Медресе в узбекистане что это
Медресе в узбекистане что это
Фото с сайта: sambuh.ru
Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1530-1536 гг.
Описание
Широко известное исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построено по велению бухарского эмира Убайдуллы хана в знак благодарности суфию Абдулле аль Ямани (Мир-и Араб). Вместе с минаретом и мечетью Калян составляет ансамбль Пои-Калян («бухарский форум»).
Двор медресе окружен аркадой двухъярусных худжр (114 келий – по количеству сур в Коране). Слева от входа усыпальница, где покоится Абдулла аль Ямани и Убайдулла-хан
В СССР Медресе Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением. В числе его именитых выпускников Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, первый президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров.
Медресе Мир-и-Араб – действующее учебное заведение, где готовят философов и богословов.
Медресе Улугбека
Фото с сайта: kraevedenie.net, фотограф Елена Чаусова
площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Построено в 1417-1420 гг.
Описание
Старейшее медресе архитектурного ансамбля площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком (Мухаммад Тарагай Улугбек). Вместе с медресе Шердор и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Со времён Амира Тимура Регистан являлся главной рыночной площадью и общественным центром средневекового Самарканда. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, караван-сараи и крытые торговые пассажи. Внук Тимура Улугбек начинает перестройку Регистана с возведения крупнейшего в Средней Азии исламского университета. Надпись в нише входного портала дословно гласит: «Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе…». Вскоре после окончания строительства медресе Улугбека становится одним из самых престижных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, здесь обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами, а преподавал в медресе сам Улугбек.
Медресе Улугбека построено согласно мусульманскому канону и является классическим образцом духовного учебного заведения Средней Азии и Ближнего Востока. Основным элементом главного фасада, обращенного к площади, является мощный входной портал — пештак. В глубине портала имеется три входа, из которых центральный, обрамлённый преувеличенно большой стрельчатой аркой, закрыт ажурной панджарой. Два других входа также оформлены стрельчатыми арками, но меньшего размера. Над каждым из них расположено по одной лоджии выходящих на площадь худжр. По углам медресе некогда возвышались четыре минарета высотой 33 метра, из которых полностью сохранились только восточные. В углах здания расположены просторные аудитории (дарсханы), некогда перекрытые двойными куполами. В западном айване расположен вход в зимнюю мечеть, занимающую всю центральную часть западного крыла.
В отделке медресе были использованы глазурованные кирпичи, резная кашинная мозаика, майолика, резной мрамор. Сочетание белых, синих, голубых и марганцево-чёрных изразцов с терракотовыми облицовочными кирпичиками создаёт всё богатство геометрических, растительных и эпиграфических узоров. Порталы медресе и тимпаны арок худжр украшены мозаикой из разноцветного кашина. Особенно роскошен главный портал: мозаичные звёзды на его тимпане образуют узор, символизирующий звёздное небо, а пилоны украшены мозаичными панно с геометрическими узорами.
Во время междоусобных войн в 20-х годах XVIII века наружные купола и большинство комнат на втором этаже были разрушены, а в начале XIX века медресе Улугбека серьезно пострадало во время сильного землетрясения. Реставрация медресе Улугбека началась в 20-х годах XX века и продолжалась более семидесяти лет. В 1932 году по проекту архитекторов В. Г. Шухова и М. Ф. Мауэра была проведена уникальная операция по выпрямлению северо-восточного минарета, имевшая резонанс во всём мире. Основные реставрационные работы были проведены в 50-е — 60-е годы XX века: был понижен уровень земли на 2 метра, восстановлен портал, элементы декора здания. В 1965 году инженерами Э. М. Генделем и Е. О. Нелле был выпрямлен юго-восточный минарет. В 90-х годах XX века был отстроен заново второй этаж худжр. В настоящее время из первоначальных элементов здания отсутствуют наружные купола над угловыми аудиториями и юго-западный минарет. Северо-западный минарет сохранился частично.
Медресе Шердор
площадь Регистан, Самарканд, Республика Узбекистан
Построено в 1619-1635/36 гг.
Описание
Исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построено по приказу правителя Самарканда Ялангтуша бий Бахадура зодчим Абдуллой Джаббаром. Шердор в переводе с узбекского – «со львами» или «с тиграми». Мастер декора Мухаммад Аббас изобразил на тимпане парадного портала сцену охоты на джейрана – фантастического зверя, напоминающего тигра, но с гривой льва. Этот сюжет стал одним из национальных символов Республики Узбекистан.
Богатое многоцветное декоративное оформление медресе, включающее изображение солнца, тигров и антилоп, явили новаторский подход к выражению художественного замысла, уникальный для исламской культуры Средней Азии.
Среди выпускников медресе Шердор – известный татарский богослов, философ и историк Шигабутдин Марджни. В 1920-х гг. преподавание в медресе было прекращено, в 1924 году в нём начались реставрационные работы.
Медресе Тиля-Кари
Фото с сайта: liveinternet.ru
площадь Регистан, Самарканд, Республика Узбекистан
Построено в 1646—1660 гг.
Описание
Это культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение входит в архитектурный ансамбль площади Регистан. Построено по приказу правителя Самарканда Ялангтуша бий Бахадура на месте караван-сарая Мирзои.
В комплекс вошли высшая духовная школа и джума-мечеть. В XIX веке здание было повреждено в результате землетрясения. Реставрационные работы по спасению уцелевших фрагментов декора начались в 1920-х гг. В начале 30-х годов были проведены работы по восстановлению облицовки наружных фасадов. В 1950-1958 годах были отреставрированы дворовые фасады медресе и барабан купола мечети. В первой половине 70-х годов был восстановлен декор тимпана главного портала и возведён наружный купол мечети. В 1979 году были завершены работы по восстановлению росписи интерьера мечети. В настоящее время в медресе Тилля-Кари размещается экспозиция музея реставрации площади Регистан.
Медресе Улугбека
Фото с сайта: pagetour.narod.ru
Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1417 г.
Описание
Это единственная постройка, оставшаяся в Бухаре в память о великом правителе и астрономе Мирзо Улугбеке (Мухаммад Тарагай Улугбек). Над возведением медресе Улугбека трудились лучшие зодчие того времени — Нажметдин Бухари и Исмаил Исфагани. Оно составляет единый комплекс с медресе Абдулазис-хана.
Медресе Улугбека — это двухайванное медресе с мечетью и дарсханой. Парадный вход украшен высоким порталом. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет два крыла. С обеих сторон его закрывают башни-гульдаста. Медресе украшено астральным орнаментом. В 1585 году при реставрации здание было облицовано майоликой. Над входом в медресе помещена надпись: «стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Надпись над дверьми гласила: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери божьего благословения».
В настоящее время в медресе работает Музей истории реставрации памятников Бухары.
Медресе Абдулазиз-хана
Фото с сайта: rutraveller.ru
Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1652 г.
Описание
В XVII веке по приказу бухарского эмира Абдулазиз-хана напротив медресе Улугбека было выстроено новое медресе, превосходящее его по масштабу и сложности декора. Портал медресе поражает своей высотой и богатством отделки. Айван имеет многогранную форму и украшен свисающими сталактитами.
На стенах медресе Абдулазиз-хана вместо скромного геометрического и растительного орнаментов выступает более усложненный пестрый орнамент, встречаются изображения китайского дракона и птицы Семург. Плафоны покрыты росписью в технике «кундаль». Во внешнем декоре преобладает мозаика с характерным мотивом цветущего куста в вазе. В цветной гамме изразцов использованы желтые цвета.
В медресе имеются две мечети — зимняя и летняя, обе отличаются исключительной роскошью в отделке стен и потолка. Имена мастеров искусно зашифрованы среди орнаментов: это главный придворный зодчий Мухаммад Салих, каллиграф Мавляна Мухаммад Амин, его сын — мастер резной мозаики.
Медресе Халифа Ниязкула
Фото с сайта: ozon.travel
Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1807 г.
Описание
Исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Медресе было построено в 1807 году по инициативе богатого и влиятельного купца Халифа Ниязкул-бека, который незадолго до того посетил Тадж-Махал и был так потрясен его красотой, что решил соорудить у себя дома нечто похожее. Ниязкул-бек собрал архитекторов и пересказал им свой замысел, отметив, что здание должно соответствовать двум условиям — оно должно стоять на Великом шелковом пути и его конструкция должна символизировать, что все люди, части света и страны равны перед богом. Желание купца было исполнено — равенство обозначили четыре башни медресе, отличающиеся друг от друга, но одинаково высокие.
Медресе Халифа Ниязкула часто называют Чор-Минор (в переводе с перс. «четыре минарета») благодаря четырем башням на входе, увенчанным голубыми куполами и напоминающим по форме минареты. Считают, что оформление этих разных по форме башен-гульдаст – результат религиозно-философского осмысления мировых конфессий. В элементах декора присутствует крест, исламский полумесяц, христианская рыба, буддийское колесо.
Перед зданием медресе есть дворик с одноэтажными худжрами и бассейн, облицованный каменными блоками. В комплекс входит колонный айван летней мечети.
Медресе Надир Диван-Беги
Фото с сайта: advantour.com
Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1622-1623 гг.
Описание
Входит в архитектурный ансамбль Ляби-хауз XVI-XVII веков. История медресе Надир Диван-Беги связана с именем важного сановника Надира диван-беги (диван-беги – должность при ханском дворе), который служил при Имам Кули-хане.
Медресе Надир-Диван Беги находится в восточной части площади Ляби-хауз, напротив ханаки Надир Диван-Беги, образуя с ханакой кош. На центральной линии коша находится хауз Диван-Беги. По легенде, Надир диван-беги планировал открыть караван-сарай и хорошенько подзаработать: Ляби-хауз была в то время оживленной торговой площадью, поэтому от постояльцев не было бы отбоя. Но на церемонии открытия Имам Кули-хан провозгласил, что здание является медресе. Надиру диван-беги пришлось изменить конструкцию здания, пристроив к его главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также надстроить второй этаж худжр. Впрочем, это не прошло даром и Надир заслужил славу большого мецената и защитника ислама. На переделку медресе из карван-сарая указывает планировка здания: в ней отсутствует типичный для медресе лекционный зал, а вокруг внутреннего двора находятся одни худжры.
По примеру медресе Шердор, в оформлении медресе Надир Диван-Беги использованы изображения птиц, оленей и человека-солнца. Портал медресе украшают мозаичные изображения ланей и двух птиц симург, которые смотрят на солнце. Остатки мозаик видны и на боковых фасадах.
В 1993 году медресе вместе с другими памятниками исторического центра Бухары включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас это действующее медресе.
Медресе Кукельдаш (Кульба-Кукельдаш)
Фото с сайта: turi-uzbekistana.ru
Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1568-1569 гг.
Описание
Медресе Кукельдаш, построенное в период правления Абдуллыхана II, – одно из самых крупных и известных медресе Бухары. Оно находится около Ляби-хауз (большого искусственного водоема в центре Старого города) и имеет 160 худжр, расположенных в два этажа по периметру двухайванного двора. Здесь учился один из самых известных среднеазиатских писателей XX в. Садр ад-Дина Айни (1878-1954 гг.).
Укрепление обрушивавшихся кладок началось с 1920-х гг. Переложены арка главного портала, вся аркада верхнего этажа на восточной стороне двора и др. (ведущие реставраторы – архитектор К. Крюков, усто Аминджан Салямов).
Медресе Кукельдаш
Ташкент, Узбекистан
Построено в 1570 г.
Описание
Одно из крупнейших медресе XVI века в Центральной Азии построено в период правления династии Шейбанидов визирем, молочным братом хана («кукельдаш»). Медресе Кукельдаш имеет традиционную планировку: большой внутренний двор с худжрами, дарсханой и мечетью. Фасад из жженого кирпича открывает изящный пештак высотой около 20 метров, декорированный майоликой и глазурованными кирпичами. До недавнего времени в медресе был музей узбекских национальных инструментов.
В конце ХХ века здание медресе Кукельдаш было полностью отреставрировано по сохранившимся фотографиям 1880-х гг. Сегодня это величественное двухэтажное здание – доминанта ташкентского Регистана. Медресе Кукельдаш вернули роль духовного учебного заведения. С угловых башен (гульдаст) медресе муэдзины призывают верующих на намаз, в левой части здания проходят занятия для живущих в худжрах студентов, а в правой проводятся религиозные богослужения. Худжры служат жильем для студентов, занятия же, как правило, проводятся под открытым небом во внутреннем дворе медресе, так как здешний климат позволяет это делать на протяжении большей части года.
Ансамбль Шахи-Зинда
Фото с сайта: tourstouzbekistan.uz
Самарканд, Узбекистан
Описание
Шахи Зинда — памятник средневековой архитектуры, ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV—XV веков. Своим названием Шох-и Зинда — «живой царь» — комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммада, мир ему и благословение, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день.
Центром всего ансамбля является комплекс Кусам ибн-Аббаса, включающий несколько зданий, среди которых наиболее древние — мавзолей Кусам ибн-Аббаса и мечеть XVI века. К комплексу ведёт дверь с датой 1404—1405 гг., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью. В 2005 году ансамбль Шахи-Зинда подвергся глобальной реставрации, во время которой были обнаружены мечеть, медресе раннего Средневековья (XI в.) и следы более ранних мавзолеев. Специалисты считают ансамбль Шахи Зинда энциклопедией архитектуры и архитектурного декора мусульманского Востока, так как здесь построены шедевры зодчества с XI века до начала XX века.
Если у вас есть авторское право на фотографию, напишите нам, и мы сделаем на вас ссылку.
If you own a photo displayed on this page, please contact us and we will include copyright information.
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЗБЕКИСТАНЕ
Мавзолей Имам Аль Бухари — Самарканд.
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЗБЕКИСТАНЕ
I. История формирования и функционирования сети мусульманского образования Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ).
Деятельность САДУМ охватывала 5 среднеазиатских республик бывшего СССР, однако Узбекистан был той республикой, где происходили главные процессы, связанные с мусульманским образованием.
Единственными легальными доступными советским мусульманам в послевоенные десятилетия учебными заведениями по подготовке кадров для всех четырех духовных управлений Советского союза (имамы мечетей и руководители регионального ранга – кади) стали два мадраса – восстановленное Мир-и ‘Араб в Бухаре (известно с 1540 г., воссоздано в 1945 г.) и Барак-хан (1956-1961) в Ташкенте. На основе последнего в 1971 г. был создан Ташкентский исламский институт (‘Али ма‘хад) имени Имама ал-Бухари, который функционирует и в настоящий момент.
На их формирование на новой основе непосредственное влияние оказало семейство муфтиев САДУМ Бабахановых – Ишан Бабахан ‘Абдулмаджидханов (1943-1957), Зияутдинхан Бабаханов (1957-1982), Шамсиддинхан Бабаханов (1982-1989).
Первые шаги.
В мае 1945 г. САДУМ принял постановление «О создании двух медресе в гг. Ташкент и Бухара». Этим постановлением был установлен общий контингент учащихся медресе 90 человек, сроком обучения 9 лет. Учебный цикл состоял из двух ступеней: на первой ступени (ибтида’и) существовали 5 курсов, на второй ступени (рушди) – 4. Занятия будут проводиться по группам, учебный год продолжится 6 месяцев – с 1 октября по 1 мая (с учетом зимних каникулов). Было объявлено всем казиятам САДУМ о принятии студентов: из Узбекистана 25, Казахстана 25, Таджикистана 17, Киргизии 17, Туркменистана 15 (всего 90).
Учебная программа состояла из 18 предметов. Из них 8 религиозные (Кур’ан с тадживдом, ибадати исламийа, тафсир, хадис, усул хадис, мушкот, фикх, история ислама); 6 языковые (мухавараи арабия, узбекский язык, синтаксис и грамматика арабского языка, персидский язык, каллиграфия); 4 светские (арифметика-математика, конституция, география, санитария).
Но еще надо было все это согласовать с властями в Москве. Ответ из Москвы, хоть и не был отрицательным, пришлось ждать долго. Власти как можно старались ограничить деятельность этих медресе. Предлагалось открыть медресе за городом (например, старое медресе «Чор Бакр» в 4 км. от Бухары) или же как можно дальше от школ и детских садов.
После долгой переписки с Москвой, 10 октября 1945 г. Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) СССР принял распоряжение (№ 14808-р) об открытии в гг. Ташкенте и Бухаре мусульманских духовных училищ.
Даже после этого распоряжения местные власти не торопились с открытием медресе. Только 29 ноября 1945 г. Совнарком УзССР принял постановление (№ 1879-212с) «О разрешении Духовному управлению Средней Азии и Казахстана открыть два духовных училища», который в частности обязал Ташкентский и Бухарский горисполкомы выделить помещения под указанные духовные училища, бывшее медресе “Баракхан” и “Мир Араб”.
После кропотливых стараний руководства САДУМ в 1946 г. было открыто медресе “Мир Араб”, а медресе в Ташкенте не было открыто из-за отсутствия подходящего помещения.
Медресе в средневековой Бухаре
Через Бухару, которая стояла по пути следования торговых караванов из Индии, Китая, России, Ирана и других стран, проходили тысячи груженных всевозможными товарами верблюдов. По пути следования, благодаря нитям, связывающим Европу и Азию, появлялись новые города, развивались культурные, деловые и дипломатические контакты.
В Бухаре вековые монументы тесно переплелись с мечетями, крепостью Арк, некрополями, базарами, древним городищем, комплексом Пои Калян. А духовно-просветительское учреждение Мири Араб – с современными торговыми комплексами и жилыми постройками. Бухара с богатым историческим прошлым насчитывает более ста сорока объектов культурного достояния.
Медресе Мири Араб в Бухаре.
Бухара – вечный город-музей, на территории которого сохранилось множество исторических достопримечательностей. На центральной площади Регистан стоит религиозный комплекс Пои Калян. Эпохальные сооружения XII–XVI веков составляют ансамбль из трех построек:
Точной даты постройки семинарии установить невозможно: приблизительно в середине 16 века.
Возведено медресе было по указу шейха Абдаллаха Йамани на средства от продажи в рабство более 3 000 пленников. В здании размещены 114 худжр (кельи учеников в духовных училищах) и два просторных зала: один для лекций, а второй – усыпальница с основателем мусульманской духовной семинарии Мир-и-Араба. В школе собрана уникальная библиотека с рукописными манускриптами.
До 1989 года это было одно из действующих высших духовных учебных заведений бывшего Советского Союза. Мири Араб – престижное исламское просветительское учреждение, из стен которого вышли выдающиеся духовные деятели мусульманского мира:
Здание школы ислама расположено напротив мечети Калян.
В 1993 году всемирная организация ЮНЕСКО внесла здание медресе в список исторических и культурных наследий.
Мири Араб расположен в самом центре Бухары на улице Мирзо Хаят на парадной площади Регистан. Строение входит в архитектурный комплекс Пои Калян.
Медресе Улугбека в Бухаре.
Один из исторических памятников средневековья – медресе Улугбека в Бухаре. Внук великого Амира Тимура Улугбек был передовым просвещенным правителем, который много сделал для науки и развития государства. Эта историческая постройка – единственный свидетель, сохранившийся в Бухаре в память о великом просветителе Мирзо Улугбеке. Лучшие древние архитекторы работали над возведением масштабного проекта. С 1417 года медресе стало действующим учебным заведением. Одновременно обучение проходили 80 студентов, которые изучали астрономию, математику, философию, иностранные языки, религиозные предметы. Обучение длилось больше 15 лет. Сам султан Мавераннахра (Улугбек) в 1419 году посетил учебное заведение и преподнес учащимся и преподавателям богатые дары.
Медресе Улугбека в Бухаре
Первоначально здание выглядело более чем скромно, без пышных восточных росписей и украшений. В 1586 году меценат, правовед, великий суфий Ходжа Абу Бакр Тархан на свои средства отремонтировал здание, купола. А стены медресе покрыли майоликовой облицовкой.
В настоящее время здесь размещается музей истории. Медресе Улугбека входит в единый ансамбль с медресе Абдулла-Хана.
Находится это мусульманское учебное заведение в Бухаре по адресу: улица Ходжа Нуробот, 33. Добраться сюда можно на автобусе № 6 или №8, а также на маршрутных такси. График работы музея: ежедневно с 9 до 17 часов.
Кош-медресе в Бухаре.
Кош-медресе (Абдулла-хана) и медресе Модари-хана составляют единый ансамбль, отсюда и название «кош» – двойное или парное. Учебное заведение XVI века – уникальное произведение восточного зодчества. В честь своей матери султан Абдулла-хан II выстроил Мечеть Модари-хан в 1566 году и учебное заведение в восточном стиле с аудиториями и комнатами для проживания студентов, а также с хозяйственными постройками. Кош-медресе было лучшей школой ислама средневековой Бухары. Его фасады украшают майоликовая плитка. Находится ансамбль Кош-медресе в Бухаре на улице Арабон, 2.
Медресе Абдулазиз-хана – еще одно грандиозное строение, возведенное в 1590 году. Площадь между зданиями считается самой красивой в городе.
Медресе Нодир Диван-Беги.
Вековой шедевр зодчества Бухары – медресе Надир-Диван-Беги. Учебное заведение, возведенное в XVII веке, входит в комплекс сооружения Ляби-хауз. Название духовная школа Надир-Диван получила в честь советника Эмира Бухарского. Первоначально визирь хотел построить торговый комплекс – караван-сарай, но правящий хан Имам-кули решил по-своему. Он определил постройку как учебное заведение, тем более она располагалось рядом с ханаки (суфийские приюты дервишей). Так на торговой площади Ляби-хауз появилось духовное училище. Надир-Диван отдал выстроенное сооружение под духовное учебное заведение, а в знак уважения медресе было названо его именем. Объект находится под защитой ЮНЕСКО.
Медресе Нодир Диван-Беги
Площадь Ляби-хауз с архитектурным наследием Надир-Диван-Беги расположена в центре Бухары на улице Бахауддина Накшбанди, 73. В наши дни это излюбленное место отдыха гостей и местных жителей. Весь ансамбль пропитан красивой историей востока.
Медресе Кукельдаш в Бухаре.
Медресе Кукельдаш – одно из самых значительных по своим размерам высшее мусульманское учебное заведение не только Бухары, но и всей Средней Азией. Вековой памятник зодчества был воздвигнут в середине XVI века во время правления Абдулла-хана II на средства бухарского эмира Кулбаба, долгие годы служившего нескольким бухарским правителям. За верную службу эмиру был пожалован высший титул придворной должности Кукельдаш.
медресе Кукельдаш в Бухаре, внутренний двор
В учебном заведении размещено 130 жилых комнат для учащихся. Обучение проходили одновременно 320 человек. Высшая школа ислама – действующая, здесь проходят молитвенные собрания, а для туристов проводят экскурсии.
Во время страшного землетрясения 1966 года здание школы получило незначительные повреждения, но выстояло, сейчас в нем ведут масштабную реконструкцию, которая должна закончиться к 2020 году.
медресе Кукельдаш в Бухаре
Медресе находится на улице Мехтар Амбар, 91.
Бухарское медресе Чор-Минор.
«Четыре Минарета» – так переводится с персидского название необычного архитектурного памятника XVII века Чор-Минор. Свое имя данное сооружение получило за свою необычную конструкцию. Построено медресе на средства туркменского купца Халифа Нияз-кула. Побывав в Индии и вдохновившись идеей построить нечто похожее на Тадж-Махал, он призвал лучших архитекторов и зодчих. По своим наброскам купец распорядился построить на пересечении торгового Шелкового пути духовную мусульманскую школу. Так появился религиозный центр с целым комплексом жилых комнат, хозяйственных построек и небольшим резервуаром для питьевой воды – хаузом.
Четыре минарета символизируют части света. Каждый из них имеет свою облицовку и разную форму. А оформление означает равенство всех мировых религией: христианства, буддизма, ислама. Большой дугообразный купол соединяет между собой минареты, что олицетворяет идею, что Бог для всех один.
За площадью Ляби-хауз в Старом городе Бухары находится входной портал некогда величавого здания медресе.
Город мертвых – некрополь Чор Бакр в Бухаре
Ташкенская Джума-Мечеть (мечеть Ходжа Ахрар Вали)
Комплекс Боло Хауз в Бухаре
Мечеть Биби Ханум для любимой жены Тамерлана