Медицинская и клиническая психология в чем разница
Медицинская и клиническая психология в чем разница
Ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского, врач-психотерапевт, к.м.н. Инна Аранович
Ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского, врач-психотерапевт, к.м.н. Инна Аранович рассказала о тонкостях специальности «клинический психолог».
– Зачем вообще нужны факультеты клинической психологии и есть ли у нее отличие от медицинской?
– Это специальность, которая связана с психофизиологическим здоровьем человека и медицинской средой. Клиническая психология изучает психические явления во взаимосвязи с болезнями, влияние человеческой личности на болезнь, и болезни – на личность. Говоря проще, это «психология у постели больного».
Название «клинической» этот раздел психологии в России получил не так давно. До этого употреблялся термин «медицинская психология». В целом нет четких критериев для разделения этих направлений, хотя в международной практике определение клинической психологии то же самое, а под медицинской психологией понимается только область, касающаяся в основном отношений между врачом и больным. Но мы привыкли подразумевать под клинической, а вместе с ней и медицинской психологией весь спектр тем, относящийся к предмету. Это психические проявления различных расстройств, влияние их на психику, разработка принципов и методов исследования в клинике, психотерапия и методы коррекции.
Каждый может заметить, как меняется человек из-за болезни, становится невыносимым или капризным, замыкается в себе или наоборот становится гиперактивным, трудоголиком. Люди болеют разными заболеваниями, но есть ряд закономерностей, типология больных. Больные гастроэнтерологического профиля будут отличаться от пациентов с онкологическими заболеваниями. И тем, и другим будет требоваться поддержка, которую нужно оказывать с учетом данного заболевания. В МКБ-10 есть интересный раздел «Соматоформные расстройства». В нем указаны дисфункции, которые имеют больше психологическую природу, нежели соматическую. С ними как раз призваны бороться клинические психологи, а не врачи-клицинисты, потому как результаты анализов у человека могут быть идеальными, но он сам при этом будет чувствовать себя больным.
И если общая психология направлена на изучение, прежде всего, нормы психического здоровья, то клиническая психология изучает различные «пограничные» отклонения и дезадаптации – там, где это еще не патология, но уже не норма.
Факультет клинической психологии
– То есть клинические психологи имеют дело исключительно с больными людьми?
– В целом, да. Но важно различать – это не психиатрический больной, которого должен наблюдать врач-психиатр. Психиатрия – это раздел медицины, изучающий психические расстройства, находящиеся за нормой реакции. А клиническая психология изучает состояния между нормой и патологией. По идее, жалобы на состояние здоровья может иметь любой человек. Не зря среди докторов ходит шутка «Нет здоровых людей, есть недообследованные». Это говорит не о том, что приходите к врачу и за ваши деньги вам поставят любой диагноз, а о том, что пока вы не обследованы, вы можете не подозревать о наличии заболевания со скрытым течением. Во-первых, есть болезни, протекающие бессимптомно, во-вторых, человеческий организм умеет хорошо адаптироваться к различным состояниям. Болезнь – это уже дезадаптация, сигнал, что организм не справляется с изменениями. И с психологией больного призван иметь дело клинический психолог.
– А обычный психолог не может?
– Может, если прошел дополнительную специализацию по клинической психологии. И психотерапевт или психиатр может так же. А невролог, например, уже нет. Ему понадобится для этого сначала получить специализацию по психиатрии и психотерапии, либо поступить на факультет клинической психологии, т.е. получить второе образование.
– А клинический психолог может стать психиатром или психотерапевтом?
– Только если получит медицинское образование по специальности «лечебное дело» или «педиатрия» и пройдет первичную специализацию по психиатрии и психотерапии. Психиатры и психотерапевты – это врачи. Психолог – не врач, он обучается по другим стандартам образования. Отличие общих психологов от клинических в том, что у первых нет серьёзной подготовки по патопсихологии в том объеме, что преподают на факультетах клинической психологии. Там изучается анатомия, физиология, неврология, психиатрия в гораздо больших объемах. Поэтому выпускники могут работать как клиническими психологами, так и общими. Это более универсальное образование, скажем так.
– Где работают выпускники факультетов клинической психологии?
– В любых лечебных учреждениях: в поликлиниках, женских консультациях, стационарах многопрофильных больниц, реабилитационных центрах для взрослых и детей, в центрах социальной защиты населения, школах, допустим, как тьюторы – помощники в обучении детей с ограниченными возможностями, хосписах. Вариантов много.
– Кто может рекомендовать человеку обратиться к специалисту данного профиля?
– Любой врач, который заподозрит у пациента соматоформное расстройство, ипохондрию. Когда человек не имеет клинического диагноза, а все равно жалуется на недомогание, пребывает в тоске и унынии. Клинический психолог или психотерапевт обязателен для посещения женщинам, встающим на учет по беременности, в климактерическом периоде или имеющим диагноз «бесплодие». Это особые ситуации, в которых людям необходима психологическая поддержка. Такой специалист важен в отделениях травматологии и ортопедии, когда после ампутации конечностей или эндопротезирования у человека меняется образ жизни.
– Если работать с клиническим психологом – такой пациент быстрее пойдет на поправку?
– Если мы сможем изменить его отношение к болезни, то да.
– Не должен ли в таком случае каждый врач быть хорошим клиническим психологом?
– На самом деле каждый хороший врач – это уже немного психолог. Он обладает всеми теми качествами, которые настраивают пациента на позитивный лад. Эмпатичен, умеет поставить себя на место другого, быть активным слушателем и направлять беседу в нужное русло, чтобы собрать анамнез. Все медики во время обучения проходят циклы биоэтики, деонтологии, психологии, они знакомы с этическими принципами своей профессии и основным из них – «Не навреди». Эта база взращивается годами, и в процессе врачебной практики только приумножается. Но не у всех. Поэтому наличие таких дисциплин, как «психология эффективных коммуникаций» будет полезна каждому студенту. Отечественный терапевт Мудров разработал принцип – «лечи больного, а не болезнь», учил индивидуальному подходу к каждому пациенту. И есть врачи, которые сами по себе хорошие коммуникаторы. Они могут быть такими от рождения, заниматься саморазвитием или быть так воспитаны. Но некоторым все равно нужно объяснять, подсказывать психологические тонкости работы с людьми.
Я сама, как пациент, порой вижу пробелы. Ведь важно не просто поставить правильный диагноз, но и объяснить человеку, как с ним жить. Мы же не можем просто так взять и сказать – у вас рак желудка, вот вам направление в онкодиспансер. Для врача – это обыденность, а для пациента – приговор. Что происходит с человеком после этого? Он же явно переживает, страдает, у него может развиться посттравматическое расстройство. И эту травму, нанесенную словами, невозможно будет соизмерить.
– Может быть, самим врачам нужно время от времени посещать клинического психолога, чтобы улучшить работу с пациентами, снять стресс?
– Кстати, раньше было принято сообщать о смертельных диагнозах опосредованно: не напрямую больному, а через родственников. Сейчас это не так?
– Информация о диагнозе – это достояние самого больного, обратившегося за помощью. Только сказать об этом можно по-разному. Предположительно, в общих чертах, чтобы человек был готов, и диагноз «рак» или ВИЧ не стал для него, как гром серди ясного неба. Это не приговор, медицина развивается, многие формы рака успешно лечатся, для ВИЧ-положительных существует специальная антиретровирусная терапия. Да, это неприятная ситуация, но она решаемая. Человеку всегда нужно дать надежду. И задача клинических психологов – поддержать человека в трудную минуту.
– А в ситуации с детьми? Им нужно знать о своем смертельном диагнозе?
– С детьми сложнее, с ними надо работать через родителей и, соответственно, готовить их к таким новостям. Ребенок может не оценивать тяжести своего состояния, но, главное, о чем он должен знать – если серьезно болен кто-то из близких. Например, мама. Если все делают вид, что все хорошо, а мама внезапно умирает, ребенок может расценить это как предательство. Ведь на самом деле, когда ты предупрежден о болезни родного человека, ты можешь многое изменить в ваших отношениях, больше проводить времени вместе. Этими тонкими материями, подсказками, как себя лучше вести, как раз и заведуют психологи, роль которых в жизни человека многие зачастую недооценивают.
– Сейчас модно говорить о психосоматике, о том, что «все болезни от нервов». Так ли это?
– Действительно, есть болезни, которые имеют нейрогенную подоплеку, но утверждать, что «все болезни от нервов» нельзя. В общих чертах, считается, что человек может справиться только с острым стрессом, а наша жизнь полна хронического. У острого стресса есть свои фазы: тревога, мобилизация, резистентность с последующей адаптацией. Но при затяжных стрессах после адаптации следует истощение. У организма больше нет защитных сил; неудивительно, что он дает сбои на физиологическом уровне, когда падает иммунитет, появляются заболевания. В этом плане всем интересующимся полезно почитать Франца Александера «Психосоматическая медицина».
– Как клиническая психология расценивает попытки психоанализа найти причину заболеваний в травмах из детства или других аспектах бессознательного?
– Психоанализ – одно из самых уважаемых направлений в сфере психологии. Психодинамическая теория психосоматических расстройств предполагает, что основа некоторых болезней лежит в накоплении обид, которые мы не выговариваем. В итоге тратим силы на то, чтобы удержать обиды внутри нас, не расстраивать близких, но сами при этом морально страдаем. Происходит дестабилизация организма, тот же хронический стресс.
Так же есть такие понятия, как вторичная выгода болезни. Дети, например, не хотят идти в школу или детский сад и часто болеют. Почему это происходит? Слабый иммунитет? Или мамина гиперопека и нежелание расставаться с ребенком? Нездоровая атмосфера в коллективе? Каждую ситуацию можно интерпретировать по- своему. Здесь важен комплексный подход – заинтересованность воспитателей, родителей в решении проблемы. И обращение к психологу – полезный опыт. Потом опять же – отношение к болезни формируется в семье. Будет ли ребенок стоически преодолевать напасть или при малейшем порезе впадать в панику – зависит от воспитания, от примера взрослых.
– В обществе есть группа людей, которые относятся к «ВИЧ-диссидентам», отрицают существование ВИЧ и не принимают положенную терапию. Их отношение к болезни можно как-то изменить?
– Этот тип отношения к болезни называют анозогностическим, которое характеризуется активным отбрасыванием мысли о болезни, возможных её последствий, вплоть до отрицания очевидного. В штате СПИД – центров есть должности клинических психологов и психотерапевтов, которые работают в частности и с этими проблемами.
– Образцовый больной в вашем понимании – он какой?
– Я бы выделила людей с гармоническим и эргопотическим (уход от болезни в работу) типом отношения к болезни. Они не видят болезнь в мрачном свете, но не легкомысленны. Адекватно оценивают тяжесть своего состояния, помогают врачу в процессе лечения, выполняют рекомендации, а не сверяют их с советами людей без медицинского образования. В случае неблагоприятного прогноза – переключаются на сферу интересов, которая им доступна, заинтересованы в работе, общении с людьми. Такие пациенты относятся к болезни, как к факту, который свершился, хотят выздороветь и настроены позитивно.
Беседовала: Виктория Фёдорова, журналист, Саратов
Самое важное о клинической психологии и профессии клинического психолога
В статье рассматриваем особенности профессии клинического психолога: чем занимается, как получить образование, где можно работать, чем отличается от обычного психолога.
В России до конца 90-х было четкое разделение на медицинских и немедицинских психологов. В рамках приведения образовательной системы к европейским стандартам была выделена специальность «клинический психолог».
Клинический психолог занимается психическими явлениями с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Он работает на стыке медицины и психологии. Поэтому клинического психолога часто называют медицинским.
Но стандарты обучения и работы у клинического психолога отличаются от стандартов для психиатра и врача-психотерапевта. Например, образование клинического психолога — не медицинское, а психологическое.
Чем занимается клинический психолог
В работу клинического психолога входит:
К нему обращаются люди с психическими заболеваниями, дети с особенностями развития, здоровые люди с психосоматическими проявлениями.
Клинический психолог работает со следующими запросами:
В зависимости от проблемы психолог выбирает метод терапии. Это могут быть арт-терапия, телесно-ориентированные практики, гипноз, групповые и метафорические методы.
При желании клиента клинический психолог может продолжить работу психотерапевтическими методами, чтобы помочь адаптироваться к жизни с психическим заболеванием. Однако полностью вести такого клиента клинический психолог не имеет права. Он работает с клиентами с психическими заболеваниями только при условии, что пациент параллельно наблюдается у психиатра.
Клинический и обычный психолог – в чем разница
До сих пор люди, далекие от психологии, путают обычных и клинических психологов. Рассмотрим основные различия.
Параметр работы
Клинический психолог
Обычный психолог
Как попасть на прием
Только по направлению другого врача, если клинический психолог работает в государственном учреждении. Клиент может самостоятельно найти специалиста с частной практикой.
Существует несколько способов:
1. найти в соцсетях;
2. по «сарафанному радио»;
3. на сайтах-агрегаторах;
4. в медицинских и психологических центрах;
5. в общественных организациях, учебных заведениях и т. д.
Снять симптом. Например, клиент жалуется на бессонницу из-за повышенного уровня тревоги. В ходе работы уровень тревоги снижается, симптом пропадает (возвращается здоровый сон). На этом работа клинического психолога заканчивается. Но клиент может продолжить терапию с этим специалистом по собственному желанию.
Улучшить качество жизни. Если к обычному психологу приходит клиент с бессонницей, то после возвращения здорового сна клиент может продолжить терапию уже с другим запросом.
Клиент рассматривается в роли пациента. Взаимодействие «врач — пациент» работает, как и в любой другой медицинской отрасли. У врача активная роль, а у пациента — пассивная. Врач берет на себя ответственность за лечение больного, сам выбирает метод лечения, принимает решение о результатах.
Клиент рассматривается в роли заказчика. Ответственность за работу делится поровну между клиентом и специалистом.
Клинический психолог имеет право проводить диагностику, так как владеет необходимыми знаниями по физиологии и анатомии.
У обычного психолога все зависит от его образования.
Возможность выписывать медикаменты
Может, если есть базовое медицинское образование.
Без медицинского образования психолог не имеет права выписывать медикаменты.
Оценка эффективности работы
По объективным факторам: улучшение состояния.
По субъективным факторам: сам клиент оценивает прогресс и результаты.
Требования к наличию личной терапии, супервизии, регулярному повышению квалификации
Большинство организаций (ПНД, медицинские центры, поликлиники, детские центры и т. д.) требуют наличия личной терапии, супервизии, регулярного повышения квалификации. Проверяют документы об образовании.
Если психолог ведёт частную практику, ему рекомендуется проходить личную терапию, супервизии и регулярно повышать квалификацию. При трудоустройстве работодатель может потребовать документы о профессиональном обучении (высшем образовании, курсах профпереподготовки и повышения квалификации). Сайты-агрегаторы психологов также требуют информацию о личной терапии, супервизиях, обучении.
Где учиться на клинического психолога
Получить образование клинического психолога можно несколькими способами:
Специализации клинического психолога
Специализацию клинический психолог может получить только после обучения в вузе. Тем, кто прошел курсы профессиональной переподготовки и хочет получить специализацию, необходимо пройти повышение квалификации.
Особенности профессии клинического психолога
Качества, которые необходимы клиническому психологу:
Где может работать клинический психолог и сколько зарабатывает
В зависимости от специализации клинический психолог может работать в разных местах, включая:
Клинический психолог также может заниматься научной деятельностью, преподавать и вести частную практику.
Ищете свое направление в психологии?
Скачайте алгоритм по выбору направления от эксперта с 16-летним стажем
Насколько востребована профессия «клинический психолог» и сколько зарабатывают специалисты:
Клинический психолог — это специалист, который разбирается не только в особенностях работы здоровой психики, но и помогает людям с психическими расстройствами, пограничными состояниями. Кроме этого, он может объяснить, как физическое заболевание связано с психическими изменениями клиента.
Деятельности клинического психолога шире, чем обычного психолога. Первый может работать с детьми и взрослыми в образовательных, медицинских, социальных организациях. Например, в реабилитационных центрах, психоневрологическом диспансере, детском саду, приюте, психиатрических больницах. Главное отличие в том, что он может работать в медицинских организациях.
Разница между медицинским психологом и клиническим психологом
Недавно мне знакомый сказал, что не понимает, есть ли разница между медицинским психологом и клиническим психологом. Вроде бы это одно и то же, почему тогда разные названия? После этого я решила устроить рейд по интернету и поискать статьи о разнице между медицинской и клинической психологией, психологами, психиатрами и есть ли это понимание.
Наверное, стоит окунуться в историю, чтобы понять эти отличия, если они есть.
Откуда путаница
Начну с того, что изначально в России была медицинская психология, термин для специалистов использовался именно «медицинский психолог», но со временем стали использовать термин «клинический психолог».
В 90-ых годах в России приводили образовательные программы к единому стандарту и ввели название специальности «клиническая психология».
При этом, при введении в классификатор профессий в 1994 году должность в медицинских учреждениях стала называться «медицинский психолог». Во всех приказах и распоряжениях, а также должностных инструкциях должность до сих пор так и именуется.
Часть источников в интернете указывает, что раньше должность называлась «медицинский психолог», а сейчас «клинический». Просто есть одно из названий устарело, а второе – нет.
Вторая часть источников указывает, что в России это одна и та же специальность. Получается, что это просто равнозначные понятия и разницы нет, какое из них использовать.
Путаница происходит из-за того, что на западе медицинская психология подразумевает под собой взаимодействие врача и пациента. Клиническая психология это уже целое профессиональное направление, поэтому многие пытаются привести эту профессию в соответствие с международными стандартами.
Термин «клиническая психология» изначально ввел Лайтнер Уитмер. Он считал, что клиническая психология – это изучение индивидов путем наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Фактически клиническая психология – это «малая психиатрия». Изначально использовалась для того, чтобы научить педагогов и врачей выявлять мелкие отклонения в поведении детей и корректировать их.
По сути, это очень широкая специальность, поскольку подразумевает навыки работы с психически больными, с соматическими больными. С детьми, находящимися в интернатах, с осужденными, даже работу в родильных отделениях. Необходимая специальность! Но в России, к сожалению, медицинский психолог зарабатывает мало.
Клинический психолог и психиатр – это также разные специалисты и их надо уметь разделять. Основное отличие в том, что психиатр лечит человека с помощью лекарственных препаратов, а психолог только с использованием различных психологических техник. По сути, клинические психологи чаще всего проводят нейропсихологическую и патопсихологическую виды диагностики.
Вывод
В целом, медицинский психолог и клинический психолог – это одно и то же, но чаще принято использовать название «медицинский психолог».
Медицинский психолог
На Западе и в США обращение к психологу уже настолько вошло в повседневность, что походы за советом к специалисту стали настолько же привычны как и поход в магазин. В России ситуация немного другая, исторически роль психологов у нас играют друзья или родные, а чаще человек сам пытается справиться с проблемой.
Для чего люди идут за помощью к психологам общей практики относительно понятно, но кто же такой медицинский (или клинический) психолог, чем и кому он может помочь?
Кто такой клинический психолог
Следует начать с того, что как следует из названия клинический психолог имеет некоторое отношение к медицине, а именно работает преимущественно в учреждениях здравоохранения. Клинический или медицинский психолог работая в больнице или поликлинике охватывает довольно широкий спектр услуг.
Наиболее частая и традиционная отрасль медицины где необходим клинический психолог это психиатрия и наркология. Здесь этот специалист выполняет ряд важнейших функций, начиная с диагностики, мотивации, психотерапии пациента и заканчивая реализацией всевозможных программ психосоциальной реабилитации. Именно психолог помогает на начальном этапе сформировать у пациента критику к своему состоянию, убеждает человека в необходимости своевременного приема лекарств и обращению к доктору.
Далее, на определённом этапе лечения психолог проводит обязательную диагностику высших психических функций, что является необходимым элементом дифференциальной диагностики, которая призвана помочь установить диагноз человеку. Это не просто тесты на определение личностных качеств человека, это проверка психического состояния, в связи с которой будет в дальнейшем выстраиваться план реабилитации.
Проблемы, которые помогает решить клинический психолог
После основного курса лечения, каждому человеку попавшему в поле зрения психиатра или психиатра-нарколога, как правило, показан курс постлечебной реабилитации, который подразумевает обязательное посещение психотерапевта. Курс психотерапии как правило рассчитан на определённый срок, но встраивается всегда индивидуально, исходя из заболевания человека и медицинских показаний.
Основной задачей психотерапии является ресоциализация больного, возврат к обычной жизни, возврат на работу или учёбу. То есть, помощь в восстановлении нарушенных болезнью отношений с обществом. Зачастую люди, попавшие в беду, пережившие психоз или пережившие период зависимости сталкиваются с трудностями возврата к той жизни, которая привычна обычному человеку.
Помимо проблем социального толка, таких как трудоустройство или учёба, из-за болезни возникают конфликты в семье, непонимание близких или категорическое неприятие своей болезни. Эти и многие другие проблемы и помогает решать именно клинический психолог, которому хорошо известна природа как психических расстройств так и этапы формирования зависимости.
Пара слов о нейропсихологах
Ещё одним направлением в клинической психологии является нейропсихология. Направление это на самом деле не новое, но, с каждым годом, все более набирающее популярность.
На сегодняшний день, к нейропсихологам все чаще обращаются родители, которые столкнулись с проблемами детей в школе при общении со сверстниками или в учёбе. Однако ошибочно полагать, что нейропсихолог это некая разновидность детского психолога. Нейропсихолог это в первую очередь специалист, который прекрасно знаком с психофизиологией, с физиологическими особенностями человеческого мозга.
Именно нейропсихолог принимает участие в разработке реабилитационных программ для людей, переживших инсульт, черепно-мозговую травму, любое нейрохирургическое вмешательство. Нейропсихолог хорошо разбирается в компенсаторых возможностях человеческой психики, исходя из диагностики каждого пациента и составляется комплекс реабилитационных коррекционных мероприятий.
Безусловно человек, попавший в беду в самую первую очередь нуждается в помощи врача, но так же, как сломанная нога не может зажить без помощи лечебной физкультуры и инструктора, так и восстановление психических функций требует помощь такого инструктора – клинического психолога.
- Нарушение проводимости пучка гиса у взрослого что это
- Как понять что реакция овр