологиями должны выглядеть иначе, чем в случае со взрослыми людьми.

Таких условий воспитания и развития, какие присутствуют на сегодняшний день, не имело ни одно поколение человечества: дети знают очень много о мире, людях и природе и поэтому активно включаются во все процессы. Компьютер несет с собой свободу от реальности, в нем можно ее моделировать. Интернет также предоставляет неограниченные возможности для коммуникации, и каждый (одни лучше, другие хуже) может быть и производителем и потребителем информации. Устранение локальных ограничений для глобализации коммуникации является, безусловно, одной из самых интересных тем исследований следующих лет.

Таким образом, современное общество не должно просто игнорировать медиаразвитие и медиаобразование, необходимо считаться с новыми, еще неизвестными ограничениями и зависимостями, которые несут с собой новые медиа. И чтобы быть подготовленными, необходимо воспитание, которое имеет своей целью формирование медиакомпетенции.

2. Медиатехнологии и медиасредства в профессиональной педагогике

2.1 Мультимедиа в образовательном процессе

Как уже отмечалось выше, современная образовательная система функционирует в особых условиях, специфику которых определяет глобальный процесс информатизации образования, поэтому появилась необходимость владения специальными средствами, которые помогают там ориентироваться. Этими средствами являются мультимедийные средства (ММС).

Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. «Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов (мультимедиа информацию), с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических мультимедиа-средств обучения.

Применение медиасредств в обучении связано со следующими значимыми их функциями:

— моделирование изучаемых процессов;

— показ рассматриваемых событий, явлений и процессов в динамике их ретроспективного и перспективного интерпретирования;

— компьютерная визуализация и отражение на большом экране недоступных непосредственному восприятию процессов и явлений;

— интерактивное управление рассматриваемыми процессами, смоделированными на экране (виртуальное участие обучаемых в анализируемом процессе или явлении);

— индивидуализация и дифференциация процесса обучения (регулирование информационной насыщенностью проводимого занятия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

— осуществление текущего и итогового контроля над познавательной деятельностью студентов с установлением обратной связи;

— обеспечение свободного доступа к глобальным и локальным информационным сетям;

— эмоциональность и выразительность транслируемой учебной информации;

— демонстрация изучаемых процессов и явлений достаточно большой учебной аудитории;

— усиление мотивации обучения.

В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:

1. Источник учебной информации. Применяемые в современном образовательном процессе мультимедиа-технологии помогают найти необходимую дидактическую информацию без особых затрат сил и времени.

2. Средство выбора дидактической информации и ее качественной обработки. Выбор информации во многом определяется медиа избирательностью, сформированным критическим мышлением у учащихся, т.е. зависит от уровня развития его медиа культуры личности.

3. Средство представления (презентации) учебного материала. Аудиовизуальные средства нового поколения отличаются высоким качеством изображения и звука, сочетанием различных каналов предъявления информации, что способствует повышению эффективности восприятия учебного материала и, соответственно, ведет к лучшему его усвоению.

4. Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи. На сегодняшний день существует множество электронных тестов, тренажеров, учебных программ, которые помогают осуществить контроль над образовательной деятельностью и оценить ее результаты.

Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.

Применение медиасредств в образовательном процессе способствует практической реализации личностно-ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном подходе, индивидуализации и дифференциации деятельности, предполагает личностную активность, открывает простор для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования, развития творческого мышления.

Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении. Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогают обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. У педагога появляется возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала.

Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.

В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:

— взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования;

— интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи.

Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами.

Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе, а также для самостоятельной работы дома. Они предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.

Позитивные факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, следующие:

— Лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала.

— Мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний.

— Экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения.

— Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после повторения.

2.2 Технические и программные средства мультимедиа, используемые в обучении

Сегодня отставание школы в оснащенности медиасредствами постепенно ликвидируется, образовательные учреждения получают в свое распоряжение не только современное компьютерное и проекционное оборудование, но и библиотеки электронных учебных изданий учебного назначения на CD-ROM, прошедших конкурсный отбор и рекомендованных МО РФ.

Благодаря высокотехнологичным лазерным методам записи и считывания информации на этом носителе при его относительно малом физическом размере можно качественно представить достаточно большое количество мультимедиа информации. Оптические лазерные компакт-диски (CD), с точки зрения образования являются перспективным средством хранения мультимедийной информации, получаемой из Интернет. Здесь следует отметить, что новые медиа технологии в образовании включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение (табл. 1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *