Медитация в школе что это
Лучше учатся, меньше конфликтуют — медитация в школах детям на пользу
Медитация в школах: нужна ли детям практика?
Антистресс — медитация в школах Сан-Франциско
Положительные эффекты медитации для детей в школах
Опасна ли медитация для детей?
Медитация для детей на дому
Практика медитации для детей в школах может стать обычным делом в США и других развитых странах. Стоит ли нам перенимать этот опыт?
Медитация в школах может стать таким же предметом, как математика и география
Медитация в школах: нужна ли детям практика?
Ребенок ноет и не хочет идти в школу, постоянно отвлекается и не желает ничего знать, кроме планшета? Это не капризы и не лень, а признаки усталости и накопившегося стресса. Раньше для эмоциональной разгрузки детям хватало прогулки и разговора по душам, а в наше время для контроля растущего уровня стресса нужны нетривиальные меры — например, спецмедитация для детей, дыхательные практики или детская йога.
В буддийских монастырях дети медитируют с 4-х лет
Антистресс — медитация в школах Сан-Франциско
Давление на учащихся возрастает с каждым годом и не лучшим образом сказывается на их здоровье и успеваемости. По сведениям Минздравсоцразвития, у 60–70% первоклашек развиваются различные психоневрологические расстройства. По данным Института возрастной физиологии РАН, острому стрессу на фоне страха получить плохую оценку подвержены до 40% учеников, причем три четверти уязвимых школьников характеризуются низкой стрессоустойчивостью — их нервная система просто не успевает восстановиться.
К концу первого класса практически здоровыми остаются лишь 4,8% ребят
Пилотный проект «Тихий час», запущенный в 2007 году в средней школе Visitacion Valley в одном из неблагополучных районов Сан-Франциско, доказал: медитация для детей может стать эффективным подспорьем в борьбе со стрессом. Когда драки между учениками стали повторяться каждый день, администрация решила не дожидаться очередного инцидента со стрельбой и ввела тихий час для эмоциональной разгрузки. Школьникам предложили на выбор три вида времяпрепровождения — чтение, сон или медитация под руководством опытного наставника по 15 минут дважды в день. Почти все ребята — порядка 90% — выбрали медитацию и не прогадали!
Труднее всего на практике медитации школьным хулиганам
Положительные эффекты медитации для детей в школах
За годы эксперимента медитация для детей хорошо зарекомендовала себя на практике:
Положительный опыт детских медитаций перенимают школы других стран
Медитация в школах пошла на пользу и учителям. Уровень эмоционального интеллекта педагогов Visitacion Valley заметно возрос, а текучка кадров снизилась с самого высокого до самого низкого уровня в городе.
А вот что рассказывают о положительном опыте применения медитативных практик цигун в уругвайской школе:
Опасна ли медитация для детей: отвечаем скептикам
Руководитель департамента образования Сан-Франциско Карлос Гарсия пришел в восторг от программы «Тихий час» и назвал ее лучшим нововведением за последние годы. Однако не все согласны, что медитация в школах должна стать обязательной. Когда в 2012 году в штате Огайо в школах попытались ввести программу обучения медитативным практикам, родители восстали против проекта, полагая, что при изучении такого предмета, как медитация, ребенок подвергается влиянию восточных религий и культур.
Минусов в практике медитации для детей школьного возраста эксперты не нашли
По-видимому, здесь возникло недоразумение. Базовая практика медитации для детей преподается не так, как для взрослых. Занятия проходят в игровой форме и вообще не затрагивают религиозных понятий, так как многие постулаты индуистской и буддийской философии школьникам попросту непонятны. Зато польза, которую приносит медитация для детей, опирается на физиологические явления, которые вообще не зависят от наших убеждений:
Положительные эмоции в классе, прошедшем эксперимент
Освоение навыков глубокого расслабления и концентрации внимания сопровождается изменениями активности мозга. Растормаживание бессознательного может привести к экстремальному психическому опыту, к которому ребенок еще не готов. По этой причине практика медитации для детей в школах обычно не заходит дальше первого уровня, который не требует погружения в транс.
Медитируют в школах США только с согласия родителей и самих учеников
Медитация для детей на дому: как научить ребенка осознанности
Пока медитация в школах не стала обычным делом, энтузиасты вынуждены заниматься со своими отпрысками самостоятельно, а это ой как непросто. Попробуйте объяснить ребенку, что значит расслабиться и сосредоточиться, но при этом ни о чем не думать — вынос мозга гарантирован!
В паре со взрослым медитативная практика лучше усваивается
Блогер Ольга Яценко, йогиня, литератор и мама четверых ребятишек, рекомендует не рассказывать о техниках медитации, а показывать их на своем примере. Если родители сами умеют медитировать и практикуют вместе с детками, с обучением не будет проблем.
Успеваемость улучшилась — главный плюс медитации в школах
Попробуйте начать с дыхательных упражнений — первая практика медитации для детей через длинные осознанные вдохи и выдохи обычно усваивается без труда. Подробнее о дыхательных практиках для всей семьи расскажет Анна Саркисян, преподаватель йоги Айенгара с 15-летним опытом:
Младшие школьники хорошо воспринимают визуализирующие техники и нарративные медитации перед сном. Живое детское воображение, направленное в нужное русло, помогает восстановить силы:
Шустрым детишкам можно предложить занятия йогой и тихие подвижные игры, развивающие внимание. Даже сосредоточенная прогулка по лесу — неплохая медитация для детей, которые не могут ни секунды усидеть на месте. Пусть ребенок попробует пройти несколько минут молча, фиксируя все, что попадается по пути, но не использовать названий.
ОМ-Чантинг также проводится для детей. Но эта практика факультативна
Результаты эксперимента с медитациями в школах впечатляют
Могут ли уроки медитации помочь школьникам справляться со стрессом?
Ex-редактор направления «Истории».
В XXI веке быть подростком очень сложно. На тебя со всех сторон давят социальные сети, мысли об экзаменах, фигуре и внешнем виде. Но, кажется, решение найдено: медитация.
Уроки медитации для детей быстро набирают популярность в Великобритании. Школьники изучают свой мозг и слушают о том, как нужно контролировать плохие эмоции вроде злости или страха. Теперь на занятиях речь идет не о голове, плечах, коленях и пальцах, а об миндалевидном теле, гиппокампе и префронтальной коре.
Недавнее исследование Национальной службы здравоохранения Великобритании 2017 года показало, что у каждого восьмого ребенка в возрасте от пяти до девятнадцати лет в Англии есть диагностируемое психическое заболевание. За последние восемь лет число пациентов с анорексией в больницах увеличилось в два раза.
Стресс – известный барьер для учебы и, чтобы с ним бороться, многие школы стали проводить уроки медитации. Благотворительный фонд Mental Health Foundation считает, что эмоциональное благополучие детей должно всегда быть в центре школьной программы.
За последние пять лет появилось множество новых организаций, продающих особые планы уроков и проводящих обучение специального персонала для школ. Но работает ли это?
Ричард Бернетт, учитель средней школы, основавший десять лет назад проект Mindfulness in Schools (англ. – Осознанность в школах) предостерегает от подходов «быстрого решения». «Мы благотворительная организация, основанная учителями, которые хотели научить детей лучше управлять своими мыслями и чувствами», – объясняет он.
Фото: Alto Images/Stocksy
В рамках проекта предлагается два учебных курса для учителей: один нацелен на учеников средней школы, другой – начальной. «Вся суть в том, чтобы научиться замечать, что происходит. Если вы понимаете это, вы можете выбирать, как реагировать на это», – рассказывает он.
Эмоциональные расстройства становятся распространенной проблемой, и мы должны внушить детям и подросткам мысль о том, что можно бороться со стрессом, утверждает Ли Хадсон, ведущий специалист по психическому здоровью в Royal College of Paediatrics and Child Health. Но должны ли мы обращаться за этим к медитации? Есть доказательства, что процесс помогает взрослым. «Работает ли он на детях, пока неясно, и нужно провести больше исследований в этой области. Тем не менее, некоторые школы уже практикуют уроки медитации, и детям они нравятся. Вряд ли они принесут какой-то вред», – говорит он.
Тем временем учителя начальной школы Cherry Tree в Базилдоне уверены, что преподавание осознанности уже принесло свои плоды. «Дети в возрасте от восьми до десяти лет каждый день после обеда выполняют десятиминутные упражнения. Они рассказали нам, что медитация помогает им успокоиться и что они практикуют ее и дома», – говорит директор школы Ким Милсом.
«Мы должны обучить детей правильным стратегиям для контроля своих эмоций»
Трэйси Уорд, помощник старшего преподавателя в начальной школе Stanley Grove, рассказывает о своей работе в качестве помощника в области психического здоровья.
Быть помощником в области психического здоровья означает, что вы должны уметь распознавать признаки и симптомы, чтобы «вмешаться на раннем этапе».
Для контекста, у 97% детей в нашей школе английский – второй язык, и 57% населения нашего района живут в бедности. Благополучие является для нас приоритетом, и мы хотим удостовериться в том, что если наши дети будут переживать в своей жизни кризис, они будут подготовлены к этому и обучены правильным стратегиям для контроля своего состояния.
Мы переделали наши пункты первой помощи в станции психического и физического здоровья, и наши специалисты находятся там во время перерывов и обеда.
У каждого ребенка в школе есть своя «аптечка» – рисунок открытого чемоданчика с красным крестом. Они пишут на нем то, что им нужно, когда им грустно или тревожно. Детям нравится этот подход.
На прошлой неделе ко мне на станцию пришел ребенок, у которого произошел нервный срыв. Я сказала ему взять свою «аптечку», и мы обсудили с ним, что он может сделать. Еще один ученик обратился ко мне с жалобой на плохие мысли, и мы провели упражнение под названием «Ведерко стресса». Мы обсудили, из-за чего оно полное и что можно сделать, чтобы слить немного воды и облегчить его.
Часть нашего подхода – использовать физические упражнения для поддержания психического здоровья. Мы каждый день выходим на площадку и занимаемся там спортом. Каждый ребенок гуляет, бегает и прыгает; он может делать это со своим другом или учителем. Мы считаем, что дети скорее расскажут о своих чувствах за пределами кабинета. В нашей школе теплая и счастливая атмосфера, и я думаю, это связано с тем, какое значение мы придаем благополучию и психическому здоровью.
Чем полезна медитация для детей?
Все мы родом из детства. Становление личности приходится на детство и подростковые годы. Именно в это время формируется индивидуальность человека, его умение налаживать контакты и реагировать на события из внешнего мира.
Как медитация поможет вырастить здоровую личность?
Многие родители мечтают вырастить уравновешенного ребенка, который будет четко осознавать, чего он хочет и как может этого добиться. Да, каждый случай индивидуален, но медитация может помочь в этом нелегком деле.
Современный ребенок часто испытывает избыток энергии, у него могут быть сложности со сверстниками и трудности в общении. Все это может негативно сказаться на самооценке. Добавьте к этому возрастные сложности с концентрацией внимания и давление школы, и вы увидите, насколько трудно приходится маленькому человеку.
Под гнетом этих факторов дети могут сталкиваться с проблемами психологического порядка. Медитация не способна исцелить сложные психические проблемы, но может оказать помощь в решении эмоциональных проблем ребенка.
Что дает медитация детям дошкольного и школьного возраста?
Медитируя, ребенок учится управлять своим телом и эмоциями.
Принципы правильной медитации
Как проводить сеанс медитации?
Мы дадим рекомендации для практики со звуками. Она считается наиболее действенной, и, возможно, будет наиболее интересной ребенку.
Все, что описано в данной практике, необходимо выполнять не только ребенку, но и вам. Пусть малыш учится на вашем примере. Итак:
Эта техника отлично развивает осознанность и поможет ощущать реальность «здесь и сейчас».
Медитация для детей
Детство и подростковые годы являются основополагающими в нашем развитии как личностей. Именно в это время формируется наша индивидуальность, развивается взгляд на мир, мы учимся общаться с окружающими и самими собой. Навыки и инструменты, усвоенные в юные годы, оказывают огромное влияние на судьбу. Именно поэтому медитация является прекрасным подарком для ребенка.
Истинное образование означает создание оптимальной среды, в которой процесс саморегулируемого обучения каждого ребенка может развиваться естественным образом. В конце концов, само слово «образование» приходит к нам из латинского языка и означает «вывести изнутри», то есть это высшие качества каждой уникальной души. В процессе образования медитация оказывается наиболее эффективным и практичным средством (Свами Сатьянанда — мастер йоги и тантры)
Преимущества медитации для детей
Мечта многих родителей состоит в том, чтобы успокоить своих детей, научить их управлять собой и своими эмоциями, видеть, как они превращаются в здоровых и счастливых людей. Хотя здесь и есть некоторое количество сложностей, медитация может стать мощным инструментом для достижения такой цели.
Дети сталкиваются с множеством проблем:
В современном обществе эти проблемы усугубляются социальными медиа (что усиливает последствия издевательств и социального давления) и чрезмерным стимулированием, исходящим из средств массовой информации и технологий (оно приводит к большему беспокойству и сокращению объема внимания).
В результате появляются проблемы психического здоровья у детей, такие как тревожность и депрессия. Ответственность в первую очередь ложится на родителей. Но в наших руках есть методики, при помощи которых ситуацию можно исправить, ведь медитация дает детям инструменты для решения своих эмоциональных проблем.
Существуют исследования, которые показывают, что медитация дает много положительных результатов. К примеру:
Было также обнаружено, что медитация помогает детям улучшать отношения с родителями, брать под контроль свое импульсивное поведение, укреплять самооценку, повышать уровень эмпатии и социальных навыков, снижать тревогу и влияние посттравматических симптомов.
С помощью медитации дети учатся лучше управлять своим телом, энергией и эмоциями. Увеличивается эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на жизнь и способность к саморегуляции. Дети развивают организационные навыки и учатся быть более настоящими, спят намного лучше.
Как научить медитировать своего ребенка
У детей меньше терпения, чем у взрослых, они с трудом сидят на одном месте больше минуты. С другой стороны, у них сильнее воображение и присутствует чувство игривости, а также они учатся на примере. Чтобы эффективно научить медитации своих детей, придерживайтесь следующих шести принципов.
Сделайте процесс интересным и веселым
Самое главное во время обучения медитации – это представить свои занятия наиболее интересным и привлекательным образом. Никогда не позволяйте медитации становиться скучной для детей. Покажите, что это приятная игра.
Принцип «сделайте занятие веселым» означает, что вам нужно выбирать методы, которые по своей природе более привлекательны для детей. Например, работа с их чувствами и воображением.
Вместо того, чтобы сказать ребенку: «Понаблюдай за своим дыханием», вы можете попросить его поместить маленькую игрушку на живот и смотреть на то, как она движется вверх и вниз, когда он глубоко дышит. И, естественно, ваш подход сильно зависит от возраста ребенка.
Обращайтесь к воображению
Большинству детей трудно осознать абстрактные понятия. Скорее, дети наслаждаются деятельностью, которая позволяет им использовать свое воображение и творчество. Поэтому убедитесь, что вы задействуете их на практике.
Один из способов сделать это – сделать медитацию вызовом. Например:
Еще один способ – создать интересное пространство для медитации дома или в школе. Дети любят переноситься в другой мир с разными переживаниями и странными объектами.
Делайте занятия короткими
У детей нет терпения, чтобы сидеть на месте даже 20 минут. Поэтому делайте занятия короткими, особенно для детей в возрасте до 10 лет. Им никогда не надоест медитация, если все сделать правильно.
Используйте правило «Возраст ребенка + 1». Это значит, что если ребенку 9 лет, то сессия медитации должна длиться 10 минут. О ее окончании может свидетельствовать гонг или колокольчик.
Будьте примером
Дети учатся больше, имитируя, нежели следуя инструкциям. Им нравится подражать взрослым и чувствовать себя старше. Поэтому лучший способ научить ребенка медитировать – это медитировать самому!
Сидите в неподвижном положении, пока ребенок сам не подойдет и не спросит, что вы делаете. Чтобы усилить любопытство, создайте тайну и небольшой запрет: «Это специальная игра, в которую могут играть только взрослые. Но если ты будешь хорошо себя вести, я тебя научу».
Это значит, что вам нужно медитировать вместе со своим ребенком. Хотите, чтобы он стал дисциплинированным – сделайте медитацию семейной практикой.
Будьте гибкими и оказывайте поддержку
В конце совместной медитации спросите ребенка, как все прошло. Это, кстати, позволит ему практиковать осознанность, сравнивая «до» и «после», что еще больше поощряет развивать самосознание. Примите любую обратную связь от своего ребенка, а затем сделайте выводы.
Управляйте своими ожиданиями
Польза медитации может прийти очень нескоро. Вы не сделаете своего ребенка маленьким Буддой за две недели. Но это даст ему ценные инструменты, чтобы лучше узнать себя и создать пространство и силу внутри.
Техники медитации для детей
Следующие практики адаптированы из традиционных методов медитации. Скажите ребенку, что для каждой техники есть одно общее правило: «Каждый раз, когда ты замечаешь, что твой ум блуждает – аккуратно возврати его назад».
Звуковая медитация
Медитация на звуках является одной из самых мощных, и ее регулярно практикуют даже опытные люди. Познакомьте с ней своего ребенка. Инструкция должна быть такой:
Это упражнение поможет вашему ребенку находиться в настоящем моменте, а также относиться к реальности без суждений.
Медитация с мантрой Ом
Универсальная мантра Ом оказывает глубокое успокоительное воздействие на ум, особенно из-за длительного звука «мммм». Это может даже помочь вашему ребенку заснуть. Инструкция будет следующей:
Эта простая медитация оказывает глубокое успокаивающее воздействие на организм, ум и эмоции.
Ментальная картинка
И еще одна замечательная медитация, заслуживающая отдельного внимания. С помощью нее ваш ребенок хорошо научится медитировать. Инструкция такая:
Это упражнение развивает творческое мышление, воображение и способности ребенка к визуализации.
Как видите, при помощи некоторых хитростей можно сделать медитацию достаточно привлекательной для детей, а сами практики весьма просты в освоении. Наберитесь терпения и постарайтесь сделать медитацию привычкой для своего ребенка. А первые результаты вы начнете замечать уже после нескольких сеансов.
Медитация для чайников: как начать, что делать — и почему не всем это нужно
Медитируйте! Знания масс о том, что такое медитация, варьируется от представления о спокойном сидении на берегу одного из островов Таиланда до идеи о вхождении в трансовое состояние. Но немногие понимают как техническую базу, так и истинную цель медитации. На самые частые вопросы интересующихся отвечает практикующая медитацию десять лет редактор журнала «Нож» и ведущая канала «Настигло» Настя Травкина.
Из моих десяти лет не все были простыми, да и не должны были. В процессе длительной практики можно пережить не одно крушение того, что ты считал своей личностью или «настоящим „я“» (об этой иллюзии я уже писала). Но полученные изменения стоили того.
После года медитации я научилась контролировать речь и тело, что для 20-летней меня было достижением. Через два года регулярной медитации моя память и умение концентрироваться возросли настолько, что после трехлетнего перерыва в образовании из-за неспособности усваивать материал я вернулась к учебе и стала одним из лучших студентов, обретя способность читать при необходимости несколько книг за день и сразу запоминать прочитанное. Я стала отличницей, чего до этого со мной никогда в жизни не случалось.
Дальнейшие изменения коснулись более глубоких проблем: осознав, что в мире нет ничего постоянного, в том числе и какой-то заданной «меня», я избавилась от крупных проблем с самооценкой и приобрела способность быстро обучаться и продуктивно работать, так как ум стал свободен от ненужных переживаний и мог сфокусироваться только на задачах.
Когда мои эмоции стали тише, я стала лучше понимать и считывать других людей, что оказалось очень полезным в жизни и в работе. Я стала менее эмоционально тупой, менее раздражительной и гневливой, кажется, я научилась не конфликтовать с самыми трудными родственниками и с самыми противными собеседниками. Конечно, безобидным человеком с легким характером меня назвать нельзя — пока что чрезмерная мягкость кажется мне нежизнеспособной. Хотя посмотрим, как я запою еще через десять лет.
Когда я начинала, не было такого хайпа вокруг необходимости медитировать. Признаваться, что ты занимаешься восточными практиками, было прилично далеко не в любом обществе, а родственники могли считать, что ты попал в секту.
В процессе популяризации тема духовных практик постепенно лишается многих нюансов, которые изначально делали ее ценной.
С одной стороны, упрощения позволяют большому количеству людей узнать об интересном инструменте работы над сознанием. С другой стороны, в популярных изложениях часто не остается ничего, кроме советов расслабиться, наблюдать за дыханием или принимать мир таким, какой он есть, — и приступающие к очень серьезной работе не имеют представления о том, что за сложные трансформации в психике им предстоят. И всё же есть способ коротко объяснить суть медитации, не упустив нюансов.
Что такое медитация
Медитация — один из инструментов духовной практики буддизма, его часто могут дополнять элементами индуистской йогической практики, они схожи по духу. Эта практика — часть процесса обуздания сознания, который начинается с наблюдения за ним в его естественных состояниях, проходит через несколько стадий «раскопок» и заканчивается «очищением» — то есть устранением разрушительных, опасных для себя и других поведения, речи, мыслей и эмоций.
Завершающая стадия этого процесса — трансформация сознания, изменение самых базовых элементов мировоззрения и организации личности, а также развитие всяческих достоинств, в первую очередь понимания причинно-следственных связей в мире и сострадания ко всему живому. Конечная цель такой медитации по примеру Будды — освобождение от страдания. Подробно о том, что такое страдание в буддизме и работа над его осознаванием с точки зрения нейробиологии, можно почитать «Мозг в Нирване».
В корне неверно представление о медитации как о вхождении в бессознательное трансовое состояние или сравнение его с эффектом от психоактивных веществ. Медитация — это произвольный, полностью контролируемый процесс управления своим сознанием. Никаких фокусов и магии, никаких «приходов», если вы делаете всё правильно.
Более узкое понятие медитации подразумевает конкретную практику статической медитации, в разговоре ее часто называют просто «сидячей», потому что для нее обычно принимают какую-то одну позу и сидят в ней, иногда часами. Эту базовую медитацию мы и разберем.
Что может происходить в «сидячей» медитации
С точки зрения техники существует всего два вида медитации: фиксированная и аналитическая.
Фиксированную медитацию могут называть еще медитацией-концентрацией, практикой внимательности или однонаправленной медитацией. Концентрация — базовое свойство внимания человека, способность произвольно направить его на какой-то объект и отсечь всё остальное как ненужный шум. Именно это свойство и тренируется в однонаправленной медитации.
Это, конечно, особое удовольствие — управлять собой, но иного рода, чем можно подумать, если послушать каких-нибудь популярных гуру.
Зачем нужно управлять умом
Обычное состояние ума — неуправляемое: мы обычно не можем выкинуть из головы что-то, что «прилепилось» или размышлять о том, о чем «не думается» или лень. Кроме того, на ум всё время влияют внешние факторы: реклама, привязавшаяся песенка из ютуба, непроизвольно прокручиваются впечатляющие события прошлого, лезут в голову тревоги о будущем, на мышлении сказывается голод или та еда, которую мы поглощаем, физическое состояние нашего тела прямо влияет на способность думать.
В восточных традициях ум сравнивают с беспокойной обезьяной, диким быком или неуправляемым слоном — который в процессе духовной практики смиряют, обуздывают и седлают.
Благодаря развитой концентрации у нас появляется две важных для работы над сознанием способности: внимательность — то есть способность замечать происходящее как вовне, так и внутри тела и бдительность, или алертность — способность быстро реагировать на происходящее.
Когда мы достигаем устойчивой концентрации и обзаводимся внимательностью и бдительностью, мы приобретаем осознанность. Это умение связать между собой всё то, что мы замечаем, — то есть удерживать в поле своей концентрации многие объекты и наблюдать за их динамикой. Осознанности по незнанию приписывают какие-то волшебные свойства — и так действительно может казаться, когда наблюдаешь за человеком, более осознанным, чем ты.
Кажется, что он видит людей насквозь, умеет управлять временем и своим телом, может дистанционно влиять на состояние других людей и всё такое. Но действия специалиста по лазерной медицине тоже могут показаться далекому от науки человеку магией.
На самом деле понимание других людей — это нетипично повышенная внимательность, умение влиять на них — необычно глубокое сопереживание и понимание, которые помогают воздействовать на людей словом или жестом в правильный момент. А управление временем на деле оказывается собранностью и сфокусированностью, которые позволяют таким людям работать над своими задачами более продуктивно и быстро.
Короче, в том же смысле, что знания — сила, осознанность — сила втройне.
Когда говорят об объеме сознания, говорят именно об объеме осознанности: чем больше человек способен удерживать в поле внимания, тем интереснее результаты его анализа и синтеза и тем креативнее его креативность. Просто потому, что у него больше инструментов. Ну или считайте, что процессор более производительный, и потому более тяжелые версии графических редакторов запускать можно.
Развитая концентрация означает, что вы полностью управляете своим умом. А значит — можете направить его на любой предмет, будь то ваше научное исследование, другой человек или философская концепция. Благодаря устойчивости концентрации такое познание может быть действительно длительным и непрерывным и привести к инсайтам, не доступным поверхностному анализу. Это позволяет перейти ко второму типу медитации.
Что такое аналитическая медитация
Второй вид медитации — аналитическая. Это более сложный и трудный вид практики, к которому приступают только после уже хорошо развитого навыка фиксированной медитации. Аналитическая практика — это особый вид целенаправленного размышления, в котором мы задаем предмет размышления и определенное время думаем исключительно о нем.
В отличие от обычного размышления, в котором ум рассеянно летает, куда ему вздумается, аналитическая медитация фокусирует ум в плотный луч и последовательно, точка за точкой, анализирует предмет размышления.
Кроме анализа здесь необходим и творческий подход: обычно предметом такого размышления становится какая-то сложная философская концепция: необходимо найти понятные аналогии из жизни, метафоры, найти связи и паттерны.
Цель аналитической медитации — добиться личного переживания абстрактных философских концепций. Такое переживание родственно религиозному откровению как результату молитвы или творческому озарению как результату долгой работы по преодолению тупика или страха чистого листа.
Вершина аналитической медитации — созерцание пустоты и ответственное продумывание факта непостоянства явлений мира. Об этой концепции с научной точки зрения можно прочитать в тексте «Существует ли наше я». Результат развитой практики такого рода — и есть буддийское освобождение от сансары или от причин и следствий. Но начинается она с попытки эти причины и следствия осознать.
Для аналитической медитации нужна развитая концентрация, чтобы практикующий мог вести свой ум по теме медитации, не теряя фокуса, четкости мышления и бодрости и не давая уму свалиться в малозначимые нюансы или отклониться от темы. А также очень важно до начала аналитической медитации быть хорошо ознакомленным с той системой, по которой вы собираетесь проводить трансформацию — даже если это не буддизм, а психотерапевтическая школа, которой вы привержены. Иначе вам не на что будет опереться, чтобы контролировать свое состояние.
Как два вида медитации могут изменить работу сознания
Тибетский термин «созерцание» («гом») означает «привыкание» или «освоение». Все эти стадии — от концентрации на кончике своего носа до аналитической медитации на осознание пустоты — в итоге нужны для того, чтобы, управляя своим сознанием, трансформировать его, заставив его впитать определенные положения буддийской философии. Именно такое преобразование сознания и жизни приводит к освобождению. Сама по себе концентрация ничего кардинальным образом (кроме способности концентрироваться) не изменяет.
На практике это означает, что управление сознанием позволяет нам реагировать (поступками, мыслями, эмоциями) не случайно, как будто жизнь «происходит с нами», а произвольно, так, как мы считаем правильным.
Реагируя по-новому, мы изменяем не только свою жизнь, но преобразуем тело и мозг — а значит, и сознание. То есть получается такой круговорот духовной работы.
Например, благодаря развитой концентрации мы постигаем мудрость запрета на вред живым существам, и в стрессовой ситуации учимся сдерживать агрессию, сознательно заменяя ее состраданием к обидчику. Отметая злые мысли, мы наполняемся пониманием. Наше тело перестает давать стрессовую реакцию — выбросы кортизола и гиперактивация миндалины происходят реже. Это делает наше тело спокойнее и стрессоустойчивее в целом, что облегчает нам дальнейшую практику.
Что делать, чтобы начать медитировать
Есть сотни видов практики, но мы рассмотрим базу, понимание и владение которой помогут вам заниматься какими угодно видами медитации. Для этого нам нужно понять: когда и где медитировать, как использовать свое тело для практики, что именно делать, что нам может (и будет) мешать и как проверить свой прогресс.
Время для медитации
Можно сказать, что любое время подходит для медитации — но так же можно сказать, что любое время неподходяще для нее. Первое верно потому, что медитация — это работа над сознанием, а сознание всегда с нами, пока мы живы, — поэтому ею возможно заниматься в любое время.
Второе верно потому, что в любой самой умиротворенной ситуации найдется что-то, что будет отвлекать от практики, потому что отвлечение — природа ума, его естественное состояние.
В поисках времени для медитации нужно помнить оба этих пункта.
Если вы живете обычной суетной городской жизнью, то лучше выделить под практику самое свободное и спокойное время дня. Чаще всего это оказывается раннее утро, которое хорошо подходит для практики, медитация может легко влиться в рутину где-то между утренним душем и завтраком. Основным препятствием утром будет тупость и вялость ума, если вы просыпаетесь не сразу.
Время перед сном тоже хорошо подходит для медитации, если вы ежедневно ложитесь спать — а значит, вам будет проще медитировать каждый день примерно в одно и то же время. Перед сном ум будет, наоборот, перевозбужден событиями дня. А если вы еще и не трезвы, то вам придется медитировать за троих, чтобы прекратить скачку мыслеобразов.
Раннее утро и поздний вечер хороши тем, что в это время легче отрешиться от всяких дел, а привязанная ко времени пробуждения и отхода ко сну медитация легче становится ежедневной рутиной. Но для нее подходит любое время, в которое вы можете остаться более-менее наедине с собой, чтобы вас никто не беспокоил.
Чтобы добиться прогресса, медитировать лучше каждый день.
Место для медитации
Помещение для медитации в идеальном варианте должно быть комфортным: не холодным, не продуваемым сквозняками и проветриваемым, не жарким, чистым, тихим, пустым и всё такое.
На деле всё всегда оказывается не так, и приходится приспосабливаться: на сквозняках медитировать, накрывшись пледом, раздеваться в адскую жару и тренировать выдержку, когда посреди практики оказалось, что репеллент не только не отпугивает комаров, но, кажется, привлекает их.
Тишины тоже удается дождаться далеко не всем, особенно если у вас в доме есть животные, дети или пожилые люди с плохим слухом, которые любят смотреть телевизор. В трудных обстоятельствах просто знайте, что автор статьи не раз медитировала под звуки скандальных ток-шоу российского телевидения.
Зато прогресс отслеживать в трудных условиях просто: когда вы перестанете кипятиться, злиться и раздражаться — а потом и слышать отвлекающие шумы, скажете бабуле спасибо.
На самом деле ситуации, когда что-то идет не так, — тоже средство для достижения освобождения. Кроме практик сидячей медитации есть еще много легко интегрируемых в жизнь штук (например, практика отказа Алистера Кроули).
Ритуал подготовки места — хороший способ настроиться на медитацию. Можно потратить пять минут на то, чтобы навести в радиусе пары метров от своего коврика или стула порядок, и в это время постараться успокоить мысли.
Тело в медитации
Поза лотоса — действительно самая удобная поза для медитации, если ваши колени могут себе ее позволить (если вы молоды, занимаетесь йогой или родились женщиной, вам будет легче). Это связано не с тем, что с нее легче стартовать в левитации, а с особой устойчивостью из-за площади треугольника, на который вы опираетесь в таком положении.
Но медитировать можно в любой позе. Главное — чтобы в ней вам было не трудно держать спину прямой. Кроме лотоса популярны всякие варианты полулотоса и японская поза сидения на полу «попа на пятках». Самый простой вариант для западного человека, не привыкшего к такой нагрузке на колени, — сидеть на стуле. Стул должен быть достаточно твердым, угол между коленями должен быть прямым, руки на коленях.
Главное требование к любой позе — прямой позвоночник. Проверьте шею, обычно люди задирают нос, прогибая шею — а нужно немного опустить подбородок и подать затылок назад, чтобы ее выпрямить. Прямой позвоночник гарантирует хороший кровоток во время долгого сидения.
Второе требование — найти баланс между расслабленностью и тонусом, потому что если вы растечетесь по стулу, то заснете, а если будете натужно сидеть в неподдающемся лотосе, то уже через пару минут у вас сведет какие-нибудь неожиданные мышцы.
Самый главный секрет позы для медитации в том, что ни одно положение не будет удобным. Сразу или не сразу, но неподвижное сидение превращается в мучение, потому что наше тело не привыкло к обездвиженности, как и наш ум.
Основная задача тела во время медитации — не двигаться, и она будет казаться невозможной, потому что обязательно что-то зачешется, надо будет поправить стопу, переменить положение руки и т. д. Не поддавайтесь. Довольно скоро, достигнув пика адского дискомфорта, тело подчинится вашему контролю. Если почесались — просто возвращайтесь к статике и боритесь с телесными импульсами дальше.
Сколько нужно сидеть
Опыт показывает, что среднее время, подходящее для начала практики, — 20 минут. Попробуйте начать с него, если более-менее прет, медитируйте 20 минут всё время. Если хочется, можно добавить в день вторую и третью медитацию по 20 минут. Через несколько месяцев можно начинать прибавлять минуты или иногда временно продлевать медитацию до часа, чтобы встряхнуться.
Если что-то не так с 20 минутами, попробуйте 15 или 10. Но помните, что чем короче время медитации, тем интенсивнее должна быть концентрация: если поставите таймер на три минуты и будете валандаться, собираясь с силами, то не успеете даже начать. Зато трехминутки отлично подходят для сложной визуализации объектов. Но это уже для следующих ступеней мастерства.
Как выбрать объект для концентрации
Мы начинаем с фиксированной медитации для развития концентрации, поэтому нам нужен объект, на котором мы будем концентрироваться.
Однонаправленная медитация может иметь объектом только нечто простое. Чем более материален объект — тем проще концентрироваться, чем он умозрительнее — тем труднее.
Поэтому начинают медитировать с более грубых, материальных объектов.
Внешний объект мы воспринимаем с помощью органов чувств. Поскольку современная культура визуальная, наш самый сильный орган восприятия обычно зрение. Поэтому как самый первый объект для медитации лучше выбрать что-то визуальное.
Это может быть значимый для вас символ, пришпиленный к стене (или если вы экстремал, то нарисованная на стене маленькая точка), а если на дворе темнота, то хорошо использовать пламя свечи: из-за того, что оно динамично, за ним легче наблюдать, особенно если у вас трудности с концентрацией.
Однако если вокруг вас слишком много отвлекающих визуальных факторов, открытые глаза могут только отвлекать. В такой ситуации лучше закрыть их и использовать звук.
Традиционно в медитации используются мантры — сакральные фразы с глубоким смыслом, аналогичный эффект может достигаться от молитвы любой религии, если это вас воодушевляет.
Технически подходит любой слоган, даже «не тормози — сникерсни», но помните, что медитация — это усвоение сознанием концепции, а не только концентрация, поэтому выбирайте максимально высокие из доступных смыслов.
Если психические проблемы вас не беспокоят, можно попробовать слушать бонские мантры. Если вы не так уж стабильны, попробуйте шум волн, в нем есть нужная для концентрации ритмичность.
Четки сделаны для тех, кто уже старается опираться на умозрительный объект (произносит мантру «про себя»), но всё еще поддерживает себя через органы чувств, в данном случае — через осязание. Фишка четок в том, чтобы не пропустить тот момент, когда вы прошли круг, и перевернуть их, пойдя в другую сторону. Это тренирует внимательность и бдительность.
Следующий по сложности объект для фиксированной медитации — ощущения самого нашего тела. Концентрироваться на дыхании, кончике носа, ощущениях во всем теле сразу (называется «сканирование тела») чуть сложнее: концентрацию легче потерять.
Зато ваше тело всегда с вами: если вы, например, привыкните следить за дыханием, вам будет очень просто войти в медитативное состояние вне сидячей медитации.
Тонкий объект — это воображаемый объект, который мы реализуем внутри сознания. Например, мы воображаем тот же символ, точку, пламя свечи или мантру — не видя или не слыша их «на самом деле». Сохранять перед глазами простой симметричный круг 20 минут — задачка не из легких, не говоря уже о простых мандалах из двух квадратов и круга.
Когда концентрация более развита, можно направить ее на само сознание, но это уже следующая ступень.
Что значит «концентрироваться»
Держите объект там, куда его поставили: перед глазами или перед мысленным взором. Максимально усильте сигнал от того органа чувств, по которому воспринимаете свой объект, и постарайтесь не замечать другие. Главная ваша задача на первое время — не забыть, чего вы тут вообще сидите (такое происходит всё время и не раз за время одной медитации). Вторая задача — продолжать воспринимать выбранный объект. Это ваше усилие по концентрации.
Не изучайте его, не думайте о нем — постарайтесь только воспринимать его и не уноситься в пространство диалога с самим собой об объекте. Наверное, больше всего это ощущение может быть похоже на те случаи в детстве, когда вы с восторгом разжигали костер. Стемнело, вы уставились на языки пламени, не в силах оторваться от их танца. Вы не думали тогда ни о чем другом, а только пытались ухватить своим вниманием появляющиеся и исчезающие формы. Даже реальный статичный объект перед вашим носом будет так же «плясать» после некоторого время медитации (конечно, это не он, а ваш мозг «пляшет») — и вам придется приложить усилия, чтобы он никуда не уплыл от вашего пристального внимания. Как только завтыкали — возвращайтесь к усилию.
Кроме выбранного объекта вам в голову будет лезть куча всего: воспоминания, планы, обрывки песен и разговоров, навязчивые мысли, желание почесаться или подвигаться, ощущения боли, жжения, «левые» эмоции и вообще куча всякого мусора.
Ваша первая задача — если «унесло», то заметить это и вернуться обратно. Если научились справляться с этим, учитесь, чтобы не «уносило»: отмахивайтесь от посторонних мыслей и возвращайтесь к объекту, не вступайте с мусором ума в торги и переговоры.
Когда научитесь отмахиваться, учитесь просто не замечать мысли — только вы и объект концентрации. Это ваше усилие по отсечению шумов.
Из этих двух усилий и состоит, в сущности, любой вид фиксированной медитации. Ваша задача — усилия. Результат не в вашей непосредственной власти, но он придет в процессе регулярной практики как бы сам собой.
У меня не получается медитировать
Обычно так говорят, когда садятся в медитацию, закрывают глаза и не могут «ни о чем не думать». Имейте в виду, что так «не получается медитировать» у всех, даже у Далай-ламы XIV, потому что природа ума — думать и скакать, а наша задача — его успокаивать.
Потому мы и медитируем, что не можем не думать. А само усилие по концентрации и отсечению отвлекающих факторов — это и есть медитация. То, что вы пытаетесь делать, когда «не получается медитировать», — и есть практика, она и приводит вас к прогрессу.
Есть и другая проблема: «чё делать-то, это ж скучно!». Скука — это естественная реакция ума на вашу попытку задержать его в неестественном для него состоянии. Он привык всё время воспринимать что-то новенькое — у нас даже специально для поиска нового дофамин вырабатывается. Но постоянное возвращение ума к тому, что ему кажется знакомым и скучным, — базовое упражнение в медитации. В жизни оно очень полезно: я медитирую уже почти 11 лет — и за последние 10 лет не помню ни одной ситуации, чтобы мне было скучно: ни в поезде, ни в очереди в налоговой, ни с одним собеседником, ни в полном одиночестве.
Как проверить свой прогресс
Если вам нужны доказательства прогресса, не гнушайтесь вести дневник медитации и измерить всё, что можно измерить, чтобы можно было сравнить результаты, например, через год. Записывайте, как прошла ваша медитация, с какими трудностями вы столкнулись, какие эмоции на вас напали и прочее.
Если вы совсем педант, медитируйте с ручкой в руке и бумажкой на коленке: можете, не открывая глаз, ставить туда точку или палочку каждый раз, когда обнаружили, что «отъехали» в автоматические размышления от объекта концентрации.
Только имейте ввиду, что сначала эта цифра будет не уменьшаться, а увеличиваться: не потому, что вы чаще отвлекаетесь, а потому что растет ваша способность замечать отвлечения.
Проверить свой прогресс в медитации можно и в обыденной жизни. Правда, волшебные изменения не происходят сами по себе, что бы там ни рассказывали в популярных книгах. Прогресс будет происходить только там, где вы будете ставить перед собой задачи. Разные эксперименты по контролю сознания прекрасно подходят в качестве дополнительной практики к медитации: от отказа от вредных привычек до отказа от привычной жестикуляции, от практики ненасилия и сострадательного отношения к обидчикам до практик бытовой внимательности.
Проще говоря, если медитация противодействует гневу и другим страстям, устраняет психические омрачения и снижает количество страданий в нас и вокруг нас — то всё идет хорошо.
Если от медитации вы становитесь чванливым, заносчивым, больше критикуете других людей или считаете, что теперь у вас есть оправдание для «праведного» гнева — что-то идет не так. Продолжайте практику и внимательно осознавайте свои состояния с пониманием того, что эти ошибочные импульсы — следствие вашего невежества.
Почему сначала было здорово, а потом стало трудно медитировать
Когда вы только начинаете практику, всё может даваться легко и приносить очень яркие результаты. Когда я впервые столкнулась с тем, что по мере практики становится всё труднее и даже невыносимее, я подумала, что кто-то там в небесной канцелярии дает новичкам фору в качестве маркетинговой уловки.
Сейчас я понимаю, что никаких суперспособностей на первом этапе нет — просто у начинающего так мало опыта, что малейшее продвижение кажется ему огромным шагом.
Кроме того, по мере продвижения концентрации растет осознание — и мы начинаем замечать проблемы, которых раньше будто не было, и улавливать отвлечения, для которых были раньше слишком тупы и невнимательны. Это может привести в отчаяние — не поддавайтесь.
Вообще, есть два базовых препятствия для медитации: вялость ума и его возбужденность. Вялость проявляется в лени, инертности, сонливости во время практики. Возбужденность — в рассеянности, скачке мыслей и эмоциональности.
По мере продвижения эти препятствия никуда не уходят, а приобретают тонкие и даже изощренные формы.
Вялость может превратиться в ощущение счастья, спокойствия и умиротворенности. Некоторые считают, что это и есть цель медитации, но это не так — это тоже препятствие, которое часто заставляет людей остановить свои занятия и наслаждаться результатами (которые быстро, хотя и частично, уходят). Возбужденность проявляется в мощных прозрениях, ярких образах и повышенной креативности, которые тоже нельзя путать с целью практики: это хороший побочный продукт, и им можно воспользоваться — но не принимать его за конечную цель.
Главная цель практики — полный контроль ума.
Что бы там с вами ни происходило — всё это препятствие для практики, и что бы это ни было — его можно победить, продолжая медитировать с неослабевающим намерением.
Еще раз о том, зачем это всё
Развитие концентрации и умиротворение ума, осознанность и овладение аналитической медитацией — это инструменты, которые необходимы для постоянной духовной практики или, говоря более технически, для работы над сознанием.
Проблема современной западной версии медитации «внимательности» — в чрезмерном очищении ее от философского контекста, в которой она зародилась.
Обучение поп-версии медитации похожа на ситуацию, когда вас обучают пользоваться молотком, но не дают ни гвоздя, ни стены, в которую его можно было бы вбить — да и вешать на стену вам нечего. Неудивительно, что некоторые начинают стучать себе по лбу и заканчивают с травмой головы.
Конечно, и в таком виде практика всё равно приносит большинству свои плоды, помогает лучше контролировать свои чувства и действия, четче ставить цели и достигать их, улучшает работу мозга и психологическое состояние.
В буддийском контексте медитация — один из трех этапов работы над сознанием. Первый — изучение философских истин (чтение или слушание учителя), а второй — обычное размышление над ними. Именно поэтому в классическом варианте медитацию призывают начинать после обучения у учителя, который следит за тем, чтобы вы поняли основы учения и потом с помощью медитации трансформировали свое сознание в конструктивную сторону.
Медитация — это средство. Но ей нужны цели. Конечно, вы можете медитировать с целью повысить продажи. Или сформулировать цели вместе с психотерапевтом, работая параллельно в кабинете и в медитативной позе над проработкой одной и той же проблемы.
Но если вы захотите двигаться в практике дальше, попробуйте взять в качестве объекта какой-то простой классический текст буддийского учения. Мой любимый — Дхаммапада. Он короткий и простой.
Читайте одну главу, затем во время медитации концентрируйтесь на самых важных образах или идеях, которые вы восприняли, фиксируйте результаты в дневнике и старайтесь сохранять дух прочитанного на протяжении дня, мысленно возвращаясь к заинтересовавшим вас отрывкам.
Со временем вы увидите, как меняется ваше мышление под влиянием практики. Но это уже следующий уровень для тех, кто хорошо освоил однонаправленную концентрацию.
Если мне не нужна медитация
В буддизме считается, что не всем нужна медитация. Духовная практика — потребность, для которой нужно созреть. Совершенствовать себя можно точно так же в безупречной работе, приносящей пользу людям, ведении домашнего хозяйства и заботе о близких, в социальной работе и помощи нуждающимся и много в чем еще.
Как уже говорилось, ваше сознание всегда с вами, поэтому работать над ним можно в любых обстоятельствах.
Если вы не чувствуете влечения к учению о пустоте, результаты буддийской медитации могут вас шокировать и отвратить от работы над сознанием вообще. Всё-таки главное — уменьшать количество страдания своего и окружающих так, как вы это понимаете. Такая задача вполне доступна и без медитации: начните просто с паузы в несколько вдохов и выдохов, когда чувствуете, что вас обуревают эмоции. Такое упражнение поможет вам не сказать и не сделать лишнего — а это отличный результат работы над умом.
Буддисты уверены, что сам тот факт, что вы знаете о существовании практики медитации или задумываетесь о ней — означает достижение определенной ступени зрелости сознания, не говоря уже о ситуации, когда вы так или иначе практикуете.
Поэтому в завершении медитации принято благодарить мир, маму, духовного учителя, обстоятельства — и всё, что вы еще можете придумать, — за то, что ваша жизнь вообще позволяет заниматься такими сложными вещами.
Родились бы вы собакой — в фокусе вашего сознания сегодня вечером не было бы ничего, кроме щиплющих лапы реагентов и сосисок в витрине продуктового.