Медведь что это значит
Символ медведя
Медведь — это символ силы, мужества и упорства.
Это уникальное животное, и его символ чрезвычайно популярен в легендах многих культур по всему миру.
Медведь — всеядный зверь, похож на людей, потому что ест коренья, орехи, мед, ягоды, птичьи яйца и травы.
Первобытный человек начал отождествлять себя с медведем по нескольким причинам. С ранних времен, когда люди были охотниками и собирателями, они уважали и боялись медведя, а иногда даже поклонялись ему, потому что, хотя он и был хищником, он обладал силой.
Медведь — символ России
Если быть точным, то символ России — двуглавый орел. Но за рубежом Россия устойчиво ассоциируется с медведем. Давайте разберемся, почему сложилось такое мнение.
Медведь был всегда в почете у славян. Он считался тотемным животным.
Также в Средние века скоморохи путешествовали по Руси с ручными медведями. Зверей учили танцевать, выполнять простые трюки и просить милостыню.
При Иване Грозном была распространена ужасная казнь: на осужденного выпускали медведя. Иногда приговоренного зашивали в шкуру медведя. Затем на него натравливали собак. Разъяренные псы рвали шкуру и убивали осужденного.
Для Ивана Грозного смотреть на это было любимой забавой. России всегда везло с правителями. В данном случае с душевнобольным
Глупое утверждение, что по улицам России бродят медведи, возникло из-за трагичного случая. В 1526 году дипломат из Священной Римской империи Зигмунд фон Герберштейн наблюдал, как голодные медведи в поисках пищи гуляли по улицам русских городов. Они пытались ворваться в дома жителей.
Так и родился миф, что по улицам России бродят медведи.
Бурый медведь очень распространен в России
Россия поставляла в Европу медвежий жир. Особенно его ценили в Англии (как средство от облысения). Некоторые местные торговцы продавали обычный свиной жир как медвежий. Этим они наживались на наивности английских богачей.
Другой причиной, по которой Россия ассоциировалась с медведями в глазах европейцев, была знаменитая медвежья академия, основанная в XVII веке в городе Сморгонь. На самом деле это была просто частная школа, которая обучала цирковых медведей по всей Европе. Город Сморгонь в то время был частью Речи Посполитой. Но европейцы считали, что раз город расположен на востоке, значит, в России.
Поэтому неудивительно, что, когда Англия в XIX веке начала производить политические карикатуры и гравюры, Россия всегда изображалась на них в виде медведя.
Медведь как символ Олимпиады 1980 года
В 1979 году СССР ввел войска в Афганистан. На Западе началась антисоветская истерика. СССР изображали как кровожадного зверя, который стремится погубить все человечество.
Чтобы разрушить этот стереотип, организаторы Олимпиады решили создать образ веселого и приятного медвежонка.
Олимпийский мишка растрогал всех гостей Олимпиады 1980 года
Со своей задачей организаторы справились на отлично!
Медведь — символ города Ярославль
По легенде, на Ярослава Мудрого напал медведь (есть сведения, что медведица). Но князь не растерялся и зарубил зверя секирой. Правда или нет, сложно сказать. Но символ медведя очень распространен в городе Ярославле.
Медведь — символ партии «Единая Россия»
Очень странно, что бренд-менеджеры решили выбрать в качестве логотипа партии медведя, а не двуглавого орла. К тому же, судя по рисунку, медведь белый? Да и прорисовка очень странная.
Медведь в мифологии других народов
Символ медведя в Китае
В Китае во времена династии Хань люди поклонялись медведям. Этот символ был настолько популярным, что медведь стал тотемным животным для страны.
Забавная панда быстро стала символом Китая
Панды хорошо известны в этом регионе, и люди считают их символом процветания и изобилия.
Символ медведя в фэн-шуе
В фэн-шуе медведь — это мужчина.
Фигурки медведей, размещенные возле входной двери, служат стражами для всех, кто там находится. Для тех, кто ожидает ребенка, сохранение статуи медведя является одним из способов обеспечения здоровья ребенка (обычно мальчика).
Символ медведя у индейцев Америки
Среди коренных американцев медведь считался символом мудрости, силы и исцеления. Племена носили медвежьи амулеты и фетиши на удачу и для того, чтобы всегда иметь при себе силу медвежьего Духа.
Медведь как символ у кельтов
Кельтская традиция сплетает множество различных символов животных в единую мифологию. В качестве одного из примеров можно привести Арти, богиню дикой природы, принявшую облик медведя. Считается, что охотники призывали ее дух для успеха.
Медведь считался родителем, который защищает, поэтому медвежьи когти часто становились амулетами и талисманами.
Для кельтов медведь был символом силы
Для кельтского воина выбор медведя в качестве личного животного тотема позволял ему черпать силу для защиты клана или племени. А также заряжать себя энергией для битвы, укреплять свою волю и личную энергию, чтобы выдержать “битву”.
Кельтские воины также рассматривали медведя как животное-союзника при взаимодействии с властью.
Медведь в сновидениях
В толковании сновидений медведь имеет широкий спектр значений в зависимости от типа, цвета и действия зверя, а также культурного контекста.
Например, в арабских общинах встреча с медведем во сне означает конфликт с могущественным и энергичным врагом, в Европе — потенциальную опасность, а в Китае — рождение сына.
Если смотреть в целом, то у медведей положительная символика
Медведь как тотем
Если вы родились с медвежьим тотемом (или выбрали это могучее, но веселое и игривое существо в качестве своего тотемного животного), у вас есть естественная сила духа, уверенность и способность брать на себя роль лидера.
Единственное предостережение, о котором следует помнить, — это то, что у людей-медведей горячий характер.
Значение слова «медведь»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МЕДВЕ’ДЬ, я (я́ неправ.), м. 1. Большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью. Бурый м. Белый м. (полярный, с белой шерстью). 2. перен. Неуклюжий, неповоротливый человек (разг. шутл.). 3. Медвежий мех, одежда из медвежьего меха (разг. устар.). Шинель на больших медведях. Ггль.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
медве́дь
1. зоол. крупное мохнатое хищное млекопитающее (Ursus) ◆ Белый медведь крупнее бурого.
2. перен. сильный и крупный, но неуклюжий человек
3. перен. бирж. жарг. участник фондового рынка, играющий на понижение котировок акций ◆ Медведи продают акции с расчётом выкупить их потом подешевле, или просто продают, чтобы зафиксировать уже полученную прибыль.
4. ж.-д. жарг. густой выброс черного дыма работающим под нагрузкой двигателем тепловоза, сопровождаемый громким низкочастотным рокотом, похожим на рычание медведя
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кухарка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Медведь что это значит
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ОБРАЗ МЕДВЕДЯ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Мировоззрение славянских народов сформировалось на основе верований и представлений многих поколений, живших на территории современных Украины, России, Белоруссии и принадлежавших к разным племенам и археологическим культурам.
Именно они, древние собиратели, охотники, рыболовы, скотоводы, земледельцы, ремесленники — славяне оставили отражение своих верований в том многогранном комплексе, который сегодня мы с вами называем нашей традиционной славянской культурой.
Большая часть их представлений о жизни выражена в сюжетах мифов, обрядах и устном народном творчестве.
Животным в мифологиях многих стран отводится огромная роль и сегодня это объясняется тем, что на ранних стадиях своего развития люди не пытались выделить себя из рядов живых существ, не противопоставляли себя природе.
Славяне не были исключением – у них широкого распространения получили магические представления о животных, как о родоначальниках человеческой нации, или о животных, как об особой сущности человека.
Одним из самых могущественных и таинственных животных славянских мифов, безусловно, является медведь, роль которого мы сейчас с вами и рассмотрим.
Известно, что у южных народов царем зверей всегда был лев, в то время, как у наших предков в зверином мире царствовал медведь. Он — славянский хозяин леса, покровитель охоты и рыбалки. Особенность медведей впадать в зимнюю спячку (на Воздвижение) и пробуждаться весной (Масленица или Благовещенье) стало ключевым фактом в представлении о медведе, как об аналоге Дажьбога, который замыкает зиму и отмыкает весну.
Медведь в поверьях славян на разных отрезках времени считался родственником человеку (из-за умения ходить на задних лапах, лазить по деревьям, питаться той же едой, что и человек, а так же схожести лап медведя с человеческими ступнями и пальцами); его прародителем и, наоборот, потомком; духом – защитником и олицетворением бога Велеса (часто изображался рядом с ним или носил его знак).
Настоящее имя медведя было запрещено: сегодняшнее название «медведь» это своеобразный заменитель его настоящего имени и означает он: медом ведающий, знающий где мед, к меду ведущий, в украинском варианте (добывающий мед).
Таких имен — заменителей у медведя было несколько десятков, среди них самые распространенные: «сам», «хозяин», «черный зверь», «мохнатый», «косолапый», «бортник», «старик», «лесной человек», «дедусь»…
Истинное же название медведя, постоянно встречающееся на древнеславянских рунах, настенных и бытовых надписях и изображениях звучит как bеr или bar (производное от названия берлоги – логово медведя).
Последнее двадцатилетие наша культура все больше впитывает традиции Запада: мальчишники и девичники полностью утратили свое первоначальное предназначение, появился ритуал прохождение к свадебной арке, бросание букета незамужним подругам и др.
Если же вернуться к истокам, мы увидим, что отношение к свадьбе у славянского народа было ответственным и священным — жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками, символами и ритуалами. И медведь, надо заметить, играл здесь одну из ведущих ролей.
На некоторых территориях славянского ареала существовали игровые обряды ряжения в медведя во время сватовства. До наших дней дошли сведения о двух ритуальных играх «Охота на медведя» и «Медвежья песня».
В ритуале «Медвежья песня» центром обряда становился медведь, символизирующий сильного, умного мужчину, который добивается любви избранной девушки. Здесь «Медведь» пытался привлечь и удивить возлюбленную своими несказанными умениями: вырвать дерево с корнем, словить руками рыбу, принести на одном плече бочку с медом… При этом остальные действующие лица обряда подбрасывали ему те или иные задания, с которыми силачу нужно было справиться, задания могли быть комическими – станцевать, повторяя движения настоящего медведя, сыграть на музыкальном инструменте или спеть, настоящими хозяйскими задачами – перевезти груженую телегу, перенести мешки с зерном. Если герой справлялся со всеми трудностями, он превращался в юношу (с него снималась медвежья шкура) и заходил в дом невесты свататься.
Во время свадебного обряда образ медведя так же занимал центральное место. Здесь ключевым было народное поверье, согласно которому медведь, как чистое животное, защищает людей от нечисти и зло не может принять его облик. Ряженая в шкуру медведя старшая женщина выполняла защитную функцию, оберегая жениха и невесту от происков зла.
Мать встречала новобрачных после венчания в вывернутом мехом наружу медвежьем тулупе (шкуре), что символизировало установку на богатство и плодовитость.
Позже, когда образ медведя стал шире и приобрел символику плодовитости, его обереги были направлены на усиление одной из главных целей семейного союза — рождение детей. Здесь медведь уже защищал и умножал плодовитость, деторождение, появление на свет здоровых детей мужского пола, помогая семье укреплять род.
Культ медведя существовал во многих частях мира еще в Каменном веке. Древние люди придавали медведю особое значение, о чем свидетельствуют находки древнейших памятников культуры.
В мифологическом представлении человека Каменного века медведь представлял священное животное, о чем свидетельствуют наскальные рисунки палеолита, мезолита и неолита. Многочисленные наскальные изображения не только охоты на медведя, но и его отдельно, говорят об особой роли медведя для древнего человека.
Два медведя, Хйеммелюфт, Альта-фьорд, Норвегия
Гравированный рисунок медведя, пещера Пешь-Мерль, Франция
Пещерный медведь, пещера Шове, Франция
Гравированные морды медведя и лошади, Кресвел, Англия
В мифологии Северного полушария образ медведя является одним из самых распространенных.
На территории России в каменном веке также существовали свидетельства особого отношения к медведю. Памятники наскального искусства с изображением этого зверя имеются во многих местах России. Например, на камнях Балабан I и II, расположенных на берегу реки Тагил, на родине манси, у которых медведь считался князем лесов, присутствуют изображения медведей.
Панорама Камня Балабана I, 2010 год
Эти и другие находки свидетельствуют о существовавшем у древних народов России культа медведя.
Божественная ипостась медведя в представлении древних народов России породила создание многих эвфемизмов для замены табуированного имени этого животного, таких как «лесная или горная женщина» у манси, «шерстной человек» (кеты), «князь зверей» (якуты), «царь-человек» (буряты), «маленькое дорогое божественное создание» (айны).
Само слово «медведь» означает «поедающий мёд» (трактовка «ведающий мёд» является ошибочной), и впоследствии само стало заменяться эвфемизмами: «косолапый», «бурый», «старый», «тихий», «мохнатый».
Постепенно медведь из предка трансформируется и приобретает образ хозяина, царя леса, князя зверей.
В языческой символике медведь олицетворял умение быть хозяином мира, хорошим семьянином, учителем, воспитателем, схоронником (хранителем запасов, купцом).
Поэтому чаще всего этот символ изображался на мужских талисманах.
Знак “медвежьи уши”- символ внимательности в язычестве, а “след медведя”, как символ охотника, вышивали на мужских рубахах.
Медвежий угол
2.1K постов 1.4K подписчиков
Правила сообщества
1. Оскорблять других пользователей;
2. Оставлять посты не по теме сообщества.
3. Нарушать правила пикабу.
4. Выкладывать в комментариях жесть(например разорванных животных) в постах без тега жесть.
Можно делиться медведями.
Ого, кто-то Рыбакова прочитал😁
Похожа на тещу моего брата
Приводить Рыбакова как авторитетный источник это такое себе(
В Европе, насколько я помню, жил пещерный медведь. «Пещеры», разумеется, выкапывал сам. И в оставленных им нычках потом жили и люди, что явно наложило отпечаток на их отношение к этому зверю. Мёд, опять-таки разВЕДЫВАЛ и отВЕДЫВАЛ именно он, давая людям подбирать оставшееся (кстати, поясните, где тут ошибка). Вот и вступил в должность тотемного животного.
потом медведь стал на две ноги, и люди поклонялись ему как святому (подотряд псообразных)
Символика числа 400 у ацтеков
Ацтеки уделяли огромное внимание числам, многие из которых обладали определенным значением помимо простого указания на количество. Они использовались для описаний ритуалов, в именах богов, в названиях эпох.
Иллюстрация: Числа вплетены в изображение, образуя даты, названия эпох. Камень пяти солнц. Ацтеки, 1503 г. н.э. Коллекция The Art Institute of Chicago.
Число 400 в этом смысле не исключение. Так, божеств пульке совместно называли Сенцон Тоточтин, или 400 кроликов. Мишкоатль был отцом 400 сыновей, известных под именем Сенцонуицнауа (четыре сотни, окруженные терниями), которые в дальнейшем погибнут от руки Уицилопочтли. И все же, для того, чтобы понять значение и символику числа 400 стоит начать не с божеств, а именно с количественной оценки.
Мезоамериканские индейцы в отличие от европейцев использовали двадцатеричную систему счисления. Ацтеки обычно обозначали все числа до 20 просто количеством точек. Точно так же для указания любого числа от 20 до 400 использовали сочетания точек и символа числа 20. Таким образом, число 400 было своего рода вторым рубежом после 20.
Иллюстрация: Числа 20. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
В то время как 20 символизировало достаточность, целостность, число 400 обозначало огромное множество, но, что важно, счетное множество. В этом плане интересен сам символ числа 400.
Иллюстрация: Числа 400. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
Само слово 400 на науатле звучит как «цонтли» (tzontli). Оно используется в качестве суффикса для всех чисел от 400 до 499 и буквально переводится как «волосы», а иногда как «связка травы или побегов» или даже «голова». Здесь, конечно, напрашивается отсылка на подробное описание одного из принципов существования мира у ацтеков, который называют «маллинали» (трава), но мы несколько ограничены размерами публикации, а потому обозначим его очень поверхностно как «упорядоченность» (подробнее опишем его, если это будет интересно нашим читателям).
Иллюстрация: Знак дня «Трава» в виде челюсти скелета из которой словно волосы растет трава. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Таким образом, число 400 одновременно символизирует следующее:
1. Великое множество;
2. Счетность. Пусть и не сразу, пусть и с трудом, но объекты, описываемые числом 400, можно посчитать;
3. Упорядоченность. Объекты, имеющие характеристику 400, не хаотичны, не бессмысленны. Они имеют четкую структуру, определенную систему, хоть и не всегда очевидно понятную человеку.
С учетом этих граней смысла имена богов, включающие в себя число 400, становятся значительно более понятными.
Так богов пульке именовали 400 кроликов, т.к. каждый из них в том числе олицетворял одно из состояний опьянения. Этих состояний великое множество, но все же не бесконечное количество. Кроме того, действие напитка считалось упорядочивающим: перед жертвоприношением пленников поили пульке, дабы успокоить их энергию и привести ее в форму, подходящую для подношения.
Иллюстрация: 400 кроликов. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Сыновья Мишкоатлья (Сенцонуицнауа), погибшие от руки Уицилопочтли, вознеслись на небо и стали звездами. Их также очень много, но не бесконечно много. В их расположении есть определенная система: они устилают ночное небо довольно равномерно, гармонично, формируют созвездия.
Богиня Майяуэль была обладательницей 400 молочных желез, что символизировало источники пропитания (в т.ч. и для людей). Земля дает много еды, но ее количество все же ограничено.
Иллюстрация: Богиня Майяуэль в образе Цицимиме. Ацтеки. Коллекция The Welt Museum Wien.
Впервые найдено свидетельство добычи человеком малого пещерного медведя
Палеонтологи обнаружили в Башкирии (пещера Иманай) череп малого пещерного медведя с повреждением искусственного характера.
Дмитрий Гимранов и череп медведя
Анализ показал, что отверстие в темени сделано остроконечником. Животное в возрасте 9–10 лет было убито во время зимней спячки около 35 тыс. лет назад.
Находка — первое прямое свидетельство охоты палеолитического человека на малого пещерного медведя. Описание находки и результаты исследования будут в скором времени опубликованы в отечественном журнале «Вестник археологии, антропологии и этнографии»
«Охота на крупных млекопитающих играла ключевую роль в жизнеобеспечении древнего человека. Однако прямых данных о том, что непосредственно человек добывал животное, немного. Существуют свидетельства охоты на большого пещерного и бурого медведей в Западной Европе. В этих исследованиях анализируют следы на костях. Эти следы древние люди могли оставить при разделывании туш уже погибших животных, не добывая их самостоятельно. Известен лишь один факт добычи пещерного медведя человеком, основывающийся на характере повреждения позвонка, вероятно, от метательного орудия», — рассказывает соавтор исследования, старший научный сотрудник лабораторий палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН и естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях Уральский федерального университета Дмитрий Гимранов.
«Наша находка является единственным свидетельством добычи человеком малого пещерного медведя. Отсутствие костей со следами разделки туш медведя и добывания костного мозга, то есть кухонных остатков, позволяет говорить о единичности этого «охотничьего» действия.
Очевидно, охота на этих животных не являлась специализацией древних охотников, оставивших следы пребывания в пещере Иманай», — констатирует Дмитрий Гимранов.
Отметим, раскопки в пещере Иманай, которая находится на территории национального парка «Башкирия», ученые проводили на протяжении трех лет. За это время они собрали более 10 тыс. остатков позднеплейстоценового периода, в том числе большое количество костей малого пещерного медведя и пещерного льва. Участие в исследовании черепа медведя приняли сотрудники ряда институтов РАН: Института экологии растений и животных УрО РАН (Екатеринбург), Института археологии РАН (Москва), Института истории, языка и литературы УфНЦ РАН (Уфа).
Пещерные медведи населяли территорию северной Евразии в позднем плейстоцене (250-10 тыс. лет назад). Наиболее частыми эти животные были в фаунах Западной Европы, Кавказа и Урала.
Находки костей пещерных медведей обычны в пещерах и иногда образуют огромные скопления. В связи с тем, что в пещерах обитали не только животные, но и древний человек, совместное нахождение костей пещерного медведя и артефактов не редкость.
Однако малый пещерный медведь — не совсем обычный вид пещерного медведя. Впервые его остатки нашли в Великобритании в 1922 году. Позже более объемный материал в Краснодаре собрал и описал академик Алексей Борисяк. Он и назвал новый вид русским пещерным медведем (впоследствии его стали называть «малый пещерный медведь»).
И в России, и на Западе «следы» этого вида — большая редкость. По-настоящему крупные находки связаны с раскопами в 1970–1980-х годах в пещере Кизеловской в Пермском крае (находки хранятся в Санкт-Петербурге).
Несколько лет назад палеонтологам посчастливилось открыть пещеру Иманай, где костей малого пещерного медведя оказалось в разы больше, чем в Кизеловской. На сегодня пещера Иманай является крупнейшим депозитом остатков малого пещерного медведя в мире, на основе изучения которых ученым предстоит сделать еще много интересных открытий.
Информация и фото предоставлены пресс-службой Уральского федерального университета