Медуша что это в древней руси
Святые места. Церковь в селе Медуши
«Призыв» продолжает новую рубрику «Святые места». В ней мы рассказываем о церквах и храмах нашей области. Редакция обращается к краеведам, любителям истории и просто к рядовым читателям — давайте делать эту рубрику вместе. Присылайте материалы о своих местных святынях, и они будут опубликованы. Фотографии приветствуются.
В бывшем Ковровском уезде у южной его границы среди непроходимых лесов находился погост Медуши «при колодцах». Название погоста говорит само за себя и напоминает о вкусном и душистом меде. Так оно и есть. Со стародавних времён местные жители занимались бортничеством, а мёд продавали на многочисленных ярмарках не только Ковровского уезда, но в городах и сёлах соседних уездов и губерний. Ковровский мёд поставлялся даже в Москву.
В погосте Медуши, находящемся по старому исчислению в 52 верстах от Владимира, издавна стояла церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вначале храм был деревянным. Впервые о нем упоминается в 1628 году в окладных книгах патриаршего казённого приказа. В середине того же XVII века описывается небольшой приход Богородице-Рождественской церкви погоста: «:на церковной земле двор попов, двор дьячков, бобыльских 2 двора, да в приходе помещиковых 14 дворов, крестьянских 52 двора, двор людской, бобыльских 38 дворов».
Деревянный Медушский храм простоял до середины XIX столетия, пока в погосте не возвели каменную церковь.
Строительство новой церкви началось по завещанию помещика приходской деревни Дмитриево Григория Михайловича Дроздова. Кроме этой владимирской деревни, Дроздову принадлежали имения в Московской и Саратовской губерниях. Вообще-то отставной поручик Дроздов жил в Москве, но во время Отечественной войны 1812 года, когда французы заняли древнюю русскую столицу, он был вынужден перебраться во Владимирскую губернию, да так и остался тут жить. В августе 1818 года почтенный старец скончался, пережив жену, дочь и внука. Всё своё состояние он завещал правнукам. Непременным условием завещания было возведение на погосте каменной церкви рядом с деревянной. На строительство храма Дроздов оставлял 3000 рублей. Примечательно, что 5000 рублей он приказал раздать в качестве милостыни нищим.
В 1820 году священник Богородице-Рождественской церкви Фёдор Иванов направил прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту (Троепольскому) о разрешении строительства в погосте Медуши каменного храма вместо деревянной церквушки. Разрешение это было получено. После начала строительства стало ясно, что денег, оставленных покойным барином на возведение храма, не хватает. И даже пожертвований прихожан было мало. Строительство замедлилось, а потом и вовсе остановилось. Два брата-наследника, Александр и Николай Андреевы, поступили на государеву службу в гусары. Их сестра Ольга вышла замуж и поселилась в Москве.
В 1931 году строительство церкви возобновилось благодаря священнику Луке Шелутинскому — он добился от братьев Андреевых нового пожертвования. К 1833 году была построена трапеза. Один придел в ней освятили во имя святого пророка Ильи, второй — во имя святых мучеников Карпа и Папилы.
Освящение второго придела имеет интересную историю. В конце XVIII столетия при деревянной церкви в погосте Медуши поселился старец по имени Карп. Местными крестьянами он почитался как великий праведник. Когда старец умер, на его могиле стали происходить чудесные исцеления. Приехавший из Москвы помещик Дроздов в своём завещании о возведении церкви из камня велел освятить её во имя святых мучеников Карпа и Папилы. Таким образом, его воля была исполнена и один из придельных престолов был освящён в память о почившем праведнике Карпе.
В 1841 году Александр Ефимович Андреев, отставной поручик, скоропостижно скончался и был погребён на медушском кладбище. Его брат Николай (тоже поручик в отставке) поселился в имении прадеда, в котором до этого жил Александр.
Только в 1854 году полностью завершилось строительство церкви в погосте Медуши с колокольней и оградой. В холодной церкви над северным и южным входами были устроены хоры. А в тёплом храме своды поддерживали массивные колонны — явление редкое для сельских храмов. Главный престол освятили в прежнее наименование — Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь была разобрана. Из неё в новый храм вместе с образами и церковной утварью перенесли серебряный вызолоченный крест «с 46 частицами святых мощей разных угодников Божьих» и Минея месячная середины XVIII столетия, приложенная в церковь крестьянином деревни Дмитриево Герасимом Петровым в 1755 году.
При храме в своих собственных домах жили священник и псаломщик с семьями. Особого дохода священнослужители не имели и довольствовались лишь платой за требоисправления. В конце XIX столетия эта сумма составляла около 600 рублей. Тогда в приходе Богородице-Рождественской церкви в 250 дворах жили около 1300 человек. В ближайшей к погосту деревне — Клюшниково — в 1894 году была открыта земская народная школа.
Привычный и размеренный ход жизни нарушило начало XX века вместе с революциями и приходом большевиков к власти. После изъятия церковной утвари и ценностей храм несколько раз пытались закрыть. Но вот незадача! Если в крупных сёлах и городах церкви закрывались под предлогом устройства в них склада, клуба или столовой, то тут, в глухом лесу, храм просто был не нужен — не находилось применения церковным стенам. Тем не менее, он был официально закрыт одним из самых последних уже в начале войны. 24 июля 1941 года решение о ликвидации вынес Ивановский облисполком.
Удивительно, но после закрытия храмовые иконы и оставшаяся утварь ещё некоторое время продолжали оставаться на своих местах внутри церкви. Власти оставили их без внимания, а местные жители не растаскивали. Причём, причиной тому была не богобоязнь и глубокая религиозность, а наоборот — полное безразличие к церкви, посеянное сталинской пропагандой. Лишь много позднее образа и утварь стали пропадать из храма. Богородице-Рождественский храм остался стоять один-одинёшенек.
Более 60 лет церковь разрушалась природой и человеком. Как населённого пункта погоста уже давно нет. Не сохранилась ни церковная ограда, ни кровля, ни завершение колокольни с главами и крестами. Роспись холодного храма и придела уничтожена полностью, выломан пол из массивных каменных плит, а от Святых ворот остались лишь жалкие обрубки. Старое кладбище с усыпальницей Дроздовых, могилами многих священников и местных жителей почти полностью стёрто с лица земли. Завалены колодцы.
Сейчас церковь в Медушах оделась в строительные леса. Вот уже более года храм восстанавливают, латая дыры в его кирпичных стенах, спрятав крышу под железную кровлю. К самому погосту проведено электричество и теперь в церковном здании гудят деревообрабатывающие станки, жужжат дрели, стучат молотки.
Поговаривали, что руку к восстановлению храма приложила католическая церковь. Эта информация не подтверждена и, скорее всего, вымысел неких заинтересованных лиц. На нынешнем этапе восстановительных работ известно, что при медушском храме будет создана мужская община. Однако недалеко от церковных стен появилось несколько срубов будущих домов и хозяйственных построек, принадлежащих группе женщин, которые собираются переехать в погост на постоянное место жительства, дабы провести остаток дней своих в молитвах и праведности, которых им так не хватает в мирской жизни.
А между тем среди слухов и легенд, споров, толков и разногласий, пока на месте бывшего погоста появляются первые признаки цивилизации, церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы восстанавливается, возвращаясь к своей былой красоте, и её по-прежнему окружают непроходимые дремучие леса.
Текст и фото: Владимир УШАКОВ.
Ковровский р-н.
Медуши. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Святые места. Церковь в селе Медуши
В бывшем Ковровском уезде у южной его границы среди непроходимых лесов находился погост Медуши «при колодцах». Название погоста говорит само за себя и напоминает о вкусном и душистом меде.
Показать полностью. Так оно и есть. Со стародавних времён местные жители занимались бортничеством, а мёд продавали на многочисленных ярмарках не только Ковровского уезда, но в городах и сёлах соседних уездов и губерний. Ковровский мёд поставлялся даже в Москву.
В погосте Медуши, находящемся по старому исчислению в 52 верстах от Владимира, издавна стояла церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вначале храм был деревянным. Впервые о нем упоминается в 1628 году в окладных книгах патриаршего казённого приказа. В середине того же XVII века описывается небольшой приход Богородице-Рождественской церкви погоста: «:на церковной земле двор попов, двор дьячков, бобыльских 2 двора, да в приходе помещиковых 14 дворов, крестьянских 52 двора, двор людской, бобыльских 38 дворов».
Деревянный Медушский храм простоял до середины XIX столетия, пока в погосте не возвели каменную церковь.
Строительство новой церкви началось по завещанию помещика приходской деревни Дмитриево Григория Михайловича Дроздова. Кроме этой владимирской деревни, Дроздову принадлежали имения в Московской и Саратовской губерниях. Вообще-то отставной поручик Дроздов жил в Москве, но во время Отечественной войны 1812 года, когда французы заняли древнюю русскую столицу, он был вынужден перебраться во Владимирскую губернию, да так и остался тут жить. В августе 1818 года почтенный старец скончался, пережив жену, дочь и внука. Всё своё состояние он завещал правнукам. Непременным условием завещания было возведение на погосте каменной церкви рядом с деревянной. На строительство храма Дроздов оставлял 3000 рублей. Примечательно, что 5000 рублей он приказал раздать в качестве милостыни нищим.
В 1820 году священник Богородице-Рождественской церкви Фёдор Иванов направил прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту (Троепольскому) о разрешении строительства в погосте Медуши каменного храма вместо деревянной церквушки. Разрешение это было получено. После начала строительства стало ясно, что денег, оставленных покойным барином на возведение храма, не хватает. И даже пожертвований прихожан было мало. Строительство замедлилось, а потом и вовсе остановилось. Два брата-наследника, Александр и Николай Андреевы, поступили на государеву службу в гусары. Их сестра Ольга вышла замуж и поселилась в Москве.
В 1931 году строительство церкви возобновилось благодаря священнику Луке Шелутинскому – он добился от братьев Андреевых нового пожертвования. К 1833 году была построена трапеза. Один придел в ней освятили во имя святого пророка Ильи, второй – во имя святых мучеников Карпа и Папилы.
Освящение второго придела имеет интересную историю. В конце XVIII столетия при деревянной церкви в погосте Медуши поселился старец по имени Карп. Местными крестьянами он почитался как великий праведник. Когда старец умер, на его могиле стали происходить чудесные исцеления. Приехавший из Москвы помещик Дроздов в своём завещании о возведении церкви из камня велел освятить её во имя святых мучеников Карпа и Папилы. Таким образом, его воля была исполнена и один из придельных престолов был освящён в память о почившем праведнике Карпе.
В 1841 году Александр Ефимович Андреев, отставной поручик, скоропостижно скончался и был погребён на медушском кладбище. Его брат Николай (тоже поручик в отставке).
Медуши. Церковь Троицы Живоначальной.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1853 году усадьбу купил генерал-майор Михаил Федорович Плаутин. На свои средства он в 1866 году отремонтировал церковь и пристроил к ней высокую колокольню по проекту архитектора Н.Д. Федюшкина. Через два года после этого Плаутин продал поместье Леониду Оскаровичу Рауш фон Траубенбергу. При этом владельце церковь была капитально ремонтирована в 1907 году по проекту архитектора Н. Долбинского. По плану церковь представляла собой четырехлистник, оформленный с западной стороны портиком-входом. В углах полукруглых апсид архитектор вписал небольшие помещения на восточной стороне, открытые в алтарную часть. Судя по их размерам, на них не могли поместиться боковые купола, а значит церковь была однокупольной или с колокольней, наподобие Екатерининской церкви в Мурино https://sobory.ru/article/?object=00557, построенной по проекту Н.А. Львова. Нижний ярус церкви в Медушах очень похож на аналогичный в муринской церкви. Возможно Львов имел отношение к церкви в Медушах, т.к. храмы и в Медушах, и в Мурино строились одновременно, а оба Александра Романовича, Воронцов и Ранцов общались.
Александра Романовича Воронцова со Львовым связывали крепкие узы дружбы. По чертежу Долбинского ясно видно, что колокольня, пристроенная в 1866 году, оформленная в русско-византийском стиле. Совершенно не соответствовала ни стилю старой классической постройки 18 века, ни основному объему церкви Святой Троицы. Церковь была закрыта в 1930-е годы. Пострадала в войну. Ныне стоит в руинах заросших травой и кустарником.
Информация: Н.В. Мурашова (Глинка), Л.П. Мыслина Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ СПб: 1999 Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. «Лики России». СПб: 2006
Погост Медуши, в 70 верстах от Петербурга и в 40 верстах от Петергофа, назывался прежде «Горский погост» по ближайшей деревне Горки или по своему гористому местоположению. Тогда церковь стояла на горе, среди кладбища. По перенесении к деревне Медушам, погосту усвоено название деревни.
Первоначальная здешняя церковь во имя св. Николая находилась на Горском погосте. В конце прошлого столетия помещик граф Роман Воронцов задумал устроить каменный, в 2 этажа, храм подле дер. Медуш, заготовил материал и начал постройку, но призванный волею правительства на служение в Новороссийском крае, граф отдал поместье побочному сыну своему Александру Романовичу Ранцову, и он, вместо того, чтобы продолжить постройку, доведенную уже до 2 –го этажа, употребил заготовленный материал на постройку скотного двора. Но когда постигла Ранцова жестокая болезнь, он, приняв это как вразумление от Бога за неисполнение воли графа, приказал рабочим достроить церковь, но уже без второго этажа.
По освящении церкви в 1788 г., старая церковь была разобрана и употреблена на постройки на мызе. Кроме алтаря, из которого построена на месте прежней церкви часовня.
В 1866 г. устроена новая каменная колокольня высотою в 12 саж., по плану архитектора Федюшкина. Из 7 колоколов, самый большой в 51 пуд 15 фунт., обошелся с доставкой в 1000 руб. Его пожертвовал московского Богоявленского монастыря иеромонах Кирилл в 1883 г.
Храм в селе Медушах посвящен св. Троице с приделами св. Николая чудотв. и св. муч. Романа и Давида. Антиминс главного престола освящен и подписан митр. Григорием 1858 г. декабря 27 дня. На кресте под престолом написано, что храм освящен при Екатерине II, по благословению митр. Гавриила, месяца июля 2 дня 1788 г. Антиминсы приделов освящены митр. Гавриилом 1788 г. мая 14 дня.
В церкви погребены некоторые почетные лица, как то: Василий Степанович Кислов, гардеробмейстер и тайный камергер 5-го класса, служивший Павлу I; Александр Романович Ранцов, бригадир и кавалер, умерший в 1829 г.; супруга его Надежда Степановна; сын их, младенец Александр и пр.
Метрические книги имеются с 1792 г… Из прежних священников особым усердием к благолепию храма Божия славился Николай Федоров (с 1811 г.), приобревший колокол и множество икон на собранные, при его участии, церковные суммы. При священнике Матвее Зрелове (с 1850 г.) вся церковь исправлена. Отделены теплые приделы, приобретены новые облачения, запрестольный крест, паникадило, устроены на солее новые перила, иконы украшены ризами; на кладбище устроена новая часовня и заведено сельское училище.
Причт занимается огородничеством и садоводством. Церковь имеет в билете 500 руб. и в других процентных бумагах 250 руб. Школ в приходе три: одна министерская в Медушах и две земских в дер. Десятской и Рудицах. Во всех их учатся до 72 мальчиков и до 45 девочек. Ученики Медушского училища поют в церкви. Церковь посещают исправно, в большие праздники бывает в церкви до 600 человек. Часовен в приходе 11, все часовни деревянные, кроме одной в Старой Буре, сделанной из плиты.
/Священник Матвей Зрелов, 1884 г., апр. 29 дня./
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.
Прогулки по району: церковь Троицы Живоначальной в деревне Старые Мёдуши
Местный туризм в Ленинградской области набирает обороты. Еще бы, сколько прекрасных мест существует в нашем регионе! Чтобы помочь вам сориентироваться, LL продолжает серию публикаций #прогулкипорайону. Исследуем родной край, открываем любопытные точки на карте, рассказываем об их истории, публикуем красочные фото. В разгар зимних каникул LL отправляется на прогулку в деревню Старые Мёдуши в Лопухинском поселении. Здесь на окраине располагается церковь Троицы Живоначальной. Вернее, её руины. В запустении храм находится уже больше 80 лет. Пару лет назад церковь, которая раньше была центром деревни, хотели восстановить. Но до конца довести задуманное не удалось. LL рассказывает о храме под угрозой полного разрушения.
Земли нынешнего Лопухинского поселения в начале XVIII века принадлежали представителям рода Бутурлиных. Сама территория известна с 1500 года, именно тогда она упоминается в Писцовой книге Водской пятины как деревня Медуша. Впервые деревянная церковь появляется тут при Петре Бутурлине. Имение после смерти первого хозяина передаётся его брату Ивану Бутурлину, но уже в 1727 году его отправляют в ссылку. Земли продают представителю старинного дворянского рода Роману Воронцову.
Благодаря новому хозяину в Медушах начинается строительство усадьбы, каменной церкви, вспомогательных зданий. Историки приходят к мнению, что владение было обустроено к 1773 году. Но уже через год там меняется хозяин из-за назначения Воронцова генерал-губернатором Владимира. Имение переходит к его внебрачному сыну Александру Ранцову, который многое сделает для развития деревни.
Ранцов велел использовать материал, заготовленный отцом на церковь, для строительства скотного двора. Однако вскоре Александра Ранцова постигла тяжелая болезнь. Восприняв это как дурной знак, он распорядился достроить церковь. Правда, на второй этаж материала уже не хватило.
14 мая 1788 года митрополит Гавриил освятил новый храм Троицы Живоначальной. Он стал родовой усыпальницей Ранцовых. Потомки дворянина продали Мёдуши инженер-поручику путей сообщения Константину Крамеру, который в 30-ые годы XVII века полностью обновил водную систему усадьбы.
Следующим хозяином имения стал генерал-майор Михаил Плаутин. Благодаря ему Троицкая церковь была отремонтирована, а рядом с ней была построена колокольня. В приходе церкви к 1884 году числилось 11 часовен, свыше 20 деревень, три школы и приют для учащихся и богомольцев.
Последние владельцы Мёдуш – Траубенберги – в 1907 году капитально отремонтировали церковь. Она представляла собой четырехлистник, оформленный с западной стороны портиком-входом. Жизнь храма продолжалась до 1930-ых. После настоятель церкви был расстрелян.
Троицкая церковь серьезно пострадала во время войны. В 60-ых с неё сняли крышу. Некоторое время бывший храм использовали для хранения кормов. В конце XX века он представлял собой руины, заросшие кустарниками и деревьями.
Надежда на восстановление духовного центра деревни появилась несколько лет назад. Администрация Лопухинского поселения предприняла попытку вложить частные средства в ремонт храма. Поселение разделилось на два лагеря: одни были за возрождение церкви, другие уверяли, что восстанавливать её с помощью современных материалов неприемлемо.
Кампания по воссозданию объекта быстро затихла после прокурорской проверки. Выяснилось, что церковь официально считается бесхозной, и прежде чем её восстанавливать, необходимо поставить на учет и передать объект в муниципальное управление. За это никто так и не взялся. В стороне остается и РПЦ. Возрождение Троицкой церкви до сих пор – под большим вопросом.
Школы Ломоносовского района не уйдут на ранние каникулы
«Регион не планирует введение досрочных каникул в школах, так как ситуация с заболеваемостью в образовательных учреждениях стабильна.
Троицкая церковь в Медушах: «наследница» Горского погоста
В 70 верстах от Петербурга и в 40 верстах от Петергофа, на территории Ижорской возвышенности раскинулись земли старинного Горского погоста. Сейчас уже неизвестно, от чего произошло данное название: то ли от своего гористого местоположения, то ли по названию ближайшей деревне Горки. Тогда церковь стояла на горе, среди кладбища.
Впоследствии, после завоевания Петром Первым Ингерманландии, земли Горского погоста среди прочих владений были переданы царем Петру Бутурлину. Для своих крестьян, переселенных сюда из других русских губерний, Бутурлин построил деревянную церковь, освященную во имя св. Николая Чудотворца там же, на местном кладбище.
Во второй половине 18 века местными землями стал владеть граф Роман Воронцов. По его желанию был составлен проект постройки двухэтажного каменного храма рядом с деревней Медуши, где Воронцов обустраивал свою усадьбу. Уже был заготовлен необходимый строительный материал и начата постройка, но дела государственной службы позвали графа в Новороссийский край. В результате делами усадьбы в Медушах стал заведовать внебрачный сын графа, Александр Романович Ранцов. Смена хозяина неожиданным образом сказалась на ходе строительства новой церкви: вместо продолжения постройки, доведенной к тому моменту до уровня второго этажа, новый хозяин предпочел использовать заготовленный материал для постройки скотного двора. Неизвестно, чем бы все закончилось, но вмешались высшие силы, наславшие на Ранцова жестокую болезнь. Впечатленный произошедшим, владелец поместья принял это как вразумление от Бога за неисполнение воли графа, и приказал своим рабочим достроить церковь, но уже без второго этажа. После этого старый деревянный храм на горе был разобрана, а строительный материал использован на постройки на мызе, кроме алтаря, из которого была построена на месте прежней церкви часовня.
Своим появлением каменный храм в Медушах обязан графу Роману Илларионовичу Воронцову
Новая каменная церковь в Медушах была освящена во имя святой Троицы и имела два придела: святителя Николая Чудотворца и святых мучеников Романа и Давида. На кресте под престолом было написано, что храм был освящен при Екатерине Второй, по благословению митрополита Гавриила, 2 июля 1788 года. Антиминсы приделов были освящены 14 мая того же года.
Побочная ветвь рода Ранцовых владела землями в Медушах до середины 19 века. При них была завершена постройка Троицкой церкви.
Новая церковь располагалась прямо у дороги от почтовой станции Каськово на Нарвском шоссе в Ораниенбаум и Петергоф. С севера от церкви располагалось село Медуши с каменной на горе господской мызой, с запада — помещичьи и церковные земли, с юга — волостное правление, приходское училище, дома причта, кладбище и часовня. С перенесением главной церкви в Медуши на смену Горскому погосту пришел Медушский приход.
И сегодня, проезжая по дороге от Каськово в сторону Ораниенбаума и Петергофа, можно увидеть силуэт Троицкой церкви
Со временем Троицкая церковь стала и родовой усыпальницей Ранцовых. Здесь были захоронены сам Александр Романович, бригадир и кавалер, умерший в 1829 г; его супруга Надежда Степановна; ее брат Василий Степанович Кислов, гардеробмейстер и тайный камергер 5-го класса, служивший Павлу Первому; малолетний сын Ранцовых, Александр, умерший в 1814 году.
Во второй половине 19 века новым владельцем Медушской усадьбы стал генерал-майор Михаил Федорович Плаутин. Новый хозяин на свои средства в 1866 году отремонтировал церковь и пристроил к ней высокую колокольню по проекту архитектора Николая Дмитриевича Федюшкина. Колокольня имела высоту в 12 саженей. Из 7-ми колоколов, украшавших колокольню, самый большой весил 51 пуд и 15 фунтов. Он появился позднее, в 1883 году, благодаря пожертвованию иеромонах московского Богоявленского монастыря Кирилл. С архитектурной точки зрения оформленная в «русско-византийском» стиле колокольня мало соответствовала стилю старой классической постройке 18 века, равно как и масштабам Троицкой церкви.
Даже сегодня масштабы колокольни производят впечатление
Так выглядит колокольня Троицкой церкви сегодня
До сих сохранились фрагменты окон. На фото — вид на колокольню с северо-востока
До наших дней дошло описание интерьеров Троицкой церкви, изложенное в «Историко-статистических сведениях Санкт-Петербургской епархии». Основными достопримечательностями храма являлись:
Икона Спасителя во славе, писанная 1858 года художником Измаилом Дмитриевым, находившаяся на горнем месте главного алтаря;
Икона Благовещения, на правой стороне престола; писана в 1839 году студентом семинарии Михаилом Азимовым;
Икона над жертвенником «Снятие с креста», писана в 1859 г. Дмитриевым;
Икона святой Троицы, находившаяся в первом ряду иконостаса, пожертвованная в 1849 г. крестьянином деревни Горки Петром Мироновым;
Икона Божией Матери в серебряной ризе, с вызолоченным венцом, устроена в 1849 г. на сборную сумму в 115 рублей;
Иконы пророка Илии Александра Невского в первом ряду иконостаса, в серебряных ризах, с вызолоченными венцами, приношение ревельского мещанина Ивана Шапкина в 1858 г.
«Тайная Вечеря» над царскими вратами, дар того же лица 1853 г.;
Образ Спасителя, в никольском пределе, в серебряной ризе, весом 7 фунтов 66 золотников;
Образ Николая Чудотворца, в серебряной ризе, с вызолоченным и украшенным драгоценными камнями венцом с крестом, повешенным на среброзлащенной цепочке. В ризе весу 9 фунтов 39 золотников. Образ пожертвован крестьянином деревни Новой Бури Силою Степановым;
Образ Божией Матери в том же иконостасе, устроенный 1849 г. на сборную сумму в 90 рублей;
Оловянный сосуд без надписи, с тремя по бокам крестами;
Венцы из белого железа, окрашенные зеленой краской с изображением Спасителя и Божией Матери.
Особого описания удостоилась картина Страшного суда, содержавшая следующую надпись:
«Образ страшного суда Божия. Христос Бог сице придет судити, живых и мертвых, имать воскресити; и живи тогда смертию изменятся, вси люди на суде явятся». В верхнем ряду картины были изображены Господь Саваоф, Спаситель и Пречистая Богородица с сонмами святых и ангелов; во втором ряду — Христос, Богородица и Иоанн Предтеча, с ангелами и 12-ю апостолами; в третьем — крест, под ним два ангела держат раскрытое евангелие со словами «придите ко Мне все труждающиеся и обременении», потом – два ангела трубящие. Здесь же представлен огромный змей с изображением мытарств. По правую сторону – лики святых, по левую – Моисей указует «жидам» распятого Господа; здесь же – Литва, «Казал баши» и Арапы. Ниже представлены царства: Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское – под символами зверей; мертвые воскрешающие, море и животные, отдающие мертвецов; по правую сторону – праведники, идущие в рай, где восседают Авраам, Исаак и Яков; ниже – грешники, идущие в ад в оковах, которых в правой своей руке держит дьявол; в левой он держит Иуду. Внизу перечислены разного рода грешники, как-то: нищие, «пронырством и обманом» собирающие богатство, земледельцы, работавшие в воскресные дни и «на господ своих роптавшие»; ремесленники, которые неправдою рукоделия свои делили, и обманом и клятвою дорогою ценою продавали»; женский пол, за чары и за бесчинное убеление лица их, и за прелестное украшение риз и за прочие злобы»; купцы и торговые люди, «которые лестью и обманом с клятвою торговали»; судьи неправедные, иноки и инокини «иже точию в одежде иночества, а дел иноческих не творили» священники и, «которые недостойно священство воспринимали и по священнически не жили»; архиереи и всякие начальники духовного чина, «иже овец своих, порученных от Бога, не учили», цари и князья и всякие властелины века сего, «которые неправо господствовали»; жиды и агаряне, не познавшие Господа Бога нашего Иисуса Христа «сатана и дьявол», иже есть лживый пророк антихрист, будет свержен в озеро огненное и все с ним, творящие волю его». За сим представлены виды разных мук: разбойникам, ворам, идолослужителям, гордым и славолюбцам, пьяницам немилостивым и скупым и пр. Внизу подпись «Егда убо придет кончина лет наших света его, тогда Царь страшный Господь наш Иисус Христос прежде пошлет ангелы свои с трубами страшными и грозными. Тогда ангелы Божии, по Господню повелению, вострубят ужасно и страшно зело. Тогда от трубного гласа земля потрясеся и море всколеблется, преисподняя вострепещет, небеса убоятся; тогда, по Господню повелению, мертвии восстанут во мгновение ока» и т. д., заканчивающаяся описание кончины мира и увещеванием покаяться.
Примерно так могла выглядеть икона «Страшный суд» в Троицкой церкви в Медушах. На фото: пример из Благовещенской церкви в селе Едома Череповецкого района Вологодской области.
Примечательной была и церковная библиотека. В ней хранились два издания Евангелия, в старинных окладах и бархатах серебра. Одно, печатанное в Москве 6 сентября 1697 г., другое — 8 мая 1685 года. Но даже на их фоне особо выделялась рукопись на 172 листах в кожаном переплете под заголовком «Летописец келейный преосвященного Дмитрия, митрополита Ростовского и Ярославского от начала миробытия до Рождества Христова, его же архиерейскими руками сочиненный». В ней было изложено краткое житие святого Дмитрия с его духовным завещанием; затем – сказание об обретении мощей святого Дмитрия и о его чудесах; наконец – Летописец келейный.
На последней странице содержалась приписка:
Митрополит Ростовский Дмитрий
Титульный лист «Летописца келейного»
Согласно дошедшим до нас сведениям из прежних священников «особенным усердием к благолепию храма Божий славился Николай Феодоров, приобретший колокол и множество икон на собранные, при его участии, церковные суммы. В последующем, при священнике, Матвее Зрелове, вся церковь была исправлена, отделены теплые приделы, приобретены новые облачения, запрестольный крест, паникадило, устроены на солее новые перила, иконы украшены ризами; на кладбище устроена новая часовня и заведено сельское училище».
Сами прихожане Медушского прихода представляли собой причудливое переплетение коренных жителей — ижор и русских, в том числе, переселенцев из других губерний. Ижорскими деревнями считались Усть-Рудицы, Стародворье, Десятская, Рудицы, Лопухинка, Новые Медуши, Новая Буря, Голубовицы, Саволыцина (помещика Веймариа); Смешанным составом населения отличались Медуши, Горки, Слепино, Гадино, Саволыцина (помещика Брела), Верхние Рудицы, Долгая Нива, Старая Буря и Новая Буря (владение помещика Киселевского). Русскими деревнями считались Медуши, Муховицы, Заостровье, Модолицы, Шелково, Никольское и Саволыцина (помещика Глухова).
Медушский приход насчитывал три школы: министерская, в Медушах, и две земских в деревнях Десятской и Рудицах. В них училось до 72 мальчиков и до 45 девочек. Особо отмечалось, что ученики Медушского училища поют в Троицкой церкви. Впоследствии количество в приходе школ возросло до пяти.
Сама церковь была объектом регулярного посещения прихожанами, коих в большие праздники бывало до 600 человек.
Входная группа хранит на себе следы барельефов, некогда украшавших колокольню
Ниша, где могли размещаться украшения экстерьера
Вид на нижнюю часть колокольни с севера
Помимо общих церковных праздников, таких как день св. Николая Чудотворца, в каждой деревне были свои, особо чтимые церковные праздники. В частности, прихожане активно праздновали Истра и Павла—в Горках, Никольской, Рудицах, Десятской и Стародворье; Ильинскую Пятницу—в Рудицах, Пророка Илию— в Медушах, Муховицах, Шолкове и Голубовицах, Успение — в Заостровье, Фрола и Лавра—в Молодицах, Воздвижение — в Голубовицах, Рудицах, Десятской и Стародворье, Иоанна Богослова — в Рудицах, Покров и Андрея Критского — в Молодицах, Косму и Дамиана— в Усть-Рудицах, Архангела Михаила — в Старой Буре, Шелково и Голубовицах. Помимо обычных крестных ходов проводились также 9-го мая — в часовню на кладбище, в Троицу — в Заостровье, 29-го июня — в Десятскую. Такие крестные ходы устанавливались в память пожаров и крупных падежей скота.
Помимо Троицкой церкви Медушский приход насчитывал 11 часовен, одна из которых была устроена на местном церковном кладбище во имя святого Николая, отремонтированная в 1853г. Помимо этого часовни располагались: в Горках – Петра и Павла, в Слепино – Успения, в Голубовицах – пророка Илии и Архангела Михаила, в Молодицах – Флора и Лавра, в Муховицах – пророка Илии, в Новой Буре – мучеников Маккавеев, в Савольщине – Рождества Христова, в Верхних Рудицах – Параскевы, в Нижних Рудицах прямо посреди реки на острове – Космы и Дамиана, в Старой Буре – Архангела Михаила. За исключением последней, сделанной из плитняка, все остальные часовни были деревянными. Общее количество прихожан по состоянию на 1883 год составляло 1285 душ мужского пола, и 1440 – женского.
По традиции в приходе действовало попечительство, открытое в 1869 году. Силами попечителей был устроен приют для учащихся и для богомольцев, приходящих из отдаленных деревень.
Последний владелец Медушской усадьбы – Леонид Оскарович Рауш фон Траубенберг – также не оставлял своим внимание Троицкую церковь. В 1907 году она была капитально отреставрирована по проекту архитектора Николая Александровича Долбинского.
Так выглядела Троицкая церковь по чертежу архитектора Долбинского
Тридцатые годы подвели черту под существованием Медушского прихода: Троицкая церковь была закрыта, богослужения прекращены. В военные годы церковь получила серьезные повреждения и с тех пор продолжает находиться в руинированном виде. На фотографиях 80-х годов прошлого века еще виден купол, коим была увенчана колокольня.
Вид колокольни Троицкой церкви в Медушах. Фото 80-х г.г. прошлого века. Еще на месте купол…
Сейчас на месте купола зияет дыра…
Одно время возникла надежда на благополучный исход: внутри церкви были очищены от растительности, залито бетонное основание, а само строение начали обкладывать «новоделом».
Еще несколько лет назад территория церкви стояла поросшая деревьями и кустарником…
За последние годы ситуация изменилась
Была начата обкладка стен церкви «новоделом»
…но своего продолжения пока эта работа не получила
Внутренняя часть церкви была очищена от растительности и забетонирована
Стоит ли ожидать возрождения храма?
Но с тех пор работы приостановлены и судьба старинной Троицкой церкви в Медушах — наследницы Горского погоста — вновь висит на волоске…
Надежда остается всегда…
P.S. При написании статьи были использованы следующие материалы:
«Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии», выпуск десятый
«Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии», 1899 г.
«Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Ломоносовский район». Н.П. Мурашова, Л.П. Мыслина