Медитация для начинающих в домашних условиях с чего начать аудио
Медитация для начинающих в домашних условиях с чего начать аудио
Чтобы вникнуть в сущность аудио-медитации / аудиомедитации, разберем сначала, что же представляет из себя само понятие «медитация».
Итак, в самом популярном и поверхностном понимании медитация – некая созерцательная практика, в процессе которой практикующий фокусирует всё своё внимание на объекте либо внутреннего мира, либо мира внешнего.
Именное такое узкоспециализированное представление о медитации доминирует в современном массовом сознании и ассоциируется в основном с мистикой, эзотерикой, йогой и прочими неоднозначными с точки зрения научного познания дисциплинами. Некий налёт мистицизма естественным образом отталкивает от медитативной практики часть населения, привыкшая во всём полагаться на твердый прагматизм и исключительную веру в научно-технический прогресс.
Скептический взгляд на подобные темы в наше время вполне оправдан, ведь с самого детства в прагматически направленной культуре достижений мы учимся именно прагматизму, логике и целенаправленности, мало изучаем устройство тела, психики и взаимосвязи между ними. Только в последние годы с начала 2000-х годов благодаря высокочувствительной технике стало возможным изучение внутреннего мира человека научными методами. По этой причине всё чаще появляется научно-популярная литература о воздействии медитативной практики на самочувствие человека. Как следствие, всё больше людей пропитываются доверием к ранее «ненаучным», альтернативным практикам, активирующим внутренние резервы организма для самоисцеление и саморазвития.
Однако, если посмотреть шире и попробовать вникнуть в суть медитации, то медитация может предстать не только как созерцательная практика в позе лотоса. Медитация прежде всего – это фокусировка внимания на чём-либо определенное количество времени. С такой позиции к медитации можно отнести просмотр кино, игры, занятие спортом, чтение этой статьи, вождение автомобиля, приём пищи и всё-всё, что от нас требует концентрации внимании определенной длительности.
Таким образом, среднестатистический законопослушный гражданин обладает навыком длительной концентрации на уровне продвинутого индийского йога. И это не шутка – среднестатистический законопослушный гражданин способен концентрировать внимание минимум в среднем по 8 часов в сутки, работая на работе. Это может показаться чем-то естественным и незначительным, но по факту способность к длительной концентрации ребенок нарабатывает с самого детства. И далеко не у каждого развивается эта способность в необходимом объёме для того, чтобы быть социально-адаптивным членом общества, да ещё и «успешным». Единственная разница между йогом и вами, если вы можете выдерживать 8-ми часовой рабочий день, заключается в том, что условный йог научился фокусировать своё внимание ещё и на объектах внутреннего мира – дыхании, ощущении, мыслях, эмоциях, образах. При умении концентрировать внимание на внешних процессах, научиться фокусировать внимание на внутреннем мире – дело практики.
Но для чего это нужно?
Типы и подтипы медитаций
Как уже упоминалось, к самому популярному типу медитации относится практика созерцания. Объектом созерцания может быть всё, что угодно – дыхание, камень, зрачки другого человека, облака, огонь и т.п. Для созерцания подходит любой объект внутреннего или внешнего мира, на котором возможно зафиксировать внимание. Точнее скачать, на первых этапах освоения созерцательной практики объект созерцания не имеет значения – человек учится просто фокусировать внимание непривычным для него способом. В «продвинутом» варианте выбор объекта созерцания может зависеть от целей и задач медитирующего. Под созерцанием подразумевается безмолвное, безмысленное наблюдение за выбранным объектом. В более углубленном варианте медитативной практики ещё попросят смотреть на выбранный объект, не моргая, стоически преодолевая невыносимую резь в глазах до тех пор, пока сухость глаз не перестанет приносить дискомфорт.
Созерцательную практику медитации можно отнести к универсальной практике – она очень медленно, но верно способствует возрастанию психологической устойчивости, развитию тонкоматериального чувствования и постижению тайны бытия на собственном опыте, которая заключается в том, что наблюдатель и наблюдаемое едины в процессе самопознания Абсолюта.
И если до научно-промышленной революции 20 века и информационно-технологического скачка 21го века практику созерцания можно было рекомендовать подавляющему большинству, то после ускорения ритма жизни современного городского жителя, практику созерцания можно считать устаревшей, а в существенном процентном соотношении, возможно, даже не безопасной.
Не безопасной прежде всего, потому что тот уровень стресса, внутреннего напряжения при современных скоростях на столько высок, что вместо восстанавливающего расслабления, которое должно получится в результате созерцания, выходит подавление накопленного психического материала. То есть, чтобы сфокусироваться на созерцании чего-либо, практикующему приходится сначала вытеснить из сознания в бессознательное свои повседневные тревоги и навязчивые мысли, только после чего он будет способен сфокусироваться на чем-то одном.
Систематическое вытеснение страхов, тревог, обид и прочих эмоций путём созерцания сначала может сформировать бесчувственность эмоциональной сферы (это как потерять чувство запаха), а затем в «запущенных» формах запустить процесс обработки подавленного материала на психосоматическом уровне с сопутствующими телесными симптомами. По этой причине в среде «духовно-продвинутых» практиков зачастую можно встретить тяжелую психосоматическую симптоматику.
Таким образом, различные созерцательные практики будет более экологично для современно городского жителя применять после разрешения и трансформации внутренних конфликтов, которые и являются причинами повышенного уровня внутреннего напряжения и хронического стресса.
Трансформацией внутренних конфликтов в общем и целом заведует психоанализ во всём своём многообразии. Многообразие психоаналитического направления представлено сотнями психологических школ и подходов, которые между собой различаются глубиной и широтой воздействия на психику человека. Преимущественно в психоаналитическом направлении используется решение проблем «из ума» по типу «сделай А, получишь Б». Такой подход прямолинеен, поэтому во многом понятен и популярен.
Однако, жизнь и индивидуальные особенности каждого человека не могут вместиться в столь упрощенное уравнение решения проблем и задач. По этой причине проблемы и задачи человека должны быть представлены с помощью вероятностного подхода по типу «если сделать А, можешь получить Б, В, Г, Д, Я и их комбинации». Проще говоря, речь идет об управлении несколькими возможными вариантами развития событий одновременно. Для такого качественного расширения возможностей внимания и концентрации современного городского жителя не обойтись без качественно иных способов трансформации внутренних конфликтов. Простыми советами и разговорами с психологом здесь уже не обойтись. Именно для коренных изменений психоэмоционального тонуса, расширения возможностей прогнозирования будущего и одновременным управлением несколькими вариантами будущего и был разработан трансформационный тип медитации.
Если перевести на понятный язык слово «трансформационный», то ближайшим синонимом будет слово «преобразующий». Что преобразует трансформационная медитация? Трансформационная медитация и преобразует образы, которые являются источником внутренних конфликтов, из-за которых снижены возможности к устойчивому прогнозированию будущего и управлению мультивариативностью жизненного потока. Трансформационная медитация предназначена для перепроживания всех тех эмоций и состояний, которые мы не смогли когда-то прожить, когда от нас того требовала ситуация – сдавили злость, проглотили обиду, впали в ступор и т.п. Весь подавленный таким способом психоэмоциональны материал никуда не исчезает даже со временем, а просто становится привычным, а, следовательно, неприметным до поры до времени. Со временем неотреагированные эмоции уплотняются, сначала уплотняются в образы сновидений, а образы сновидений уплотняются в те образы и мысли, которые управляют нашим выбором и решениями. Далее, если тупиковость, сложившейся ситуации в результате такого управления, не разрешается и тянется на протяжении длительного времени, то уплотнение образов начинает отражаться в форме психосоматики. Время НЕ лечит. Лечите вы себя сами, когда разрешаете всем эмоциям выйти. Именно для этого и предназначен преобразующий или трансформационный тип медитации – для самоисцеления.
Трансформационный тип медитации принципиально отличается от любого другого вида или разновидности психоанализа тем, что для преобразующих интенсивных изменений требуется переход способа восприятия, медитирующего с абстрактно-логического на образно-чувственный. Такой переход восприятия неизбежно сопряжен с изменением привычного «боевого» состояния сознания. Переход восприятия от логического к чувственному достигается путём глубокого расслабления и музыкального сопровождения. Сложности в переходе восприятия от левополушарного к правополушарному могут возникнуть у людей интеллектуального труда. Их аналитический способ обработки информации является доминирующим по отношению к другим способам восприятия и может блокировать восприятие внутреннего мира, который для такого типа личности воспринимается зачастую, как нечто незначительное и несущественное, если не сказать несуществующее. В таком случае требуется дополнительная тренировка внимания, нацеленная на обучение восприятия сигналов внутреннего мира. Для этих целей перед трансформационной медитацией, следует обучиться расслаблению и слушанию классической музыки с закрытыми глазами.
Как правильно с технической точки зрения выполнять трансформационные медитации, вы можете найти на страницах конкретных аудио-медитаций.
Итого, в связи с утраченной эмоциональной чувствительностью, отсутствием контакта со своим внутренним миром, повышенной хронической тревожностью и неумением расслабляться, проживать эмоции у большинства людей городского типа можно рекомендовать начинать медитативную практику именно с расслабляющего типа медитации.
Небольшая предыстория. Расслабляющий тип медитации представителей научного прагматизма в лице немецкого психиатра, психотерапевта И. Г. Шульца и американского врача, физиолога, психиатра Эдмунда Якобсона заинтересовал только в начале 20 века. Глубокое расслабление мышц тела стали использовать в целях снятия психонервного напряжения и коррекции эмоционального состояния. Далее, во второй половине 20го века широкое изучение воздействия расслабления на психику человека приобрело в Советском Союзе и активно использовалось на производствах с целью восстановления работоспособности рабочих в течение рабочего дня. Простота и эффективность глубокого расслабления относительно поставленных задач позволяли применять практику расслабления широкомасштабно. Но с приходом жесткой культуры достижений и потребления использование простых и эффективных методов поддержания человеческого здоровья на государственном уровне стало невыгодным, как на территории бывшего СССР, так и в США, поэтому было «забыто». Только на территории Германии до сегодняшнего дня существуют программы государственного и частного коммерческого происхождения, которые поддерживают использование аутотренинговых психотехнологий различной модификации для разрешения психологических, невротических и психосоматических проблем населения.
Итак, несмотря на всю простоту исполнения медитации для расслабления, расслабление несет в себе мощнейшую силу исцеления. Именно поэтому в своё время столько ресурсов было привлечено для изучения феномена расслабления и последующего масштабирования практики расслабления на широкие группы населения. В свою очередь, неумение полноценно расслабиться прямым образом влияет на качество и глубину сна, а сон непосредственно влияет на физическое здоровье и состояние всех (кроме мозга!) систем организма.
Расслабляющий тип медитации можно подразделить на подтипы – мышечный, аутогенный, символьно-образный.
Второй подтип медитации для расслабления аутогенный. При аутогенном типе расслабления преимущественно используется прямое самовнушение. «Я расслабляюсь, мои мышцы становятся расслабленными, ноги наливаются тяжестью» и тому подобное придется проговаривать про себя. С тренировкой, конечно, взаимосвязь тела и психики разовьётся, в результате чего физическое тело научится переводить сигналы словесные в сигналы нервно-мышечные. Но факт сознательного говорения, даже про себя, не позволит погрузиться практикующему аутотренинг в гипногенное состояние, похожее на сон. Однако, если аутотренинг сделать в формате аудио-медитации, достигнуть исцеляющего состояния вполне возможно. С эффективностью аутотренинга для расслабления в формате аудиомедитации можно ознакомиться на этой странице (там можно найти мой авторский аутотренинг для расслабления с музыкой и без музыкального сопровождения). Именно в глубоком гипногенном состоянии происходит активация ресурсов самовосстановления организма, только нужно уметь дать команды, которые бессознательное может воспринимать напрямую и непосредственно, без слов. Такими командами для бессознательного выступают образы и символы.
Следующий тип медитаций, на который стоит обратить внимание в силу своей простоты и эффективности, это энергетический тип медитации. Энергетический тип медитации, не смотря на свой мистицизм, как показывает практика, несёт большую исцеляющую и трансформирующую силу. Почему и как это происходит с точки зрения научной картины мира будут гадать ещё долго, хотя теории торсионного поля Шипова вполне по плечам дать строгое объяснение происходящему уже в наши дни. Но фак остается фактом – это работает!
Энергетический тип медитации предназначен формально для накопления энергии в энергетическом теле. Избыток энергии каскадом отражается на теле физическом здоровьем, яркостью и насыщенностью сновидений, хорошим настроением и удачливостью жизненных обстоятельств. На сайте представлены медитации для очищения и накачки энергией энергетических центров, то есть «чакр».
Однако, энергетический тип медитации не ограничивается только медитациями на чакры. Данный тип медитации может быть в значительной степени расширен, но, чтобы освоить более «сложные» энергетические медитации, стоит начать с простого, а именно с медитации на чакры. Как правильно выполнять аудио-медитации на чакры, вы можете узнать на странице конкретного энергетического центра.
Конечно, разновидностей медитаций больше. Но медитаций на расслабление, трансформацию эмоций и набор энергии с лихвой хватит, чтобы достичь текущих жизненных задач современного городского жителя. Кроме того, данные типы медитаций относительно легко могут быть реализованы в аудиоформате. Надеюсь подробный разбор типов медитации исчерпывающе помог раскрыть вопрос, а для чего собственно заниматься медитативной практикой.
В качестве резюме составим из различных типов медитаций некую идеальную систему для саморазвития и самопознания. Идеальность подразумевает под собой практическую недостижимость предлагаемой схемы для большинства практикующих. Поэтому, предлагаемую схему, стоит рассматривать больше как ориентир, нежели как строгое руководство.
Итак, начинать медитативную практику стоит с освоения навыка расслабления – попробуйте все подтипы медитации для расслабления и выберете наиболее подходящий, или комбинируете, чтобы не привыкать, не скучать и не делать через «надо». Делайте практику в удовольствие и радость. Когда почувствуете, что тело откликается расслаблением на вашу концентрацию в той или иной форме, переходите к трансформационным медитациям.
Практика высвобождения и проживания эмоций с помощью трансформационных медитаций, как правило длительная, должна выполняться 1 или 2 раза в неделю, на протяжении от 3 месяцев до года. Далее или параллельно можно пробовать работать с медитациями энергетического типа. Когда начнете воспринимать и чувствовать энергию как плотность, тепло, свет и т.п., следующим логическим шагом будет расширение духовной практики в соответствии с вашими ориентирами и устремлениями.
С развитием цифровых технологий стало возможным широкое распространение аудио-медитаций. И стало это возможным для широкого круга людей буквально в последнее десятилетие. И это огромное преимущество, которое мало кто осознаёт. Благодаря тому, что практикующему не нужен фактически сознательный контроль для воспроизведения из памяти ключевых образов и смыслов во время аудио-медитации, возможным становится развитие измененного состояния сознания трансформирующей, исцеляющей силы и глубины. Для вхождения в ИСС такой силы и глубины от человека без особых предрасположенностей к чувствованию своего внутреннего мира потребуются годы усердной медитативной практики, годы которых нет при современном ритме жизни городского жителя.
Почему измененное состояние сознания уже само по себе целительно – большой и сложный вопрос, который занимает тысячи страниц книг, статей и научных исследований, поэтому не может быть раскрыт в этой статье в достаточной степени.
Аудио-медитации в формате записанного голосом текста с сопутствующей музыкой при определенных навыках могут погружать сознание человека на глубины, сопоставимые с измененными состояниями сознания, которые возникают во время приема психоактивных веществ в микродозировках. А так как использование психоактивных веществ в терапевтических целях запрещено на законодательном уровне в большинстве стран мира, то формат аудио-медитаций может в полной мере рассматриваться, как альтернатива для интенсивной психокоррекции.
И если при психоделической психотерапии процесс психотерапии больше носит хаотичный характер, из-за чего требует сопровождения квалифицированного специалиста с опытом, то аудио-медитации имеют более направленный характер, могут применятся для решения конкретных психотерапевтических задач в большинстве случаев самостоятельно при минимальной подготовке практикующего.
Кроме того, в формате аудиомедитаций можно сочетать между собой различные методики и принципы психотерапевтической коррекции, которые разбросаны по разным направлениям психологии и психотерапии. Благодаря такому синтезу достигается синергетический эффект – отдельные психотехнологии усиливают друг друга, образуя исцеление такой силы, которой невозможно достигнуть, применяя различные методики по отдельности. Например, в аутотренинге для исцеления позвоночника и мышц спины используется процессинг для восстановления взаимосвязи систем организма, образно-символьное моделирование для восстановления функций мозга, усиление расслабления и гипногенного состояния с помощью музыки, возрастная регрессия для активации процессов регенерации и омоложения.
Получая заметные результаты от аудио-медитаций, практикующие стали часто спрашивать: «Можно ли заменить занятия с психологом самостоятельными аудиомедитациями?» На этот вопрос пока нет однозначного ответа – в каких-то случаях можно, а в каких-то нет, всё индивидуально. Даже самостоятельные занятия желательно вести под присмотром специалиста. Человеку нужен человек, и с этим не поспоришь.
Как научиться медитировать. Информация для начинающих
В ы давно слышали о медитации или, возможно, даже читали книги по медитации, но пока теоретические знания не превратились в практику. Эта статья для вас, для тех, кто хочет вступить на новый путь и успокоить свой ум.
Как научиться медитировать новичкам
Для начинающих медитация может показаться чем-то странным, малоизученным, но всё это лишь до тех пор, пока вы не поймёте, в чём состоит суть медитации, а она — в остановке мыслительного процесса. Конечно, это высшая цель медитации, достигаемая на более продвинутых уровнях практики. Опытные медитирующие подходят к той ступени, когда они становятся едины со всем сущим; для них перестаёт существовать их Эго, понятие индивидуальности отходит на второй план, а при выполнении самой медитации оно полностью отсутствует — ведь медитирующий растворился в объекте своей медитации, стал с ним одним целым.
Всё это пока довольно сложно представить. Речь здесь идет о психических, ментальных процессах, и в какой-то мере физических. В целом техники и методики медитаций направлены на работу с сознанием, расширяют его границы без применения каких-либо иных средств. В работе заняты только сознание, мыслительные процессы, воля и желание практиковать медитацию.
Как научиться медитировать новичкам в домашних условиях
Для освоения медитации не обязательно записываться на очные курсы медитации. Можно начать заниматься самому дома. Это очень удобно. Можно выполнять медитацию в любое время дня: хоть утром, сразу после того, как проснулись, хоть вечером, перед отходом ко сну, что также благотворно отразится и на самом отдыхе.
В качестве техник на начальном этапе хорошо подойдут занятия дыхательными упражнениями: концентрация на самом дыхании поможет сфокусировать ум, собрать его в одной точке. Одно только это позволит вам освободиться от большого потока мыслей и отключиться от ежедневных проблем.
Если вы ещё не до конца определились, с чего начать, какую медитацию выбрать в качестве средства для успокоения ума, и хотели бы побольше узнать о разнообразных методах и подходах к медитации, то можно остановить выбор на представленной программе для начинающих, всё узнать и сделать первые шаги под руководством инструктора, практикующего медитацию более 20 лет.
Что нужно знать, перед тем как медитировать
Перед началом любой медитации дома нужно позаботиться о том, чтобы следующие требования были выполнены.
Как медитировать так, чтобы не уснуть
Иногда начинающие медитировать спрашивают о том, что делать в случае, когда в процессе медитации организм настолько успокоился, что человек заснул. Если вы хорошо сидите и вам ничего не мешает, то, конечно, можно погрузиться в сон, но если вы сидите в Падмасане, а она ещё не совсем для вас комфортна, то всякое засыпание тут исключено. Поэтому так часто подчёркивают важность той позиции, которую использует медитирующий.
Можно практиковать медитацию и в горизонтальном положении, но тут для начинающих существует больший риск перейти в состояние сна. С опытом для вас перестанет иметь большое значение, в какой позе медитировать. Вы научитесь пребывать в этом состоянии, и, даже выполняя очередную практику в позе Шавасаны, вы сможете оставаться восприимчивым, медитировать, но не засыпать.
Как научиться медитировать дома: разнообразные техники
Самые доступные для освоения техники медитации связаны с концентрацией на дыхании. Это простые пранаямы. Вы можете начать с наблюдения за вашим дыханием и при этом следить, чтобы мысли не отвлекались во время этого процесса. Казалось бы, в чём тут важность? Всем известный ритм дыхания, но он настолько важен, что способен изменить вашу манеру мышления, успокоить разум, перенаправить ваш мыслительный процесс и улучшить работу многих систем физического тела. Этот принцип также используется для практикующих курс «випассана». Он универсален, поэтому очень важно освоить его с самого начала.
Медитация — наблюдение за дыханием
На первоначальных этапах постарайтесь просто наблюдать за вдохом и выдохом в течение нескольких минут. Оставайтесь при этом спокойными. Ничего, если мысли отвлеклись и переключились; это вполне нормально на начальном этапе, хотя большинство людей начинают переживать по этому поводу, внутренне критикуя себя. Критикой мало что изменишь. Просто возвращайте ваши мысли к самому объекту медитации: в данном случае это дыхательный процесс. С каждым разом вы начнете замечать, что вы отвлекаетесь всё меньше, и это хороший показатель. Вскоре вы сможете медитировать таким образом при полной концентрации в течение 5 минут. В дальнейшем можно увеличивать время практики, постепенно доводя его до 30 минут.
Тратака
Хорошая техника для начинающих — это тратака. Всё, что здесь требуется, — это пристально смотреть на пламя свечи и не моргать. На первых порах будет сложно удерживать взгляд в течение даже одной минуты, но с практикой вы разовьёте устойчивость внимания. Если вы быстро устаёте, то можно делать перерывы секунд на 20, закрывая глаза.
Большая ценность данной практики состоит в том, что мыслительный процесс останавливается моментально. Движение глазных яблок остановлено, а с ним — и бег мыслей. Поэтому на начальном этапе эта медитация подойдет очень хорошо как раз для того, чтобы понять, что это такое — перестать думать.
Как научиться медитировать в домашних условиях, практикуя пранаяму
Используя пранаяму в качестве одного из методов медитации, можно достичь значительных результатов в концентрации ума и его дисциплине, а также в балансировке эмоциональной сферы. Правильно выполненная пранаяма очищает и тело, и ум. Сохраняя контроль над дыханием, делая его более глубоким, длинным или выполняя кумбакху — задержку дыхания, — можно достичь и хороших терапевтических результатов. Но во всём нужна мера, и, что касается кумбакхи, то на первоначальных этапах освоения пранаямы её выполнять не рекомендуется. Просто понаблюдайте пока за дыханием, ощущайте, как воздух входит и выходит, проходит по органам, наполняя лёгкие, а затем не спеша следите за процессом выдоха.
Практика «Апанасати Хинаяна»
Можно попробовать выполнять Апанасати Хинаяну, суть которой состоит в том, что вы постепенно увеличиваете длину вдоха и выдоха, но при этом не выходите в зону дискомфорта. Вы не должны задыхаться или испытывать большое неудобство, практикуя эту пранаяму. Лучше воспользуйтесь принципом постепенности и регулярности выполнения, и по мере продвижения в практике пранаям вы научитесь делать более длинные вдохи и особенно выдохи и постепенно сможете так растянуть дыхание, что 30-секундный и даже 45-секундный вдох и выдох станут для вас естественными.
Как научиться медитировать дома начинающим. Осознание целей медитации
В зависимости от той медитации, которой вы будете заниматься, — будь то курс випассана или использование пранаям, — цели и средства могут меняться, но главная, общая направленность всех медитаций может быть выражена в следующем:
Однако это не совсем так. Посредством ума мы совершаем ряд действий, аналитические процессы, основанные на критике, синтезе, вынесение ценностных суждений, определённого рода восприятие процессов. Все они производятся с помощью ума. И всё же есть другие способы, прямые, когда знание может быть получено без обходных путей, без анализа и применения логики. Именно об этом говорят, когда речь идет о просветлении. Это не какое-то абстрактное состояние, доступное лишь йогам и святым. Человек, практикующий медитацию на протяжении значительного времени, вполне может достичь этого, если такова цель его занятий.
Если просветление ставят на пьедестал и всю жизнь посвящают этому, то оно из органичных, связных ступеней процесса медитации превращается в самоцель, а она есть порождение желаний человеческого «Я» — эго. Таким образом подрывается изначальный принцип медитации. Он не в усилении эго, а как раз напротив — в уменьшении его силы. Ведь для чего мы учимся останавливать тот же внутренний диалог — для того, чтобы ослабить мощь эго, в первую очередь проявляющуюся через мыслительный процесс.
Приход к просветлению должен быть естественным процессом, его не нужно форсировать. В идеальном варианте практикующий даже не должен к нему стремиться, и тогда он будет достигнут через саму практику, свободную от внутренних желаний «Я».
Заключение
Для успешной практики медитации нужно решиться ею заниматься. Как только первый шаг сделан, вы постепенно привыкнете выполнять эту практику ежедневно, и прогресс начнёт проявляться и с внешней стороны жизни. То, что раньше было для вас непонятным, прояснится. Детали, прежде казавшиеся несущественными, предстанут в новом свете, приобретут смысл, обогащая вашу жизнь. Успешной вам практики, дорогие медитирующие!