Мекка и медина что это
Мекка и Медина. Ислам и иудаизм
Медина — второй по святости город мусульман (Аравийский п-ов) в Хиджазе, расположен в 250 милях к северу от Мекки; бывшая столица Мухаммада, куда он бежал из Мекки. Здесь же находится его гробница.
По-видимому, евреи поселились в Хиджазе после завоевания Иерусалима Невухаднецаром. Возможно, переселялись они постепенно, после нашествия Помпея (64 год до н.э.), покорения Иудеи Титом (70 год н.э.), затем во время преследований Адриана (136 год н.э.). Богатое и процветающее население было в Ятрибе, где евреи имели свои укрепления.
Важнейшие еврейские роды были Бану Кайнука, Бану Курайша и Бану Надир. Последние два назывались ещё Аль Кагинан, считая своё происхождение от Аарона. С 4-го века началось наступательное движение арабских племён на евреев Медины. Племена эти делились на два клана — Бану Аус и Бану Хазрадж. Вероломно убив старейшин евреев, к концу 5-го века арабы достигли первенствующего положения в Медине.
Евреи находились на заднем плане в течение целого столетия. За несколько лет до Хиджры евреи приняли деятельное участие в битве между Бану Аус и Бану Хазрадж. Бану Надир и Бану Курайша сражались на стороне Бану Аус, Бану Кайнука были на стороне Бану Хазрадж. Победа осталась за первыми.
Присутствие евреев в Медине облегчило распространение учения Мухаммада. На первых порах Мухаммад относился к евреям дружелюбно. Впоследствии он стал притеснять евреев Медины, а затем решил покончить с евреями, видя в них постоянную опасность для своего учения.
Мухаммад осадил племя Бану Кайнука, и через 15 дней те сдались. Они переселились на север, ослабив силы оставшихся евреев. Летом 625 года Мухаммад напал на племя Бану Надир. Последние вынуждены были сдаться и переселиться в Хайбар и Сирию. Остались лишь курайшиты. Многие еврейские изгнанники возбуждали против Мухаммада арабские племена и курайшитов. Мухаммаду удалось поссорить союзников, осаждавших Медину; посреди штурма те бросили евреев, оставив курайшитов без помощи. Мухаммад выступил против курайшитов. Те сдались. Решить их судьбу было предоставлено Саиду ибн Муат, и, несмотря на заступничество его племени, все мужчины Бану Курайша, числом 750, были преданы смерти, а жёны и дети проданы в рабство.
В Медину был запрещён въезд как евреям, так и христианам.
Священные города Мекка и Медина — описание, фото, видео
Мекка и Медина — удивительные современные города с развитыми торговыми центрами, высотными зданиями, а также прекрасными отелями. В городах можно найти достаточно большое количество интересных и захватывающих мест, Мекка даже имеет свой парк развлечений. Стоит знать, что посетить данные города могут только те, кто исповедует ислам.
Медина — священный город, который расположен на территории Хиджаза, примерно, в 50 км к северу от города Мекки. Медина окружена холмами с трех сторон. Ранее город имел название Ясриб. Медина ан-набий — в переводе означает город Пророка, в котором было окончательно утверждено Священный Коран. В городе впервые было установлено первое исламское государство. Также из Медины были отправлены армии в Персию, Египет и Сирию.
Мекка — это священное место, где был рожден Пророк Мухаммад. Мекка является священным городом для жителей мусульман. Каждый год в хадже можно встретить более 3 млн паломников. Мекка также известна как Безопасный город (Аль-Балад аль-Амин), Священный город (Аль-Балад аль-Харам), Мать всех городов (Умм аль-Кура).
Даже сегодня Мекку считают столицей Саудовской Аравии, о данном священном городе слышал почти каждый! Город очень сильно преобразился, в нем можно встретить такие известные заведения, как «Картье», «Starbax», «Тиффани», Topshop и H&M. Здесь находится крупнейший торговый центр «Абрадж аль-бейт», огромный парк развлечений, магазин женского белья, фаст-фуд и много чего другого интересного.
Священный город действительно меняется, в нем также строятся больницы, молитвенные залы, отели, торгово-гостиничные комплексы и др.
Сегодня Мекка и Медина — крупные культовые современные города. Для паломников были созданы все необходимые условия, мечети регулярно реконструируются и достраиваются.
Ежегодно многие люди желают посетить исламские святыни, поэтому города очень активно развиваются и растут.
Мекка и Медина с космоса — видео
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Мекка. Главный город мусульман. Медина. Мечеть пророка. Общая характеристика
Мекка. Главный город мусульман
Мекка, главный священный город мусульман, расположена в Саудовской Аравии в 100 км от Красного моря. Здесь родился будущий пророк и находится главная святыня мусульманского мира — Кааба. Точно время основания Мекки неизвестно, но она упоминается уже у Птолемея. Город раньше носил название Бака и был крупным торговым центром, через который, часто транзитом, проходило большое количество товаров. Мекка была финансовой столицей региона. «Во времена Мухаммада передовые люди Мекки были в первую очередь финансистами, умело управляющими кредитными операциями, искушенными в финансовых спекуляциях, заинтересованными в возможности любых выгодных инвестиций от Адена до Газы или Дамаска». Также город являлся и крупнейшим местом сосредоточения идолов языческих богов, к которым арабы совершали паломничество в доисламское время.
С городом и его окрестностями связано множество мусульманских легенд и преданий: Адамово тело было сотворено из глины, взятой в Мекке; здесь же он встретился с Евой после изгнания из рая; Ибрахим, по одной из легенд, в окрестностях Мекки пытался принести в жертву своего сына Исмаила.
В центре Мекки находится самая большая культовая постройка исламского мира — Масджид ал-Харам, или в переводе с арабского Запретная мечеть. Здание много раз разрушалось и перестраивалось. Его площадь сейчас — более 300 тыс. кв. м. «Для мусульманского искусства характерны грандиозные архитектурные сооружения, имитирующие космические сферы, которые становятся как бы соразмерными человеку, мечети одновременно и огромны и уютны».
Четыре главных входа Запретной мечети расположены строго по сторонам света; 20-метровые внешние стены мечети облицованы зеленым мрамором. У этой мечети самое большое количество минаретов, что говорит о ее главенстве в мире. Правда, существует легенда о турецком пане Ахмеде I (1603-1617), приказавшем в начале XVI в. построить мечеть с шестью минаретами, тогда как в Запретной мечети в то время их было меньше. В Стамбуле и во многих других частях мусульманского мира этот указ вызвал большое недовольство. Но султану удалось найти достаточно простой выход из трудного положения — он достроил несколько минаретов в Запретной мечети (Аравийский полуостров в то время входил в состав Османской империи). В настоящее время минареты мечети одинаковой высоты — 95 метров. Мечеть представляет собой синтез старых архитектурных традиций с самыми современными технологиями. Во время последней реконструкции мечети власти Саудовской Аравии, стараясь облегчить паломникам пребывание в жарком климате Мекки, установили в мечети кондиционеры, также начали работать эскалаторы.
В центре Запретной мечети находится Кааба (пер. с араб. «куб»). Это прямоугольная постройка размером 10 х 12 х 15 м. «Стены Каабы были сложены из шестнадцати рядов камня и пятнадцати рядов дерева попеременно, начинаясь и завершаясь каменной кладкой, и поднялись почти на девятиметровую высоту; снаружи кладка была скрыта слоем стука — пластичного материала из природного гипса и извести». Мусульмане всего мира называют Каабу Священным домом. История возникновения Каабы относится к доисламским временам, когда семитские племена Аравии поклонялись языческим божествам, в частности Хубале, который покровительствовал племени курейшитов и, скорее всего, стал для них прототипом Аллаха. Тогда и возникла необходимость в охране идолов и создании священной территории вокруг них. Поэтому сначала из глины, затем из камня начали возводить прямоугольные постройки. Постепенно постройки все более усовершенствовались: они увеличивались в размерах, появилась крыша, территория вокруг Каабы становилась все более почитаемой. Постройку покрывает кисва — специально предназначенное для этого покрывало. «На время совершения обрядов при особенно большом стечении народа в период хаджа подбирают, и тогда взорам людей открывается ровная каменная кладка стен здания». Традиция покрывать Каабу специальной тканью родилась также в доисламские времена, когда возникла необходимость сохранять священный предмет от посторонних взглядов.
Входом в Каабу служит дверь, которая находится на уровне около двух метров выше земли. В Средние века верующие пытались таким образом не допустить разграбления святыни и защитить ее от селевых потоков^ которые довольно часто случаются в данном регионе. Существует версия, что до принятия арабами ислама стены Каабы изнутри были расписаны, и это объясняется тем, что в Мекке было велико влияние христианских эфиопов.
В Средние века Кааба страдала от пожаров, несколько раз разрушалась соседними враждебными племенами, однако всякий раз вoзpoждaлась. Люди знали, что именно здесь возможна связь с многочисленными богами, а после принятия ислама и с едином Богом — Аллахом. Именно здесь находится Черный камень.
Черный камень священен для мусульман. Это один из немногих до- мусульманских культовых предметов, которые Мухаммад «обратил» в ислам. По легенде, история камня восходит ко временам жизни Адама и Евы. Когда Адам был изгнан из рая, он получил от Аллаха камень — яхонт. В камне отражался рай, чтобы перволюди вспоминали о нем и сожалели о его потере. Со временем камень приобрел черный цвет — от прикосновения грешных людей. Он находится на восточной стороне Каабы и расположен на уровне полутора метров от земли. Являясь главной благодатью, полученной от Бога, он привлекает паломников: мусульмане всего мира спешат в городе именно к центру Запретной мечети, к Черному камню.
Рядом со священным домом находится полукруглая стена (хатим) высотой 90 см и шириной 1,5 м. Считается, что раньше она соединялась с Каабой, то есть они были единой постройкой. Место, находящееся между ними, является почитаемым, так как здесь обрели покой пророк Исмаил и его мать Хаджар.
Медина
В 430 км к северу от Мекки находится вторая мусульманская святыня на Аравийском полуострове — Медина.
Поселение было основано в последние века до нашей эры и имело название Йасриб. Первыми поселенцами были евреи, и еще долгое время большинство города составляли еврейские общины. Город получил свое нынешнее название благодаря Мухаммаду. В Медине находится могила пророка и здесь он провел большую часть своей жизни. Войдя в Медину, Мухаммад с помощью верблюдицы, которая остановилась в определенном месте, выбрал участок для своего будущего дома. Он купил этот участок у двух братьев за 10 динаров. На этом месте росли пальмовые деревья, находились руины древних построек и могилы. После того как захоронения перенесли и часть пальм вырубили, был построен дом, который затем стал заповедной частью Мечети Пророка. Но во времена Мухаммада он еще не считался священным, так как был жилым помещением и местом для обсуждения важных дел.
В VII в. дом был глиняным. Постройка включала в себя внутренний двор (около 50 кв. м), часть его была покрыта навесом (сделанным также из смеси глины и пальмовых листьев, с опорами из пальмовых стволов), который служил верующим укрытием от солнца. Именно такая структура постройки стала определяющей для первых мечетей. С восточной стороны были комнаты жен. В северной части находили себе приют бездомные. Молитвы осуществлялись в сторону Мекки, и ориентиром для этого служил навес. Однако был период, когда мусульмане обращали свои взоры к Иерусалиму, считая его главным священным городом. Йасриб, как уже было сказано, населяли еврейские общины, и Мухаммад, чтобы заручиться их поддержкой, начал осуществлять намазы в сторону Иерусалима. Но в 624 г. во время молитвы на него сошло откровение об изменении кыблы в сторону Мекки.
Все двери в дом были открыты. Правда, такой обычай существовал только тогда, когда намаз происходил в сторону Иерусалима. Когда молитвы стали происходить в сторону Мекки, открытой оставалась только одна дверь.
Мечеть пророка. Общая характеристика
Аль-Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка) — мечеть в Медине, являющаяся второй святыней в исламе после Заповедной мечети в Мекке (мечеть Аль-Акса в Иерусалиме — третья). Место погребения Мухаммада.
Изменения в мечети начались после смерти Мухаммада, когда место молитв вместе с могилой Пророка стало превращаться в центр паломничества. С каждым годом желающих побывать в святом месте становилось все больше, и, таким образом, возникла необходимость расширения постройки. Так дом Мухаммада постепенно стал превращаться в культовое место — мечеть. С годами и столетиями мечеть только увеличивалась.
Принцип планировки этого здания был принят для других мечетей во всем мире. В сооружении были заложены основные элементы композиции колонной мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала. Мечеть также служила помещением для проведения культурных и общественных мероприятий, судом и религиозной школой.
В мечети многое сделано для удобства верующих, как, например, специальные большие зонты для предохранения от жары.
Мечеть Пророка является местом захоронения второго праведного халифа Умара и дочери Мухаммада Фатимы.
Мекка и Медина
Паломничество: хадж и посещение Усыпальницы Пророка
Согласно исламской доктрине все правоверные должны побывать в Мекке хотя бы один раз за всю свою жизнь. Паломники совершают ритуальный хадж: в особое время — лунный месяц Зу-ль-хиджжа — приезжают в Большую Мечеть Мекки со всего мира. После совершения хаджа мусульманин имеет право называться «хаджи». Издревле в дороге паломники должны были переносить тяготы и лишения, доказывая свою преданность исламу. Отголоски этого остались и сейчас: несмотря на наличие в Мекке ультрасовременных отелей, множество совершающих хадж живет на территории специально разбитых для них лагерей в простых палатках.
Арабское название аль-Мадина аль-Мунаввара в переводе на русский поэтично звучит, как «Лучезарный город». Его посещение не входит в хадж, но показывает преданность человека мусульманской вере. В Медине находится еще одна исламская святыня — могила Пророка Мухаммада, мир ему. В 622 году он вынужден был покинуть Мекку из-за давления идолопоклонников. Жители Медины отказались от многобожия и вверили свои судьбы Аллаху, пригласив Проорока быть судьей над ними. Этот город стал первым поселением, в котором восторжествовал ислам, с него началась история исламского государства, там жили и правили первые халифы арабского мира Умар, Абу-Бакр и Осман.
Мекка и Медина сегодня
Но все же главное значение этих городов — культовое. Для паломников созданы все условия, мечети регулярно реконструируются и достраиваются. Большая Мечеть (вместимость которой достигает 900 тыс. человек) оборудована эскалаторами и мощными системами кондиционирования воздуха. Во дворе Мечети Пророка в Медине тень создается с помощью системы зонтиков, которыми управляет автоматика. Посетить исламские святыни с каждым годом желает все больше людей, поэтому города активно растут и развиваются.
Евреи и арабы. Мекка и Медина. Мухаммед и хадж
Арабы — группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Их численность 430-450 млн человек.
90 % арабов исповедуют ислам, часть христианство. Исторической родиной народа считается Аравийский полуостров.
Евреи — древний народ семитского происхождения. Традиционной религией евреев является иудаизм.
Их численность на 2012 год составляет 13,855 млн человек (43 % в Израиле и 39 % — в США).
Казалось бы, евреев на порядок меньше, но с их историей разобраться намного сложней. Ханаан (Земля Обетованная) хотя и считается исторической колыбелью евреев, однако следы пребывания народа в Старом Свете встречаются везде или почти везде.
Римский поэт Клавдиан во второй половине 4 в. писал, что «берега Индии украшаются (пестрят) еврейскими парусами». Приходившие в Абиссинию европейцы, отмечали там большое количество иудеев.
Еврейские общины существовали помимо Ханаана и Европы: в Китае, в Африке, на Кавказе, а также во многих других местах. Изучая историю евреев, иногда находишь следы этого народа там, где и не предполагалось. Например есть удмуртские и татарские евреи. Отметим, что Пуштуны считают себя потерянным коленом народа Израиля. Впрочем, это уже тема немного другая.
В данной статье предлагаю читателю несколько коротких штрихов о взаимоотношениях первых мусульман с иудеями. Расскажу о христианах Аравии, о Священных городах ислама. Поговорим и о Мухаммеде — последнем пророке этого мира.
Как известно, человеческий род спас праведник Ной. У разных народов он именуется по-разному, но мы будем придерживаться Библии.
Ной имел трех сыновей: Сима, Йефета и Хама. От сыновей Ноя пошли разные народы. Углубляться в тему опять-таки не будем, нас интересует Сим, правнуком которого стал Авраам — родоначальник еврейского народа. Он родился в шумерском городе Уре.
Достигнув зрелости, Авраам женился на Саре. Почти сразу после этого молодые отправились в Ханаан и далее в Египет.(((После замужества Бог дал Саре новое имя, и она стала Саррой)))
С годами выяснилось, что Сарра не может родить ребёнка. Переживая по этому поводу, Сарра отдала Аврааму для утехи свою рабыню-египтянку по имени Агарь. Та забеременела и родила 86-летнему Аврааму Исмаила.
После этого положение Сарры ухудшилось, ибо Агарь стала Авраамом манипулировать и законную жену притеснять. Боги сжалились над Саррой. Бесплодная женщина, достигнув 90-летнего возраста, родила Исаака.
Далее в доме Авраама всё ещё более не заладилось, ибо старший сын Исмаил начал обижать Исаака. Женщины друг друга также ненавидели, науськивая мужа друг на друга. Господь же сказал Аврааму, что от сыновей произойдут великие народы. Подумав, он решил удалить Агарь. Авраам дал ей в дорогу всё необходимое и отпустил её вместе с Исмаилом.
Агарь в пути едва не погибла от жажды. По преданию, когда она оказалась на месте современной Мекки, то начала искать воду между холмами Сафа и Марва. Ангел Джибрил ударил ногой, и из этого места чудесным образом вышел источник Замзам.
(((Колодец Замзам находится в пределах мечети аль-Харам, на расстоянии 21 м от Каабы. Глубина колодца — 30 метров. Когда мусульмане совершают хадж, им обязательно дают испить воды из священного колодца.)))
В последующем у Исмаила родилось 12 сыновей. Исмаил обосновался в Мекке, выгнав оттуда своих родственников амаликитян (племя амалик относится к ветви Арама, сына Сима, внука Ноя).
Авраам несколько раз навещал в Мекке своего сына Исмаила. В последующем, когда Авраам достигнув 175 лет, умер, Исмаил и Исаак совместно похоронили его в пещере Махпеле в Хевроне.
Вражды между братьями уже не было. От Исаака пошли евреи, а от Исмаила арабы.
(((Нужно не путать арабов и бедуинов. Последние гордятся «чистотой своей крови», в отличие от жителей городов, «смешавшихся с чужаками». Бедуины — «чистые арабы» — ведут свою родословную от библейского Иоктана, потомка Ноя.)))
Первое здание на земле — палатку над чёрным камнем — поставил выгнанный из рая Адам. Его сын Шис (Сиф) построил первую Каабу. После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) первая Кааба и её место были утеряны.
Кааба — это особо возвеличенный Аллахом Дом Всевышнего на земле. Это первый дом, построенный на нашей планете, служащий знаком того, что Аллах — Один.
Ту Каабу, которую мы видим сейчас, построил Авраам. Его сын Исмаил помогал ему.
(((Во время хаджа у мусульман существует ещё один обычай — побивание дьявола камнями. Паломники бросают камешки в три стены (ранее столбы), которые называются джамарат.
Традиция уходит во времена Авраама и Исмаила. Когда отец с сыном возводили Каабу, шайтан всячески искушал Исмаила. Тогда Авраам взял и отогнал дьявола камнями.)))
По поверьям древних арабов, Кааба считалась центром земли. Её четыре угла символизируют четыре стороны света. Возле Каабы дежурят 70 тыс. ангелов. Они внимательно выслушивают молитвы верующих и передают их Всевышнему.
Особое внимание берёт на себя чёрный камень Каабы. Кто-то называет его метеоритом, кто-то подарком Всевышнего. В исламских преданиях сообщается следующее.
Когда Кааба была почти готова, Авраам обнаружил, что не хватает камня в одном из ее углов. Он отправил Исмаила на поиски подходящего камня, и когда тот вернулся, то увидел, что Ибрахим поместил в пустующее место некий камень и уже укрепил его. Удивленный Исмаил спросил: «О, отец! Где ты нашел этот камень?!» (Ибрахим) ответил: «(Ангел) Джибрил принес мне его из Рая…»». Таким образом, возведение Каабы было завершено.
По мусульманскому преданию, сей камень принёс на Землю Адам. Пророк Мухаммед об этом камне говорил, что «черный камень был ниспослан из Рая (и был он) белее снега, и стал черным из-залюдских грехов».
Возле Каабы есть ещё один интересный камень — Макам Ибрахима (Авраама) – большой валун, на котором стоял пророк Ибрахим, возводя стены Каабы. Он сделался мягким и запечатлел на себе следы его ног.
Нынешняя Кааба много раз перестраивалась после природных бедствий и человеческих разрушений. Какой она была изначально? Об этом знает только Всевышний.
По оценке миссионера Самюэля Цвемера, численность евреев Аравии в конце 19-ого века составляла 200 тыс. человек. Иудейские общины были почти во всех аравийских городах, за исключением городов ислама.
Евреи жили в Аравии с самых древних времён. О аравийских евреях упоминают многие путешественники и историки. По легенде царь Соломон, мудрейший из мужей, обратил в свою веру царицу Савскую (документально это никак не подтверждено).
А вот что известно достоверно, так это то, что в 391 г. правитель Химьяра, Сабы, Хадрамаута и Йаманита, «повелитель арабов в горах и на равнинах», царь Абу Кариб (385-420), правивший под именем Тубба Второй, принял иудаизм.
В настоящем во многих мечетях как особая святыня хранится кисва — покрывало, которым накрывают Каабу. Кисву меняют один раз в год перед хаджем. Когда появился этот обычай?
Дело обстояло следующим образом. Абу Кариб захватил Йасриб (Медина), оставил там наместником своего сына и отправился дальше. Когда он ушёл, горожане подняли восстание, убив наместника и его доверенных лиц. Прослышав о такой дерзости, царь вернулся, осадил Йасриб, желая город полностью уничтожить. И тут случилось невероятное. В лагерь царя пришли два раввина. Попросив принять их, они уговорили Абу Кариба перейти в иудаизм.
Ибн Хихам, автор книги «Жизнеописание пророка Мухамеда», сообщает, что далее Абу Кариб проследовал в Мекку, где местные раввины открыли перед ним многие таинства. Раввины объяснили — Дом Бога построил Авраам отец Исмаила. В добавок ко всему иудейские священники пожаловались, что «идолопоклонники надругались над Храмом, окружив его идолами».
Идолов новоявленный иудей не тронул. Исполняя завет Авраама, он принёс жертву, обошёл Каабу и побрил голову. Шесть дней Абу Кариб угощал мекканцев мясом и мёдом. В одну из ночей ему было видение — накрыть Дом Творца покрывалом. Царь укрыл Каабу пальмовыми листьями и грубым сукном. Однако ночью этот же голос повелел ему, сшить для Каабы более качественную одежду, что и было сделано.
Уходя из Мекки, Абу Кариб приказал своему наместнику — содержать Каабу в чистоте, чтобы «не было внутри Дома Бога ни мертвеца, ни тряпья». Правитель-иудей установил в Каабе дверь и сделал для неё ключ.
Когда Абу Кариб вернулся в Сану, подданные встретили его прохладно. Когда царь предложил им принять новую веру, некоторые ответили, что будут с правителем воевать, если он не вернёт «культ их отцов».
В Исходе упоминается, как против Моисея восстал его двоюродный брат Корей. Спор решил «суд огня». Корей и его приверженцы сгорели, тогда как Моисея огонь не тронул. Нечто подобное произошло и здесь. Недалеко от Саны имелось место, где из земли выходил огонь. Иудейские священники вместе со своими свитками через пламя прошли, тогда как идолопоклонников огонь уничтожил. Увидев подобное, химйарийцы приняли иудейскую веру. При этом раввины настояли на уничтожении капища идолопоклонников.
И тем не менее иудаизм религия одного народа. Иудаизм не занимается миссионерством. Все подряд принять иудаизм не могли, а свято место пусто не бывает. К пятому веку в Аравии начало закрепляться христианство. Его центром стал город Наджран.
В 517 г. к власти в Химйаре пришёл царь Зу Нувас. Сын наложницы иудейки он принял иудаизм и развернул христианские погромы. Историки озвучивают цифру убиенных в 20 тыс. человек. Особенно от Зу Нуваса пострадал Наджран.
Творя бесчинства в Йемене, Зу Нувас призывал к тому же царей Персии и Хиры (столица царства Лахмидов в Месопотамии). В Константинополе обеспокоились, но выдвинуть войско в Йемен из Византии было не реально. Тогда император Юстин Первый (518-525) обратился к правителю Абиссинии, который был «ближе к Аравии», чем Константинополь.
Христиане решили поквитаться с иудеями. Негус Абиссинии собрал 70 судов и войско в 70 тыс. человек. Любопытно, что 15 тыс. воинов должны были попасть в Йемен сухим путём. Известно, что передвигались они вдоль африканского побережья, и, достигнув мыса Гвардафуй (оконечность Сомали) перебраться в Йемен должны были через цепь островов, используя надувные мешки.
Удивительное дело, но Красное море в те годы таким образом переплывали. Здесь же случилось, что войско до Сомали не дошло. Воины погибли в пути от безводья.
Не зная о трагедии второго войска, в поход на Йемен отправились 70 эфиопских кораблей. Перед выступлением царь эфиопов помолился в главном храме Аксума. Он возглавил поход лично.
В самой узкой части Баб-эль-Мандебского пролива, между островами Перим и побережьем Йемена, иудеи устроили ловушку. Зу Нувас «поставил металлическую цепь с 50-ю кольцами, с бревном в каждом из них». 60 кораблей, повредив корпус, были отброшены назад и только 10 достигли берега, где их ждал Зу Нувас с отрядом всадников.
Позже, оставшиеся в море эфиопы, ценой больших потерь сумели-таки высадиться на берег. В жестоком бою удача улыбнулась христианам. Зу Нувас вместе с конём бросился с обрыва в море. Так в 525 г. Йемен официально стал христианским.
Посчитав свою задачу выполненной, негус Абиссинии вернулся на родину, где отрёкся от престола и стал монахом.
Между тем история не стоит на месте. Христианство в Йемене и в Аравии развивалось самым активным образом. Христиане и иудеи устраивали словесные диспуты. В некоторых случаях таковые длились по несколько дней. Идолопоклонники, проявляя интерес, слушали и тех и других.
Изначально негус Абиссинии доверил управление Йеменом соотечественнику по имени Арьята, но такового сверг эфиопский генерал Абраха.
Часто бывает так, что большие войны начинаются с малого. В период джайхилийи (невежества) хадж в Мекку к своим идолам арабы совершали строго в определённое время. В этот период прекращались все воины, все конфликты. И надо же такому случится, в главный, только что отстроенный Абрахой храм Саны, ночью проник один рьяный идолопоклонник, и измазал всё и везде нечистотами.
Абраха поклялся наказать курайшитов, уничтожить в Мекке Каабу и всех идолов. Эфиопы выступают в поход, но терпят возле Мекки поражение. «Нечестивец Абраха вернулся в Сану битый и опозоренный». После этого иудеи, при помощи персов, на какое-то время взяли реванш. Эфиопов же народ Йемена проклял на веки.
Любопытно, что разбиты христиане были именно в тот год, когда родился Мухаммед.
Существует легенда, что как-то раз Мухаммед проходил мимо группы иудеев. Те задумали обмануть Пророка. Приветствуя его на арабском языке на вид как будто правильно, они изменили форму приветствия так, что вместо «мира» пожелали Мухаммеду смерти. Иудеи воспользовались сходными по произношению словами, которые трудно было различить на слух. Однако, то, что тяжело понять простому смертному, было ясно и понятно Пророку. Мухаммед ответил — и вам того же.
Возможно это как раз и было той первой кошкой, что пробежала между арабами и иудеями.
И всё же, если сравнивать, с мусульманами евреям жилось на порядок лучше, нежели с христианами.
В преданиях арабов Аравии говорится, что иудейские племена Йасриба бану курайз и бану надир нещадным образом притесняли арабов. Якобы правящая в Персии династия Сасанидов с помощью этих племён пыталась установить свою власть над Аравией. Выгонять евреев из Аравии арабы начали при праведном халифе Умаре (634-644). Ради справедливости отметим, что началось всё ещё во времена Мухаммеда.
(((С христианами при жизни Мухаммеда отношения у мусульман были более менее нормальными. Выгонять христиан из Аравии стали при халифе Умаре. Наибольшая община существовала в Наджране. Проживавшие почти 300 лет в том городе христиане, переселились в Багдад.)))
Доисламская Аравия была наполнена поэтами. Поэты и сказители стали первыми арабскими летописцами. Существовал обычай, если сходились для битвы племена, сперва следовал поединок поэтов. Таковые старались поддеть противника и прославить себя и своё племя. В мирное время поэты являлись чем-то вроде уходящих в прошлое газет и набирающего силу интернета. В мирное время поэты соревновались между собой. Местом их встреч были ярмарки и базары.
После прочтения стихов поэт вступал в дискуссию со слушателями. Сочинитель кадис (стихов о деянии племён и их героях) имел право отвечать на насмешки мечом и кинжалом. Лучшие кадисы, те, что понравились публике, вышивались золотыми нитями на шёлковой ткани и вывешивались у дверей Каабы. Такие стихи назывались «муаллака» (подвешенные) или «музаггба» (позолоченные).
Первую проповедь Мухаммед произнёс в родной Мекке в 610 году. Курайшиты обеспокоились, что возмутитель спокойствия создаст Мекке нежелательный имидж, и это отразится на торговле и на хадже, с которого курайшиты получали доход. Идолопоклонники стали предлагать Мухаммеду различные варианты договорённости. Мухаммед же на это не пошёл.
Не можешь скрыть — нужно высмеять. Подобный принцип действовал во все времена. Так случилось и с Мухаммедом. Посланник Аллаха вместе со своим учением был выставлен на посмешище.
Согласно одному из преданий, Пророк как-то сказал, что набитый гнильём живот в 100 раз лучше, нежели голова набитая поэзией. Первый биограф Мухаммеда Ибн Исхак (704-767), отмечал, что посланник Аллаха относился к поэтам в начале крайне отрицательно. Их сатирические стишки и колкие эпиграммы сводили на нет его пророческую миссию. Добавим к этому, поэты употребляли вино, а с этим как раз и боролся Мухаммед.
Среди мекканских евреев поэтов было предостаточно, и все они принялись издеваться над Мухаммедом. В свою очередь, не боясь преследования идолопоклонников, заступался за Мухаммеда поэт по имени Ибн Рахву.
Много неприятных моментов Мухаммеду доставил арабский поэт Ка’б ибн Зухайр аль-Музани. Позже учение Пророка он принял, написав об исламе стихи. Растроганный Пророк подарил поэту свой плащ. Зухайр хранил его до самой смерти.
(((Впоследствии плащ в качестве реликвии перешёл к Абассидам. По легенде плащ Пророка с последнего халифа Абассидов снял и бросил в костёр монгольский хан Хулагу, захвативший Багдад в 1258 г.)))
Убийство Ка’ба или как минимум санкционирование такового — одно из современных обвинений против Мухаммада, а также элемент критики ислама. Впрочем, мы забежали вперёд.
В 615 году произошла первая в истории ислама хиджра. Сторонники Пророка, дабы сохранить его учение, переселились в Абиссинию. Не считая детей, в Абиссинию переселилось 82 человека. Сам Мухаммед остался в Мекке.
Город был разделён на кварталы. Каждый родоплеменной союз занимал свой, обнесённый стеной, квартал. В 616 году клан хашим, под покровительством которого находился Пророк, подвергся бойкоту. Курайшиты запретили жителям Мекки общаться с представителями этого клана. К бойкоту и травле подключились поэты.
Из-за объявленного бойкота мусульмане не могли торговать и что-либо покупать. Жилось им тогда крайне трудно. Когда бойкот сняли, обрушились новые несчастья. Сперва скончался Абу Талиб — дядя Мухаммеда, глава хашимитов, заступник мусульман.
(((Абу Талиб являлся хранителем ключей от Каабы. Он отец четвёртого «праведного» халифа Али ибн Абу Талиба. В настоящий момент правящая династия королей Иордании берёт своё начало из рода хашимитов.)))
В 619 году умерла Хадиджа — первая жена Мухаммеда.
(((У арабов существовал обычай кровной мести. Если один человек убивал другого, в этом случае род за своего убиенного обязан был отомстить. Ну а если в убийстве участвовали все рода — в этом случае отомстить всему городу было невозможно, соответственно, обычай кровной мести не действовал.)))
Мусульмане узнали о заговоре. Мухаммед бежал из Мекки. Прикрывая Пророка, в его доме в его постель, решив пожертвовать собой, лёг Али — двоюродный брат Пророка, первый мужчина принявший ислам из рук Пророка, будущий муж его дочери Фатимы.
16 июля 622 года считается той датой, когда Мухаммед официально поселился в Медине. Его сопровождала горстка сторонников (мухаджиров). Через 17 лет этот день провозгласят началом мусульманского летоисчисления. Впрочем, это случится чуть позже.
Медина приняла Мухаммеда. Он превратился здесь из проповедника в политического лидера общины, в которую входили не только мусульмане. Его главной опорой были местные ансары (последователи) и пришедшие с ним из Мекки мухаджиры. В противовес им местные иудеи отказались признать Пророка из неиудеев. Они стали всячески высмеивать Мухаммеда и его миссию, позже вступив в сговор с мекканцами.
В свою очередь, Медина не могла прокормить множество новых людей, а напасть на караван в те годы считалось вполне обычным делом. И потому, чтобы прокормиться, Мухаммед разрешил своим сторонникам нападать на караваны мекканцев.
В 623 г. мусульмане совершили целый ряд походов к Красному морю. В декабре их отряд возглавил лично Мухаммед. Первое его войско насчитывало 160-200 человек. Отметим, что на тот момент отряд телохранителей Китайского, Персидского, либо Византийского императора был в 5-10, а то и в 20 раз больше.
Изначально у Мухаммеда не было никакой казны. Однако, все историки отмечают, что добычу он делил по справедливости. Жёны и дети убитых воинов получали пенсию. Более того, в некоторых случаях он брал себе в жёны женщин, чьи мужья погибли за установление новой веры. В сложные моменты Мухаммед мог без сожаления отдать обиженным всю свою долю.
В 623 г. мусульмане не одержали ни одной крупной победы. На следующий год отряд мусульман во главе с Ибн-Джахшем напал на караван курайшитов в священный месяц, чего никак нельзя было делать. Ибн-Джахш вернувшись в Медину, предложил Мухаммеду его долю. Пророк отказался, чем ещё сильнее укрепил свой авторитет.
Мы не будем перечислять все решения Мухаммеда на посту руководителя мединской общины, но отметим, что, не смотря на начавшуюся войну с Меккой, поддержкой и уважением горожан он пользовался (кроме христиан и евреев).
Меж тем, обиженные мекканцы, решили отомстить. В 624 г. они выступили в поход и были разбиты в долине Бадр. Пятьдесят курайшитов пало в бою, часть попала в плен. Потери мусульман составили 24 человек.
В тот год мусульманам удалось разгромить несколько мекканских караванов, шедших в Ирак и обходивших Медину стороной. Видя победы мусульман, на сторону Мухаммеда переходили прилегающие к Медине племена бедуинов.
В 625 г. курайшиты предприняли поход на Медину. Дабы подбадривать мужчин, было принято брать с собой женщин. Курайшитов сопровождало 15 мекканок, потерявших в долине Бадр своих родственников.»Возглавляла» женский громко плачущий отряд некто Хинд. Проходя мимо могилы матери Пророка, она захотела разрыть её и осквернить. Хинду остановили с трудом. После, когда состоялась битва возле горы Оход, Хинд и другие мекканки «порезвились» на поле боя. Они отрезали конечности убитых врагов. Делали ожерелья из отрубленных ушей и носов. Вот до чего доходила ненависть!
В отличие от идолопоклонников, ведомые Пророком мусульмане, вели себя более благородно. В битве возле горы Оход едва не погиб сам Мухаммед. Он упал, получив ранение. Курайшиты же решили мусульман не добивать и отступили, что было с их стороны весьма странно. Мусульмане потеряли убитыми 70 человек, ранеными 200. У курайшитов погибло 24 воина. Отметим, что в этой начавшейся войне бились между собой люди, знавшие друг друга едва ли не с детства.
В 626 году мусульмане совершили несколько походов, однако больших битв не было.
31 марта 627 года состоялось так называемое «Сражение у рва». Однако тут нужно объяснить, как складывались отношения иудеев и арабов.
И.П.Сенченко в своей книге «Арабы Аравии» пишет:
Конечно же никакая новая религия евреям была не нужна. После появления в Йасрибе огромного количества мусульман, отношения арабов и иудеев испортились.
Бану кайнука пришли в Йасриб ещё до рождества Христова. Большая их часть занималась ремесленным производством. Их артель насчитывала 300 человек.
Бану кайнука (2,5 тыс. человек) вместе с племенем бану ан-надир (3 тыс.), были изгнаны из Медины. Собрав караван из 6 сотен верблюдов, они ушли на север, «получив разрешение взять с собой всё, что может нести верблюд, кроме оружия».
В некоторых случаях приходится читать, что именно Мухаммед повелел женщинам Аравии закрывать лицо от чужаков. Нет, это не так — аравийки прятались под чадрой и под паранджой с незапамятных времён.
Вернёмся в март 627 года.
Мекканцы наступали большими силами. Их объединённая армия насчитывала 10 тыс. человек. Силы Пророка составляли 3 тыс. воинов. Тут нужно пояснить, что подобных армий Медина до этого не видела. Медина была торговым городом и её стены могли защитить разве что от бедуинов.
Понимая всю опасность ситуации, Мухаммед созвал военный совет. Салман аль-Фариси, перс по происхождению, какое-то время служивший в армии Сасанидов, предложил вырыть на подступах к городу огромный ров, что и было сделано силами мединцев за пять дней. Если для мединцев подобная защита была в новинку, то мекканцы и подавно не знали, что делать. Те и другие обстреливали друг друга из луков. Противостояние продлилось около месяца. Закончилось всё тем, что ураганный ветер сорвал палатки курайшитов, нанеся урон их лагерю. Сторонники Пророка посчитали это заступничеством Аллаха.
В свою очередь, для Мухаммеда делом чести стало поквитаться с бану курайз. Иудеи этого племени жили в оазисе недалеко от Медины. Бану курайз нарушили договор о мире, встав на сторону курайшитов. Мусульмане 25 дней осаждали деревушки иудеев.
Наконец, те сдались, рассчитывая, что судить их будет один из их бывших друзей. Однако мединец вынес весьма суровое решение.
Приговор был немедленно исполнен: 600–750 евреев было зарезано; только один перешёл в ислам и тем сохранил жизнь. В числе убитых был и рабби Хукайк из племени Бану ан-Надир, и даже 1 женщина, убившая ансара (последователя Магомеда из Медины) жерновом, сброшенным с крыши.
Разгром Бану Курайза послужил темой для стихотворения еврейскому поэту Джабалу бен-Джаувалю. Захваченные в плен дети евреев были обращены в ислам, а одна из евреек, Рейхана бинт Зейд, стала женой пророка.
Можно ли верить в столь массовую жестокость? Я лично сомневаюсь. Зачем убивать человека, если его можно продать или заставить работать? Отметим, что других столь массовых жертв в битвах, в нападениях на караваны, либо на города и оазисы, хронисты не отмечают.
Повторюсь, в «Сражении у рва» мусульмане потеряли убитыми 4 человека! Всех мужчин-иудеев перебили, а еврейка Рейхана бинт Зейд, стала женой Пророка? Помня о геноциде своего народа, она могла — и должна была отомстить? Примеры подобного были.
В пяти переходах к северу от Медины (150 км.) располагался оазис Хайбар, населённый иудеями.
Он являлся серьёзным препятствием для распространения ислама на север. Хайбарцы занимались выращивание фруктов и зерна, разведением скота, прядением, ткачеством и портняжным делом. Товары из Хайбара продавались как в ближайшие поселения, так и в Сирию и Ирак. Отметим, что часть бывших мединских евреев осело как раз в Хайбаре.
В 628 году Мухаммед решил поквитаться с хайбарцами, осаждавшими Медину вместе с курайшитами. Битва за Хайбар продолжалась полтора месяца.
После того, как Хайбар пал, мусульмане остановились на отдых в домах своих бывших врагов. Сам Мухаммед разместился в одном из лучших домов города, хозяин которого вместе с двумя сыновьями погиб, обороняя Хайбар.
Девушка-иудейка по имени Зейнаб подала на обед мясо. Его вкус Пророку показался странным. Мухаммед выплюнул взятую в рот пищу. А вот его соратник по имени ал-Башир свой кусок съел — и почти сразу скончался. Отравительницу отдали на суд родственникам умершего.
Трудно сказать, действовала ли Зейнаб сама по себе или же ею кто-то руководил. В любом случае, за подобное в те годы отвечал не один человек, а вся община. Не понимать этого Зейнаб не могла. Мусульмане решили поквитаться с евреями за предательство. Вырыв на центральном рынке города несколько рвов, они сбрасывали туда тела обезглавленных мужчин-иудеев. Хронисты отмечают, что казни продолжались весь день и всю ночь.
В истории великое множество непонятного. Если верить хронистам, иудейский поэт-старец Абу-Афика, писавший на Пророка едкие эпиграммы, был убит после попытки отравления спящим. Подобное весьма странно? Мужчин хайбарцев убивали прилюдно на площади, тогда как дряхлого старика закололи во сне?
Ещё один непонятный момент? После взятия Хайбара у Мухаммеда появилась вторая жена-еврейка — Сафия бинт ***йй. По поводу этой женщины всезнающая Википедия даёт справку:
«В ходе битвы при Хайбаре были убиты отец и муж Сафии, а сама Сафия в числе других представителей своего племени была взята в плен. Увидев пленённую Сафию Мухаммед взял её себе в наложницы, а затем освободил её из рабства. После освобождения ей был предоставлен выбор сохранить свою религию и уйти куда пожелает, либо остаться с Мухаммедом и Сафия решила остаться и жить с Мухаммедом. По случаю женитьбы Мухаммеда на Сафии к ним приходили гости и приносили еду с собой.»
Последняя фраза весьма показательна и любопытна. Скорее всего, мусульмане казнили лишь нескольких хайбарских иудеев. Зачем убивать человека, который может на тебя работать?!
Пятая часть земель оазиса отошла в пользу Мухаммада как главы военной экспедиции, а остальная земля была распределена между воинами. По договору местное население должно было обрабатывать землю и отчислять половину урожая мусульманам. Средневековые исламские правоведы считали, что пророк Мухаммад сохранил земли за жителями Хайбара превратив их в арендаторов-издольщиков.
Если придерживаться второй версии, то в 641 году халиф Умар ибн аль-Хаттаб объявил о переселении иудеев (в том числе хайбарцев) из оазисов Северного Хиджаза в Сирию. Жители Хайбара покинули оазис, не получив никакой компенсации. Город был разделён между участниками захвата.
(((Любопытно, что дочь Пророка Фатима, сразу после смерти отца, предъявила права на пятую часть земель оазиса. Халиф Абу Бакр отказался удовлетворить её требования, сославшись на слова Мухаммада о том, что у пророков нет наследников и всё имущество, оставленное им является собственностью общины.
Фатима умерла в Медине в 633 году — через год после смерти отца.)))
В любом случае, победа в Хайбаре способствовала дальнейшим успехам Мухаммада. Посланник Аллаха усилил своё влияние на Аравийском полуострове. Племена Аравии безропотно следовали за теми вождями, которым сопутствовала удача.
1 января 630 года Пророк повёл свою многочисленную армию на Мекку. Когда его войско подступило к городу, курайшиты поняли, что проиграли. 11 января 630 года Мекка сдалась на милость победителя.
Мухаммед по отношению к своим бывшим врагам проявил великодушие. Он никого не казнил. Посланник Аллаха убрал все 360 идола, что стояли возле Каабы.
(((Древние арабы считали, что в году 360 дней))).
Курайшиты приняли ислам. Проживавшие в городе иудеи из Мекки были выселены.
У идолопоклонников мекканцев в доисламское время существовал следующий обычай. Отец наряжал в лучшие одежды свою 4-6 летнюю дочь, вёл её на гору Абу Далма, где сталкивал в заранее вырытую яму — и хоронил заживо. При этом он во всеуслышание заявлял, что жертвует дочь в дар своему божеству-покровителю.
В ряде племён в эпоху Мухаммеда существовала и другая традиция. Беременная женщина рожала возле вырытой ямы. Неугодных девочек сбрасывали вниз и сразу закапывали.
Вот от чего избавил своих соплеменников Мухаммед.
При этом многое из того, что в современном исламе считается нормой, приписывается Пророку Мухаммеду.
Возьмём, к примеру, употребление хмельных напитков. Конечно, Мухаммед с пьянством боролся, но он никогда не призывал вырубать виноградники. Подобное произошло при «праведном» халифе Умаре (634-644 гг.).
(((До и при Мухаммеде сады и огороды Аравии не закрывались заборами. Любой голодающий мог зайти и съесть сколько угодно фруктов и овощей. Единственное, выносить с собой запрещалось!)))
Долгие годы борьбы отразились на здоровье Мухаммеда. Пророк умер в 632 году, прожив 63 года. Мусульмане выбрали первого халифа — Абу Бекра. Осенью 633 года тот начал «арабские завоевания». Впрочем, это уже другая история.
Если анализировать жизнь Мухаммеда, то она вся прошла на виду у его современников, которые поделились с потомками множеством цитат и множеством эпизодов. Пусть он и являлся Пророком и посланником Аллаха, в жизни это был вполне обычный человек.
По одной из версии Пророк имел 13 жён. Первая жена Хадиджа бинт Хувайлид (555—619) была старше на 15 лет. До самой своей смерти она оставалась единственной.
Все жёны Мухаммеда удостоились титула «матерей правоверных». Однако, про всех говорить мы не будем.
Отметим несколько эпизодов.
Если у самого Мухаммеда было несколько жён, то своему двоюродному брату Али ибн Абу Талибу взять вторую жену Пророк не разрешил. В этом случае его родная дочь Фатима делила бы своего мужа Али с новой пассией. По всей видимости, тут сыграли отцовские чувства.
Однажды Мухаммед зашёл в гости к своему приёмному сыну Зайду, «как отец входит в жилище сына» — и увидел Зайнаб, жену Зейда. Сын понял, что отец пленился красотой Зайнаб. С женой он развёлся, что дало возможность Мухаммеду через определённое время жениться на Зайнаб.
Одной из жён Мухаммеда являлась Хафза (дочь Умара второго «праведного» халифа) — женщина красивая, но отличавшаяся необыкновенно строптивым характером. Хафза не единожды становилась зачинщицей ссор среди жён Пророка. Как-то раз она застала мужа в «свой день» с наложницей. Хафза учинила мужу такой скандал, о котором долго судачили в мусульманской общине. Любопытно, что именно этой жене Мухаммед доверил свой сундук с записанными «откровениями», которые Пророк периодически получал от Всевышнего.
Г.Леонтьев и М.Ершов в своей книге «Тайны оманского ладана» сообщают следующее:
По легенде, основанной на рассказах Аиши (самая молодая и самая любимая жена), ежедневно после обеда Мухаммед посещал одну из жён. Когда он приходил в комнату Хафзы, то оставался там дольше, нежели у других. У остальных жён это вызывало зависть и ревность.
Подговорив Аишу, женщины решили выяснить, в чём тут дело. Оказалось, что Хафза угощала Мухаммеда мёдом, чем и задерживала его подле себя. Узнав об этом, жёны сговорились, как бы невзначай, говорить Мухаммеду, что изо рта у него исходит слишком сильный пряничный запах.
В свою очередь, Мухаммед очень внимательно относился к вопросам гигиены, «чистоты одежды и тела». Мёд у Хафзы он более не пил и дольше обычного в покоях у неё не останавливался.
Безусловно, то, что является святыней для одних, у других подобных чувств не вызывает. Через религию одни народы всегда и во все времена старались покорить и успокоить народы другие. Кто больше прав перед Богом, кто меньше, про то знает только сам Господь. Я же хочу привести несколько исторических примеров.
Отряд крестоносцев из 900 человек был разбит. Сам Рено де Шатийон спасся лишь чудом, а все его товарищи были казнены в различных городах Аравии в назначенный день. В 1187 году уже с новым отрядом Рено захватил богатый паломнический караван, шедший из Египта в Мекку с дарами для Каабы. В тот же год он попал близ Акры попал в плен вместе с королём Иерусалима. Салах ад-Дин своей рукой лично отрубил голову Рено де-Шатийону.
В последующем христиане, выдавая себя за мусульман, не единожды предпринимали попытки проникновения в Мекку. Тайно наведывались в Аравию и миссионеры — «лазутчики Ватикана». Не счесть всех отважных путешественников-христиан, выдававших себя за мусульман и рисковавших жизнью. И всё же есть «визиты», которые стоят особняком.
В 1643 году впервые в истории Священных городов ислама Мекку и Медину инкогнито посетил христианский епископ — Матье де Кастро, папский легат в Индии. Он видел гробницу Пророка в Медине, наблюдал за ритуалом паломников в Мекке, у стен Каабы. Сведения собранные епископом, были по достоинству оценены Папой.
В 1807 году Мекку увидел испанец Бадия-и-Леблих Доминго (1776-1818). Будучи агентом Наполеона, он выдавал себя за принца-потомка династии Аббасидов (750-1258). Доминго был первым из европейцев, кому удалось определить точное расположение Мекки. Более того, он единственный христианин увидевший Каабу изнутри. Шариф Мекки пригласил «высокого гостя» принять участие в уборке Каабы перед хаджем.
В 1853 году в Мекку, выдавая себя за персидского принца, прибыл английский офицер-разведчик сэр РичардФренсис Бертон (1821-1890). Этот человек владел 20 языками. Именно он перевёл на английский сказки «Тысячи и одной ночи».
Арабы прекрасно понимали, для чего к ним стараются проникнуть европейцы.
Теперь же, по прошествии времени, благодаря таким отважным путешественникам как Буркхардт, Бертон, Пэлгрев, Гюрхронье и др. мы узнаём много интересного об «Острове арабов», изучаем всё то, что для самих арабов казалось обыденностью.
Переодевшись в ихрам (одежда паломника состоящая из двух кусков материи белого цвета) пилигрим как бы отгораживается от мирской жизни. Во время хаджа ему запрещено заниматься торговлей и другими делами. Мусульманин всецело отдаёт себя исполнению одной из священных обязанностей — поклонение Каабе, Дому Аллаха.
В этот момент ему нельзя обижать кого-либо и гневаться, заключать брак и вступать в связь с женщиной. Возбраняется причинять вред всему живому, убивать животных и насекомых, срывать листья с деревьев, а также бриться, стричь волосы и ногти, курить, надевать украшения, использовать парфюмерию и благовония.
В настоящем ни для кого не секрет, что ежегодные доходы Саудовской Аравии от хаджа при организации паломничества составляют 30 млрд. дол. (2012), что составляет 7% ВВП королевства. В 2012 г. Мекку в период хаджа посетило 2,5 млн. человек, а через три года уже 4 млн.
При таком скоплении народа периодически случаются трагедии. Существует представление о том, что человек, умерший во время хаджа, моментально возносится к Аллаху. Однако это вовсе не обозначает, что каждый хадж заканчивается давкой. Власти королевства за порядком следят. Везде и всюду висят таблички о правилах поведения — люди же их нарушают.
Случались во время хаджа и природные катаклизмы. Знаменитый мусульманский историк, географ и астроном ал-Хорезми, в одной из своих книг пишет о «большом наводнении по дороге в Мекку». Это произошло в 699 году. Всё имущество паломников было унесено водой. Далее вспыхнула чума, забравшая большое количество жизней.
Р.S. Об Аравии можно говорить бесконечно. Автор не ставил себе целью пересказать историю всего полуострова. Подобной возможностью обладает только Всевышний.
При составлении статьи были использованы книги:
И.П.Сенченко «Аравийский полуостров», «Арабы Аравии»
А.Топорцев «Мировая история войн»
Г.Леонтьев и М.Ершов «Тайны оманского ладана»